Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование субъективного ощущения одиночества и адаптивности у студентов

Работа №99644

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
132
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ ОДИНОЧЕСТВА И
АДАПТИВНОСТИ 5
1.1 Одиночество как социально - психологическая проблема 5
1.2 Психологический анализ понятия адаптация 17
1.3 Особенности адаптация и переживания одиночества у студентов .... 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО ОЩУЩЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА И АДАПТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ 35
2.1 Организация и методики исследования 35
2.2 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ 47
2.2.1 Результаты, полученные по методикам эмпирического
исследования 47
2.2.2 Сравнительный анализ эмпирических показателей психологически
одиноких и неодиноких студентов 51
2.2.3 Корреляционный анализ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ А 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 73

Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время ей посвящаются все новые работы, исследующие сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на различные категории людей в разные периоды жизни. Многие аспекты одиночества были освящены в трудах таких отечественных и зарубежных исследователей, как С.Г.Корчагина, Ж.В. Пузанова, С.В. Духновский, Д. Перлман, Л. Э. Пепло, Д. Зилбург,К. Боумен, И.Ялом и др.
Одиночество это тяжелое, психологическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Глубоко одинокие люди, как правило, очень несчастны, у них мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены, или вовсе разорваны. Что же такое одиночество? Когда мы слышим слово «одиночество», ни у кого из нас не возникает вопроса: «А что, собственно, это такое?». Каждый человек в той или иной степени понимает, о чем идет речь. Феномен одиночества является одной из серьезных проблем современного общества. Он связан с переживанием ситуаций, субъективно воспринимаемых человеком как нежелательный дефицит общения и положительных отношений с окружающими людьми. Нередко переживание одиночества проявляется в форме желания быть включенным в какую-то группу или потребности быть в контакте с кем-либо. Проявления и последствия субъективного одиночества человека становятся все более наболевшими и значимыми. Становиться очевидной необходимость анализа природы и сущности этого состояния, специфики и характера его переживания и проявлений в жизни человека.
Вместе с тем, актуализацию проблемы одиночества ряд исследователей связывает с усложнившимися процессами адаптации. Общество стало более сложным, динамичным, человеку приходится адаптироваться гораздо чаще к изменяющейся социальной среде. Все чаще человек сталкивается со стрессовыми ситуациями, адаптационными проблемами и дезадаптацией. Человек, не вписавшийся в социальную реальность, испытывает чувство одиночества. Проблемы адаптации активно изучались отечественными и зарубежными авторами Ю.А.Милославским, А. И. Жмыриковой, А.Л. Журавлевой, Ю.К. Роджерсом, Р. Даймондом, К. Левиным, З. Фрейдом и др.
Актуальность проблемы. У одиночества множество причин. К. Роджерс и другие авторы связывают психологическое одиночество с низким уровнем адаптации человека к социуму. Однако, взаимосвязь между этими феноменами недостаточно изучена как в теоретическом, так и в эмпирическом аспектах. Поэтому требуется более глубокое изучение данной взаимосвязи.
Объект исследования: психологическое одиночество и адаптация.
Предмет исследования: взаимосвязь субъективного ощущения
одиночества и адаптивности у студентов.
Цель исследования: изучить характер взаимосвязи между
психологическим одиночеством и адаптивностью у студентов.
Гипотеза исследования: существует обратная взаимосвязь между субъективным ощущением одиночества и показателями адаптивности.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить основные теоретические подходы к проблеме одиночества.
2. Провести теоретический анализ понятия адаптация.
3. Дать теоретическое обоснование взаимосвязи адаптивности и субъективного ощущения одиночества у студентов.
4. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи адаптивности и субъективного ощущения одиночества у студентов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретическая часть настоящего исследования включает в себя анализ понятия одиночества и адаптация. Под одиночеством в нашей работе понимается тяжелое психологическое состояние, сопровождающееся тяжелыми эмоциональными переживаниями человека попавшего в непривычные для него условия изоляции, может проявляться в потребности быть включенным в какую- либо группу.
Так же, нами были рассмотрены понятия адаптация и адаптивность
Психическая адаптация — приспособленность человека как личности к условиям существования в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами, интересами.
Адаптивность это способность человека адаптироваться к изменчивым обстоятельствам. Адаптивность выражает интеллектуальные качества человека, благодаря которым индивид способен менять направление своих мыслей и всю свою интеллектуальную деятельность согласно поставленным умственным заданиям и условиям их решения.
Мы рассмотрели особенности студенческого возраста, причины актуальности психологического одиночества и адаптационных проблем в данной социальной группе.
На основе данных полученных в теоретической части, преступили к эмпирическому исследованию.
В ходе проведения эмпирического исследования применялись различные методики, позволяющие выявить и определить уровень, общее состояние, глубину переживания чувства одиночества, его позитивное и отрицательное проявление, а также методика направленная на определения уровня адаптивности и других её проявлений. По ним были получены следующие результаты:
По методике «Опросник для определения вида одиночества С.Г. Корчагиной» выявили преобладающие виды одиночества в группе испытуемых, ими оказалась: отчуждающий вид одиночества - 42,3% и диссациированный вид- 40,4%.
Благодаря методике «Диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд)» исследование адаптивности в группе, необходимого нам для проверки гипотезы исследования и сделали вывод, что адаптивность выборки находиться в нормальных пределах, без отклонения в сторону низких значений.
С помощью методики «Дифференциальный опросник переживания одиночества Е.Н. Осина и Д.А. Леонтьева» нам удалось поделить испытуемых на 3 группы: с высокой, средней и низкой степенями выраженности по шкале общего ощущения одиночества(25% 28,8% и 46,2% соответственно). Исходя из этого, мы разделили нашу выборку на две группы: психологически одиноких студентов и неодиноких.
Далее была сделана проверка наличие достоверных различий между одинокими и неодинокими по характеристикам адаптивности с помощью определения И-критерия Манна-Уитни. Значимые различия были выявлены по всем характеристикам методики «Диагностики социально­
психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд)»: адаптивность, принятие себя, принятие других, эмоциональный комфорт, внутренний контроль, доминирование и эскапизм. Наличие достоверных различий подтвердило нашу гипотезу существования взаимосвязи между субъективным ощущением одиночества и показателями адаптивности. В заключении проводился корреляционный анализ между шкалами, выражающими уровень одиночества, и шкалами методики социально­психологической адаптации. В результате, которого у «одиноких» и «неодиноких» студентов были выявлены различные корреляционные связи между общим ощущением одиночеством и параметрами методики адаптивности К. Роджерса, Р. Даймонда. Эти различия в корреляционных связях в группах одиноких и неодиноких студентов, позволяют нам сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась: Адаптивность личности и ее субъективное ощущение одиночества действительно взаимосвязаны, и данная связь является обратной.
В заключение, хотелось бы обозначить существования перспектив изучения выдвинутой нами проблемы недостаточной изученности взаимосвязи психологического одиночество с низким уровнем адаптации человека к социуму, т.к данная взаимосвязь имеет широкое поля как для теоретический исследований так и для эмпирических. На мой взгляд, отталкиваясь от уровня адаптации человека к социуму, исследование, по данной проблеме, нужно начинать непосредственно с городов-мегаполисов. Т.к именно в этих городах социальное взаимодействие всегда находится на очень высоком уровне, в не зависимости от желания человека к социальному взаимодействию ли его отсутствию, но при этом все равно, миллионы людей испытывают психологическое одиночество.


1. Абабков В. А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В. А. Абабков. - М.: Перре; СПб.: Речь, 2004. - 166 с.
2. Андреева Д. А. Влияние адаптации студентов на учебную активность / Д. А. Андреева.- Ростов н/Д: РГУ, 1975. - 165 с.
3. Андреева Д. А. О понятии «адаптация». Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе / Д. А. Андреева // сб.: Человек и общество. - вып. XIII. - М.: Наука, 1973. - 520 с.
4. Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации / Асеев В.Г. // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности. - Иркутск, 1986. - С.3-17.
5. Безюлева Г. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов: монография / Г. В. Безюлева. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт,
2008. - 320 с.
6. Богданов Р. В. Адаптация студентов к учебному процессу как результат внеучебной работы / Р. В. Богданов // Вестн. Краснояр. гос. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. - 2006. - № 3/1. - С. 106-107.
7. Большой психологический словарь/ Авдеева Н.Н. и др.; Под ред. , Б.Г.Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак; М.: ОЛМА-пресс, 2003. - 666с.
8. Возрастная и педагогическая психология: Словарь. - М.: Ред. МГОПУ,1999. - 93 с.
9. Волков Б.С. Методология и методы психологического исследования : учебное пособие для вузов / науч. ред. В.С. Волков. - 6-е изд., испр. и доп. - М. : Академический Проект, - 2010. - С. 56.
10. Георгиевский А. Б. Эволюция адаптации: историко­
методологическое исследование / А. Б. Георгиевский. - Л.: Наука, 1989. - 189 с.
11. Долгинова О.Б. Изучение одиночества как психологического феномена/ О.Б. Долгинова. - Прикладная психология, 2000. -№4. -с. 28-36
12. Е.Н. Осин Д.А. Леонтьев. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства // Психология. Журнал Высшей школы экономики. -2013.- Т. 10. - № 1. -С. 55-81.
13. Зотова О. И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации / О. И. Зотова, И. К. Кряжева. - М.: Наука, 1979. - С. 219-232.
14. Карпенко Л. А. Психология. Словарь 2-е изд., испр. и доп./ Л. А.Карпенко. - М.: Политиздат, 1990. - 496 с.
15. Киселева В. Подростковое одиночество / В.Киселева // Школьный психолог. -2002. -№8. -с.8-16...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ