Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Работа №99571

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2017
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
107
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 7
1.1. Мотивация школьников к обучению 7
1.2. Образовательные ИКТ и технические ресурсы по физике 14
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ И ТЕХНИЧЕСКИХ
СРЕДСТВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 27
2.1. Комплексное применение информационных технологий и
технических средств при обучении физике 27
2.2. Подготовка дидактических разработок к
использованию информационно-коммуникационных технологий и технических средств в процессе обучения 31
ГЛАВА 3. ПРОВЕДЕНИЕИ РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 50
3.1. Организация и проведение педагогического эксперимента 50
3.2. Содержание этапов педагогического эксперимента 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
ЛИТЕРАТУРА 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 64


Люди современного общества живут в мире, где во всех сферах используются компьютерные устройства и информационные технологии. Умение использовать их стало необходимостью. Молодое поколение с энтузиазмом применяет средства связи, интернет, интерактивное оборудование для развлечений во время своего досуга. Это явление можно заметить без особых усилий. Отдых для человека важен - это бесспорный факт, и фирмы по выпуску и производству игровых компьютерных игр это знают, и люди с удовольствием пользуются этой продукцией. В связи с повсеместной информатизацией новому поколению приходится учиться использовать компьютерное оборудование не только для отдыха. Поэтому общество выдвигает соответствующие требования к общеучебным умениям выпускников школ: грамотно использовать программное обеспечение, ориентироваться в «море» информации, выделять главное из этого потока, осваивать и использовать вновь введенные ресурсы.
Также в условиях социально-экономических изменений востребованной стала личность способная критически мыслить, обладать рядом таких качеств, как образованность, социальная активность, наблюдательность, коммуникабельность, способность к сотрудничеству, сообразительность, инициативность, креативность. Понятно, что такая личность может сформироваться в соответствующей среде. К сожалению, в современных школах учебно-познавательная деятельность не всегда направлена на развитие таких качеств у обучающихся. Поэтому так важно построение такого учебного процесса в сфере образования, который отвечал бы течению времени. На решение этих вопросов ориентированы и вновь принятые нормативные документы РФ.
Так, в Федеральном Государственном стандарте образования одним из требований к результатам освоения основной образовательной программы является «умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности».В Указе Президента РФ от 9 мая 2017 года № 203 “О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы” к числу основных задач, отнесены следующие: «создание различных технологических платформ для дистанционного обучения в целях повышения доступности качественных образовательных услуг; создание основанных на информационных и коммуникационных технологиях систем управления и мониторинга во всех сферах общественной жизни»[46].
Таким образом, программы информатизации в нашей стране оказывают положительное воздействие на повышение качества работы сферы образования, не оставляя педагогам выбора перед необходимостью освоением новейших технологий для улучшения учебно-воспитательного процесса.
При освоении курса школьной физики также применяются компьютерные технологии. Эти приложения зачастую приносят пользу всем участникам образования, но часто это приводит к проблеме оторванности от жизненного опыта учеников. Понятен интерес учащихся к информационным технологиям выше, чем к естественным наукам, но физика - наука экспериментальная. Физический эксперимент - демонстрационный и лабораторный - условие не только глубокого, но и осмысленного восприятия физики как науки об окружающем нас мире. Виртуальные опыты не задействуют в познавательный процесс, например, тактильные ощущения, которые не заменить красивой картинкой. Нужно комплексное решение.
В научно-практической разработке авторов П.Д. Рабиновича, А.П. Афанасьева, Т.А. Асмолова, О.А. Поваляева, П.Н. Чеботарева, И.С. Царькова, в статьях, Железовской Г.И, Абрамовой Н.В, Гудкова Е.Н., Кречетникова К.Г. раскрывается тема создания мотивирующих интерактивных сред в образовании. Создание таких сред, в образовательных учреждениях, позволяют разрешить задачи которые ставят Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения и возможно помогут решить возникающие трудности при обучении физике.
Значимо не только вызвать разовый интерес учащегося на уроке, а выработать особый вид мотивации к освоению предмета. Одна из сложностей в том, что все обучаемые разные и увлечь всех в классе огромный труд. Решением этих трудностей могут выступить комплекс использования информационно-коммуникационных технологий и дополнительных технических средств.
Анализ методических работ вышеприведенных авторов, а также практика работы в СОШ позволили выделить такие противоречия:
На социально-педагогическом уровне - между требованиями общества к повышению качества физического образования в школе и недостаточным использованием для этих целей ИКТ технологий, технических, демонстрационных, организационных средств обучения.
На научно-педагогическом уровне - между широкими возможностями комплексного применения ИКТ, технических средств и недостаточной разработкой педагогических основ использования этих технологий на уроках физики.
На научно-методическом уровне - между возможностью формирования образовательного процесса с использованием комплекса инновационных технологий обучения и недостаточной ориентацией существующих методик.
Разрешение приведенных противоречий формирует проблему исследования: как повысить мотивацию процесса обучения физики в школе на основе комплексного использования информационно-коммуникационных технологий и дополнительных технических средств?
Объект исследования- процесс обучения физике учащихся школы.
Предмет исследования: применение информационно-коммуникационных технологий и дополнительных технических средств, в процессе обучения учащихся школы, для повышения их мотивации к изучению предмета физики.
Выдвинем гипотезу нашей работы: комплексное использование ИКТ технологий и технических средств (наглядных, демонстрационных, лабораторных) на уроках физики обеспечит повышение мотивации к изучению физики, если:
- комплекс ИКТ технологий и технических средств рассматривать как взаимодополняющие средства повышения внимания учеников, активизации интереса к изучению физики, формирования экспериментальных навыков, развития исследовательских, конструкторских способностей.
- комплекс ИКТ технологий и технических средств создавать как мотивирующую среду, отражающую структурные элементы курса физики.
- методику использования комплекса ИКТ сопровождения уроков физики разрабатывать на основе принципов избыточности информации, психолого-педагогической характеристики обучаемых.
Цель: разработать методику использования комплекса ИКТ и ТС в процессе обучения физике учеников школы.
Задачи:
1. Проанализировав методическую, психологическую, педагогическую литературу выделить определение мотивации, обозначить структуру методики применения информационно-коммуникационных технологий и дополнительных технических средств на уроках физики, отобрать соответствующие образовательные ресурсы по предмету.
2. Используя системно-деятельностный подход разработать элементы методики применения информационно-коммуникационных технологий и дополнительных технических средств к изучению физики.
3. Разработать комплекс заданий по физике с применением
информационно-коммуникационных технологий и дополнительных технических средств, для участвующих в эксперименте.
4. Провести педагогический эксперимент на основе разработанной методики.
Для достижения вышеизложенных задач использован метод теоретического анализа. Предмет анализа - это различные источники информации, литература, в которых выведены информационно-коммуникационных технологии, применение технических средств, рассматривается мотивация в образовании, учебные программы по физике, нормативные документы.
Практическая значимость заключается в разработке элементов методики использования комплекса информационно-коммуникационных технологий и дополнительных технических средств с учетом психологических особенностей учеников, в процессе обучения физике в средней школе.
Структура работы состоит из оглавления, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Использование элементов заданных, как комплекс информационно- коммуникационных технологий, сетевых интернет ресурсов, дополнительных технических средств, средств психолого-педагогической поддержки, в процессе обучения позволяет добиться качественно более высокого уровня наглядности урока, значительно расширяет возможности активизации деятельности школьников. Непрерывная обратная связь оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма, что ведет к формированию положительного отношения к изучаемому предмету.
Несмотря на широкое распространение ИКТ во многих сферах, на сегодняшний день в сфере образования они не получили достаточно обширного применения в связи с нехваткой методики использования этих ресурсов в процессе обучения. Методики использования, которая бы учитывала интересы и склонности учащихся.
Наша работа посвящена теоретическому обоснованию и разработке элементов методики при обучении физике в школе.
В ходе работы были решены следующие задачи:
Проанализирована педагогическая, методическая литература с целью выделения структуры методики использования ИКТ, сетевых ресурсов, технических средств, психолого-педагогического сопровождения урока, рассмотрены основные ресурсы по физике; и выделены компоненты модели методики использования этих компонент. Рассмотрены элементы методики, выделенные Семеновой И.Н., Слепухиным А.В., по мнению которых структура модели методики состоит из следующих компонентов: цели использования, принципы использования, методы использования, формы использования, средства, элементы психолого-педагогической поддержки.
Построили методику, с учетом краткой психолого-педагогической характеристики учащихся, для разных групп учащихся. Как средства, используемые нами в учебном процессе, были выбраны ресурсы:!
Провели апробацию нашей методики, проанализировали полученные результаты: использование её позволяет существенно повысить интерес школьников к изучаемому предмету, становится дополнительной мотивацией для ученика.
Исходя из вышесказанного, мы считаем, что гипотеза исследования подтверждена.



1. Абдулов Р.М., Надеева О.Г. Интерактивное обучение физике с помощью современных технических средств// Педагогическое образование в России. -2011. - № 3. - С.185 - 191.
2. Абдулов Р.М., Надеева О.Г. Интерактивное обучение физике с помощью современных технических средств// Педагогическое образование в России. -2011. - № 3. - С.185 - 191
3. Алексеева Н. А. Компоненты методики использования сетевых ресурсов в
процессе обучения информатике// Учебно-методический кабинет: Блог Натальи Александровны Алексеевой. Опыт работы учителя информатики. 2017. URL:http://ped-kopilka.ru/blogs/blog56385/komponenty-metodiki-
ispolzovanija-setevyh-resursov-v-procese-obuchenija-informatike.html (Дата обращения:10.08.2017).
4. ВИО Школьная медиатека: комплектовани ресурсами, их классификация и
сисстематизация. Секретарь референт. 2015
URL:http://vio.uchim.info/Vio_19/cd_site/articles/art_1_20.htm/(Дата обращения: 18.02.2014).
5. Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 315 с.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1996. - 84 с.
7. Геральдика.Реферат.: [Электронный ресурс].URL:http://refac.ru/predmet-i- zadachi-geraldiki/(Дата обращения: 18.02.2014).
8. Герасевич В.К. Блоги и RSS: Интернет-технологии нового поколения. - СПб.: БХВ-Петербург, 2006. - 247 с.
9. Герасимова Н. И. Деловая игра как интерактивный метод обучения речевой деятельности//Учебный процесс. - 2011. - N 1. - С. 24 - 25.
10. Горюнова М.А., Семенова Т.В., Солоневичева М.Н. Интерактивные доски и их использование в учебном процессе. - СПб.: БХВ-Петербург, 2010. - 336 с.
11. Гоулман Д., Эмоциональный интеллект: Почему он может значить больше, чем IQ. - СПб.: Манн, Иванов и Фербер (МИФ), 1995. - 550 с.
12. Джемс У. Что такое эмоция?: Секретарь референт. 2011 URL:http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=129(дата обращения:12.07.2016).
13. Дубовицкой Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации// Психологическая наука и образование. - 2002. - №2. - С.42-46.
14. Закон об образовании РФ. Общие положения Федерального закона об
образовании, 2017-2016. - Режим доступа:http://zakon-ob-
obrazovanii.ru/5.html, свободный. - Загл. с экрана.
15. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 192 с.
16. Иванов С.А. Использование электронных образовательных ресурсов как средство обеспечения эффективности современного урока [Электронный ресурс]URL:https://kopilkaurokov.ru/matematika/prochee/stat-ia-ispol-zovamie- eliektronnykh-obrazovatiel-nykh-riesursov-kak-sriedstvo-obiespiechieniia- effiektivnosti-sovriemiennogho-uroka(Дата обращения:17.01.2016).
17. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2003.- 464 с.
18. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология.- СПб.: Питер, 2001.¬464 с.
19. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы- СПб.: Питер, 2011.- 512 с.
20. ИльинаТ.А. Педагогика.- М., 1984. - 340 с.
21. Каталог. Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) образования. - Режим доступа:http://edu-top.ru/katalog,/свободный. - Загл. с экрана.
22. Ковалевой Г.Г. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. Статистический обзор. Секретарь референт. 2013 URL:https://vo.hse.ru/data/2016/03/03/1334931424/VO%203_10%20Stat.pdf(Дата обращения: 12.12.2016).
23. Латинско-русский словарь, 2015. - Режим доступа:http://dicipedia.org/dic-la-ru1-term-8350.htm, свободный. - Загл. с экрана.
24. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат, 1975. -304 с.
25. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М.: Политиздат, 1971. - 40 с.
26. Леонтьев, В. О. Классификация эмоций. - Одесса: Изд-во Инновационного ипотечного центра, 2002. - 150 с.
27. Леонтьев. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., Политиздат, 1998 . -240 с.
28. Ливер Б.Б. Методика индивидуализированного обучения с учетом влияния когнитивных стилей. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2000. - 191 с.
29. ЛюХуэйин Исследование функций эмоций в учебной деятельности учеников// Вестник Московского университета. Сер. 20, Педагогическое образование. - 2008. - N 2. - С. 91-99.
30. Майер Р.В. Информационные технологии и физическое образовании. - М.: Просвещение, 2006. - 64 с.
31. Макаров С.И., Севастьянова С.А. Формирование профессиональной математической компетенции экономистов с использованием электронных образовательных ресурсов// Вестн. Самарского гос. эконом.ун-та. - 2008. - №12(50). - С. 70-78.
32. Малышева Т.В. Влияние методов интерактивного обучения на развитие коммуникативной компетенции учащихся// Учитель в школе. -2010. - №4. - С.14-16.
33. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте - Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
34. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Секретарь референт. 2014 URL:http://psymania.info/raznoe/307.php(Дата обращения: 29.09.2016).
35. Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике: Учеб. Пособие для студентов гуманитарных факультетов. - М.: Издательский центр «Academia», 1996. - 192с.
36. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. - М.: Москва, 1973. - 243 с.
37. Петровский А. В., М. Г. Ярошевский. Основы теоретической психологии. - М.: Просвещение, 2010. - 175 с.
38. Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Дневник старого врача. - Иваново: Просвещение, 2008. - 427 с.
39. Раводин О.М., Зайцев А.П., Шелупанов А.А. Программные среды в дистанционном обучении. - М.: Машиностроение, 2009. - 508 с.
40. Руденко, Т. В. Дидактические функции и возможности применения информационно-коммуникационных технологий в образовании [Электронный ресурс] URL:http://ido.tsu.ru/other_res/ep/ikt_umk/(Дата обращения: 15.10.2017).
41. Савельев Д.С. Педагогическая среда, педагогическое пространство как
категории педагогической науки (анализ и определение терминов и понятий) [Электронный ресурс] URL:
http://sinncom.ru/content/publ/info/saveliev/index.htm/ (Дата обращения: 04.12.2016).
42. Семенова И.Н. Слепухин А.В. Определение и дидактическая конструкция методики использования ИКТ в учебном процессе [Электронный ресурс]URL:https://cyberleninka.ru/article/v/opredelenie-i-didakticheskaya- konstruktsiya-metodiki-ispolzovaniya-informatsionno-kommunikatsionnyh- tehnologiy-v-uchebnom-protsesse(Дата обращения: 07.04.2016).
43. Сладкевич В.П. Мотивационный менеджмент. - К.: МАУП, 2001. - 168 с.
44. Смирнов С.Н. Педагогические условия использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса [Электронный ресурс]URL:http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/28/15/(Дата обращения :02.11.2015).
45. Темперамент [Электронный ресурс]. URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Темперамент#cite ref-Manual 1-1/ (Дата
обращения: 04.12.2014).
46. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 “О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы” - Режим доступа:http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919, свободный. - Загл. с экрана.
47. Усольцев А.П. Шамало Т.Н. Наглядность и ее функции в обучении// Педагогическое образование в России. - 2016. - № 6. - С.102 - 109.
48. Усольцев, А. П. Четыре четверти. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. - 328 с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
(полного) общего образования, 2017-2016. - Режим
доступа:й11р://минобрнауки.рф/документы/2365, свободный. - Загл. с экрана.
50. Фисун А.П., Гращенко Л.А., Митяев В.В., Джевага К.А. Теоретические и практические основы человеко-компьютерного взаимодействия: базовые понятия человеко-компьютерных систем в информатике и информационной безопасности:- Орел: ВИНИТИ, 2004. - 169 с.
51. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. - Кострома: Графа, 2002. - 545 с.
52. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении - М.: Просвещение, 1984.- 176 с.
53. Blogger. [Электронный ресурс]. URL:11П[^:/Лууу.Ь1оддег.сот/(Дата обращения: 10.07.2015).
54. Engino.Play to invent : [Электронный ресурс]. URL:
11П[у/Аууу.е11дто.со1т/п^1а/(Дата обращения: 11.10.2017).
55. OnlineTestPad. [Электронный ресурс]. URL:
http://onlinetestpad.com/ru/Tests/(Дата обращения: 11.07.2015).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ