Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация воспитательной работы с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья в школе

Работа №99544

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
137
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические основы организации воспитательной работы с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья в
школе 6
1.1. Школа как социальный институт 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
ограниченными возможностями здоровья 14
1.3. Методы и формы организации воспитательной работы школе 24
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации воспитательной работы с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья в Муниципальном автономном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 3» города Верхняя Пышма 37
2.1. Анализ организации воспитательной работы в «Средняя
общеобразовательная школа № 3» с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья 37
2.2. Первичная диагностика воспитанности младших школьников с
ограниченными возможностями здоровья в «Средняя общеобразовательная
школа № 3» 46
2.3. Комплекс мероприятий по организации воспитательной работы с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья в школе 58
Заключение 66
Список использованной литературы 69
Приложения 74


Актуальность исследования. На сегодняшний день в Российской Федерации сложилась парадоксальная проблема, которая заключается в сокращении общего числа детского населения, но росте количества детей с проблемами в развитии.
Статистические данные, рассмотренные за последнее десятилетие, показывают, что число младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области, увеличилось в три раза [16, с. 71].
Решение проблем данной категории детей относят к числу острых социально значимых задач, ставя перед специалистами необходимость наиболее ранней диагностики отклонений.
По Л.И. Акатову, дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие врожденные и (или) приобретенные нарушения в психическом, психофизиологическом или физическом здоровье, нуждающиеся в комплексном решении существующих у них проблем [3, с. 54].
Результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что младший школьник, имеющий ограниченные возможности здоровья, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении, быть полезным обществу.
В настоящее время российская воспитательная работа с младшими школьниками, имеющими ограниченные возможности здоровья, находится в стадии формирования.
Система воспитательной работы должна быть нацелена на воспитании в младших школьниках с ограниченными возможностями здоровья патриотов и личностей, любящих свою Родину всем сердцем.
Ограничение исследования: в работе рассматривалась организация одного направления воспитательной работы младших школьников с ограниченными возможностями здоровья - патриотического воспитания.
В данной исследовательской работе рассматривались младшие школьники с ограниченными возможностями здоровья 9-10 лет.
Проблемы организации воспитательной работы с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья рассмотрены в работах Л. И. Акатова [3], В. П. Созонова [49], Е. И. Холостовой [58].
Вопросами патриотического воспитания занимались : К. Ю. Белая [5], А. В. Дибров [15], Г. А. Ефремов [17].
Однако возникает противоречие между необходимостью организации воспитательной работы с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья в школе и недостаточностью методических разработок по организации воспитательной работы.
Проблема - как организовать воспитательную работу с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья в школе?
Вышесказанное обусловило выбор темы исследования: «Организация воспитательной работы с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья в школе».
Объект исследования - процесс воспитательной работы с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования - организация воспитательной работы с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья в школе.
Цель исследования - на основе теоретического анализа литературы и результатов опытно-поисковой работы в МАОУ СОШ «Средняя общеобразовательная школа № 3» города Верхняя Пышма, разработать комплекс мероприятий по организации воспитательной работы с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач :
1. Рассмотреть школу как социальный институт;
2. Изучить психолого - педагогическую характеристику младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
3. Рассмотреть методы и формы организации воспитательной работы в школе.
4. Проанализировать организацию воспитательной работы в
Муниципальном автономном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 3» города Верхняя Пышма для младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
5. Провести первичную диагностику воспитанности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в Муниципальном автономном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 3» города Верхняя Пышма.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы исследования:
- теоретические методы : анализ, синтез, обобщение, классификация ;
- эмпирические: анализ документов, анкетирование, графическая
обработка данных.
База исследования - Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» города Верхняя Пышма.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Младший школьный возраст является этапом вхождения в мир социальных отношений. В данном возрасте появляются дружеские отношения, раскрываются таланты, появляется интерес к познанию мира.
Однако, дети с младшего школьного возраста ограниченными возможностями здоровья, являются одной из самых социально уязвимых категорий населения.
Младшие школьники с ограниченными возможностями здоровья отличаются от своих сверстников потребностями в: расширении образовательного пространства; особой организация образовательной среды; введением в содержание образовательной программы специальных разделов; повышенной необходимости индивидуального подхода; необходимости введения в образовательный процесс специальных приёмов, средств и методов.
Для младших школьников с ограниченными возможностями здоровья характерны: частые смены настроения; важность соблюдения режима дня; постепенные знакомства с новыми людьми и предметами для преодоления чувства страха; включение в посильную работу, значимую для семьи.
Задачей администрации школы организовать воспитательный процесс таким образом, чтобы дети чувствовали себя социально значимыми.
Данная задача осуществима с помощью методов и форм организации воспитательной работы с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья.
Методами организации воспитательной работы в школе являются способы организации взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых.
Выделяют следующие методы организации воспитательной работы в школе:
1. Методическая работа с педагогами по организации воспитательной работы.
2. Воспитательная работа с учащимися.
3. Работа с родителями.
Организацией всех вопросов, качающихся воспитания учащихся занимается заместитель директора по воспитательной работе.
Форма организации воспитательной работы - это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившийся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми.
Одним из звеньев системы воспитательной работы с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья является патриотическое воспитание.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы.
Для младших школьников с ограниченными возможностями здоровья патриотическое воспитание необходимо для развития их эмоционально-чувственной сферы, воспитания понимания о нормах и ценностях.
В свою очередь, критериями патриотической воспитанности являются : когнитивный, эмоционально-волевой и деятельностный.
Патриотическое воспитание младших школьников с ограниченными возможностями здоровья может достигаться с помощью данных форм : целевые прогулки, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, вечера досуга, викторины.
На основе проведенного нами диагностического исследования, которое проводилось в Муниципальном автономном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Верхняя Пышма, было выявлено, что патриотическому воспитанию младших школьников с ограниченными возможностями здоровья внимание уделяется в недостаточной мере.
В ходе диагностики в рамках деятельностного критерия, были получены данные, которые свидетельствуют о том, что младшие школьники с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в МАОУ «СОШ № 3» г. Верхняя Пышма, находятся на уровне «ниже среднего», по патриотической воспитанности.
В ходе работы в рамках когнитивного критерия было выявлено, что большинство младших школьников с ограниченными возможностями здоровья не считают себя патриотами и не участвуют в мероприятиях патриотической направленности.
В рамках эмоционально-побудительного критерия было выявлено, что большинство детей думают, что в будущем, переехав в другую страну, они будут там чувствовать себя гораздо комфортнее, чем в России.
На основании представленной диагностики был разработан комплекс мероприятий, направленный на повышение уровня патриотического воспитания младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание комплекса мероприятий учитывает взаимодействие внешних и внутренних факторов, следовательно, его специфика в основном отражает особенности патриотического воспитания младших школьников с ограниченными возможностями здоровья посредством игровой деятельности.
Таким образом, разработанный комплекс мероприятий может быть использован в деятельности педагогов МАОУ СОШ № 3 г. Верхняя Пышма по повышению уровня патриотического воспитания младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.



1. Агапова И. Р., Давыдова М. Н. Патриотическое воспитание в школе. М.: Айрис-пресс, 2002. 212c.
2. Адаменко С. Е. Воспитываем патриотов России. М. : Прогресс, 2005. С. 23.
3. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 368 с.
4. Батурина Г. И., Кузина Т Ф. Народная педагогика в современном
учебно-воспитательном процессе (младшие школьники): Пособие для
воспитателей и учителей. М.: Школьная пресса, 2013. 115 с.
5. Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания. М.: Республика, 1998. 218 с.
6. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики. Свердловск : Просвещение-Урал, 1990. 315 с.
7. Венгер А. А. Психологическое обследование младших школьников. М.: Владос-Пресс, 2005. 256 с.
8. Венгер А. А. Психология развития. Словарь. М. : Просвещение,
2005. 309 с.
9. Волков Б. С. Младший школьник: как помочь ему учиться. М.: Академический Проект, 2004. 217 с.
10. Воронина М. И. Социальные институты современной России. М.: Педагогика, 1987. 187 с.
11. Выготский Л. С. Педагогика. Собрание сочинений. М.: Литера, 2002. 198 с.
12. Головей Л .А. Практикум по возрастной психологии. СПб. : Речь, 2005. 218 с.
13. Григорович Л. А. Педагогика и психология. М. : Просвещение, 2001. 142 с.
14. Данилов М. А. Умственное воспитание. М. : Академия, 2004. 174 с.
15. Дибров А .В. О патриотизме: исследовательская работа по выявлению сформированности нравственно-патриотических качеств личности М.: Отечественные записки, 2006. С. 295-298.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ