Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение теоретических и методических особенностей организации проектной деятельности на примере погоды

Работа №99569

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2017
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
153
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ 6
1.1 История применения проектной деятельности в школе 6
1.2 Актуальность применения проектной деятельности школьников на
современном этапе 12
1.3 Психолого-педагогические особенности детей среднего школьного
возраста 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ ПОГОДЫ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
2.1 Особенности изучения погоды в школьном курсе географии 5 класса..26
2.2 Характеристика применения современных методов изучения погоды в 5
классе 32
2.3 Методика применения современных методов изучения погоды в
проектной деятельности по географии 5 класса 37
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-
ОПЫТНОГО ОБУЧЕНИЯ 42
3.1 Цели и задачи экспериментально - опытного обучения 42
3.2 Особенности проведения экспериментально - опытного обучения 47
3.3 Результаты экспериментально - опытного обучения 54
3.4 Заключение 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ


Образование, как известно, - это процесс, который не стоит на месте. Развивается наука, в нашей жизни появляются новые технологии, повышается уровень качества знаний. В связи с этим, требуется постоянное развитие в области образовательной среды. Общеобразовательные стандарты второго поколения призваны ориентировать учебный процесс на реализацию системно-деятельностного подхода. В отличие от традиционного подхода, обучающиеся теперь должны самостоятельно «добывать знания». Согласно федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), в школе должны создаваться условия для проектно-исследовательской деятельности, которая помогает выявить у детей определенные способности, учит их самостоятельности. Исходя из этого, в школе необходимо использовать проектную деятельность.
Огромные возможности проектная деятельность имеет на уроках географии. И, на мой взгляд, особенно при изучении погоды, так как изучением погоды люди занимаются достаточно давно; есть сведения, что история развития метеорологии началась еще в Древней Греции. Уже в 5 веке до нашей эры начались проводиться наблюдения за погодой, и сообщения вывешивались на видных местах. Древние люди отождествляли погодные явления с богами и верили, что стихиями управляют небесные силы. Но со временем человечество накапливало знания, появлялся опыт в наблюдениях, начало формироваться целостное представление о мире. Теперь люди научились анализировать погодные явления, и наука прошла свой сложный путь развития [2].
Изучение погоды в школе очень важно, так как у обучающихся формируется экологическая культура, а это одно из важных направлений воспитания. Усвоение первичных знаний о погоде, ее значении в жизни человека, решение простейших задач, формирование бережного отношения к природе способствуют формированию личности ребенка.
Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции. Основным направлениям развития образования сегодня соответствует проектная деятельность, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать.
Актуальность обусловлена тем, что проектная деятельность способна вырабатывать и развивать компетенции у обучающихся. Учебный проект является интегрированным дидактическим средством развития. Каждый проект обязательно требует исследовательскую работу детей, которую можно реализовать в изучении погоды на уроках географии.
Цель работы - изучение теоретических и методических особенностей организации проектной деятельности на примере погоды.
Объектом исследования является проектная деятельность школьников по географии в средней школе.
Предметом исследования является характеристика современных методов изучения погоды в проектной деятельности школьников.
В соответствии с целью были поставлены задачи:
1. Изучить и проанализировать методическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить основные инновационные методы исследования.
3. Изучить основные методы исследования в географии, применимые для проектной деятельности.
4. Организовать проектную деятельность школьников по изучению погоды на уроках географии.
5. Сформировать у обучающихся представление о проектной деятельности.
Гипотеза: использование современных методов в проектной деятельности на уроках географии повысит качество знаний обучающихся.
Методы исследования: анализ научной литературы, педагогическое наблюдение, опытно-поисковая работа, анализ полученных результатов диагностики проектной деятельности.
Теоретической основой в написании ВКР были труды: Е. С. Полат, Е. С. Кульневича, Н. Ф. Яковлевой, Е. А. Беловоловой, Д. Б. Эльконина, Е. В. Екеевой и др.
Структура работы:
Выпускная квалификационная работа изложена на 62 страницах и состоит из введения, 3 глав, заключения, списка используемой литературы, который включает 48 источников. Приложения: диск с презентацией и текстом ВКР, таблица: классификация типов проектов, таблица: последовательность работы над проектом, 2 конструкта урока,
проект «Опасные и редкие явления в атмосфере».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследования в области образования приобретают особую актуальность, поскольку их положительные результаты дают возможность повысить качество образования обучающихся.
Задача любой школы - создать такую образовательную среду, которая поддержит постоянную активность ребенка. Школьное образование не может быть успешным, если не созданы условия, при которых реально происходят и дают результаты внутренние процессы индивидуального самообразования школьников, тогда и возникает условие, при котором только и возможно достижение высококачественного образования.
Проектная деятельность в школе помогает школьникам реализовывать себя, положительно влияет на развитие их личности, дает возможность раскрыть им свой потенциал, разнообразные индивидуальные способности. Данная работа формирует умения поиска информации, дети учатся работать в коллективе, наглядно видят продукт своего труда, оценивают свой вклад в работу, становятся более самостоятельными в своих действиях, оценивают свою роль в работе.
Программа обучения географии, как известно, включает в себя знания из нескольких учебных дисциплин. Поэтому важно использовать проектную деятельность на уроках, так как она реализует межпредметные связи. С помощью проектов реализуется системно-деятельностный подход, знания становятся более прочными, формируются умения и навыки, что очень важно.
Анализ проделанной работы показывает, что у обучающихся в соответствии с ФГОС повышается уровень сформированности таких компетенций, как: технологическая, информационная, коммуникативная, планирование и оценка результата, поиск и обработка информации и многие другие.
В процессе работы над ВКР были разработаны несколько проектов и внедрены в практику. Проекты по изучению погоды были очень хорошо приняты обучающимися, так как им было интересно узнавать о влияние погоды на людей, прогнозировать изменение погодных условий, составлять географические модели метеорологических приборов.
На мой взгляд, решены все поставленные задачи:
1. Организована работа по изучению погоды в проектной деятельности.
2. Рассмотрены новые методы исследований.
3. Раскрыто понятие проектная деятельность.
4. Разработаны и проведены три проекта по изучению погоды в 5 классе.
Цель работы - изучение проектной деятельности школьников, на мой взгляд, достигнута.
В ходе своего исследования я пришла к выводу, что проектная деятельность очень интересна для детей среднего школьного возраста, так как для них еще остается авторитетом учитель, обучающегося еще легко заинтересовать новой работой. В проектной деятельности было сложно приучать обучающихся пользоваться новыми методами исследований, но это создает возможности для развития их мышления. Проект - это уникальное дидактическое средство развития, воспитания, обучения школьников, развития личности в целом. В данной деятельности обучающиеся отчётливо представляли структуру рассуждения, умели приводить убедительные доказательства, располагали материал последовательно, связывали один аргумент с другим.
В работе была проанализирована методическая, педагогическая литература, труды педагогов и психологов, традиционная и развивающая программы и методика работы с детьми, разработка проектов, которые могут быть использованы педагогами - практиками.
Материалы данного исследования интересны в первую очередь работающим учителям географии, а также студентам в период прохождения педпрактики в школе.
В дальнейшем планируется использовать не только мини-проекты и краткосрочные проекты, но и более длительные, социально значимые, связанные с решением каких-либо проблем. Безусловно, в перспективе необходимо разрабатывать проекты не только по изучению погоды, но и по другим интересным темам. Детям нужно будет предоставлять выбор в проектах, чтобы каждый мог реализовать себя.
В заключении следует отметить, что самореализация обучающихся в творческой, проектной деятельности должно быть организационно оформленной. Необходимо не только создавать условия для творческой деятельности, но и умело направлять ее.



1. Артюх О. В. Метод моделирования на уроках географии [Электронный ресурс] // Научный альманах. 2016. Режим доступа: http://ucom.ru/doc/na.2016.03.02.037.pdf,дата обращения (24.11.16)
2. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли пособие для учителей / А. Г. Асмолов. - М. Просвещение, 2013. - С. 12-24.
3. Беловолова, Е. А. Формирование универсальных учебных действий / Е.
A. Беловолова. - М. Вентана Граф, 2014. -С. 29-68.
4. Быков В.Д., Мир географии: География и географы [Текст] : В. Д. Быков,
B. Д. Саушкин. - М.: Мысль, 1984 - С.367
5. Вести. Ru [Электронный ресурс]: «Погода24» итоги недели. Режим доступа:http://qps.ru/NPBKG,(дата обращения 20.05.17)
6. Ворстер В. Е. Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки международной научно-практической конференции [Электронный ресурс] / В. Е. Ворстер// Метод проектов и его использование на уроках географии: сб.ст. / гл. ред. Н. В. Дмитриева. - Новосибирск: Изд. АНС «СибАК». - 2016. - № 6. - С. 89-93.
7. Вохменцева Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство
формирования ключевых компетентностей [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //moluch.ru/conf/ped/archive/20/1390/, (дата
обращения 12. 09.16)
8. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 томах / Л. С. Выготский - М., 1984. - Т. 1. - С. 6-12.
9. География. 7-10 классы: активизация познавательной деятельности учащихся: исследовательские работы, уроки, проекты / сост. В. Н. Иванова [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2009. - С. 31-33
10. Голуб Г. В. Метод проектов - технология компетентностно- ориентированного образования: учеб. пособие для учителей / Г. В. Голуб, Е. А. Перелыгина, О. В. Чуракова ; под ред. Е. Я. Когана. - С.: Учебная литература, 2006. - С. 3-6
11. Деятельность в психологии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/psihologiya-deyatelnosti.html, (дата обращения: 04.05.2016)
12. Дьюи Дж. Школы будущего / Дж. Дьюи - М. Госиздат, 1926. - С. 26-29
13. Екеева Э.В. Методы географических исследований: учеб. пособие. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010.- С. 48.
14. Заграничная Н.А. Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде / Н. А. Заграничная, И. Г. Добротина - М.: Интеллект-Центр, 2014. - С. 39
15. Закон об образовании [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/,дата обращения (12.02.17)
16. Каковы новейшие методы географических исследований? [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://files.school- collection.edu.ru/dlrstore/00000c51-1000-4ddd-517d-3600483aebf5/01 -2-
3. htm,дата обращения (11. 05. 17)
17. Карташова Е.Б. Проектная деятельность на уроках географии
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //nsportal .ru/vuz/geo graficheskie-nauki/library/2013/02/20/proektnaya-deyatelnost-na-urokakh-geografii,(дата обращения 11.11. 16)
18. Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов / Е. Коллингс. - М. Новая Москва, 1926. - С. 96
19. Кульневич, С. В. Современный урок: часть I научно-практическое пособие для учителей / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина - Р. н/Д. Учитель, 2005. - С. 244-252
20. Кульневич, С. В. Современный урок: часть II не совсем обычные и совсем необычные уроки/ С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина - Р. н/Д. Учитель, 2005. -С. 50
21. Кульневич, С. В. Современный урок: часть III проблемные уроки / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина - Р. н/Д. Учитель, 2006. - С.71-73
22. Летягин, А. А. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник. ФГОС / А. А. Летягин. - М. Вентана Граф, 2015. -С. 64-83
23. Любославский Г. Погода / Г. Любославский // энциклопедический словарь: гл. ред. И. Е. Андреевский. С.-Петербург, 1907. - С. 354
24. Методы географических исследований [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.geo-sfera.info/publ/geografij a_nauka_o_zemle/12-1-0- , дата обращения (30.10. 16)
25. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания : учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - С. 118 - 119
26. Науменко Ю.В. Содержание организационно- методической работы по развитию УУД у учащихся основной школы в соответствии с требованиями ФГОС: / Ю. В. Науменко// Методист :сб. ст. / гл. ред. А. В. Коптелова. Москва, 2014. - №1. - С. 2-7.
27. Николина В.В. Метод проектов в географическом образовании / В. В. Николина// География в школе. - 2002.- №6.- С.37-43.
28. Падикова М. В. Проектная деятельность в школе [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/624317/,(дата
обращения: 20.03.2017)
29. Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н. Ю. Пахомова. - М. : Просвещение, 2005. - С. 155
30. Поздняк С. Н. Исследовательская деятельность школьников и метод проектов / С. Н. Поздняк// Стандарты и мониторинг в образовании: сб. ст. Москва. 2006. - №3. - С. 52-56.
31. Пеньковских Е. А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике / Е. А. Пеньковских // Журнал вопросы образования. - 2010. - № 4. - С. 309-317
32. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб.пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е. С. Полат [и др.]; под ред. Е. С. Полат. — 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2005. — С. 272
33. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие для студентов вузов по спец. 050706 (031000) - Педагогика и психология, 050701 (033400) - Педагогика / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. — 3-е изд., стер. — М. : Академия, 2010. —С. 368
34. Поливанова, К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2011. — С. 191
35. Розанов Л.Л. Школьный геоэкологический проект: рекомендации по выполнению / Л. Л. Розанов // География в школе. - 2004.-№7. - С. 39-42.
36. Савенков А. И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников / А. И. Савенков. - М., 2005. - С. 30
37. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. -М.: АРКТИ, 2010. -С. 17
38. Серебрякова Л. А. Системно-деятельностный подход как условие формирования ключевых компетентностей школьников: / Л. А. Серебрякова //Методист : сб.ст. / гл. ред. А. В. Коптелова. Москва, 2011. - №2. - С.14
39. Сиденко, А. С. Метод проектов: история и практика применения / А. С. Сиденко / Завуч. - 2003. - № 6. - С. 15-23.
40. Симоненкова, Т. Д. Проектная деятельность учащихся / Т. Д.
Симоненкова // Завуч. — 2007. № 8. — С. 3-6.
41. Стадник А. Г. География. 6-10 классы: уроки-исследования, дискуссии, пресс-конференции / А. Г. Стадник. - В.: Учитель, 2010. - С. 24-31
42. Тулупова, О. В. Психолого-педагогические условия формирование проектной деятельности школьников / О. В. Тулупова, Н. В. Орлова // Психология обучения. — 2007. - № 4. — С. 30-38.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http:standart.edu.ru., (дата
обращения: 11.2.2017)
44. Чечель, И. В. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов / И. В. Чечель / Директор школы. - 1998. - № 4. - С. 7-12.
45. Шиварев, П. В. К вопросу о генезисе метода проектов как
педагогической технологии / П. В. Шиварев // Человек в мире культуры : межвуз. сб. науч. и науч.-метод. тр. / Урал гос. пед. ун-т. — Екатеринбург., Екатеринбург, 2005. — С. 228-232.
46. Эльконин Д.Б. Избранные психологичекие труды. - М., 1989.
47. Эльконин, Д. Б. Возрастные особенности усвоения знаний / Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдова. - М., 1966. - С. 15 - 36
48. Яковлева Н. Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: учеб.пособие. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2014. - С. 10-19

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ