ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
1.1. Содержание и формы использования образовательных технологий
в самостоятельной работе при преподавании технических дисциплин 6
1.2. Использование рабочей тетради в самостоятельной работе
студентов 17
ГЛАВА II. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ КАК СРЕДСТВО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 22
2.1. Применение рабочей тетради при обучении технической дисциплине 22
2.2. Разработка рабочей тетради 26
2.3. Организация и результаты педагогического эксперимента 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
В настоящее время невозможно представить современную жизнь без металлов и их соединений. Существует несколько способов соединения металлических изделий [20]. Одним из наиболее прочных и простых является сварка. В машиностроении, строительстве, сооружение различного вида коммуникаций сварка металлов - один из основных, а подчас - ведущий процесс. Почти все виды монтажных работ связаны с выполнением большого объема сварочных работ. С помощью сварки можно получить сложнейшие изделия из заготовок, выполненных прокаткой, литьем, ковкой или штамповкой. В настоящее время сваривают материалы различного химического состава и толщиной от нескольких микрометром до нескольких метров. Проводить сварочные работы можно и в необычных условиях, например под водой, в космосе, при повышенных и пониженных температурах и др.
Высокий технический уровень сварочного производства предполагает и высокий уровень подготовки специалистов ремонтного звена.
В Федеральной центральной программе развития образования на 2016-2020 ставится задача создания и распространения структурных и технологических инноваций в среднем профессиональном и высшем образовании [18]. В данном случае, одно из мероприятий, направленное на реализацию поставленной задачи, может являться разработка и распространение в системе высшего образования новых образовательных технологий.
Использование современных образовательных технологий в высшей школе создает совершенно новые возможности реализации индивидуализации и дифференциации обучения, положительно влияет на развитие познавательной деятельности студентов, их творческой активности, сознательности, реализует условия перехода от обучения к самообразованию, что отражается на будущей компетентности специалиста в профессиональной деятельности [40].
Объект исследования: процесс обучения техническим дисциплинам в вузе.
Предмет исследования: образовательные технологии реализации ФГОС ВО при преподавании технических дисциплин.
Гипотеза исследования: повышение эффективности обучения технической дисциплине при использовании образовательных технологий в самостоятельной работе студентов будет обеспечено, если:
• создана рабочая тетрадь для студентов, в которую включены вопросы теоретического характера и практические задания, связанные с расчетами.
• рабочая тетрадь будет служить средством управления контроля за самостоятельной работой студентов, и повышения ее мотивации.
В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой сформулированы задачи:
1) проанализировать научно-методическую литературу, определить пути совершенствования самостоятельной работы студентов;
2) выявить особенности самостоятельной работы студентов как компонента учебного процесса в высшей школе;
3) разработать требования к рабочей тетради как методического обеспечения самостоятельной работы студентов;
4) создать рабочую тетрадь студента по конкретной учебной дисциплине;
5) экспериментально проверить эффективность использования рабочей тетради для совершенствования самостоятельной работы студентов.
Для решения поставленных зада применялись следующие методы исследования:
• теоретические методы: анализ исследований, учебно-методической и специальной литературы по проблематике исследования;
• эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, анализ заданий, беседа, опрос;
• педагогический эксперимент: статистика учебного процесса за прошлый год, наблюдение за ходом учебного процесса, проведение занятий с разработанной тетрадью.
Теоретические и методологические основы исследования:
• общие положения и педагогические исследования образовательных технологий (Руденко И.В., Еркина С.Л., Гасанова Н.В., Митина Н.А., Загвянский В.А., Азитова Г.Ш., Беспалько В.П., Кларин М.В., Селевко Г.К., Сластенин В.А. и др.);
• основные положения и педагогические исследования по самостоятельной работе в высшей школе (Карнаухова И.Б., Намазов В.Н., Белухин Д.А., Круглова Л.Ю., Обухова Н.А., Гордецкая Е.Я., Стефаненко П.В., Эрганова Н.Е. и др.);
• работы по использованию рабочей тетради в образовательном процессе (Белоруссова Е.В., Шеховцова Д.Н., Фролова Л.А., Пизов А.В., Голобкова Г.И., Жернова Е.И., Суханова Е.И., Стась Н.Ф., Макаров С.И. и др.).
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе Уральского государственного аграрного университета (Уральский ГАУ).
В эксперименте принимали участие 53 студента двух факультетов.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• теоретически обоснована необходимость и возможность создания методического обеспечения самостоятельной работе студентов по технической дисциплине;
• разработаны подходы, используемые в рабочей тетради;
• создана рабочая тетрадь по дисциплине «Материаловедение и технология конструкционных материалов».
Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении дидактического материала, используемого для реализации учебного процесса высшей школы - рабочей тетради студента для методического обеспечения самостоятельной работы в контексте требований ФГОС ВО.
Практическая значимость исследования состоит в том, что основные результаты исследования доведены до конкретного практического применения - рабочая тетрадь по дисциплине «Материаловедение и технология конструкционных материалов» разработана и внедрена в самостоятельную работу студента Уральского государственного аграрного университета
Организация и контроль за самостоятельной работой в процессе современного образовательного процесса является ключевой основой в будущей профессиональной деятельности студентов.
Основные выводы проведенного исследования:
1) Рассмотрены образовательные технологии в образовательном процессе. Установлено, что применение новых образовательных технологий положительно влияет на учебный процесс.
2) Рассмотрена самостоятельная работа как средство создания условий для формирования и развития умений студентов по самоорганизации, самодисциплине, самообразованию
3) Проведен анализ исследований по применению рабочей тетради в учебном процессе. Сделан вывод о возможности применения рабочей тетради на различных уровнях учебных заведений.
4) Проведен анализ исследований по применению рабочей тетради как методического обеспечения самостоятельной работы в высшем учебном заведении.
5) Проведен анализ необходимости внедрения рабочей тетради в учебный процесс технических дисциплин.
6) Разработана рабочая тетрадь по дисциплине «Материаловедение и технологии конструкционных материалов». Разработана система оценивания выполнения данной тетради.
7) Проведен педагогический эксперимент, подтверждающий целесообразность использования разработанного методического обеспечения.
Задачи, поставленные перед исследованием, выполнены, гипотеза подтверждена.
1. Азитова Г. Ш. Современные технологии обучения студентов в вузе // Молодой ученый. — 2015. — №12.1. — С. 5-7
2. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. - 97 с.:
3. Белоруссова Е. В. Рабочая тетрадь по дисциплине — средство развития познавательной активности и организации самостоятельной работы студентов [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 106-108
4. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. - Воронеж, 1996. - 218 с.
5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
6. Войлошникова Н.А. Рабочие тетради по географии для учащихся как средство реализации глобального подхода // Международный фестиваль «Глобальное образование как средство гуманитаризации школы»: тез. докл. Москва, 1994. С. 18-19
7. Волхонов, В.И. Основы технологии сварки : учебное пособие / В.И. Волхонов ; Министерство транспорта Российской Федерации, Московская государственная академия водного транспорта. - М. : Альтаир- МГАВТ, 2007. - 87 с. : схем., ил. - Библиогр. в кн. ; То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=430021 (дата обращения 13.03.2017).
8. Гасанова Н.В. Современные образовательные технологии в
дополнительном образовании детей // Образовательный портал «Продленка» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/dopolnitelnoe- obrazovanie/administrativnaj a-rabota/122908-sovremennye-obrazovatelnye- tehnologii-v-dopol.html (дата обращения 13.02.2017).
9. Гаспарян, В.Х. Электродуговая и газовая сварка : учебноепособие / В.Х. Гаспарян, Л.С. Денисов. - Минск : Вышэйшая школа, 2013. -303 с. - ISBN 978-985-06-2371-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235673 (дата обращения 13.03.2017).
10. Голобокова Г.И. Рабочая тетрадь как многофункциональное дидактическое средство в системе самостоятельной работы студентов: автореф. дис. канд. пед. наук. Чита, 2012. 25 с.
11. Городецкая Е.Я., Трубникова Э.И. О роли самостоятельной работы в развитии познавательной активности студентов // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2008. №4. С.33-38
12. ГОСТ 7.60-2003. Издания. Основные виды. Термины и определения. М.: 2003. 38 с.
13. Гузеев, В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий / В.В. Гузеев // Директор школы. - М. - 2006. - Вып.4. - 192 с.
14. Дыбина О.В., Щетинина В.В. Контроль самостоятельной работы студентов в вузе // Теория и практика общественного развития. 2015. №4. С.122-129
15. Еркина С.Л. Современные образовательные технологии //
Томский политехнический университет [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //portal .tpu.ru/SHARED/k/KAV47/education/T ab2/ (дата
обращения 12.01.2017).
16. Жернова Е.И., Штепа Ю.П. Рабочая тетрадь как средство формирования базовых знаний школьников по теме «Технологии обработки текстовой информации» // Психология, социология и педагогика. 2014, №12. С. 4-9.
17. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная
интерпретация. - М.: Академия, 2001. - 192 с.
18. Задача 1 «Создание и распространение структурных и
технологических инноваций в среднем профессиональном и высшем образовании // Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]. Режим доступа:
ййр://фцпро.рф/пойе/108(дата обращения 12.01.2017).
19. Зорин, Е.Е. Лабораторный практикум: электродуговая,
контактная сварка и контроль качества сварных соединений. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2016. — 160 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/76271(дата обращения 13.03.2017).
20. Зорин, Н.Е. Материаловедение сварки. Сварка плавлением. [Электронный ресурс] / Н.Е. Зорин, Е.Е. Зорин. — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2016. — 164 с. — Режим доступа:http://e4anbook.com/book/74676(дата обращения 13.03.2017).
21. Карнаухова И.Б. Поисково-исследовательская деятельность как средство развития творческой самостоятельности студентов в процессе профессиональной подготовки: дис.... канд. пед. наук. М.: 2000. 158 с.
22. Карпиевич Е.Ф. Самостоятельная работа и академические успехи. Теория, исследования, практика / Материалы пятой международной научно-практической конференции (Минск, 24-25 марта 2005г.) / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Мн.: Пропилеи, 2005. - 360 с.
23. Квашко Л.П., Квашко В.В. Самостоятельная работа студентов в вузе как фактор развития их профессиональной компетентности // Вестник академии знаний. 2014, №1. С. 99-104.
24. Кларин, М.В. Педагогическая технология / М.В. Кларин. - М.: Знание, 1989. - 187 с.
25. Климов, А.С. Основы технологии и построения оборудования для контактной сварки. [Электронный ресурс] / А.С. Климов, И.В. Смирнов, А.К. Кудинов, Г.Э. Кудинова. — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2011. — 336 с. — Режим доступа: http:ZZe.lanbook.com/book/1551— Загл. с экрана. (дата обращения 13.03.2017).
26. Коротков, В.А. Ремонтная сварка и наплавка : учебно¬
методическое пособие / В.А. Коротков. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 57 с. -ISBN 978-5-4458-5887-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:
//biblioclub.ru/index.php?page=book&id=223467 (дата обращения 13.03.2017).
27. Коротков, В.А. Сварка специальных сталей и сплавов : учебно¬
методическое пособие / В.А. Коротков. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 43 с. -ISBN 978-5-4458-5688-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:
//biblioclub.ru/index.php?page=book&id=223468 (дата обращения 13.03.2017).
28. Круглова Л.Ю. Формирование творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования детей. Дис... канд. Пед. Наук. - Челябинск, 1997. - 207 с.
29. Крючкова Е.А. Рабочие тетради как часть современного учебно-методического комплекса по истории // Наука и школа. 2017, №2. С. 191-200.
30. Лупачёв, В.Г. Безопасность труда при производстве сварочныхработ : учебное пособие / В.Г. Лупачёв. - Минск : Вышэйшая школа, 2008. -192 с. - ISBN 978-985-06-1535-0 ; То же [Электронный ресурс]. - URL://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=143273 (дата обращения 13.03.2017).
31. Лупачёв, В.Г. Источники питания сварочной дуги / В.Г. Лупачёв,
С.В. Болотов. - Минск : Вышэйшая школа, 2013. - 208 с. - ISBN 978-985-06-2366-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:
//biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235734 (дата обращения 13.03.2017).
32. Лупачёв, В.Г. Общая технология сварочного производства :
учебное пособие / В.Г. Лупачёв. - Минск : Вышэйшая школа, 2011. - 288 с. -ISBN 978-985-06-2034-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:
//biblioclub.ru/index.php?page=book&id=110107 (дата обращения 13.03.2017).
33. Макаров С.И., Севастьянова С.А. Интерактивное обучение математике в вузе с использованием электронной рабочей тетради // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 6-5. - С. 1249-1252.
34. Медовар, Б.И. Сварка хромоникелевых аустенитных сталей /
Б.И. Медовар. - Киев : Гос. науч.-техн. изд-во машиностроит. лит., 1954. - 174с. - ISBN 978-5-4458-5484-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:
//biblioclub.ru/index.php?page=book&id=222434 (дата обращения 13.03.2017).
35. Минина Е.В. Самообразование как форма самостоятельной работы студентов // Педагогическое образование в России. 2013. №2. С.54-57
36. Митина Н. А., Нуржанова Т. Т. Современные педагогические технологии в образовательном процессе высшей школы // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 345-349.
37. Намазов В.Н. Педагогические условия взаимосвязи учебной и внеучебной исследовательской деятельности студентов. Дис.канд. Пед. Наук. - М., 1986. - 171 с.
38. Обухова Н.А., Шипкова Л.Н., Гусарук Л.Р., Шевчук Л.Д., Мороз А.Н. Современные формы самостоятельной работы в вузе // Международный журнал экспериментального образования. 2014, №4. С. 190-193.
39. Пизов А.В., Лыкова М.В. Печатная рабочая тетрадь в начальной школе // Герценовские чтения. Начальное образование. 2014. Т.5. №3. С. 80¬85.
40. Погадаева Е.С. Технология индивидуализированного обучения в вузе // Междун. научно-практ. конференция «Наука и инновации в современных условиях» (Казань, 20.01.2017). - Уфа.: Аэтерна, 2017. - С. 179-181.
41. Привалова Е.А. Рабочие тетради как средство повышения эффективности учебного процесса (на материале истории): дисс.... канд. пед. наук. Кемерово: 2002. 179 с.
42. Реутова М.Н., Шавырина И.В. Внедрение инновационных образовательных технологий в практику преподавания социологии в вузе: проблемы и перспективы // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13082(дата обращения: 12.01.2017).
43. Руденко И. В. Современные образовательные технологии в работе с дошкольниками // Вектор науки ТГУ. 2013. №2 (24). С.423-426
44. Румянцева, И.А. Металлические конструкции, включая сварку :тесты / И.А. Румянцева ; Министерство транспорта Российской Федерации, Московская государственная академия водного транспорта. - М. : Альтаир :МГАВТ, 2009. - 54 с. : табл., ил. ; То же [Электронный ресурс]. - URL://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429628 (дата обращения 13.03.2017).
45. Самостоятельная работа студентов // Большая онлайн-библиотека
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-
reading.club/chapter.php/98177/41/Metodika prepodavaniya psihologii konspekt lekciii.html(дата обращения 12.01.2017).
46. Светлова Т. Рабочая тетрадь как средство активизации самостоятельности обучающихся в организации среднего профессионального образования //XV междунар. научно-практ. конф. (Прага, 17 июня 2016 г.). - Прага.: World Press, 2016. - С. 134-137.
47. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. - М.: Народное образование, 2005.
48. Серикова, Г.А. Сварочные работы. Практический справочник /
Г.А. Серикова. - М. : Рипол Классик, 2013. - 256 с. - (Своими руками). - ISBN978-5-386-05344-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:
//biblioclub.ru/index.php?page=book&id=213565 (дата обращения 13.03.2017).
49. Сибикин, М.Ю. Современное металлообрабатывающее
оборудование : справочник / М.Ю. Сибикин. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 308с. - ISBN 978-5-4458-9553-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:
//biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236496 (дата обращения 13.03.2017).
50. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003, ч. 1 - 288с.
51. Смирнов, И.В. Сварка специальных сталей и сплавов. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2012. — 272 с. — Режим доступа: http:ZZe.lanbook.com/book/2771— Загл. с экрана. (дата обращения 13.03.2017).
52. Стась Н.Ф. Рабочая тетрадь студента дистанционного и заочного обучения // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 4-1. - С. 167-171
53. Стефаненко П.В. Интерактив Плюс, Инновационные тенденции развития системы образования, Чебоксары, 2016, с. 253
54. Суханова Е.И. Разработка и использование комплекса рабочих тетрадей по дисциплине «Теория вероятностей и математическая статистика» // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10-10. - С. 2300-2304
55. Томашевская О.Б., Малиновская Н.А. Сущность и содержание самостоятельной работы студентов в условиях вуза // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2011. №11. С.112-117
56. Тюрикова К., Филатова О., Прошки- на И., Ильина Ю., Семенова Е. Организация самостоятельной работы студентов - условие реализации компетентностного подхо да // Высшее образование в России. - 2008. - № 10. - С. 93-97.
57. Уральский государственный аграрный университет
[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://urgau.ru(дата обращения 12.01.2017).
58. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://fgosvo.ru(дата обращения 12.01.2017).
59. Фролова Л.А. Рабочая тетрадь к учебнику для пятиклассников // Российская библиотека научных журналов и статей академии [Электронный ресурс]. Режим доступа:http: //naukarus .com/rabochaya-tetrad-k-uchebniku-dlya-pyatiklassnikov(дата обращения 12.01.2017).
60. Хренов, К.К. Сварка, резка и пайка металлов / К.К. Хренов ; подред. А.Я. Самохвалова. - Киев ; Москва : Гос. науч.-техн. изд-вомашиностроит. лит., 1952. - 385 с. - ISBN 978-5-4458-6922-1 ; То же[Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=230239(дата обращения 13.03.2017).
61. Чернышов, Г.Г. Оборудование и основы технологии сварки металлов плавлением и давлением. [Электронный ресурс] / Г.Г. Чернышов, Д.М. Шашин. — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2013. — 464 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/12938(дата обращения 13.03.2017).
62. Чеснокова Г.Н. Электронные рабочие тетради в самостоятельной работе обучающихся // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2015, №1. - С. 682-686.
63. Шалтабаев А.А. Шалтабаев А. А. Применение электронной рабочей тетради по информатике в общеобразовательной школе [Текст] / А. А. Шалтабаев, А. Дюсенбекова, Ж. Бакыт // Инновационные тенденции развития системы образования : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 19 февр. 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — С. 95-101.
64. Шеховцова Д. Н. Рабочая тетрадь по геометрии как средство визуализации знаний // Вестник ТГПУ. 2009. №9. С.99-102
65. Щетинина В.В. Контроль самостоятельной работы студентов в
вузе // Теория и практика общественного развития. 2015. №4 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://teoria-
practica.ru/rus/files/arhiv zhurnala/2015/4/pedagogics/dybina-shchetinina.pdf(дата обращения 12.01.2017).
66. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Е. Эрганова. — М.:
Издатель-ский центр «Академия», 2007. — 160 с.