Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психосемантическое исследование воли у студентов

Работа №99656

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы103
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СТРУКТУРА И ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ
«ВОЛЯ» 7
1.1. Воля в философии и психологии 7
1.2. Развитие воли в студенческом возрасте 14
1.3. Методы изучения воли 21
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА 2. ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ
ВОЛИ 29
2.1. Основы психосемантического подхода 29
2.2. Общие принципы и структура психосемантического исследования 33
2.3. Основные методы и диагностические возможности психосемантики 40
Выводы по главе 2 46
ГЛАВА 3. ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛИ 48
3.1. Организация исследования 48
3.2. Методики исследования 50
3.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 59
Выводы по главе 3 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ А 98
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 99
ПРИЛОЖЕНИЕ В 100

Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий [48]. Проблема воли была и остается одной из ключевых и вместе с тем малоизученных в психологии личности. Открытыми остаются и само определение феномена воли, и описание конкретных механизмов волевого поведения. Изучение воли актуально, в первую очередь, в связи с приоритетностью волевой сферы для развития личности. Люди с сильной волей оказываются более устойчивыми к стрессу, не фиксируются на неудачах, проявляют самоуважение, демонстрируют стремление к достижению целей и обладают более крепким здоровьем. Согласно концепции Л. С. Выготского, развитие личности - становление способности владеть своим поведением и своими психическими процессами [13]. А. Н. Леонтьев полагал, что формирование общей произвольности имеет кардинальное, решающее значение для развития личности [31, 32].
Также важна особая роль волевых проявлений в успешности любой деятельности, в том числе учебной. Современный конкурентоспособный специалист должен уметь принимать решения, нести за них ответственность, быть целеустремленным и активным. Эти способности предполагают сформированность волевой сферы уже на этапе профессионального обучения в ВУЗе. Волевое действие - это действие, необходимое по внешним или внутренним причинам и принятое к осуществлению по собственному сознательному решению. Достижения в учебной деятельности напрямую зависят от способности, преодолевая внутренние и внешние препятствия, разрешать конфликт мотивов, делать волевой выбор, осознанно принимать решения и стремиться к результату. Зная о возможностях воли студента, мы можем прогнозировать успешность его деятельности.
Настоящее исследование продолжает исследование, проведенное кафедрой общей и социальной психологии УрФУ в 2016 году и направленное на выяснение взаимосвязи субъективных и объективных показателей волевых качеств личности. Результатом исследования 2016 года явилось отсутствие взаимосвязей между данными показателями, что позволяет говорить об определенных ограничениях соответствующих методов диагностики по отношению к таким многомерным объектам как воля [27]. На наш взгляд, изучение индивидуальных семантических полей понятия «воля» позволит восполнить существующий методический пробел в данной области .
Под смысловым полем в психосемантике понимают систему категорий индивидуального сознания, при помощи которых происходит оценка и классификация различных процессов и явлений окружающей среды. Рассмотрение смысловых полей в отношении того или иного объекта проясняет механизмы его понимания респондентами и может выступать посредником между объективными и субъективными методами его изучения. В частности, психосемантические поля понятия «воля» являются отправной точкой для разработки новых инструментов психодиагностической оценки данного свойства.
Методы психосемантики позволяют получать информацию о любых представлениях и отношениях в сознании человека: внутриличностных и межличностных, профессиональных, организационных, национальных, политических, моральных, эстетических и т. п. [56]. Как подчеркивал еще А. Р. Лурия, каждое слово возбуждает в сознании сложную систему связей, являясь центром целой семантической сети, и актуализирует определенные семантические поля, которые, в свою очередь, выступают регулятором действий и поступков человека.
Согласно теории деятельности, любое действие, в том числе волевое, включает в себя ценностно-мотивационный и операциональный компоненты. Каждый компонент находит свое отражение в качестве индивидуальных смыслов в сознании человека, причем в разных соотношениях. Мы предполагаем, что индивидуальные смысловые поля респондентов в отношении феномена воли могут быть отнесены к одной из тематических смысловых подгрупп, соответствующих или ценностно-мотивационному, или операциональному компоненту действия.
Гипотеза исследования: существуют индивидуальные подгруппы семантических полей понятия «воля», характеризующие индивидуальные различия психосемантики воли студентов. Для каждой смысловой подгруппы существует специальная тема-маркер для ассоциативных связей.
Цель данной работы - выявить и классифицировать индивидуальные смысловые поля в отношении понятия «воля» для студенческой выборки.
Объект - волевая сфера личности.
Предмет - смысловые поля понятия «воля».
Задачи:
1. по данным литературы обобщить классические и современные представления о воле в психологии;
2. обосновать необходимость использования психосемантического подхода к изучению воли;
3. на основании оценки индивидуальных кластерных деревьев выявить число и специальную тематику смысловых подгрупп;
4. на основе факторного анализа определить аффективный компонент представлений о воле в целом по выборке и в отдельных смысловых подгруппах;
5. на основании оценки частотности индивидуальных ассоциаций респондентов с понятием «воля» уточнить содержание классификатора ассоциативных связей и определить тему-маркер для каждой смысловой подгруппы.
Исследование проводилось в 2017 году на базе департамента психологии Уральского федерального университета. Выборку составили 77 студентов с 1 по 5 курс. В качестве методов исследования использованы метод семантического дифференциала и ассоциативный эксперимент.
Данные обработаны с помощью методов кластерного, факторного и контент-анализа. Статистическая обработка данных произведена в лицензионных программах «Statistica» 6.0 (УрФУ) и Microsoft Excel 2013.
Результаты исследования представлены на V Международном Конгрессе памяти А. Р. Лурия «Луриевский подход в мировой науке».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе работы было подтверждено, что проблема определения феномена воли, описания конкретных механизмов волевого поведения и классификации волевых качеств является актуальной. Изученные теоретические положения о воле позволили сделать вывод, что разными учеными высказываются разные - зачастую противоположные - точки зрения по поводу воли как таковой, а также методов диагностики волевых проявлений.
Установлена особая роль воли в студенческом возрасте. Большинство авторов указывают, что воля играет значительную роль в учебном процессе, в том числе в вузе. Результаты ряда исследований дают основания полагать, что именно в студенческие годы (на стыке периодов юности и ранней зрелости) динамично развиваются воля, волевая регуляция, волевые качества личности, самоконтроль. Это развитие происходит в рамках учебной деятельности, задачи которой предъявляют требования к волевой сфере студентов. Современному конкурентоспособному специалисту необходима сильная воля, развитие которой происходит в студенчестве.
Были рассмотрены проблемы, связанные с ограничениями объективных и субъективных методов исследования воли, а также связанные с влияющими на проявление волевого усилия переменными, которые не поддаются измерению и создают сложности для диагностики. Рассмотрена проблема недостаточной четкости определения границ понятия «воля» как в объективных пробах, так и в опросниках, и проблема несовпадения данных, полученных путем объективного исследования волевых качеств, и данных, полученных путем самооценки.
Определено, что такие многомерные объекты, как воля, нуждаются в комплексной диагностике, которая предполагает обращение к анализу смысловых структур сознания в отношении данного понятия.
При написании работы была изучена специальная литература, включающая научные статьи о проблемах воли, волевого усилия, механизмов волевой регуляции и диагностики волевых проявлений, а также учебники по психологии, включающие главы о воле. Вместе с тем были изучены научные труды о психосемантическом подходе к исследованию сознания, построении семантических пространств для прояснения личностных смыслов и индивидуальных значений изучаемых объектов.
В ходе работы были рассмотрены задачи, связанные с обоснованием необходимости использования психосемантического подход к изучению воли, выявлением индивидуальных тенденций смысловых полей студентов относительно данного понятия, определением аффективного компонента представлений о воле и анализом ассоциативных связей студентов по отношению к ней.
В процессе изучения проблемы, связанной с выявленным ранее противоречием в данных, полученных субъективными и объективными методами диагностики воли, нами было проведено психосемантическое исследование с использованием метода семантического дифференциала и ассоциативного эксперимента. Проведенное исследование позволило выявить темы, проясняющие смысловые оттенки понятия «воля» в сознании испытуемых.
В ходе исследования была подтверждена гипотеза о том, что существуют подгруппы семантических полей в отношении понятия «воля», характеризующие индивидуальные различия психосемантики воли студентов. Установлено, что большей частью студентов воля воспринимается как внутриличностный механизм, они связывают волю с личностными свойствами, в основном, с ответственностью. Немного меньшее количество студентов связывают волю с профессиональной и учебной деятельностью, то есть изучаемое понятие рассматривается ими как прикладной аспект в достижении целей деятельности. Несмотря на то, что традиционное определение воли связано с преодолением препятствий, семантические связи воли с негативно окрашенными объектами встречаются редко. Для части же студентов воля не имеет четких семантических связей с другими объектами дифференциала, не вписывается ни в одну из полученных в исследовании смысловых категорий понятий.
Результаты кластерного анализа, полученные по данным семантического дифференциала, совпадают с данными, полученными методом свободных ассоциаций, однако ассоциативный эксперимент позволил выявить более тонкие оттенки смысловых структур респондентов в отношении понятия «воля». Подтвердилось, что для каждой смысловой подгруппы существует специальная тема-маркер для ассоциативных связей. «Власть» - для подгруппы, воспринимающей волю как прикладной аспект деятельности, «время» - для подгруппы, связывающей волю с ответственностью, и «твердость» - для подгруппы «Негативная оценка». Не было выделено темы-маркера для подгруппы «Личностные особенности» в целом, что мы связываем с большим разнообразием объектов, входящих в данную подгруппу.
Факторный анализ полученных данных позволил заключить, что общая тенденция аффективной нагруженности понятия «воля» для студенческой выборки состоит в однозначном ощущении воли как активного механизма, но в полярных эстетических оценках данного явления и противоречивом понимании силы.


1. Баданина Л. П. Основы общей психологии: учеб. пособие / Л. П. Баданина. — М.: ФЛИНТА, 2012. — 448 с.
2. Басов М. Я. Воля как предмет функциональной психологии / М. Я. Басов. — М.: Алетейя, 1922. — 544 с.
3. Божович Л. И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопросы психологии. — 1976. — № 6. — С. 45-53.
4. Божович Л. И. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения / Л. И. Божович, Л. С. Славина, Т. Ендовицкая // Вопросы психологии. — 1976. — № 4. — С. 55-68.
5. Большой психологический словарь / Б. Г.Мещеряков, В.П. Зинченко; под общ. ред. Б. Г. Мещерякова. — 4-е изд., перераб. — М.: АСТ, 2009. — 816 с.
6. Брихцин М. В. Воля и волевые качества / М. В. Брихцин // Психология личности в социалистическом обществе. — 1989. — № 3. — С. 134-144.
7. Быков А. В. Становление волевой регуляции в онтогенезе: учеб. пособие / А. В. Быков, Т. Н. Шульга. — М.: УРАО, 1999. — 168 с.
8. Быков А. В. Генезис волевой регуляции / А. В. Быков. — М.: МГУ, 2003. — 452 с.
9. Быков А. В., Шульга Т. И. Эмоционально-волевая регуляция как вид психологической готовности человека к обучению / А. В. Быков, Т. И. Шульга. — М.: МГОУ, 2012. — 142 с.
10. Быкова Е. А. Особенности развития волевых качеств у студентов / Е. А. Быкова // Вестник Шадринского государственного педагогического института. — 2013. — № 1 (17). — С. 98-103.
11. Веккер Л. М. Психические процессы / Л. М. Веккер. — М.: Книга по требованию, 2012. — 340 с.
12. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас. — М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1990. — 288 с.
13. Выготский. Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — М.: Национальное образование, 2016. — 368 с.
14. Глухов В. П. Основы психолингвистики: учеб. пособие / В. П. Глухов. — М.: ACT: Астрель, 2005. — 351 с.
15. Горошко, Е. И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента / Е. И. Горошко. — М.: РА-Каравелла, 2001. — 320 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ