Глава 1. Теоретические основы взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьёй через инновационные формы 7
1.1. Семья: понятие, характеристика, виды и функции 7
1.2. Дошкольная образовательная организация: понятие, задачи,
направления деятельности, нормативно-правовая база 14
1.3. Взаимодействие педагогов дошкольной образовательной
организации с семьёй через инновационные формы 23
Глава 2. Опытно-поисковая работа по взаимодействию семьи и дошкольной образовательной организацией через инновационные формы на примере МБДОУ «Азинский детский сад» г. Чернушка ... 38
2.1. Анализ деятельности дошкольной образовательной организации
по взаимодействию с семьёй через инновационные формы 38
2.2. Комплекс мероприятий по взаимодействию педагогов
дошкольной образовательной организации с семьёй через инновационные формы 53
Заключение 66
Список использованной литературы 70
Приложения 75
Актуальность темы исследования. Необходимость использования инновационных форм работы с семьей в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием общества, широким распространением современных образовательных и воспитательных технологий, интеграцией существующей образовательной системы в мировое сообщество. В соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ одной из основных задач, стоящих перед дошкольной образовательной организацией является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка» [56, с. 64].
В документах Министерства образования и науки Российской Федерации рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условий для успешного воспитания и развития дошкольников, взаимодействия с родителями, социальными партнерами [56].
Новые задачи, стоящие перед дошкольной образовательной организацией, предполагают её открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими решать образовательные задачи дошкольной образовательной организации. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: во-первых, педагогический процесс дошкольной образовательной организации становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива; во- вторых, педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями, семьей как ближайшим социальным институтом [10, с. 39].
Таким образом, на современном этапе развития дошкольной образовательной политики большое внимание уделяется проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и дошкольной образовательной организации. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение инновационных форм взаимодействия с родителями.
Анализ подходов к проблеме выявил многоплановость научных интересов исследователей, изучавших различные аспекты социально- педагогической работы с семьей:
• становление и укрепление семьи (Ю. А. Алешина, Б. И. Антонов, С. И. Голод, И. С. Даниленко, А. Ф. Евченко, В. И. Зацепин, и др.);
• воспитательная работа с детьми в семье (В. А. Гурьяк, Н .Т .Молчанов, Н. И. Стрекалова и др.);
• психолого-педагогическая помощь семье (А. К. Агишева,
Э. К. Васильева, Б. З. Вульфов, В. Н. Дружинин, Н. В. Поддубный,
М. И. Рожков, Л .И. Уманский и др.);
• социально-психологический климат и воспитательный потенциал семьи (И. В. Гребенников, О. А. Добрынина, М. С. Мацковский и др.).
Тем не менее, работы этих и других авторов не охватывают всей полноты инновационных форм взаимодействия с семьей и их значимости для работы дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников.
Противоречие: между необходимостью использования инновационных форм взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей и недостаточностью методических пособий и рекомендация для педагогов дошкольной образовательной организации по данному вопросу относительно введения Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольной Организации (ФГОС ДО).
Проблема исследования: каким должно быть содержание инновационных форм взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей?
Тема исследования: «Инновационные формы взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьей».
Объект исследования: процесс взаимодействия дошкольной
образовательной организации с семьёй.
Предмет исследования: содержание инновационных форм взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных
эмпирических данных разработать и частично апробировать комплекс мероприятий взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй через инновационные формы.
Гипотеза исследования: вероятно, взаимодействие дошкольной
образовательной организации с семьёй будет успешным, если будут:
• определены инновационные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации (индивидуальные, коллективные, наглядно-информационные);
• представлен комплекс мероприятий с учётом выделенных инновационных форм взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать понятие «семья», функции семьи, виды, характеристику.
2. Рассмотреть понятие «дошкольная образовательная организация», задачи, направления деятельности и нормативно-правовую базу.
3. Рассмотреть взаимодействие педагогов дошкольной
образовательной организации с семьёй через инновационные формы.
4. Проанализировать деятельность детского сада по взаимодействию с семьёй через инновационные формы.
Методы исследования:
• теоретические - сравнительный анализ, классификация, систематизация;
• эмпирические - наблюдение, опрос, контент-анализ.
База исследования: МБДОУ «Азинский детский сад» г. Чернушка.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В ходе написания выпускной квалификационной работы основной целью стало на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать и частично апробировать комплекс мероприятий взаимодействия ДОО с семьёй через инновационные формы.
Для достижения поставленной цели были решены определенные задачи, в ходе которых проанализировано понятие «семья», функции семьи, вид и краткая характеристика, рассмотрено понятие ««дошкольная образовательная организация», ее задачи, направления деятельности и нормативно-правовую база, рассмотрено содержание взаимодействия педагогов ДОО с родителями через инновационные формы. Также был проведен анализ деятельности детского сада по взаимодействию с семьей через инновационные формы, разработан комплекс мероприятий взаимодействия с семьями, проведена первичная и повторная диагностика после частичной апробации комплекса мероприятий.
Изучение и анализ теоретических источников позволили сделать следующие выводы.
Семья - это малая социальная группа и важнейший социальный институт общества. На каждом этапе своего развития семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.
В современной науке существует множество типологий семьи. Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально¬психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, социально-психологические цели семьи и индивидуально¬психологические потребности её членов.
Функции семьи отражают исторический характер связи между семьёй и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах и включают в себя: репродуктивную функцию, хозяйственно-экономическую, регенеративную, образовательно-воспитательную, функцию первоначального социального, рекреативную, социально-статусную, психотерапевтическую и функцию духовного общения.
Дошкольная образовательная организация - тип образовательной организации, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Решает ряд задач по укреплению здоровья и обеспечению развития, а так же по взаимодействию с родителями, оказывая им помощь по вопросам воспитания и обучения детей.
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения детей интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого¬педагогических подходов к организации и управлению дошкольным образовательным учреждением, в том числе к поиску новых и результативных форм взаимодействия с семьями воспитанников.
Взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников через использование инновационных форм, способствует оптимизации процесса взаимодействия семьи и ДОО.
В качестве инновационных форм взаимодействия определены: информационно-аналитические (тесты, опросы, анкетирование, «ящик доверия», посещение семьи, беседы с родителями), познавательные (родительские собрания, мини-собрания, родительские клубы, родительские тренинги и т.д.), досуговые (совместные мероприятия, выставки, конференции, экскурсии и т.д.), наглядно-информационные (выставки детских работ, информационные листки, памятки и рекомендации для родителей по актуальным вопросам, вовлечение родителей в заполнение родительской странички на сайте ДОО, выпуск родительской газеты (которая выпускается самими родителями) и др.).
Анализ деятельности МБДОУ «Азинский детский сад» по взаимодействию с семьей через инновационные формы и первичная диагностика взаимодействия с семьями, изучение документации и официального сайта, а также полученные в ходе анкетирования результаты свидетельствуют о необходимости изменения системы взаимодействия с родителями с целью ее оптимизации, о важности использования инновационных форм взаимодействия.
По итогам проведенного исследования разработан комплекс мероприятий по взаимодействию педагогов ДОО с семьей через инновационные формы.
Цель комплекса мероприятий: совершенствование взаимодействия
педагогов ДОО с семьей через использование инновационных форм.
Задачи комплекса:
• Определение инновационных форм взаимодействия с семьями воспитанников.
• Привлечение родителей к сотрудничеству в вопросах развития детей.
• Формирование воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
В рамках комплекса мероприятий взаимодействие с родителями было реализовано по следующим направлениям:
• Педагогический мониторинг.
• Педагогическая поддержка родителей.
• Педагогическое образование родителей.
• Педагогическое партнерство.
После частичной апробации комплекса мероприятий проведено повторное анкетирование с педагогами и родителями, по тем же анкетам, которые использовались до реализации комплекса.
Проведенная опытно-поисковая работа свидетельствует о
результативности разработанного комплекса мероприятий, основанного на инновационных формах взаимодействия с родителями. Новые инновационные формы взаимодействия с родителями способствуют формированию активной позиции и применению этих форм в семейной среде, позволяют осуществлять партнёрство с педагогами, дают возможность проявлять инициативу в процессе сотрудничества.
Несмотря на незначительные изменения (в большинстве случаев от 13 до 30%) в положительную сторону, следует учесть, что комплекс мероприятий по взаимодействию с родителями осуществлялся в течение ограниченного периода времени, но уже показал положительный результат.
Следовательно, предложенные в работе и апробированные в комплексе мероприятий инновационные формы взаимодействия с родителями могут быть использованы в работе педагогического коллектива дошкольной образовательной организации.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза частично нашла свое подтверждение.
1. Агавелян М .Г, Данилова Е .Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие
педагогов ДОУ с родителями // Журнал воспитатель ДОУ. 2009. № 7. С.127-129.
2. Алебастрова A. A. Справочник заведующего дошкольным
образовательным учреждением. М.: ВАКО, 2008. 208 с.
3. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М.: Изд-во
Международного университета бизнеса и управления «Братья Карич», 1996. 304 с.
4. Аралова М. А. Десять золотых правил проведения родительских собраний // Воспитатель ДОУ. 2007. № 4. С.17-18.
5. Артюнян М .Ю. О социальной обусловленности некоторых
воспитательных проблем. М.: Просвещение, 1986. 160 с.
6. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. М.: Академия, 2000. 211 с.
7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психол. исслед. М.: Просвещение, 1968. 148 с.
8. Гирба Е. Ю. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований. М., 2013. 23 с.
9. Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в детском саду. Этнопедагогический подход. М.: ТЦ Сфера, 2005. 144 с.
10. Давыдова О. И., Майер А. А. Компетентностный подход в работе
дошкольного образовательного учреждения с родителями. СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. 128 с.
11. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьей. М.: ТЦ Сфера, 2012. 128 с.
12. Денисова Г С., Радовель М. Р. Этносоциология. Ростов-н/Д.: Феникс, 2000. 352 с.
13. Детская практическая психология: учебник / под ред. проф. Т. Д.
Марцинковской. М.: Гардарики, 2003. 255 с.
14. Доронова Т. Н., Соловьева Е. В., Жичкина А. Е. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: метод. руководство для работников ДОУ. М.: Сфера, 2001. 312 с.
15. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика-Синтез, 2007. 167 с.
...