Исследование субъективного ощущения одиночества и адаптивности у студентов
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ ОДИНОЧЕСТВА И
АДАПТИВНОСТИ 5
1.1 Одиночество как социально - психологическая проблема 5
1.2 Психологический анализ понятия адаптация 17
1.3 Особенности адаптация и переживания одиночества у студентов .... 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО ОЩУЩЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА И АДАПТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ 35
2.1 Организация и методики исследования 35
2.2 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ 47
2.2.1 Результаты, полученные по методикам эмпирического
исследования 47
2.2.2 Сравнительный анализ эмпирических показателей психологически
одиноких и неодиноких студентов 51
2.2.3 Корреляционный анализ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ А 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 73
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ ОДИНОЧЕСТВА И
АДАПТИВНОСТИ 5
1.1 Одиночество как социально - психологическая проблема 5
1.2 Психологический анализ понятия адаптация 17
1.3 Особенности адаптация и переживания одиночества у студентов .... 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО ОЩУЩЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА И АДАПТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ 35
2.1 Организация и методики исследования 35
2.2 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ 47
2.2.1 Результаты, полученные по методикам эмпирического
исследования 47
2.2.2 Сравнительный анализ эмпирических показателей психологически
одиноких и неодиноких студентов 51
2.2.3 Корреляционный анализ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ А 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 73
Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время ей посвящаются все новые работы, исследующие сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на различные категории людей в разные периоды жизни. Многие аспекты одиночества были освящены в трудах таких отечественных и зарубежных исследователей, как С.Г.Корчагина, Ж.В. Пузанова, С.В. Духновский, Д. Перлман, Л. Э. Пепло, Д. Зилбург,К. Боумен, И.Ялом и др.
Одиночество это тяжелое, психологическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Глубоко одинокие люди, как правило, очень несчастны, у них мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены, или вовсе разорваны. Что же такое одиночество? Когда мы слышим слово «одиночество», ни у кого из нас не возникает вопроса: «А что, собственно, это такое?». Каждый человек в той или иной степени понимает, о чем идет речь. Феномен одиночества является одной из серьезных проблем современного общества. Он связан с переживанием ситуаций, субъективно воспринимаемых человеком как нежелательный дефицит общения и положительных отношений с окружающими людьми. Нередко переживание одиночества проявляется в форме желания быть включенным в какую-то группу или потребности быть в контакте с кем-либо. Проявления и последствия субъективного одиночества человека становятся все более наболевшими и значимыми. Становиться очевидной необходимость анализа природы и сущности этого состояния, специфики и характера его переживания и проявлений в жизни человека.
Вместе с тем, актуализацию проблемы одиночества ряд исследователей связывает с усложнившимися процессами адаптации. Общество стало более сложным, динамичным, человеку приходится адаптироваться гораздо чаще к изменяющейся социальной среде. Все чаще человек сталкивается со стрессовыми ситуациями, адаптационными проблемами и дезадаптацией. Человек, не вписавшийся в социальную реальность, испытывает чувство одиночества. Проблемы адаптации активно изучались отечественными и зарубежными авторами Ю.А.Милославским, А. И. Жмыриковой, А.Л. Журавлевой, Ю.К. Роджерсом, Р. Даймондом, К. Левиным, З. Фрейдом и др.
Актуальность проблемы. У одиночества множество причин. К. Роджерс и другие авторы связывают психологическое одиночество с низким уровнем адаптации человека к социуму. Однако, взаимосвязь между этими феноменами недостаточно изучена как в теоретическом, так и в эмпирическом аспектах. Поэтому требуется более глубокое изучение данной взаимосвязи.
Объект исследования: психологическое одиночество и адаптация.
Предмет исследования: взаимосвязь субъективного ощущения
одиночества и адаптивности у студентов.
Цель исследования: изучить характер взаимосвязи между
психологическим одиночеством и адаптивностью у студентов.
Гипотеза исследования: существует обратная взаимосвязь между субъективным ощущением одиночества и показателями адаптивности.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить основные теоретические подходы к проблеме одиночества.
2. Провести теоретический анализ понятия адаптация.
3. Дать теоретическое обоснование взаимосвязи адаптивности и субъективного ощущения одиночества у студентов.
4. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи адаптивности и субъективного ощущения одиночества у студентов.
Одиночество это тяжелое, психологическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Глубоко одинокие люди, как правило, очень несчастны, у них мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены, или вовсе разорваны. Что же такое одиночество? Когда мы слышим слово «одиночество», ни у кого из нас не возникает вопроса: «А что, собственно, это такое?». Каждый человек в той или иной степени понимает, о чем идет речь. Феномен одиночества является одной из серьезных проблем современного общества. Он связан с переживанием ситуаций, субъективно воспринимаемых человеком как нежелательный дефицит общения и положительных отношений с окружающими людьми. Нередко переживание одиночества проявляется в форме желания быть включенным в какую-то группу или потребности быть в контакте с кем-либо. Проявления и последствия субъективного одиночества человека становятся все более наболевшими и значимыми. Становиться очевидной необходимость анализа природы и сущности этого состояния, специфики и характера его переживания и проявлений в жизни человека.
Вместе с тем, актуализацию проблемы одиночества ряд исследователей связывает с усложнившимися процессами адаптации. Общество стало более сложным, динамичным, человеку приходится адаптироваться гораздо чаще к изменяющейся социальной среде. Все чаще человек сталкивается со стрессовыми ситуациями, адаптационными проблемами и дезадаптацией. Человек, не вписавшийся в социальную реальность, испытывает чувство одиночества. Проблемы адаптации активно изучались отечественными и зарубежными авторами Ю.А.Милославским, А. И. Жмыриковой, А.Л. Журавлевой, Ю.К. Роджерсом, Р. Даймондом, К. Левиным, З. Фрейдом и др.
Актуальность проблемы. У одиночества множество причин. К. Роджерс и другие авторы связывают психологическое одиночество с низким уровнем адаптации человека к социуму. Однако, взаимосвязь между этими феноменами недостаточно изучена как в теоретическом, так и в эмпирическом аспектах. Поэтому требуется более глубокое изучение данной взаимосвязи.
Объект исследования: психологическое одиночество и адаптация.
Предмет исследования: взаимосвязь субъективного ощущения
одиночества и адаптивности у студентов.
Цель исследования: изучить характер взаимосвязи между
психологическим одиночеством и адаптивностью у студентов.
Гипотеза исследования: существует обратная взаимосвязь между субъективным ощущением одиночества и показателями адаптивности.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить основные теоретические подходы к проблеме одиночества.
2. Провести теоретический анализ понятия адаптация.
3. Дать теоретическое обоснование взаимосвязи адаптивности и субъективного ощущения одиночества у студентов.
4. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи адаптивности и субъективного ощущения одиночества у студентов.
Теоретическая часть настоящего исследования включает в себя анализ понятия одиночества и адаптация. Под одиночеством в нашей работе понимается тяжелое психологическое состояние, сопровождающееся тяжелыми эмоциональными переживаниями человека попавшего в непривычные для него условия изоляции, может проявляться в потребности быть включенным в какую- либо группу.
Так же, нами были рассмотрены понятия адаптация и адаптивность
Психическая адаптация — приспособленность человека как личности к условиям существования в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами, интересами.
Адаптивность это способность человека адаптироваться к изменчивым обстоятельствам. Адаптивность выражает интеллектуальные качества человека, благодаря которым индивид способен менять направление своих мыслей и всю свою интеллектуальную деятельность согласно поставленным умственным заданиям и условиям их решения.
Мы рассмотрели особенности студенческого возраста, причины актуальности психологического одиночества и адаптационных проблем в данной социальной группе.
На основе данных полученных в теоретической части, преступили к эмпирическому исследованию.
В ходе проведения эмпирического исследования применялись различные методики, позволяющие выявить и определить уровень, общее состояние, глубину переживания чувства одиночества, его позитивное и отрицательное проявление, а также методика направленная на определения уровня адаптивности и других её проявлений. По ним были получены следующие результаты:
По методике «Опросник для определения вида одиночества С.Г. Корчагиной» выявили преобладающие виды одиночества в группе испытуемых, ими оказалась: отчуждающий вид одиночества - 42,3% и диссациированный вид- 40,4%.
Благодаря методике «Диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд)» исследование адаптивности в группе, необходимого нам для проверки гипотезы исследования и сделали вывод, что адаптивность выборки находиться в нормальных пределах, без отклонения в сторону низких значений.
С помощью методики «Дифференциальный опросник переживания одиночества Е.Н. Осина и Д.А. Леонтьева» нам удалось поделить испытуемых на 3 группы: с высокой, средней и низкой степенями выраженности по шкале общего ощущения одиночества(25% 28,8% и 46,2% соответственно). Исходя из этого, мы разделили нашу выборку на две группы: психологически одиноких студентов и неодиноких.
Далее была сделана проверка наличие достоверных различий между одинокими и неодинокими по характеристикам адаптивности с помощью определения И-критерия Манна-Уитни. Значимые различия были выявлены по всем характеристикам методики «Диагностики социально
психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд)»: адаптивность, принятие себя, принятие других, эмоциональный комфорт, внутренний контроль, доминирование и эскапизм. Наличие достоверных различий подтвердило нашу гипотезу существования взаимосвязи между субъективным ощущением одиночества и показателями адаптивности. В заключении проводился корреляционный анализ между шкалами, выражающими уровень одиночества, и шкалами методики социальнопсихологической адаптации. В результате, которого у «одиноких» и «неодиноких» студентов были выявлены различные корреляционные связи между общим ощущением одиночеством и параметрами методики адаптивности К. Роджерса, Р. Даймонда. Эти различия в корреляционных связях в группах одиноких и неодиноких студентов, позволяют нам сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась: Адаптивность личности и ее субъективное ощущение одиночества действительно взаимосвязаны, и данная связь является обратной.
В заключение, хотелось бы обозначить существования перспектив изучения выдвинутой нами проблемы недостаточной изученности взаимосвязи психологического одиночество с низким уровнем адаптации человека к социуму, т.к данная взаимосвязь имеет широкое поля как для теоретический исследований так и для эмпирических. На мой взгляд, отталкиваясь от уровня адаптации человека к социуму, исследование, по данной проблеме, нужно начинать непосредственно с городов-мегаполисов. Т.к именно в этих городах социальное взаимодействие всегда находится на очень высоком уровне, в не зависимости от желания человека к социальному взаимодействию ли его отсутствию, но при этом все равно, миллионы людей испытывают психологическое одиночество.
Так же, нами были рассмотрены понятия адаптация и адаптивность
Психическая адаптация — приспособленность человека как личности к условиям существования в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами, интересами.
Адаптивность это способность человека адаптироваться к изменчивым обстоятельствам. Адаптивность выражает интеллектуальные качества человека, благодаря которым индивид способен менять направление своих мыслей и всю свою интеллектуальную деятельность согласно поставленным умственным заданиям и условиям их решения.
Мы рассмотрели особенности студенческого возраста, причины актуальности психологического одиночества и адаптационных проблем в данной социальной группе.
На основе данных полученных в теоретической части, преступили к эмпирическому исследованию.
В ходе проведения эмпирического исследования применялись различные методики, позволяющие выявить и определить уровень, общее состояние, глубину переживания чувства одиночества, его позитивное и отрицательное проявление, а также методика направленная на определения уровня адаптивности и других её проявлений. По ним были получены следующие результаты:
По методике «Опросник для определения вида одиночества С.Г. Корчагиной» выявили преобладающие виды одиночества в группе испытуемых, ими оказалась: отчуждающий вид одиночества - 42,3% и диссациированный вид- 40,4%.
Благодаря методике «Диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд)» исследование адаптивности в группе, необходимого нам для проверки гипотезы исследования и сделали вывод, что адаптивность выборки находиться в нормальных пределах, без отклонения в сторону низких значений.
С помощью методики «Дифференциальный опросник переживания одиночества Е.Н. Осина и Д.А. Леонтьева» нам удалось поделить испытуемых на 3 группы: с высокой, средней и низкой степенями выраженности по шкале общего ощущения одиночества(25% 28,8% и 46,2% соответственно). Исходя из этого, мы разделили нашу выборку на две группы: психологически одиноких студентов и неодиноких.
Далее была сделана проверка наличие достоверных различий между одинокими и неодинокими по характеристикам адаптивности с помощью определения И-критерия Манна-Уитни. Значимые различия были выявлены по всем характеристикам методики «Диагностики социально
психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд)»: адаптивность, принятие себя, принятие других, эмоциональный комфорт, внутренний контроль, доминирование и эскапизм. Наличие достоверных различий подтвердило нашу гипотезу существования взаимосвязи между субъективным ощущением одиночества и показателями адаптивности. В заключении проводился корреляционный анализ между шкалами, выражающими уровень одиночества, и шкалами методики социальнопсихологической адаптации. В результате, которого у «одиноких» и «неодиноких» студентов были выявлены различные корреляционные связи между общим ощущением одиночеством и параметрами методики адаптивности К. Роджерса, Р. Даймонда. Эти различия в корреляционных связях в группах одиноких и неодиноких студентов, позволяют нам сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась: Адаптивность личности и ее субъективное ощущение одиночества действительно взаимосвязаны, и данная связь является обратной.
В заключение, хотелось бы обозначить существования перспектив изучения выдвинутой нами проблемы недостаточной изученности взаимосвязи психологического одиночество с низким уровнем адаптации человека к социуму, т.к данная взаимосвязь имеет широкое поля как для теоретический исследований так и для эмпирических. На мой взгляд, отталкиваясь от уровня адаптации человека к социуму, исследование, по данной проблеме, нужно начинать непосредственно с городов-мегаполисов. Т.к именно в этих городах социальное взаимодействие всегда находится на очень высоком уровне, в не зависимости от желания человека к социальному взаимодействию ли его отсутствию, но при этом все равно, миллионы людей испытывают психологическое одиночество.
Подобные работы
- Исследование взаимосвязи субъективного переживания одиночества и акцентуаций характера у студентов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2021 - Индивидуальное консультирование как способ психологической помощи женщинам 40-45 лет, испытывающим чувство одиночества
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - СВЯЗЬ ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА И АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психолингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СВЯЗЬ ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА И АГРЕССИВНОСТИ
ПОДРОСТКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2017 - Сравнительный анализ психологической безопасности работников вахтовых форм труда юга и севера Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - МОТИВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2019 - ДОВЕРИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1998 - Дисфункциональный образ тела в контексте нарушения регуляции
эмоций при симптомах расстройств аффективного спектра
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2020 - ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021





