ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СВЯЗИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И
ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ, ВЛИЯЮЩИХ НА
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ ЧЕЛОВЕКА 6
1.1 Проблема жизнестойкости в психологии 6
1.2 Проблема счастья в психологии 14
1.3 Толерантности к неопределенности в психологии 20
1.4 Социально-психологическая адаптация в психологии 22
1.5 Локус контроля в психологии 22
1.6 Мотивация к успеху в психологии 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ВЫДЕЛЕННЫХ ЛИЧНОСТНЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ 27
2.1 Описание исследования 27
2.2 Предыдущее исследование жизнестойкости 32
Выводы по предыдущему исследованию 48
2.3 Результаты исследования жизнестойкости и личностных особенностей у
разных возрастных групп 50
Выводы по главе 2 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
Весомую часть жизни человека составляет развитие, приспосабливаемость, адаптация. Зачастую стимулом выбора этих путей являются стрессовые ситуации, которые, буквально вынуждают, человека к движению. Но ресурсы человека, его навыки и способности ограничены, а значит, всегда есть вероятность остановиться и потерпеть неудачу. Частичной страховкой на случай кризисной ситуации может являться жизнестойкость, способствующая активному преодолению ситуации стресса.
Жизнестойкость является системой убеждений о себе и о мире, об отношениях с миром, позволяющих человеку сопротивляться негативным влияниям среды. Эта характеристика личности, введенная С. Кобаса и С. Мадди, включает в себя три компонента: вовлеченность, контроль и принятие риска. Выраженность данных компонентов, жизнестойкости в целом уменьшает вероятность возникновения напряжения у человека в стрессовых ситуациях. Вовлечённость дает шанс найти нечто ценное и полезное для личности в происходящем, способствует получению удовольствия от происходящего. Контроль дает убежденность возможности повлиять на результат происходящего. Принятие риска - человек каждую ситуацию воспринимает как полезный жизненный опыт.
И чем дальше идёт развитие людей, чем быстрее становится темп их жизни - тем актуальнее становится вопрос развития и расширения рамок, знаний о жизнестойкости. Но ограничиваясь лишь компонентами, которыми Мадди наделил жизнестойкость, мы, порой, можем не увидеть всей картины. Поэтому выявления связи между жизнестойкостью и другими характеристиками личности, способствующими успешному преодолению стресса, сейчас может являться как толчком для актуализации направления, так и фундаментом для будущих работ, теорий, выводов.
Данная работа посвящена связи жизнестойкости с такими факторами как толерантность к неопределённости, социально -психологическая 3
адаптация, мотивация к успеху, локус контроля, субъективное ощущение счастья и возраст. Все они имеют пути пересечения с жизнестойкостью, её компонентами, схожесть в ролях структуры личности.
Так, толерантность к неопределённости позволяет человеку работать со сложными задачами и оставлять их открытыми и увеличить шанс найти новый путь решения, что может напоминать почти все компоненты жизнестойкости. Мотивация к успеху является позитивной характеристикой, и личности, с ярко выраженной мотивацией к успеху активны и нацелены на достижение результата и преодоление трудностей на своём пути, что также может являться потенциальной связью с жизнестойкостью. Помимо этого, активность личности, нацеленной на успех, в меньшей мере зависит от внешнего контроля и это уже переходит к вопросу связи с локусом контроля.
Цель исследования заключается в определении и дополнении личностных особенностей, влияющих на жизнестойкость человека, а также в выявлении потенциальных сходств и различий у выборок разных возрастов.
Объект исследования: жизнестойкость
Предмет исследования: связь между жизнестойкостью и
потенциальными личностными особенностями людей (толерантность к неопределённости, социально-психологическая адаптация, мотивация к успеху, локус контроля, субъективное ощущение счастья), которые могут влиять на жизнестойкость.
Гипотезы:
1) есть вероятность наличия связи между жизнестойкостью и рядом личностных конструктов, а именно толерантностью к неопределённости, социально-психологической адаптации, мотивации к успеху, локусом контроля, субъективным ощущением счастья.
2) показатели жизнестойкости, а также связи между жизнестойкостью и выделенными факторами могут быть зависимы от возраста и с годами показывать другую картину.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезами ставятся следующие задачи исследования:
1. Анализ теоретической и практической разработанности проблемы жизнестойкости, её связи с выделенными факторами, а также роли этих факторов в жизни человека.
2. Проведение диагностики уровней жизнестойкости,
толерантности к неопределённости, социально-психологическая адаптации, мотивации к успеху, локуса контроля, субъективного ощущение счастья у людей по трём возрастным группам (младше 25 лет, от 25 до 45, старше 45 лет).
3. Определение наличия связи между жизнестойкостью и выделенными факторами у людей по трём возрастным группам (младше 25 лет, от 25 до 45, старше 45 лет) на основе корреляционного и сравнительного анализов полученных результатов.
4. Сравнение результатов по жизнестойкости и субъективному ощущению счастья у людей младше 25 лет и выборки студентов двухлетней давности.
Методы и методики исследования. В рамках теоретического исследования использовался метод анализа специальной литературы. При проведении эмпирического исследования применялись: Тест жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д.А. Леонтьева); «Обновленный Оксфорский опросник счастья (Oxford Happiness Inventory)»; Новый опросник толерантности к неопределенности; Методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонда (адаптация А.К.Осницкого); Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса; Тест на локус контроля Роттера. При обработке данных применялись методы математической статистики.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, глав, заключения, списка литературы, включающего наименований и приложения.
Результаты настоящего исследования показали достаточно большой объем данных как относительно теоретических положений о жизнестойкости, так и относительно эмпирически подтвержденных закономерностей в различные возрастные периоды.
Была сформирована теоретическая основа изучения предметного поля данной работы, описаны актуальные представления о жизнестойкости обозначены методологические подходы к их изучению. Проблема была освещена в многообразии подходов и авторских взглядов, которые оперируют данными терминами. Было наглядно продемонстрировано, что проблема затрагивает множество сфер развития психологической науки.
Каждый рассмотренный нами аспект связи жизнестойкости и личностных конструктов также обсуждался с точки зрения развития человека. Были сделаны выводы относительно теоретических аспектов связи личностных свойств и жизнестойкости.
Был затронут и аспект эмпирического изучения данных связей. В качестве основы для эмпирического исследования связи жизнестойкости была описана методологическая база, сформированная на основе современных психологических изысканий в данной области. Применяя данный методологический аппарат, были получены эмпирические данные в большом объеме, дающие возможность качественного и детализированного анализа.
Полученные данные были использованы для статистического рассмотрения на предмет связей внутренних шкал методик и возраста испытуемых соответственно трем выделенным возрастным группам, а также рассмотрены различия выборок по критериям возраста. При эмпирическом исследовании была выявлена статистически
1. Александрова А. К осмыслению понятия «жизнестойкость
личности» в контексте проблематики психологии способностей / А.А. Александрова // Психология способностей: Современное состояние и перспективы исследований: Материалы науч. конф. — М.: Институт
психологии РАН, 2005. — С. 16-21.
2. Александрова Л. К концепции жизнестойкости в психологии / Л.А. Александрова // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. под ред. М.М.Горбатовой, А.В.Серого, М.С.Яницкого. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. — С. 82-90.
3. Аргайл М. Психология счастья / М. Аргайл. — СПб.: Питер, 2003. — 356 с.
4. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. — СПб.: Еврознак, 2007.— 342 с.
5. Бонивелл И. Ключи к благополучию: Что может позитивная психология / И. Бонивелл. Пер. с англ. Маши Бабичевой. — М.: Время, 2009.
• 192 с.
6. Братусь Б. Аксиологические основания позитивной психологии: философско-психологический анализ. Основные результаты выполнения проекта РГНФ № 10-06-00294 / Б.С. Братусь, Н. В Инина., А. Н Кричевец и др. — М.: Факультет психологии МГУ, 2012. — 8 с.
7. Братусь Б. Образ человека в психологии России XX века. / Б.С. Братусь // РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ. — 2005. —№ 4. — С. 115-134
8. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. — СПб: Питер,
2008. —237 с.
9. Виничук Н. Особенности представлений психосоматических больных о счастье / Н.В. Виничук // Психологические исследования. — 2012.
• № 2(22). С. 7. [Электронный ресурс] ПРЕ: http://psystudy.ru (дата обращения: 15.04.2016)
10. Годфруа Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа. — М.: Мир, 2002.— 457 с.
11. Гончар С. Субъективное благополучие как условие формирования позитивного подхода к разрешению проблем современной молодежи / С. Н. Гончар // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки- Веди, 2012. — С. 5-7.
12. Гордеева Т. Разработка русскоязычной версии теста диспозиционного оптимизма (БОТ) / Т. О. Гордеева и др. // Психологическая диагностика. - 2010. — №2. — С. 14-18
13. Джидарьян И. Психология счастья и оптимизма / И.А. Джидарьян. — М.:Изд-во «Институт психологии РАН», 2013.— 268 с.
14. Джидарьян И. Счастье и его типологические характеристики / И.А. Джидарьян. — М, 2000. — 234 с.
15. Зацепин В. Счастье как проблема социальной психологии / В.И. Зацепин. — Львов, 2009. — 179 с...