Условия развития математического мышления младших школьников
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Мышление как психологический процесс 6
1.2. Особенности развития математического мышления у младших
школьников 16
1.3. Анализ программ и учебников по проблеме исследования 22
1.4. Педагогические условия развития математического мышления у
младших школьников 28
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Изучение начального уровня развития математического
мышления младших школьников 32
2.2. Реализация условий развития математического мышления у
младших школьников 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Мышление как психологический процесс 6
1.2. Особенности развития математического мышления у младших
школьников 16
1.3. Анализ программ и учебников по проблеме исследования 22
1.4. Педагогические условия развития математического мышления у
младших школьников 28
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Изучение начального уровня развития математического
мышления младших школьников 32
2.2. Реализация условий развития математического мышления у
младших школьников 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
Изучение развития математического мышления ребенка представляет собой большой теоретический и практический интерес. Оно является одним из основных путей к углубленному познанию природы мышления и закономерностей его развития. Изучение путей развития мышления ребенка представляет и вполне понятный практический педагогический интерес. Многочисленные наблюдения педагогов показали, что если ребенок не овладевает примерами мыслительной деятельности в младших классах школы, то в средних он обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи, выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы.
Актуальность исследования: Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения начального общего образования определяет новые требования к уровню подготовки младших школьников, что предполагает необходимость переосмысление педагогами начальной школы как самого подхода к процессу обучения младших школьников, так и необходимость внесения корректив в методику преподавания отдельных предметов.
Содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определённый тип сознания и мышления учащихся. Центральной линией развития младшего школьника является формирование интеллектуальной деятельности и произвольности всех психических процессов. В результате обучения центральными новообразованиями ребёнка младшего школьного возраста являются: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, произвольная речь с учётом цели и условий коммуникации, интеллектуальные операции (анализ, сравнение, классификация и др.), а также организационные, рефлексивные умения, способность к реализации внутреннего плана действий.
Образное мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами основной вид мышления в младшем школьном возрасте. Конечно, младший школьник может мыслить логически, но следует помнить, что этот возраст сензетивен к обучению, опирающемуся на наглядность.
Цель исследования: выявить педагогические условия, способствующие развитию математического мышления у младших школьников.
Объект исследования: процесс обучения математике в начальных классах.
Предмет исследования: условия развития математического мышления у младших школьников.
Задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития мышления и выявить психолого-педагогические особенности развития мышления.
2. Определить педагогические условия развития мышления младших школьников.
3. Выявить уровень математического мышления младших школьников, провести исследование уровня математического мышления.
Теоретическую основу исследования составляют: теория формирования и развития мышления (И. В. Дубровина [14]), теория психического развития (И. В. Дубровина [15]), концепция развития мышления (Л. Ц. Кагермазова [18]), развитие математического мышления у детей в младшем возрасте (К. Б. Авраменко [1], Ж. Пиаже, О. П. Кожевникова [20]).
Методы исследования: теоретический анализ и синтез, изучение литературы, изучение результатов деятельности обучающихся, наблюдение, обследование, изучение и обобщение педагогического опыта.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные задания, направленные на развитие у детей младшего школьного возраста математического мышления, могут быть использованы в образовательном процессе другими учителями.
База исследования: МКОУ СОШ №1, г. Тавда. В исследовании участвовало 24 человека.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Актуальность исследования: Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения начального общего образования определяет новые требования к уровню подготовки младших школьников, что предполагает необходимость переосмысление педагогами начальной школы как самого подхода к процессу обучения младших школьников, так и необходимость внесения корректив в методику преподавания отдельных предметов.
Содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определённый тип сознания и мышления учащихся. Центральной линией развития младшего школьника является формирование интеллектуальной деятельности и произвольности всех психических процессов. В результате обучения центральными новообразованиями ребёнка младшего школьного возраста являются: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, произвольная речь с учётом цели и условий коммуникации, интеллектуальные операции (анализ, сравнение, классификация и др.), а также организационные, рефлексивные умения, способность к реализации внутреннего плана действий.
Образное мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами основной вид мышления в младшем школьном возрасте. Конечно, младший школьник может мыслить логически, но следует помнить, что этот возраст сензетивен к обучению, опирающемуся на наглядность.
Цель исследования: выявить педагогические условия, способствующие развитию математического мышления у младших школьников.
Объект исследования: процесс обучения математике в начальных классах.
Предмет исследования: условия развития математического мышления у младших школьников.
Задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития мышления и выявить психолого-педагогические особенности развития мышления.
2. Определить педагогические условия развития мышления младших школьников.
3. Выявить уровень математического мышления младших школьников, провести исследование уровня математического мышления.
Теоретическую основу исследования составляют: теория формирования и развития мышления (И. В. Дубровина [14]), теория психического развития (И. В. Дубровина [15]), концепция развития мышления (Л. Ц. Кагермазова [18]), развитие математического мышления у детей в младшем возрасте (К. Б. Авраменко [1], Ж. Пиаже, О. П. Кожевникова [20]).
Методы исследования: теоретический анализ и синтез, изучение литературы, изучение результатов деятельности обучающихся, наблюдение, обследование, изучение и обобщение педагогического опыта.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные задания, направленные на развитие у детей младшего школьного возраста математического мышления, могут быть использованы в образовательном процессе другими учителями.
База исследования: МКОУ СОШ №1, г. Тавда. В исследовании участвовало 24 человека.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Использование задач как конкретной основы для знакомства с новыми знаниями и применения знаний, уже приобретенных детьми, играет очень важную роль в формировании элементов их мировоззрения. Решая проблемы, ученик убежден, что многие математические концепции (число, арифметические действия и т. д.) Вытекают из реальной жизни, из практики людей.
Одной из задач преподавания математики в начальных классах является обеспечение уровня математической культуры, необходимой для полноценного участия школьников в образовательной деятельности. Математика - это уникальное средство формирования не только образовательного, но и развивающего и интеллектуального потенциала личности. В частности, учитель сталкивается с проблемой развития математического мышления учащихся, то есть теоретического мышления, построенного на предметах математики. Это важный фактор успешного овладения младшими школьниками по математике. В связи с этим существуют проблемы поиска, определения условий для эффективного развития математического мышления учащихся начальной школы.
Процесс решения проблем с определенной методологией положительно влияет на умственное развитие школьников, поскольку для этого требуется выполнение умственных операций: анализ и синтез, конкретизация и абстракция, сравнение, обобщение. Таким образом, при решении любой проблемы школьник выполняет анализ, отделяет вопрос от условия, выбирает данные и нужные числа; (он мысленно «рисует» условие проблемы), а за тем абстрагируясь (абстрагируясь от конкретной ситуации, он выбирает арифметические операции) в результате множества решающих задач определенного типа, учащийся обобщает знание связей между данных и искомого, чем обобщается метод решения подобных задач.
Математическое мышление имеет свои особенности и особенности, обусловлено спецификой изучаемых обучающихся, а также конкретными методами их изучения.
При решении задач формируются мыслительные, умственные умения, а вместе с ними восприятия и память. Решение математических задач требует применения многих умственных умений: анализировать заданную ситуацию, сопоставлять данные и искомое, задачу, которая решается сейчас с задачами, решенными ранее, выявляя скрытые свойства заданной ситуации; конструировать простейшие математические модели, осуществляя мысленный эксперимент; синтезировать, отбирая полезную информацию, систематизируя ее; кратко и четко, в виде текста, символически, графически и т.д. оформлять свои мысли; объективно оценивать полученные при решении задачи результаты, обобщать или специализировать результаты решения задачи, исследовать особые проявления заданной ситуации. Все сказанное говорит о необходимости учитывать при обучении решению задач современные достижения психологической науки.
Сознательное изучение математики и развитие мышления учащихся стимулируется самостоятельным составлением (конструированием) математических задач. При этом, во-первых, воспитывается самостоятельность (дети оперируют изученными объектами и фактами математики, т.е. рассматривают и оценивают свойства, различия и характерные особенности этих объектов), во-вторых, развивается их творческая мыслительная активность. Таким образом, простые задачи в курсе математике играют очень важную роль в формировании и развитии математического мышления младших школьников.
Одной из задач преподавания математики в начальных классах является обеспечение уровня математической культуры, необходимой для полноценного участия школьников в образовательной деятельности. Математика - это уникальное средство формирования не только образовательного, но и развивающего и интеллектуального потенциала личности. В частности, учитель сталкивается с проблемой развития математического мышления учащихся, то есть теоретического мышления, построенного на предметах математики. Это важный фактор успешного овладения младшими школьниками по математике. В связи с этим существуют проблемы поиска, определения условий для эффективного развития математического мышления учащихся начальной школы.
Процесс решения проблем с определенной методологией положительно влияет на умственное развитие школьников, поскольку для этого требуется выполнение умственных операций: анализ и синтез, конкретизация и абстракция, сравнение, обобщение. Таким образом, при решении любой проблемы школьник выполняет анализ, отделяет вопрос от условия, выбирает данные и нужные числа; (он мысленно «рисует» условие проблемы), а за тем абстрагируясь (абстрагируясь от конкретной ситуации, он выбирает арифметические операции) в результате множества решающих задач определенного типа, учащийся обобщает знание связей между данных и искомого, чем обобщается метод решения подобных задач.
Математическое мышление имеет свои особенности и особенности, обусловлено спецификой изучаемых обучающихся, а также конкретными методами их изучения.
При решении задач формируются мыслительные, умственные умения, а вместе с ними восприятия и память. Решение математических задач требует применения многих умственных умений: анализировать заданную ситуацию, сопоставлять данные и искомое, задачу, которая решается сейчас с задачами, решенными ранее, выявляя скрытые свойства заданной ситуации; конструировать простейшие математические модели, осуществляя мысленный эксперимент; синтезировать, отбирая полезную информацию, систематизируя ее; кратко и четко, в виде текста, символически, графически и т.д. оформлять свои мысли; объективно оценивать полученные при решении задачи результаты, обобщать или специализировать результаты решения задачи, исследовать особые проявления заданной ситуации. Все сказанное говорит о необходимости учитывать при обучении решению задач современные достижения психологической науки.
Сознательное изучение математики и развитие мышления учащихся стимулируется самостоятельным составлением (конструированием) математических задач. При этом, во-первых, воспитывается самостоятельность (дети оперируют изученными объектами и фактами математики, т.е. рассматривают и оценивают свойства, различия и характерные особенности этих объектов), во-вторых, развивается их творческая мыслительная активность. Таким образом, простые задачи в курсе математике играют очень важную роль в формировании и развитии математического мышления младших школьников.
Подобные работы
- Условия развития математического мышления младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Развитие логического мышления младших школьников в процессе внеурочной деятельности по математике
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие математического мышления у детей младшего школьного
возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - КОМПЛЕКС ЗАДАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2020 - Условия развития теоретического мышления у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2019 - Нестандартные задачи как средство развития математических способностей младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017



