ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРУДОВОЙ
МОТИВАЦИИ ДИЗАЙНЕРОВ 5
1.1 Понятие трудовой мотивации 5
1.2. Основные теории трудовой мотивации 11
1.3. Психологические аспекты трудовой мотивации дизайнеров 28
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ
ДИЗАЙНЕРОВ 34
2.1 Описание процедуры исследования и выборки 34
2.2 Результаты описательной статистики 39
2.3 Результаты корреляционного анализа 39
2.4 Результаты сравнительного анализа 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ А 75
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 83
ПРИЛОЖЕНИЕ В 88
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 92
Мотивация является ключевым фактором профессионального роста и направления человека на выполнение определённых задач. Ни один человек не может преуспеть без настроя на работу с высокой отдачей, без уровня образования, без заинтересованности и без их стремления внести свой вклад в достижение поставленных целей.
Именно поэтому так высок интерес к профессии дизайнер, к изучению причин, заставляющих дизайнеров работать с полной отдачей сил в интересах организации. И хотя нельзя утверждать, что рабочие результаты и рабочее поведение работников определяется только лишь их мотивацией, все же значение мотивации очень велико.
Качество работы дизайнера в значительной степени понятие субъективное, все-таки неудовлетворенность клиента, например, рестораном или гостиницей зависит и от обслуживания, но первое что он видит - это визуальную часть, а именно работу дизайнера. Работник как может и завлечь потребителя дизайном, так и спровоцировать клиента на то, что он никогда больше не вернется.
Зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется успех организации.
Сегодня имеется колоссальное количество способов воздействия на мотивацию конкретного человека, причем диапазон их постоянно растет.
Фактор, который сегодня мотивирует конкретного человека к интенсивному труду, завтра может способствовать «отключению» того же самого человека. Никто точно не может сказать, как детально действует механизм мотивации, какой силы должен быть мотивирующей фактор и когда он сработает, не говоря уже о том, почему он срабатывает.
А в условиях жесткой конкуренции от эффективности и продуктивности работы зависит продолжительность «жизни» организации на рынке услуг. Поэтому выбранная тема является актуальной.
Объектом работы является мотивация трудовой деятельности.
Предмет - трудовая мотивация дизайнеров с разным стажем работы и уровнем обучения.
Цель данной работы - изучить трудовую мотивацию дизайнеров.
Задачи:
1. Определить понятие «трудовая мотивация»;
2. Проанализировать основные теории трудовой мотивации;
3. Изучить трудовую мотивацию дизайнеров с разным стажем работы и уровнем образования;
4. Сформулировать основные выводы по проведенному исследованию.
Гипотеза: Имеются значимые различия трудовой мотивации между дизайнерами, обучающимися в магистратуре на 1 и 2 курсе и работающими дизайнерами со стажем работы от 1 года до 5 лет.
Существуют значимые различия в трудовой мотивации между студентами - магистрами и работающими дизайнерами. А именно с увеличением стажа работы наиболее значимыми становятся финансовые мотивы и тенденция к групповому признанию.
Теоретическая значимость состоит в уточнении имеющихся представлений работы о трудовой мотивации дизайнеров.
Практическая значимость состоит в возможности использования полученных эмпирических данных для разработки программ мотивации дизайнеров.
Работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Работа иллюстрирована в 4 рисунках и 10 таблицах, изложена на 96 страницах.
Мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение (К. Мадсен [К. Madsen, 1959]; Ж. Годфруа, 1992), в другом случае — как совокупность мотивов (К. К. Платонов, 1986), в третьем — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность.
В настоящее время все теории трудовой мотивационной деятельности делятся на:
• Содержательные теории (теория А. Маслоу, теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда, двухфакторная теория Ф. Герцберга и теория К. Замфир);
• Процессуальные теории (теория справедливости Дж. Адамса, теория В. Врума, теория постановки целей Э. Лока).
Для эмпирического исследования использовались методики: такие как: А. Маслоу «Пирамида А. Маслоу», Ф. Герцберг «Методика определения мотивации в работе», К. Замфир «Методика изучения мотивации профессиональной деятельности» и Д. Макклелланда «Теория мотивации».
В исследовании приняли участие 53 человека из них 25 человек студенты УрФУ и 28 человек работающих дизайнеров.
Выборка была поделена на следующие группы:
- студенты, обучающиеся на 1 и 2 курсах магистратуры, также обучались на бакалавриате по направлению «Дизайн»;
-работающие дизайнеры со стажем 1 год и 5 лет, также имеют высшее образование по направлению «Дизайн».
Были получены следующие результаты:
Первостепенную роль у дизайнеров играет внутренняя мотивация, направленность на результат, интересный самому дизайнеру. Это может быть, как непосредственно результат труда, получаемый опыт и навык, как и фактическое выполнение заказа.
На основании результатов описательной статистики можно сделать вывод, что группах студентов-дизайнеров и работающих дизайнеров, уровень выраженности по всем показателям методики А. Маслоу - средний. Мы связываем это со специфическими особенностями дизайнеров. Дизайнеру важно расширить возможности для участия в жизни общества и самореализации.
Также по результатам методики Ф. Герцберга дизайнерам обоих групп важно само содержание работы, то как качественно они ее выполнят и то, как им за нее заплатят. А то, что происходит в коллективе и чем занимается руководство им не так важно, главное, чтобы была интересная работа и они выполняли свое любимое дело.
Исходя из результатов теории К. Замфир видно, что для дизайнеров первостепенную роль играет внутренняя мотивация, направленность на результат, интересный самому человеку. Это может быть, как непосредственно результат труда, получаемый опыт и навык, как и фактическое выполнение заказа. Далее - срыв сроков, прочие неприятные вещи, а также не всегда ждут оплачиваемости труда.
Также отметим, что у работающих дизайнеров «Тенденция к аффилиации (групповому признанию и уважению)» выражена более ярче чем у студентов дизайнеров. Это может быть связано с тем, что работающие дизайнеры больше склонны к тому чтобы удостаиваться признанию и уважению в коллективе.
Если дизайнер уже нашел достойную работу, то для него становится менее важна Внутренняя мотивация и Содержание работы. Из этого можно сделать вывод, когда он был студентом для него было наиболее важным содержание работы и найти свой стиль выполнения работы. «Тенденция к аффилиации (групповому признанию и уважению)» эта шкала так же мало важна, т.к. он уже нашел работу и своей стиль.
Также и с финансовыми мотивами, чем меньше интереса у дизайнеров возникает к содержанию работы и сотрудничеству. Это значит, что дизайнеры не считают нужным сильно вкладываться в работу и с кем-либо взаимодействовать, выполняя работу, например, если придется с кем-то делить ставку. Дизайнеры считают менее важным «Карьеру» если для них более значимы следующие факторы: «Достижения», «Содержание работы», «Чувство собственного достоинства». Для них более значимо выполнять работу «для себя», чем ради карьеры или группового признания так же, как и обратно пропорционально. Из этого можно составить следующий вывод: дизайнеры или недовольны тем, что происходит на работе/своими навыками, или обучение сказывается на этих пунктах.
Дизайнер при изменении фокуса своего внимания на внешние переживания, либо при уходе в посторонние размышление вне работы, не имеющих отношения к актуальной жизненной ситуации, подвергают себя проявлению негативных эмоциональных проявлении. Имеет большое значение выполнять работу «для себя», чем ради карьеры или группового признания так же, как и обратно пропорционально.
В первую очередь, следует определить, что хочет получить от работы дизайнер. Это может быть не только денежное вознаграждение, но и социальная защищенность, принадлежность к известной компании, хорошая рабочая обстановка, удовлетворение от интересной для него работы, высокое качество жизни, возможность продвижения по карьерной лестнице, принадлежность к определенной социальной группе, желание приносить пользу людям. Перечень этих факторов можно продолжать. Определение потребностей работника должно происходить до его приема на работу и постоянно корректироваться по ходу трудовой деятельности.
1. Алехина О.Е. Стимулирование развития работников организации /О.Е. Алёзина // Управление персоналом. - 2016.- № 1. - С. 50 -52.
2. Ансофф И. Стратегический менеджмент: классическое издание /И. Ансофф. - Спб.: Питер, 2009.- 344 с.
3. Выгодский Л. С. Избранные психологические исследования/ Л. С. Выгодский. - М.: АПН РСФСР, 1956. - 242 с.
4. Анисимов В.М. Кадровая служба и управление персоналом организации /В.М. Анисимов // Практическое пособие кадровика. - М.: Экономика. - 2015. - 137 с.
5. Асмолов А.Г. Неодеятельностная парадигма в мышлении XXI века: деятельность как существование / А.Г. Асмолов // Мир психологии.-2010.- № 2(34). - С. 155-158.
6. Аширов Д.А. Трудовая мотивация: учеб. пособие для вузов/ Д.А. Аширов. - М.: Велби, Проспект. - 2011 г. - С. 187-195.
7. Бауман З.В. Мыслить социологически: Учебное пособие /пер.с англ. под ред. А.Ф. Филиппова. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 225 с.
8. Базаров Т.Ю. Психология - точная наука // Управление персоналом. - 2011. - № 1. - С. 34 - 36.
9. Белкин В.Е. Мотивы и стимулы труда / Социальная защита. - 2010. - № 7. - С. 44-47.
10. Бурмистров А.В., Газенко Н.Е. Какие методы повышения мотивации персонала являются наиболее действенными? // Управление персоналом. - 2017. - № 7.- С. 48-49.
11. Бухалков М.И., и др. Управление персоналом на предприятии: Учебник для вузов/ М.И. Бухалков. - М.: Велби, 2005 г.
12. Бурмистров А.В., Газенко Н.Е. Какие методы повышения мотивации персонала являются наиболее действенными? // Управление персоналом. - 2002. - № 7.- С. 48-49.
13. Вартофский М.В. Модели. Репрезентация и научное понимание: Пер. с англ. - М.: Прогресс, -1988. - 512 с.
14. Варыгин Д. В. Проблема понимания в современной герменевтике // Российский гуманитарный журнал. - 2012. - №1. - С. 27-29.
15. Величковский Б.М. Анализ процессов понимания // Современная когнитивная психология. - М., 1982. - С. 221-237...