Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственных качеств у детей старшего школьного возраста в школе 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
школьного возраста 7
1.2. Нравственные качества: понятие, виды, характеристика 17
1.3. Формы, методы, средства воспитания нравственных качеств
у детей старшего школьного возраста в школе 23
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию нравственных качеств у детей старшего школьного возраста на примере Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 44 им. Г.Д. Лавровой г. Нижний Тагил 34
2.1. Анализ деятельности школы по воспитанию нравственных
качеств у детей старшего школьного возраста 34
2.2. Диагностика уровня воспитанности нравственных качеств у
детей старшего школьного возраста 46
2.3. Комплекс мероприятий по воспитанию нравственных качеств
у детей старшего школьного возраста в школе 56
Заключение 74
Список использованной литературы 79
Приложение 84
Актуальность темы исследования проблемы воспитания нравственных качеств сегодня неоспорима. Любая эпоха в соответствии задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания. Вопросы нравственного воспитания начали волновать человеческое общество очень давно. Еще в Древней Греции считали идеальным человеком того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении, и стремились к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Современное российское общество находится в состоянии системного кризиса. Последствия либеральных и демократических реформ в России особенно отразились в духовной и нравственной сфере.
Данные изменения поставили государство и общество перед потребностью внесения в жизнь подростков общенациональной идеи, системы взглядов и ценностей, которые объединяют граждан для решения стоящих перед ними общих задач, интегрирующих общество, способных стимулировать социальное, экономическое и культурное развитие страны.
Важная роль в формировании основных принципов нравственного поведения старшеклассников принадлежит общеобразовательной школе, так как ее деятельность имеет целенаправленный и целостный характер, именно в школьном возрасте ребенок социализируется, расширяется круг его общения.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Концепцией модернизации российского образования, развивающемуся обществу нужны нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя последствия, способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Однако, нравственные идеалы, накопленные за века русским народом, оберегающие человека от неверных мыслей, дурных поступков и неправильного поведения, в наши дни отошли на второй план и постепенно вытесняются ценностями других культур и наций, или исчезают вовсе, оставляя место для порождения безнравственности. Появление примеров безнравственного и аморального поведения проявляются во всех сферах общественной жизни и описываются в журналах, газетах; демонстрируются по телевещанию, в интернете. Смена ценностей дезориентирует современных детей, сталкивающихся с многогранным миром.
Дети не рождаются нравственными или безнравственными. Они становятся такими в процессе целенаправленного воспитания. Для освоения нравственного опыта, подростки нуждаются в постоянной помощи взрослых, педагогов, уже владеющих этим опытом. Личный опыт подростков ограничен. Отсюда необходимость в систематическом воспитании, направленном на формирование положительных моральных качеств и на преодоление отрицательных. Уровень интеллектуального развития личности, ее физическое совершенство, сила воли имеют положительный социальный смысл в сочетании с нравственным развитием.
Анализ изученной литературы подтверждает, что в педагогике и психологии разработан и накоплен обширный фонд работ, раскрывающий процесс развития и становления нравственной личности школьника.
Педагоги-психологи Л.А. Григорович, И.С. Марьенко, И.Ф. Харламов определили понятие и сущность нравственности. В научно-исследовательских работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна подробно изучен механизм воспитательного процесса, который предполагает развитие человека под воздействием внутренних и внешних условий. В трудах В.А.Сухомлинского, К.Д. Ушинского обоснована необходимость учета индивидуальных и возрастных особенностей старших школьников при формировании нравственных качеств.
В своих работах педагоги-практики В.А. Караковский, Н.Д. Никандров, М.И. Шилова и другие утверждают, что формирование нравственных качеств подростков должно происходить на основе анализа внутреннего мира его личности. Именно внутренний мир подростка, считают они, определяет характер всех поступков и действий школьника, его моральный выбор.
В трудах иностранных авторов, таких как Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, раскрыты цели воспитания, изучена генетическая уникальность личности с ее врожденными способностями. Они приходят к выводу, что ценность воспитания зависит от степени воздействия на личность, но необходимо решать вопросы воспитания с учетом потребностей и интересов отдельного учащегося.
Однако, проблема воспитания нравственных качеств у детей старшего школьного возраста в рамках общеобразовательной организации не стала предметом специального изучения.
Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью воспитания нравственных качеств у детей старшего школьного возраста в школе и недостаточной разработанностью педагогического обеспечения по данному вопросу для педагогов школы.
Проблема исследования: что входит в содержание воспитания нравственных качеств у старших школьников в школе?
Тема исследования: «Воспитание нравственных качеств у детей старшего школьного возраста в школе».
Объект исследования: процесс воспитания нравственных качеств у старших школьников в школе.
Предмет исследования: содержание процесса воспитания нравственных качеств у детей старшего школьного возраста в школе.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных
эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по воспитанию нравственных качеств у детей старшего школьного возраста в школе.
Гипотеза исследования: вероятно, содержание процесса воспитания нравственных качеств у старших школьников включает в себя комплекс мероприятий с учетом выделенных форм (словесных, практических, наглядных), методов (формирования сознания, организации деятельности и формирования опыта поведения, стимулирования), средств (художественной литературы, изобразительного искусства, музыки, театрального искусства, игры, обучения, трудовой деятельности) воспитания нравственных качеств.
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего школьного возраста.
2. Проанализировать понятие «нравственные качества», определить их виды.
3. Выявить формы, методы, средства воспитания нравственных качеств у детей старшего школьного возраста в школе.
4. Проанализировать деятельность школы по воспитанию нравственных качеств у детей старшего школьного возраста
5. Провести диагностику уровня воспитанности нравственных качеств у детей старшего школьного возраста.
В ходе работы для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:
• теоретические - анализ, синтез, сравнение, обобщение, конструирование, проектирование, моделирование;
• эмпирические - прямое, косвенное и включенное наблюдение; тестирование; анкетирование; интервьюирование; беседа с педагогами, методы статистической обработки данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 44 им. Г.Д. Лавровой г. Нижний Тагил.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
По периодизации психического развития Л.С. Выготского старшим подростковым возрастом считается возраст 14-17 лет. Подростковый возраст - это один из наиболее кризисных возрастных периодов, связанный с бурным развитием всех ведущих компонентов личности и физиологическими перестройками, обусловленными половым созреванием.
В старшем подростковом возрасте происходит отчуждение от взрослых, появляется стремление противопоставить себя взрослому, резко выделить свою позицию и свои права как независимого субъекта, но по-прежнему подросток нуждается в его помощи, защите и поддержке, оценке.
Также активно совершенствуются интеллектуальные процессы подростка, происходит развитие мышления и образование понятий. Изменения в когнитивной сфере влияют на отношение подростков к окружающей действительности и на развитие личности в целом.
У старшего школьника происходит формирование нового уровня самосознания, что характеризуется появлением потребности в познании себя как личности, своих возможностей и особенностей, своего сходства с другими людьми и своей уникальности, возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию, к формированию положительных качеств и преодолению отрицательных. В этот период формируются основные нравственные качества личности.
Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
А. Я. Данилюк выделил следующие виды нравственных качеств личности старших школьников: любовь к России; свобода личная и национальная, справедливость, милосердие, честь, достоинство; служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; любовь и верность, здоровье, уважение к родителям; уважение к труду, творчество и созидание; ценность знания; представления о вере, духовности, толерантности; духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни; экологическое сознание; мир во всём мире.
В современной психолого-педагогической литературе представлен широкий спектр форм, методов, средств воспитания нравственных качеств у детей старшего школьного возраста.
В зависимости от количества воспитанников, формы воспитания делятся на фронтальные, групповые и индивидуальные. Формы организации воспитательной деятельности могут быть: словесные, практические, наглядные.
Средствами воспитания нравственных качеств старших школьников выступают: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, природа, игра, трудовая деятельность, обучение, общение окружающая атмосфера доброжелательности, любви, окружающая обстановка.
Методы воспитания нравственных качеств выполняют функции организации процесса нравственного воспитания личности, управление этим процессом. Их можно разделить на несколько групп: методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).
Во второй главе выпускной квалификационной работы проведен анализ деятельности МБОУ СОШ № 44 по воспитанию нравственных качеств у детей старшего школьного возраста.
Основной целью воспитательной работы школы на 2016-2017 учебный год являлось создание условий для формирования у школьников высокого патриотического сознания, экономической культуры, адаптации и социализации учащихся, формирование ЗОЖ, а также воспитание нравственных качеств.
Наиболее важную роль в воспитании нравственных качеств старших школьников администрация МБОУ СОШ № 44 отводит гражданско-патриотическому воспитанию учеников 8-11 классов. В процессе гражданско- патриотического воспитания в 2016-2017 учебном году решались следующие задачи: воспитание патриотизма, гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, любви к своему краю; формирование нравственных идеалов личности; воспитание положительного отношения к военной службе.
МБОУ СОШ № 44 имеет школьные традиции, которые несут значительный воспитательный потенциал. В работе представлена структура воспитательной работы школы с учетом специфики образовательного учреждения. Социальными партнерами школы являются учреждения дополнительного образования города Нижний Тагил, учреждения культуры, медицинские учреждения, органы правопорядка.
Психолого-педагогическая служба школы использует несколько методик для фиксирования нравственных качеств личности, систем ценностей учащихся, которые позволяют получить представление об уровне нравственного воспитания учащегося на данный момент.
Проанализировав деятельность школы, мы сделали следующий вывод: в школе налажена система работы по воспитанию нравственных качеств старшеклассников; осуществляется работа с родителями обучающихся; ученики включаются в деятельность ученического самоуправления.
Однако, процесс воспитания нравственных качеств старших школьников необходимо продолжать и в следующие учебные периоды, так как контингент учащихся школы нестабилен, приходят учащиеся из других образовательных учреждений, школьники взрослеют, сталкиваются с новыми социальными проблемами, встают перед лицом морального выбора.
Диагностика уровня воспитанности нравственных качеств старших школьников проводилась на базе МБОУ СОШ № 44 в параллелях 8-11 классов. Всего в диагностике приняло участие 296 обучающихся. Помощь в проведении диагностики оказали классные руководители, школьный педагог-психолог и заместитель директора по воспитательной работе. Диагностика проходила в период с 30 января 2017 года по 30 мая 2017 года.
Программа диагностики уровня воспитанности нравственных качеств учащихся включает в себя следующие известные методики: «Диагностика ценностных ориентаций подростков» (терминальные и инструментальные ценности) М. Рокича; тест нравственной самооценки (Л.Н. Колмогорцева); тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина); тест этики поведения (Л.Н. Колмогорцева), «Незаконченный тезис» (Н.Е. Щуркова); анкета о нравственных идеалах и эстетических интересах; сочинение «Мой идеал»; педагогические характеристики; педагогическое наблюдение; индивидуальная беседа.
По результатам диагностики мы отмечаем положительную динамику уровня воспитанности нравственных качеств старших школьников школы: увеличилось количество обучающихся с высоким уровнем с 8 до 11%, уровень воспитанности нравственных качеств выше среднего к концу учебного года наблюдается у 21% обучающихся, по сравнению с 17% в январе 2017 года. У большинства старших школьников уровень воспитанности нравственных качеств остается средним (42%). Также снизилось количество обучающихся с уровнем воспитанности нравственных качеств ниже среднего (22% учеников) и низким (4 % обучающихся 8-11 классов).
По результатам анкетирования можно сделать следующие вывод о том, что воспитанность таких нравственных качеств старших школьников, как отношение к здоровью, патриотизм, отношение к искусству, природе, обществу и закону, личная свобода, доверие к людям, духовность, социальная толерантность, недостаточна.
Нами был предложен комплекс мероприятий по воспитанию нравственных качеств у детей старшего школьного возраста в школе, который включает в себя: нравственное воспитание в семье; в урочной и во внеклассной деятельности.
Важным условием реализации комплекса является методическая работа педагогического коллектива по вопросам воспитания нравственных качеств учащихся.
Необходимым условием успешного воспитания нравственных качеств является организация единой воспитательной среды в образовательном учреждении, то есть все педагоги школы, социальные партнеры и родители должны быть вовлечены в процесс воспитания нравственных качеств школьников; активизации работы по воспитанию нравственных качеств всех участников образовательного процесса способствует целенаправленная методическая работа по данному направлению и повышению педагогической культуры родителей.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Алемаскин М.А. Учет психологических особенностей личности в процессе воспитательной и профилактической работы. М., 2000. 205 с.
2. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1984. 296 с.
3. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. 496 с.
4. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М.: Знание, 2004. 221 с.
5. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 2000. 64 с.
6. Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение. 1988. 479 с.
7. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании // Педагогика, 2005. №2. С. 67-68.
8. Базовая культура личности: Теоретические и методические проблемы / Под ред. О.С. Газмана, Л.И. Романовой. М., 1989. 149 с.
9. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия (изучение влияния воспитания и семейных отношений). М.: Эксмопресс, 2000. 508 с.
10. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 422 с.
11. Библер B.C. Нравственная культура. Современность (философские размышления о жизненных проблемах). М.: Знание, 1990. 64 с.
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 646 с.
13. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. М.: Знание, 2000. 269 с.
14. Богданова О.С., Катаева Л.И., Шамшурина А.И. О нравственном воспитании подростков. М.: Просвещение, 1979. 213 с.
15. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. М.: Педагогика, 2000. 181 с.
16. Возрастная и педагогическая психология / М.В.Матюхина, Т.С.Михальчук, Н.Ф. Прокина и др.; Под. ред. М.В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984. 549 с.
...