Введение 3
Глава 1. Дидактические аспекты развития инженерных компетенций обучающихся в соответствии с современными требованиями образования... .6
1.1 Анализ современных тенденций развития инженерных компетенций
обучающихся 6
1.2 Современные средства развития инженерных компетенций и виды
конструкторской деятельности обучающегося 11
1.3 Обзор методической литературы по использованию конструкторской
деятельности обучающихся 15
Глава 2. Деятельность учителя по развитию инженерных компетенций обучающихся в процессе конструкторской деятельности 23
2.1 Содержание компетенций как основа диагностических целей обучения. 23
2.2 Отбор содержания учебного материала и видов деятельности
обучающихся для формирования инженерных компетенций в процессе обучения физике 27
2.3 Мониторинг уровня развития инженерных компетенций обучающихся в
процессе обучения физике 44
Глава 3. Опытно-поисковая работа 52
Заключение 64
Библиографический список 66
Приложение
Современный этап экономического развития общества характеризуется ускоренными темпами освоения техники и технологий. Непрерывно требуются новые идеи для создания конкурентоспособной продукции, подготовки высококвалифицированных кадров. Внешние условия служат предпосылкой для реализации творческих возможностей личности, имеющей в биологическом отношении безграничный потенциал. Становится актуальной задача поиска подходов, методик, технологий для реализации потенциалов, выявления скрытых резервов личности.
Творческие способности и профессиональное мастерство специалистов становятся главной производительной силой общества, и в целях преумножения достижений во всех областях науки и техники, необходимо планомерное и заблаговременное развитие у молодёжи творческого воображения, технических способностей, обучения методам научно-технического творчества, привлечения её к изобретательской деятельности [28].
Министерством образования Российской Федерации в 2015 году разработан проект «Развитие инженерного образования». Реализация проекта осуществляется по трем направлениям:
• повышение престижа инженерных направлений подготовки и специальностей;
• модернизация содержания инженерного образования;
• определение оптимальных объемов и структуры подготовки инженерных кадров, основанных на привлечении ключевых работодателей к процессу формирования контрольных цифр приема граждан.
Основной задачей современного образования будущего инженера является подготовка компетентного специалиста, способного к саморазвитию и самореализации, умеющего решать нестандартные задачи, прогнозировать результат предстоящей деятельности и ориентированного на общечеловеческие ценности. Такое понимание ставит основной задачей инженерного образования подготовку выпускников, готовых к профессиональной деятельности и обладающих профессиональными компетенциями и инженерным мышлением. Формирование обширного круга подобных умений, как ни удивительно, начинается еще у дошкольников и продолжается в школьном возрасте. В условиях отсутствия целенаправленной педагогической работы по их развитию творческие способности, заложенные в ребенка природой, не будут эффективно реализованы в деятельности человека, зона профессиональных интересов которого лежит в области технологий и инженерии.
Проблемы низкого уровня сформированности инженерных компетенций выпускников ВТУЗов вызваны пробелами на различных этапах образования, в том числе, школьного.
Проблема изучения компетентностного подхода в образовательном процессе рассматривается в работах Зимней И.А., Мерзляковой О.П., Лернера И.Я., Болотова В.А., Зеер Э.Ф, Усовой А.В, Загвоздкина В.К., А.Д Иванова и др.
Использование конструкторской деятельности в процессе обучения освещено в работах В. А. Горского, В.И. Качнева, П.Н. Андрианова, В.Г. Разумовского, В.Е. Алексеева. Г.С. Альтшуллера, Н.И. Бабкина, А.Б. Бычкова, В.А. Горского, М.М. Зиновкиной, Б. М. Игошева, Д.М. Комского, С.К. Никулина, М.Н. Поволяевой, В.Д. Путилина, В.Г. Разумовского, И.С. Столярова, П.М. Якобсон. Формирование инженерного мышления в своих работах рассматривали Зуев П.В., Кощеева Е.С. и др.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью поиска новых методик и средств формирования инженерных компетенций обучающихся в процессе обучения физике в школе. В качестве такого средства рассмотрим конструирование в образовательном процессе.
Объект исследования: процесс обучения физике в общеобразовательной школе.
Цель исследования: научное обоснование методики использования конструирования на уроках физики и создание условий для формирования инженерных компетенций обучающихся.
Для достижения поставленной цели определена гипотеза: инженерные компетенции обучающихся будут сформированы если:
1) будет использоваться конструирование в процессе обучения физике;
2) будут использованы приемы развития самостоятельной деятельности, позволяющие увеличить долю самостоятельной работы в процессе учебно-познавательной деятельности;
Для проверки гипотезы исследования и реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по вопросам формирования инженерных компетенций обучающихся средней школы, использованию конструирования в образовательном процессе.
2. Произвести отбор содержания материала по предмету «Физика» с целью формирования инженерных компетенций обучающихся средствами конструирования.
3. Разработать методику использования конструирования в образовательном процессе по физике для формирования инженерных компетенций.
4. Апробировать данную методику, сделать выводы о ее эффективности.
Практическая значимость исследования заключается во внедрении методики использования конструирования на уроках физики, разработке заданий по данному направлению и создании рекомендаций по использованию в образовательном процессе по физике.
Диссертация включает в себя введение, три главы, заключение, библиографический список и приложения.
В ходе диссертационного исследования был проведен анализ литературы по теме «Развитие инженерных компетенций обучающихся», а также по вопросу использования конструирования в процессе обучения. Под инженерной компетенцией решено понимать требования к образовательной подготовке ученика, выраженные в совокупности взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта инженерной деятельности по отношению к определенному кругу объектов действительности, необходимых для осуществления личной и социально значимой продуктивной инженерной деятельности. Рассмотрены пути формирования инженерных компетенций обучающихся и приемы активизации самостоятельной деятельности обучающихся.
Произведен отбор содержания материала по предмету «Физика», на основе которого считаем целесообразным формировать инженерные компетенции обучающихся средствами конструирования на уроках физики. При отборе материала рекомендуем обратить особое внимание на раздел «Механика» и «Электрическое поле», так как эти разделы содержат большое количество работ, которые могут быть осуществлены на базе конструкторов «Lego» и «Знаток». Конструирование может применяться на уроках закрепления или изучения нового материала, на лабораторных работах. Это средство обучения позволяет увеличить долю самостоятельной работы учеников в учебно-познавательной деятельности, что отвечает требованиям системно-деятельностного подхода, который лежит в основе Федерального государственного образовательного стандарта.
Нами разработана методика использования конструкторской деятельности для развития инженерных компетенций. Целью данной методики является развитие фундаментальных навыков, особенностей мышления и знаний, которые, безусловно, не позволят обучающему средней школы вести успешную профессиональную инженерную деятельность, но являются той необходимой базой, на основании которой он может осуществлять дальнейшее обучение.
Составлены разработки уроков, проанализированы задания с точки зрения формирования с их помощью инженерных компетенций. Данные уроки были проведены на этапе формирующего эксперимента.
По итогам опытно-поисковой работы удалось сделать выводы об успешности предложенной методики, так как использования конструирования позволило повысить техническую грамотность учеников, развить пространственный тип мышления, который является определяющим для специальностей инженерно-технического профиля, повысить уровень развития компонентов инженерной компетенции.
Результаты опытно-поисковой работы доказывают эффективность предложенной методики. Использование конструирования в урочной деятельности по физике позволяет развивать инженерные компетенции и увеличить долю самостоятельной работы обучающихся. Гипотеза исследования подтверждена.
В ходе дальнейшей работы предполагается рассмотрение иных средств развития инженерных компетенций учеников.
1. А. Т. Глазунов, Ю. И. Дик, Б. М. Игошев Политехническое образование и профориентация учащихся в процессе преподавания физики в средней школе / А. Т. Глазунова, В. А. Фабриканта // М.: Просвещение, 1985. - 159 с.
2. Агеев А.В. Развитие технического творчества учащихся в процессе преподавания физики // Дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1992. - 205 с.
3. Актуальность развития инженерного мышления у школьников [электронный ресурс] // http://poipkro.pskovedu.ru[сайт]. URL: http://poipkro.pskovedu.ru /blog/doc/engineer.pdf (дата обращения 10.10.2017).
4. Алексеев А.П. и др. Робототехника: Учеб. пособие для 8-9 кл. сред. ппс. /А.П. Алексеев, А.Н. Богатырев, В.А. Серенко. М.: Просвещение, 1993. - 160 с.
5. Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б., 1956
О психологии изобретательского творчества / Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. // Вопросы психологии, № 6, 1956. - с. 37 - 49.
6. Андрианов П.Н. Техническое творчество учащихся: Пособие для учителей и руководителей кружков: Из опыта работы/ Сост. П.Н. Андрианов. М.: Просвещение, 1986. - 127 с.
7. Бабкин Н.И. Дидактические основы политехнического образования школьников: Дисс.... докт. пед. наук . - М.: 1987 - 429 с.
8. Бабкин Н.И. Реализация задач политехнического образования. М.: АПН, 1985. - л 21 с.
9. Батышев Я. Основы педагогической деятельности наставника.
М.: Знание, 1977. - 63 с.
10. Боева О.В., Грюнвальд Н., Хайтман Г. Проектирование инженерных образовательных программ в соответствии со стандартами аккредитации [Электронный ресурс] //http://ecdeast.tpu.ru[сайт]. URL: http://ecdeast.tpu.ru/files/Book EngCurDesign RU.pdf(дата обращения 10.10.2017).
11. В.Г. Чупашев Конструкторская деятельность учащихся как
разновидность педагогической технологии [Электронный ресурс] // https://cyberleninka.ru[сайт]. URL: https://cyberleninka.ru/
article/v/konstruktorskaya-deyatelnost-uchaschihsya-kak-raznovid-nost-pedago- gicheskoy-tehnologii-pri-obuchenii-fizike (дата обращения 10.10.2017).
12. Васютина Н.Ю. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании [Электронный ресурс] //http://открытыйурок.рф[сайт]. URL: http://открытыйурок. рф/статьи/581708 (дата обращения 10.10. 2017).
13. Войцеховский Б.Т. Развитие творчества учащихся при конструировании. М.: Учпедгиз, 1962. - 156 с.
14. Воронин А.Н. Интеллект и творчество. М.: Институт психологии РАН, 1999. - 182 с.
15. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. В кн.: Развитие высших психических функций. М., 1960. - 396 с.
16. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
17. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Астрель, 2005. — 671с.
18. Горский В.А. Развитие технической самодеятельности учащихся в России в период с 1900 по 1990 гг. (История, теория, практика) // Дисс. д-ра пед. наук. Киев, 1995.
19. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. 3-е изд-е . - СПб., 2007. - 368 с.
20. Дума, Е.А. Уровни сформированности инженерного мышления / Е.А. Дума, К.В. Кибаева, Д.А. Мустафина, Г.А. Рахманкулова, И.В. Ребро // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 10 . - С. 143-144.
21. Ершов М. Г. Возможности использования образовательной робототехники в преподавании физики // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.).
— Пермь: Меркурий, 2013. — С. 81-87.
22. Зарукина Е.В., Логинова Н.А., Новик М.М. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению Учеб.-метод. пособие.
— СПб.: СПбГИЭУ, 2010. - 59 с.
23. Зиновкина М.М. Основы технического творчества и компьютерная поддержка творческих решений // Учебное пособие. М., МГИУ, 2001
24. Злаказов А.С. Горшков Г.А., Шевалдина С.Г. Уроки Лего- конструирования в школе // Метод. пособие. М: Бином, 2013. - 121 с.
25. Зуев П.В. Кощеева Е.С. Развитие инженерного мышления учащихся в процессе обучения [электронный ресурс]//https://cyberleninka.ru[сайт]. URL:https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-inzhenernogo-myshleniya- uchaschihsya-v-protsesse-obucheniya (дата обращения 10.10.2017).
26. Зуев П.В. Теоретические основы повышения эффективности деятельности учащихся при обучении физике // Автореф. дисс. ... докт.пед.наук. - СПб., 2000. - 39 с.
27. Ишутин В.А. Использование элементов научно-технического творчества в преподавании курса физики // Дис. ... канд. пед. наук, 2004 - 192 с.
28. Каширин Д.А. Использование конструктора Lego «Технология и физика» в урочной и внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях [Электронный ресурс] //http://фгос-игра.рф[сайт]. URL: http://фгос-игра.рф/osnovnoe-i-starshee-obshchee-obrazovanie/na-urokakh-tekhnologii/634(дата обращения 10.10.2017).
29. Концепция специализированного инженерного класса как базовой (первой) ступени инженерного образования в МАОУ «Экономический лицей» г. Бердска Новосибирской области [Электронный ресурс] //http://el.edu.ru[сайт]. URL:http://el.edu.ru/media/mats/Konzepzia %20ingenernogo%20klassa.pdf (дата обращения 10.10.12017).
30. Корнилов И.«Философия техники» П. К. Энгельмейера // Высшее образование в России. — 1996. — № 4. — С. 104-111.
31. Критерии оценки формирования у школьников инженерного мышления [Электронный ресурс] // https://proiskra.ru[сайт]. URL: https://proiskra.ru/diagnostik/(дата обращения 10.10.2017).
32. Маврин Б.М. Развитие технического творчества как средство повышения профессионального мастерства учащихся ВПУ (лицея) // Автореф. дисс. ... канд.пед.наук. - Москва, 1996. - 19 с.
33. Методология TUNING: компетентностный подход при
определении содержания образовательных программ [Электронный ресурс] // http://www.unn.ru[сайт]. URL: http://www.unn.ru/books/
met_files/gor_pon_rus_activ.pdf (дата обращения 10.10.2017).
34. Мустафина Д.А., Рахманкулова Г.А., Ребро И.В. Критерии и сущность инженерного мышления [Электронный ресурс] //http://novainfo.ru[сайт]. URL:http://novainfo.ru/article/5099/pdf(дата обращения 10.10.2017).
35. Мухина М.В. Структура технического мышления [Электронный ресурс] //https://superinf.ru[сайт]. URL:https://superinf.ru/view_helpstud.php? id=3406 (дата обращения 10.10.2017).
36. Никитаев В.М. Инженерное мышление и инженерное знание (логико-методологический анализ) // Философия науки. - 1997. - №3. С. 152-168.
37. Никулин С.К. Анализ опыта работы регионов Российской Федерации по развитию технического творчества учащихся // Методическое пособие для педагогических работников системы дополнительного образования детей. М., 2000.
38. Никулин С.К. Детское техническое творчество и карьера // Дети, техника, творчество. М., 2002, № 3, С. 2-3.
39. П.В. Зуев, О.П. Мерзлякова Формирование ключевых компетений учащихся в процессе обучения физике в школе / П.В. Зуев, О.П. Мерзлякова // Метод. пособие для учителей 2-е издание, М: Флинта, 2012. - 100 с.
40. Перечень компетенций, необходимых для осуществления
практической инженерной деятельности [Электронный ресурс] // http://icc.tomsktpp.ru[сайт]. URL: http://icc.tomsktpp.ru/перечень-
компетенций-необходимых-дл/(дата обращения 10.10.2017).
41. Пирумов А.Р. Качественное инженерное образование как основа технологической и экономической безопасности России / Пирумов А.Р. //Власть. - 2015. - №2. - С. 69-71.
42. Поволяева М.Н. Теория и практика технической творческой деятельности учащихся в школьном образовании (1955-1996 гг.) // Дисс. ... докт. пед. наук. М., 1997.
экспериментальной работы в условиях модернизации российского образования // Внешкольник. М., 2005, №2, С. 23-25.
44. Подворчан Ю.А. Формирование инженерных компетенций школьников на занятиях в компьютерном классе "Graff"[Электронный ресурс] // http://earchive.tpu.ru[сайт]. URL:http ://earchive .tpu.ru/han-dle/11683/35101(дата обращения 10.10.2017).
45. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
46. Разумовский, В. Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике // Пособие для учителей / В. Г. Разумовский. М.: Просвещение, 1975. -272 с.
47. Разумовский, В. Г. Развитие технического творчества учащихся /
B. Г. Разумовский. — М.: Учпедгиз, 1961. 147 с.
48. Разумовский, В. Г. Творческие задачи по физике в средней школе / В. Г. Разумовский. — М:: Просвещение, 1966. 155 с.
49. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 г. N 1757-р г. Москва об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года.
50. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. - 1990. - № 1. - С. 164 - 168.
51. Сидоров О. В., Кондратович И. А. Особенности обучения учащихся проектно-конструкторской деятельности на уроках технологии / Сидоров О. В., Кондратович И. А. // Молодой ученый. — 2016. — №6.2. — C. 88-93.
52. Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное пособие. М. Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 272 с.
53. Чупашев В.Г. Организация конструкторской деятельности учащихся на занятиях физико-технического кружка в условиях перехода на профильное обучение : дис. ... канд. пед. наук, 2006 - 140 с.
54. Шустова Т. Н. Формирование инженерного мышления школьников сегодня как залог эффективного экономического развития страны завтра / Т. Н. Шустова, Т. Б. Падерина // Образовательная среда сегодня: стратегии развития : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 11 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 3 (4). — С. 350-353.
55. Якобсон П.М. Процесс творческой работы изобретателя. М., Изд- во ЦС ВОИР,1934. - 135 с.