Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ

Работа №99645

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы83
Год сдачи2017
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
121
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Теоретические и эмпирические подходы к изучению эмоционального выгорания у врачей стоматологов 5
1.1. Характеристика феномена эмоционального выгорания в отечественной и
зарубежной психологии 5
1.2. Определение, стадии и формы проявления эмоционального выгорания 9
1.3. Факторы, влияющие на развитие синдрома эмоционального выгорания 12
1.4. Характеристика деятельности врачей стоматологов 17
1.5. Теоретико-методологическое обоснование модели профилактики
эмоционального выгорания у врачей стоматологов 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование эмоционального выгорания у врачей стоматологов 40
2.1 Алгоритм проведения исследования 43
2.2 Обоснование выбора методов и методик 45
2.3. Описание выборки исследования 45
2.4 Анализ и интерпретация констатирующего эксперимента 46
2.5 Анализ и интерпретация формирующего эксперимента 51
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 78


Актуальность нашего исследования определяет то, что у медицинских работников, в частности у врачей-стоматологов большая вероятность возникновения эмоционального выгорания ввиду особенностей условий профессиональной деятельности.
Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных и личностных ресурсов человека. Синдром эмоционального выгорания отражается на всех сферах жизни врача: профессиональной, личной, коммуникативной.
Для стоматологической клиники хорошее эмоциональное самочувствие сотрудников определяет стабильность деловой жизни организации.
Таким образом, профилактика синдрома эмоционального выгорания имеет значение и для стоматологической организации в целом и для каждого её сотрудника.
Медицинские работники - социальная группа населения, с одной стороны, испытывающая на себе все реальные проблемы современной общественной жизни, с другой - признанная смягчить эти проблемы в процессе контакта населения с системой здравоохранения. Таким образом, медики находятся в кругу, как своих собственных проблем, так и проблем своих пациентов, неся при этом двойную социально-психологическую нагрузку.
Пациент ожидает от врача не только профессионального предоставления помощи, а так же ответственного, доброжелательного отношения, которое реализуется в ходе положительных взаимоотношений между врачом и пациентом. Взаимопонимание между врачом и пациентом, в свою очередь, обеспечивает достижение основной цели лечения - выздоровление пациента.
Теоретико-методологические основания исследования. В качестве методологических предпосылок исследования, рассматривающих вопрос о взаимосвязи личности и медицинской профессии, явились: общетеоретические положения общей и социальной психологии личности, сформулированные в трудах К.Маслач, Г. Робертса и Г. Фрейденбергера; выводы Г.В. Залевского, С.В.Умняшкиной, В.Е. Орла, касающиеся синдрома эмоционального выгорания и сопутствующих ему психологических процессов; исследования А. Маслоу, Р. Ассоджиоли, В.Е. Клочко, Э.В. Галажинского о самоактуализации личности и ее динамике, системном подходе в самореализации личности.
Цель исследования - изучение возможности внедрения двухуровневой модели предупреждения и преодоления синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов: на уровне организации и на уровне личности.
Объект исследования: синдром эмоционального выгорания.
Предмет исследования: профилактика синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов.
Гипотеза исследования использование двухуровневой модели: на уровне организации и на уровне личности, позволяет решить вопросы предупреждения и преодоления синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что проблема синдрома эмоционального выгорания изучена применительно к врачам- стоматологам, особенности, работы которых порождают специфические изменения эмоциональной, профессиональной и коммуникативной сфер.
Практическую значимость исследования составляет проведение эмпирического исследования для определения результатов внедрения двухуровневой программы предупреждения и преодоления синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов.
Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы три группы методов:
• Теоретические методы (сравнительный метод, методы систематизации и концептуализации научных идей, метод моделирования)
• Методы сбора эмпирических данных.
1) Тест на профессиональный стресс (Т. Д. Азарных, И. М. Тыртышников).
2) Диагностика профессионального выгорания (К. Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой).
3) Опросник самочувствия активности настроения (САН).
• Методы обработки и интерпретации результатов: методы
математической статистики (выявление различий, оценка достоверности изменений).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данное исследование было предпринято, чтобы изучить возможности внедрения двухуровневой модели предупреждения и преодоления синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов: на уровне организации и на уровне личности.
В ходе анализа научной литературы было подчеркнуто, что в современной психологической науке существуют различные определения понятия «выгорания», каждое из которых делает акцент на определенном аспекте этого процесса. «Синдром эмоционального сгорания - это новейший, выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия» (В.В.Бойко 1996)
Много компонентов учувствуют в формировании синдрома эмоционального выгорания: как правило, это организационные, социальные, профессиональные и, обязательный компонент, личностные характеристики людей. Такие черты как стрессоустойчивость, трудовая мотивация, стратегия поведения, особенности самооценки, коммуникативные качества, стили саморегуляции, эмоциональная направленность личности. Многочисленные исследования данных факторов не дали ответа на вопрос о том, что же является главным в возникновении выгорания.
Наиболее популярная модель выгорания разработана К. Маслач и С. Джексон, описана В.В. Бойко, она включает 3 группы симптомов: 1) нервное напряжение, которое создают внешние и внутренние факторы деятельности и личности профессионала; 2) резистенция, то есть сопротивление, когда человек пытается оградить себя от неприятных впечатлений; 3) истощение - оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. Выгорание представлено как динамический процесс, развивающийся во времени и характеризуется нарастанием степени выраженности его компонентов.
Медицинские работники подвержены синдрому выгорания вследствие эмоциональных затруднений или напряженных отношений в системе «человек-человек», но у врачей-стоматологов есть ряд специфичных профессиональных особенностей. Работа в интимном личностном пространстве пациента, значимость функции жевания и эстетики улыбки для пациентов, усиливает интенсивность переживаний, связанных со стоматологическими проблемами; задает повышенные требования к врачу, многоэтапность лечения. Эффективность лечения зависит не только от мануальных навыков врача - стоматолога, но и от сотрудничества с пациентом, а результат стоматологического вмешательства, как правило, зависит от совместных и согласованных действий врача и пациента.
Полиэтиологическая природа происхождения синдрома
эмоционального выгорания, определяет необходимость комплексного подхода к проблеме профилактики.
Нами была разработана и проведена двухуровневая модель профилактики синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов: на уровне организации и на уровне личности.
Работа над проблемой профессионального выгорания сотрудников должна стать задачей руководителей всех уровней. Профилактическая работа должна начинаться не в тот момент, когда синдром выгорания уже сформирован и его результаты уже сказываются на деятельности, а на начальном этапе, когда человек трудоустраивается. Регулярно проводить стресс - мониторинг сотрудников, организационная оптимизация работы врачей-стоматологов, организация комнаты отдыха для сотрудников, проведение психолого-коррекционных мероприятий, как средство
профилактики синдрома эмоционального выгорания врачей-стоматологов. Особое внимание следует так же уделить личностным особенностям сотрудников при распределении задач и формировании рабочих смен, внедрение в организациях наставничества, супервизорства, расширение юридической защищенности профессиональной деятельности врача- стоматолога.
Для профилактики синдрома эмоционального выгорания у врачей- стоматологов было проведено эмпирическое исследование. В результате которого были определены умеренный уровень профессионального стресса, высокие уровни эмоционального истощения, деперсонализации и редукции профессионализма, средний уровень общего выгорания и низкие значения показателей САН (самочувствие, активность, настроение) в экспериментальной и контрольной группах.
Для профилактики синдрома эмоционального выгорания в экспериментальной группе стоматологов была проведена психолого-педагогическая программа профилактики, направленная на содействие процессу непосредственного личностного развития и реализации собственного потенциала врачей. Программа способствует профилактике различных эмоциональных нарушений, путем самосознания и поиска личностных ресурсов.
После проведения тренингов была проведена повторная диагностика в экспериментальной группе. Результаты показали значимые различия между данными до и после проведенных мероприятий. У участников программы произошло снижение уровня профессионального стресса, эмоционального истощения, деперсонализации, общего выгорания, улучшение показателей теста самочувствия, активности и настроения. Таким образом, можно говорить об эффективности проведенной программы.
Гипотеза исследования подтвердилась: использование двухуровневой модели: на уровне организации и на уровне личности, позволяет решить вопросы предупреждения и преодоления синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов.



1. Акимова М.К. Психологическая диагностика [Текст] / М.К. Акимова. Изд-во: Питер: 2012. - 304с.
2. Александровский Ю.Диагностика социально-стрессовых расстройств [Текст] / Ю. Александровский // Актуальные вопросы военной и экологической психиатрии. - СПб.: ВМА, 2009. - С. 15-21.
3. Аммон Г. Психосоматическая терапия [Текст] / Г. Аммон. - СПб.: Речь, 2012. - 238 с.
4. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология, «психологические законы» [Текст] / Э. Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт . СПб.: 2011. - 296 с.
5. Асмаковец, Е.С. Взаимосвязь синдрома «эмоционального выгорания» и копинг-поведения / Е.С. Асмаковец // Психология и школа. - 2012. - № 2. - С. 94 - 99.
6. Бадхен А. А. (ред). Методическое пособие по работе с посттравматическим стрессовым расстройством [Текст] / Т. И. Михайлова, М. М. Певзнер (сост.). СПб.: 2011. - 387 с. - ISBN 5¬9268-0618-6.
7. Баробанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания» [Текст] // Вестник МГУ. - 2013. - №1. - С. 23.
8. Башенкова Л. А., Кухарская Е. В. Диагностика синдрома
эмоционального выгорания и мероприятия, направленные на его предупреждение // Среднее профессиональное образование. 2015. №11. С. 43 - 45. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-sindroma-
emotsionalnogo-vygoraniya-i-meropriyatiya-napravlennye-na-ego- preduprezhdenie
9. Бодров А. В. Проблема преодоления стресса [Текст] // Психологический журнал. 2012. №1. - С. 19.
10. Бодров В.А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов [Текст] / В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2011. - 219 с.
11. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания в профессиональном общении.: СПб.: 1999. 99-105 с.
12. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других.: М.: 2004. 5 - 8 с.
13. Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика [Текст] / А.Ф. Бондаренко. - М.: Изд-во «Института психотерапии», 2009. - 159 с. - ISBN 5-86375-040-5.
14. Вид В.Д., Лозинская Е.И. Синдром перегорания в психиатрии его зависимость от терапевтической идеологии [Текст] // Российский психиатрический журнал. - 2013. - №1. - С. 19-21.
15. Винокур, В.А. Профессиональный стресс у медицинских работников / В.А. Винокур // Вестник МАПО. - 2012. - № 2. - С. 25 - 30.
16. Водопьянова Н.В., Старченкова Е.С. Психическое «выгорание» и качество жизни. / Под ред. Л.А. Коростылевой. - СПб.: Питер, 2012. - 424 с.
17. Водопьянова Н.Е. Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления. - СПб.: Питер, 2013. - 264 с.
18. Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в
коммуникативных профессиях. Психология здоровья. / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2010. - 198 с.
19. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб.: Питер, 2014. - 384 с.
20. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика[Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.
21. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова .- СПб.: Питер, 2009. - 178 с.
22. Волошин Д.В. К вопросу о профессиональной компетентности сотрудников МВД [Текст] // Институт развития образовательных систем РАО. - Томск. - 2010. - 249 с.
23. Гиппенрейтер Ю. Б. Нейролингвистическое программирование (НЛП) [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер / Основные направления современной психотерапии. - М.: 2011. - 358 с.
24. Глушко А.Н. Психологическая и фармакологическая коррекция при чрезвычайных ситуациях: Учебник [Текст] / А.Н. Глушко. - М.; Изд-во. СГУ. 2010. -293 с.
25. Гуцало Д. Эмоциональное выгорание. Что делать, чтобы не “сгореть” на работе [Текст] // Психологический журнал «Дискуссия». 2009. - №13. - С.34.
26. Диагностика профессионального выгорания (К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой) [Текст] / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: 2012. - 362 с.
27. Дмитриев М.Г., Белов В.Г., Парфенов Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков. (Части 4-9) [Текст] / М.Г. Дмитриев, В.Г. Белов, Ю.А. Парфёнов. - СПб.: ЗАО «ПОНИ», 2010. - 316 с.
28. Доклад о состоянии здравоохранения в мире 2011. Психическое здоровье: новое понимание, новая надежда [Текст]. - ВОЗ, 2011. - 5 с.
29. Елизарова И.О. Оценка адаптационных возможностей студентов
медицинского вуза с учетом метеорологических факторов / И.О. Елизарова, Е.А. Фурсова // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2015. Т. 14. № 1. С. 184-188.
30. Елизарова И.О. Оценка адаптационных возможностей у лиц
специализированной профессиональной группы с учетом
метеорологических факторов / И.О. Елизарова, Э.В. Минаков //
Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2010. Т. 9. № 2. С. 301-306.
31. Емельянова, М. «Профессиональный кризис» / М. Емельянова // Директор школы. - 2012. - № 8. - С. 43 - 49.
32.Золотова Т.Н. Психология стресса [Текст] / Т.Н. Золотова. - М.: Книголюб, 2011. - 192 с.
33. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека [Текст] / Е. П. Ильин // СПб.: Питер, 2013. - 236 с.
34. Камнева Е.В., Зеленкова А.В. Факторы риска профессионального «выгорания» сотрудников органов внутренних дел [Текст] // «Научный портал МВД России», 2009. №4. - С. 31.
35. Картрайт С., Купер К. Стресс на рабочем месте [Текст] / С. Картрайт, К. Купер. - X.: Гуманитарный центр, 2012. - 236 с.
36. Кириллова Е. С. Психологические факторы профессионального
выгорания: на примере деятельности сотрудников правоохранительных органов. Дис. ... канд. психол. наук [Текст]. - СПб.: 2010. - 146 с.
37. Киселева, Н.В. Коррекция стратегий преодоления кризисов
профессионального становления личности / Н.В. Киселева // Дошкольная педагогика. - 2013. - № 5. - С. 58 - 62.
38. Китаев - Смык Л. А. Выгорание персонала. Выгорание личности. Выгорание души // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. 2007. № 4. С. 12.
39. Колдубовская, Т.Б. Особенности проявления признаков
эмоционального выгорания у врачей / Т.Б. Колдубовская // Вопросы психологии. - 2014. - № 2. - С. 75 - 80.
40. Косенко В.Г., Смоленко Л.Ф., Чебуракова Т.А. Медицинская
психология для медсестер и фельдшеров. - Ростов-на-Дону: Феникс,
2012. - 268 с.
41. Ларенцова Л.И., Соколова Е.Д. Профессиональный стресс и синдром эмоционального выгорания [Текст] // Российский стоматологический журнал. 2013. - №2. - С.34.
42. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса [Текст] // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2011. - №11. - С. 32.
43. Макарова Г. А. Синдром эмоционального выгорания [Текст] // Интернет-версия: www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=2
44. Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях [Текст] / И.Г. Малкина-Пых. - М.: 2009. - 127 с.
45. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л.М. Митина. - М.: ИЦ «Академия», 2008. - 349 с.
46. Мишкина Е. А. Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности сотрудников предприятия // Научнометодический электронный журнал «Концепт». 2015. № 10. С. 96-100.
47. Молл Е.Г. Менеджмент. Организационное поведение: Учеб. Пособ [Текст] / Е.Г. Молл. - М.: 2012. - 85 с. - ISBN 5-279-02058-3.
48. Моросанова В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал. - 2002. - Т. 23. - № - С. 5 - 17.
49. Никифоров Г.С. Психология здоровья. - СПб.: Питер, 2002. - 226 с.
50.Огнерубов Н. А., Огнерубова М. А. Синдром эмоционального выгорания у врачей-терапевтов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2015. №2. С 307-318
51. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. 2001. № 3. С. 90-101.
52.Орел В.Е. Исследование феномена «психического выгорания» в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. - 2016. - № 4. - С. 70 - 97.
53. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования [Текст] // Психологический журнал. -
2013. - №1. - С. 28.
54. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы. // Психологический журнал. -- № 1. - С. 31 - 37.
55.Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр [Текст] / Н.Г. Осухова. - М.: 2010. - 195 с.
56. Пасечник И. П., Пасиешвили Л. М. Аспекты реабилитации врача при смерти пациента // Семейная медицина. 2013. № 46. С. 130-132.
57. Плахотникова И.В., Моросанова В.И. Регуляторная роль отдельных личностных качеств в индивидуально-типических проявлениях саморегуляции произвольной активности // Мир психологии. - 2017. - № 1. - С. 3 - 85.
58. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2011. - 282 с.
59. Прохоров А.О. Функциональные структуры и средства саморегуляции психических состояний // Психологический журнал. - 2015. - № 2. - С. 68 - 80.
60. Психологический словарь. / Под ред. Ю.Л. Немер. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 644 с.
61. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия [Текст] // Сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок. Минск, Харвест, 2009. - 352 с.
62. Психотерапия. / Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб.: Питер, 2002. - 812 с.
63. Родионов О.В. Технические методы диагностических исследований и лечебных воздействий / О.В. Родионов, Е.А. Фурсова, О.В. Судаков // учебное пособие, ГОУ ВПО ВГТУ. 2006. Ч.3. -176 с.
64. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. - 2012. - № 3. - С. 85 - 95.
65. Селье Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г.Селье. - М. - Прогресс, 2013. - 254 с.
66. Сидоров П. Синдром эмоционального выгорания [Текст] / П. Сидоров // Медицинская газета, № 43 - 8 июня 2012. - С. 31.
67. Синдром «эмоционального выгорания» [Электронный ресурс]: http:
Режим доступа:
www//Ozd/ru//medicinasindrom_emocionalnogovygoraniya
68. Скугаревская М. М. Диагностика, профилактика и терапия синдрома
эмоционального выгорания. Минск: БГМУ; 2003. URL:
http://med.by/methods/pdf/160-1202.pdf
69. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания [Текст] //
Медицинские новости. 2013. - №7. - С. 45.
70. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания [Текст] //
Медицинские новости. 2010. - №7. - С. 41.
71. Старченкова Е.С., Водопьянова Н.Е. Стратегии и модели
преодолевающего поведения. / Под ред. Г.С. Никифоровой, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб.: Речь, 2011. - 322 с.
72. Столяренко Л.Д. Основы психологии [Текст] / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 412 с.
73. Съедин С.И. Некоторые пути преодоления негативного влияния стрессовых ситуаций на состояние психического здоровья // Мир психологии. - 2012. - № 4. - С. 235 - 245.
74. Тигранян Р. А. Стресс и его значение для организма [Текст] / Р.А. Тигранян. - М.: 2009. - 364 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ