Глава 1. Теоретические аспекты экологического воспитания дошкольников в дошкольной образовательной организации 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 6
1.2. Экологическое воспитание: понятие и сущность 14
1.3. Формы и методы экологического воспитания дошкольников в
дошкольном образовательном учреждении 20
Глава 2. Опытно-поисковая работа по выявлению особенностей экологического воспитания дошкольников базе «Детский сад №3»- «Детский сад №34» городской округ Первоуральск 32
2.1. Из опыта работы филиала МАДОУ «Детский сад№3
комбинированного вида» - «Детский сад№34» по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста 32
2.2. Разработка программы экологического воспитания в
МАДОУ «Детский сад№3 комбинированного вида» - «Детский сад№34» и её часть реализации 55
Заключение 60
Список использованной литературы 65
Приложения 70
Актуальность исследования. Актуальность изучаемой темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников - чрезвычайно злободневная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас, а началом формирования экологической направленности личности, по мнению педагогов и психологов, можно считать старший дошкольный возраст, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано.
Проблема экологического воспитания рассматривается в трудах Н. Н. Вересова, Я. И. Габаева, Л. И. Греховой, Н. С. Дежниковой,
Е. Е. Письменной, А. П. Сидельковского, И. Т. Суравегиной и других исследователей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) экологическое воспитание выделено одним из приоритетных направлений образовательного процесса.
Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС ДО - это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей, бережного отношения к природе, правильного понимания понятия «здоровый образ жизни», моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений, эмоциональной отзывчивости к живой природе, положительных эстетических ощущений от любования природой, умений познавать особенности окружающего мира.
Актуальность экологического воспитания детей также обусловлена тем, что Указом Президента Российской Федерации 2017 год объявлен годом экологии, а потому на федеральном и муниципальных уровнях разработана система мероприятий, посвященных заботе о природе и окружающем мире [39]. В этом контексте большая ответственность ложится на дошкольные образовательные организации (далее - ДОО), которые должны изменить образовательные программы и вписать в план мероприятий в ДОО программу года экологии, что требует разработки программы экологического воспитания дошкольников.
Таким образом, выявлено основное противоречие, которое состоит в необходимости экологического воспитания и ограниченностью включения в образовательные программы ДОО мероприятий, направленных на экологическое воспитания дошкольников.
Обозначенное противоречие определило проблему исследования: как осуществлять экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации?
Таким образом, все вышеуказанное позволяет сформировать объект, предмет, цель и задачи исследования.
Тема исследования: «Экологическое воспитание дошкольников в дошкольной образовательной организации».
Объект исследования: экологического воспитания дошкольников.
Предмет исследования: содержание экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических результатов исследования разработать программу по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Гипотеза исследования: процесс экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации будет успешным, если будут проводиться систематические занятия с детьми с включением в них различных форм (традиционных и нетрадиционных) и методов (словесных, наглядных, практических) работы.
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать понятие «экологическое воспитание» и выявить его сущность.
3. Изучить формы и методы экологического воспитания дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
4. Проанализировать опыт работы филиала МАДОУ «Детский сад № 3 комбинированного вида» - «Детский сад № 34» по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Методы исследования: теоретические (анализ литературы, обобщение); эмпирические (беседа, обработка результатов).
База исследования: Филиал МАДОУ «Детский сад № 3
комбинированного вида» - «Детский сад № 34» городской округ Первоуральск.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Подводя итог теоретической и практической разработки темы выпускной квалификационной работы «Экологическое воспитание дошкольников в дошкольной образовательной организации» можно сказать, что цель достигнута, решены поставленные во введении задачи.
В ходе изучения психолого-педагогической характеристики детей старшего дошкольного возраста было выявлено, что основные изменения в деятельности, сознании и личности ребенка старшего дошкольного возраста заключается в появлении произвольности психических процессов - способности целенаправленно управлять своим поведением и психическими процессами - восприятием, вниманием, памятью и др., а также происходит формирование адекватной самооценки и самоконтроля, отношения со сверстниками и взрослыми становятся сложнее и содержательнее. Формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно практическая; формируются и элементы трудовой деятельности навыки самообслуживания, труд в природе и др. Ведущим видом деятельности является сюжетно - ролевая игра, игра с правилами. В игре они отражают не только действия и операции с предметами, но и взаимоотношения между людьми.
В процессе анализа понятия «экологическое воспитание» и выявления его сущности было определено, что «экологическое воспитание» - это система регулярного педагогического воздействия, которое направлено на формирование экологической культуры как совокупности экологического сознания, как системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающей ответственное отношение к окружающей социально-природной среде» и выделяет следующие компоненты экологического сознания: интерес к природе и проблемам её охраны; знания о природе и способах её защиты; нравственные и эстетические чувства по отношению к природе; экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде, экологических чувств и экологической деятельности через воспитание любви к природе, понимание происходящих в ней процессов и их взаимосвязях.
Сущность экологического воспитания состоит в формировании начал экологической культуры, т.е. становлению осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее и созидающим на основе природы материальные и духовные ценности, к себе, как части природы, пониманию ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды, которые позволяют в дальнейшем, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Анализ форм и методов экологического воспитания дошкольников в дошкольном образовательном учреждении определил, что в педагогическом процессе экологического воспитания применяется широкий набор форм экологического воспитания: занятия, походы и экскурсии, экологические праздники и досуги, ознакомление детей с природой в повседневной жизни, элементарная поисковая и трудовая деятельность детей.
Для реализации данных форм экологического воспитания применяются наглядные методы (наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов, практические методы (прогулки игра, элементарные опыты, моделирование, труд, учебное исследование, проектирование) и словесные методы (рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы).
В ходе проведенного анализа работы филиала МАДОУ «Детский сад№3 комбинированного вида» - «Детский сад№34» по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста выявлено, что педагогами ведется активная работа по экологическому воспитанию старших дошкольников через специально организованную деятельность, совместную деятельность взрослого и детей и самостоятельную деятельность: осуществляется непосредственно - образовательная деятельность, чтение художественной литературы, просмотр фото и видеоматериалов о природе, проводятся развивающие дидактические, творческие и подвижные экологические игры, опыты и эксперименты, продуктивная деятельность старших дошкольников, прогулки на территории детского сада по экологической тропе, целевые прогулки, экскурсии, наблюдения за объектами живой и не живой природы, дети выполняют посильные трудовые поручения, в уголках природы, зимнем саду, и на участке ДОО, реализуются краткосрочные экологические проекты, экологические акции, выставки, конкурсы, досуги и развлечения, дети осуществляют самостоятельную деятельность в играх, наблюдениях, в труде.
Также для решения задач экологического воспитания старших дошкольников создана и постоянно обновляется развивающая предметно-пространственная среда, организован центр совершенства самообразования педагогов ДОО и центр сотрудничества с родителями старших дошкольников. В работе с родителями в рамках экологического воспитания старших дошкольников в ДОО педагоги используются традиционные и нетрадиционные формы общения, целью которых является обогащение родителей воспитанников педагогическими знаниями в вопросах экологического воспитания детей.
Однако, проведенная диагностика экологической воспитанности, уровня сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у детей старшего дошкольного возраста в МАДОУ «Детский сад №3»-«Детский сад №34» выявлен ряд проблем: низкий и средний уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы, что позволяет сделать вывод, что есть необходимость в повышении экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста. Данные результаты подтвердили правильность выявленной проблемы, что было положено в основу разработки программы экологического воспитания.
Для решения выявленных проблем была разработана программа экологического воспитания.
Цель программы - формирование и развитие экологической воспитанности, посредством формирования экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у детей старшего дошкольного возраста.
Программа разработана в соответствии ФГОС ДО, содержит базовый материал и состоит из ряда блоков, каждый из которых, в свою очередь, включает комплекс тем. В каждый тематический раздел программы включены разнообразные традиционные и нетрадиционные формы и методы работы: занятия по экологическому воспитанию, чтение художественной литературы, просмотр фото и видеоматериалов о природе, развивающие дидактические и подвижные экологические игры, опытническая деятельность,
экспериментирование, продуктивная деятельность старших дошкольников, прогулки на территории детского сада по экологической тропе, целевые прогулки, экскурсии, наблюдения за объектами живой и не живой природы, труд в уголках природы, зимнем саду, и на участке детского сада, творческие игры, краткосрочные экологические проекты, участие в экологических акциях, участие в выставках, конкурсах, организация досугов и развлечений, самостоятельная деятельность детей и взаимодействие с родителями воспитанников.
В период прохождения преддипломной практики, согласно разработанной Программы, мною была осуществлена частичная ее реализация и проведен цикл тематических занятий «Весна-красна».
Даже за такой короткий промежуток времени стало заметно, что у детей появилось стремление к исследованию объектов природы, научились оценивать состояние природной среды, появился интерес к опытно-исследовательской деятельности, самостоятельному наблюдению за природой.
Предполагаемыми результатами реализации программы станут: повышение у детей уровня экологической воспитанности, сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы, появление интереса к объектам и явлениям природы, дети станут бережно относиться к природе, стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе, сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, будут знать и отличать характерные признаки разных времен года, объяснять причины смены времен года, знать значение воды и воздуха, земли и почвы в жизни всех живых объектов природы и ее свойства, обогатят знания об объектах живой природы и овладеют навыками правильного ухода за ними, а также произойдет повышение экологической грамотности родителей воспитанников.
Перспективными направлениями работы по экологическому воспитанию является ежегодное планирование воспитательной работы, дальнейшая экологизация предметной развивающей среды, расширение содержания и тематики средств, форм и методов реализации программ экологического воспитания как для воспитанников. Так и для их родителей.
1. Абрамовских Н. В. Развитие экологического сознания детей дошкольного возраста // Вестник Сургутского Гос. Пед. Ун-та. 2016. № 4. С. 17.
2. Авдулова Т. П. Возрастная психология: учебное пособие. М.:
Академия, 2014. 329 с.
3. Анцыперова Т. А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе// Детский сад от А. до Я. 2009. №1. С. 152-158.
4. Ашиков В. И. Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. № 2. С. 34-39.
5. Бабунова Т. А. Дошкольная педагогика: учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007. 208 с.
6. Баюта М. Б. Возрастная психология: учебное пособие. М.: Логос, 2011. 306 с.
7. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 192 с.
8. Варламова Н. Ю. Система экологического воспитания в детском саду // Детский сад от А. до Я. 2008. № 6. С. 92-100.
9. Волков Б. С. Возрастная психология. От рождения до поступления в школу. М.: Владос, 2017. 368 с.
10. Волосникова Т. В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2013. № 6. С. 16-20.
11. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология. М.: ПО России, 2009. 512 с.
12. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2013. 464 с.
13. Григорьева А. И. Формирование экологической культуры дошкольника // Детский сад от А. до Я. 2008. № 6. С. 44-45.
14. Зебзеева В. А. Экологическое образование детей дошкольного возраста: актуальные проблемы и приоритеты современной технологии// Детский сад от А. до Я. 2008. № 9. С. 6-22.
15. Иванова Г. М. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. 2012. № 3. С. 10-12.
16. Исаева Н. Н. Организация и содержание педагогического процесса по экологическому воспитанию //Методист. 2014. №2. С. 64-66.
...