Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Условия развития математического мышления младших школьников

Работа №99497

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2017
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
170
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Мышление как психологический процесс 6
1.2. Особенности развития математического мышления у младших
школьников 16
1.3. Анализ программ и учебников по проблеме исследования 22
1.4. Педагогические условия развития математического мышления у
младших школьников 28
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Изучение начального уровня развития математического
мышления младших школьников 32
2.2. Реализация условий развития математического мышления у
младших школьников 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71

Изучение развития математического мышления ребенка представляет собой большой теоретический и практический интерес. Оно является одним из основных путей к углубленному познанию природы мышления и закономерностей его развития. Изучение путей развития мышления ребенка представляет и вполне понятный практический педагогический интерес. Многочисленные наблюдения педагогов показали, что если ребенок не овладевает примерами мыслительной деятельности в младших классах школы, то в средних он обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи, выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы.
Актуальность исследования: Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения начального общего образования определяет новые требования к уровню подготовки младших школьников, что предполагает необходимость переосмысление педагогами начальной школы как самого подхода к процессу обучения младших школьников, так и необходимость внесения корректив в методику преподавания отдельных предметов.
Содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определённый тип сознания и мышления учащихся. Центральной линией развития младшего школьника является формирование интеллектуальной деятельности и произвольности всех психических процессов. В результате обучения центральными новообразованиями ребёнка младшего школьного возраста являются: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, произвольная речь с учётом цели и условий коммуникации, интеллектуальные операции (анализ, сравнение, классификация и др.), а также организационные, рефлексивные умения, способность к реализации внутреннего плана действий.
Образное мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами основной вид мышления в младшем школьном возрасте. Конечно, младший школьник может мыслить логически, но следует помнить, что этот возраст сензетивен к обучению, опирающемуся на наглядность.
Цель исследования: выявить педагогические условия, способствующие развитию математического мышления у младших школьников.
Объект исследования: процесс обучения математике в начальных классах.
Предмет исследования: условия развития математического мышления у младших школьников.
Задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития мышления и выявить психолого-педагогические особенности развития мышления.
2. Определить педагогические условия развития мышления младших школьников.
3. Выявить уровень математического мышления младших школьников, провести исследование уровня математического мышления.
Теоретическую основу исследования составляют: теория формирования и развития мышления (И. В. Дубровина [14]), теория психического развития (И. В. Дубровина [15]), концепция развития мышления (Л. Ц. Кагермазова [18]), развитие математического мышления у детей в младшем возрасте (К. Б. Авраменко [1], Ж. Пиаже, О. П. Кожевникова [20]).
Методы исследования: теоретический анализ и синтез, изучение литературы, изучение результатов деятельности обучающихся, наблюдение, обследование, изучение и обобщение педагогического опыта.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные задания, направленные на развитие у детей младшего школьного возраста математического мышления, могут быть использованы в образовательном процессе другими учителями.
База исследования: МКОУ СОШ №1, г. Тавда. В исследовании участвовало 24 человека.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Использование задач как конкретной основы для знакомства с новыми знаниями и применения знаний, уже приобретенных детьми, играет очень важную роль в формировании элементов их мировоззрения. Решая проблемы, ученик убежден, что многие математические концепции (число, арифметические действия и т. д.) Вытекают из реальной жизни, из практики людей.
Одной из задач преподавания математики в начальных классах является обеспечение уровня математической культуры, необходимой для полноценного участия школьников в образовательной деятельности. Математика - это уникальное средство формирования не только образовательного, но и развивающего и интеллектуального потенциала личности. В частности, учитель сталкивается с проблемой развития математического мышления учащихся, то есть теоретического мышления, построенного на предметах математики. Это важный фактор успешного овладения младшими школьниками по математике. В связи с этим существуют проблемы поиска, определения условий для эффективного развития математического мышления учащихся начальной школы.
Процесс решения проблем с определенной методологией положительно влияет на умственное развитие школьников, поскольку для этого требуется выполнение умственных операций: анализ и синтез, конкретизация и абстракция, сравнение, обобщение. Таким образом, при решении любой проблемы школьник выполняет анализ, отделяет вопрос от условия, выбирает данные и нужные числа; (он мысленно «рисует» условие проблемы), а за тем абстрагируясь (абстрагируясь от конкретной ситуации, он выбирает арифметические операции) в результате множества решающих задач определенного типа, учащийся обобщает знание связей между данных и искомого, чем обобщается метод решения подобных задач.
Математическое мышление имеет свои особенности и особенности, обусловлено спецификой изучаемых обучающихся, а также конкретными методами их изучения.
При решении задач формируются мыслительные, умственные умения, а вместе с ними восприятия и память. Решение математических задач требует применения многих умственных умений: анализировать заданную ситуацию, сопоставлять данные и искомое, задачу, которая решается сейчас с задачами, решенными ранее, выявляя скрытые свойства заданной ситуации; конструировать простейшие математические модели, осуществляя мысленный эксперимент; синтезировать, отбирая полезную информацию, систематизируя ее; кратко и четко, в виде текста, символически, графически и т.д. оформлять свои мысли; объективно оценивать полученные при решении задачи результаты, обобщать или специализировать результаты решения задачи, исследовать особые проявления заданной ситуации. Все сказанное говорит о необходимости учитывать при обучении решению задач современные достижения психологической науки.
Сознательное изучение математики и развитие мышления учащихся стимулируется самостоятельным составлением (конструированием) математических задач. При этом, во-первых, воспитывается самостоятельность (дети оперируют изученными объектами и фактами математики, т.е. рассматривают и оценивают свойства, различия и характерные особенности этих объектов), во-вторых, развивается их творческая мыслительная активность. Таким образом, простые задачи в курсе математике играют очень важную роль в формировании и развитии математического мышления младших школьников.



1) Авраменко, К. Б. Развитие математического мышления в процессе изучения задач младших школьников [Электронный ресурс] // Николаевский национальный университет им. В. А. Сухомлинского, Николаев. - URL :http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/4849.pdf(дата обращения 25 ноября 2017)
2) Алексеева, О. В. Логическая подготовка младших школьников при обучении математике [Текст] / О. В. Алексеева. - М. : Просвещение, 2007. - 137 с.
3) Андреев, В. И. Саморазвитие творческой конкурентоспособности личности менеджера [Текст] / В. И. Андреев. - Казань : Изд-во Казанского университета, 2007. - 208 с.
4) Андреева, Г. А., Краткий педагогический словарь [Текст] : учеб. пособие / Г. А. Андреева, Г. С. Вяликова, И. А. Тютькова. - М. : Дрофа, 2007. - 192 с.
5) Бабаев, О. Мышление как психологический процесс [Электронный ресурс] // Психология. - URL :http://www.coolreferat.com/(дата обращения 25. ноября 2017)
6) Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики [Текст] /
А. С. Белкин. - М. : Просвещение, 2000. - 278 с.
7) Болотина, Л. Р. Развитие мышления учащихся [Текст] /
Л. Р. Болотина. - М. : Просвещение, 2009. - 92 с.
8) Воронина, Т. П. Образование в эпоху новых информационных технологий [Текст] / Т. П. Воронина. - М. : АМО, 2008. - 147 с.
9) Выготский, Л. С. Лекции по психологии [Текст] /
Л. С. Выготский. - СПб. : СОЮЗ, 1997. - 144 с.
10) Гайштут, О. Г. Тренинг интеллекта школьника [Текст] / О. Г. Гайштут. - К.-П. : Феникс, 2004. - 100с.
11) Гамезо, М. В. Общая психология [Текст] / М. В. Гамезо.- М. : Просвещение, 2007. - 347с.
12) Гулиуллина, Г. З. Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах. [Электронный ресурс] // Психология. - URL:http://www.scienceforum.ru/2016/pdf/22123.pdf(дата обращения 25 ноября 2017)
13) Дарвиш, О. Б. Возрастная психология [Текст] / О. Б. Дарвиш. - М. : Просвещение, 2003. - 265 с.
14) Дубровина, И. В. Младший школьник: развитие познавательных способностей [Текст] / И. В. Дубровина. - М. : Просвещение, 2003. - 163 с.
15) Дубровина, И. В. Психология [Текст] / И. В. Дубровина. - М. : Академия, 2003. - 213 с.
16) Дубрынина, И. В. Психология [Текст] / И. В. Дубрынина. - М. : Академия, 2003. - 250 с.
17) Ермолаева, Е. В. Психология развития [Текст] / Е. В. Ермолаева - М. : РАО, 2003. - 372 с.
18) Кагермазова, Л. Ц. Возрастная психология [Текст] / Л. Ц. Кагермазова. - М. : РАО, 2008. - 321с.
19) Карпов, А. В. Общая психология [Текст] / А. В. Карпов. - М. : РАО, 2005. - 415 с.
20) Кожевникова, О. П. Особенности математического мышления младшего школьника [Электронный ресурс] //Студенческая библиотека. - URL :http: //studbooks. net/1859222/pedago gika/ osobennosti matematichesko gomyshleniya mladshih shkolnikov(дата обращения 25 ноября 2017)
21) Колков, И. Особенности развития различных форм мышления у младших школьников [Электронный ресурс] / И. Колков. // Педагогика. - URL :http://ua.coolreferat.com/
22) Копицина, Л. О. Психолого-педагогическая характеристика
младшего школьника. [Электронный ресурс] / Л. О. Копицина. // Психология. - URL : http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/psikhologo-pedagogicheskaya-kharakteristika-mladshego-shkolnika/(дата обращения 18 апреля 2014)
23) Кулагина, И. Ю. Возрастная психология [Текст] / И. Ю. Кулагина. - М. : ТЦ «Сфера», 2001. - 464 с.
24) Кулагина, И. Ю. Развитие ребенка от рождения до 17 лет [Текст] / И. Ю. Кулагина. - М. : ТЦ «Сфера», 2001. - 104 с.
25) Кураев, Г. А. Психология человека [Электронный ресурс] / Г. А. Кураев. // Психология. - URL :http://sci-book.com/osnovyi-psihologii/individualnyie-osobennosti-myishleniya.html(дата обращения 18 апреля 2014)
26) Лаврова, Н. К. Учебно-методические комплексы для начальной школы [Электронный ресурс] / Н. К. Лаврова. // Педагогика. - URL : http://www.materinstvo.ru/art/uchebno-metodicheskie-kompleksy-dlya-nachalnoy-shkoly(дата обращения 25 ноября 2017)
27) Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] / А. Г. Маклаков.- СПб. : Питер, 2008.— 583 с.
28) Михалова, Р. М. Моделирование текста задачи как средство развития математического мышления младших школьников. [Электронный ресурс] / Р. М. Михалова. // Педагогика. - URL : http://dodiplom.ru/ready/103820(дата обращения 25 ноября 2017)
29) Нагорная, О. В. Развитие мышления школьников в процессе обучения математики. [Электронный ресурс] / О. В. Нагорная. // Студенческий научный форум. - URL :http://www.scienceforum.ru/2013/171/6708(дата обращения 25 ноября 2017)
30) Немов, Р. С. Психология [Текст] / Р. С. Немов. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 688 с.
31) Ручкина, В. П. Курс лекций по методике обучения математике в начальных классах [Текст] : учебное пособие / В. П. Ручкина, Г. П. Калинина, Г. В. Воробьева; под ред. Г. П. Калинина. - Екатеринбург, 2009. - 190 c.
32) Севостьянова, Е. С. Развитие математического мышления младших школьников в качестве психолого-педагогической проблемы. [Электронный ресурс] / Е. С. Севостьянова. // Учительский журнал. - URL : http: //new.teacherj ournal .ru/mladshaya- shkola/210-razvitie-matematichesko go-myshleniya-mladshikh-shkolnikov-v-kachestve-psikhologo-pedagogicheskoj-problemy(дата обращения 25 ноября 2017)
33) Соколова, Е. Е. Введение в психологию [Текст] : учебное пособие / Е. Е. Соколова, Б. С. Братуся. — М. : Издательский центр «Академия», 2005. — 352 с.
34) Солодилова, О. П. Шпаргалка по возрастной психологии [Текст] / О. П. Солодилова. - М. : ТК Велби, 2005. - 56 с.
35) Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология [Текст] /
Н. Ф. Талызина. - М. : Просвещение, 2008. - 343с.
36) Тихомирова, Л. Ф. Математика в начальной школе [Текст] / Л. Ф. Тихомирова. - М. : ТЦ «Сфера», 2002. - 96 с.
37) Тихомирова, Л. Ф. Развитие логического мышления детей Популярное пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов. - Ярославль : «Академия развития», 1997 - 240 с.
38) Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс] // Педагогика. - URL :http: //standart.edu. ru/catalog.aspx?CatalogId=2772(дата обращения18 апреля 2014)
39) Хилько, М. Возрастная психология [Текст] : учебное пособие / М. Хилько, М. Ткачева.- М. : ТЦ «Сфера», 2010. - 371 с.
40) Чикишева, О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / О. В. Чикишева. // Молодой ученый. - URL :http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/58/2267/(дата обращения 25 ноября 2017)
41) Шайхиева, Л. Г. Инновационные системы, процессы и технологии в начальном общем образовании [Текст] / Л. Г. Шайхиева. - Пермь : Пермское книжное изд-во, 2006. - 67 с.
42) Шаповаленко, И. В. Возрастная психология [Текст] / И. В. Шаповаленко. - М. : Гардарики, 2005. - 349 с.
43) Щербатых, Ю. В. Общая психология [Текст] / Ю. В. Щербатых. - М. : ТЦ «Сфера», 2005 - 175 с.
44) Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
45) Эрдниев, П. М. Обучение математике в начальных классах [Текст] / П. М. Эрдниев. - М. : Просвещение, 2007. - 934 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ