ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ В ГЕОГРАФИИ 6
1.1 Статистика как наука 6
1.2 Классификация статистических методов 11
ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ 20
2.1 Методики применения статистических методов на уроках географии 20
2.2 Методика работы со статистическими показателями на уроках географии 28
2.3 Обобщение опыта работы учителей школы по использованию статистических методов на уроках географии 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
Последние изменения в школьных программах в Российской Федерации, предусматривающие выделение часов на проектную деятельность учащихся, требуют пересмотра подхода к статистическим методам, повышения их актуальности и более активного использования статистического инструментария в школьном образовании. Ученики должны уметь планировать собственные географические исследования, собирать необходимую информацию, систематизировать ее и обобщать, анализировать и представлять результаты.
Ряд педагогических исследований посвящен проблеме применения статистических методов в обучении учеников, прежде всего в области математического и физического воспитания (Г. С. Евдокимова, В. Д. Селютин, Е. А. Бунимович, В. А. Болотюк, Л. В. Хапова и др.).
Общие вопросы использования статистических показателей в обучении географии учащихся традиционно рассматривались ведущими методистами (С.П. Аржанов, Н.Н. Баранский, А.В. Даринский, Д.П. Финаров, В.А. Щенев и др.), Н.Н. Петровой рассматривались проблемы формирования знаний и умений, статистические навыки использования статистических показателей при изучении географии населения были предложены С.А. Сухининым.
В то же время вопросы обучения обучающихся статистике как методу географических исследований и статистической подготовки будущих учителей географии до настоящего времени недостаточно рассмотрены. Учителя географии часто недостаточно подготовлены к применению статистики: они не обладают достаточными методическими знаниями, не воспринимают статистику как способ познания географической картины мира, не различают методы описания, анализа и статистические представления данных, редко прибегают к статистическому анализу и т. д.
Среди проблем методики обучения в статистических целях учителя указывают на слабую математическую подготовку учащихся, недостаточную собственную статистическую подготовку, дидактические трудности применения статистических методов на уроке из-за больших затрат времени и недостаточное обеспечение необходимыми статистическими материалами в учебном процессе [9].
Объект исследования: частные методики обучения географии в общеобразовательной школе.
Предмет: применение приемов и методов работы с разнообразными статистическими материалами на уроках географии.
Цель исследования: изучение и анализ подходов, методов и приемов организации обучения использованию статистических материалов в преподавании курса географии в общеобразовательной школе.
Цель исследования определена в следующих задачах:
1. рассмотреть статистику как науку;
2. рассмотреть классификацию статистических методов;
3. охарактеризовать методики применения статистических методов на уроках географии;
4. проанализировать методику работы со статистическими показателями на уроках географии;
5. провести обобщение опыта работы учителей школы по использованию статистических методов на уроках географии.
Работа выполнена на основе методов анализа литературы, обобщения, анализа и систематизации теоретико-методического материала, а также анализа опыта работы педагогов.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 30 наименований. Общий объем работы составляет 48 страниц.
Роль статистики в современном обществе возросла с максимальной силой. Потому что владение всеми типами статистики предоставит шанс государству наблюдать и эффективно решать, встающие в обществе вопросы. Статистика представляет собой отрасль знаний, в которой осуществляется изложение общих вопросов сбора, анализа и измерения массовых статистических (количественных или качественных) данных, полученных от исследуемого объекта. Благодаря этим данным появляется возможность осуществления анализа деятельности, функционирования любых отраслей хозяйства.
Современная школьная география, формируя научное мировоззрение учащихся, постоянно стремится расширить знания о природе, населении и экономике, выработать у них умения и навыки применения теоретических знаний в практической жизни. Содержание школьной географии и процесс её обучения постоянно совершенствуется и обновляется, исходя из научных достижений, что влечет за собой поиски более эффективных путей обучения и воспитания учащихся.
Статистический метод является основным, как в географической науке, так и в обучении географии в школе. Он представляет собой совокупность приемов по сбору, обработке и анализу количественных данных, характеризующих различные признаки природных и социально-экономических объектов и явлений в территориальном аспекте. На основе статистического метода раскрываются пространственно-временные характеристики населения, формируются и развиваются знания о его численности, динамике, воспроизводстве, структуре (составе) и расселении.
На основе всего вышеизложенного можно сделать вывод, что статистический материал в географии имеет огромное значение на протяжении всего курса. Задача педагога научить школьников правильно и грамотно пользоваться статистическими данными и методами. Чтобы на их основе ученики могли не только анализировать происходящие явления, но и делать выводы о возможном развитии процессов в будущем.
1. Аксенова, М.Ю. Единый государственный экзамен. География. Решение демографических задач: методические рекомендации в помощь учителям географии / М.Ю. Аксенова, Е.В. Храмова; под ред. В.В. Зарубиной. – Ульяновск: УИПКПРО, 2020. – 15 с. – Текст : непосредственный.
2. Анучин, Д. Н. Избранные географические работы / Д. Н. Анучин. –Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 356 с. – Текст : непосредственный.
3. Архипов, Ю.Р., Блажко, Н. И., Григорьев, С.В. Математические методы в географии. - Казань, 1976. – 352 с. – Текст : непосредственный.
4. Балоян, Б. М. Геоурбанистика: учебник для академического бакалавриата / Б. М. Балоян, М. Л. Гитарский. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 155 с. – Текст : непосредственный.
5. Барабанов, В. В. География. Единый государственный экзамен / В.В. Барабанов, Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. – Москва: Экзамен, 2017. – 224 c. – Текст : непосредственный.
6. Баранский, Н.Н. Экономическая география. Экономическая картография. – Москва: Географгиз, 1960. – Текст : непосредственный.
7. Баранов, А. С. Компьютерные технологии в школьной географии. Методическое пособие / А.С. Баранов, В.Г. Суслов, А.И. Шейнис. – Москва: ГЕНЖЕР, 2018. – 989 c. – Текст : непосредственный.
8. Беловолова, Е. А. Методика реализации практической направленности обучения географии в современной школе / Е.А. Беловолова. – Москва: Прометей, 2017. – 717 c. – Текст : непосредственный.
9. Бунимович, Е.А. Методическая система изучения вероятностно–статистического материала в основной школе. Дисс. канд. пед. наук. –Москва, 2018.- 157 с. – Текст : непосредственный.
10. Каледин, Н.В. География мира в 3 т. Том 2. Социально–экономическая география мира: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. В. Каледина, Н. М. Михеевой. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 255 с. – Текст : непосредственный.
11. Герасимова, Т.П., Коринская, В.А. Методы и формы организации обучения географии. – Москва: Просвещение, 1964. – 223 с. – Текст : непосредственный.
12. Годин, А. М. Статистика: учебник / А. М. Годин. – Москва: Дашков и К°, 2016. – 451 с. – Текст : непосредственный.
13. Даринский, А. В. Методика преподавания географии / А.В. Даринский. – Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2018. – 416 c. – Текст : непосредственный.
14. Душина, И. В. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях / И.В. Душина. – Москва: Дрофа, 2017. – 917 c. – Текст : непосредственный.
15. Душина, И. В., Таможнях, Е. А., Пятунин, В. Б. Методика и технология обучения географии в школе: пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов. – Москва: ООО «Издательство «Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2020. – Текст : непосредственный.
16. Едронова, В.Н. Общая теория статистики / Едроновва, В.Н; Едронова, М.В.. – Москва: ЮРИСТЪ, 2017. – 511 с. – Текст : непосредственный.
17. Зинченко, А. П. Статистика: учебник / А. П. Зинченко. – Москва: КолосС, 2017. – 566 с. – Текст : непосредственный.
18. Краевский, В. В., Хуторской, А. В. Основы обучения. Дидактика и методика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – Москва: Издательский центр «Академия», 2017. – 456 с. – Текст : непосредственный.
19. Максаковский, В.П. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений. – Москва: Просвещение, 2004. – 400 с. – Текст : непосредственный.
20. Малыгина, О. А. Изучение математического анализа на основе системно-деятельностного подхода / О.А. Малыгина. – Москва.: ЛКИ, 2018. – 416 c. – Текст : непосредственный.
21. Методика обучения географии в средней школе. Учебное пособие. –Москва: Просвещение, 1983. – 320 c. – Текст : непосредственный.
22. Петрова, Н. Н. Новый образовательный стандарт. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии: 9 класс. – Москва: Экзамен, 2006. – Текст : непосредственный.
23. Петрова, Н.Н., доктор педагогических наук, профессор, зав. лабораторией географического образования ИСМО РАО; Сухин, С.А., аспирант лаборатории географического образования. «Статистический метод» // «География в школе». – 2004 г. – №4. – С. 51-55. – Текст : непосредственный.
24. Пинхерсон, Д. М. Экономическая география в цифрах. Пособие для учителей / Д.М. Пинхерсон. – Москва: Просвещение, 2016. – 192 c. – Текст : непосредственный.
25. Плисецкий, Е. Л. Коммерческая география России. Теоретические основы курса и методика обучения / Е.Л. Плисецкий. – Москва: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2017. – 304 c. – Текст : непосредственный.
26. Романова, А.Ф. Нестандартные уроки. География. У нас в гостях Япония / А.Ф. Романова. – Москва: Учитель, 2017. – 124 c. – Текст : непосредственный.
27. Статистика в психологии и педагогике. [Электронный ресурс] URL: https://psystat.at.ua/ (Дата обращения: 22.05.2022). – Текст : непосредственный.
28. Усова, А. В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. – Текст : непосредственный.
29. Филандышева, Л. Б., Сапьян, Е. С. «Статистические методы в географии». Учебно – методическое пособие, Томск. – 2018. – 480 с. – Текст : непосредственный.
30. Финаров, Д. П. Методика обучения географии в школе / Д.П. Финаров. – Москва: АСТ, Астрель, Хранитель, 2017. – 384 c. – Текст : непосредственный.