Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Работа №97015

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы98
Год сдачи2019
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
116
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 10
1.1. Сущность и содержание воспитания экологической культуры детей
дошкольного возраста 10
1.2. Концепция как фактор воспитания начал дошкольной экологической
культуры 16
1.3. Анализ основных примерных общеобразовательных программ,
используемых в ДОУ и разработанных на основе ФГОС ДО 21
1.4. Анализ основных программ экологического воспитания дошкольников 24
1.5. Основные методы и формы осуществления экологического воспитания
дошкольников 28
1.6. Принципы, используемые при выборе методов и форм работы по
экологическому образованию и воспитанию дошкольников 41
1.7. Совместная деятельность взрослого с детьми и создание стационарной
эколого-развивающей среды 43
1.8. Сотрудничество с родителями как часть экологического воспитания
детей 46
Глава 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 49
2.1. Уровень экологической воспитанности и экологических отношений
детей старшего дошкольного возраста, роль игровых технологий в их формировании 49
2.2. Внедрение в педагогический процесс экологического образования старших дошкольников игровых технологий (формирующий эксперимент)
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования (контрольный
эксперимент) 68
2.4. Выводы по второй главе 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 96

Существование человека на нашей планете неразрывно связано с окружающей его природой. Научно-техническая революция ворвалась в наш мир бурно и стремительно, что на какое-то время человеческая цивилизация возомнила себе, что наступило время, когда природа практически покорилась человеку и нет необходимости жить с оглядкой на неё, но как же она (цивилизация) ошибалась в торжестве человеческого разума. Такие побочные эффекты, как: истощение природных ресурсов и загрязнение окружающей среды ознаменовали предпосылки надвигающейся экологической катастрофы, усиливающуюся на фоне неконтролируемого роста человеческого населения, разрастания мегаполисов, контраста нищеты и пресыщенности. Писатели XIX века описали бы эти события, как величайшую трагедию современности, в которой природа становиться главным действующим лицом, а не является лишь фоном исторических событий [7, с 8].
Мать-природа, давшая человеку жизнь, наделившая его разумом, речью, дала возможность трудиться и добывать себе необходимые для полноценной жизни ресурсы. Не признавая рамки дозволенного, человек жестоко эксплуатирует ресурсы Земли, что способствует преобразованию части биосферы в техносферу. Не он (человек) творение природы, а природа обязана человеку своим существованием - вот как мыслит человеческий разум теперь, не понимая, что, уничтожая час за часом частичку природы, он уничтожает и человеческую цивилизацию в целом. И даже понимая это он не в силах остановиться, ограничить свои потребности, дать матери-природе свободно вздохнуть и восстановиться - отвык человек заботиться о других, пренебрегая своими личными интересами.
Давление человека на природу привело к современному экологическому кризису, когда выживание цивилизации находится под угрозой [7, с.12].
Решением данной проблемы становиться осознание каждым человеком самоценности природы, а не её потребительской значимости. И если убедить взрослого человека отойти от своих потребительских нужд достаточно сложно, то есть необходимость в понимании человеком глубокого нравственного начиная с возраста, в котором формируются основные моральные устои. Культурный потенциал необходимо закладывать уже в фундаменте формирования личности, и здесь дошкольный возраст и дошкольная образовательная организация становятся основными критериями, наличие которых способно позитивно влиять на формирование нравственных основ будущей полноценной личности, включающую в себя и экологическую составляющую.
Для этого необходимо вести интенсивную просветительскую работу по формированию у детей экологического сознания и культуры природопользования.
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям [31, с.5].
Экологическое воспитание - сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Суть этого направления заключается в том, что в период дошкольного детства, в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры - осознанно правильного отношения к объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Экологическое воспитание обеспечивает формирование духовных и нравственных ценностей. Научить детей видеть красивое - дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно к ней относится, он сможет передать эти чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к словам, делам и настроению взрослого, они быстро видят все положительное и подражают своему наставнику.
В 90-е годы в России наблюдается развитие системы непрерывного экологического образования, формирование концептуального видения этого направления (В. Зебвеева, В.А. Дрязгунова, Л.А. Каменева, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, Б.Т. Лихачев, В.С. Мухина, П.Г. Саморукова, С.Н. Николаева). В эти годы наблюдается активизация практики дошкольного воспитания - стимулом к развитию ДОУ становится появление новых комплексных программ («Радуга», «Детство», «Развитие», «Золотой ключик» и т.д.), в которых экологическому воспитанию уделяется должное внимание. Разрабатываются и становятся востребованными программы экологического воспитания («Открой себя», «Мы - земляне», «Юный эколог», «Паутинка», «Семицветик» и др.).
Сегодня наиболее актуальной является проблема экологизации сознания всех слоев населения, выработка у каждого человека потребности экологически грамотного взаимодействия с миром природы [45].
Как свидетельствуют результаты многочисленных психолого-педагогических исследований, у детей дошкольного возраста можно сформировать систему представлений о мире природы, ценностных ориентаций, позитивного отношения и деятельности в природе. Но с учетом специфики дошкольного возраста, на практике реализовать эти задачи достаточно сложно.
Как известно, ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, потому и одним из основных способов экологического воспитания дошкольников становятся именно игровые технологии, которые являются составной частью педагогических технологий.
Игра оказывает существенное влияние на интеллектуальное развитие - дети учатся обобщать и сравнивать предметы, развивая тем самым умственные операции. Преимущество игровых технологий заключается в том, что они могут применяться как на занятиях, так и в процессе совместной деятельности воспитателя и детей вне занятий, а также во время самостоятельной деятельности детей.
В дошкольном учреждении с помощью игровых технологий детей знакомят с природой и происходящими в ней сезонными изменениями. Приобретенные знания помогают сформировать такие качества личности, как любознательность, реалистичное понимание явлений природы, умение наблюдать, логически мыслить, бережно относиться ко всему живому.
Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких как патриотизм, гуманность, трудолюбие и уважение к труду взрослых, охраняющих и преумножающих природные богатства.
Исходя из анализа научной литературы и практики, можно сделать следующий вывод: несмотря на наличие обширного перечня литературы по проблемам воспитания и развития детей дошкольного возраста, не все его теоретические аспекты разработаны в равной степени, в частности не в достаточной степени разработано использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников.
Проблема нашего исследования звучит следующим образом: использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников.
Цель исследования:
Игровые технологии экологического воспитания дошкольников.
Экспериментальной базой исследования был МКДОУ Кисловский детский сад «Росинка», старшая группа в количестве 20 человек, воспитатели: Павлушова Галина Николаевна; Чадова Дарья Сергеевна.
Объект исследования: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников.
Задачи:
- Раскрыть сущность, содержание, средства и методы воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста.
- Проанализировать основные примерные общеобразовательные
программы, используемые в ДОУ и разработанные на основе ФГОС ДО.;
- Проанализировать основные программы по экологическому
воспитанию дошкольников;
- Рассмотреть методы и формы осуществления экологического воспитания дошкольников, а также принципы их выбора;
- Выделить условия, способствующие формированию экологической культуры детей дошкольного возраста.
-Проанализировать необходимость совместной деятельности взрослых с детьми.
- Проанализировать необходимость сотрудничества с родителями.
Теоретическая основа исследования:
- Современные концепции развития личности дошкольника в процессе общения с природой (В.И. Ашиков, Н.А. Рыжова, Л.М. Маневцова, П.Г. Саморукова и др.);
- Современные научные исследования развития личности дошкольника в процессе ознакомления с природой (С.Н. Николаева, В.А. Зебвеева, Т.А. Серебрякова, Л.А. Каменева и др.);
- Основные направления экологического воспитания в соответствии с ФГОС ДО.
Методы исследования:
Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; метод теоретического анализа; метод научного наблюдения; метод беседы; анкетирование; изучение результатов деятельности педагогов; изучение и обобщение педагогического опыта; педагогический эксперимент.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Экологическое воспитание - сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Суть этого направления заключается в том, что в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры - осознанно-правильного отношения к явлениям живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение за этот период жизни.
Экологическое воспитание, наряду с другими направлениями развития ребенка, обеспечивает формирование духовных и нравственных ценностей. Научить детей видеть красивое, восхищаться им и, самое главное, его беречь - дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. Любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание.
Игра для детей способ познания окружающего мира, себя, правил социальной среды. Экологическое воспитание через игровые технологии - это действенный способ воспитания в детях основ экологической культуры, которую они принесут в свои семьи. Концепции экологического воспитания (И.Д. Зверев, Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина, А.Н. Захлебный, Б.Т. Лихачев, Н.С. Дежникова, И.В. Цветкова, Г.А. Ягодин) получили свое интенсивное развитие в 90-е годы XX века, и придерживаясь их в настоящее время формируется система непрерывного воспитания экологической культуры всех участников образовательного процесса.
Этот процесс не статичен, исследуются новые аспекты проблемы экологического воспитания в период дошкольного детства, учитывая современные условия, в которых воспитываются и развиваются наши дети. Поэтому создание обогащенной эколого-развивающей среды является основным условием формирования экологической культуры детей. Но необходимо учитывать, что без подготовленных специалистов в данном направлении полноценного результата не добиться. Работа должна быть систематической и научно-обоснованной, с использованием современных технологий и с учетом условий воспитания сегодняшнего поколения (Н.А. Гуняга, О.М. Газина, Н.В. Кривощекова, О.А. Овсянникова, Т.А. Федорова, Н.А. Рыжова, Н.Г. Лаврентьева, Е.В. Клюева и др.).
К ним относятся создание обогащенной эколого-развивающей среды и условий формирования экологической культуры детей, а также подготовки специалистов по экологическому воспитанию дошкольников
Как свидетельствуют результаты многочисленных психолого-педагогических исследований, у детей дошкольного возраста можно сформировать систему представлений о мире природы, ценностных ориентаций, позитивного отношения и деятельности в природе. Но с учетом специфики дошкольного возраста, на практике реализовать эти задачи достаточно сложно.
Как известно, ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, потому и одним из основных способов экологического воспитания дошкольников становятся именно игровые технологии, которые являются составной частью педагогических технологий.
Игра оказывает существенное влияние на интеллектуальное развитие - дети учатся обобщать и сравнивать предметы, развивая тем самым умственные операции. Преимущество игровых технологий заключается в том, что они могут применяться как на занятиях, так и в процессе совместной деятельности воспитателя и детей вне занятий, а также во время самостоятельной деятельности детей.
В дошкольном учреждении с помощью игровых технологий детей знакомят с природой и происходящими в ней сезонными изменениями. Приобретенные знания помогают сформировать такие качества личности, как любознательность, реалистичное понимание явлений природы, умение наблюдать, логически мыслить, бережно относиться ко всему живому.
Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких как патриотизм, гуманность, трудолюбие и уважение к труду взрослых, охраняющих и преумножающих природные богатства.
Исходя из анализа научной литературы и практики, можно сделать следующий вывод: несмотря на наличие обширного перечня литературы по проблемам воспитания и развития детей дошкольного возраста, не все его теоретические аспекты разработаны в равной степени, в частности не в достаточной степени разработано использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников.
Поэтому проблема нашего исследования звучала следующим образом: использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников.
Цель исследования:
Игровые технологии экологического воспитания дошкольников.
Экспериментальной базой исследования был МКДОУ Кисловский детский сад «Росинка», старшая группа в количестве 20 человек, воспитатели: Павлушова Галина Николаевна; Чадова Дарья Сергеевна.
Человек является неотъемлемой частью природы и связан с ней навсегда невидимыми нитями. Но многие порой об этом забывают.
У большинства современных детей уже в дошкольном возрасте наблюдаются проблемы в развитии нервной системы, которые проявляются в жестокости, неконтролируемых вспышках агрессии, гиперактивности, резкой перемене настроения. Все чаще стали совершаться акты насилия над животным. А причиной всему недостаточное общение с природой в раннем возрасте. Игры на улице постепенно заменил компьютер, общение детей с природой - телевизор. И как результат - слабые, часто болеющие, жестокие и безразличные ко всему окружающему дети, которым все меньше и меньше хочется общаться с природой, играть с друзьями, гулять и просто резвиться на улице.
Родители часто за домашними хлопотами и заботами забывают, что погулять с ребенком, приобщить его к природе является не менее важным делом, как, например, накормить его или уложить спать. Посредствам природы ребенок учится любить, проявлять заботу и внимание к окружающим и бережно относиться ко всему живому.
Природа - это неиссякаемый источник знаний и вводить детей в природу нужно начиная с рождения, делая день за днем вместе с ребенком маленькие открытия и тем самым все выше приподнимая завесу тайны этого удивительного и безграничного, окружающего нас мира во всем его многообразии и неповторимости, буйстве красок и явлений.
Любознательность ребенка нет необходимости удовлетворять в полном объеме. Как только это произойдет или вы замените её (любознательность), характеризующуюся рассуждением в его собственном уме, авторитетом, то ребенок может стать лишь носителем чужого мнения. Нужно направить его внимание и на явления природы, так как ее влияние на личность ребенка носит оздоровительный и воспитывающий характер. По мнению Руссо общение с природой намного «предпочтительнее общения с людьми», так как ее ценность предпочтительнее всего [7, с. 45].
Данное высказывание Руссо, сделанное в XVIII в., играет важную роль в современных условиях экологического кризиса. Важно уже в дошкольном возрасте приобщать ребенка к природе, формировать у него представление о взаимосвязи человека и природы, о необходимости сохранения ее для будущей цивилизации.
Главной задачей всех нас - родителей, воспитателей, учителей должно стать раннее экологическое воспитание наших детей, чтобы в будущем они преумножали богатства нашей Земли, стали защитниками природы, Родины большой и малой, а также ради благополучия будущих поколений и процветания этой прекрасной планеты.
Закончить свою работу мне бы очень хотелось словами великого человека и педагога В. А. Сухомлинского из книги «Сердце отдаю детям»: «... добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания добрых чувств» [47, с. 60]. Также он отмечал: «... когда ребёнок вырастит розу, чтобы любоваться её красой, когда единственной наградой за труд является наслаждение красой и создание этой красы для счастья и радости другого человека, - он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность» [47, с. 242].



1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом [Текст]: экологическое воспитание дошкольников / З. Ф. Аксенова. - Москва : Сфера, 2011. - 127с.
2. Артемова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников [Текст] : кн. для воспитателей детского сада и родителей / Л. В. Артемова. - М: Просвещение, 1992. - 96 с.
3. Ашиков, В. И. Семицветик [Текст] : прогр.и руководство по культ.- эколог. воспитанию и развитию детей дошк. возраста / В. И. Ашиков. - 2-е изд., доп. - М. : Пед. о-во России, 1998. - 171 с.
4. Бобылева, Л. А. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников [Текст] / Л. А. Бобылева // Дошкольное воспитание. - 2005. - №7. - С.38-39.
5. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию [Текст] : современная технология экологического образования дошкольников / О. А. Воронкевич // Дошкольная педагогика. - 2006. - С.23-24.
6. Вересов Н. Мы - земляне [Текст] : программа по экологическому воспитанию старших дошкольников / Н. Вересов // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 12. - С.84-85; 1995. - № 1. - С.86-87.
7. Гончарова, Е. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Текст] : курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений /Е. В. Гончарова. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. Гуманит. ун-та, 2008. - 326 с.
8. Горбатенко, О. Ф. Система экологического воспитания в дошкольных общеобразовательных учреждениях [Текст] / О. Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, - 2006. - 26с.
9. Горелов, А. А. Человек - гармония - природа [Текст] / А. А. Горелов. - М: Наука, - 1990. - 176с.
10. Гульянц, Э. К. Что можно сделать из природного материала [Текст] : книга для воспитателя детского сад / И. Я. Базик, Э. К. Гульянц. - М: Просвещение, - 1991. - 175с.
11. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников [Текст] / Л. И. Егоренков. - М: Аркти, - 1999. - 128с.
12. Ефимова, Е. Н. Дошкольники на прогулке [Текст] / Е. Н. Ефимова. - М: Педагогическое общество России, - 2005. - 80с.
13. Жесткова, Л. С. Совместная деятельность детей, педагогов и родителей в детском саду [Текст] : из опыта работы / Л. С. Жесткова, Н. В. Лузай, С. И. Баркан. - СПб.: Детство-Пресс, - 2014. - 80с.
14. Залкинд, Э. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей / Э. Залкинд // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 1. - С.110-114.
15. Зверев, И. Д. Экологическое образование и воспитание, узловые вопросы [Текст] : экологическое образование: концепции и технологии / И. Д. Зверев. - М.: Перемена, - 1996. - 57с.
16. Зебвеева, В. А. О формах и методах экологического образования дошкольников [Текст] / В. А. Зебвеева // Дошкольное воспитание - 1998. - С.94-97.
17. Иванова, А. И. Живая экология [Текст] : программа экологического образования дошкольников / А. И. Иванова. - М.: Сфера, - 2007. - 80с.
18. Картотека подвижных игр для детей старшей группы [Электронный ресурс] URL:https://docplayer.ru/49237766-Podvizhnye-igry-s-ekologicheskim-soderzhaniem-dlya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html(дата обращения: 19.09.2017).
19. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, - 2000. - 416с.
20. Коменский, Я. И. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Я. И. Коменский. - М.: Педагогика, - 1982. - 656с.
21. Кондратьева, Н. Н. Программа образования детей «Мы» / Н.Н. Кондратьева. - СПб.: Детство-пресс, - 2002. - 240с.
22. Кондратьева, Н. Н. Мир природы и ребенок [Текст] / Е. Ф. Терентьева, Л. А. Каменева, Л.М. Маневцова. - СПб.: Детство-Пресс, - 2004. - 320с.
23. Лаасик, Т. Направление «Я и среда» [Текст] : направления учебно-воспитательной деятельности / Л. Варава, Л. Тяхт, М. Лийвик, Т. Лаасик. - Таллинн: Государственный экзаменационный и квалификационный центр, -2009.- 96с.
24. Лопатина, А. А. Экологическое воспитание дошкольников [Текст] : конспекты занятий, сказки, стихи, игры и занятия / А. А. Лопатина. - М.: Амирта, - 2010. - 128с.
25. Маневцова, Л. М. Мир природы и ребенок [Текст] / Л. М. Маневцова, П.Г. Саморукова. - СПб: Детство-Пресс, - 2003. -319с.
26. Марковская, М. М. Уголок природы в детском саду [Текст] : пособие для воспитателя детского сада / М. М. Марковская. - М.: Просвещение, - 2004. - 160с.
27. Моисеева, Л. В. Педагогическая экспертиза качества естественнонаучного и экологического образования в период детства [Текст] : учебно-методическое пособие / Л. В. Моисеева, О. Н. Лазарева. - Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: - 2017. - 339 с.
28. Николаева, С. Н. Совместная деятельность взрослых и детей [Текст] / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 2000. - №5, - С.36-38.
29. Николаева, С. Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 6. - С.17-21.
30. Николаева, С. Н. Эколог в детском саду [Текст] / С. Н. Николаева.
- М: Мозаика-Синтез, - 2003. - 136с.
31. Николаева, С. Н. Юный эколог [Текст] : программа экологического воспитания в детском саду / С. Н. Николаева. - М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ: -2010. - 82с.
32. Николаева, С. Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений / С. Н. Николаева, Т. А. Куликова. - М.: ГНОМ и Д, - 2005. -91с.
33. Новоселова, С. Л. Истоки [Текст] : базисная программа развития ребенка-дошкольника / С. Л. Новоселова. - М.: Сфера, - 1997. - 161с.
34. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс]. М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ. URL:http://www.firo.ru/wpcontent/uploads/2014/02/Child(дата обращения: 07.07.2018).
35. Перспективное планирование по экологическому воспитанию в
старшей группе [Электронный ресурс].URL: https://dohcolonoc.ru/plani-
rovanie/5267-perspektivnoe-planirovanie-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-v-starshej-gruppe.html (дата обращения: 11.08.2017).
36. Примерные основные образовательные программы дошкольного образования [Электронный ресурс].
URL: http://www.firo.ru/wpcontent/uploads/2014/02/Child (дата обращения:
17.12.2017).
37. Пчелинцева, Е. В. Непреходящие ценности малой Родины [Текст] : программа нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста / Е. В. Пчелинцева. - Иваново: АУ «Институт развития образования Ивановской области», - 2009. - 36с.
38. Райков, Б. Е. Зоологические экскурсии [Текст] / Б. Е. Райков, М. Н. Римский-Корсаков. - М.: Топикал, - 1994. - 640с.
39. Рыжова, Н. А. Программа «Наш дом - природа» [Текст] : блок занятий «Я и Природа» / Н. А. Рыжова. - М: Карапуз-Дидактика, - 2005. - 192с.
40. Рыжова, Н.А. Программа экологического воспитания дошкольников [Текст] / Н. А. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 1998, - №7, - С.26-34.
41. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях [Текст] : теория и практика / Н. А. Рыжова. - М.,2000. - 49с.
42. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях [Текст] : из опыта работы / сост. Е.Н.Тверитина, Л.С. Барсукова. - М.: Просвещение, - 1986. - 112с.
43. Рылеева, Е. В. Программа «Открой себя» [Текст] / Е. В. Рылеева. - 1998.
44. Саморукова, П. Г. Как знакомить дошкольников с природой [Текст] : пособие для воспитателей детского сада / П. Г. Саморукова. - М: Просвещение, - 1983. - 207с.
45. Серебрякова, Т. А. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Текст] : учебное пособие для студентов высших пед. учебн. заведений / Т. А. Серебрякова - 5-е изд., испр. И доп. - М.: Академия, - 2013. - 224с.
46. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст] : учеб. для высш. пед. учеб. заведений , обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е. О. Смирнова. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, - 2006. - 366с.
47. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям [Текст] : издание четвертое / В. А. Сухомлинский. - Киев: Из-во «Радяньская школа», - 1973.
48. Теория и методика экологического образования детей [Текст] : учебно-методическое пособие / сост. Г. З. Атиева. - Уфа, - 2009.
49. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения [Текст] : В 3-ех томах / К. Д. Ушинский. - Москва, - 1979.
50. Ягодин, Г. А. Воспитать гражданина планеты [Текст] / Г. А. Ягодин // Обруч. - 1997. - №2.
51. Ясвин, В. А. Психология отношения к природе [Текст] /В. А. Ясвин. - М.: Смысл, - 2005. - 186с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ