Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование рефлексии у студентов занимающихся арт-терапией (на примере медицинского колледжа)

Работа №99653

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы112
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические подходы к изучению рефлексии как показателя психологического здоровья 8
1.1 Понятие психологического здоровья 8
1.2 Феномен рефлексии в психологии 13
1.3 Рефлексия студентов колледжа в образовательном процессе 24
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Арт-терапия как метод активизации рефлексивных процессов 28
2.1 Общие понятия об арт-терапии 28
2.2 Арт-терапевтический психологический тренинг 34
2.3 Лингвистические маркеры рефлексивных процессов в обратных связях
участников арт-терапевтических групп 39
Выводы по главе 2 44
Глава 3. Исследование лингвистических маркеров рефлексии участников арт-
терапевтических тренингов 46
3.1 Описание организации исследования 46
3.2 Описание методик исследования 48
3.3 Анализ результатов исследования и их этапы 50
Выводы по главе 3 77
Список литературы 81
Приложение А 90
Приложение Б 91
Приложение В 93
Приложение Г 95
Приложение Д 98
Приложение Е 101
Приложение Ж 104
Приложение З 111

Психологическое здоровье является необходимым и важным условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. С одной стороны, оно обеспечивает адекватное выполнение человеком своих социальных ролей, с другой, создает возможность непрерывного развития в течение всей жизни. Поддержка психологического здоровья является одной из актуальных задач юношеского возраста, важнейшего этапа становления личности. Ряд авторов употребляют понятия «психологическое здоровье» и «зрелость личности» синонимично [76].
В последние годы в фокусе находится работа психологических служб образовательных учреждений. А. Н. Дубровина отмечает, что психологическое здоровье - это цель работы психологической службы учебного заведения [49]. Одним из важнейших компонентов психологического здоровья является рефлексия [ 77].
Рефлексия (от латинского гейехю) - это принцип человеческого
мышления, который направлен на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок. Карпов рассматривает рефлексию как «психологическую синтетическую реальность , которая выступает и как психический процесс, и как психическое свойство, и как психическое состояние одновременно, но не сводится ни к одному из них» [ 20, с 47]. Рефлексия в его работах представлена в качестве психического свойства, которое соотносится с рефлексией в целом , синоним рефлексивности, свойства мышления [80].
Изучение рефлексии можно назвать ключевым вопросом в психологии. Изначально им занимались такие деятели, как Л. С. Выготский и А. В. Карпов - в разрезе осознания, С. Л. Рубинштей и И. Л. Семенов - в разрезе мышления, А. Я. Пономарев и Ю. С. Степанов - в разрезе творчества и общения [9, 20, 56, 61, 67].
Являясь новообразованием младшего школьного возраста, рефлексия продолжает свое развитие на последующих этапах обучения, приобретая все новые формы [14]. В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев предлагают рассматривать рефлексию в качестве ведущей деятельности взрослого человека, тогда арефлексивность будет ключевым показателем нарушения учебно-познавательной и профессиональной деятельности [63, 64].
Д. А. Леонтьев конкретизировал типы рефлексивных процессов, дифференцировав системную рефлексию (взгляд на ситуацию со стороны), интроспекциию (самокопание), квазирефлексию (не имеющую отношения к актуальной жизненной ситуации). Он предполагает, что наиболее адаптивной является системная рефлексия. Интроспекция ориентирована на состояние и представляется такой же односторонней, как и арефлексия, а квазирефлексия уводит в фантазии и является, по сути, психологической защитой [35].
Изучение рефлексии студентов-медиков выполнено по запросу психологической службы Свердловского областного медицинского колледжа. Подростково-юношеский возраст приходится на время учебы в колледже, на возраст активного процесса самосознания человека, который невозможен без способности к рефлексии [27]. Специалист в сфере здравоохранения нуждается в инструментах, позволяющих сохранить свое психологическое здоровье, а также уметь наблюдать психологическое здоровье пациента.
Как подчеркивает О. В. Радорская, рефлексивно-креативный подход в обучении студентов-медиков позволяет формировать ряд важнейших компетеций. К таким компетенциям относятся умение выстраивать отношения в коллективе медицинского учреждения, коммуникативная выносливость, интеллектуальный капитал, умение учитывать особенности пациента в процессе беседы, развитие в профессии, а также оптимизация долговременной стратегии общения [52], что позволяет рассмотреть арт- терапию в качестве основного метода активации рефлексивных процессов студентов.
Рефлексия студентов, появляющаяся в процессе консультативной или тренинговой работы, проявляет себя, прежде всего, в речевых процессах. Групповая рефлексия, в свою очередь, выступает основным методом психологического тренинга, поскольку помогает осмыслить и интегрировать происходящий опыт [6].
По мнению ряда исследователей, рефлексия играет особую роль в развитии творчества. Она способствует развитию креативности и личностному росту, выступая в творческом процессе своего рода зеркалом, которое отражает происходящие в человеке изменения [52, 44, 41].
Данная работа продолжает серию выполненных на кафедре Общей психологии и психологии личности УрФУ работ по исследованию лингвистических маркеров рефлексии, как показателя психологического здоровья на примере арт-терапевтических групп студентов. Авторами был разработан классификатор лингвистических маркеров и выявлен ряд закономерностей для студентов-психологов [22].
Маркер (от фр. marquer - отмечать) в лингвистике означает сигнал, который указывает (то есть маркирует) функцию или свойство [53]. В данной работе в качестве лингвистических маркеров рассматриваются слова как лингвистические элементы текста в письменной форме в обратных связях студентов участников арт-терапевтического процесса.
Исходной проблемой данного исследования явилось противоречие между необходимостью внедрения рефлексивного подхода в обучение студентов медицинского колледжа и отсутствием адаптированных для данной группы студентов инструментов оценки рефлексивности, в частности выделение специфических лингвистических маркеров...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе нами было проведено феноменологическое изучение текстов эссе студентов-медиков, участвующих в арт-терапевтических тренингах, на предмет наличия лингвистических маркеров, которые могут свидетельствовать о различном уровне и типе рефлексии.
Исследование проводилось в соответствии с намеченными задачами. Был осуществлен лингвистический контент-анализ текстов, содержащих около 135 страниц, приблизительно 15 000 слов, определено наличие
лингвистических маркеров рефлексии в текстах, содержащих личностный опыт. Сформирован словарь лингвистических маркеров рефлексии, включающий в себя 276 единиц.
Проанализированы особенности представленности лингвистических маркеров у студентов-медиков с различным уровнем рефлексии по А. В. Карпову, а также проведен анализ встречаемости лингвистических маркеров у студентов-медиков с разными уровнями таких типов рефлексии, как системная рефлексия, интроспекция и квазирефлексия по Д.А. Леонтьеву
Результаты данной работы подтверждают гипотезы, которые легли в основу исследования. Выявлены различия в представленных лингвистических маркерах в эссе студентов с разным типом и уровнем рефлексии. Особого внимания заслуживают как группы слов, так и отдельные слова, характеризующие системную рефлексию как свойство личности, требующее специальных условий для его формирования.
Особенности взаимосвязей между рефлексивными процессами и присутствием лингвистических маркеров в письменных обратных связях на завершающих стадиях арт-терапевтических тренингов, безусловно, требуют дальнейшего изучения.
Выделение отдельных психолингвистических маркеров может помочь выявить возможные рефлексивные качества человека в практической деятельности психолога. Полученные результаты могут быть использованы в работе арт-терапевта при проведении групповых тренингов с целью оценки и анализа обратных связей как в ходе тренинговой работы, так и при анализе результатов.


1. Алиева Т. М. К. Методики диагностики рефлексивных способностей будущих педагогов в ВУЗе / Т. К. Алиева // Гаудеамус. - 2016. - Т. 15. - №. 4. - C 53-57.
2. Ананьев Б. Г. Структура развития психофизиологических функций взрослого человека / Б. Г. Ананьев // Избранные психологические труды. - 1996. - Т. 1. - С. 200-206.
3. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. — 272 с.
4. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия / А.А. Бизяева. - Псков: ИГИИ им.С.М.Кирова, 2004. - 216 с.
5. Болучевская В.В., Павлюкова А.И. Общение врача: вербальная и невербальная коммуникация (Лекция 2) / В. В. Болучеваская// Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 2. [Электронный ресурс] URL: http :// medpsy.ru (дата обращения: 08.05.2018г).
6. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И.В. Вачков. — М.: Эксмо, 2007. — 416 с.
7. Величковский Б. М. Современная когнитивная психология / Б.М. Величковский. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 336с.
8. Волочков А. А. Психологическое здоровье и активность студента / Б.М. Волочков // Вестник Пермского государственного гуманитарно - педагогического университета. Серия№ 1. Психологические и - педагогические науки. - 2014. - №. 1. - С. 57-68.
9. Выготский Л. С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский.— М.:Педагогика, 1984. —Том 4. — 433 с.
10. Голубева Н. М. Рефлексия как адаптивный ресурс личности / Н.М. Голубева // Теория и практика общественного развития. - 2015. - №. 14. -
С.145-147.
11. Гудовских Д. В., Молошников И. А., Рыбка Р. Б. Анализ эмотивности текстов на основе психолингвистических маркеров с определением морфологических свойств / Д. В. Гудовских, И.А. Молошников, Р.Б. Рыбка //Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2015. - №. 3. - С. 92-97.
12. Гуткина Н. И. О психологической сущности рефлексивных ожиданий /Н.И. Гуткина//Психология личности: теория и эксперимент. — М.:Педагогика,1982. - С. 100-108.
13. Дубровина И. В. Психологическая служба в современном образовании: рабочая кн. / И.В. Дубровина. -Спб.: Питер, 2009. - 400 с.
14. Дубровина И. В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности / И.В. Дубровина // Вестник практической психологии образования. - №3 - 2009. - С. 17-21.
15. Дубровина И. В. Психологическое здоровье личности в контексте возрастного развития / И.В. Дубровина // Развитие личности. - 2015. - №2 - С. 67-95...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ