Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Тьюторское сопровождение взрослых обучающихся в учреждении дополнительного образования

Работа №96746

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы98
Год сдачи2018
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
80
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЬЮТОРСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Учреждения дополнительного образования, их структура и роль в
системе российского образования 6
1.2. Тьюторское сопровождение: понятие, этапы 16
1.3. Взрослые обучающиеся и их тьюторское сопровождение в
дополнительном образовании: методическое обеспечение, формы,
методы 32
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЧАСТНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «АЛИБРА» 44
2.1. Анализ тьюторского сопровождения взрослых обучающихся в ЧОУ ДО
«Алибра» 44
2.2. Реализация программы тьюторского сопровождения взрослого
обучающегося в ЧОУ ДО «Алибра» 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ

В настоящее время в российском обществе стали происходить значительные изменения во многих сферах. В результате процесса компьютеризации взрослому человеку часто приходится переучиваться или обучаться чему-то новому. Расширение международных контактов приводит к необходимости овладения новыми профессиональными и общекультурными компетенциями. Расширение сферы услуг обусловило многообразие выбора не только в экономической, но и, например, в образовательной сфере. В связи с этим в последнее время в России стало востребованным, во-первых, дополнительное образование, а, во-вторых, образование взрослых. Учреждения дополнительного образования предоставляют широкий выбор образовательных программ в соответствии с возрастом, потребностями, уровнем знаний и другими особенностями обучающихся. Также в значительной степени увеличивается число взрослых обучающихся, которые стремятся получить новые знания в целях самореализации, повышения квалификации, смены места жительства или работы. Следовательно, образование взрослых в учреждении дополнительного образования становится актуальным в России на протяжении последних нескольких лет. Несмотря на то, что учреждения дополнительного образования пытаются осуществить индивидуальный подход к каждому взрослому обучающемуся, тем не менее, образовательные программы, условия обучения не всегда соответствуют ожиданиям слушателей. На практике оказывается, что, как и любому человеку вне зависимости от возраста и социального статуса, взрослому обучающемуся в рамках дополнительного образования необходимо тьюторское сопровождение, в рамках которого слушатель сможет успешнее адаптироваться к образовательной среде и освоить образовательную программу. Таким образом, реализация тьюторского сопровождения взрослых обучающихся в учреждении дополнительного образования позволит значительно улучшить процесс обучения взрослых.
Изучению тьюторского сопровождения в России посвящены исследования таких авторов, как П.Г. Щедровицкий, Т.М. Ковалева, А.М. Долгоруков, Н.А. Костина, И.И. Подгорная, В.С. Пьянин, С.А. Щенников.
П.Г. Щедровицкий выявил необходимость тьюторства в системе российского образования, и с его именем связано появление тьюторства в России. Т.М. Ковалева выделила основные принципы работы тьютора, а также посвятила много научных исследований реализации тьюторства в России и принципу индивидуализации. С.А. Щенников в своих работах рассматривает тьюторство как особую педагогическую технику, а также различные роли и позиции тьютора.
Однако анализ изученной литературы показал, что исследования авторов посвящены, главным образом, реализации тьюторства в учреждениях дошкольного, начального и среднего образования. Остальным аспектам, таким как тьюторство в учреждениях высшего и дополнительного образования, посвящено мало исследований, что создает определенные затруднения в данном вопросе.
Противоречие исследования - между важностью сопровождения образовательного маршрута взрослых обучающихся и недостаточным методическим обеспечением этого процесса.
Проблема исследования - как осуществить тьюторское сопровождение взрослых обучающихся в учреждении дополнительного образования?
Объект исследования - процесс тьюторского сопровождения обучающихся.
Предмет исследования - методическое обеспечение тьюторского сопровождения взрослых обучающихся в дополнительном образовании.
Цель исследования - на основании изученной теории и проведенной опытно-поисковой работы разработать и частично апробировать программу тьюторского сопровождения взрослых обучающихся в учреждении дополнительного образования.
Задачи исследования:
1. Изучить структуру учреждений дополнительного образования и их роль в системе российского образования.
2. Проанализировать понятие тьюторского сопровождения и его этапы.
3. Рассмотреть тьюторское сопровождение взрослых обучающихся в дополнительном образовании.
4. Проанализировать тьюторское сопровождение взрослых обучающихся в частном образовательном учреждении дополнительного образования «Алибра».
Гипотеза: вероятно, программа тьюторского сопровождения взрослых обучающихся в учреждении дополнительного образования позволяет студентам освоить основную образовательную программу более успешно и получить желаемый результат обучения.
Методы исследования:
1. Теоретические: сравнение, классификация, обобщение, систематизация.
2. Эмпирические: анализ документов, наблюдение, тестирование,
индивидуальная беседа, проектирование, экспертное интервью.
Научная новизна данной работы заключается в том, что уточнено понятие “взрослый обучающийся”. Под данным понятием подразумевается человек, обучение которого в значительной степени определяется пространственными, временными и другого рода факторами; который в обучении опирается на свой жизненный опыт и на свой прошлый опыт обучения; который стремится к определенной степени самостоятельности и независимости в обучении; для которого цель обучения определяется возможностью применить полученные знания на практике.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что разработанная программа тьюторского сопровождения взрослых обучающихся может быть использована в практике однотипных учреждений дополнительного образования.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, трех приложений.
База исследования - частное образовательное учреждение дополнительного образования “Алибра”.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, проведенный нами анализ литературы и опытно - поисковая работа показали следующие результаты исследования:
• Была изучена структура учреждений дополнительного образования и их роль в системе российского образования.
• Было исследовано понятие тьюторского сопровождения, история его происхождения, были рассмотрены формы, методы и технологии тьюторского сопровождения.
• Было рассмотрено тьюторское сопровождение взрослых обучающихся.
• Было проанализировано тьюторское сопровождение взрослых
обучающихся в частном образовательном учреждении дополнительного образования «Алибра». Мы выяснили, что тьюторское сопровождение осуществляется в данном образовательном учреждении, но не в полной мере. Были выявлены достоинства и недостатки такой ситуации. Было высказано предположение о необходимости введения должности тьютора как основной штатной единицы в работу этого учреждения.
• Был проведен диагностико-мотивационный этап тьюторского сопровождения. Результаты проведенной диагностики помогли выявить сильные и слабые стороны обучающегося, компоненты его познавательного интереса, которые стали в дальнейшем основой работы над повышением мотивации слушателя. Были частично продиагностированы индивидуальные особенности слушателя. Полученные данные позволили нам сформировать программу тьюторского сопровождения.
• Был проведен проектировочный этап тьюторского сопровождения. Была разработана программа тьюторского сопровождения взрослого обучающегося в учреждении «Алибра» в соответствии с его индивидуальными целями и задачами. Данная программа разрабатывалась непосредственно во время нашего общения с обучающимся и его преподавателем. Разработанная нами программа была представлена обучающемуся, затем его преподавателю, после чего было принято совместное решение о частичной апробации данной программы.
• Был проведен реализационный этап тьюторского сопровождения. Была частично апробирована программа тьюторского сопровождения взрослого обучающегося в учреждении «Алибра». Работа велась преимущественно в форме индивидуальных консультаций, в которых принимали участие тьютор, обучающийся и преподаватель. Реализация программы происходила в соответствии с целями и задачами, указанными в программе. Также работа по реализации программы велась по тем направлениям, которые указаны в программе тьюторского сопровождения.
• Был проведен аналитический этап тьюторского сопровождения. Мы совместно со слушателем А.Б. и его преподавателем выявили причины, которые способствовали реализации данной программы, а которые, наоборот, затрудняли ее. Была вновь отмечена необходимость введения должности тьютора в систему работы учреждения «Алибра».
Следовательно, поставленная нами цель может считаться достигнутой, поскольку нам удалось на основании изученной теории и проведенной опытно-поисковой работы разработать и частично апробировать программу тьюторского сопровождения взрослых обучающихся в учреждении дополнительного образования.
На основании вышеизложенного, можно отметить, что современным учреждениям дополнительного образования в России действительно необходимо введение должности тьютора как основной штатной единицы. Особенно актуальным это становится в отношении тех учреждений, где основное содержание обучения представляет собой изучение английского языка. Это язык международного и профессионального общения, который в последнее время становится востребованным не только среди детей и школьников, но и среди взрослого населения. Проведенный теоретический анализ и опытно-поисковая работа показали, что не только ребенок и школьник, но и взрослый человек нуждается в сопровождении, в помощи и поддержке со стороны опытного специалиста, в организации своего самообучения. Наконец, мы исследовали структуру и особенности работы учреждений дополнительного образования и, в том числе, частного образовательного учреждения дополнительного образования «Алибра», и это привело нас к следующему выводу. Современные российские учреждения дополнительного образования нацелены не только на передачу знаний и на качественную организацию процесса обучения, но и на то, чтобы иметь устойчивые позиции на российском рынке, а также на то, чтобы быть востребованным и своего рода уникальным образовательным учреждением. Это в очередной раз доказывает то, что введение должности тьютора позволило бы данным учреждениям реализовывать индивидуальный подход к каждому слушателю более эффективно и, следовательно, осуществлять свою деятельность более целенаправленно и успешно.



1. Абрамова Г.С. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов и ссузов. М.: Прометей, 2018. 708 с.
2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР. 2009. 448 с.
3. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург: 2000. 937 с.
4. Брутова, М. А. Педагогика дополнительного образования: учебное пособие. Архангельск: САФУ, 2014. 218 с.
5. Букач, И. Раскройте смысл понятия “взрослый”. Какой смысл понятия
“взрослый”? // URL: http://fb.ru/article/288907/raskroyte-smyisl-
ponyatiya-vzroslyiy-kakoy-smyisl-ponyatiya-vzroslyiy (дата обращения: 03.11.2018).
6. Волченкова К.Н. Тьюторское сопровождение как основа субъект- субъектных отношений тьютора и студента. // Вестник Южно¬Уральского государственного университета. 2013. №3. С.71-76.
7. Гамезо М. В., Степаносова Л.М., Хализева Л.М. Словарь-справочник по педагогической психологии. М.: Педагогическое общество России, 2001. 617 с.
8. Громкова, М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых: учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2015. 496 с.
9. Должностная инструкция преподавателя. // Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования “Академия Либра”. Приложение к Трудовому договору №10 от “03” мая 2018г.
10. Должностная инструкция тьютора. // Instrukzii.ru// Код доступа: http://instrukzii.ru/
11. Дресвянников, В.А. Андрагогика: принципы практического обучения для взрослых.
12. Дьячкова, М. А., Томюк, О. Н. Тьюторское сопровождение
образовательной деятельности. (Текст) / М. А. Дьячкова, О. Н. Томюк. - Екатеринбург, ФГБОУ ВО «УрГПУ», 2016. - 184 с.
13. Еркина С.Л. Примерные требования к программам дополнительного образования детей.
14.О.В. Зайцева. Непрерывное образование: основные понятия и
опредления. Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 7 (85).
15.Змеёв С.И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых. М.: ПЕР СЭ, 2007. 272 с.
16. Иванов И.А. Информатизация и управление информационными
потоками в образовательном учреждении. Создание единого информационного пространства школы // URL:
http ://rpp.nashaucheba.ru/docs/index- 166776.html (дата обращения: 07.11.2018).
17. Инструкция по организации и проведению занятий со слушателями. // Приложение № 1 к Трудовому договору № 10 от “03” мая 2018г.
18. Ковалева, Т.М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: Лекции 1-4. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. 56 с.
19. Ковалева, Т.М. Оформление новой профессии тьютора в российском образовании // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/oformlenie-novoy-professii-tyutora-v-rossiyskom-obrazovanii (дата обращения: 27.10.2018).
20. Ковалева, Т.М. Тьюторство как культура индивидуализации. // Журнал «Отечественные записки». 2012. №4 (49). С.17-24.
21. Комлев, Н.Г. Словарь иностранных слов. М.: Эксмо-Пресс, 2000. 1308 с.
22. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Эксмо, 2006. 944 с.
23. Кузнецов, В. М. Модель тьюторского сопровождения введения ФГОС ОО по истории и обществознанию в Челябинской области. // Научно-теоретический журнал «Новой школе - новые стандарты». 2011. №3 (8). С.144-149.
24. Львова, Л.С. Дополнительное образование детей и взрослых в федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». // Журнал «Научные исследования в образовании». 2013. №3. С. 1-9.
25. Мандель Б.Р. Андрагогика: история и современность, теория и практика: учебное пособие для обучающихся в магистратуре. М.: Берлин: Директ-Медиа, 2017. 413 с.
26. Мандель, Б.Р. Педагогика высшей школы: история, проблематика, принципы: учебное пособие для обучающихся в магистратуре. М.: Берлин: Директ-Медиа, 2017. 619 с.
27. Мандель, Б.Р. Психолого-педагогическое сопровождение
образовательного процесса в современном вузе: учебное пособие. М.: Берлин: Директ-Медиа, 2015. 276 с.
28. Международные онлайн-форумы «A to Z Teacher Stuff»
http ://forums. atozteacherstuff. com/index.php?threads/tutoring-current-students-for-compensation. 18667 5/
29. Межрегиональная тьюторская ассоциация. Официальный сайт. http ://www.thetutor.ru
30. Митина, A.M. Дополнительное образование взрослых в России
(исторический аспект) // URL:
http://www.znanie.org/jornal/n2/st_dop_obr.html (дата обращения: 27.10.2018).
31. Становление и развитие дополнительного образования взрослых за рубежом: концептуальный анализ. Тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.01, доктор педагогических наук Митина, Анна Мееровна. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/stanovlenie-i-razvitie-dopolnitelnogo-obrazovaniya-vzroslykh-za-rubezhom-kontseptualnyi-anal#ixzz5IEqVmzAC
32. Национальный корпус русского языка.www.ruscorpora.ru
33.Олешков М.Ю., Уваров В.М. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. М.: Компания Спутник+. 2006
34. Осипова Л.Е. Учреждения дополнительного образования детей и их методическое обеспечение: учебное пособие. ЧГАКИ, 2005.
35. Педагогический терминологический словарь. С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006. 816 с.
36. Рогалева Г.И. Тьюторство как успешная воспитательная практика зарубежных вузов.
37. Смышляева Л.Г., Куровский В.Н. Индивидуальная образовательная программа как средство модернизации профессиональной подготовки муниципальных служащих. // Казанский педагогический журнал. 2010. №1. С.16-24.
38. Соколова Е.И. Анализ терминологического ряда «коуч», «ментор», «тьютор», «фасилитатор», «эдвайзер» в контексте непрерывного образования.
39. Стратегии достижений: на пути к профессиональному мастерству : монография / Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», Министерство образования и науки Российской Федерации ; отв. ред. Н.П. Фетискин, Н.В. Кузовлева и др. - Елец : Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2011. 95 с.
40. Учреждения дополнительного образования детей // URL:
https://edunews.ru/additional-education/additional-education-1_191.html(дата обращения 07.11.2018).
41. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"N 273- ФЗ: от 29 декабря 2012 г. с изменениями 2018 г. // URL: http://zakon-ob- obrazovanii.ru/(дата обращения 03.11.2018).
42. Фурсова, О.В. Личностно-ориентированные технологии на уроках математики в начальной школе для детей с ОВЗ (III, IV, VIII вид).
43.Чикуров, О. Б. Кто меня научит?
44. Шалимова, Н.А. Организационно-педагогические условия тьюторского сопровождения профессионального самоопределения учащихся старшей школы.
45. Школа иностранных языков Alibra School. Официальный сайт // URL: https://www.alibra.ru/ (дата обращения 03.11.2018).
46. Щедровицкий П. Г. Л. Выготский и современная педагогическая антропология. Тьюторство: идея и идеология. Томск: 1996. 128 с.
47. Яковлев Д.Е. Организация и управление деятельностью учреждения дополнительного образования детей. М.: 2004. 128 с.
48. BBC. Официальный сайт // URL: «Becoming a tutor».
http://www.bbc.co.uk/skillswise/tutors/professional-development (дата
обращения 07.11.2018).
49. Collins Dictionary // URL:
https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/tutor (дата
обращения 03.11.2018).
50. How studying in the UK is different to France. The Local - France’s News in English // URL: https://www.thelocal.fr/20141219/studying-in-the-france-uk-students-paris (дата обращения 27.10.2018).
51. Top 10 German Universities to study German Language and Literature.
Studying in Germany // URL: https://www.studying-in-germany.org/top-10-german-universities-study-german-language-literature/ (дата обращения 03.11.2018).
52. Официальный сайт журнала «The Guardian». The new boom in home tuition - if you can pay £40 an hour // URL: https://www.theguardian.com/education/2013/oct/25/new-boom-home-tuition (дата обращения: 07.11.2018).
53. Официальный сайт организации «The Tutor Trust» // URL:
http://thetutortrust.org/ (дата обращения: 27.10.2018).
54. Unesco. The General Conference Adopts a Recommendation on Adult Education // Adult Education Information Notes. Париж, 1977. №1. С.2.
55. What does Malcolm Knowles know about Adult Learning Theory? Код
доступа: https://www.ispringsolutions.com/blog/what-does-malcolm-
knowles-know-about-adult-learning-
theory/? ga=2.34335590.676747254.1540652477-1044447552.1540652477


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ