Выявление потенциала школьных географических карт как средства практической и исследовательской деятельности школьников при обучении географии
|
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретические основы применения картографического метода в работе со школьниками .4
1.1. Сущность и значение картографического метода в школе на уроках географии 4
1.2. Психолого- педагогические основы применения картографического метода 12
1.3. Школьные географические карты как средство исследовательской деятельности школьников при обучении географии 16
1.3.1. Виды школьных карт и их особенности 16
1.3.2. Роль географической карты в практических работах по географии 20
Глава II. Реализация картографического метода в роботе со школьниками 25
2.1. Картографический метод в обучении географии 25
2.2. Анализ современных учебно-методических комплексов 26
2.3. Инновационные технологии применения картографического метода в школе 33
2.3.1. Применение картографического метода в исследовательской деятельности: 33
2.3.2. Использование ГИС-технологий 38
2.3.3. Картографический метод в олимпиадных работах школьников 41
Глава III. Картографический метод в школьных олимпиадных работах 43
3.1. Классификация олимпиад для школьников 43
3.2. Принципы составления олимпиадных заданий школьного этапа 44
3.3. Методические разработки для учителей 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы применения картографического метода в работе со школьниками .4
1.1. Сущность и значение картографического метода в школе на уроках географии 4
1.2. Психолого- педагогические основы применения картографического метода 12
1.3. Школьные географические карты как средство исследовательской деятельности школьников при обучении географии 16
1.3.1. Виды школьных карт и их особенности 16
1.3.2. Роль географической карты в практических работах по географии 20
Глава II. Реализация картографического метода в роботе со школьниками 25
2.1. Картографический метод в обучении географии 25
2.2. Анализ современных учебно-методических комплексов 26
2.3. Инновационные технологии применения картографического метода в школе 33
2.3.1. Применение картографического метода в исследовательской деятельности: 33
2.3.2. Использование ГИС-технологий 38
2.3.3. Картографический метод в олимпиадных работах школьников 41
Глава III. Картографический метод в школьных олимпиадных работах 43
3.1. Классификация олимпиад для школьников 43
3.2. Принципы составления олимпиадных заданий школьного этапа 44
3.3. Методические разработки для учителей 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Актуальность исследования. В настоящее время проблема поиска наиболее эффективных методов обучения актуальна, так как меняющиеся реалии современного образования и методик преподавания делают образовательный процесс индивидуализированным, направленным на раскрытие и развитие творческого потенциала личности, на самостоятельную заинтересованность детей в изучении школьных предметов.
Современные педагоги пользуются возможностью взаимной интеграции культур для того, чтобы перенять зарубежный опыт и, соединив его с отечественными дидактическими системами и собственными идеями, выработать наиболее эффективные методы воздействия на эмоционально - волевую сферу обучающихся. Сейчас пересмотру подвергаются практически все принципы обучения, начиная от структуры урока и заканчивая методами контроля и проверки знаний.
Наиболее эффективно обучение реализуется в ходе практической деятельности. Практика как учебный прием содержит в себе достаточно мощный потенциал, поскольку на практической деятельности построены наиболее полно используемые навыки, которые человек получает в процессе развития.
Объектом настоящего исследования является картографический метод.
Предметом исследования являются инновационные технологии использования картографического метода в работе со школьниками.
Целью исследования является выявление потенциала школьных географических карт как средства практической и исследовательской деятельности школьников при обучении географии.
Задачи исследования:
1) изучить теоретический материал по теме исследования;
2) провести анализ школьных учебно -методических комплексов,
определив место картографического метода, как средства обучения;
3) изучить инновационные методы в работе с картой
4) разработать вариант олимпиадной работы для школьников по
картографии.
Гипотеза исследования - процесс овладения знаниями, умениями и навыками будет более эффективным, познавательный интерес у учащихся повысится, если применять в обучении инновационные методы работы с картой.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке методологических основ использования картографического метода в системе современного обучения географии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что: результаты исследования могут быть использованы в образовательной практике; в разработке современных уроков с применением картографического метода; в практической и исследовательской деятельности на уроках по географии; на основе данной работы может проводиться школьная олимпиада по географии.
Структура работы. Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы и приложений.
Современные педагоги пользуются возможностью взаимной интеграции культур для того, чтобы перенять зарубежный опыт и, соединив его с отечественными дидактическими системами и собственными идеями, выработать наиболее эффективные методы воздействия на эмоционально - волевую сферу обучающихся. Сейчас пересмотру подвергаются практически все принципы обучения, начиная от структуры урока и заканчивая методами контроля и проверки знаний.
Наиболее эффективно обучение реализуется в ходе практической деятельности. Практика как учебный прием содержит в себе достаточно мощный потенциал, поскольку на практической деятельности построены наиболее полно используемые навыки, которые человек получает в процессе развития.
Объектом настоящего исследования является картографический метод.
Предметом исследования являются инновационные технологии использования картографического метода в работе со школьниками.
Целью исследования является выявление потенциала школьных географических карт как средства практической и исследовательской деятельности школьников при обучении географии.
Задачи исследования:
1) изучить теоретический материал по теме исследования;
2) провести анализ школьных учебно -методических комплексов,
определив место картографического метода, как средства обучения;
3) изучить инновационные методы в работе с картой
4) разработать вариант олимпиадной работы для школьников по
картографии.
Гипотеза исследования - процесс овладения знаниями, умениями и навыками будет более эффективным, познавательный интерес у учащихся повысится, если применять в обучении инновационные методы работы с картой.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке методологических основ использования картографического метода в системе современного обучения географии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что: результаты исследования могут быть использованы в образовательной практике; в разработке современных уроков с применением картографического метода; в практической и исследовательской деятельности на уроках по географии; на основе данной работы может проводиться школьная олимпиада по географии.
Структура работы. Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы и приложений.
В ходе написания моей выпускной квалификационной работы изучен процесс активизации познавательного интереса детей к получению новой информации и применению полученных знаний и умений на занятиях по географии посредством исследовательской деятельности с использованием картографического метода как средства повышения эффективности образовательного процесса, применения ГИС -технологий и олимпиадных работ по картографии.
ФГОС II поколения, в отличие от предыдущих образовательных стандартов, на которые ориентировалось общее образование, направлен на такую работу, при которой дети приобретают ключевые компетенции, необходимые им для развития как личностям, будущим специалистам.
Одной из технологий исследовательской деятельности учащихся в школе и развития у них интереса к обучению и формированию географического типа мышления является картографический метод.
Для школьной практической, исследовательской, олимпиадной деятельности при изучении географии географическая карта является одним из важнейших источников информации. Работа с географической картой в школе выступает как один из основных методов получения школьниками информации.
Школьная географическая карта - средство обучения и предмет для исследования, но использование карт в школьном обучении обязательно должно быть увлекательным, интересным и разнообразным. Тогда и только тогда можно достичь высоких результатов в изучении географии, сформировать самостоятельную личность. Карта, при умелой работе с ней, выступает не только в роли богатого и разнообразного источника знаний, но и стимулятора умственного развития школьников.
Сложно переоценить значимость олимпиадных работ - это отличный способ мотивации обучающихся, развития их познавательного интереса и интеллектуальных способностей.
Разработанный вариант олимпиадной работы по географии может быть применена в учебном процессе с целью разнообразия образовательного процесса, повышения интереса учащихся к картографии и изучению географии в целом, получения новых знаний, а также при проведении школьного этапа олимпиады по географии.
ФГОС II поколения, в отличие от предыдущих образовательных стандартов, на которые ориентировалось общее образование, направлен на такую работу, при которой дети приобретают ключевые компетенции, необходимые им для развития как личностям, будущим специалистам.
Одной из технологий исследовательской деятельности учащихся в школе и развития у них интереса к обучению и формированию географического типа мышления является картографический метод.
Для школьной практической, исследовательской, олимпиадной деятельности при изучении географии географическая карта является одним из важнейших источников информации. Работа с географической картой в школе выступает как один из основных методов получения школьниками информации.
Школьная географическая карта - средство обучения и предмет для исследования, но использование карт в школьном обучении обязательно должно быть увлекательным, интересным и разнообразным. Тогда и только тогда можно достичь высоких результатов в изучении географии, сформировать самостоятельную личность. Карта, при умелой работе с ней, выступает не только в роли богатого и разнообразного источника знаний, но и стимулятора умственного развития школьников.
Сложно переоценить значимость олимпиадных работ - это отличный способ мотивации обучающихся, развития их познавательного интереса и интеллектуальных способностей.
Разработанный вариант олимпиадной работы по географии может быть применена в учебном процессе с целью разнообразия образовательного процесса, повышения интереса учащихся к картографии и изучению географии в целом, получения новых знаний, а также при проведении школьного этапа олимпиады по географии.
Подобные работы
- Реализация картографического метода в роботе со школьниками
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В 9 КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Проектная работа на уроках географии с применением геоинформационных технологий
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Разработка программы внеурочной деятельности с использованием фенологических наблюдений в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Проектная деятельность школьников с использованием технологий геоинформационных систем на территории Калиновского лесного парка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - Формирование познавательных учебных действий у обучающихся 6
класса в рамках учебного предмета «География»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ
ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017



