Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Работа №99522

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
175
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания старших дошкольников 6
1.1. Основные понятия, цели и задачи экологического
воспитания старших дошкольников 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 15
1.3. Методы и формы работы по экологическому воспитанию с
детьми старшего дошкольного возраста 23
Глава 2. Опытно-поисковая работа по экологическому воспитанию старших дошкольников на примере Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №26 г. Клин 31
2.1. Анализ деятельности педагогов детского сада по
экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Первичная диагностика экологической воспитанности
детей старшего дошкольного возраста в детском саду № 26 ... 39
2.3. Комплекс мероприятий по экологическому воспитанию
детей старшего дошкольного возраста в детском саду 51
Заключение 66
Список использованной литературы 69
Приложения 75


Актуальность исследования обусловлена тем, что экологические проблемы в современном мире приобрели большое значение.
В дошкольном возрасте формируются элементарные представления и знания основы конкретных представлений и знаний о природе. Окружающий нас мир имеет большие возможности для разнообразной деятельности детей. Осознавая важность значения природы для человека, мы определили приоритетное направление - экологическое воспитание дошкольников.
Создание нравственного отношения к окружающему напрямую связано с экологическим воспитанием, которое создает в душе ребенка любовь, уважения к природе, к родному дому и семье, к культуре и истории страны, созданной трудами близких людей. Экологическое воспитание благотворно влияет на развитие интеллектуальных способностей, патриотических чувств.
В дошкольном возрасте большое значение имеет развитие форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления и воображения. Восприятие предметов природы их разнообразие влияют на детей, вызывает у них положительные эмоции, удивление, восторг, Для детей раскрывается многообразие связей живого в экосистеме.
Очень важной задачей нынешнего общества считается связь человека с природой, и с каждым годом эта проблема становиться все важней и значимей. Изучения, просветительные проекты стараются дать ответы на вопросы: « Что важно знать детям о природе?», «Как приучить детей беречь природу и заботиться о ней?».
Разработанность проблемы в науке. Широко рассматривались в трудах С.А. Веретенниковой, Э.И. Залкинд, Е.И. Золотова, Л.А. Каменевой, Л.М. Маневцовой и др. проблемы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Воспитательное значение природы велико. Работа педагогов по экологическому воспитанию дошкольников очень актуальна потому, что общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, приучает к ответственности.
Противоречие исследования: между необходимостью экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста и недостаточной изученностью этого вопроса в психолого-педагогической науке.
Проблема исследования: каково содержание экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста?
Исходя из выявленного противоречия и сформулированной проблемы, мы определяем тему исследования: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: содержание экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, экологическое воспитание старших дошкольников будет осуществляться более успешно, если:
1) экологическое воспитание будет осуществляться систематически на занятиях, в самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности с воспитателями и родителями;
2) будет разработан комплекс мероприятий по экологическому воспитанию старших дошкольников.
Задачи исследования:
1) изучить понятие, цели и задачи экологического воспитания старших дошкольников;
2) дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста;
3) рассмотреть формы и методы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
4) провести анализ деятельности МДОУ детский сад №26 г. Клин по экологическому воспитанию старших дошкольников;
5) провести первичную диагностику уровня экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста в МДОУ детский сад №26 г. Клин.
Методы исследования:
• теоретические: анализ, сравнение, обобщение;
• практические: наблюдение, беседа, анкетирование.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 26 г. Клин Московской области.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе были раскрыты теоретические основы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. Также была проведена опытно-поисковая работа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №26 г. Клин Московской области.
В ходе решения первой задачи исследования, мы определили основные понятия, цели и задачи экологического воспитания старших дошкольников в ДОО. Экологическое воспитание - новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.
В ходе решения второй задачи исследования, мы сделали вывод о том, что к старшим дошкольникам относят детей в возрасте 5-7 лет, посещающих старшую и подготовительную группы детского сада. Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития и появления новых, ранее отсутствовавших психических особенностей. дошкольным возрастом называют возрастной промежуток от 3 до 6-7 лет, в ходе которого происходит психическое развитие детей. В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности:
1) формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании со стороны взрослого и сверстников, интерес к коллективным формам деятельности);
2) возникает новый (опосредованный) тип мотивации - основа произвольного поведения. Ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе.
Ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра, игра с правилами. В игре они отражают не только действия и операции с предметами, но и взаимоотношения между людьми. Основные изменения в деятельности, сознании и личности ребенка заключается в появлении произвольности психических процессов - способность целенаправленно управлять своим поведением и психическими процессами - восприятием, вниманием, памятью и др. Происходят изменения в представлении детей о самих себе.
В ходе решения третьей задачи исследования, мы сделали вывод о том, что существуют различные методы и формы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО. В понятие «педагогический метод» вкладывается более широкий контекст - не только обучение, но и организация других видов деятельности, в которых взрослый оказывает на ребенка воспитательное воздействие. В педагогическом процессе используются следующие методы:
• наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр диафильмов о природе);
• словесные (беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорных материалов);
• практические (экологические игры, опыты, труд в природе).
Все вышеперечисленные методы направлены на формирование экологического воспитания выработке экологических отношений и стремлению к экологической деятельности.
В ходе решения четвёртой задачи исследования, мы провели анализ деятельности МДОУ детский сад №26, и нам удалось сделать вывод о том, что работа по экологическому воспитанию ведется. Воспитатели ДОО обладают
достаточным уровнем экологической культуры: пониманием общих
экологических проблем, владением специальной методикой воспитания детей, готовностью участвовать в решении вопросов. Кроме того, нами проведена первичная диагностики уровня экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Анализ результатов диагностики помог определить уровень каждого ребенка для осуществления дифференцированного подхода в подборе форм и методов работы по экологическому воспитанию детей.
Для достижения цели исследования, по результатам первичной диагностики, мы разработали комплекс мероприятий по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Для выявления результативности комплекса мероприятий мы провели повторное диагностирование и получили положительные результаты, а именно сравнивая, первичное и вторичное диагностирование, видно, что старшие дошкольники повысили уровень знаний о жизни на земле с 25% до 60%; уровень знаний о растительности леса, сада, поля поднялся до 40% с 25; уровень знаний о животных и птицах изменился в лучшую сторону, а именно высокий уровень поднялся с 15% до 60%; экологические связи при первом диагностировании понимают без нареканий 25% детей, а после проведения комплекса процент детей увеличился до 70%; умение и желание ухаживать за живым уголком в классе поднялось до 80% с 60%.
Также, уровень познавательной активности детей увеличился после проведения предложенного нами комплекса мероприятий
Следовательно, предложенный нами комплекс мероприятий по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста имеет положительный эффект и применение его на практике необходимо для поднятия уровня экологического воспитания в целом, а также, для того, чтобы прививать детям чувство заботы и уважения к окружающему миру.
Таким образом, цель исследования была достигнута, гипотеза
подтверждена, задачи решены.



1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа Конспект занятий. Изд.4-е. М., 2015. 96 с.
2. Аксенова П.В заповедном лесу: экологическое воспитание
дошкольников // Дошкольное воспитание. 2013. № 7. С. 62-65.
3. Ашиков В. Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. №2. С. 34-39.
4. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 192 с.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Библиогр.: С. 386-389.
6. Волков Б. З. Возрастная психология: учеб.пособие для студ. вузов М.: Издат. центр «Владос», 2009. 343 с.
7. Вершинина Н. Б. Комплексная диагностика уровней освоения программы «Детство» / под ред. В. И. Логиновой. Диагностический журнал. Подготовительная группа. 47 с.
8. Вершинина Н. Б.Диагностика уровней освоения программы: старшая подготовительная группы. Волгоград: Учитель, 2011. 115 с.
9. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. М.: Педагогика, 1982. т. 1. 487 с.
10. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой: учебник для учащихся пед. училищ по специальности «Дошкольное воспитание». М.: Просвещение, 1980. 271 с.
11. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя дет.сада 2-е изд., доп. М.: Просвещение, 1982. 112 с.
12. Вовк Г. А. Ознакомление дошкольников с окружающим миром (Экологическое воспитание в детском саду): книга для воспитателей детских садов / под ред. Г. А. Вовк, Л. С. Згурская. Благовещенск, 2002. 164 с.
13. Ворожейкин И. Н.,Кибанова А. Я.,Захаров Д. К.Конфликтология. М.:ИНФРА-М, 2009. 240 с.
14. Голубев Н. К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. М., 1989, С. 104-107.
15. Геккель Э. Красота форм в природе. СПб.: Издательство Вернера Регена, 2007. 144 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ