ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВО ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
1.1. Содержание и формы использования образовательных технологий
в самостоятельной работе при преподавании технических дисциплин 6
1.2. Использование рабочей тетради в самостоятельной работе
студентов 17
ГЛАВА II. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ КАК СРЕДСТВО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 22
2.1. Применение рабочей тетради при обучении технической дисциплине 22
2.2. Разработка рабочей тетради 26
2.3. Организация и результаты педагогического эксперимента 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
1.1. Содержание и формы использования образовательных технологий
в самостоятельной работе при преподавании технических дисциплин 6
1.2. Использование рабочей тетради в самостоятельной работе
студентов 17
ГЛАВА II. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ КАК СРЕДСТВО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 22
2.1. Применение рабочей тетради при обучении технической дисциплине 22
2.2. Разработка рабочей тетради 26
2.3. Организация и результаты педагогического эксперимента 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
В настоящее время невозможно представить современную жизнь без металлов и их соединений. Существует несколько способов соединения металлических изделий [20]. Одним из наиболее прочных и простых является сварка. В машиностроении, строительстве, сооружение различного вида коммуникаций сварка металлов - один из основных, а подчас - ведущий процесс. Почти все виды монтажных работ связаны с выполнением большого объема сварочных работ. С помощью сварки можно получить сложнейшие изделия из заготовок, выполненных прокаткой, литьем, ковкой или штамповкой. В настоящее время сваривают материалы различного химического состава и толщиной от нескольких микрометром до нескольких метров. Проводить сварочные работы можно и в необычных условиях, например под водой, в космосе, при повышенных и пониженных температурах и др.
Высокий технический уровень сварочного производства предполагает и высокий уровень подготовки специалистов ремонтного звена.
В Федеральной центральной программе развития образования на 2016-2020 ставится задача создания и распространения структурных и технологических инноваций в среднем профессиональном и высшем образовании [18]. В данном случае, одно из мероприятий, направленное на реализацию поставленной задачи, может являться разработка и распространение в системе высшего образования новых образовательных технологий.
Использование современных образовательных технологий в высшей школе создает совершенно новые возможности реализации индивидуализации и дифференциации обучения, положительно влияет на развитие познавательной деятельности студентов, их творческой активности, сознательности, реализует условия перехода от обучения к самообразованию, что отражается на будущей компетентности специалиста в профессиональной деятельности [40].
Объект исследования: процесс обучения техническим дисциплинам в вузе.
Предмет исследования: образовательные технологии реализации ФГОС ВО при преподавании технических дисциплин.
Гипотеза исследования: повышение эффективности обучения технической дисциплине при использовании образовательных технологий в самостоятельной работе студентов будет обеспечено, если:
• создана рабочая тетрадь для студентов, в которую включены вопросы теоретического характера и практические задания, связанные с расчетами.
• рабочая тетрадь будет служить средством управления контроля за самостоятельной работой студентов, и повышения ее мотивации.
В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой сформулированы задачи:
1) проанализировать научно-методическую литературу, определить пути совершенствования самостоятельной работы студентов;
2) выявить особенности самостоятельной работы студентов как компонента учебного процесса в высшей школе;
3) разработать требования к рабочей тетради как методического обеспечения самостоятельной работы студентов;
4) создать рабочую тетрадь студента по конкретной учебной дисциплине;
5) экспериментально проверить эффективность использования рабочей тетради для совершенствования самостоятельной работы студентов.
Для решения поставленных зада применялись следующие методы исследования:
• теоретические методы: анализ исследований, учебно-методической и специальной литературы по проблематике исследования;
• эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, анализ заданий, беседа, опрос;
• педагогический эксперимент: статистика учебного процесса за прошлый год, наблюдение за ходом учебного процесса, проведение занятий с разработанной тетрадью.
Теоретические и методологические основы исследования:
• общие положения и педагогические исследования образовательных технологий (Руденко И.В., Еркина С.Л., Гасанова Н.В., Митина Н.А., Загвянский В.А., Азитова Г.Ш., Беспалько В.П., Кларин М.В., Селевко Г.К., Сластенин В.А. и др.);
• основные положения и педагогические исследования по самостоятельной работе в высшей школе (Карнаухова И.Б., Намазов В.Н., Белухин Д.А., Круглова Л.Ю., Обухова Н.А., Гордецкая Е.Я., Стефаненко П.В., Эрганова Н.Е. и др.);
• работы по использованию рабочей тетради в образовательном процессе (Белоруссова Е.В., Шеховцова Д.Н., Фролова Л.А., Пизов А.В., Голобкова Г.И., Жернова Е.И., Суханова Е.И., Стась Н.Ф., Макаров С.И. и др.).
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе Уральского государственного аграрного университета (Уральский ГАУ).
В эксперименте принимали участие 53 студента двух факультетов.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• теоретически обоснована необходимость и возможность создания методического обеспечения самостоятельной работе студентов по технической дисциплине;
• разработаны подходы, используемые в рабочей тетради;
• создана рабочая тетрадь по дисциплине «Материаловедение и технология конструкционных материалов».
Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении дидактического материала, используемого для реализации учебного процесса высшей школы - рабочей тетради студента для методического обеспечения самостоятельной работы в контексте требований ФГОС ВО.
Практическая значимость исследования состоит в том, что основные результаты исследования доведены до конкретного практического применения - рабочая тетрадь по дисциплине «Материаловедение и технология конструкционных материалов» разработана и внедрена в самостоятельную работу студента Уральского государственного аграрного университета
Высокий технический уровень сварочного производства предполагает и высокий уровень подготовки специалистов ремонтного звена.
В Федеральной центральной программе развития образования на 2016-2020 ставится задача создания и распространения структурных и технологических инноваций в среднем профессиональном и высшем образовании [18]. В данном случае, одно из мероприятий, направленное на реализацию поставленной задачи, может являться разработка и распространение в системе высшего образования новых образовательных технологий.
Использование современных образовательных технологий в высшей школе создает совершенно новые возможности реализации индивидуализации и дифференциации обучения, положительно влияет на развитие познавательной деятельности студентов, их творческой активности, сознательности, реализует условия перехода от обучения к самообразованию, что отражается на будущей компетентности специалиста в профессиональной деятельности [40].
Объект исследования: процесс обучения техническим дисциплинам в вузе.
Предмет исследования: образовательные технологии реализации ФГОС ВО при преподавании технических дисциплин.
Гипотеза исследования: повышение эффективности обучения технической дисциплине при использовании образовательных технологий в самостоятельной работе студентов будет обеспечено, если:
• создана рабочая тетрадь для студентов, в которую включены вопросы теоретического характера и практические задания, связанные с расчетами.
• рабочая тетрадь будет служить средством управления контроля за самостоятельной работой студентов, и повышения ее мотивации.
В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой сформулированы задачи:
1) проанализировать научно-методическую литературу, определить пути совершенствования самостоятельной работы студентов;
2) выявить особенности самостоятельной работы студентов как компонента учебного процесса в высшей школе;
3) разработать требования к рабочей тетради как методического обеспечения самостоятельной работы студентов;
4) создать рабочую тетрадь студента по конкретной учебной дисциплине;
5) экспериментально проверить эффективность использования рабочей тетради для совершенствования самостоятельной работы студентов.
Для решения поставленных зада применялись следующие методы исследования:
• теоретические методы: анализ исследований, учебно-методической и специальной литературы по проблематике исследования;
• эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, анализ заданий, беседа, опрос;
• педагогический эксперимент: статистика учебного процесса за прошлый год, наблюдение за ходом учебного процесса, проведение занятий с разработанной тетрадью.
Теоретические и методологические основы исследования:
• общие положения и педагогические исследования образовательных технологий (Руденко И.В., Еркина С.Л., Гасанова Н.В., Митина Н.А., Загвянский В.А., Азитова Г.Ш., Беспалько В.П., Кларин М.В., Селевко Г.К., Сластенин В.А. и др.);
• основные положения и педагогические исследования по самостоятельной работе в высшей школе (Карнаухова И.Б., Намазов В.Н., Белухин Д.А., Круглова Л.Ю., Обухова Н.А., Гордецкая Е.Я., Стефаненко П.В., Эрганова Н.Е. и др.);
• работы по использованию рабочей тетради в образовательном процессе (Белоруссова Е.В., Шеховцова Д.Н., Фролова Л.А., Пизов А.В., Голобкова Г.И., Жернова Е.И., Суханова Е.И., Стась Н.Ф., Макаров С.И. и др.).
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе Уральского государственного аграрного университета (Уральский ГАУ).
В эксперименте принимали участие 53 студента двух факультетов.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• теоретически обоснована необходимость и возможность создания методического обеспечения самостоятельной работе студентов по технической дисциплине;
• разработаны подходы, используемые в рабочей тетради;
• создана рабочая тетрадь по дисциплине «Материаловедение и технология конструкционных материалов».
Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении дидактического материала, используемого для реализации учебного процесса высшей школы - рабочей тетради студента для методического обеспечения самостоятельной работы в контексте требований ФГОС ВО.
Практическая значимость исследования состоит в том, что основные результаты исследования доведены до конкретного практического применения - рабочая тетрадь по дисциплине «Материаловедение и технология конструкционных материалов» разработана и внедрена в самостоятельную работу студента Уральского государственного аграрного университета
Организация и контроль за самостоятельной работой в процессе современного образовательного процесса является ключевой основой в будущей профессиональной деятельности студентов.
Основные выводы проведенного исследования:
1) Рассмотрены образовательные технологии в образовательном процессе. Установлено, что применение новых образовательных технологий положительно влияет на учебный процесс.
2) Рассмотрена самостоятельная работа как средство создания условий для формирования и развития умений студентов по самоорганизации, самодисциплине, самообразованию
3) Проведен анализ исследований по применению рабочей тетради в учебном процессе. Сделан вывод о возможности применения рабочей тетради на различных уровнях учебных заведений.
4) Проведен анализ исследований по применению рабочей тетради как методического обеспечения самостоятельной работы в высшем учебном заведении.
5) Проведен анализ необходимости внедрения рабочей тетради в учебный процесс технических дисциплин.
6) Разработана рабочая тетрадь по дисциплине «Материаловедение и технологии конструкционных материалов». Разработана система оценивания выполнения данной тетради.
7) Проведен педагогический эксперимент, подтверждающий целесообразность использования разработанного методического обеспечения.
Задачи, поставленные перед исследованием, выполнены, гипотеза подтверждена.
Основные выводы проведенного исследования:
1) Рассмотрены образовательные технологии в образовательном процессе. Установлено, что применение новых образовательных технологий положительно влияет на учебный процесс.
2) Рассмотрена самостоятельная работа как средство создания условий для формирования и развития умений студентов по самоорганизации, самодисциплине, самообразованию
3) Проведен анализ исследований по применению рабочей тетради в учебном процессе. Сделан вывод о возможности применения рабочей тетради на различных уровнях учебных заведений.
4) Проведен анализ исследований по применению рабочей тетради как методического обеспечения самостоятельной работы в высшем учебном заведении.
5) Проведен анализ необходимости внедрения рабочей тетради в учебный процесс технических дисциплин.
6) Разработана рабочая тетрадь по дисциплине «Материаловедение и технологии конструкционных материалов». Разработана система оценивания выполнения данной тетради.
7) Проведен педагогический эксперимент, подтверждающий целесообразность использования разработанного методического обеспечения.
Задачи, поставленные перед исследованием, выполнены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Учебные ситуации (задачи), заложенные в содержании учебной дисциплины: «Теория и методика обучения праву»
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Инновационные педагогические технологии в учебном процессе по дисциплине «Экономика организации» по разделу «Бизнес-планирование» для обучающихся колледжа
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Разработка методического обеспечения дисциплины «Основы психолого-педагогической диагностики»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование методики преподавания дисциплин аналитического профиля в вузах
Главы к дипломным работам, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2016 - Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Педагогика и психология»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Методические рекомендации по применению технологий развивающего
обучения в преподавании экономических дисциплин в организациях высшего
образования (на примере Елабужского института (филиала) Федерального
государственного автономного образовательного учреждения высшего
образования «Казанский (Приволжский)
федеральный университет»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ
(на примере курса Базовый Adobe Illustrator)
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 5710 р. Год сдачи: 2020 - ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ВУЗЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - Особенности преподавания химических дисциплин в медицинском университете
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017



