Продвижение услуг учреждения дополнительного образования посредством взаимодействия с социальными партнёрами
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы продвижения услуг учреждений дополнительного образования для детей и юношества 9
1.1. Миссия дополнительного образования в современном
российском обществе 9
1.2. Направления образовательных программ и виды услуг в
системе дополнительного образования для детей и юношества 16
1.3. Социальное партнерство как условие продвижения услуг
муниципального учреждения дополнительного образования 29
Глава 2. Опыт продвижения услуг муниципального учреждения дополнительного образования 49
2.1. Анализ услуг МАУ ДО Дома детства и юношества
Кировского района г. Екатеринбурга 49
2.2. Программа продвижения услуг муниципального
учреждения дополнительного образования и ее апробация 58
Заключение 75
Список использованной литературы 78
Приложения
Глава 1. Теоретические основы продвижения услуг учреждений дополнительного образования для детей и юношества 9
1.1. Миссия дополнительного образования в современном
российском обществе 9
1.2. Направления образовательных программ и виды услуг в
системе дополнительного образования для детей и юношества 16
1.3. Социальное партнерство как условие продвижения услуг
муниципального учреждения дополнительного образования 29
Глава 2. Опыт продвижения услуг муниципального учреждения дополнительного образования 49
2.1. Анализ услуг МАУ ДО Дома детства и юношества
Кировского района г. Екатеринбурга 49
2.2. Программа продвижения услуг муниципального
учреждения дополнительного образования и ее апробация 58
Заключение 75
Список использованной литературы 78
Приложения
Актуальность. В условиях общекультурного кризиса воспитание культурной личности, способной сознательно строить свои отношения к природе, обществу, самому себе, способной к творческой самореализации во всех сферах деятельности представляется чрезвычайно важным. Участие в системе дополнительного образования способствует культурному развитию и социализации детей и юношества.
Вопросам развития системе дополнительного образования в последние годы уделяется большое внимание. Изменение приоритетов политики государства в области распределения доходов поставило данную сферу в крайне сложное финансовое положение. Учреждения дополнительного образования и культурного просвещения населения, находившиеся еще в начале 1990-х гг. на полном государственном обеспечении, сейчас получают от правительства не более 40% общей суммы расходов. Данное обстоятельство заставляет искать пути повышения эффективности управления и разрабатывать стратегии продвижения собственных услуг, связанных с различными направлениями социально-культурной деятельности и приобщением детей к искусству. Приобщение детей к искусству и иным видам творчества необходимы для формирования эмоционально-чувственного отражения мира, нравственно-эстетического развития личности.
Дополнительное образование является традиционной сферой взаимодействия муниципальных учреждений культуры, образовательных организаций (дошкольных, школьных), государственных управленческих структур, отвечающих за организацию досуга населения, а также коммерческих учреждений, осуществляющих выставочно-концертную деятельность.
Степень изученности. Опыт продвижения услуг учреждений дополнительного образования представлен не столько в аналитических исследованиях, сколько на сайтах профильных организаций. Наименее исследован вопрос взаимодействия различных структур - государственных, коммерческих и некоммерческих организаций в этом процессе. В частности, проблему социального взаимодействия в образовании освещали М.В. Авдеенко, И.Н. Гаврилова, Л.А. Леснянская, Н.В. Панова, В.А. Степихова.
Психолого-педагогическое значение дополнительного образования для личностного развития детей и юношества отражено в трудах К. Е. Ефимова, А. А. Митиной, В.В. Леонтович, В.И. Пенягиной, И.А. Рыбалевой. В.В. Юнак.
Организация работы учреждений дополнительного образования регламентирована нормативно-правовыми документами: Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», нормативными правовыми актами Правительства Свердловской области, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования, Постановлениями и Распоряжениями Администрации города Екатеринбурга, другими законодательными и нормативно правовыми актами государственной власти и органов местного самоуправления.
Противоречие. В условиях возросшей конкуренции на рынке дополнительного образования и социально-культурных услуг, с одной стороны, и с учетом необходимости перехода на самоокупаемость муниципальных учреждений культуры и дополнительного образования, с другой, появилась насущная потребность продвижения услуг, привлечения внимания к учреждению как потенциальных клиентов, так и потенциальных партнеров для реализации локальных и масштабных культурных проектов, но поиск оптимальных форм такого рода социального взаимодействия пока не получил нужного теоретического и методического обоснования.
Проблема данного исследования заключается в том, как организовать социальное партнерство на базе муниципального учреждения дополнительного образования, чтобы обеспечить продвижение услуг образовательной организации данного типа.
Объект исследования: дополнительное образование детей и юношества.
Предмет исследования: продвижение услуг муниципального учреждения дополнительного образования.
Цель: разработка и теоретическое обоснование комплекса мероприятий по продвижению услуг муниципального учреждения дополнительного образования для детей и юношества на основе социального партнерства.
Задачи:
1. Обосновать миссию дополнительного образования в современном обществе.
2. Изучить направления и виды услуг учреждения дополнительного образования для детей и юношества.
3. Проанализировать формы социального партнерства как условия продвижения услуг муниципального учреждения дополнительного образования.
4. Изучить опыт продвижения услуг муниципального учреждения дополнительного образования на примере Дом детства и юношества Кировского района г. Екатеринбурга.
5. Разработать и апробировать программу продвижения услуг муниципального учреждения дополнительного образования .
Методология и методы исследования: в работе использованы системный, деятельностный, комплексный, социально-управленческий подходы.
Теоретические методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. Эмпирические методы исследования: наблюдение, анализ документов, SWOT-анализ, математическая и графическая обработка результатов.
Эмпирическая база: муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дом детства и юношества» (МАУ ДО ДДиЮ), г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 63 (http://ddu66.ru/).
Теоретическая значимость исследования и элементы новизны: уточнено понятие «услуги учреждения дополнительного образования», определены функции учреждений дополнительного образования; обоснованы современные стратегии продвижения услуг учреждений дополнительного образования; определены основное значение социального партнерства для таких учреждений.
Практическая значимость предлагаемой программы заключается в привлечении и эстетическом воспитании детей - участников и зрителей творческих проектов для соответствующих возрастных категорий от 5 до 18 лет, а также укреплении социального партнерства между всеми институциональными участниками: Управление образования Администрации г. Екатеринбурга, отдел образования Администрации Кировского района, Управляющие компании г. Екатеринбурга, Образовательные организации дошкольного, среднего, среднего профессионального, высшего образования, Коммерческие организации и др. Созданный пакет программной документации может быть полезен при проведении аналогичных мероприятий на базе других муниципальных учреждений культуры и дополнительного образования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Услуги в системе дополнительного образования - это результаты (продукты) деятельности коллектива учреждения дополнительного образования по различным направлениям социально-культурной деятельности: кружковая, клубная деятельность, разработка творческих инновационных проектов, организация и проведение конкурсов конференций, форумов, выставок и других мероприятий различного масштаба, которые призваны выполнять такие функции как коммуникативная, информационно-просветительская, культуротворческая, рекреативно-оздоровительная, развивающая, идеологическая, определяющие миссию дополнительного образования в современном российском обществе.
2. Продвижение услуг муниципального учреждения дополнительного образования должно основываться на взаимовыгодном взаимодействии с социальными партнерами, в качестве которых выступают государственные управленческие структуры разного уровня, образовательные организации всех уровней образования; учреждения культуры (театры, музеи и т.д.) и спорта; коммерческие организации.
3. Социальное партнерство в образовании - тип совместной деятельности, который характеризуется доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений в процессе достижения просветительских и гуманистических задач по формированию и развитию творческих способностей детей и взрослых, а также решению маркетинговых задач по самообеспечению и автономному существованию.
4. Программа продвижения услуг муниципального учреждения дополнительного образования включает 3 блока: реклама (ATL и BTL- технологии), связи с общественностью (PR), социальное партнерство. В качестве основных партнеров выступают: Управление образования
Администрации г. Екатеринбурга, отдел образования Администрации Кировского района; образовательные организации дошкольного, среднего и среднего профессионального образования Кировского р-на; спортивные организации и клубы - «Искра», «Авангард», автономные некоммерческие фонды - «Альтернатива», «Пионер»; учреждения культуры г. Екатеринбурга - МАУ ДО ГДТ ДиМ «Одарённость и технологии», ЦК УРАЛ, КОСК «Россия», а так же коммерческие организации - типография «Малахит», студия флористики Светлан Савельевой, ГК «Кировский», магазин «Валенсия», Интернет-магазин «Восточная палитра».
Структура выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации): работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (70) и приложений (6).
Во введении определен понятийно-категориальный аппарат исследования и сформулированы положения, выносимые на защиту.
В первой главе изучены и уточнены основные понятия «дополнительное образование», «социально-культурная деятельность», «социальное партнерство», «продвижение услуг учреждений дополнительного образования для детей и юношества»; проанализированы управленческие аспекты продвижения услуг на основе партнерского взаимодействия с различными учреждениями и организациями государственных и негосударственных форм собственности.
Во второй главе проанализирован опыт муниципального учреждения - «Дома детства и юношества» Кировского р-на г. Екатеринбурга, проведены эмпирические исследования, представлена авторская программа продвижения услуг данной образовательной организации и результаты ее частичной апробации.
В заключении подведены итоги исследования.
Основные положения диссертации отражены в двух публикациях, см. список литературы [62; 63].
Вопросам развития системе дополнительного образования в последние годы уделяется большое внимание. Изменение приоритетов политики государства в области распределения доходов поставило данную сферу в крайне сложное финансовое положение. Учреждения дополнительного образования и культурного просвещения населения, находившиеся еще в начале 1990-х гг. на полном государственном обеспечении, сейчас получают от правительства не более 40% общей суммы расходов. Данное обстоятельство заставляет искать пути повышения эффективности управления и разрабатывать стратегии продвижения собственных услуг, связанных с различными направлениями социально-культурной деятельности и приобщением детей к искусству. Приобщение детей к искусству и иным видам творчества необходимы для формирования эмоционально-чувственного отражения мира, нравственно-эстетического развития личности.
Дополнительное образование является традиционной сферой взаимодействия муниципальных учреждений культуры, образовательных организаций (дошкольных, школьных), государственных управленческих структур, отвечающих за организацию досуга населения, а также коммерческих учреждений, осуществляющих выставочно-концертную деятельность.
Степень изученности. Опыт продвижения услуг учреждений дополнительного образования представлен не столько в аналитических исследованиях, сколько на сайтах профильных организаций. Наименее исследован вопрос взаимодействия различных структур - государственных, коммерческих и некоммерческих организаций в этом процессе. В частности, проблему социального взаимодействия в образовании освещали М.В. Авдеенко, И.Н. Гаврилова, Л.А. Леснянская, Н.В. Панова, В.А. Степихова.
Психолого-педагогическое значение дополнительного образования для личностного развития детей и юношества отражено в трудах К. Е. Ефимова, А. А. Митиной, В.В. Леонтович, В.И. Пенягиной, И.А. Рыбалевой. В.В. Юнак.
Организация работы учреждений дополнительного образования регламентирована нормативно-правовыми документами: Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», нормативными правовыми актами Правительства Свердловской области, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования, Постановлениями и Распоряжениями Администрации города Екатеринбурга, другими законодательными и нормативно правовыми актами государственной власти и органов местного самоуправления.
Противоречие. В условиях возросшей конкуренции на рынке дополнительного образования и социально-культурных услуг, с одной стороны, и с учетом необходимости перехода на самоокупаемость муниципальных учреждений культуры и дополнительного образования, с другой, появилась насущная потребность продвижения услуг, привлечения внимания к учреждению как потенциальных клиентов, так и потенциальных партнеров для реализации локальных и масштабных культурных проектов, но поиск оптимальных форм такого рода социального взаимодействия пока не получил нужного теоретического и методического обоснования.
Проблема данного исследования заключается в том, как организовать социальное партнерство на базе муниципального учреждения дополнительного образования, чтобы обеспечить продвижение услуг образовательной организации данного типа.
Объект исследования: дополнительное образование детей и юношества.
Предмет исследования: продвижение услуг муниципального учреждения дополнительного образования.
Цель: разработка и теоретическое обоснование комплекса мероприятий по продвижению услуг муниципального учреждения дополнительного образования для детей и юношества на основе социального партнерства.
Задачи:
1. Обосновать миссию дополнительного образования в современном обществе.
2. Изучить направления и виды услуг учреждения дополнительного образования для детей и юношества.
3. Проанализировать формы социального партнерства как условия продвижения услуг муниципального учреждения дополнительного образования.
4. Изучить опыт продвижения услуг муниципального учреждения дополнительного образования на примере Дом детства и юношества Кировского района г. Екатеринбурга.
5. Разработать и апробировать программу продвижения услуг муниципального учреждения дополнительного образования .
Методология и методы исследования: в работе использованы системный, деятельностный, комплексный, социально-управленческий подходы.
Теоретические методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. Эмпирические методы исследования: наблюдение, анализ документов, SWOT-анализ, математическая и графическая обработка результатов.
Эмпирическая база: муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дом детства и юношества» (МАУ ДО ДДиЮ), г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 63 (http://ddu66.ru/).
Теоретическая значимость исследования и элементы новизны: уточнено понятие «услуги учреждения дополнительного образования», определены функции учреждений дополнительного образования; обоснованы современные стратегии продвижения услуг учреждений дополнительного образования; определены основное значение социального партнерства для таких учреждений.
Практическая значимость предлагаемой программы заключается в привлечении и эстетическом воспитании детей - участников и зрителей творческих проектов для соответствующих возрастных категорий от 5 до 18 лет, а также укреплении социального партнерства между всеми институциональными участниками: Управление образования Администрации г. Екатеринбурга, отдел образования Администрации Кировского района, Управляющие компании г. Екатеринбурга, Образовательные организации дошкольного, среднего, среднего профессионального, высшего образования, Коммерческие организации и др. Созданный пакет программной документации может быть полезен при проведении аналогичных мероприятий на базе других муниципальных учреждений культуры и дополнительного образования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Услуги в системе дополнительного образования - это результаты (продукты) деятельности коллектива учреждения дополнительного образования по различным направлениям социально-культурной деятельности: кружковая, клубная деятельность, разработка творческих инновационных проектов, организация и проведение конкурсов конференций, форумов, выставок и других мероприятий различного масштаба, которые призваны выполнять такие функции как коммуникативная, информационно-просветительская, культуротворческая, рекреативно-оздоровительная, развивающая, идеологическая, определяющие миссию дополнительного образования в современном российском обществе.
2. Продвижение услуг муниципального учреждения дополнительного образования должно основываться на взаимовыгодном взаимодействии с социальными партнерами, в качестве которых выступают государственные управленческие структуры разного уровня, образовательные организации всех уровней образования; учреждения культуры (театры, музеи и т.д.) и спорта; коммерческие организации.
3. Социальное партнерство в образовании - тип совместной деятельности, который характеризуется доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений в процессе достижения просветительских и гуманистических задач по формированию и развитию творческих способностей детей и взрослых, а также решению маркетинговых задач по самообеспечению и автономному существованию.
4. Программа продвижения услуг муниципального учреждения дополнительного образования включает 3 блока: реклама (ATL и BTL- технологии), связи с общественностью (PR), социальное партнерство. В качестве основных партнеров выступают: Управление образования
Администрации г. Екатеринбурга, отдел образования Администрации Кировского района; образовательные организации дошкольного, среднего и среднего профессионального образования Кировского р-на; спортивные организации и клубы - «Искра», «Авангард», автономные некоммерческие фонды - «Альтернатива», «Пионер»; учреждения культуры г. Екатеринбурга - МАУ ДО ГДТ ДиМ «Одарённость и технологии», ЦК УРАЛ, КОСК «Россия», а так же коммерческие организации - типография «Малахит», студия флористики Светлан Савельевой, ГК «Кировский», магазин «Валенсия», Интернет-магазин «Восточная палитра».
Структура выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации): работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (70) и приложений (6).
Во введении определен понятийно-категориальный аппарат исследования и сформулированы положения, выносимые на защиту.
В первой главе изучены и уточнены основные понятия «дополнительное образование», «социально-культурная деятельность», «социальное партнерство», «продвижение услуг учреждений дополнительного образования для детей и юношества»; проанализированы управленческие аспекты продвижения услуг на основе партнерского взаимодействия с различными учреждениями и организациями государственных и негосударственных форм собственности.
Во второй главе проанализирован опыт муниципального учреждения - «Дома детства и юношества» Кировского р-на г. Екатеринбурга, проведены эмпирические исследования, представлена авторская программа продвижения услуг данной образовательной организации и результаты ее частичной апробации.
В заключении подведены итоги исследования.
Основные положения диссертации отражены в двух публикациях, см. список литературы [62; 63].
В настоящее время о сфере образования говорят, как о сфере услуг. В связи с этим образовательные организации рассматриваются как предприятия, предоставляющее образовательные услуги. В системе дополнительного образования с каждым годом помимо бюджетных, все больше предлагается платных образовательных услуг.
Услуги в системе дополнительного образования - это результаты (продукты) деятельности коллектива учреждения дополнительного образования по различным направлениям социально-культурной деятельности: кружковая, клубная деятельность, разработка творческих инновационных проектов, организация и проведение конкурсов конференций, форумов, выставок и других мероприятий различного масштаба, которые призваны выполнять такие функции как коммуникативная, информационно-просветительская, культуротворческая, рекреативно-оздоровительная, развивающая, идеологическая, определяющие миссию дополнительного образования в современном российском обществе.
На основании теоретического анализа современной научной литературы и собственного практического опыта мы пришли к выводу, что важным методом продвижения услуг организации дополнительного образования является реклама. Реклама любого вида товара или услуги многокомпонентна. Ее эффективность зависит от многих факторов: от содержания и формы сообщения, от соответствия ему средства распространения, от его размера, от времени и количества публикаций или выхода в эфир. Чем лучше продумана рекламная кампания образовательной организации, тем меньше затрат на нее потребуется.
Продвижение услуг дополнительного образования должно основываться на взаимодействии с социальными партнерами, в качестве которых выступают управленческие структуры разного уровня, образовательные организации дошкольного, среднего общего, среднего профессионального, высшего образования, спортивные организации и клубы, коммерческие организации. Социальное партнерство перечисленных субъектов нацелено на достижение гуманистических задач по формированию и развитию творческих способностей детей и взрослых, а также маркетинговых задач по самообеспечению и автономному существованию.
Изучив опыт муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дом детства и юношества Кировского района, мы обнаружили, что наличие широкого спектра услуг еще не является гарантом успеха, поэтому учреждение заинтересовано в поиске новых форм привлечения целевой аудитории и денежных средств, а так же надежных социальных партнеров.
Перед учреждением ежегодно стоит 2 основных проблемы: набор и сохранность контингента, и привлечение новых партнеров и спонсоров для реализации творческих проектов. Основными имиджевыми характеристиками ДДиЮ в представлении целевой аудитории должны стать: успешное учреждение, необходимо и полезно для ребенка, можно доверять.
Предлагаемая нами программа продвижения услуг данного муниципального учреждения рассчитана на 3 года (2015-2017 гг.) и включает комплекс управленческих решений по трем смысловым блокам: реклама (ATL и BTL-технологии), связи с общественностью (PR), социальное партнерство.
Программа продвижения предполагает ежегодное проведение долгосрочных рекламных мероприятий. Успешные мероприятия, которые были апробированы, предлагаются на следующий год с некоторыми корректировками. Почти 60% мероприятий невозможно было бы реализовать, если не устанавливать благоприятные коммуникации с социальными партнерами. Среди партнеров данного муниципального учреждения образования выступают органы местного самоуправления, бюджетные образовательные организации (детские сады, школы, университеты, колледжи), управляющие кампании, центры культуры и досуга, социальные фонды, автономные некоммерческие фонды, спортивные организации.
Благодаря взаимовыгодному сотрудничеству мероприятия по плану были реализованы на 80%. В ходе работы удалось достичь желаемых целей. Количественный показатель детей в группах ДДиЮ увеличился на 20%, открылось более 10 новых направлений. Было привлечено более 20 заинтересованных в развитии социальных партнеров и спонсоров, лояльность к учреждению среди родителей возросла, об этом свидетельствуют отзывы на сайте и устная благодарность педагогическому коллективу.
Показатель сохранности контингента и его заинтересованности в получении дополнительного образования нестабилен. Ежегодно план мероприятий расширяется, меняется в соответствии с запросами общества. Учреждение всегда находится в поиске новых партнеров, новых инициатив для социального взаимодействия и реализации масштабных образовательных и социальных проектов.
Таким образом, цель и задачи данного исследования достигнуты, но проблема продвижения услуг организаций дополнительного образования сложная и требует дальнейшего изучения.
Услуги в системе дополнительного образования - это результаты (продукты) деятельности коллектива учреждения дополнительного образования по различным направлениям социально-культурной деятельности: кружковая, клубная деятельность, разработка творческих инновационных проектов, организация и проведение конкурсов конференций, форумов, выставок и других мероприятий различного масштаба, которые призваны выполнять такие функции как коммуникативная, информационно-просветительская, культуротворческая, рекреативно-оздоровительная, развивающая, идеологическая, определяющие миссию дополнительного образования в современном российском обществе.
На основании теоретического анализа современной научной литературы и собственного практического опыта мы пришли к выводу, что важным методом продвижения услуг организации дополнительного образования является реклама. Реклама любого вида товара или услуги многокомпонентна. Ее эффективность зависит от многих факторов: от содержания и формы сообщения, от соответствия ему средства распространения, от его размера, от времени и количества публикаций или выхода в эфир. Чем лучше продумана рекламная кампания образовательной организации, тем меньше затрат на нее потребуется.
Продвижение услуг дополнительного образования должно основываться на взаимодействии с социальными партнерами, в качестве которых выступают управленческие структуры разного уровня, образовательные организации дошкольного, среднего общего, среднего профессионального, высшего образования, спортивные организации и клубы, коммерческие организации. Социальное партнерство перечисленных субъектов нацелено на достижение гуманистических задач по формированию и развитию творческих способностей детей и взрослых, а также маркетинговых задач по самообеспечению и автономному существованию.
Изучив опыт муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дом детства и юношества Кировского района, мы обнаружили, что наличие широкого спектра услуг еще не является гарантом успеха, поэтому учреждение заинтересовано в поиске новых форм привлечения целевой аудитории и денежных средств, а так же надежных социальных партнеров.
Перед учреждением ежегодно стоит 2 основных проблемы: набор и сохранность контингента, и привлечение новых партнеров и спонсоров для реализации творческих проектов. Основными имиджевыми характеристиками ДДиЮ в представлении целевой аудитории должны стать: успешное учреждение, необходимо и полезно для ребенка, можно доверять.
Предлагаемая нами программа продвижения услуг данного муниципального учреждения рассчитана на 3 года (2015-2017 гг.) и включает комплекс управленческих решений по трем смысловым блокам: реклама (ATL и BTL-технологии), связи с общественностью (PR), социальное партнерство.
Программа продвижения предполагает ежегодное проведение долгосрочных рекламных мероприятий. Успешные мероприятия, которые были апробированы, предлагаются на следующий год с некоторыми корректировками. Почти 60% мероприятий невозможно было бы реализовать, если не устанавливать благоприятные коммуникации с социальными партнерами. Среди партнеров данного муниципального учреждения образования выступают органы местного самоуправления, бюджетные образовательные организации (детские сады, школы, университеты, колледжи), управляющие кампании, центры культуры и досуга, социальные фонды, автономные некоммерческие фонды, спортивные организации.
Благодаря взаимовыгодному сотрудничеству мероприятия по плану были реализованы на 80%. В ходе работы удалось достичь желаемых целей. Количественный показатель детей в группах ДДиЮ увеличился на 20%, открылось более 10 новых направлений. Было привлечено более 20 заинтересованных в развитии социальных партнеров и спонсоров, лояльность к учреждению среди родителей возросла, об этом свидетельствуют отзывы на сайте и устная благодарность педагогическому коллективу.
Показатель сохранности контингента и его заинтересованности в получении дополнительного образования нестабилен. Ежегодно план мероприятий расширяется, меняется в соответствии с запросами общества. Учреждение всегда находится в поиске новых партнеров, новых инициатив для социального взаимодействия и реализации масштабных образовательных и социальных проектов.
Таким образом, цель и задачи данного исследования достигнуты, но проблема продвижения услуг организаций дополнительного образования сложная и требует дальнейшего изучения.
Подобные работы
- МУЗЕЙНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: ИНТЕГРАЦИЯ ЧАСТНЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРАКТИК
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2021



