Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования коллектива средних
подростков в учреждения закрытого типа 6
1.1. Учреждения закрытого типа для подростков как социальный
институт 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика средних
подростков 14
1.3. Формы и методы формирования коллектива средних подростков в
учреждениях закрытого типа 25
Глава 2. Опытно - поисковая работа по формированию коллектива средних подростков в условиях Рефтинского СУВУ 41
2.1. Опыт работы Рефтинского СУВУ по формированию коллектива
средних подростков 41
2.2. Разработка и реализация проекта «Мы вместе», направленного
на формирование коллектива средних подростков 52
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Приложения
Актуальность. Коллектив средних подростков учебно-воспитательный, его цель - овладение определённой суммой знаний, умений и навыков, формирование способностей и социально - полезных качеств личности. В нём формируется законопослушная личность, способная творчески и самостоятельно решать возникающие проблемы. Воспитание их малоэффективно без опоры самих подростков на коллектив, без опоры на общественное мнение, принятые в их среде нормы поведения и ценностные ориентиры. Такие качества личности формируются только в коллективе и через коллектив.
В коллективе сверстников, с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, а также создаются благоприятные условия для подготовки подростков к активному участию в общественной жизни. Педагог формирует в процессе целенаправленного педагогического воздействия те навыки и привычки поведения подростка, начала тех личностных качеств, которые определяют характер его взаимоотношений с другими людьми, и тем самым создает предпосылки развития коллективизма как качества личности.
Социально-педагогический аспект развития и воспитания подрастающего поколения в условиях учреждений закрытого типа непосредственно связан с проблемой формирования коллектива средних подростков с положительными традициями. Актуальность данной проблемы не теряется и по сей день. Это можно объяснить несколькими основными причинами. Так, например, тот факт, что подростки в такие учреждения прибывают с разных территорий, с разными культурными ценностями, с разным уровнем сформированности нравственных ценностей и уровнем правового нигилизма в сознании, часто уже имеющие криминальный опыт и ранее входящие в группы подростков поддерживающих отрицательные традиции криминальной субкультуры приводит к тому, что притупляется восприятие другой личности в эмоциональном и ценностном отношении. В связи с этим возникают трудности формирования коллектива средних подростков в условиях учреждений закрытого типа.
Данная проблема обусловлена необходимостью поисков наиболее эффективных средств и методов педагогических и психологических воздействий на формирование коллектива средних подростков в условиях учреждений закрытого типа.
Вопросами условий, способствующими формированию коллектива подростков, занимались многие педагоги (Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Т.К. Конникова, И.П. Иванов, Л.И. Новикова), но до сих пор остается актуальной проблема формирования коллектива средних подростков с социально-одобряемым (принимаемым обществом) видом деятельности и недостаточным внимаем к этой проблеме в учреждениях закрытого типа.
Противоречие исследования: между необходимостью формирования коллектива средних подростков с социально-одобряемым видом деятельности и недостаточным вниманием к этой проблеме в учреждениях закрытого типа.
Проблема исследования: как сформировать коллектив средних подростков в учреждениях закрытого типа?
Объект исследования: формирование коллектива средних подростков.
Предмет исследования: содержание формирования коллектива средних подростков в учреждениях закрытого типа.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и практических аспектов формирования коллектива подростков разработать и частично реализовать программу по формированию коллектива средних подростков в учреждении закрытого типа.
Задачи:
- рассмотреть учреждения закрытого типа для подростков, как социальный институт;
- дать психолого-педагогическую характеристику средних подростков;
- рассмотреть формы и методы формирования коллектива средних подростков в учреждениях закрытого типа;
- обобщить опыт Рефтинского СУВУ и результаты разработанного и реализованного проекта «Мы вместе» по формированию коллектива средних подростков.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, обобщение, систематизация, сравнение;
-эмпирические методы: анализ документов, анкетирование, обработка данных, беседа.
База исследования: федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Рефтинское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным(общественно опасным) поведением закрытого типа(ФГБПОУ "Рефтинское СУВУ").
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Ознакомившись с психолого-педагогической характеристикой подростков среднего возраста, мы выяснили, что этот возраст в развитии подростка принято считать трудным, так как в этом возрасте подросток начинает остро реагировать на ситуации критического характера. Зачастую все эти ситуации могут привести к замкнутости, агрессии, конфликтности. Педагогам нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка среднего возраста, уметь поставить себя на его место в сложнейшие и противоречивые условия реальной жизни, что бы хотя бы приобщить его к коллективу сверстников с положительными традициями. Были рассмотрены общетеоретические вопросы, связанные с формированием коллектива средних подростков. Мы видим, что коллектив — это высшая форма развития малой группы, в которой ее представители объединены единством общих целей и задач совместной деятельности и сплоченностью, а формирование любого коллектива, а коллектива подростков тем более - это сложный и противоречивый процесс, проходящий несколько стадий (этапов) развития с различной степенью интенсивности. В нем возможны кризисные моменты, остановки и даже движение вспять. Однако в целом это не стихийный, а управляемый процесс (в случае формирования коллектива подростков, управляемый педагогический процесс). Его эффективность зависит от знания принципов формирования коллектива и закономерностей его развития.
Проведена опытно - поисковая работа по формированию коллектива средних подростков в условиях Рефтинского СУВУ - обобщен опыт Рефтинского СУВУ и проведено эмпирическое исследование по формированию и сплочению коллектива средних подростков.
При проведении эмпирического исследования была применена диагностическая методика A. Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив» на определение степени удовлетворенности подростков (воспитанников Рефтинского СУВУ) своим коллективом и уровня его сформированности.
Разработан и реализован коллективный социальный проект по формированию и сплочению коллектива средних подростков в Рефтинском СУВУ «Мы вместе».
Исследования показали, что коллективу средних подростков в Рефтинском СУВУ присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленной на пользу себя и общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, достаточно широкая система коллективных связей. Наиболее развитые формы взаимоотношений подростков создаются в процессе целенаправленной организации их социально-одобряемой деятельности. При этом придание основным типам деятельности подростков определенной целевой направленности, социальной значимости позволяет не только формировать отношения подростков внутри групп, но и строить их на единой основе.
Коллектив средних подростков, существующий в учреждении, представляет собой многоплановую систему, внутри которой подростки могут быть членами объединений, разных по характеру и длительности существования.
Анализ же процесса формирования коллектива средних подростков в условиях специального учреждения закрытого типа и анализ полученных данных проведенных исследований показали, что формирование и развитие коллектива средних подростков происходит поэтапно, методически организованно. Что социально признаваемая деятельность как средство формирования коллектива средних подростков и определенных отношений его членов может быть реализована в том случае, если она соответствующим образом организована. Это должна быть такая организация, при которой:
- средние подростки выполняют отдельные части общей задачи;
- значимые цели этой деятельности имеют как общественный, так и личностный смысл;
- обеспечивается равноправная, инициативно-творческая позиция каждого подростка (от планирования дел до оценки ее результатов);
- осуществляется непрерывность и усложнение совместной деятельности, причем не только в плане собственно деятельности, но, главное, с позиции ее активного участника, действующего вначале для «контактного» коллектива (работа Совета соуправления учреждения);
- именно в развитых формах социально одобряемой деятельности формируется умение подростка учитывать интересы, позицию, культурную принадлежность другого человека и соответственно этому ориентироваться в своем поведении (реализация коллективного социального проекта "Мы вместе").
Важную роль играет характер взаимоотношений, которые складываются между подростками в изменяющейся структуре постоянных и временных объединений, что проводит всех воспитанников через положение руководителей и исполнителей, формируя умения командовать товарищами и подчиняться товарищу, создавая развернутую сеть разно образных связей, отношений в коллективе сверстников.
Психолого-педагогическая задача при всем этом заключается в том, чтобы детский коллектив не воспринимался лишь как форма целесообразности, чтобы в глазах подростков воспитательная функция коллектива отступала на второй план перед его социально полезной функцией. Иначе его воспитательное воздействие нивелируется, заменяясь влиянием, так называемых неофициальных, неформальных детских объединений, которые имеет место быть в таких учреждениях, так как сюда поступают подростки, часто поддерживающие отрицательные традиций криминальной субкультуры.
Эффективное управление коллективом средних подростковдолжно осуществляется при условии глубокой теоретической вооруженности педагога в вопросах формирования коллектива.
Таким образом, с выполнением поставленных задач цель данной работы была достигнута.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов ВУЗов / /Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000, - 80с.
2. Амонашвили, Ш. Психологические основы педагогики сотрудничества/ Ш. Амонашвили. -Киев: 21 ВЕК, 2000.- 97 с.
3. Андреев Ю.П., Коржевская Н.М., Костина Н.Б.Социальные институты: содержание, функции, структура. - Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 2009. 84с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2002.-329с.
5. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М., 2003.-396с.
6. Аюпова Э. И. Коммуникабельность как важное качество личности // Проблемы педагогического образования сб. научн. ст. / Под ред. В А Сластенина, Е. А, Левановой - Москва, 2006 - Вып. 26 - С 214-2160,19 п л
7. Аюпова Э. И. Формирование коммуникативных навыков// Проблемы педагогического образования сб. научн ст. /Под ред В А Сластенина, Е А Левановой - Москва, 2006 - Вып 25 - С 169-172-0,19 п л
8. БайковаЛ.А.; Под ред. В.А. Сластенина; Рец.: А.А. Романов, М.Я.Виленский: Методика воспитательной работы. - М.: Академия, 2005
9. Басова В.М. Теория и практика формирования социальной компетентности личности. — М., 2004. — 124с.
10. Батаршев А. В. Психология личности и общения. - М., 2004.
11. Батышев А.С.. Практическая педагогика для начинающего преподавателя,2003.
12. Бим-Бад, Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века: Лекции по педагогической антропологии и философии образования/ Б.М.Бим-Бад. - М.: Просвещение, 2000.- 64с.
13. Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. 2005-350с.
14. Буева, Л.П. Личность и среда. Ребенок в системе коллективных отношений: Тез.докл. к выездн. засед. лаб. в Ленинграде 28 июня 2000 г./ Л.П. Буева. - Санкт- Петербург, 2000. - 56с.
15. Волков Б.С. Психология подростка. - М., 2002.
16. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. - М.: Просвещение, 2004. - 374с.
17. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика/ Н.Ф. Голованова. - Санкт- Петербург: Тезариус, 2005.- 76 с.
18. Голованова, Н.Ф. Социализация школьников как явление
педагогическое/Н.Ф. Голованова//Педагогика. - 1998. - № 5. - С. 42 - 46.
19. Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б., Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 2006. - 288 с.
20. Дмитриева Т.Н. Девиантное поведение у детей и подростков: Метод.рек. / Сост. Дмитриева Т.Н. - Н.Новгород: НГПУ, 2000. - 26 с.
21. Довыдов К.Д. Психологические особенности сплочённости коллектива. №4.2005г.
22. Донцов А.И. Психология коллектива — М.: Изд-во МГУ, 1984
23. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности подростков. - М.: Просвещение, 2007. - 156 с.
24.Зимняя И.А.. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2002.
25. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий / Д.А. Иванов - М.: Просвещение, 2003, - 72с.
26. Караковский, В. А. Воспитание ? Воспитание : Воспитание ! // Теория и практика воспитательных систем / В. А. Караковский. - М.: Новая школа,2000. -98 с.
27. Карташова Л.В., Никонова Т. В., Соломанидина Т. О. Организационное поведение: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001.
28. Козлов, И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко/ И.Ф. Козлов. - М.: Новая школа, 2000.- С. 45,67-69, 111-114.
29. Коломинский Я.Л Психология взаимоотношения в малых группах (общие и возрастные особенности): / учебн. Пособие. - Мн.: ТеатраСистемс, 2000.
30. Конникова, Т.Е. Коллектив и формирование личности школьника / Т.Е. Конникова. - М.: Просвещение, 2000. - С.53-58.
31. Краевский В. В.. Общие основы педагогики: Учеб.пособие для студ. высш.пед. учеб. заведений. — 2-е изд., 2005.
32. Кривов, Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике / Ю.И. Кривов // Педагогика. - 2003. - № 2. - С. 11 - 22.
33. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., 2001.-320с.
34. Ксензова Г.Ю.. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: Учебное пособие., 2005.
35. Левкина М.А.. Влияние коллективных форм организации воспитательных мероприятий на сплоченность школьного коллектива. Научно-методический журнал «Методист», №6, Москва, 2008г., с.34.
36. Леонова З. Игра как средство формирования коллектива // Восп.шк. - 1986.- № 3.- С. 48
37. Лутошкин, А.Н. Как вести за собой / А.Н. Лутошкин. - М.: Просвещение, 2000.-65c.
38. Лутошкин, Л.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива / Л.Н. Лутошкин. - М.: Педагогика, 1998. - 157 с.
39. Макаренко А.С. Цель воспитания. Организационное строение коллектива. Перспектива //Пед. соч.: В 8 т. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 4
40. Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности/ [Сост. и автор вступ. ст., В.В. Кумарин].- Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1988-261с.
41. Макланов А.Г., Общая психология. - СПб.: Питер, 2002.
42. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина. - М.: Просвещение, 2004.—256
43. Мудрик А.В. Социализация человека / А.В. Мудрик - М.: Академия, 2006
44. Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М., 2004.-459с.
45. Немов, Р.С. Путь к коллективу/ Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 2000. - C.67- 70, 112-115.
46. Новиков, А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития/ А.М. Новиков. - M.: Просвещение, 2001.-42c.
47. Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории/ Л.И. Новикова. - М.: Просвещение, 2000. -C.45-49, 87-91.
48. Пермякова В.А. Возрастное развитие детей, его предпосылки и
закономерности. - Иркутск: ИГПУ, 2002. - 100 с. (66 экз.)
49. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Знание, 2007. - 179с.
50. Петровский А.В. Опыт построения социально-психологической концепции групповой активности. Вопросы психологии, 2003, № 5. С.35-37.
51. Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. Учебное пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 2007.¬117с.
52. Подласый И.П.. Педагогика: 100 вопросов —100 ответов: Учеб.пособие длястуд. высш. учеб. заведений. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС. — 368 с.. 2004
53. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/ Крылова А.А., Маничева С.А.. - СПб.: Питер, 2000.
54. Прусова, Н.В. Общая психология: учебное пособие для вузов / Н.В. Прусова, И.А. Пивоварова, Т.В. Ножкина. - М.: Издательство «Экзамен», 2007. - 384с.
55. Рождественская Н.А.. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков. Издательство «Генезис», 2015.
56. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М.: Просвещение, 2000. - С.89-110.
57. Свенцицкий А.Л. «Социальная психология». - М., 2004.
58. Сластенин В.А. Методика воспитательной работы / В.А. Сластенин.- М.: Просвещение, 2002. - C.78-81
59. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива/ В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 2000.-53c.
60. Уманский Л.И. «Личности. Организаторская деятельность. Коллектив» (Избранные труды) - Кострома: КГУ, 2001. - 208 с.
61. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка М.: Педагогика, 2005. - 114с.
62. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C.179-180.
63. Фридман, Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: книга для учителя / Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. — М.: Просвещение, 1983. - 273 с.
64. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании /Н.И. Шевандрин. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. - М.,1995.
65. Шевченко, А.П. Формирование как педагогический процесс. //Сост. В. М. Черникова, А. Ф. Затейкина, М. В. Грабовенко. - Самара: СИПКРО, 2000.- 81c.
66.Эльконин Б.Д. Психология развития: Учебное пособие. - М.: Академия,
2001. - 144 с. (7 экз.).