Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

Работа №99523

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
148
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические вопросы развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного
возраста 6
1.2. Коммуникативные навыки: сущность, виды 16
1.3. Методы развития коммуникативных навыков детей младшего
дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 26
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста на примере детского сада № 56 Асбестовского городского округа 36
2.1. Из опыта работы детского сада №56 по развитию коммуникативных
навыков у детей младшего дошкольного возраста 37
2.2. Комплекс мероприятий по развитию коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
и его частичная реализация 52
Заключение 63
Список используемой литературы 65
Приложения

Актуальность темы исследования- дошкольное образование является первым уровнем образования в единой системе непрерывного образования (ФЗ «Об образовании в РФ»), в рамках которого происходит активное становление основ личности. Перед дошкольным образованием стоит сложная задача - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в системе социальных отношений, постоянно в изменяющейся действительности. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое значение уделяется развитию общения со взрослыми и сверстниками, а также формированию коммуникативной деятельности на всех этапах дошкольного детства. Проблему генезиса общения и развития коммуникативной деятельности, коммуникативных способностей детей дошкольного возраста изучали: Я.Л. Коломинский, Л.Н. Галагузова. М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.А. Репина и другие.
Проблема развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста актуальна, так как от этого зависит будущее ребенка, его место и положение в социуме. Современные дети испытывают трудности в общении как со взрослыми, так и со своими сверстниками: не могут вежливо обратиться с просьбой и правильно ответить на обращение к ним, не способны сопереживать или симпатизировать, по большей части недружелюбно относятся к окружающим или совсем отказываются от общения.
В современном мире дети испытывают большие трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Низкий уровень сформированности коммуникативных умений как ключевой единицы коммуникативной деятельности, коммуникативной культуры и коммуникативных способностей приводит к возникновению конфликтных ситуаций, что препятствуют их общению, взаимодействию и сотрудничеству, следовательно, затрудняют процесс позитивной социализации.
Несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста, педагогами и родителями не уделяется должного внимания данной проблеме, в связи с этим нами выявлено противоречие между важностью развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста и недостаточностью методических рекомендаций для осуществления этой деятельности в дошкольной образовательной организации.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каким образом осуществлять развитие коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации?
В рамках данной проблемы была определена тема нашего исследования: «Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации».
Объект исследования - процесс развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - содержание развития коммуникативных навыков младших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий по развитию коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что комплекс мероприятий, направленный на развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации, должен:
- учитывать психолого-педагогическую характеристику младшего дошкольного возраста
- включать несколько блоков: информационно-аналитическое обеспечение мероприятий, работа с детьми младшего дошкольного возраста, работа с родителями детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего дошкольного возраста.
2. Изучить коммуникативные навыки, их сущность, структуру, виды.
3. Рассмотреть методы развития коммуникативных навыков у младших дошкольников.
4. Проанализировать деятельность МАДОУ №56 по развитию коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические: анализ систем, обобщение, сравнение. Эмпирические: анализ документов, наблюдение, анкетирование, обработка результатов.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 56 Асбестовского городского округа.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В работе нами была поставлена цель -теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий по развитию коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в ДОО. Для достижения поставленной цели мы поэтапно реализовали теоретические и практические задачи. Мы рассмотрели психолого-педагогическую характеристику детей младшего дошкольного возраста, изучили коммуникативные навыки, их особенности у детей младшего дошкольного возраста, исследовали характеристики развития коммуникативных навыков у младших дошкольников в условиях ДОО.
Теоретический анализ показал, что период младшего дошкольного возраста является для ребёнка важным и ответственным периодом из-за целого ряда новообразований, возникающих на фоне расширения кругозора и формирования основ мировоззрения маленького человека. Как мы выяснили, новообразования происходят и в коммуникативной сфере личности детей младшего дошкольного возраста, в связи с этим представляется важным обратиться к рассмотрению понятия и сущности коммуникативных навыков, а также проанализировать их особенности у младших дошкольников.
Под коммуникативными навыками понимают способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая. Выделяют различные виды коммуникативных навыков, в частности умения ориентироваться в межличностных отношениях, коммуникативные навыки в ситуациях опосредованного взаимодействия со сверстником.
Методы развития коммуникативных навыков представляют собой совокупность приемов и операций, направленных на развитие способности личности взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая. Методы развития коммуникативных навыков дошкольников: игровое упражнение, сюжетно-ролевая игра, игра-фантазирование, игровые упражнения, беседа.
В практической части исследования мы проанализировали МАДОУ №56 по развитию коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста и установили, что в условиях ДОО осуществляется развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста, дети совместно со своими родителями и педагогами принимали результативное участие в разнообразных мероприятиях, педагогами применяются современные методы и методики развития навыков коммуникации детей, однако необходимо расширить поле деятельности ДОО по данному вопросу и ввести занятия по развитию коммуникативных навыков в систему. В настоящее время в ДОО отсутствует четко отлаженная система занятий по развитию коммуникативных навыков детей. Педагогами проводятся отдельные мероприятия, занятия, но они не способны в полной мере способствовать развитию коммуникативных навыков дошкольников. Коммуникативные игры и упражнения проводятся в режимные моменты в любом саду, но, если их объединить одной темой, одним направлением, а детей объединить одной целью, это будет иметь больший результат, а для детей дополнительную мотивацию.
Кроме этого в ходе диагностики мы установили, что дети характеризуются сниженным уровнем сформированности коммуникативных навыков (16 человек средний уровень, 2 человека низкий уровень).
Дети редко реагируют на инициативу сверстников, предпочитают индивидуальную игру, не всегда отвечают на предложения сверстника (15 детей средний уровень, 2 детей низкий уровень). Крайне редко проявляют активность по отношению к сверстнику, в случае проявления не бывают настойчивы (15 детей средний уровень, 2 детей низкий уровень).
В связи с проведенным анализом деятельности ДОО в направлении социально-коммуникативного развития детей и данными диагностики, мы разработали комплекс мероприятий для второй младшей группы. Основная его цель - развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста, через использование игр с правилами.
Разработанный нами комплекс мероприятий имел блочную структуру: блок информационно-аналитического обеспечения мероприятий, блок работы с родителями и блок работы с детьми младшего дошкольного возраста.
Данная работа включала в себя подвижные игры, коммуникативные игры, направленные на развитие внимания и интереса к сверстникам, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам, развитие умения входить в контакт и вступать в диалог, развитие навыков задавать вопросы, обмениваться репликами, развитие навыков согласовывать свои действия с действиями партнера.
Все игры подобранны с учетом возраста и поставленных задач. Подвижные игры были выбраны не случайно, проведение подвижных игр всегда связанно с большим эмоциональным подъемом, радостью и весельем. Активные движения, продиктованные содержанием игры, вызывают у детей массу положительных эмоций.
Образный характер игр с правилами позволяет, на время, отказаться от игрушек и направить внимание детей на сверстников. Игра в подвижные игры дети получают положительные эмоции и сами того не замечая учатся. Проведение подвижных игр дает детям большой эмоциональный подъем, доставляет много радости, в тоже время решает поставленные нами задачи.
Таким образом, задачи решены, цель достигнута.



1. Аксенова Т. А. Развитие дошкольника в познавательно¬исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО // Молодой ученый. 2016. №12.6. С. 1-6.
2. Андреева С.Н. Возрастная психология. Электронное учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Йошкар-ола, МарГУ. 2011. 188 с.
3. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. Учеб. пособие. М.: ФОРУМ, 2012. 144 с.
4. Арушанова А.Г., Коренблит С.С., Рычагова Е.С. Речевое развитие дошкольника в аспекте лингводидактики. Парциальная образовательная программа ДО Веселого дня дошкольника (ВеДеДо) Практико-ориентированная монография Научный редактор д-р филол. наук Сигал К.Я., М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. 320 с.
5. Арушанова, А.Г. Образовательная область «Коммуникация»: Формы организации психолого-педагогической работы// Современный детский сад. 2011. № 2. С. 19-26.
6. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М., Преодоление трудностей обучения: нейропсихологический подход. СПб.: Питер, 2012. 320 с.
7. Белошистая, А. В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста // Пед. технологии. 2010. № 2. С. 3-8.
8. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного
возраста. М: Просвещение, 1991. 207 с. URL:
http://izbakurnog.ru/vospitanie/item/f00/s00/z0000009/index.shtml (Дата
обращения: 11.05.2017)
9. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателя дет. сада. 2-е изд., дораб. М: Просвещение, 1991. 160 с.
10. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие. - М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. 336 с.
11. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте. 3-е изд. СПб.: Питер, 2008. 273 с.
12. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя дет. сада 2-е изд., перераб. и доп / сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик.. М.: Просвещение, 1983. 192 с.
13. Воспитание детей в средней группе детского сада: пособие для воспитателя дет. сада 2-е изд., испр. / А.А. Анциферова, Т.А. Владимирова, В.В. Гербова и др.; Сост. Г.М. Лямина. М.: Просвещение, 1982. 256 с.
14. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций. М.: КноРус, 2011. 190 с.
15. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Москва: АСТ, 2016. 304с.
16. Горюнова, Л. А. Использование игровых технологий в процессе формирования коммуникативной культуры дошкольников // URL: http ://yandex.ru/ clck/j sredir.
17. Детские подвижные игры народов СССР пособие для воспитателя дет сада / сост. А.В. Кенеман; Под ред. Т.И. Осокиной. М.: Просвещение, 1988. 239 с.
18. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Т. А. Репина, Т. В. Антонова, О. М. Гостюхина и др.; под ред. Т. А. Репиной; Науч.- исслед. ин-т дошк. воспитания Акад. пед. наук. Москва: Педагогика, 1987. 189 с.
19. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста пособие для воспитателей детского сада Изд. 4-е, перераб./ под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1985. 156 с.
20. Дошкольная педагогика / Ядэшко, В. И., Сохин Ф. А. М: Просвещение, 1978. URL: http://detskiysad.ru/ped/doshkol16.html(Дата обращения: 13.03.2017)
21. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. СПб.: Питер, 2013. 464 с.
22. Дошкольная педагогика: конспект лекций / Н.О. Пичугина, С.В. Ассаулова, Г.А. Айдашева. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 384 с.
23. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений - 8-е изд., стер. / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 416 с.
24. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп /Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. М.: Академический Проект; Культура, 2005. 240 с.
25. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Уч. пособие для студентов средн. пед. учебн. завед. М.: Академия, 2012. 325 с.
26. Дьяченко, Е.Н. Игра, как средство социально - коммуникативного развития ребенка консультация // ДОШКОЛЬНИК. РФ ЭЛ №ФС7755754 URL: http://doshkolnik.ru/zaniatia-s-detmi(Дата обращения: 22.05.2017)
27.Зворыгина, Е.В. Первые сюжетные игры малышей: пособие для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 2011. 96 с.
28. Кононова С.И. Развитие коммуникативных навыков дошкольников // ДОШКОЛЬНИК. РФ ЭЛ №ФС77-55754 URL: http://doshkolnik.ru/zaniatia- s-detmi(Дата обращения: 01.06.2017)
29. Коротков, И.М. Подвижные игры детей / И.М. Коротков. - М.: Сов. Россия, 1987. 160 с. 72
30. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников: Учебное пособие. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. 264 с.
31. Кулешова, Э. В. Формирование коммуникативной культуры
дошкольников средствами игровых технологий: диссертация. Тамбов, 2007. 147 с. URL: http://lib.uaru.net/diss/cont/302311.html(Дата обращения: 19.05.2017)
32. Купецкова Е. Ф. Организация работы дошкольного учреждения в режиме развития // Управление ДОУ. 2003. № 4. С. 18-24.
33. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка. / Под редакцией Рузской А.Г. М.: Издательство «Институт практической психологи», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 384 с.
34. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения: монография. М.: Педагогика, 1986. 144 с.
35. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 320 с.
36. Лобанова, Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. Балашов. Николаев, 2005. 76 с. URL: http://pedlib.ru/Books/1/0481/1_0481- 1.shtml(Дата обращения: 26.08.2017)
37. Манькова, В.И. Коммуникативные игры дошкольников в ДОУ. Мастер-
класс методическое объединение воспитателей // http://doy28monch.ucoz.ru/index/metodicheskaja_kopilka/0-88 (Дата
обращения: 30.04.2017)
38. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре. М., 1982. 128 с.
39. Мескон, М., Основы менеджмента. / М. Мескон, М. Альберт, Ф.Хедоури. М.: ДЕЛО, 1997. 492 с.
40. Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования / Л.В.Коломийченко, Ю.С. Григорьева, М.В Грибанова, Н.А.Зорина, Л.С. Половодова, О.В.Прозументик, Т.Э.Токаева; под ред. О.В. Прозументик, Н.А. Зориной. Пермь.: Перм.гос.гуман-пед.ун-т, 2013. 300 с
41. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. СПб.: Питер, 2011. 288 с.
42. Мухина, В.С., Психология дошкольника. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. училищ. /Под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 1975. 239 с.
43. Павлова, Н.В. Развитие общения у детей младшего дошкольного возраста // URL: http://vospitateljam.ru.(Дата обращения: 04.05.2017)
44. Развитие общения дошкольников со сверстниками / М. И. Лисина, А. Г. Рузская и [др.]; под. ред. А.Г. Рузской; НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. 216 с.
45. Рындак В. Г. Мы родом из детства [Педагогические ориентиры воспитания ребенка в семье и школе] / Монография. М.; Оренбург, 2006. 203 с.
46. Сафонова, О. Активизация речевого общения старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 2009. № 1. С. 30-35
47. Смирнова Е. О. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. 1996. №3. С. 5-13.
48. Смирнова, Е. О. Ребенок — взрослый — сверстник: методические рекомендации. М: МГППУ, 2003. 140 с.
49. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников Диагностика,
проблемы, коррекция. М: Гуманитар. изд. центр Владос, 2005. 158 с. URL:http://psychlib.ru/mgppu/smo/SMO-001-.HTM(Дата обращения:
11.05.2017)
50. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 160 с. URL: http://pedlib.ru/Books/1/0290/1_0290-1.shtml(Дата обращения: 23.09.2017)
51. Смирнова, Е.О. Психология ребенка: учебник для педагогических вузов и училищ. М.: Школа-Пресс, 1997. 384с.
52. Соковнин, В.М. О природе человеческого общения: опыт философского анализа 2-е изд., испр. и доп. Фрунзе: Мектеп, 1974. 146 с.
53. Тарасенко, М.И. Развитие коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность // Международный образовательный портал. Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 57008. URL: http://www.maam.ru(Дата обращения: 15.05.2017)
54. Федеральные государственные требования к созданию предметно - пространственной среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования. М., 2011.90c.
55. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования URL: http:// www.rg.ru.2013/11/25/doshkstandart-dok.htm. (Дата обращения: 16.02.2017)
56. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в РФ"URL: http://base.garant.ru/70291362/3/#block_300(Дата обращения: 19.05.2017)
57. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в РФ"URL: http://base.garant.rU/70291362/3/#block_300(Дата обращения: 24.09.2017)
58. Фролов, В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке: пособие для воспитателя. М.: Просвещение. 1986. 159 с. 63.
59.Чернышева, В. Л. Социальное развитие детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). М.: Буки-Веди, 2014. 156 с.
60.Щербакова, Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре учеб. пособие по спецкурсу для студентов пединститутов по спец. М.: «Просвещение», 1984.80 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ