Глава 1. Теоретические аспекты воспитательной работы с первоклассниками в период адаптации к школе 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика первоклассников 6
1.2. Воспитательная работа: понятие и сущность 13
1.3. Формы и методы воспитательной работы с первоклассниками в период
адаптации к школе 23
Глава 2. Опыт деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 23 г. Серова по воспитательной работе с первоклассниками в период адаптации к школе 40
2.1. Анализ деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 23 г. Серова по
воспитательной работе с первоклассниками в период адаптации к школе 40
2.2. Комплекс мероприятий по воспитательной работе с первоклассниками в
период адаптации к школе 47
Заключение 61
Список использованной литературы 63
Приложение 68
Актуальность. В начале систематического школьного обучения ребенок переживает стрессовую ситуацию, так как этот период связан с необходимостью адаптации к новым условиям обучения. Данный период сопровождается различными изменениями в функциональном положении и в большей степени задевает психоэмоциональную сферу. От благополучия адаптационного периода при вступлении на школьную ступень обучения в значительной мере обуславливается успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка-первоклассника. Низкий уровень школьной адаптации приводит к снижению учебной мотивации, росту невротических состояний, искажению межличностных отношений, образованию девиантных форм поведения. Негативное течение адаптации свидетельствует о перенапряжении регуляторных систем и понижению функциональных резервов организма, что сопровождается появлением соматических заболеваний.
Актуальность проблемы адаптации первоклассника к школе определяется тем, что усложнение процесса учебной деятельности, наблюдаемое в последнеевремя, а также перемены в социально-экономической сфере поменяли условия жизни детей и установилипотребностьвторичного углубленного анализа приспособительной деятельности ребенка при попадании в школу и социально-психологической практики, связанной с адаптацией ребенка к школьному обучению.
Представленные в психолого-педагогических и социологических исследованиях аспекты адаптации можно представить следующими учеными:
- актуализация в педагогическом сознании идеи теоретических аспектов развития личности, ее адаптация и реабилитация (В.С. Мухина и др.);
- особенности адаптации учащегося первого класса к непривычным условиям обучения в коллективе сверстников (М.М. Безруких, М.Р. Битянова,
Л.И. Божович и др.);
- выявление различных компонентов готовности к школе, установление преемственности дошкольного и школьного воспитания и образования (Н.Ф. Алиева, Н.И. Гуткинаи др.)
Противоречие: между необходимостью воспитательной работы с
первоклассниками в период адаптации в школе и недостаточностью методических пособий и рекомендаций для педагогов учреждения по данному вопросу.
Проблема исследования: каково содержание воспитательной работы с первоклассниками в период адаптации к школе?
Актуальность проблемы адаптации в школе обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы: «Воспитательная работа с первоклассниками в период адаптации к школе».
Объект исследования: процесс воспитательной работы с первоклассниками.
Предмет исследования: содержание воспитательной работы с первоклассниками в период адаптации к школе.
Цель исследования: на основе анализа теории и полученных данных разработать комплекс мероприятий по воспитательной работе с первоклассниками в период адаптации к школе.
Гипотеза исследования: заключается в предположении, что содержание воспитательной работы с первоклассниками в период адаптации к школе будет включать в себя:
1) формы и методы воспитательной работы;
2) направления деятельности воспитательной работы с первоклассниками в период адаптации к школе.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.
2. Рассмотреть понятие и сущность воспитательной работы.
3. Разобрать формы и методы воспитательной работы с первоклассниками в период адаптации к школе.
4. Описать опыт воспитательной работы с первоклассниками муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №23 г. Серова в период адаптации.
Методы исследования:
Теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение;
Эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование,
математическая и графическая обработка данных.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы №23 г. Серова.
В исследовании принимали участие 20 детей первого класса.
Структура и объем работы: работа включает введение, две главы, список использованной литературы, заключение и приложение. Объем работы 62 страницы. Текст работы иллюстрирован таблицами (11) и рисунками (7).
Теоретическое и экспериментальное изучение проблемы организации воспитательной работы с первоклассниками в период адаптации к школе позволило сделать следующие выводы:
Основными психологическими новообразованиями первоклассников являются: произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий; осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности. Интенсивно формируются почти все интеллектуальные, социальные и нравственные качества, многие из них уже останутся неизменными на протяжении всей жизни. К концу этого возрастного периода мелкая и общая моторика достаточно скоординирована и точна.
Воспитательная работа — это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. Воспитательная работа занимает одно из главных мест и рассматривается достаточно широко и многоаспектно. Содержание воспитательной работы включает три направления: организация различных видов воспитывающей деятельности, в которых дети вместе с педагогом проживают ценностные отношения к миру: знанию, труду, обществу, здоровью, людям, природе, - ценностям жизни, работа с коллективом, работа с индивидуальностью.
Для успешной воспитательной работы в период адаптации первоклассников к школе применяют такие формы и методы, как: игровые, проведение часов общения, внеклассных мероприятий, празднование дней рождения учащихся, совместное посещение театра, мероприятий в парке, создание ситуации успеха на уроках и во внеурочное время, применение педагогики «сотрудничества», работа с родителями.
Эффективность воспитательной работы в адаптационный период обучения первоклассников в школе оценивали по двум критериям- изучение школьной мотивации и уровня воспитанности к которым подобрали соответствующие методики (Анкета для определения школьной мотивации (Н.Г. Лусканова), методика А.Н. Капустиной)). Анализ результатов исследования эффективности воспитательной работы в период адаптации первоклассников в школе дает возможность говорить о недостаточном ее уровне к школе.
В ходе исследования был разработан комплекс мероприятий по воспитательной работе с первоклассниками в период адаптации к школе, в который включили план воспитательной работы в адаптационный период в первом классе с описанием этапов воспитательной работы с первоклассниками в период адаптации и комплекс, состоящий занятий по данному направлению.
После апробации разработанного комплекса мероприятий по воспитательной работе с первоклассниками в период адаптации к школе было проведено повторное исследование с целью выявления эффективности разработанного и апробированного комплекса мероприятий по воспитательной работе в период адаптации первоклассников к школе по тем же диагностическим методикам, что и в начале исследования. В результате повторной диагностики прослеживается положительная динамика: данные, полученные в конце исследования выше данных начала исследования: наибольшее количество детей с положительным отношением к школе (80 %) и высоким (35 %) и средним (35 %) уровнями воспитанности.
Таким образом, в исследовании цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации // Начальная школа. 2009. №1. С.23-40.
2. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе. Школа и психическое здоровье учащихся. М.: 2008. 153 с.
3. Артюхова И.А. В первом классе - без проблем. М.: Чистые пруды, 2008. 32 с.
4. Баданина Л.П. Адаптация первоклассника: комплексный подход // Школа плюс До и После. 2007. № 12. С. 59-62.
5. Балл Г.А. Понятие адаптации и её значение для психологии личности // Вопросы психологии. 2009. №1. С. 26-30.
6. Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 416 с.
7. Безруких М. М. Ребёнок идёт в школу. Знаете ли вы своего ученика: пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей. М.: Академия, 2012. 240 с.
8. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь. М.: Эксмо, 2009. 464 с.
9. Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция,
педагогическая поддержка: Сборник методических материалов для
администрации, педагогов и школьных психологов. М.: Образовательный центр "Педагогический поиск, 2007. 112 с.
10. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Генезис, 2001. 340с.
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2008. - 345 с.
12. Бугаева Н.Н. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности // Начальная школа. 2004. № 2. С. 34-38.
13. Вареца Е.В. Организация учебного процесса в период адаптации
первоклассников к обучению в школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 34. С. 32-36. URL: http://e-
koncept.ru/2017/771146.htm (дата обращения: 13.03.2017).
14. Воронцов А. Педагогические условия реализации адаптационного периода в первом классе школьного развивающего обучения // Начальная школа. 2008. № 13. С. 32-35.
15. Войнов В.Б. К проблеме психофизиологической оценки успешности адаптации детей к школьным условиям //Мир психологии. 2000. №4. С. 134-136.
...