Глава 1. Теоретические основы организации воспитательной работы с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья в
школе 6
1.1. Школа как социальный институт 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
ограниченными возможностями здоровья 14
1.3. Методы и формы организации воспитательной работы школе 24
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации воспитательной работы с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья в Муниципальном автономном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 3» города Верхняя Пышма 37
2.1. Анализ организации воспитательной работы в «Средняя
общеобразовательная школа № 3» с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья 37
2.2. Первичная диагностика воспитанности младших школьников с
ограниченными возможностями здоровья в «Средняя общеобразовательная
школа № 3» 46
2.3. Комплекс мероприятий по организации воспитательной работы с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья в школе 58
Заключение 66
Список использованной литературы 69
Приложения 74
Актуальность исследования. На сегодняшний день в Российской Федерации сложилась парадоксальная проблема, которая заключается в сокращении общего числа детского населения, но росте количества детей с проблемами в развитии.
Статистические данные, рассмотренные за последнее десятилетие, показывают, что число младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области, увеличилось в три раза [16, с. 71].
Решение проблем данной категории детей относят к числу острых социально значимых задач, ставя перед специалистами необходимость наиболее ранней диагностики отклонений.
По Л.И. Акатову, дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие врожденные и (или) приобретенные нарушения в психическом, психофизиологическом или физическом здоровье, нуждающиеся в комплексном решении существующих у них проблем [3, с. 54].
Результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что младший школьник, имеющий ограниченные возможности здоровья, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении, быть полезным обществу.
В настоящее время российская воспитательная работа с младшими школьниками, имеющими ограниченные возможности здоровья, находится в стадии формирования.
Система воспитательной работы должна быть нацелена на воспитании в младших школьниках с ограниченными возможностями здоровья патриотов и личностей, любящих свою Родину всем сердцем.
Ограничение исследования: в работе рассматривалась организация одного направления воспитательной работы младших школьников с ограниченными возможностями здоровья - патриотического воспитания.
В данной исследовательской работе рассматривались младшие школьники с ограниченными возможностями здоровья 9-10 лет.
Проблемы организации воспитательной работы с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья рассмотрены в работах Л. И. Акатова [3], В. П. Созонова [49], Е. И. Холостовой [58].
Вопросами патриотического воспитания занимались : К. Ю. Белая [5], А. В. Дибров [15], Г. А. Ефремов [17].
Однако возникает противоречие между необходимостью организации воспитательной работы с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья в школе и недостаточностью методических разработок по организации воспитательной работы.
Проблема - как организовать воспитательную работу с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья в школе?
Вышесказанное обусловило выбор темы исследования: «Организация воспитательной работы с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья в школе».
Объект исследования - процесс воспитательной работы с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования - организация воспитательной работы с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья в школе.
Цель исследования - на основе теоретического анализа литературы и результатов опытно-поисковой работы в МАОУ СОШ «Средняя общеобразовательная школа № 3» города Верхняя Пышма, разработать комплекс мероприятий по организации воспитательной работы с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач :
1. Рассмотреть школу как социальный институт;
2. Изучить психолого - педагогическую характеристику младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
3. Рассмотреть методы и формы организации воспитательной работы в школе.
4. Проанализировать организацию воспитательной работы в
Муниципальном автономном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 3» города Верхняя Пышма для младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
5. Провести первичную диагностику воспитанности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в Муниципальном автономном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 3» города Верхняя Пышма.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы исследования:
- теоретические методы : анализ, синтез, обобщение, классификация ;
- эмпирические: анализ документов, анкетирование, графическая
обработка данных.
База исследования - Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» города Верхняя Пышма.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Младший школьный возраст является этапом вхождения в мир социальных отношений. В данном возрасте появляются дружеские отношения, раскрываются таланты, появляется интерес к познанию мира.
Однако, дети с младшего школьного возраста ограниченными возможностями здоровья, являются одной из самых социально уязвимых категорий населения.
Младшие школьники с ограниченными возможностями здоровья отличаются от своих сверстников потребностями в: расширении образовательного пространства; особой организация образовательной среды; введением в содержание образовательной программы специальных разделов; повышенной необходимости индивидуального подхода; необходимости введения в образовательный процесс специальных приёмов, средств и методов.
Для младших школьников с ограниченными возможностями здоровья характерны: частые смены настроения; важность соблюдения режима дня; постепенные знакомства с новыми людьми и предметами для преодоления чувства страха; включение в посильную работу, значимую для семьи.
Задачей администрации школы организовать воспитательный процесс таким образом, чтобы дети чувствовали себя социально значимыми.
Данная задача осуществима с помощью методов и форм организации воспитательной работы с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья.
Методами организации воспитательной работы в школе являются способы организации взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых.
Выделяют следующие методы организации воспитательной работы в школе:
1. Методическая работа с педагогами по организации воспитательной работы.
2. Воспитательная работа с учащимися.
3. Работа с родителями.
Организацией всех вопросов, качающихся воспитания учащихся занимается заместитель директора по воспитательной работе.
Форма организации воспитательной работы - это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившийся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми.
Одним из звеньев системы воспитательной работы с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья является патриотическое воспитание.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы.
Для младших школьников с ограниченными возможностями здоровья патриотическое воспитание необходимо для развития их эмоционально-чувственной сферы, воспитания понимания о нормах и ценностях.
В свою очередь, критериями патриотической воспитанности являются : когнитивный, эмоционально-волевой и деятельностный.
Патриотическое воспитание младших школьников с ограниченными возможностями здоровья может достигаться с помощью данных форм : целевые прогулки, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, вечера досуга, викторины.
На основе проведенного нами диагностического исследования, которое проводилось в Муниципальном автономном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Верхняя Пышма, было выявлено, что патриотическому воспитанию младших школьников с ограниченными возможностями здоровья внимание уделяется в недостаточной мере.
В ходе диагностики в рамках деятельностного критерия, были получены данные, которые свидетельствуют о том, что младшие школьники с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в МАОУ «СОШ № 3» г. Верхняя Пышма, находятся на уровне «ниже среднего», по патриотической воспитанности.
В ходе работы в рамках когнитивного критерия было выявлено, что большинство младших школьников с ограниченными возможностями здоровья не считают себя патриотами и не участвуют в мероприятиях патриотической направленности.
В рамках эмоционально-побудительного критерия было выявлено, что большинство детей думают, что в будущем, переехав в другую страну, они будут там чувствовать себя гораздо комфортнее, чем в России.
На основании представленной диагностики был разработан комплекс мероприятий, направленный на повышение уровня патриотического воспитания младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание комплекса мероприятий учитывает взаимодействие внешних и внутренних факторов, следовательно, его специфика в основном отражает особенности патриотического воспитания младших школьников с ограниченными возможностями здоровья посредством игровой деятельности.
Таким образом, разработанный комплекс мероприятий может быть использован в деятельности педагогов МАОУ СОШ № 3 г. Верхняя Пышма по повышению уровня патриотического воспитания младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
1. Агапова И. Р., Давыдова М. Н. Патриотическое воспитание в школе. М.: Айрис-пресс, 2002. 212c.
2. Адаменко С. Е. Воспитываем патриотов России. М. : Прогресс, 2005. С. 23.
3. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 368 с.
4. Батурина Г. И., Кузина Т Ф. Народная педагогика в современном
учебно-воспитательном процессе (младшие школьники): Пособие для
воспитателей и учителей. М.: Школьная пресса, 2013. 115 с.
5. Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания. М.: Республика, 1998. 218 с.
6. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики. Свердловск : Просвещение-Урал, 1990. 315 с.
7. Венгер А. А. Психологическое обследование младших школьников. М.: Владос-Пресс, 2005. 256 с.
8. Венгер А. А. Психология развития. Словарь. М. : Просвещение,
2005. 309 с.
9. Волков Б. С. Младший школьник: как помочь ему учиться. М.: Академический Проект, 2004. 217 с.
10. Воронина М. И. Социальные институты современной России. М.: Педагогика, 1987. 187 с.
11. Выготский Л. С. Педагогика. Собрание сочинений. М.: Литера, 2002. 198 с.
12. Головей Л .А. Практикум по возрастной психологии. СПб. : Речь, 2005. 218 с.
13. Григорович Л. А. Педагогика и психология. М. : Просвещение, 2001. 142 с.
14. Данилов М. А. Умственное воспитание. М. : Академия, 2004. 174 с.
15. Дибров А .В. О патриотизме: исследовательская работа по выявлению сформированности нравственно-патриотических качеств личности М.: Отечественные записки, 2006. С. 295-298.
...