Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЖУРНАЛИСТОВ: ПОКОЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Работа №99491

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

журналистика

Объем работы168
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретико-методологические основания изучения трансформации
профессиональных ценностей журналистов 12
1.1. Специфика изучения профессиональных ценностей журналистов 12
1.2. Факторы, влияющие на трансформацию профессиональных ценностей
журналистов 35
2. Профессиональные ценности журналистов - представителей разных
поколений 61
2.1. Мотивационная структура профессиональных ценностей журналистов.61
2.2. Профессионально-ценностные ориентации журналистов 83
Заключение 111
Список литературы 115

Актуальность работы. Современное российское общество переживает череду качественных исторических перемен, связанных с глобализацией, переходом к рыночной модели экономики, трансформацией политической системы, цифровой революцией, возникновением и распространением сети Интернет, появлением новых медиа как мощнейшего инструмента власти и влияния на общественное мнение. В условиях становления информационного общества мы являемся очевидцами новых, постоянно ускоряющихся изменений, которые затрагивают не только социальные институты, но и внутренний мир людей, возникают новые нормы культуры и типы ценностей. Как в свое время отметил В.П. Тугаринов, «отдельный человек может пользоваться лишь теми ценностями, которые имеются в обществе. Поэтому ценности жизни отдельного человека в основе своей являются ценностями окружающей его общественной жизни»1.
В данной работе нас будут интересовать профессиональные ценности журналистов, точнее их трансформация. Становление журналистики как профессии закономерно подчинено ходу времени. Изменения, происходящие на протяжении 20 лет в обществе, разделяющие советский период от современного, формируют новую журналистику и профессиональные ценности, а также способствуют серьезным переменам в понимании фундаментальных и этических основ самой журналистики.
Во-первых, произошла трансформация политико -экономической
системы, сопровождавшаяся отменой цензуры и идеологии, появлением частной собственности, конкуренции и рекламы. В первую очередь, это отразилось на профессиональной журналистской среде, так как впервые возникли органы саморегулирования СМИ, призванные решать информационные споры, и профессионально-этические кодексы, фиксирующие нормы поведения журналиста, а также его права и обязанности. Во-вторых, произошла цифровая революция, существенно повлиявшая на ценности журналистов и принципы их профессиональной деятельности. В виртуальном пространстве журналист ощущает себя более свободным, так как в сети не существует зафиксированных норм и правил поведения, и есть возможность остаться анонимным. В связи с этим растет количество нарушений авторских прав, случаев вмешательства в личную жизнь пользователей социальных сетей, публикаций с непроверенной информацией и фейковых новостей. Также в связи с распространением интернета и социальных сетей появляются такие феномены как «гражданская журналистика», «мобильные репортеры», блогеры, актуализирующие проблему депрофессионализации журналистики. Происходит размытие образа журналиста и границ профессии, среди экспертов медиа горячо обсуждается вопрос, существуют ли вообще профессиональные ценности у современных журналистов2.
Таким образом, социологический анализ профессиональных ценностей журналистов в поколенческом аспекте требует рассмотрения ряда противоречий между:
• Увеличением востребованности регулирования деятельности журналистов в связи с растущим в условиях цифрового пространства количеством нарушений норм этики и устареванием профессионально­этических кодексов и уставов, закрепляющих нормы и правила поведения журналистов.
• Признанием журналистами в качестве главного критерия профессионализма знание и соблюдение этических норм и игнорированием журналистами документов, которые их закрепляют.
• Должными и реальными функциями журналистов в условиях советского и современного обществ.
• Мотивами и ценностными ориентациями советских и современных журналистов, сформированными под влиянием социально -политических, экономических, технологических факторов.
• Наличием неформальной цензуры в СМИ, обусловленной зависимостью от учредителей и властных структур, и существованием закрепленных на законодательном уровне информационных прав и свобод.
Выделенные проблемы обуславливают актуальность нашей работы. Кроме этого, важность исследования профессиональных ценностей журналистов разных поколений заключается в том, что с их помощью можно спрогнозировать будущее журналистики.
Степень научной разработанности проблемы. При анализе заявленной проблемы профессиональных ценностей журналистов в поколенческом аспекте мы обращались к работам как отечественных, так и зарубежных авторов.
Профессиональные ценности российских журналистов стали активно изучаться лишь в конце XX века. До этого, в советский период, объектом внимания становились отдельные аспекты личности журналистов и их профессиональной деятельности. Социология журналистики развивалась волнами, как и вся отечественная социология. Первый пик наблюдался в 1920-е годы после революции. Он связан с тем, что новые газеты нуждались в журналистских кадрах. Исследования кадров проводились партийными органами. Собираемые сведения касались: партийности и партийного стажа; социального происхождения; уровня и типа образования. Самым масштабным стало исследование М. Гуса «За газетные кадры», организованное в 1929 году и охватившее почти 70% газет СССР. В выводах М. Гуса говорил о процессах «орабочивания» и «коммунизации» прессы (количество коммунистов в редакциях повысилось до 45%; когда в 80-е годы их доля достигала уже 70-80%).
Второй пик исследований пришелся на 1960-е - период хрущевской «оттепели». Крупные исследования велись под руководством Б.А. Грушина, который создал Институт общественного мнения при «Комсомольской правде»...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Результаты проведенного нами социологического анализа позволяют прийти к следующим выводам. Опираясь на представления о журналистах как профессиональной общности, смыслообразующим признаком которой выступают профессиональные ценности, в работе раскрыта их трансформация на основе использования социологических методов сбора и анализа информации.
В работе нами определен комплекс факторов, влияющих на трансформацию профессиональных ценностей журналистов. В число этих факторов мы включили: экономические (переход к рыночной экономике, появление частной собственности, разные типы учредителей), политические (отмена цензуры, провозглашение информационных прав и свободы, реформирование системы образования), технологические (цифровая революция, распространение интернета) и факторы, связанные с изменениями в профессии (уход СМИ в сети, медиаконвергенция, новые медиа, Закон о СМИ, появление органов саморегулирования СМИ и профессионально-этических кодексов).
Результаты эмпирико-социологического исследования позволяют нам говорить о существовании различий между профессиональными ценностями советских и современных журналистов, которые выражаются мотивационной структуре профессиональной деятельности и профессионально-ценностных ориентациях советских, современных и будущих журналистов - представителей разных поколений.
Различия в мотивах советских и современных журналистов заключаются в том, что советские журналисты руководствовались гедонистическими, творческими, моральными мотивами, а современные - социальными, познавательными, мотивами престижа. Мотивы студентов - журналистов во многом повторяют мотивы работающих коллег, но отличаются тем, что преобладает гедонистический мотив, связанный со стремлением к получению удовольствия от работы. В своей профессиональной деятельности журналисты - представители разных поколений - руководствуются разными принципами. Если советский журналист соблюдает моральные принципы: ответственность, сострадание, тяга к справедливости и раскрытие правды, то современный - придерживается рациональных принципов: эксклюзивность, уникальность, ориентация на аудиторию, фактчекинг, объективность, большая база источников информации. Исходя из анализа мотивов и принципов, можно сделать вывод о том, что советский журналист стремился помогать обществу и одновременно был вынужден брать на себя ответственность за чужие жизни. Современный журналист видит свою миссию в своевременном информировании и просвещении аудитории. Восприятие студентов- журналистов своей будущей роли близко представлениям работающих в настоящий момент профессионалов.
Результаты анализа профессионально-ценностных ориентаций,
включающего изучение отношения советских и современных журналистов к власти, цензуре, аудитории, верности профессиональным нормам и кодексам, восприятия образа идеального журналиста и образцов для подражания, также свидетельствуют о существовании различий. Советский журналист испытывал тотальный контроль со стороны государства, так как обязан был осуществлять пропаганду диктатуры партии. Современный журналист регулирует деятельность властных структур, а также использует власть как важный источник информации. В то же время государственные органы оказывают давление на СМИ в том случае, если выступают в качестве учредителей. Следовательно, внутреннего цензора ощущают в себе как советские, так и современные журналисты, хотя в советский период цензура была официальной, а сегодня - отменена законодательно. Что касается отношения к аудитории, то в советское время журналист мало знал свою аудиторию, это было необязательно в силу того, что издания финансировались государством. Сегодня аудитория является главным ориентиром в профессиональной деятельности журналистов, поэтому ее глубоко и всесторонне изучают, так как от этого зависит успех издания.
Рассматривая отношение журналистов к профессиональным нормам и кодексам, мы выявили парадокс, заключающийся в том, что советские и современные журналисты редко читают профессиональные кодексы и уставы, хотя оценивают знание и соблюдение профессиональных этических норм как главный критерий профессионализма. Дело в том, что в своей профессиональной деятельности советский журналист опирался на совесть и интуицию, а современный - следует редакционной политике СМИ.
Что касается качеств идеального журналиста, то советские журналисты ценят в коллегах ответственность, интеллигентность, совестливость, сострадание, то есть характеристики описывающие тип гуманиста. Современные представители профессии идеальным считают тип журналиста- специалиста, которому соответствуют такие качества как объективность, уникальность, знание аудитории, коммуникабельность. Если говорить о представлениях студентов-журналистов, то их мнение зависит от пола. Студенты мужского пола выбирают в качестве идеального тип журналиста- специалиста, а студенты женского пола - журналиста-художника, который в своей работе стремится, прежде всего, к творческой самореализации.
Таким образом, наиболее значимыми профессиональными ценностями для советских журналистов являются социальная ответственность, объективность, достоверность, служение обществу, личное свидетельство. Однако большее значение они отводят моральным ценностям: совестливости, состраданию, сочувствию. Современные журналисты высоко оценивают такие ценности: достоверность информации, объективность, уважение к источнику информации. Студенты-журналисты солидарны со старшими коллегами. Проблема заключается в том, что говорить о знании и соблюдении ценностей не значит руководствоваться ими.
В заключение стоит сказать, что проведенная нами работа позволяет определить перспективы дальнейшего исследования профессиональных ценностей журналистов - представителей разных поколений. Это могут быть направления, связанные с изучением ценностей журналистов, работающих в разных жанрах или типах СМИ, которые можно классифицировать по формату, масштабу распространения, типу собственника, содержательной направленности. Перспективным также представляется проведение сравнительных исследований профессиональных ценностей журналистов, живущих в разных регионах России, либо журналистов из разных стран, например российских и американских.


1. Амзин А. и др. Как новые медиа изменили журналистику. 2012­2016 / А. Амзин, А. Галустян, В. Гатов, М. Кастельс, Д. Кульчицкая, Н. Лосева, М. Паркс, С. Паранько, О. Силантьева, Б. ван дер Хаак; под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. - 304 с.
2. Балмаева С.Д. "Многозадачное поколение", дефицит внимания и конвергенция // Медиаконвергенция и мультимедийная журналистика: материалы к обучающим семинарам / сост. С. Д.Балмаева. Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2010. 147 с.
3. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.
4. Воронков В.М. Проект «шестидесятников»: движение протеста в СССР // Отцы и дети: Поколенческий анализ современной России / Сост. Ю. Левада, Т. Шанин. - М.: Новое литературное обозрение, 2005. - 328 с.
5. Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности. Монография. - М.: Изд-во «Восток», 1996. - 302 с.
6. Дзялошинский И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезным людям. - М., Престиж, 2006. - 104 с.
7. Дзялошинский И.М. Профессиональная этика журналиста: учебник и практикум для академического бакалавриата / И.М. Дзялошинский. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 412 с.
8. Дзялошинский И.М. Медиапространство России:
коммуникационные стратегии социальных институтов. Монография / И.М. Дзялошинский. - М.: Издательство АПК и ППРО, 2013. - 479 с.
9. Дубин Б.В. Поколение: смысл и границы понятия // Отцы и дети: Поколенческий анализ современной России / Сост. Ю. Левада, Т. Шанин. - М.: Новое литературное обозрение, 2005. - 328 с.
10. Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения / Дюркгейм Э. Социология. Ее пред- мет, метод, предназначение. - М.: Канон, 1995. - 352 с.
11. Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917): учебно­методический комплект (учеб.пособие; хрестоматия; темы курсовых работ) / Б.И. Есин. - 3 е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 464 с.
12. Ильин В.В. Аксиология. - М.: Изд-во МГУ, 2005.- 216 с.
13. Коростелева Е.А. Социальный институт // Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицианов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Минск: Книжный Дом, 2003. - 1312 с.
14. Кучер Е.Д. Статус журналиста в Интернете: правовой и этический аспекты: дис. ... канд. филол. наук. М., 2011. - 181 с.
15. Левада Ю.А. Поколения XX века: возможности исследования // Отцы и дети: Поколенческий анализ современной России / Сост. Ю. Левада, Т. Шанин. - М.: Новое литературное обозрение, 2005. - 328 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ