Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитательная работа с первоклассниками в период адаптации к школе

Работа №99545

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
102
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические аспекты воспитательной работы с первоклассниками в период адаптации к школе 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика первоклассников 6
1.2. Воспитательная работа: понятие и сущность 13
1.3. Формы и методы воспитательной работы с первоклассниками в период
адаптации к школе 23
Глава 2. Опыт деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 23 г. Серова по воспитательной работе с первоклассниками в период адаптации к школе 40
2.1. Анализ деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 23 г. Серова по
воспитательной работе с первоклассниками в период адаптации к школе 40
2.2. Комплекс мероприятий по воспитательной работе с первоклассниками в
период адаптации к школе 47
Заключение 61
Список использованной литературы 63
Приложение 68


Актуальность. В начале систематического школьного обучения ребенок переживает стрессовую ситуацию, так как этот период связан с необходимостью адаптации к новым условиям обучения. Данный период сопровождается различными изменениями в функциональном положении и в большей степени задевает психоэмоциональную сферу. От благополучия адаптационного периода при вступлении на школьную ступень обучения в значительной мере обуславливается успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка-первоклассника. Низкий уровень школьной адаптации приводит к снижению учебной мотивации, росту невротических состояний, искажению межличностных отношений, образованию девиантных форм поведения. Негативное течение адаптации свидетельствует о перенапряжении регуляторных систем и понижению функциональных резервов организма, что сопровождается появлением соматических заболеваний.
Актуальность проблемы адаптации первоклассника к школе определяется тем, что усложнение процесса учебной деятельности, наблюдаемое в последнеевремя, а также перемены в социально-экономической сфере поменяли условия жизни детей и установилипотребностьвторичного углубленного анализа приспособительной деятельности ребенка при попадании в школу и социально-психологической практики, связанной с адаптацией ребенка к школьному обучению.
Представленные в психолого-педагогических и социологических исследованиях аспекты адаптации можно представить следующими учеными:
- актуализация в педагогическом сознании идеи теоретических аспектов развития личности, ее адаптация и реабилитация (В.С. Мухина и др.);
- особенности адаптации учащегося первого класса к непривычным условиям обучения в коллективе сверстников (М.М. Безруких, М.Р. Битянова,
Л.И. Божович и др.);
- выявление различных компонентов готовности к школе, установление преемственности дошкольного и школьного воспитания и образования (Н.Ф. Алиева, Н.И. Гуткинаи др.)
Противоречие: между необходимостью воспитательной работы с
первоклассниками в период адаптации в школе и недостаточностью методических пособий и рекомендаций для педагогов учреждения по данному вопросу.
Проблема исследования: каково содержание воспитательной работы с первоклассниками в период адаптации к школе?
Актуальность проблемы адаптации в школе обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы: «Воспитательная работа с первоклассниками в период адаптации к школе».
Объект исследования: процесс воспитательной работы с первоклассниками.
Предмет исследования: содержание воспитательной работы с первоклассниками в период адаптации к школе.
Цель исследования: на основе анализа теории и полученных данных разработать комплекс мероприятий по воспитательной работе с первоклассниками в период адаптации к школе.
Гипотеза исследования: заключается в предположении, что содержание воспитательной работы с первоклассниками в период адаптации к школе будет включать в себя:
1) формы и методы воспитательной работы;
2) направления деятельности воспитательной работы с первоклассниками в период адаптации к школе.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.
2. Рассмотреть понятие и сущность воспитательной работы.
3. Разобрать формы и методы воспитательной работы с первоклассниками в период адаптации к школе.
4. Описать опыт воспитательной работы с первоклассниками муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №23 г. Серова в период адаптации.
Методы исследования:
Теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение;
Эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование,
математическая и графическая обработка данных.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы №23 г. Серова.
В исследовании принимали участие 20 детей первого класса.
Структура и объем работы: работа включает введение, две главы, список использованной литературы, заключение и приложение. Объем работы 62 страницы. Текст работы иллюстрирован таблицами (11) и рисунками (7).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретическое и экспериментальное изучение проблемы организации воспитательной работы с первоклассниками в период адаптации к школе позволило сделать следующие выводы:
Основными психологическими новообразованиями первоклассников являются: произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий; осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности. Интенсивно формируются почти все интеллектуальные, социальные и нравственные качества, многие из них уже останутся неизменными на протяжении всей жизни. К концу этого возрастного периода мелкая и общая моторика достаточно скоординирована и точна.
Воспитательная работа — это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. Воспитательная работа занимает одно из главных мест и рассматривается достаточно широко и многоаспектно. Содержание воспитательной работы включает три направления: организация различных видов воспитывающей деятельности, в которых дети вместе с педагогом проживают ценностные отношения к миру: знанию, труду, обществу, здоровью, людям, природе, - ценностям жизни, работа с коллективом, работа с индивидуальностью.
Для успешной воспитательной работы в период адаптации первоклассников к школе применяют такие формы и методы, как: игровые, проведение часов общения, внеклассных мероприятий, празднование дней рождения учащихся, совместное посещение театра, мероприятий в парке, создание ситуации успеха на уроках и во внеурочное время, применение педагогики «сотрудничества», работа с родителями.
Эффективность воспитательной работы в адаптационный период обучения первоклассников в школе оценивали по двум критериям- изучение школьной мотивации и уровня воспитанности к которым подобрали соответствующие методики (Анкета для определения школьной мотивации (Н.Г. Лусканова), методика А.Н. Капустиной)). Анализ результатов исследования эффективности воспитательной работы в период адаптации первоклассников в школе дает возможность говорить о недостаточном ее уровне к школе.
В ходе исследования был разработан комплекс мероприятий по воспитательной работе с первоклассниками в период адаптации к школе, в который включили план воспитательной работы в адаптационный период в первом классе с описанием этапов воспитательной работы с первоклассниками в период адаптации и комплекс, состоящий занятий по данному направлению.
После апробации разработанного комплекса мероприятий по воспитательной работе с первоклассниками в период адаптации к школе было проведено повторное исследование с целью выявления эффективности разработанного и апробированного комплекса мероприятий по воспитательной работе в период адаптации первоклассников к школе по тем же диагностическим методикам, что и в начале исследования. В результате повторной диагностики прослеживается положительная динамика: данные, полученные в конце исследования выше данных начала исследования: наибольшее количество детей с положительным отношением к школе (80 %) и высоким (35 %) и средним (35 %) уровнями воспитанности.
Таким образом, в исследовании цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации // Начальная школа. 2009. №1. С.23-40.
2. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе. Школа и психическое здоровье учащихся. М.: 2008. 153 с.
3. Артюхова И.А. В первом классе - без проблем. М.: Чистые пруды, 2008. 32 с.
4. Баданина Л.П. Адаптация первоклассника: комплексный подход // Школа плюс До и После. 2007. № 12. С. 59-62.
5. Балл Г.А. Понятие адаптации и её значение для психологии личности // Вопросы психологии. 2009. №1. С. 26-30.
6. Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 416 с.
7. Безруких М. М. Ребёнок идёт в школу. Знаете ли вы своего ученика: пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей. М.: Академия, 2012. 240 с.
8. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь. М.: Эксмо, 2009. 464 с.
9. Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция,
педагогическая поддержка: Сборник методических материалов для
администрации, педагогов и школьных психологов. М.: Образовательный центр "Педагогический поиск, 2007. 112 с.
10. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Генезис, 2001. 340с.
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2008. - 345 с.
12. Бугаева Н.Н. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности // Начальная школа. 2004. № 2. С. 34-38.
13. Вареца Е.В. Организация учебного процесса в период адаптации
первоклассников к обучению в школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 34. С. 32-36. URL: http://e-
koncept.ru/2017/771146.htm (дата обращения: 13.03.2017).
14. Воронцов А. Педагогические условия реализации адаптационного периода в первом классе школьного развивающего обучения // Начальная школа. 2008. № 13. С. 32-35.
15. Войнов В.Б. К проблеме психофизиологической оценки успешности адаптации детей к школьным условиям //Мир психологии. 2000. №4. С. 134-136.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ