Введение 3
Глава 1. Криминологическая характеристика коррупции и коррупционной преступности в современной России 6
1.1 Понятие коррупции и ее состояние в современной России 6
1.2 Проявление коррупции в системе образования 21
Глава 2. Организация антикоррупционного воспитания обучающихся 30
2.1 Правовые основы антикоррупционного воспитания в образовательных
организациях 30
2.2 Юридическая ответственность за коррупционные правонарушения в
системе образования 36
2.3 Инновационные и интерактивные методики, задачи и решения 40
Глава 3. Роль классных часов в антикоррупционном воспитании 50
Заключение 55
Список использованных источников
Актуальность темы исследования. Коррупция - это довольно сложное понятие. Оно описывает социальное явление, которое имеет исторический характер и обусловлено социальными причинами и традициями определенной страны. От этих факторов зависит какой уровень коррупции приемлем для того или иного общества, а так же средства и методы противодействия коррупции.
Юридическое понимание коррупции включено в нормы УК РФ , что позволяет осуществлять уголовное преследование коррупционеров. Но, сама борьба с коррупцией имеет существенные трудности, так как коррупционные действия в большинстве своем совершаются скрытно, без различного рода свидетельств, в присутствии только самих коррупционеров. Поэтому доказать факт коррупционного действия очень сложно. Данное положение дел характерно так же и по отношению к коррупции в системе образования.
Объектом исследования является проявления коррупции в системе образования РФ.
Предметом исследования - правовое воспитание и его эффективность в противодействии коррупции.
Цель работы состоит в анализе эффективности правового воспитания как фактора борьбы с коррупционными проявлениями в системе образования.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- изучить историю коррупции, а также рассмотреть ее понятие и виды;
- проанализировать состояние коррупции в современной России;
- изучить проблему коррупции в сфере образования;
- рассмотреть меры по предупреждению коррупции в образовательной организации и проблемы правового регулирования;
- проанализировать антикоррупционное воспитание молодежи: проблемы формирования российской модели.
Методы и методология исследования. В процессе исследования использовался комплекс методов научного познания. Методологическую основу работы составили следующие методы.
С помощью исторического метода были выявлены предпосылки формирования, эволюции, особенности в различные исторические периоды явления коррупции. Формально-логический метод, использование законов логики и приемов выводного знания (анализ, синтез, индукция, дедукция), позволили выявить различные подходы к определению понятия «коррупция».
Системно-функциональный и системно-структурный методы дали возможность рассмотреть правовое воспитание в качестве системного элемента антикоррупционной политики, выявить его функциональное назначение, внутреннее содержание, системные связи его элементов.
Отдельные задачи исследования решались с применением статистического метода, метода экспертного опроса и др.
Нормативная база исследования - общепризнанные принципы и нормы международного права, положения Конституции РФ, уголовного и уголовно - процессуального законодательства, федеральные законы и указы президента, касающиеся борьбы с коррупцией.
Практическая значимость исследования. Выводы и рекомендации прикладного характера, представленные в работе, могут быть полезны в учебном и внеучебном процессе при планировании антикоррупционных программ.
Структура. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, а также списка использованных источников.
В первой главе изучается криминологическая характеристика коррупции и коррупционной преступности в современной России, проявление коррупции в системе образования.
Во второй главе осуществляется анализ организации
антикоррупционного воспитания обучающихся, правовые основы
антикоррупционного воспитания в образовательных учреждениях,
юридическая ответственность за коррупционные правонарушения в системе образования, а так же интерактивные методики, задачи и решения правового воспитания.
В третьей главе изучается роль классных часов в антикоррупционном воспитании.
Коррупция в сфере образования является не только серьезным препятствием на пути становления гражданского общества, но и разрушает саму государственную систему, так как именно образование является фундаментом для построения успешного государства. Если проблема коррумпированности образовательных учреждений долгое время не решается, то происходит воспроизводство коррупционеров-студентов, которые затем переносят опыт на решение других жизненных задач, тем самым распространяя коррупционное поведение на все сферы.
Антикоррупционное воспитание осуществляется на трех уровнях образования: дошкольном, школьном и высшем. На каждом уровне имеет свою специфику и задачи.
Большинство современной молодежи считает, что личный успех приходит не за заслуги и добросовестный труд, а через связи, взяточничество и мошенничество. Широко распространенная мелкая коррупция разрушает закономерную связь между личными усилиями и вознаграждением, а так же ограничивает экономическое и социальное равноправие в обществе. На сегодняшний день можно отметить, что коррупция в сфере образования находится на высоком уровне. Все эти доказательства свидетельствуют о возможных еще более опасных последствиях распространения коррупции в государстве. Наравне с такими факторами борьбы с коррупцией, как: антикоррупционное законодательство, ужесточение надзора за исполнением наказаний, повышение зарплат чиновников, подготовка квалифицированных административных кадров и введение строгих этических стандартов, правовое воспитание молодежи призвано минимизировать коррупционные правонарушения.
В правовом воспитании молодежи следует особо уделять внимание, следующим факторам:
знакомить школьников и студентов с таким понятием как коррупция, разъяснять ее классификации, раскрывать причины явления, факторы, механизмы распространения, вред, который она наносит государству;
формировать нетерпимость к любым из проявлений коррупции;
знакомить студентов со всеми возможными способами и механизмами борьбы с коррупцией.
Такое воспитание установок и ценностей позволит сформировать у будущего поколения нетерпимость и отвращение к коррупции. Помимо прочего, проводить такую профилактику в учебных заведениях должны профессиональные специалисты, которые обладают всеми необходимыми компетенциями и опытом. Возможно, даже создать специальный курс в рамках университетов.
Также, в рамках рассмотрения данной темы, необходимо отметить, что такое воспитание можно подразделить, на формальное и неформальное. Под первым понимается включение специальной дисциплины в образовательный процесс, под вторым - проведение различных антикоррупционных акций и мероприятий для граждан.
Г оворить о том, какой из двух подходов качественней - сложно, однако с уверенностью можно сказать, что комплексное проведение таких мероприятий, т.е. и формальных и неформальных - принесет гораздо больший успех.
Таким образом, правовое воспитание как эффективная государственная антикоррупционная политика - это не только работа в учебных заведениях, а также регулярное проведение интересных общественных мероприятий, как для молодежи, так и для их родителей. Родители как субъекты образовательного процесса сами должны собственным примером демонстрировать антикоррупционное поведение.
Безусловно, исходя из возрастной категории детей необходимо разрабатывать разные методики антикоррупционного воспитания. Говоря о раннем школьном возрасте, нужно понимать, что необходимо объяснять детям хотя бы азы о правомерном поведении, о том, чего в нашей стране делать нельзя. Воспитывать в детях патриотизм, роль которого нельзя недооценивать в рамках антикоррупционного воспитания Начнем с определения понятия «патриотизм». Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами, во благо интересов Отечества. Именно на любовь и преданность к той местности, где человек вырос и жил, стремление совершенствовать государственное управление должно опираться правовое воспитание молодежи. В рамках правового воспитания необходимо: повышать уровень внутренней культуры личности и укреплять морально-этические принципы человека молодежи; воспитывать неприятие коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, формировать особую, крайне неблагоприятную для коррупционной системы психологическую среду в учреждении. Подведя итог, необходимо отметить, что полностью искоренить коррупцию посредством одного антикоррупционного воспитания невозможно, однако есть шанс существенно ее минимизировать.
Классные часы на данную тему являются неотъемлемой составляющей правового воспитания. Если уроки обществознания по учебной программе имеют своей целью воспитание правового сознания и повышение правовой культуры, то классные часы помогают сформировать убеждения о неотвратимости наказания за коррупционные правонарушения (с помощью примеров и статистик), формировать личное негативное отношение обучающихся к коррупционному поведению. На классных часах учитель может более эмоционально и индивидуально рассматривать тему коррупции и собственным примером и отношением вдохновлять учеников на правомерное поведение и нетерпимость к коррупции во всех ее проявлениях.
1. "Конвенция ООН против коррупции" (принята в г. Нью-Йорке
31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Ген. Ассамблеи ООН) [Электронный ресурс] СПС "Консультант Плюс" URL: http: //www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_ 121140/ (дата
обращения: 07.12.2017г.).
2. " Уголовный кодекс РФ" от 13.06.1996г. № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017г.) // "Собрание законодательства РФ". 17.06.1996г.. № 25. ст. 2954.
3. "Гражданский кодекс РФ (часть первая)" от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2017) // "Российская газета", № 238-239. 08.12.1994г.
4. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 03.04.2017) "О противодействии коррупции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) // "Парламентская газета". № 90. 31.12.2008.
5. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (с изменениями и дополнениями) // Собрании законодательства Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. № 50 (часть !У).ст. 6953.
6. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 03.04.2017) "О противодействии коррупции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) // "Парламентская газета". № 90. 31.12.2008.
7. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016г.) "О защите прав потребителей" // "Ведомости СНД и ВС РФ". № 15, ст. 766. 09.04.1992.
8. Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 (ред. от 15.09.2008) "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" // "Российская газета" от 11 июля 2001 г. № 130.
9. Письмо Минобразования РФ от 01.10.2002 № 31ю-31нн-40/31-09
"О Методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования" [Электронный ресурс] СПС "Консультант Плюс"
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40311/ (дата обращения: 07.12.2017г.).
10. Приказ Минобразования РФ от 28.07.2003 № 3177 "Об утверждении примерной формы договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.08.2003 № 4956) [Электронный ресурс] СПС "Консультант Плюс" http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_43753/ (дата обращения: 07.12.2017г.).
11. Приказ Минобразования РФ от 10.07.2003 № 2994 "Об утверждении Примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.08.2003 № 4971) [Электронный ресурс] СПС "Консультант Плюс" www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_43837/ (дата обращения: 07.12.2017г.).
12. Декрет СНК РСФСР от 08.05.1918 "О взяточничестве" // "Известия ВЦИК". № 93. 12.05.1918. Утратил силу.
13. Постановление ВЦИК от 01.06.1922 "О введении в действие Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р." (вместе с "Уголовным Кодексом Р.С.Ф.С.Р.") // "СУ РСФСР". 1922. № 15. ст. 153. Утратил силу.
Научная и учебная литература
14. Арендт Х. О революции. М.: Европа. С. 351. 2015.
15. Аналитическая справка «О состоянии работы по выявлению коррупционных преступлений, следствия и прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью правоохранительных органов в сфере борьбы с коррупцией за первое полугодие 2016 года» 28 сентября 2016 [Электронный ресурс] Сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации URL:https://genproc.gov.ru/anticor/doks/document- 1124023/(дата обращения: 05.12.2017).
16. Антикоррупционное воспитание: система воспитательной работы по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения в образовательном учреждении методические рекомендации [Электронный ресурс] Под ред. Е.Н. Барышникова. СПб.: СПбАППО, 2010. URL:http://pandia.ru/text/80/015/39518.php (дата обращения: 07.12.2017г.).
17. Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс]. URL: http:// wciom.ru/ (дата обращения: 05.12.2017).
18. Балязин В.Н. Неофициальная история России / В.Н. Балязин. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2016. С. 122.
19. Дидыч Т. О. Правотворчество государства и противодействие коррупции в современных условиях // Журнал российского права. 2012. № 8. С. 69-74.
20. Интервью начальника управления по надзору за исполнением
законодательства о противодействии коррупции Генпрокуратуры РФ Русецкого А. [Электронный ресурс]
Газета.руURL:https://www.gazeta.ru/social/2017/08/09/10825598.shtml (дата обращения: 05.12.2017).
21. Интервью председателя Общества защиты прав потребителей образовательных услуг, доктора юридических наук, генерал-лейтенант Анатолий Сидоренко Марине Лемуткиной. «В Вузах происходят фантастические вещи». Газета. RU 4 июля 2015.
22. Качкина Т.Б., Качкин А.В. Противодействие коррупции через образование: Методические рекомендации [Электронный ресурс] Ульяновск, ОАО «Областная типография «Печатный двор». 92 с. 2010. URL:http://lawlibrary.ru/izdanie2169184.html (дата обращения: 05.12.2017).
23. Коррупция в графическом измерении Общая картина российской коррупционной реальности в таблицах и графиках [Электронный ресурс] Комерсант.ру URL:https://www.kommersant.ru/doc/3255830(дата обращения: 05.12.2017).
24. Коррупция в России: мониторинг [Электронный ресурс] ВЦИОМ URL:https://wciom.ru/index.php?id=237&uid=8317 (дата обращения: 07.12.2017г.).
25. Лабыкин А. ЕГЭ по доброй воле // Эксперт [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/ (дата обращения: 07.12.2017г.).
26. Латов Ю. В. Институциональная коррупция в современной России и проблема политической воли // Российский следователь. 2016. № 1. С. 20-22.
27. Логунова О.А. Бедность и феномен потребления // Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах: сб. науч. тр. V Междунар. науч.-практ. конф. Курск 2016. С. 142-145.
28. Методические материалы по вопросам противодействия коррупции в Свердловской области. [Электронный ресурс]. Совет при губернаторе Свердловской области по противодействию коррупции URL:http://corruption.midural.ru/methrec/ (дата обращения: 05.12.2017).
29. Методические рекомендации по воспитанию антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов<Письмо>Минобрнауки России от 03.08.2015 № 08-1189 О направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по воспитанию антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов) [Электронный ресурс]. URL:http://sudact.ru/law/pismo-minobrnauki-rossii-ot- 03082015-n-08-1189/ (дата обращения: 05.12.2017).
30. Мулукаев Р.С. История государственного управления в России: Учебное пособие / Р.С. Мулукаев. - М.: ЮНИТИ, 2014. С. 78.
31. Моисеев В. Почему в России высокая коррупция? / Владимир Моисеев // Человек и труд. 2016. № 1. С. 66-68.
32. Мотивации и доступность высшего образования в современной России И.А. Каратабан [Электронный ресурс] Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» URL:https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsii-i- dostupnost-vysshego-obrazovaniya vsovremennoy-rossii (дата обращения: 05.12.2017).
33. Николаев С.М. Координирование деятельности по внедрению специального антикоррупционного образования // Современные проблемы науки и образования. № 3. 2014.
34. Организация работы по профилактике и противодействию коррупции в образовательных организациях / Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»; авт.-сост. В. Б.Куликов, М. В. Гонцова. - Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2017. 84 с. [Электронный ремурс] Министерстве общего и профессионального образования Свердловской области) URL:http://www.minobraz.ru/protivodejjstvie_korrupcii/307/ (дата обращения: 05.12.2017).
35. «О.Н. Журавлева Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие М.: ИЦ Вентана-Граф, 144 с. 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://li. i-docx. ru/28istoriya/158415-1 -on-zhuravleva-formirovanie- antikorrupcionnogo-mirovozzreniya-shkolnikov-urokah-istorii-obschestvoznaniya- metod.php (дата обращения: 05.12.2017).
36. Плясовских, А. Почему российскую коррупцию нужно уничтожить и как ее уничтожить // Следователь. 2015. № 6. С. 53-55.О практике реализации прокурорами полномочий по контролю за расходами чиновников от 03 октября 2016 [Электронный ресурс] Сайт Генеральная
прокуратура Российской Федерации
URL:http://genproc.gov.ru/anticor/doks/document-1127077/(дата обращения:
05.12.2017).
37. Ремонт с признаками коррупции // Эксперт [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/ (дата обращения: 07.12.2017г.).
38. Рогожников М. Руководителей проверят всех без исключения // Эксперт [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/ (дата обращения: 05.12.2017).
39. Сатаров Г. «Коррупция спасла образование». Московский
Комсомолец. 2 декабря 2013.[Электронный
ресурс]. URL: http: //www. mk. ru/editions/daily/article/2013/12/ 02/130229-
georgiy-satarov-korruptsiya-spasla-obrazovanie.html.(дата обращения:
05.12.2017).
40. Статья открытой электронной газеты [Электронный ресурс] Форум.мск.ру URL:http://forum-msk.org/material/news/12749271.html (дата обращения: 07.12.2017г.).
41. Торгашев А. ВАК - скандалист // Русский репортер. 2013. № 6 (284).
42. Хабриева, Т.Я. О результатах анализа практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации и предложениях по повышению их эффективности [Текст] // Журнал российского права. 2012. № 11. С. 58-67.
43. Центр антикоррупционных исследований и инициатив [Электронный ресурс]. URL: http:// transparency.org.ru/ (дата обращения: 07.12.2017г.).
44. Чойбсонова Ч.В. Антикоррупционное образование в вузе как мера противодействия коррупции в России // Современные проблемы науки и образования. № 5. 2015.
45. Шилюк, Т.О., Миттельман, К. Г. К вопросу о коррупциогенных
факторах в системе российского образования [Текст] // Юридическое образование и наука. 2011. №4. С. 2 - 6.
46. Фоков А. П. Судебная власть: о противодействии коррупции в Российской Федерации // Российский судья. 2012. № 7. С. 2-5.