Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Инновационные формы взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьей

Работа №99300

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы98
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
196
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические основы взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьёй через инновационные формы 7
1.1. Семья: понятие, характеристика, виды и функции 7
1.2. Дошкольная образовательная организация: понятие, задачи,
направления деятельности, нормативно-правовая база 14
1.3. Взаимодействие педагогов дошкольной образовательной
организации с семьёй через инновационные формы 23
Глава 2. Опытно-поисковая работа по взаимодействию семьи и дошкольной образовательной организацией через инновационные формы на примере МБДОУ «Азинский детский сад» г. Чернушка ... 38
2.1. Анализ деятельности дошкольной образовательной организации
по взаимодействию с семьёй через инновационные формы 38
2.2. Комплекс мероприятий по взаимодействию педагогов
дошкольной образовательной организации с семьёй через инновационные формы 53
Заключение 66
Список использованной литературы 70
Приложения 75


Актуальность темы исследования. Необходимость использования инновационных форм работы с семьей в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием общества, широким распространением современных образовательных и воспитательных технологий, интеграцией существующей образовательной системы в мировое сообщество. В соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ одной из основных задач, стоящих перед дошкольной образовательной организацией является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка» [56, с. 64].
В документах Министерства образования и науки Российской Федерации рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условий для успешного воспитания и развития дошкольников, взаимодействия с родителями, социальными партнерами [56].
Новые задачи, стоящие перед дошкольной образовательной организацией, предполагают её открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими решать образовательные задачи дошкольной образовательной организации. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: во-первых, педагогический процесс дошкольной образовательной организации становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива; во- вторых, педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями, семьей как ближайшим социальным институтом [10, с. 39].
Таким образом, на современном этапе развития дошкольной образовательной политики большое внимание уделяется проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и дошкольной образовательной организации. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение инновационных форм взаимодействия с родителями.
Анализ подходов к проблеме выявил многоплановость научных интересов исследователей, изучавших различные аспекты социально- педагогической работы с семьей:
• становление и укрепление семьи (Ю. А. Алешина, Б. И. Антонов, С. И. Голод, И. С. Даниленко, А. Ф. Евченко, В. И. Зацепин, и др.);
• воспитательная работа с детьми в семье (В. А. Гурьяк, Н .Т .Молчанов, Н. И. Стрекалова и др.);
• психолого-педагогическая помощь семье (А. К. Агишева,
Э. К. Васильева, Б. З. Вульфов, В. Н. Дружинин, Н. В. Поддубный,
М. И. Рожков, Л .И. Уманский и др.);
• социально-психологический климат и воспитательный потенциал семьи (И. В. Гребенников, О. А. Добрынина, М. С. Мацковский и др.).
Тем не менее, работы этих и других авторов не охватывают всей полноты инновационных форм взаимодействия с семьей и их значимости для работы дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников.
Противоречие: между необходимостью использования инновационных форм взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей и недостаточностью методических пособий и рекомендация для педагогов дошкольной образовательной организации по данному вопросу относительно введения Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольной Организации (ФГОС ДО).
Проблема исследования: каким должно быть содержание инновационных форм взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей?
Тема исследования: «Инновационные формы взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьей».
Объект исследования: процесс взаимодействия дошкольной
образовательной организации с семьёй.
Предмет исследования: содержание инновационных форм взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных
эмпирических данных разработать и частично апробировать комплекс мероприятий взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй через инновационные формы.
Гипотеза исследования: вероятно, взаимодействие дошкольной
образовательной организации с семьёй будет успешным, если будут:
• определены инновационные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации (индивидуальные, коллективные, наглядно-информационные);
• представлен комплекс мероприятий с учётом выделенных инновационных форм взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать понятие «семья», функции семьи, виды, характеристику.
2. Рассмотреть понятие «дошкольная образовательная организация», задачи, направления деятельности и нормативно-правовую базу.
3. Рассмотреть взаимодействие педагогов дошкольной
образовательной организации с семьёй через инновационные формы.
4. Проанализировать деятельность детского сада по взаимодействию с семьёй через инновационные формы.
Методы исследования:
• теоретические - сравнительный анализ, классификация, систематизация;
• эмпирические - наблюдение, опрос, контент-анализ.
База исследования: МБДОУ «Азинский детский сад» г. Чернушка.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе написания выпускной квалификационной работы основной целью стало на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать и частично апробировать комплекс мероприятий взаимодействия ДОО с семьёй через инновационные формы.
Для достижения поставленной цели были решены определенные задачи, в ходе которых проанализировано понятие «семья», функции семьи, вид и краткая характеристика, рассмотрено понятие ««дошкольная образовательная организация», ее задачи, направления деятельности и нормативно-правовую база, рассмотрено содержание взаимодействия педагогов ДОО с родителями через инновационные формы. Также был проведен анализ деятельности детского сада по взаимодействию с семьей через инновационные формы, разработан комплекс мероприятий взаимодействия с семьями, проведена первичная и повторная диагностика после частичной апробации комплекса мероприятий.
Изучение и анализ теоретических источников позволили сделать следующие выводы.
Семья - это малая социальная группа и важнейший социальный институт общества. На каждом этапе своего развития семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.
В современной науке существует множество типологий семьи. Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально¬психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, социально-психологические цели семьи и индивидуально¬психологические потребности её членов.
Функции семьи отражают исторический характер связи между семьёй и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах и включают в себя: репродуктивную функцию, хозяйственно-экономическую, регенеративную, образовательно-воспитательную, функцию первоначального социального, рекреативную, социально-статусную, психотерапевтическую и функцию духовного общения.
Дошкольная образовательная организация - тип образовательной организации, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Решает ряд задач по укреплению здоровья и обеспечению развития, а так же по взаимодействию с родителями, оказывая им помощь по вопросам воспитания и обучения детей.
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения детей интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого¬педагогических подходов к организации и управлению дошкольным образовательным учреждением, в том числе к поиску новых и результативных форм взаимодействия с семьями воспитанников.
Взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников через использование инновационных форм, способствует оптимизации процесса взаимодействия семьи и ДОО.
В качестве инновационных форм взаимодействия определены: информационно-аналитические (тесты, опросы, анкетирование, «ящик доверия», посещение семьи, беседы с родителями), познавательные (родительские собрания, мини-собрания, родительские клубы, родительские тренинги и т.д.), досуговые (совместные мероприятия, выставки, конференции, экскурсии и т.д.), наглядно-информационные (выставки детских работ, информационные листки, памятки и рекомендации для родителей по актуальным вопросам, вовлечение родителей в заполнение родительской странички на сайте ДОО, выпуск родительской газеты (которая выпускается самими родителями) и др.).
Анализ деятельности МБДОУ «Азинский детский сад» по взаимодействию с семьей через инновационные формы и первичная диагностика взаимодействия с семьями, изучение документации и официального сайта, а также полученные в ходе анкетирования результаты свидетельствуют о необходимости изменения системы взаимодействия с родителями с целью ее оптимизации, о важности использования инновационных форм взаимодействия.
По итогам проведенного исследования разработан комплекс мероприятий по взаимодействию педагогов ДОО с семьей через инновационные формы.
Цель комплекса мероприятий: совершенствование взаимодействия
педагогов ДОО с семьей через использование инновационных форм.
Задачи комплекса:
• Определение инновационных форм взаимодействия с семьями воспитанников.
• Привлечение родителей к сотрудничеству в вопросах развития детей.
• Формирование воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
В рамках комплекса мероприятий взаимодействие с родителями было реализовано по следующим направлениям:
• Педагогический мониторинг.
• Педагогическая поддержка родителей.
• Педагогическое образование родителей.
• Педагогическое партнерство.
После частичной апробации комплекса мероприятий проведено повторное анкетирование с педагогами и родителями, по тем же анкетам, которые использовались до реализации комплекса.
Проведенная опытно-поисковая работа свидетельствует о
результативности разработанного комплекса мероприятий, основанного на инновационных формах взаимодействия с родителями. Новые инновационные формы взаимодействия с родителями способствуют формированию активной позиции и применению этих форм в семейной среде, позволяют осуществлять партнёрство с педагогами, дают возможность проявлять инициативу в процессе сотрудничества.
Несмотря на незначительные изменения (в большинстве случаев от 13 до 30%) в положительную сторону, следует учесть, что комплекс мероприятий по взаимодействию с родителями осуществлялся в течение ограниченного периода времени, но уже показал положительный результат.
Следовательно, предложенные в работе и апробированные в комплексе мероприятий инновационные формы взаимодействия с родителями могут быть использованы в работе педагогического коллектива дошкольной образовательной организации.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза частично нашла свое подтверждение.


1. Агавелян М .Г, Данилова Е .Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие
педагогов ДОУ с родителями // Журнал воспитатель ДОУ. 2009. № 7. С.127-129.
2. Алебастрова A. A. Справочник заведующего дошкольным
образовательным учреждением. М.: ВАКО, 2008. 208 с.
3. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М.: Изд-во
Международного университета бизнеса и управления «Братья Карич», 1996. 304 с.
4. Аралова М. А. Десять золотых правил проведения родительских собраний // Воспитатель ДОУ. 2007. № 4. С.17-18.
5. Артюнян М .Ю. О социальной обусловленности некоторых
воспитательных проблем. М.: Просвещение, 1986. 160 с.
6. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. М.: Академия, 2000. 211 с.
7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психол. исслед. М.: Просвещение, 1968. 148 с.
8. Гирба Е. Ю. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований. М., 2013. 23 с.
9. Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в детском саду. Этнопедагогический подход. М.: ТЦ Сфера, 2005. 144 с.
10. Давыдова О. И., Майер А. А. Компетентностный подход в работе
дошкольного образовательного учреждения с родителями. СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. 128 с.
11. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьей. М.: ТЦ Сфера, 2012. 128 с.
12. Денисова Г С., Радовель М. Р. Этносоциология. Ростов-н/Д.: Феникс, 2000. 352 с.
13. Детская практическая психология: учебник / под ред. проф. Т. Д.
Марцинковской. М.: Гардарики, 2003. 255 с.
14. Доронова Т. Н., Соловьева Е. В., Жичкина А. Е. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: метод. руководство для работников ДОУ. М.: Сфера, 2001. 312 с.
15. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика-Синтез, 2007. 167 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ