ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Теоретические и эмпирические подходы к изучению эмоционального выгорания у врачей стоматологов 5
1.1. Характеристика феномена эмоционального выгорания в отечественной и
зарубежной психологии 5
1.2. Определение, стадии и формы проявления эмоционального выгорания 9
1.3. Факторы, влияющие на развитие синдрома эмоционального выгорания 12
1.4. Характеристика деятельности врачей стоматологов 17
1.5. Теоретико-методологическое обоснование модели профилактики
эмоционального выгорания у врачей стоматологов 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование эмоционального выгорания у врачей стоматологов 40
2.1 Алгоритм проведения исследования 43
2.2 Обоснование выбора методов и методик 45
2.3. Описание выборки исследования 45
2.4 Анализ и интерпретация констатирующего эксперимента 46
2.5 Анализ и интерпретация формирующего эксперимента 51
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
ГЛАВА 1. Теоретические и эмпирические подходы к изучению эмоционального выгорания у врачей стоматологов 5
1.1. Характеристика феномена эмоционального выгорания в отечественной и
зарубежной психологии 5
1.2. Определение, стадии и формы проявления эмоционального выгорания 9
1.3. Факторы, влияющие на развитие синдрома эмоционального выгорания 12
1.4. Характеристика деятельности врачей стоматологов 17
1.5. Теоретико-методологическое обоснование модели профилактики
эмоционального выгорания у врачей стоматологов 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование эмоционального выгорания у врачей стоматологов 40
2.1 Алгоритм проведения исследования 43
2.2 Обоснование выбора методов и методик 45
2.3. Описание выборки исследования 45
2.4 Анализ и интерпретация констатирующего эксперимента 46
2.5 Анализ и интерпретация формирующего эксперимента 51
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
Актуальность нашего исследования определяет то, что у медицинских работников, в частности у врачей-стоматологов большая вероятность возникновения эмоционального выгорания ввиду особенностей условий профессиональной деятельности.
Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных и личностных ресурсов человека. Синдром эмоционального выгорания отражается на всех сферах жизни врача: профессиональной, личной, коммуникативной.
Для стоматологической клиники хорошее эмоциональное самочувствие сотрудников определяет стабильность деловой жизни организации.
Таким образом, профилактика синдрома эмоционального выгорания имеет значение и для стоматологической организации в целом и для каждого её сотрудника.
Медицинские работники - социальная группа населения, с одной стороны, испытывающая на себе все реальные проблемы современной общественной жизни, с другой - признанная смягчить эти проблемы в процессе контакта населения с системой здравоохранения. Таким образом, медики находятся в кругу, как своих собственных проблем, так и проблем своих пациентов, неся при этом двойную социально-психологическую нагрузку.
Пациент ожидает от врача не только профессионального предоставления помощи, а так же ответственного, доброжелательного отношения, которое реализуется в ходе положительных взаимоотношений между врачом и пациентом. Взаимопонимание между врачом и пациентом, в свою очередь, обеспечивает достижение основной цели лечения - выздоровление пациента.
Теоретико-методологические основания исследования. В качестве методологических предпосылок исследования, рассматривающих вопрос о взаимосвязи личности и медицинской профессии, явились: общетеоретические положения общей и социальной психологии личности, сформулированные в трудах К.Маслач, Г. Робертса и Г. Фрейденбергера; выводы Г.В. Залевского, С.В.Умняшкиной, В.Е. Орла, касающиеся синдрома эмоционального выгорания и сопутствующих ему психологических процессов; исследования А. Маслоу, Р. Ассоджиоли, В.Е. Клочко, Э.В. Галажинского о самоактуализации личности и ее динамике, системном подходе в самореализации личности.
Цель исследования - изучение возможности внедрения двухуровневой модели предупреждения и преодоления синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов: на уровне организации и на уровне личности.
Объект исследования: синдром эмоционального выгорания.
Предмет исследования: профилактика синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов.
Гипотеза исследования использование двухуровневой модели: на уровне организации и на уровне личности, позволяет решить вопросы предупреждения и преодоления синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что проблема синдрома эмоционального выгорания изучена применительно к врачам- стоматологам, особенности, работы которых порождают специфические изменения эмоциональной, профессиональной и коммуникативной сфер.
Практическую значимость исследования составляет проведение эмпирического исследования для определения результатов внедрения двухуровневой программы предупреждения и преодоления синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов.
Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы три группы методов:
• Теоретические методы (сравнительный метод, методы систематизации и концептуализации научных идей, метод моделирования)
• Методы сбора эмпирических данных.
1) Тест на профессиональный стресс (Т. Д. Азарных, И. М. Тыртышников).
2) Диагностика профессионального выгорания (К. Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой).
3) Опросник самочувствия активности настроения (САН).
• Методы обработки и интерпретации результатов: методы
математической статистики (выявление различий, оценка достоверности изменений).
Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных и личностных ресурсов человека. Синдром эмоционального выгорания отражается на всех сферах жизни врача: профессиональной, личной, коммуникативной.
Для стоматологической клиники хорошее эмоциональное самочувствие сотрудников определяет стабильность деловой жизни организации.
Таким образом, профилактика синдрома эмоционального выгорания имеет значение и для стоматологической организации в целом и для каждого её сотрудника.
Медицинские работники - социальная группа населения, с одной стороны, испытывающая на себе все реальные проблемы современной общественной жизни, с другой - признанная смягчить эти проблемы в процессе контакта населения с системой здравоохранения. Таким образом, медики находятся в кругу, как своих собственных проблем, так и проблем своих пациентов, неся при этом двойную социально-психологическую нагрузку.
Пациент ожидает от врача не только профессионального предоставления помощи, а так же ответственного, доброжелательного отношения, которое реализуется в ходе положительных взаимоотношений между врачом и пациентом. Взаимопонимание между врачом и пациентом, в свою очередь, обеспечивает достижение основной цели лечения - выздоровление пациента.
Теоретико-методологические основания исследования. В качестве методологических предпосылок исследования, рассматривающих вопрос о взаимосвязи личности и медицинской профессии, явились: общетеоретические положения общей и социальной психологии личности, сформулированные в трудах К.Маслач, Г. Робертса и Г. Фрейденбергера; выводы Г.В. Залевского, С.В.Умняшкиной, В.Е. Орла, касающиеся синдрома эмоционального выгорания и сопутствующих ему психологических процессов; исследования А. Маслоу, Р. Ассоджиоли, В.Е. Клочко, Э.В. Галажинского о самоактуализации личности и ее динамике, системном подходе в самореализации личности.
Цель исследования - изучение возможности внедрения двухуровневой модели предупреждения и преодоления синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов: на уровне организации и на уровне личности.
Объект исследования: синдром эмоционального выгорания.
Предмет исследования: профилактика синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов.
Гипотеза исследования использование двухуровневой модели: на уровне организации и на уровне личности, позволяет решить вопросы предупреждения и преодоления синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что проблема синдрома эмоционального выгорания изучена применительно к врачам- стоматологам, особенности, работы которых порождают специфические изменения эмоциональной, профессиональной и коммуникативной сфер.
Практическую значимость исследования составляет проведение эмпирического исследования для определения результатов внедрения двухуровневой программы предупреждения и преодоления синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов.
Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы три группы методов:
• Теоретические методы (сравнительный метод, методы систематизации и концептуализации научных идей, метод моделирования)
• Методы сбора эмпирических данных.
1) Тест на профессиональный стресс (Т. Д. Азарных, И. М. Тыртышников).
2) Диагностика профессионального выгорания (К. Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой).
3) Опросник самочувствия активности настроения (САН).
• Методы обработки и интерпретации результатов: методы
математической статистики (выявление различий, оценка достоверности изменений).
Данное исследование было предпринято, чтобы изучить возможности внедрения двухуровневой модели предупреждения и преодоления синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов: на уровне организации и на уровне личности.
В ходе анализа научной литературы было подчеркнуто, что в современной психологической науке существуют различные определения понятия «выгорания», каждое из которых делает акцент на определенном аспекте этого процесса. «Синдром эмоционального сгорания - это новейший, выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия» (В.В.Бойко 1996)
Много компонентов учувствуют в формировании синдрома эмоционального выгорания: как правило, это организационные, социальные, профессиональные и, обязательный компонент, личностные характеристики людей. Такие черты как стрессоустойчивость, трудовая мотивация, стратегия поведения, особенности самооценки, коммуникативные качества, стили саморегуляции, эмоциональная направленность личности. Многочисленные исследования данных факторов не дали ответа на вопрос о том, что же является главным в возникновении выгорания.
Наиболее популярная модель выгорания разработана К. Маслач и С. Джексон, описана В.В. Бойко, она включает 3 группы симптомов: 1) нервное напряжение, которое создают внешние и внутренние факторы деятельности и личности профессионала; 2) резистенция, то есть сопротивление, когда человек пытается оградить себя от неприятных впечатлений; 3) истощение - оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. Выгорание представлено как динамический процесс, развивающийся во времени и характеризуется нарастанием степени выраженности его компонентов.
Медицинские работники подвержены синдрому выгорания вследствие эмоциональных затруднений или напряженных отношений в системе «человек-человек», но у врачей-стоматологов есть ряд специфичных профессиональных особенностей. Работа в интимном личностном пространстве пациента, значимость функции жевания и эстетики улыбки для пациентов, усиливает интенсивность переживаний, связанных со стоматологическими проблемами; задает повышенные требования к врачу, многоэтапность лечения. Эффективность лечения зависит не только от мануальных навыков врача - стоматолога, но и от сотрудничества с пациентом, а результат стоматологического вмешательства, как правило, зависит от совместных и согласованных действий врача и пациента.
Полиэтиологическая природа происхождения синдрома
эмоционального выгорания, определяет необходимость комплексного подхода к проблеме профилактики.
Нами была разработана и проведена двухуровневая модель профилактики синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов: на уровне организации и на уровне личности.
Работа над проблемой профессионального выгорания сотрудников должна стать задачей руководителей всех уровней. Профилактическая работа должна начинаться не в тот момент, когда синдром выгорания уже сформирован и его результаты уже сказываются на деятельности, а на начальном этапе, когда человек трудоустраивается. Регулярно проводить стресс - мониторинг сотрудников, организационная оптимизация работы врачей-стоматологов, организация комнаты отдыха для сотрудников, проведение психолого-коррекционных мероприятий, как средство
профилактики синдрома эмоционального выгорания врачей-стоматологов. Особое внимание следует так же уделить личностным особенностям сотрудников при распределении задач и формировании рабочих смен, внедрение в организациях наставничества, супервизорства, расширение юридической защищенности профессиональной деятельности врача- стоматолога.
Для профилактики синдрома эмоционального выгорания у врачей- стоматологов было проведено эмпирическое исследование. В результате которого были определены умеренный уровень профессионального стресса, высокие уровни эмоционального истощения, деперсонализации и редукции профессионализма, средний уровень общего выгорания и низкие значения показателей САН (самочувствие, активность, настроение) в экспериментальной и контрольной группах.
Для профилактики синдрома эмоционального выгорания в экспериментальной группе стоматологов была проведена психолого-педагогическая программа профилактики, направленная на содействие процессу непосредственного личностного развития и реализации собственного потенциала врачей. Программа способствует профилактике различных эмоциональных нарушений, путем самосознания и поиска личностных ресурсов.
После проведения тренингов была проведена повторная диагностика в экспериментальной группе. Результаты показали значимые различия между данными до и после проведенных мероприятий. У участников программы произошло снижение уровня профессионального стресса, эмоционального истощения, деперсонализации, общего выгорания, улучшение показателей теста самочувствия, активности и настроения. Таким образом, можно говорить об эффективности проведенной программы.
Гипотеза исследования подтвердилась: использование двухуровневой модели: на уровне организации и на уровне личности, позволяет решить вопросы предупреждения и преодоления синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов.
В ходе анализа научной литературы было подчеркнуто, что в современной психологической науке существуют различные определения понятия «выгорания», каждое из которых делает акцент на определенном аспекте этого процесса. «Синдром эмоционального сгорания - это новейший, выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия» (В.В.Бойко 1996)
Много компонентов учувствуют в формировании синдрома эмоционального выгорания: как правило, это организационные, социальные, профессиональные и, обязательный компонент, личностные характеристики людей. Такие черты как стрессоустойчивость, трудовая мотивация, стратегия поведения, особенности самооценки, коммуникативные качества, стили саморегуляции, эмоциональная направленность личности. Многочисленные исследования данных факторов не дали ответа на вопрос о том, что же является главным в возникновении выгорания.
Наиболее популярная модель выгорания разработана К. Маслач и С. Джексон, описана В.В. Бойко, она включает 3 группы симптомов: 1) нервное напряжение, которое создают внешние и внутренние факторы деятельности и личности профессионала; 2) резистенция, то есть сопротивление, когда человек пытается оградить себя от неприятных впечатлений; 3) истощение - оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. Выгорание представлено как динамический процесс, развивающийся во времени и характеризуется нарастанием степени выраженности его компонентов.
Медицинские работники подвержены синдрому выгорания вследствие эмоциональных затруднений или напряженных отношений в системе «человек-человек», но у врачей-стоматологов есть ряд специфичных профессиональных особенностей. Работа в интимном личностном пространстве пациента, значимость функции жевания и эстетики улыбки для пациентов, усиливает интенсивность переживаний, связанных со стоматологическими проблемами; задает повышенные требования к врачу, многоэтапность лечения. Эффективность лечения зависит не только от мануальных навыков врача - стоматолога, но и от сотрудничества с пациентом, а результат стоматологического вмешательства, как правило, зависит от совместных и согласованных действий врача и пациента.
Полиэтиологическая природа происхождения синдрома
эмоционального выгорания, определяет необходимость комплексного подхода к проблеме профилактики.
Нами была разработана и проведена двухуровневая модель профилактики синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов: на уровне организации и на уровне личности.
Работа над проблемой профессионального выгорания сотрудников должна стать задачей руководителей всех уровней. Профилактическая работа должна начинаться не в тот момент, когда синдром выгорания уже сформирован и его результаты уже сказываются на деятельности, а на начальном этапе, когда человек трудоустраивается. Регулярно проводить стресс - мониторинг сотрудников, организационная оптимизация работы врачей-стоматологов, организация комнаты отдыха для сотрудников, проведение психолого-коррекционных мероприятий, как средство
профилактики синдрома эмоционального выгорания врачей-стоматологов. Особое внимание следует так же уделить личностным особенностям сотрудников при распределении задач и формировании рабочих смен, внедрение в организациях наставничества, супервизорства, расширение юридической защищенности профессиональной деятельности врача- стоматолога.
Для профилактики синдрома эмоционального выгорания у врачей- стоматологов было проведено эмпирическое исследование. В результате которого были определены умеренный уровень профессионального стресса, высокие уровни эмоционального истощения, деперсонализации и редукции профессионализма, средний уровень общего выгорания и низкие значения показателей САН (самочувствие, активность, настроение) в экспериментальной и контрольной группах.
Для профилактики синдрома эмоционального выгорания в экспериментальной группе стоматологов была проведена психолого-педагогическая программа профилактики, направленная на содействие процессу непосредственного личностного развития и реализации собственного потенциала врачей. Программа способствует профилактике различных эмоциональных нарушений, путем самосознания и поиска личностных ресурсов.
После проведения тренингов была проведена повторная диагностика в экспериментальной группе. Результаты показали значимые различия между данными до и после проведенных мероприятий. У участников программы произошло снижение уровня профессионального стресса, эмоционального истощения, деперсонализации, общего выгорания, улучшение показателей теста самочувствия, активности и настроения. Таким образом, можно говорить об эффективности проведенной программы.
Гипотеза исследования подтвердилась: использование двухуровневой модели: на уровне организации и на уровне личности, позволяет решить вопросы предупреждения и преодоления синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов.
Подобные работы
- Самоактуализация как личностный ресурс профилактики синдрома
эмоционального выгорания у медицинских работников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - Психологическая программа профилактики эмоционального выгорания педагогов общеобразовательных школ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Профилактика эмоционального выгорания у работников образования
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Специфика эмоционального выгорания сотрудников МЧС
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2022 - Изучение синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольных учреждений
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая программа профилактики эмоционального выгорания медицинских работников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2019 - Роль профессионального стресс – синдрома в работе врача - стоматолога
Дипломные работы, ВКР, медицина . Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021 - Особенности распознавания фрагментарных изображений у лиц с разным уровнем эмоционального выгорания
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Нарушения зрительного восприятия и когнитивных функций при профессиональном выгорании
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



