Введение 3
Глава 1. Теоретические и экспериментальные основы проблемы установки 7
1.1 Основные этапы развития понятия «установка» и теория установки
Д.Н. Узнадзе 7
1.2. Виды и свойства установок 22
1.3. Обоснование и разработка метода изучения установки 29
Глава 2. Теоретико-методические основы экспериментального исследования эффекта установки 33
2.1. Психофизические основания определения величины и качества
эффектов установки 33
2.2. Субъективные шкалы измерения 34
2.3. Методы психофизического шкалирования 35
2.4. Методические основания для создания условий проявления
установочных эффектов 36
2.5. Методика «Возрастающий ряд» и методика «Совмещенные ряды» 42
Глава 3. Эмпирическое исследование проявления эффекта установки при усложнении оценивания стимулов 45
3.1. Процедура и методики эксперимента 45
3.2. Полученные результаты и их обсуждение 48
Заключение 59
Список литературы 61
Ценность конкретной психологической теории во многом определяется возможностью получения экспериментальных фактов подтверждающих её положения. Это в полной мере относится и к психологической теории установки, характеризующей бессознательные детерминанты поведения, которые определяют направленность и стабилизацию поведения и деятельности человека [6, 9, 11, 14, 26, 31, 34, 35, 38, 40].
В общей и социальной психологии вопросам установочной регуляции деятельности уделяется определенное внимание [3, 4, 28, 32, 37, 41, 42, 43]. Однако, поиск новых подходов для более детального исследования уже найденных закономерностей остается актуальным. Это непосредственно касается и эффекта установки.
По мнению основателя Теории установки Д.Н. Узнадзе, установка представляет собой конкретное состояние целостного субъекта, его модус (общую направленность), определенную психофизиологическую
организацию в той или иной конкретной ситуации, готовность совершать деятельность определенным образом [38]. В данном контексте, представляет интерес определение фиксированных форм поведения, в частности - ригидности, как актов поведения упорно продолжающихся и в ситуациях, которые объективно требуют их прекращения и (или) изменения [13] и которые являются неадаптивными по своему существу.
С точки зрения практической значимости, необходимо отметить, что установки рассматриваются как стабилизатор деятельности, но они же могут, выступая как механизм фиксированных форм поведения, затруднять приспособление к новой ситуации, не позволяя изменить поведение и затрудняя процесс адаптации.
Эффекты установки могут проявляться в виде следующих феноменов - это задержка выполнения действия, персеверации, ошибки (иллюзии) восприятия, тенденция к завершению прерванных действий [4]. Отметим тот факт, что ЭУ собственно, как факторы роковым образом влияющие на результаты конкретной деятельности (действия) исследованы не достаточно. Это может быть обусловлено характером проявления эффекта установки - это их относительная кратковременность и неосознаваемость. Соответственно, можно определить те виды деятельности, где можно говорить об эффектах установки, как о факторах, оказывающих негативное влияние на ее эффективность и надежность.
К ним можно отнести любой вид деятельности предполагающий быстро - течность изменения ситуаций, подчиненность выбора тактических решений жесткому лимиту времени, необходимость решать сложные, многоходовые задачи тактического плана, учитывая многочисленные и
взаимообусловленные варианты решений, когда, даже правильное решение, но принятое с опозданием, становиться ошибочным.
В плане теоретической значимости темы нашего исследования отметим, с одной стороны, важность расширения диапазона подходов и методов количественного и качественного определения ЭУ и, на этой основе, выявления индивидуальных особенностей их проявления и динамики; с другой стороны, не менее важно выявить условия минимального проявления ЭУ, как момента инерции деятельности.
Этими моментами и обуславливается научный интерес к изучению особенностей проявления эффекта установки в профессиях, где
профессионально важное качество - это способность быстро переключаться и в восприятии, и в действиях. Мы считаем, что многие негативные поведенческие реакции - от ступора, оцепенения до невозможности остановиться, могут быть связаны с особенностями проявления эффекта установки. Следовательно, это важно и для решения таких практических задач, как расширение диапазона средств и методов профессионального отбора лиц пригодных для работы в экстремальных условиях - это и операторская деятельность, и спорт, и экстрим в широком диапазоне.
На кафедре общей и социальной психологии департамента психологии УГИ уже более 15 лет ведутся экспериментально-теоретические исследований по качественному и количественному анализу проявления эффекта установки [7, 15 - 20]. Наша работа является их продолжением.
Для определения количественных и качественных характеристик эффекта установки (ЭУ) была показана адекватность и эффективность методы психофизического шкалирования, в частности, метода оценки величины [23]. В контексте темы исследования, важно подчеркнуть, что ранее были получены данные, свидетельствующие не только об эффекте установки, связанной с фиксацией установки на восприятие статичных объектов как в научной школе Узнадзе Д.Н, но и о наличии эффекта установки, отражающего процессуальные (динамические) моменты оценочной деятельности [17, 20].
Также было показано, что важная роль при оценке экспериментальных данных должна отводиться анализу особенностей используемого стимульного материала и процедуры оценивания стимулов. От этого могут зависеть качественные особенности проявления эффекта установки.
При оценке достоверности и значимости этих данных, возникает ряд вопросов:
• как проявится «классический» эффект установки в связи с
содержательным усложнением структуры стимулов в методике
«Совмещенные ряды»?
• как изменится качество эффекта установки в методике «Возрастающий ряд» при усложнении процедуры оценки стимульного ряда и при качественном усложнении структуры стимульного материала?
Эти важные, с теоретической и методической точек зрения, вопросы и определили гипотезы, объект, предмет, цели и задачи данного исследования:
Гипотезы:
1. Содержательная модификация стимулов в методике «Совмещенные ряды» должна привести к уменьшению числа ассимилятивных иллюзий, увеличению числа контрастных иллюзий и общему уменьшению числа иллюзий.
2. Усложнение процедуры оценивания стимулов и их структуры в методике «Возрастающий ряд» должно привести к увеличению случаев отсутствия конечного эффекта установки за счет уменьшения числа ассимилятивных иллюзий
3. Усложнение процедуры оценивания стимулов в методике «Возрастающий ряд» должно привести к увеличению случаев отсутствия эффекта установки, определяемого по величине экспоненты функции Стивенса...
В заключение, отметим, что в представленной работе сделана попытка ответить на важные, с теоретической и методической точек зрения, вопросы - как проявится «классический» эффект установки в связи с содержательным усложнением структуры стимулов в методике «Совмещенные ряды»?; как изменится качество эффекта установки в методике «Возрастающий ряд» при усложнении процедуры оценки стимульного ряда ?
Полученные результаты могут представлять интерес как в теоретическом плане - это расширение диапазона подходов и методов количественного и качественного определения эффектов установки, так и в практическом плане - это выявление индивидуальных особенностей их проявления и динамики в зависимости от условий, а также условия минимизации проявления эффектов установки, как момента инерции деятельности. Это может представлять интерес для отбора лиц пригодных для работы в экстремальных условиях - это и операторская деятельность, и спорт, и экстрим в широком диапазоне.
Результаты обработки данных эмпирического исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Гипотеза о том, что содержательная модификация стимулов в методике «Совмещенные ряды» должна привести к уменьшению числа ассимилятивных иллюзий, увеличению числа контрастных иллюзий и общему уменьшению числа иллюзий подтвердилась частично - для случаев ассимилятивных иллюзий и случаев отсутствия эффекта.
2. Гипотеза о том, что усложнение процедуры оценивания стимулов и их структуры в методике «Возрастающий ряд» должно привести к увеличению случаев отсутствия конечного эффекта установки за счет уменьшения числа ассимилятивных иллюзий - не подтвердилась.
3. Гипотеза о том, что усложнение процедуры оценивания стимулов в методике «Возрастающий ряд» должно привести к увеличению случаев отсутствия эффекта установки, определяемого по величине экспоненты функции Стивенса не подтвердилась.
1. Аллахвердов М.В. Интерпретация интерференционных феноменов и
теория иронического мышления Дэниела Вагнера / М.В. Аллахвердов // Санкт- Петербургский государственный университет: Петербургский
психологический журнал. - 2015. - № 12. - С. 1
2. Амиреджиби Д. Т. Проблема метода исследования установки. В сб. - Д. Н. Узнадзе - классик советской психологии. Психологические исследования, посвященные 100-летию со дня рождения Д. Н. Узнадзе / Д. Т. Амиреджиби. - Тбилиси, 1986. - 456 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М Андреева.- М.: Аспект Пресс. 2006 г. - 541 стр.
4. Асмолов А. Г. Деятельность и установка/ А. Г. Асмолов. - М.:, 1979. - 78
с.
5. Асмолов А.Г. От психофизики «чистых ощущений» - к психофизике «сенсорных задач». В кн. Проблемы и методы психофизики / А.Г. Асмолов, М.Б. Михалевская. - М., 1974. - 105 с.
6. Бассин Ф.В. Основные критерии рассмотрения бессознательного в качестве своеобразной формы психической деятельности. Вступительная статья редакции. Бессознательное: природа, функции, методы исследования ,
т. 1 / Ф.В Бассин. - Тбилиси: Мецниереба, 1978, с. 71-83.
7. Глотова Г.А. К вопросу о системной природе установки // Психологический вестник Уральского государственного университета.- Вып.6. / Г.А. Глотова. - Екатеринбург, 2008. С. 206-223.
8. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология/ В.Н. Дружинин. - СПб: Питер, 2000. - 157 с.
9. Ждан А. Н. История психологии: Учебник/ А. Н. Ждан. - М., 1990.- 367 с.
10. Забродин Ю. М., Лебедев А. Н. Психофизиология и психофизика/ Ю. М. Забродин, А. Н. Лебедев. - М. 1977. - 98 с.
11. Бжалава И. Т. Установка и поведение/ И. Т. Бжалава. - М.:, Знание. 1968. - 56 с.
12. Григолава И. Г. Контрастная иллюзия, установка и бессознательное /
И. Г. Григолава. -Тбилиси., 1987. - 75 с.
13. Залевский Г. В. Фиксированные формы поведения/ Г. В Залевский. - Иркутск, 1976. - 96 с.
14. Иосебадзе Т.Т, Т.Ш. Иосебадзе. Проблема бессознательного и теория установки школы Д.Н. Узнадзе // Бессознательное. Природа, функции, методы исследования / Т.Т. Иосебадзе, Т.Ш. Иосебадзе. - Тбилиси, Т. 4, 1985. - 72 с.
15. Касатов А. П. О возможности количественного определения эффекта установки методом психофизического шкалирования // Проблемы восприятия / А. П. Касатов. - Свердловск, 1991. - 100 с...