Глава 1. Теоретические аспекты организации воспитательной работы с первоклассниками в школе 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика первоклассников... 6
1.2. Воспитательная работа в первом классе школы 15
1.3. Содержание организации воспитательной работы в первом
классе 25
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации
воспитательной работы с первоклассниками в школе на примере Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 122» 37
2.1. Анализ деятельности школы № 122 по организации
воспитательной работы с первоклассниками 37
2.2. Диагностика воспитанности первоклассников школы № 122 ... 46
2.3. Разработка комплекса мероприятий по организации
воспитательной работы с первоклассниками в школе 56
Заключение 69
Список использованной литературы 72
Приложения 77
На наших глазах коренным образом меняется школа: меняются содержание образования, цели, средства, методы, вводится новый образовательный стандарт. Теперь учителю предстоит самому решать, чего он хочет достичь в воспитании детей данного конкретного класса.
Воспитание личности ребёнка происходит непрерывно в условиях его окружения: и в школе (на уроках, переменах, во внеурочных мероприятиях), и дома, и даже на улице. Однако воспитание в школе должно быть целенаправленным, осознанным процессом, управляемым педагогом, в отличие от стихийного влияния окружения. Очень важно начать работу с детьми с их первого попадания в учебную среду, суметь заинтересовать и вовлечь их в разнообразие школьной жизни.
Первый год учебы в школе имеет и большое значение для формирования последующего отношения у ребенка к учебе и школе в целом. На данном этапе одной из самых трудных и самых значимых деятельностей педагога считается воспитательная работа. Правильно организованная воспитательная работа с первоклассником обеспечит успешную адаптацию в школе, тем самым определит комфортность нахождения ребенка в обществе одноклассников, поможет ему успешно осваивать программу обучения.
Принимая первый класс, учителю необходимо в течение двух недель внимательно присматриваться к детям, знакомиться с ними. Такие особенности детей, как невнимательность и неусидчивость следует учитывать при организации воспитательной работы. Необходимо создавать ситуацию успеха у первоклассников, уметь организовать воспитательные моменты с элементами игры для того чтобы не повышать нервное напряжение детей в период адаптации в школе. Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Организация воспитательной работы с первоклассниками в школе».
Степень изученности темы. В современных условиях, как показывает анализ научно-педагогической литературы, проблема организации воспитательной работы с первоклассниками в школе теоретически разработана
недостаточно. Теоретической и методологической основой исследования стали работы таких авторов как: Г. М. Коджаспирова, К. М. Гуревич, В. И. Селиванова, Л. И. Божович, С. А. Степанов, Н. А. Шмырева, М. И. Губанова, З. В. Крецан, Г. С. Поддубская, М. А. Бесова, С. А. Старовойтова, Н. П. Капустина и др.
Противоречие исследования состоит в необходимости организации воспитательной работы с первоклассниками в школе, и мало разработанными методами этого вида деятельности в школе.
Проблема исследования заключается в ответе на вопрос: какие методы позволяют организовать воспитательную работу с первоклассниками в школе?
Объект исследования - процесс организации воспитательной работы с первоклассниками.
Предмет исследования - методы организации воспитательной работы с первоклассниками в школе.
Цель исследования - на основе анализа теории и практики разработать комплекс мероприятий по организации воспитательной работы с первоклассниками в школе.
Гипотеза исследования - воспитательная работа с первоклассниками в школе, вероятно, предполагает:
• взаимодействие заместителя директора по воспитательной работе с родителями, с классными руководителями и детьми;
• применение различных методов и форм по организации воспитательной работы с первоклассниками;
• повышение уровня воспитанности первоклассников, путем разработки комплекса мероприятий по организации воспитательной работы с ними.
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
1) представить психолого-педагогическую характеристику первоклассников;
2) изучить сущность и содержание воспитательной работы в первом классе школы;
3) рассмотреть содержание организации воспитательной работы в первом классе школы;
4) проанализировать опыт педагогов школы № 122 по организации воспитательной работы с первоклассниками;
5) провести диагностику воспитанности первоклассников в школе № 122.
Применяемые в работе методы исследования: теоретические - анализ, синтез, обобщение;
эмпирические - анализ документов, опрос, наблюдение.
Базой эмпирического исследования выступила Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 122.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы из 62 источников и приложения.
Первый год учебы в школе имеет большое значение для формирования последующего отношения у ребенка к учебе и школе в целом. На данном этапе одной из самых трудных и самых значимых деятельностей педагога считается воспитательная работа. Правильно организованная воспитательная работа с первоклассником обеспечит успешную адаптацию в школе, тем самым определит комфортность нахождения ребенка в обществе одноклассников, поможет ему успешно осваивать программу обучения.
Первоклассник - это ребенок, достигший возраста обучения, по законодательству РФ, от 6,5 до 8 лет. Первый год обучения в школе становится одним из самых сложных этапов в жизни школьника. Обучение в первом классе предполагает для первоклассника напряженный умственный труд, активизацию внимания, сосредоточенную работу на уроках и относительно неподвижное положение тела. В первый год обучения у первоклассников развиваются основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь). Происходит становление внутренней позиции ребенка в возрасте 6-7 лет, которая определяет собой начало его индивидуального, относительно самостоятельного личностного развития. Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребёнка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от обстоятельств. В связи с этим формируется отношение ребенка в целом к школе, обучению, одноклассникам и учителям.
Воспитательная работа, согласно Педагогическому словарю Г. М. Коджаспировой, это целенаправленная деятельность по упорядочиванию жизнедеятельности взрослых и детей, ставящей своей целью создание условий для полноценного развития личности ребенка. Через воспитательную работу реализуется процесс воспитания.
Целью воспитательной работы в первом классе школы является создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих детям успешно функционировать и развиваться в школьной системе отношений. Для достижения цели воспитательной работы решаются определенные задачи воспитательной работы.
Воспитательная работа в первом классе школы строится и осуществляется исходя из следующих групп принципов работы: принципы, определяющие содержательный уровень воспитания; принципы организационные; принципы методические. Для успешного проведения процесса воспитания и воспитательной работы в целом необходимо комплексно соблюдать и учитывать все вышеперечисленные принципы воспитательной работы в первом классе школы.
Структура воспитательной работы в первом классе школы состоит из следующих компонентов: работа с родителями, внеурочная работа с учащимися, общественно-полезные дела, работа с учениками в процессе учебной деятельности.
Воспитательная работа в первом классе школы осуществляется по следующим направлениям воспитательной работы: духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, эстетическое, физическое, экологическое, трудовое, учебно-познавательное.
Результатом воспитательной работы в первом классе школы является уровень воспитанности учащихся первого класса.
В своей воспитательной работе педагог использует различные формы (праздники, концерты, классные часы, спортивные мероприятия, беседы и т.д.), методы (словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические) и средства воспитательной работы.
Воспитательная работа в первом классе организуется на нескольких уровнях: заместителем директора по воспитательной работе и классным руководителем. Для успешной организации воспитательной работы в первом классе необходимо работать по нескольким направлениям: работать с классными руководителями первоклассников, с родителями учащихся первых классов и с самими детьми, при этом необходимо понимать, что чем больше в организации работы применяется методов и форм, тем интереснее и насыщеннее становится воспитательная работа, тем больше вероятность установить необходимое воздействие между всеми субъектами образовательного процесса.
Анализируя деятельность школы, можно сделать вывод о том, что воспитательная работа в параллели первых классов школы № 122 организована многопланово и разносторонне. Участие детей в классных и общешкольных мероприятиях способствует дальнейшему формированию коллектива, развитию личности детей. Однако для наиболее успешной организации воспитательной работы с первоклассниками следует организовать взаимодействие заместителя директора с классными руководителями и родителями, посредством разработки комплекса мероприятий по организации воспитательной работы с первоклассниками.
Проведя первичную диагностику уровня воспитанности учащихся первого класса школы на основании трех проведенных диагностик уровня воспитанности учащихся первого класса, можно сделать вывод, что у учащихся первого класса средний уровень воспитанности.
Был разработан комплекс мероприятий по организации воспитательной работы первоклассников в школе, который направлен на максимальное повышение у учащихся первого класса воспитанности, предположительно, он будет способствовать получению положительных результатов - уровень воспитанности учащихся первого класса станет выше посредством конструктивного взаимодействия педагогов, учащихся и их родителей.
Таким образом, цель достигнута, гипотеза подтверждена, задачи решены.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 2001. 268 с.
2. Адаптационные занятия с первоклассниками / Авт. сост. С. И. Тукачева. Волгоград: учитель. 2007. 76 с.
4. Аниденкова М. М. Особенности адаптации детей к условиям школьной среды // Гуманитарные научные исследования. Июль 2013. № 7. С. 15-16.
5. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сб. метод. мат. для админ., педагогов и шк. психол. М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997. 134 с.
6. Александровская Э. М. Социально-психологические критерии адаптации к школе. М., 1988. 153 с.
7. Березина В. А. Социально-педагогическая работа в школе. М. 1999. 194 с.
8. Винокуров Л. Н. Школьная дезадаптация и ее предупреждение у учащихся. Кострома, 2000. 132 с.
9. Воликова Т. В. Учитель и семья. М.: Педагогика, 1987. 160 с.
10. Вострокнутов Н. В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М., 1995. С. 8-11.
11. Воспитание. Первый класс: Пособие для педагогов. Под общ.ред. М. П. Осиповой. М.: Народная асвета, 2002. 240 с.
12. Выготский Л. С. Лекции по психологии// СПб.: Союз, 1997. 144 с.
13. Гейко В. А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка// Начальная школа. 1999. № 3. С. 20-26.
14. Готовность первоклассников к обучению в школе. // Народное образование. 2011. № 6. С. 163-172.
15. Горбунов Н. П. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности. // Педагогика. 2003. № 8. С. 9-13.
16. Гребенщиков И. В. Школа и семья. М.: Просвещение, 1985. 96 с.
...