Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития любознательности
старших дошкольников в дошкольной образовательной организации 6
1.1. Сущностная характеристика понятия «любознательность» и
условия её развития у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старшего
дошкольного возраста 17
1.3. Методы, приемы и средства развития любознательности у
детей старшего дошкольного возраста 27
Глава 2.Опытно-поисковая работа по развитию любознательности у детей старшего дошкольного возраста на примере
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 53» Асбестовского городского округа 37
2.1. Анализ деятельности Муниципального бюджетного
образовательного учреждения «детского сада комбинированного вида № 53» Асбестовского городского округа по развитию
любознательности у старших дошкольников 37
2.2. Первичная диагностика любознательности старших
дошкольников 47
2.3. Комплекс мероприятий по развитию любознательности у
старших дошкольников в дошкольной образовательной организации 51
Заключение 65
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
В соответствии с Целевыми ориентирами дошкольного образования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), тема является актуальной, так как ребенок старшего дошкольного возраста должен проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинными и следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; иметь склонность наблюдать и экспериментировать. Ребенок должен быть открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания.
Любознательность побуждает человека к активному умственному поиску, позволяет ему создавать новое, делать открытия для себя и всего мира. Она лежит в основе всех изобретений, новых идей и творческих действий. Любознательность создает изобретателей, путешественников и первооткрывателей, новаторов во всех профессиональных областях, творцов, мастеров на все руки. Иначе говоря, она дает человеку силы получить результат своего интеллектуального поиска, продукт, который ценит не только он сам, но и его близкие, коллеги, а иногда и весь мир.
Развиваясь, любознательность обеспечивает эффективность познавательной деятельности в дошкольном детстве. Наличие любознательности облегчает любое познание, в том числе учебу. Если у ребенка есть желание и интерес к получению новых знаний, то в процессе учебы у него «включается» внимание, он легче понимает суть информации, непроизвольно и без труда запоминает ее. И, что главное, все эти познавательные психические процессы сопровождаются эмоцией радости. Дошкольник получает удовольствие от познания, он не устает и с легкостью овладевает новой информацией. Если же у ребенка не развита любознательность, то познавательная деятельность вызывает чувство насилия над собой, неудовольствия и страдания. Ему трудно удерживать внимание, в связи, с чем он плохо понимает и не запоминает новый материал. Другими словами, любознательность является источником позитивной энергии, активизирующей и облегчающей любое познание.
Исходя из теоретического анализа и современной образовательной практики в дошкольных образовательных учреждений, можно сформулировать следующее противоречие: между необходимостью развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста, с одной стороны, и недостаточной изученностью этого процесса в современной дошкольной образовательной организации, с другой.
Проблема исследования: каким образом развивать любознательность детей старшего дошкольного возраста в современной дошкольной образовательной организации?
Тема исследования: «Развитие любознательности у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации».
Объект исследования: процесс развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: содержание развития любознательности у старших дошкольников в современной дошкольной организации.
Цель исследования - на основе анализа теоретических и эмпирических данных обосновать и разработать комплекс мероприятий, направленный на развитие любознательности старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, развивать любознательность детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации необходимо в соответствии с научно разработанным и обоснованным комплексом мероприятий, учитывающим психологические и педагогические характеристики старшего дошкольного возраста, с одной стороны и структурные компоненты любознательности с другой.
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание понятия «любознательность», представленного в психологической и педагогической литературе.
2. Дать психологическую и педагогическую характеристику старшему дошкольному возрасту.
3. Охарактеризовать методы, приемы и средства развития любознательности у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
4. Проанализировать работу дошкольного образовательного учреждения Детский сад комбинированного вида № 53 по развитию любознательности воспитанников.
5. Частично апробировать комплекс мероприятий по развитию любознательности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Методы исследования:
1. теоретический анализ, классификация, обобщение;
2. эмпирические методы - наблюдение, качественный анализ результатов исследования.
База исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 53» Асбестовского городского округа.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Теоретическая и опытно поисковое изучение развития любознательности старших дошкольников в ДОО позволило сделать следующие выводы:
Анализ работ ведущих отечественных теоретиков показал, что под любознательностью понимается особая форма познавательной активности. Это рассеянная направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью.
Любознательность как начальное, условие устойчивого познавательного интереса, включает знания, эмоции и активный поисковый характер, выражающееся в готовности человека к активной познавательной деятельности.
Любознательность как стадия или этап развития познавательного интереса проявляется через активное стремление познать окружающий мир, переживание и удовлетворение которого сопровождается положительными эмоциями. Развиваясь, любознательность включается в структуру личности, обеспечивает эффективность познавательной деятельности в дошкольном детстве.
Психологическая структура любознательности может быть представлена особенностями соотношений признаков как внутри, так и межгруппового характера.
В старшем дошкольном возрасте любознательность приобретает более выраженный характер. Это связано с тем, что у детей активно формируется мышление, они приобретают навыки поисковой деятельности, расширяется их кругозор, формируются разнообразные интересы. В тоже время, как указывают исследователи, без специально организованной работы развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста затруднено.
В старшем дошкольном возрасте проявления любознательности у многих детей являются достаточно выраженными. О них говорят следующие критерии познавательной деятельности ребенка: наличии интереса к окружающим объектам, продуктивность и речь. Дети, у которых любознательность хорошо развита, стремятся проникнуть в сущность явления. Поэтому в разных видах деятельности они проявляют интерес к пониманию устройства того или иного объекта, его сущностным характеристикам, его свойствам и природе. Продуктивность любознательности проявляется в количестве задаваемых вопросов, их качестве, способности выдвигать предположения.
При условии хорошо организованной развивающей среды, грамотного воспитательного подхода с разными видами деятельности ребенка создаются условия для развития любознательности. Чем больше ребенок узнает о разных объектах, явлениях тем больше у него возникает разнообразных вопросов, на которые он ищет ответы. Это наталкивает на развитие любознательности. Кроме того, в старшем дошкольном возрасте усложняются виды деятельности, которыми занимается ребенок, и активно развиваются новые виды деятельности, в частности, исследовательская деятельность и экспериментирование.
Важно создать такие условия, которые способствовали бы возникновению недоумения и вопроса у ребенка в процессе деятельности, содействовали постановке и принятию ребенком задачи для самостоятельного решения, организации поиска решения задачи через преодоление определенных трудностей, решение задачи и показ перспективы данной работы. Организованная таким образом деятельность будет носить поисковый характер, и способствовать достижению ребенком радости познания, закреплению положительных результатов, вырабатывающих стойкий динамический стереотип любознательности, которая постепенно будет формироваться в личностное качество. Использование поисковой, исследовательской деятельности, наличие проблемных ситуаций, являются очень важными в развитии любознательности, поскольку, ребенок должен сталкиваться с проблемой, у него должны возникать вопросы, несоответствия, к разрешению которых он будет стремиться.
Хорошим методом развития любознательности является использование различных занимательных игр, упражнений, заданий, доступных детям по возрасту. Главной особенностью данных видов заданий является то, что они должны обладать определенным эффектом новизны и неожиданности для того, чтобы стимулировать познавательную потребность или познавательный интерес ребенка.
В ДОУ № 53 были проанализированы условия, созданные в старшей группе для развития любознательности. Была проведена ревизия предметной и развивающей среды, по документам, проанализированы формы образовательной деятельности и работа с родителями.
Были сделаны следующие выводы:
- предметная и развивающая среда в группе направлена на развитие творческих способностей. В ней отсутствуют уголки и игрушки направленные на развитие любознательности;
- формы образовательной деятельности разнообразны, однако отсутствует цель развития любознательности;
- работа с родителями проводится регулярно, но отсутствует просветительская деятельность, направленная на развитие любознательности детей.
Опытно поисковая работа показала, что изменения в уровнях любознательности детей по результатам апробации произошли в позитивную сторону у большинства детей, что можно объяснить тем, что работа была проведена результативно. Следовательно, разработанный и частично апробированный комплекс мероприятий позволяет повысить уровень любознательности дошкольников.
Цель и задачи выпускной квалификационной работы выполнены, так как раскрыто содержание понятия «любознательность», представленного в психологической и педагогической литературе. Дана психологическая и педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста. Проанализированы методы, приемы и средства развития любознательности у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации. Проанализирована работа дошкольного образовательного учреждения Детский сад комбинированного вида № 53 по развитию любознательности старших дошкольников. Частично апробирован комплекс мероприятий по развитию любознательности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Таким образом, задачи нашей опытно - поисковой работы решены, цель достигнута. Гипотеза психологического исследования, о том, что вероятно, развивать любознательность детей старшего дошкольного возраста в современной дошкольной образовательной организации необходимо в соответствии с научно разработанным и обоснованным комплексом мероприятий, учитывающим психологические и педагогические характеристики старшего дошкольного возраста, с одной стороны и структурные компоненты любознательности с другой, нашла свое подтверждение.