Глава 1. Теоретические основы взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьей 6
1.1. Семья: понятие, типы, характеристика, функции 6
1.2. Взаимодействие: понятие, виды, характеристика 16
1.3. Направления, формы и методы взаимодействия педагогов
дошкольной образовательной организации с семьей 26
Глава 2. Опытно-поисковая работа по взаимодействию педагогов дошкольной образовательной организации с семьей на примере Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 4 г. Волчанск 37
2.1. Анализ деятельности детского сада по взаимодействию
педагогов с семьей 37
2.2. Первичная диагностика взаимодействия педагогов
дошкольной образовательной организации с семьей 44
2.3. Комплекс мероприятий по взаимодействию педагогов
дошкольной образовательной организации с семьей 55
Заключение 68
Список использованной литературы 71
Приложения 75
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современной дошкольной педагогике, практике дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей является одной из наиболее острых проблем. Семья - это уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного и без оценочного принятия.
Поэтому в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Вследствие этого одной из основных задач детского сада и педагогов считается установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка инновационных форм работы с родителями для повышения их педагогической культуры, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение результатов неблагоприятных отношений в семье.
Различные аспекты, соприкасающиеся с темой взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьей, нашли отражение в работах Г.М. Андреевой, Е.П. Арнаутовой, Л.С. Выготского, и др.
Противоречие исследования: между необходимостью взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей и недостаточностью методических пособий и рекомендаций для воспитателей дошкольной образовательной организации по данному вопросу.
Проблема исследования: каким должно быть содержание
взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьей?
Тема исследования: «Взаимодействие педагогов дошкольной
образовательной организации с семьёй».
Объект исследования: процесс взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьей.
Предмет исследования: содержание взаимодействия педагогов
дошкольной образовательной организации с семьей.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных
эмпирических данных разработать и частично апробировать комплекс мероприятий по взаимодействию педагогов дошкольной образовательной организации с семьей.
Гипотеза исследования: вероятно, взаимодействие педагогов
дошкольной образовательной организации с семьей будет успешным, если будут:
- определены направления (работа с педагогами, работа с родителями, работа с семьей), формы (традиционные и нетрадиционные), методы (наблюдение, анкетирование.) взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьей;
- представлен комплекс мероприятий по взаимодействию педагогов дошкольной образовательной организации с семьей с учетом выявленных направлений, форм и методов.
Задачи исследования:
1) изучить понятие «семья», рассмотреть ее типы, характеристику и функции;
2) проанализировать понятие «взаимодействие», рассмотреть виды, дать характеристику «взаимодействию»;
3) изучить направления, формы и методы взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьей;
4) проанализировать деятельность детского сада по взаимодействию педагогов с семьей;
5) провести первичную диагностику взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьей.
Методы исследования:
• теоретические: анализ, синтез, обобщение;
• эмпирические: анкетирование, педагогическое наблюдение.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 4 города Волчанска.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Семья - это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личностного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Ядром семьи являются супруги, между которыми создаются определенные взаимоотношения.
Семья - это основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинается процесс индивидуального усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Социологическими исследованиями выявлено, что воздействие семьи на ребенка сильнее, чем воздействие образовательных организаций, средств массовой информации, улицы. Но детский сад более квалифицированно, чем семья, осуществляет обучение, развитие творческих способностей детей, подготовку к школе. В некоторой степени и семья имеет возможность ввести ребенка в мир знаний и умений. Но важно, насколько это будет педагогически компетентно. Ведь неправильной методикой воспитания развитию ребенка легко нанести больше вреда, чем пользы. Важно сочетать воспитание ребенка в семье с воспитанием его в коллективе сверстников.
Воспитателям дошкольной образовательной организации принадлежит основная роль в организации взаимодействия с родителями и другими членами семьи. Взаимодействие детского сада и семьи - важное условие полноценного развития дошкольников. Понятие «взаимодействия с семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями», хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь, при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.
Взаимодействие - это процесс непосредственного (межличностного) или опосредованного (средствами связи, материальными носителями культуры, информации) влияния субъектов друг на друга, рождающий их взаимную психическую обусловленность и связь
Виды взаимодействия традиционно разделяют на две группы: сотрудничество и соперничество.
К первой группе относятся действия, которые содействуют организации совместной деятельности, обеспечивают ее успешность, согласованность (известны и иные определения для обозначения этого вида взаимодействия: кооперация, согласие, приспособления, ассоциация).
Вторая группа охватывает действия, той или иной степени, препятствующие совместной деятельности, создавая преграды на пути к согласию. Этот вид взаимодействия классифицируется такими понятиями, как конкуренция, конфликт, оппозиция, диссоциация.
Основные виды взаимодействия между людьми: межличностное
(характеризуется наличием цели; доступностью наблюдения со стороны; жесткими условиями деятельности; зависимостью его восприятия) и межгрупповое (характеризуется воздействием множественных субъектов (объектов) друг на друга).
Взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с родителями реализуется при помощи различных методов и форм. Выделяют традиционные (праздники, акции, вечера музыки и др.) и нетрадиционные формы (семейный театр, семейная гостиная и др.).
Основная цель всех форм и методов взаимодействия ДОО с семьей - это установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Семья и дошкольная образовательная организация имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга.
Взаимодействие с семьей в дошкольной образовательной организации строится по трем направлениям^) работа с педагогами, 2) работа с родителями, 3) совместная деятельность педагогов, родителей, детей.
Анализируя деятельность МБДОУ д/с №4 было выявлено, что работа в ДОУ по взаимодействию ведется и с педагогами, и с родителями воспитанников. Работа педагогов ДОУ с семьями воспитанников планируется как в целом по учреждению, так и в каждой возрастной группе. В работе по взаимодействию педагогов ДОУ с семьями воспитанников преобладает использование традиционных форм.
Проведя первичную диагностику уровня взаимодействия педагогов ДОУ с семьями, можно сделать вывод, что уровень взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников не достаточно высок и нуждается в необходимости разработки комплекса мероприятий по взаимодействию педагогов дошкольной образовательной организации с семьей.
Разработанный и частично апробированный комплекс мероприятий по взаимодействию педагогов дошкольной образовательной организации, направленный на продуктивное взаимодействие педагогов, родителей и детей, показал свою успешность. Это подтверждается результатами вторичной диагностики: 1) повысился уровень профессиональной компетенции педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников, 2) повысилось психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогического образования и включения родителей в образовательный процесс, 3) активизировались воспитательные умения родителей, 4) использовались различные формы взаимодействия с родителями для вовлечения их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.
Вследствие этого уровень взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьей стал выше посредством продуктивной совместной деятельность педагогов, родителей и детей.
Таким образом, гипотеза доказана, цель исследования достигнута, а поставленные задачи решены.
1. Азрилиян А.Н. Большой экономический словарь. М.: Институт новой экономики 2010. 1472 с.
2. Андреева Г.М. Актуальные проблемы социальной психологии. М.: МГУ,
1988. 109 с.
3. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: МГУ, 1996. 304 с.
4. Андриади И.П., Темина С.Ю. Педагогический терминологический словарь. С.-Петербург: Российская национальная библиотека, 2006. 697 с.
5. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М.: Карапуз, 1994. 215 с.
6. Богославец Л.Г., Майер А.А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в условиях малого города. Управление ДОУ. №5. 2004. С. 18-21.
7. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер Пресс, 2009. 400 с.
8. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005. 203 с.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1982. 487 с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.
11. Галагузова М.А. Социальная педагогика. М.: Издательство центр «Владос», 2003. 416 с.
12. Глебова С.В. Детский сад-семья. Аспекты взаимодействия. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. С. 111-113.
13. Грицанов А.А. Новейший философский словарь Минск 1999. 725 с.
14. Данилина Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Дошкольное воспитание. №2. С. 44-49.
15. Дружинин В.Я. Психология семьи. М.: Мозаика-Синтез, 2000.С 37-40.
16. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. М.: Мозаика-Синтез, 2007.135 с.
...