Формирование экологического сознания детей дошкольного возраста средствами фенологических наблюдений
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психолого-педагогические основы формирования
экологического сознания личности 7
1.2. Особенности формирования экологического сознания детей
старшего дошкольного возраста 12
1.3. Фенологические наблюдения как средство формирования
экологического сознания старших дошкольников 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Диагностика уровня сформированности экологического
сознания детей старшего дошкольного возраста 33
2.2. Условия формирования экологического сознания детей старшего
дошкольного возраста средствами фенологических наблюдений 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Программа наблюдений «Юный фенолог» 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Дневники наблюдений за сезонными изменениями в природе 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Фенологический уголок в ДОО 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Календарь погоды 71
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психолого-педагогические основы формирования
экологического сознания личности 7
1.2. Особенности формирования экологического сознания детей
старшего дошкольного возраста 12
1.3. Фенологические наблюдения как средство формирования
экологического сознания старших дошкольников 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Диагностика уровня сформированности экологического
сознания детей старшего дошкольного возраста 33
2.2. Условия формирования экологического сознания детей старшего
дошкольного возраста средствами фенологических наблюдений 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Программа наблюдений «Юный фенолог» 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Дневники наблюдений за сезонными изменениями в природе 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Фенологический уголок в ДОО 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Календарь погоды 71
Актуальность исследования. В настоящее время мир наш очень изменился. Сегодня все знают о существовании экологических проблем угрожающих человечеству. Знают, что вредоносное воздействие на природу - результат разрушения личности, внутреннего мира человека, его мировоззрения и сознания. Для того чтобы переосмыслить ценности, по которым мы живем, и осознать формы взаимодействия на окружающий мир природы, необходимо изменить экологическое сознание и поведение людей. Все это, удается осуществить только при условии наличия у каждого человека достаточного уровня экологического сознания.
Педагогические исследования Е. В. Бондаревской, Е. В. Гончаровой, Д. Н. Кавтарадзе, Н. Н. Кондратьевой, А. Н. Кочергина, Е. В. Михеевой, А. А. Муратовой, С. Н. Николаевой, С. В. Петериной, Н. А. Рыжовой и т.д. позволили выявить, что для формирования экологического сознания нужно использовать тот период в жизни человека, когда он особенно сензитивен к восприятию и усвоению экологических знаний. Таким периодом является дошкольный возраст.
Очень важно с первых лет жизни маленького человека формировать основы экологического сознания, каждый день приобщать его к тайнам и красоте природы, чтобы уже в раннем возрасте, в каждом ребенке сформировалось чувство единения с ней. Необходимо воспитывать личность гуманную, творческую, умеющую понимать и любить природу, бережно относиться к окружающему миру.
В дошкольном детстве закладываются основы формирования сознания человека, первой составляющей которого являются экологические представления. В детском саду большое внимание уделяется формированию у дошкольников элементарных экологических представлений о временах года и сезонных изменениях в природе, формируемых в процессе фенологических наблюдений. Именно фенологические наблюдения позволяют устанавливать взаимосвязи и зависимости между состоянием организмов и экологическими факторами. Фенологические наблюдения - это один из самых результативных методов формирования экологического сознания.
Первыми исследователями фенологических наблюдений, в экологическом образования детей дошкольного возраста, были З. Д. Сизенко - Казанец, А. Ф. Мазурина, М. В. Лучич и др. и долгое время их методические пособия и рекомендации были большой помощью для педагогов дошкольных организаций. В дальнейшем разработкой исследований в этой области занимались советские педагоги дошкольного воспитания в публикациях, методических изданиях (О. Иогансон, Р. М. Басс, А. А Быстров, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. Геннингс, Е. И. Волкова и др.); не одно поколение педагогов училось по учебному пособию Софьи Алексеевны Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов (М. В. Лучич, С. А. Веретенникова, З. Д. Сизенко, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, А. Ф. Мазурина и др.), центром внимания которых было формирование наблюдения как основного метода знакомства дошкольников с окружающей природой.
Действительно, самым эффективным методом формирования экологического сознания является наблюдение за природой и сезонными изменениями, происходящими в ней. Чешский педагог Я. А. Коменский говорил, что обучение следует начинать не со словесного объяснения, а с предметного наблюдения. Русский педагог, писатель К. Д. Ушинский писал, что логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей, логика как отражение в уме связи предметов и явлений природы.
У современных детей очень специфическое представление о живом, они ограничены информацией получаемой из интернета и телевизора. Детям интересно, что происходит в виртуальном мире, а реальная жизнь остается в стороне. Такое неполное изучение вопроса, безразличие к нему, ведет к потребительскому отношению к природе в целом. Решать эту проблему нужно как можно раньше, уже в дошкольном возрасте. Дошкольник проявляет присущую ему пытливость и любознательность, которые помогают ему ориентироваться в окружающей обстановке, он любит наблюдать за тем, что происходит вокруг него. И при правильной организации наблюдения за природой у детей дошкольного возраста формируются представления о мире животных и растений, о сезонных изменениях в природе.
В современных детских садах методика организации фенологических наблюдений развита неполно. Это зависит от многих причин: недостаточной проработанностью теоретической базы, нехваткой методической литературы, отсутствием направленности педагогов на данный вид деятельности, поскольку новый ФГОС ДО ориентирован в основном на социально-коммуникативное развитие детей. В образовательной области «познавательное развитие» работа приобрела познавательно-творческий характер вместо исследовательского и продуктивно-деятельностного, который был ведущим до 2014 года.
Таким образом, работа по формированию экологического сознания дошкольников средствами фенологических наблюдений является актуальной.
Проблема исследования заключается в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих развитие экологического сознания старших дошкольников посредством фенологических наблюдений.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили тему исследования - «Формирование экологического сознания детей дошкольного возраста средствами фенологических наблюдений».
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать возможность использования фенологических наблюдений как средства формирования экологического сознания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс ознакомления детей старшего дошкольного возраста с природой.
Предмет исследования - фенологические наблюдения как средство формирования экологического сознания детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи.
1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Конкретизировать сущность понятий «экологическое сознание» и «фенологические наблюдения».
3. Провести диагностическое исследование уровня сформированности экологического сознания детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать и внедрить программу наблюдений «Юный фенолог» направленную на формирование экологического сознания у детей дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач нами были использованы методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, программ, учебников; синтез, сравнение, систематизация, обобщение; эмпирические - метод тестирования детей, опрос, наблюдение.
Базой исследования явилось Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Ачитского городского округа «Ачитский детский сад «Улыбка» филиал Заринский детский сад «Березка». В опытно- поисковой работе участие принимали 15 детей старшего дошкольного возраста подготовительной группы. Исследование проводилось в период с сентября 2016 г. по ноябрь 2016 г.
Структура и объем работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложение. Объем работы страниц 71.
Педагогические исследования Е. В. Бондаревской, Е. В. Гончаровой, Д. Н. Кавтарадзе, Н. Н. Кондратьевой, А. Н. Кочергина, Е. В. Михеевой, А. А. Муратовой, С. Н. Николаевой, С. В. Петериной, Н. А. Рыжовой и т.д. позволили выявить, что для формирования экологического сознания нужно использовать тот период в жизни человека, когда он особенно сензитивен к восприятию и усвоению экологических знаний. Таким периодом является дошкольный возраст.
Очень важно с первых лет жизни маленького человека формировать основы экологического сознания, каждый день приобщать его к тайнам и красоте природы, чтобы уже в раннем возрасте, в каждом ребенке сформировалось чувство единения с ней. Необходимо воспитывать личность гуманную, творческую, умеющую понимать и любить природу, бережно относиться к окружающему миру.
В дошкольном детстве закладываются основы формирования сознания человека, первой составляющей которого являются экологические представления. В детском саду большое внимание уделяется формированию у дошкольников элементарных экологических представлений о временах года и сезонных изменениях в природе, формируемых в процессе фенологических наблюдений. Именно фенологические наблюдения позволяют устанавливать взаимосвязи и зависимости между состоянием организмов и экологическими факторами. Фенологические наблюдения - это один из самых результативных методов формирования экологического сознания.
Первыми исследователями фенологических наблюдений, в экологическом образования детей дошкольного возраста, были З. Д. Сизенко - Казанец, А. Ф. Мазурина, М. В. Лучич и др. и долгое время их методические пособия и рекомендации были большой помощью для педагогов дошкольных организаций. В дальнейшем разработкой исследований в этой области занимались советские педагоги дошкольного воспитания в публикациях, методических изданиях (О. Иогансон, Р. М. Басс, А. А Быстров, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. Геннингс, Е. И. Волкова и др.); не одно поколение педагогов училось по учебному пособию Софьи Алексеевны Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов (М. В. Лучич, С. А. Веретенникова, З. Д. Сизенко, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, А. Ф. Мазурина и др.), центром внимания которых было формирование наблюдения как основного метода знакомства дошкольников с окружающей природой.
Действительно, самым эффективным методом формирования экологического сознания является наблюдение за природой и сезонными изменениями, происходящими в ней. Чешский педагог Я. А. Коменский говорил, что обучение следует начинать не со словесного объяснения, а с предметного наблюдения. Русский педагог, писатель К. Д. Ушинский писал, что логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей, логика как отражение в уме связи предметов и явлений природы.
У современных детей очень специфическое представление о живом, они ограничены информацией получаемой из интернета и телевизора. Детям интересно, что происходит в виртуальном мире, а реальная жизнь остается в стороне. Такое неполное изучение вопроса, безразличие к нему, ведет к потребительскому отношению к природе в целом. Решать эту проблему нужно как можно раньше, уже в дошкольном возрасте. Дошкольник проявляет присущую ему пытливость и любознательность, которые помогают ему ориентироваться в окружающей обстановке, он любит наблюдать за тем, что происходит вокруг него. И при правильной организации наблюдения за природой у детей дошкольного возраста формируются представления о мире животных и растений, о сезонных изменениях в природе.
В современных детских садах методика организации фенологических наблюдений развита неполно. Это зависит от многих причин: недостаточной проработанностью теоретической базы, нехваткой методической литературы, отсутствием направленности педагогов на данный вид деятельности, поскольку новый ФГОС ДО ориентирован в основном на социально-коммуникативное развитие детей. В образовательной области «познавательное развитие» работа приобрела познавательно-творческий характер вместо исследовательского и продуктивно-деятельностного, который был ведущим до 2014 года.
Таким образом, работа по формированию экологического сознания дошкольников средствами фенологических наблюдений является актуальной.
Проблема исследования заключается в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих развитие экологического сознания старших дошкольников посредством фенологических наблюдений.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили тему исследования - «Формирование экологического сознания детей дошкольного возраста средствами фенологических наблюдений».
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать возможность использования фенологических наблюдений как средства формирования экологического сознания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс ознакомления детей старшего дошкольного возраста с природой.
Предмет исследования - фенологические наблюдения как средство формирования экологического сознания детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи.
1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Конкретизировать сущность понятий «экологическое сознание» и «фенологические наблюдения».
3. Провести диагностическое исследование уровня сформированности экологического сознания детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать и внедрить программу наблюдений «Юный фенолог» направленную на формирование экологического сознания у детей дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач нами были использованы методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, программ, учебников; синтез, сравнение, систематизация, обобщение; эмпирические - метод тестирования детей, опрос, наблюдение.
Базой исследования явилось Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Ачитского городского округа «Ачитский детский сад «Улыбка» филиал Заринский детский сад «Березка». В опытно- поисковой работе участие принимали 15 детей старшего дошкольного возраста подготовительной группы. Исследование проводилось в период с сентября 2016 г. по ноябрь 2016 г.
Структура и объем работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложение. Объем работы страниц 71.
Положительные результаты проведенных нами исследований являются основанием для заключения об эффективности условий формирования экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста, и позволяет отметить следующее:
1. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что формирование экологического сознания у детей дошкольного возраста не является новым явлением в педагогической теории и практике. При этом проблема формирования экологического сознания дошкольников до сих пор остается актуальной в связи с принятием нового Федерального Государственного образовательного стандарта.
2. Нами было выявлено, что экологическое сознание представляет собой интегративную систему знаний, взглядов, эмоций, которые отражают проблемы гармонизации отношений человека с природой. Конкретизировали понятие «фенологические наблюдения». Фенологические наблюдения - это целенаправленный и организованный процесс восприятия периодических изменений, которые происходят в мире растений и животных.
3. В ходе опытно-поисковой работы на основе структуры экологического сознания были выделены основные критерии для оценивания: познавательного (экологическое представление о взаимосвязях человека с природой и в самой природе), эмоционально-ценностного (отношение к природе как равного партнера во взаимодействии с человеком и восприятии ее как ценности), рефлексивно-регулятивного (готовность к активной экологической деятельности).
Диагностическое исследование показало, что большая часть старших дошкольников имеют средние показатели по всем критериям оценки уровня сформированности экологического сознания, что требует целенаправленной систематической работы по его формированию.
4. В рамках опытно-экспериментальной работы были созданы следующие педагогические условия: составлена программа наблюдений «Юный фенолог», составлен «Дневник сезонных наблюдений», организован фенологический уголок в группе, ведется работа в календаре природы.
1. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что формирование экологического сознания у детей дошкольного возраста не является новым явлением в педагогической теории и практике. При этом проблема формирования экологического сознания дошкольников до сих пор остается актуальной в связи с принятием нового Федерального Государственного образовательного стандарта.
2. Нами было выявлено, что экологическое сознание представляет собой интегративную систему знаний, взглядов, эмоций, которые отражают проблемы гармонизации отношений человека с природой. Конкретизировали понятие «фенологические наблюдения». Фенологические наблюдения - это целенаправленный и организованный процесс восприятия периодических изменений, которые происходят в мире растений и животных.
3. В ходе опытно-поисковой работы на основе структуры экологического сознания были выделены основные критерии для оценивания: познавательного (экологическое представление о взаимосвязях человека с природой и в самой природе), эмоционально-ценностного (отношение к природе как равного партнера во взаимодействии с человеком и восприятии ее как ценности), рефлексивно-регулятивного (готовность к активной экологической деятельности).
Диагностическое исследование показало, что большая часть старших дошкольников имеют средние показатели по всем критериям оценки уровня сформированности экологического сознания, что требует целенаправленной систематической работы по его формированию.
4. В рамках опытно-экспериментальной работы были созданы следующие педагогические условия: составлена программа наблюдений «Юный фенолог», составлен «Дневник сезонных наблюдений», организован фенологический уголок в группе, ведется работа в календаре природы.
Подобные работы
- Педагогические условия формирования знаний о живой природе у детей младшего школьного возраста в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Экологическое образование младших школьников на основе школьной краеведческой работы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017



