Глава 1. Теоретические аспекты воспитания ценностного отношения у старших подростков к здоровью в образовательной организации 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
подросткового возраста 6
1.2. Сущность и содержание понятия «ценностное отношение к
здоровью» 19
1.3. Формы и методы воспитания ценностного отношения старших
подростков к здоровью в образовательной организации 29
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию ценностного отношения у старших подростков к здоровью на примере Муниципальной автономной образовательной организации «Средняя общеобразовательная школа № 5» поселка Большой Исток Свердловской области 40
2.1. Анализ деятельности педагогов школы по воспитанию
ценностного отношения у старших подростков к здоровью 40
2.2. Диагностика ценностного отношения к здоровью у старших
подростков в школе №5 п. Большой Исток 49
2.3. Разработка комплекса мероприятий по воспитанию
ценностного отношения у старших подростков к здоровью в 58 школе
Заключение 68
Список использованной литературы 70
Приложения 75
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства. Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире.
Задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста для любого человека является важной. Значительную помощь в решении этой задачи должна оказывать школа. В учебных учреждениях внедряются программы, направленные на привлечение обучающихся заниматься в спортивных секциях и вести здоровый образ жизни. Но, несмотря на предпринимаемые практические меры, направленных на охрану здоровья, наблюдается постоянный рост факторов, способствующих увеличению числа нездоровых учащихся.
В образовательной организации формируется как индивидуальное здоровье человека, так и здоровье всего общества. Именно поэтому воспитание ценностного отношения у старших подростков к здоровью в общеобразовательных организациях является актуальной проблемой. Данная проблема может быть решена благодаря специально организованной воспитательной деятельности в жизнедеятельности учащегося, направленной на развитие навыков здорового образа жизни, как основы сохранения и укрепления здоровья.
Степень разработанности темы. Дана психолого-педагогическая характеристика старших подростков, описанная в трудах Белкина А.С., Лихачёва Б. Т., Сластёнина В. А., Сухомлинского В. А., Коджаспировой Г. М. Проанализировали содержание и сущность понятия «ценностное отношение к здоровью», взятые с научных изданий Лесгафта П. Ф., Березовской Р. А., Вороновой Е. Н., Дидук И. А. и др. Рассмотрели формы и методы воспитания ценностного отношения к здоровью у старших подростков в общеобразовательной организации, описанные в работах Чумакова Б. Н., Русаковой Е. М., Мартыновой В. В., Лебедевой Н. Т. и др.
Противоречие исследования между высокой потребностью воспитания ценностно-смыслового отношения к здоровью обучающихся и недостаточной разработанности содержания воспитания ценностного отношения старших подростков к здоровью в общеобразовательной организации.
Проблема исследования: каким должно быть содержание воспитания ценностного отношения старших подростков к здоровью в общеобразовательной организации?
Тема исследования: «Воспитание ценностного отношения у старших подростков к здоровью в образовательной организации».
Объект исследования: процесс ценностного воспитания старших подростков в образовательной организации.
Предмет исследования: содержание воспитания ценностного отношения старших подростков к здоровью в общеобразовательной организации.
Цель исследования: на основе анализа теории и полученных
эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по воспитанию ценностного отношения к здоровью у старших подростков в школе.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что содержание воспитания ценностного отношения старших подростков к здоровью в общеобразовательной организации включает:
- личностно-индивидуальную ориентированность содержания, форм и методов воспитания ценностного отношения к здоровью с опорой на интересы и потребности детей;
- взаимодействие учителей и родителей на основе сотрудничества и преемственности формирования ценностного отношения к здоровью у детей.
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику старших подростков.
2. Раскрыть сущность и содержание понятия «ценностное отношение к здоровью».
3. Рассмотреть формы и методы воспитания ценностного отношения старших подростков к здоровью в общеобразовательной организации.
4. Проанализировать работу в МАОО СОШ №5 п. Большой Исток по воспитанию ценностного отношения у старших подростков к здоровью.
5. Провести диагностику ценностного отношения у старших подростков в школе №5 п. Большой Исток.
6. Разработать комплекс мероприятий по воспитанию ценностного отношения к здоровью старших подростков в школе.
Методы исследования:
теоретические методы - анализ, синтез, систематизация и обобщение;
эмпирические - анализ документов, тестирование, анкетирование.
База исследования: Муниципальная автономная общеобразовательная организация «Средняя общеобразовательная школа №5» посёлка Большой Исток Свердловской области.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав по 3 параграфа, заключения, списка использованной литературы из 60 источников и 3 приложений.
Сегодня для большинства старших подростков здоровье не является ценностью, а, следовательно, у них отсутствует достаточная мотивация по формированию и ведению здорового образа жизни, они не рассматривают свое здоровье, как личностную и социальную ценность.
Повышение уровня здоровья связано, в первую очередь, не только с развитием медицины, но и с сознательной разумной работой самого подростка по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по превращению здорового образа жизни в одну из составляющих образа «Я», для чего необходима переориентация личности с лечения болезней на воспитание здоровья.
Процесс воспитания старших подростков - это процесс становления личности ребенка под воздействием одного человека или группы людей, передающийся из поколения в поколение, влияющий на окружающий мир. В старшем подростковом возрасте происходит масса гормональных и психофизических изменений, поэтому родителям и педагогам необходимо уделять особое внимание процессу воспитания, как в семье, так и в общеобразовательной организации.
Ценностное отношение к здоровью старших подростков представляет собой сложное психическое новообразование, характеризующееся сформированностью знаний и представлений о здоровье, как о ценности, позитивной валеологической активности, осознанному отношения к здоровью, терминальным характером ценности здоровья, сформированностью умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, способствующее длительным позитивным изменением поведения.
Основными формами воспитания ценностного отношения у старших подростков к здоровью в школе являются уроки физической культуры, гимнастика до занятий, физкультминутки, организованное проведение перемен, а также формы внеклассной воспитательной работы. К методам воспитания ценностного отношения старших подростков к здоровью относятся лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактика вредных привычек, тематические информационные стенды, выставки плакатов, дни и недели здоровья, конкурсы, праздники, внутришкольные проекты, спортивно-массовые мероприятия.
Анализ деятельности МАОО СОШ №5 п. Большой Исток показал, что одним из направлений деятельности школы является сохранение и укрепление здоровья обучающихся - это основная воспитательная задача школы. Большое значение приобретает физкультурно-оздоровительная и спортивная работа во внеурочное время, но главной проблемой является отсутствие непосредственных целей и задач по воспитанию у учащихся старших классов ценностного отношения к своему здоровью.
Проведя первичную диагностику уровня ценностных представление о здоровье у старших подростков в школе №5 п. Большой Исток, можно сделать вывод о среднем уровне отношения старших подростков к здоровью, как к ценности. Эти данные актуализируют необходимость разработки и реализации в МАОО СОШ №5 п. Большой Исток программы и комплекса мероприятия, направленных на воспитание ценностного отношения к здоровью у старших подростков.
Разработанный комплекс мероприятий по воспитанию ценностного отношения у старших подростков в образовательном учреждении направлен на воспитание отношения подростков к своему здоровью как к ценности и формирование у них стремления к участию в спортивно-массовых мероприятиях, ведению здорового образа жизни, как одного из необходимых факторов успешной жизнедеятельности старшего подростка. Данная программа позволит сформировать у старших подростков необходимое ценностное отношение к здоровью.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Аверин В. А. Психология детей и подростков: учеб. пособие. Издательство Михайлова. 2008. 112 с.
2. Акимова Л. А. Методические аспекты внеурочной деятельности учителя // ОБЖ. 2009. № 5. С. 16-21.
3. Акимова Л. А., Голикова Е. М., Сократов Н. В. Педагогика здоровья: монография. Оренбург. 2013. 85 с.
4. Акимова Л. А., Сократов Н. В., Тиссен П. П. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся общеобразовательных учреждений: монография. М. 2009. 188 с.
5. Аваткова, И. И. Помоги подростку войти во взрослую жизнь. М. 2005. 126 с.
6. Акола Н. Е., Евсеенко И. А., Капустин Д .З. Навыки
консультирования подростков и молодежи в области здоровья: курс обучения медперсонала. М-во здравоохранения РБ, Фонд ООН в области народонаселения. Минск. 2006. 139 с.
7. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики. М. : Академия, 2000. 179 с.
8. Бондырева С. К., Колесов Д. В. Духовность (психология, социология, семантика) М.: Издательство Московского психолого-социального института. 2007. 144 с.
9. Барканова О. В. Исследование половых и гендерных различий отношения к здоровью старших подростков М. 2009. 56 с.
10. Березин С. В., Лисецкий К. С., Мотынга И. А. Психология ранней наркомании. Самара. 1997. 11 с.
11. Березовская Р. А. Исследования отношения к здоровью: современное состояние проблемы в отечественной психологии // Вестник СПбГУ. 2011. С. 24-30.
12. Божович Л. И. Анализ влияния направленного воздействия средств физической культуры и спорта. М. : Академия, 2008. 235 с.
13. Вайнер Э. Н. Основы демографического воспитания школьников: беседы классного руководителя // Здоровье детей. 2007. № 1. С. 14-20.
14. Васильева О.С., Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни / Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 2004. 429 с.
15. Вольхин С. Н. Формирование дидактической системы
профессионально-предметной переподготовки будущих учителей. 2012. № 8. С. 58-60.
...