Глава 1. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей, теоретические
аспекты 9
1.1. Роль семьи в воспитании детей 9
1.2. Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия дошкольной
образовательной организации с семьей 19
Глава 2. Содержание деятельности по внедрению нетрадиционных форм взаимодействия с семьей в Муниципальной бюджетной дошкольной образовательной организации «Приданниковский детский сад комбинированного вида № 5» 39
2.1. Анализ деятельности по внедрению нетрадиционных форм
взаимодействия детского сада с семьей 39
2.2. Комплекс мероприятий по внедрению нетрадиционных форм
взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей 47
Заключение 58
Список использованной литературы 61
Приложения 66
Одним из эффективных показателей развития дошкольной образовательной организации является грамотно организованная работа с родителями воспитанников.
В условиях реализации ФГОС дошкольного образования перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями.
Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОО, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей.
Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОО. Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОО.
Закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.
Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО, а так же повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Семья - уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
Семья для ребенка - это еще и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Работники дошкольного образования обязаны развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг («Концепция модернизации российского образования на период до 2020года»).
Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. От качества работы дошкольной организации, в том числе и от воспитателей, зависит уровень педагогической культуры родителей, а значит, и уровень семейного воспитания детей.
В процессе развития детей важность семейного воспитания определяется важностью взаимодействия семьи и дошкольной организации. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга. Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы взаимодействия, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.
Психолого-педагогические исследования (Е. П. Арнаутовой, А. И. Божович, Н. Ф. Виноградовой и др.) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Поэтому в дошкольном образовательной организации создаются необходимые условия для полноценного сотрудничества и взаимодействия с семьей.
В то же время, поскольку взаимодействие семьи и дошкольной организации играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и реализация различных форм, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия. В связи с этим, вопрос осуществления процесса взаимодействия дошкольной организации с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных. Существующая в детских садах практика показывает необходимость совершенствования форм взаимодействия педагогов и родителей. Результаты исследований Н. Ф. Виноградовой, В. Н. Гребенниковой, Т. Н. Дороновой, Г. Н Зверевой, Т. А. Куликовой убеждают в том, что наиболее распространенной и эффективной формой установления контакта с семьями воспитанников является родительское собрание.
Несмотря на многочисленные теоретические исследования по данной проблеме, организационно-методические аспекты, связанные с раскрытием сущности нетрадиционных форм взаимодействия с родителями, их структуры, процесса и условий их проведения по сей день не имеют однозначного решения. С другой стороны, традиционные формы взаимодействия с родителями требует новых способов, методов организации, поэтому воспитателю надо искать новые формы наполнения их педагогически- эффективным содержанием.
В современных условиях необходимо изменение позиции детского сада в реализации роли родителей как субъектов образования. Дошкольная организация не только должна воспитывать ребенка, но и создавать условия для педагогического просвещения родителей, их активного включения в деятельность ДОО как равноправных и равноответственных партнеров.
Нетрадиционные формы по взаимодействию дошкольной образовательной организации с семьей позволяют создать единое образовательное пространство дошкольной образовательной организации и семьи, а также обеспечить высокое качество услуг в соответствии с ГОСТом.
Анализ научной литературы современного опыта организации взаимодействия с родителями в дошкольных образовательных организациях позволил выявить противоречие:
- между необходимостью внедрения нетрадиционных форм взаимодействия с родителями в дошкольной образовательной организации и недостаточностью методических материалов для реализации их в практику.
Проблема исследования: каким образом следует изменить подходы к выбору нетрадиционных форм взаимодействия с родителями в дошкольной образовательной организации, чтобы повысить их практическую направленность?
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы определили выбор темы исследования: «Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей».
Объект исследования - процесс взаимодействия дошкольной
образовательной организацией с семьей.
Предмет исследования - формы взаимодействия ДОО с семьей.
Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических данных разработать и частично апробировать комплекс мероприятий с применением нетрадиционных форм взаимодействия ДОО с семьей.
Гипотеза исследования: предполагается, что реализация нетрадиционных форм взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей будет при следующих педагогических условиях:
- выбор форм взаимодействия педагогов ДОО с семьей будет основываться с учетом потребностей родителей;
- нетрадиционные формы взаимодействия ДОО и семьи будут использоваться в комплексе с традиционными;
- в деятельности воспитателя будут преобладать формы, направленные на привлечение родителей к воспитанию своих детей.
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом, выдвинутой гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
1) изучить роль семьи в воспитании детей;
2) рассмотреть традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия ДОО с семьей;
3) проанализировать работу по внедрению нетрадиционных форм взаимодействия ДОО с семьей;
4) разработать комплекс мероприятий по взаимодействию ДОО и семьи.
Для решения поставленных задач используется комплекс теоретических и эмпирических методов: анализ научной литературы, документов,
педагогического опыта; анкетирование, тестирование, изучение результатов деятельности.
Методы исследования:
теоретические - анализ, синтез, обобщение, сравнение; эмпирические - анкетирование, анализ документов.
Теоретическая значимость заключается в том, что были обобщены теоретические подходы по работе дошкольной образовательной организации с семьей.
Практическая значимость состоит в разработке комплекса мероприятий, направленных на повышение педагогической компетенции родителей, улучшение качества семейного воспитания.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка литературы, приложений.
База исследования: Муниципальная бюджетная дошкольная
образовательная организация «Приданниковский детский сад комбинированного вида № 5» Муниципального образования Красноуфимский округ Свердловской области.
Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников на сегодняшний день вопрос актуальный, требующий к себе правильного и грамотного подхода. Для того, чтобы в дошкольных организациях процесс взаимодействия с родителями происходил постоянно и носил действенный характер, педагогам необходимо регулярно и качественно оценивать данный процесс, выявляя все положительные и отрицательные стороны и проводить, при необходимости, коррекцию по данному направлению.
Отношения дошкольной организации с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОО с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными,
спортивными школами, библиотеками и т.д.).
Для достижения цели были решены следующие задачи. В рамках первой задачи было теоретическое изучение о роли семьи в воспитании детей. Ведь семья является главной опорой для своего собственного ребенка, она направляет, регулирует, развивает, воспитывает в комплексе все сферы, включая психологическую, эмоционально-волевую и т.д.
Семья - это первый учитель и незаменимый воспитатель для старшего дошкольника, спутник жизни ребенка, выстраивающая линию воспитания в соответствии со своими желаниями и интересами. Она должна полностью обращать внимание на события, происходящие у ребенка в этом возрасте, учитывать особенности их протекания, условия, в которых находится их малыш, какие эмоции, переживания он испытывает в данный период, что его волнует и что затрагивает, чем он живет. Семья формирует, воспитывает и развивает те качества и особенности личности в соответствии своим нуждам и потребностям.
Для достижения второй задачи были рассмотрены традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия ДОО с семьей.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОО с семьей - установление доверительных отношении между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Традиционные формы не могут удовлетворить требования родителей, поэтому применяются нетрадиционные формы.
В рамках третьей задачи был проведен анализ по внедрению нетрадиционных форм.
Четвертая задача - разработка комплекса мероприятий по взаимодействию ДОО и семьи.
Целью работы было составление комплекса мероприятий по использованию нетрадиционных форм взаимодействия дошкольной организации с семьей.
В результате проведения диагностики был повышен уровень удовлетворенности родителей работой образовательной организации. Уровень удовлетворенности родителей увеличился с 73% до 95%.
Данные мероприятия были частично апробированы в МБДОО «Приданниковский детский сад комбинированного вида № 5». Опыт работы с родителями показал, что в результате использования новых форм взаимодействия позиция как родителей, так и воспитателей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников.
Положительным результатом данной деятельности можно считать возросшую активность родителей в делах сада по сравнению с прошлыми годами. Родители стали чаще интересоваться успехами детей, стали более активными участниками различных конкурсов и мероприятий.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное, не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути взаимодействия с родителями.
Все это позволяет сделать вывод, что использование нетрадиционных форм взаимодействия дошкольной организации с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями.
В результате применения нетрадиционных форм взаимодействия ДОО с родителями, они стали с большим пониманием относиться к работе воспитателя, прислушиваться к мнению педагога и мнению других родителей, а также участвовать в жизни детского сада.
Таким образом, использование нетрадиционных форм работы педагога с родителями в ДОО позволяет обогащать знания родителей и применять их на практике в воспитании своих детей. Меняется качество услуг в соответствии с ГОСТом, меняется запрос общества и родителей. У родителей повышается уровень образования. Они активно включены в производство. Поэтому наряду с традиционными, нужны нетрадиционные формы взаимодействия с родителями.
Таким образом, исследование подтвердило эффективность использования нетрадиционных форм взаимодействия, которые способствуют более эффективному включению родителей в единый воспитательный процесс ДОО. В результате внедрения новых форм взаимодействия, существенно повысились образовательные и воспитательные навыки родителей.
1. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. Журнал воспитатель ДОУ. Москва 2009, 127 с.
2. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М., Изд-во
Международного университета бизнеса и управления «Братья Карич», 1996. 304 с.
3. Аралова М. А. Десять золотых правил проведения родительских собраний. Журнал воспитатель ДОУ. М., 2007, 187 с.
4. Арнаутова Е. П. Практика взаимодействия семьи и современного детского сада. М.: ВЛАДОС, 2008, 213с.
5. Артюнян М. Ю., О социальной обусловленности некоторых воспитательных проблем. М., Просвещение, 1986, 160 с.
6. Бачева Е. В. Разговор в семейном кругу. Сказки Сухомлинского В. А. 2014, 55 с.
7. Бачева Е. В. Любовь в нашем доме. П., 2008, 64 с.
8. Библиотека журнала: Дошкольное воспитание, 2009, 128 с.
9. Большой психологический словарь.
10. Веракса Н. Е., Веракса А. Н, Репина Т. А. «Социальная психология дошкольника». Мозаика - синтез, Москва, 2016.
11. Возрастная и педагогическая психология Под ред. М. В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984, 256 с.
12. Гирба Е. Ю. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований. М, 2013, 23 с.
13. Грехнев В. С. Культура педагогического общения. М., 1990.
14. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей Дошкольное воспитание, 2005, N 1. 49 с.
15. Демидов М. Содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей. Орел: 2003, 29 с.
...