ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ФЕСТИВАЛЯ КАК ОСНОВА МАРКЕТИНГОВОГО СОБЫТИЯ
1.1 Событийный маркетинг как вид маркетинговых коммуникаций 10
1.2 Различия в подходах к событийному маркетингу в традиционном и
эмпирическом маркетинге 15
1.3 Аудитория как ключевой фактор при определении концепции
проведения маркетингового события 18
1.4 Особенности проведения гастрономического фестиваля как
маркетингового события: коммуникационный аспект 23
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРАН НА КОНЦЕПЦИЮ ПРОВЕДЕНИЯ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ФЕСТИВАЛЯ: КОММУНИКАЦИОННЫЙ АСПЕКТ
2.1 Опыт проведения гастрономических фестивалей в России 30
2.2 Опыт проведения гастрономических фестивалей в Европе (на примере
Венгрии) 36
2.3 Опыт проведения гастрономических фестивалей в Латинской Америке (на
примере Бразилии) 39
2.4 Сравнительный анализ концепций проведения гастрономических
фестивалей с точки зрения коммуникационного аспекта 43
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ
ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ФЕСТИВАЛЯ ДЛЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
3.1 Характеристика Екатеринбурга как площадки для гастрономического
фестиваля и возможности адаптации зарубежного опыта 46
3.2 Предпочтения жителей Свердловской области в отношении
гастрономических фестивалей 50
3.2 Разработка концепции проведения фестиваля 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70
ПРИЛОЖЕНИЕ А 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 78
ПРИЛОЖЕНИЕ В 86
В последние время в мире в связи с насыщением рынка товарами и рекламной продукцией среди компаний можно заметить тенденцию в поиске новых способов позиционирования и создания бренда. Традиционные маркетинговые коммуникации в условиях, когда потребитель может удовлетворить любую свою потребность среди существующего множества товаров-заменителей, отходят на второй план. Становится важным не только производить товар или услугу, но и создавать определенный образ, состоящий из ценностей, уникальных свойств, которые «приобретаются» вместе с продуктом. Покупатель выбирает чаще всего бренд, а не сам товар или услугу. Таким образом, меняется сам процесс конкуренции, когда компании стараются привлечь свою целевую аудиторию через эмоциональную составляющую товара или услуги, через созданный образ с его уникальным набором ценностей, а не через предложение выгоды при покупке.
Поэтому приобретают популярность маркетинговые коммуникации способные вызвать у покупателя определенные эмоции, повлиять на его чувственное восприятие и вовлечь в процесс непосредственной коммуникации между компанией и потребителем. Событийный маркетинг является одним из инструментов по управлению восприятием целевой аудитории, реализующий выстраивание непосредственной коммуникации с брендом. Изучение особенностей событийного маркетинга, его существующих видов и практик его использования на международном рынке для продвижения товаров или услуг позволит грамотно выстраивать эффективную коммуникацию с потребителем.
За последние пять лет в России в среднем появлялось по четыре новых гастрономических фестиваля ежегодно. Поэтому в связи с возросшей популярностью по организации и проведению гастрономических фестивалей в российском обществе, акцент этой работы будет смещен на изучение данного вида событийного маркетинга. Однако рассматриваться гастрономические фестивали будут как самостоятельные маркетинговые события, а не в комплексе мероприятий событийного маркетинга. Как любое маркетинговое событие гастрономический фестиваль в своей основе имеет определённую концепцию, содержащую в себе главную идею и основные элементы, определяющие уникальность самого мероприятия и характера выстраивания коммуникации между участниками и посетителями события.
В научных трудах Н. С. Антоновой, А. Берлова, А. Шумовича, У. Хальцбаур, Э. Йеттингер, Б. Кнаусе, Р. Мозер, М. Целлер, М. Сондер Б. Шмитт, Д. Роджерс, К. Вроцос, А. Романцева, А. А. Манихина, Н. Берязевой, С. Брижевского, А. Д. Кузьминой рассматриваются различные аспекты событийного маркетинга, как в рамках теории, так и в рамках практики, определяя его сущность. Т. Б. Климова, Е. В. Вишневская анализируют событийный маркетинг как один из инструментов продвижения территорий. А. Назимко, М. Новикова пытаются анализировать существующий бизнес сутчЛ-мероприятий в России, а В. П. Андриенко и В. С. Агеев подробно останавливаются на вопросе определения концепции любого мероприятия
Если говорить о гастрономических фестивалях, то М. Дедова и Д. Тихонова рассматривают их значение для брендинга туристических дестинаций, подробно останавливаясь на изучении особенностей фестивалей, выделяя их виды и отличительные характеристики. Е. Л. Драчева и Т. Т. Христов изучают вопрос влияния фестивалей еды на гастрономический бренд города, а также анализируют уровень развития данных событий в разных странах. Е. М. Зеленская так же, как и Е. Л. Драчева и Т. Т. Христов пытается определить, какое влияние гастрономическая составляющая туризма может оказывать на развитие города, при этом отмечая, что гастрономическое направление является наименее исследованным, но в последнее время приобретающий повышенное внимание у общества.
Никто из авторов подробно не останавливается на вопросе влияния концепции проведения гастрономического фестиваля на выстраиваемые коммуникации между всеми участника события, поэтому маркетинговое событие данного типа требуют особого изучения из-за своей новизны среди маркетинговых коммуникаций и уникальности процесса взаимодействия всех участников мероприятия.
Анализ международного опыта позволит создать концепцию мероприятия с учетом особенностей российского общества и выявить факторы, определяющие эффективность коммуникаций с целевыми аудиториями, опираясь на международные практики использования гастрономический фестивалей для продвижения услуг в сфере питания, а также вовлечения целевой аудитории в процесс покупки и выстраивания коммуникации с компаниями.
Объект: гастрономические фестивали как маркетинговые события.
Предмет: концепции проведения гастрономических фестивалей в Европе, России и Латинской Америки.
Цель: на основе сравнительного анализа коммуникаций с целевыми аудиториями и концепций проведения гастрономических фестивалей в России, Европе и Латинской Америки создать новую концепцию проведения гастрономического фестиваля в городе Екатеринбурге.
Задачи:
1) изучить событийный маркетинг как вид маркетинговых коммуникаций;
2) выявить различия в подходах к построению маркетинговых коммуникаций в традиционном и эмпирическом маркетинге;
3) изучить факторы, определяющие разработку концепции проведения маркетинговых событий;
4) определить роль аудитории в определении концепции проведения маркетингового события;
5) проанализировать гастрономический фестиваль маркетинговое событие;
6) провести сравнительный анализ концепций проведения гастрономических фестивалей в России, Европе и Латинской Америке, выявить общее и особенное в разработке коммуникаций с целевыми аудиториями;
7) разработать концепцию проведения гастрономического
фестиваля для города Екатеринбурга с предложениями по коммуникации с целевыми аудиториями.
Теоретико-методологическую основу работу составили классификации событий О. А. Афансиади, теория эмпирического маркетинга Б. Шмитт, классификации гастрономических фестивалей по различным основаниям М. Дедовой и Д. Тихоновой, подходы изучения событийного маркетинга А. А. Манихина, П. А. Шагайды и Л. М. Капустиной.
Эмпирической основой исследования стала созданная автором база данных популярных гастрономических фестивалей России, Бразилии и Венгрии, проанализированных в соответствии с задачами исследования, данные, собранные в ходе экспертных интервью с организаторами, участниками и посетителями фестивалей, а также с профессорами, изучающими отдельные сферы гастрономического направления, результаты наблюдений по организации и проведению гастрономических фестивалей в Бразилии, Венгрии и России, непосредственное в них участие. И результаты проведённого автором интернет-опроса населения Свердловской области, (выборка квотная, опрошено 200 человек).
При проведении диссертационного исследования применялись следующие методы: сравнительный анализ, контент-анализ, экспертное интервью, включенное наблюдение, интернет-опрос.
Новизна работы заключается в выявление особенностей построения коммуникаций между организаторами, участниками и посетителями в зависимости от концепций, преобладающих в России, Бразилии и Венгрии. Анализ организации коммуникаций гастрономических фестивалей в изучаемых странах проводился по созданной модели влияние концепции на коммуникации фестиваля. По модели была создана концепция нового гастрономического фестиваля для города Екатеринбурга с учетом культурных особенностей России и характеристик города...
После проведенного исследования выявлено влияние культурного контекста на формирование концепции фестиваля, однако существуют определенные элементы разработки концепции, которые могут быть заимствованы и адаптированы в России из опыта других стран. С точки зрения автора, кажется возможным и правильным ориентироваться на опыт стран, которые имеют богатую историю развития гастрономического направления и использовать их видение фестивалей как комплексного развлекательного события.
В ходе анализа событийного маркетинга как вида маркетинговых коммуникаций, удалось прийти к выводу, что данный вид маркетинга возможно рассматривать в рамках двух подходов, в зависимости от тех целей, которые ставит перед собой компания. В условиях первого подхода, традиционного маркетинга, событийный маркетинг будет выступать лишь одним из инструментов определенных целей РЯ и рекламы. В рамках же другого подхода, значимость, которого в последнее время растет - эмпирический маркетинг - коммуникации в процессе организации того или иного маркетингового события начинают приобретать свои уникальные качества. А именно возможность прямого контакта с целевой аудиторией, возможность получения обратной связь «здесь и сейчас», возможность влияния на восприятие потребителя через закрепление образа компании с определённой эмоцией, появляющейся в ходе самого мероприятия. Использование событийного маркетинга в рамках эмпирического в последнее время имеет тенденцию развития.
При анализе событийного маркетинга удалось выделить ряд классификаций событий (единиц функционирования событийного маркетинга), позволяющих их проанализировать в зависимости от задачи, которую они решают, от их периодичности, от типа маркетинговой среды, и от характера взаимодействия участников. Многообразие классификаций доказывает разноплановость применения данного вида маркетинговых коммуникаций. Также по результатам созданной базы наиболее популярных фестивалей в России, Бразилии и Венгрии, можно сказать, что в России такой вид маркетингового события как гастрономический фестиваль находится на стадии развития, по сравнению с фестивалями в Бразилии и Венгрии, где их возраст исчисляется десятками.
Благодаря проведенным экспертным интервью с организаторами, участниками и посетителями фестивалей, а также с профессорами, изучающими отдельные сферы гастрономического направления, удалось подтвердить важную роль аудитории в определении концепции проведения маркетингового события. Именно через аудиторию строится связь между организаторами и тем культурным фоном, в котором будет функционировать фестиваль. При изменении ее базовых характеристик, таких как возраст, материальное положение, уровень образования, осведомленность о бренде, который является инициатором события, могут изменяться составляющие концепции. Однако рассматривая общество через призму аудитории, был сделан важный вывод, что важную роль при разработке концепции играют и социокультурные характеристики такие как: наличие и разнообразие регионального продукта и кухни, место культуры еды в обществе (в том числе традиции нормы и обычаи), отношение аудитории к гастрономическому фестивалю как к одной из форм досуга, распространение подобного вида мероприятия в обществе. Данный характеристики определяют, каким будет фестиваль и какой характер коммуникации будет между организаторами, участниками и посетителями.
Еще одним результатом проведенных экспертных интервью, а также наблюдений за организацией и проведением фестивалей в Бразилии, России и Венгрии стала возможность создания модели влияния составляющих концепции на выстраиваемые коммуникации. Данная модель иллюстрирует, что ряд составляющих, как «название», «цели и задачи» и «определение целевой аудитории», непосредственно влияют на посетителей, оставшиеся же «тематика» и «мероприятия» косвенно через участников. При этом стоит заметить, что сами составляющие находятся под взаимозависимым влиянием, тем самым изменение в определении одного может привести к изменению каждого компонента. Использование этих же методов исследования позволило поэтапно описать процесс подготовки, проведения и оценки эффективности организации фестиваля.
Сравнительный анализ концепций проведения гастрономических фестивалей в России, Венгрии и Бразилии и формировании, а также непосредственное участие в организации и проведении фестивалей позволили выявить универсальные технологии и подходы при организации гастрономических фестивалей, а именно интеграция событий в другие мероприятия и создание комплексных развлекательных мероприятий. Однако подбор тематики и мероприятий фестиваля требует трансформации в рамках культурного фона стран, так каждая страна имеет свои особенности культуры еды и разнообразия региональных блюд и кухонь.
Основываясь на всех исследованиях и результатах проведенного опроса жителей Свердловской области и анализе города Екатеринбурга как площадки для проведения нового фестиваля, была разработана концепция проведения фестиваля «УРАЛИЯ» для города Екатеринбурга как комплексного гастрономического фестиваля с преобладающей и связующей культурной составляющей. Были проработаны все составляющие концепции, логотип, фирменный стиль, подобраны участники, а также определенно влияние составляющих на коммуникаций между организаторами, участниками и посетителями фестиваля. Цель исследовательской работы была достигнута.
9) Алешина, И. В. Поведение потребителей / И. В. Алешина. - Москва : ФА-ИР-ПРЕСС, 1999. - 384 с.
10) Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции / Г. П. Бакулев. - Москва : Аспект Пресс, 2005. - 176 с.
11) Бернет, Дж. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход / Дж. Бернет, С. Мориарти. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 864 с.
12) Гантер, Б. Типы потребителей. Введение в психографику /
Б. Гантер, А. Фернхам. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 300 с.
13) Гембл, П. Маркетинг взаимоотношений с потребителями /
П. Гембл, М. Стоун, Н. Вудкок. - Москва : ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 512 с.
14) Грин, Э. Креативность в паблик рилейшнз. / Э. Грин. - Санкт- Петербург : Нева, 2004. - 256 с.
15) Демидов, В. Е. Сущность рекламы и психология ее восприятия /
В. Е. Демидов. - Москва : Реклази, 2009. - 184 с.
16) Зазыкин, В. Г. Психология в рекламе / В. Г. Зазыкин. - Москва : ДатаСтром, 2004. - 164 с.
17) Капустина, Л. М. Маркетинговые технологии брэндинга / Л. М. Капустина, Т. Л. Решетило. - Екатеринбург, 2009. - 103 с.
18) Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент. / Ф. Котлер. - Санкт- Петербург : Питер, 2006. - 464 с
19) Мазилкина, Е. И. Условия успешного продвижения товара : практ. пособие / Е. И. Мазилкина. - Москва : Дашков и Ко, 2008. - 172 с.
20) Мозер, К. Психология маркетинга и рекламы / К. Мозер ; пер. с нем. - Харьков : Гуманитарный центр, 2004. - 380 с.
21) Назимко, А. Событийный маркетинг: руководство для заказчиков и исполнителей / А. Назименко. - Москва : Вершина, 2006. - 224 с.
22) Руделиус У. Маркетинг / У. Руделиус. - Москва : Де-Ново, 2001. - 688 с...