Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации

Работа №99252

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
226
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 9
1.1. Понятие о развивающей образовательной среде 9
1.2. Основные характеристики развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации 13
1.3. Современные подходы к проектированию развивающей
предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации 19
Глава 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 34
2.1. Актуальное состояние развивающей предметно-пространственной
среды дошкольной образовательной организации 34
2.2. Дизайн-проект предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в области художественно-эстетического
развития дошкольников 42
2.3. Итоги опытно-поисковой работы по теме исследования 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 71


В условиях модернизации системы российского образования, вариативности образовательных программ, реформирования системы дошкольного воспитания всё более актуальной становится проблема организации такой окружающей среды, которая была бы «направлена на гармонизацию с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменяемости, степени влияния на ребёнка» (Р. Б. Стеркина) всех ее компонентов, способствующих всестороннему развитию личности ребёнка.
В контексте сказанного главным является влияние предметно-пространственной среды на развитие воспитанников дошкольного возраста в соответствии с их возрастными особенностями, охраны и укрепления их здоровья и повышения эмоционального благополучия. Среда, в которой живет и воспитывается ребёнок, как известно, может быть разной: поддерживающей, развивающей, насыщенной, комфортной или в некоторых случаях даже враждебной (Т.И. Алиева, Е.П. Арнаутова, Т.В. Антонова, В.И. Логинова, Т.Н. Доронова и др.). Отсюда возникает необходимость грамотной организации развивающей предметно-пространственной среды, которая обеспечит активное включение ребёнка во взаимодействие с окружающим предметным миром, тем самым станет одним из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования. При этом развивающий эффект предметно-пространственной среды детского сада в значительной степени зависит от способности педагогов раскрыть социальный потенциал предметного мира, использовать его в качестве воспитательного средства.
Анализ источников показывает, что в различные исторические периоды проблема организации предметно-пространственной среды в той или иной степени рассматривалась многими исследователями (Платоном, И. Песталоцци, Ф. Дистервегом, Я. Коменским, Ж. Руссо, М. Монтессори, Л.Н. Толстым, В.А. Сухомлинским, Ш.А. Амонашвили, Л.А. Венгером, П.И. Пидкасистым, Ю.К. Бабанским, В.А. Сластениным и др.), однако на современном этапе она нуждается в более подробном, системном управленческо-педагогическом изучении, особенно в плане развивающего эффекта среды.
В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. А проектирование и обогащение развивающей предметно-пространственной среды является ключевой задачей дошкольных организаций.
Предметно-пространственная среда должна стимулировать детей к активности в различных видах деятельности, развивать способности.
Окружающая среда детского сада, то в чём непосредственно находится ребёнок, во многом определяет его эмоциональное состояние, формирует ситуацию положительного общения с окружающим миром. Целостными и гармонично сочетающимися по цвету, стилю, материалам должны быть предметы, мебель, оборудование, всё то «внутреннее убранство» которое окружает ребёнка в течение всего дня пребывания в детском саду.
Помимо этого, окружающая среда должна развивать у воспитанников чувство прекрасного, приносить психологический комфорт. Но создать такую среду в дошкольной организации бывает очень сложно, зачастую педагогам не хватает профессиональных знаний и навыков.
Учёт важности представленной проблемы на современном этапе развития российского образования и недостаточно глубокое ее изучение определяют актуальность данного исследования.
Цель исследования состоит в теоретическом изучении управленческих подходов к проектированию предметно-пространственной среды и апробации на практике управления дизайн-проектом развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации.
Объектом исследования выступает предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации.
Предметом исследования является дизайн-проект развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации.
В исследование введено ограничение в части управленческого проектирования развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательный организации в области художественно-эстетического развития детей как одного из компонентов целостной образовательный программы для детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: проектирование предметно-пространственной среды позволит обеспечить развивающий эффект в области художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, если:
- произведено путем последовательной поэтапной разработки (сбор информации и обследование среды, анализ результатов и прогнозирование новых эффектов среды, создание образа предметно-пространственной среды, планирование действий по разработке и реализации дизайн-проекта);
- выполнено в форме целостного дизайн-проекта, который разработан с участием педагогического коллектива ДОО;
- направлено на проработку взаимосвязанных компонентов (библиотечный комплекс, объединённый с медиатекой, дизайн-студия, музыкально-театрально-танцевальный комплекс, выставочные центры, входные группы в детский сад), центральным из которых является музыкально-театрально-танцевальный комплекс, оформленный путем зонирования для активизации различных видов деятельности детей.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в ходе исследования решались следующие задачи.
- на основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы уточнить понятие «развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательный организации»;
- систематизировать существующие в программах и методических пособиях подходы к проектированию развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации;
- разработать и внедрить в практику дизайн-проект предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в области художественно-эстетического развития дошкольников.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- идеи гуманизации, которые легли в основу современного образовательнго процесса (Амонашвили Ш.А., Бондаревская Е.В., Якиманская И.С. и др.);
- теоретические позиции проектирования развивающей образовательной среды (В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев, В.В. Рубцов,
A. И. Савенков, Д.Б. Эльконин, В.А. Ясвин и др.);
- практические исследования в части проектирования предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации (Т.В. Антонова, Т.Н. Доронова, Л.М. Кларина, С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова, B.А. Петровский и др.)
Для проверки гипотезы и решения задач исследования использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования:
- теоретические, в том числе изучение и анализ научной литературы (психологической, педагогической, учебно-методической и справочной);
- эмпирические, в том числе метод экспертных оценок, внутренний аудит, системный и качественный анализ полученных данных.
База опытно-поисковой работы: МБДОУ детский сад № 28 «Теремок» г. Екатеринбурга.
Научная новизна исследования:
- уточнено понятие «дизайн-проект развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательный организации» под которым понимается сконструированный план, в котором развивающая среда представлена в виде целостной системы взаимосвязанных объектов;
- определено, что специфика проектирования предметно-пространственной среды для достижения развивающего эффекта требует последовательного выполнения четырех этапов работы (сбор информации и обследование среды, анализ результатов и прогнозирование новых эффектов среды, создание образа предметно-пространственной среды, планирование действий по разработке и реализации дизайн-проекта) с участием педагогического коллектива ДОО;
- разработан дизайн-проект развивающей предметно-пространственной
среды дошкольной образовательный организации применительно к решению задач художественно-эстетического развития. Проект включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты: библиотечный комплекс,
объединённый с медиатекой, дизайн-студия, музыкально-театрально-танцевальный комплекс, выставочные центры, входные группы в детский сад, центральным из которых является музыкально-театрально-танцевальный комплекс.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенный дизайн-проект предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в области художественно-эстетического развития дошкольников будет реализован в МБДОУ детский сад № 28 «Теремок» и позволил улучшить качество работы в области художественно-эстетического развития детей.
На защиту выносятся следующие положения:
- дизайн-проект развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательный организации - это сконструированный план, в котором развивающая среда представлена в виде целостной системы взаимосвязанных объектов;
- специфика проектирования предметно-развивающей среды для достижения развивающего эффекта требует последовательного выполнения четырех этапов работы (сбор информации и обследование среды, анализ результатов и прогнозирование новых эффектов среды, создание образа предметно-пространственной среды, планирование действий по разработке и реализации дизайн-проекта) с участием педагогического коллектива ДОО;
- базовыми компонентами дизайн-проекта, направленного на обогащение образовательной среды учреждения с целью художественно- эстетического развития воспитанников стали: библиотечный комплекс, объединённый с медиатекой, дизайн-студия, музыкально-театрально-танцевальный комплекс, выставочные центры, входные группы в детский сад. При этом центральным элементом является музыкально-театрально-танцевальный комплекс, который оформлен с применением техники зонирования для активизации различных видов деятельности детей.
Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Результаты данного исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу и позволили сделать следующие выводы.
На основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы в работе уточнено понятие «развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательный организации», которае позиционируется как часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Систематизированы в существующие в программах и методических пособиях подходы к проектированию развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации на основании которых можно считать, что в условиях обновления дошкольного образования важнейшей задачей любого педагогического коллектива в части реализации основной образовательной программы дошкольного образования становится проектирование развивающей предметно-пространственной среды, которая является эффективным средством формирования личности дошкольника, первоисточником его знаний и социального опыта.
Разработан и находится в процессе реализации Дизайн-проект предметно-пространственной среды дошкольной образовательной
организации в области художественно-эстетического развития дошкольников.
Предметный мир детства, по словам С.Л. Новосёлова, «это не только игровая среда, но шире среда развития всех специфически детских видов деятельности. Ни один из них не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметной среды. Деятельность осуществима только при условии, что у ребенка есть соответствующие объекты и средства, сформированы необходимые способы действия.
В настоящее время нельзя допустить депривации деятельности из-за нехватки необходимых развивающих предметных сред. Это - серьезная угроза успеху реализации любой образовательной программы. В условиях предметного вакуума у ребенка исчезает стремление узнать новое, порождается апатия, а желание занять себя может приобрести компенсаторное, не в лучшем смысле этого слова, направление» [40].
Среда развития ребенка дошкольного возраста - это не просто те условия, в которых протекает его жизнь в семье или дошкольном учреждении, а пространство его жизнедеятельности. Она включает социальную (окружающие ребенка общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности) и предметную (систему предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей) среды. Это означает, что кроме ее предметного наполнения, родители и педагоги обязаны задумываться о познавательных и эмоциональных смыслах совместной деятельности и способах действия, которые формируются у ребенка в процессе исследования и освоения, трансформации данной среды. Это означает, что современная среда, в первую очередь, должна обладать качествами интерактивности и установления взаимосвязей между ее социальной и предметной составляющей.
При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Окружающий дошкольника мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание преобразовать и усовершенствовать. Не менее важны условия для развития личности, самостоятельности и творчества, предоставляющие каждому ребенку возможность заниматься любимым делом.
Роль педагога в процессе создания такой среды и сопровождения развития ребенка в этой среде - это вместе, рука об руку войти в чудесный мир детства, жить и сотрудничать с ребенком, радоваться и удивляться, познавать и творить, дарить друг другу радость общения. Ребенок при этом является субъектом деятельности и активно включается в процесс игры, познания, творчества.
Результаты проведенного исследования стали актуальны для деятельности дошкольного учреждения и получили в кругу педагогического коллектива широкое одобрение.
Проведенное исследование не является исчерпывающим. Постановка и предпринятая попытка решить намеченный круг задач создают условия для дальнейшего совершенствования педагогического процесса дошкольного учреждения, профессионального роста педагогов в области проектирования развивающей предметно-пространственной среды.



1. Абрамова, Н.А., Развивающая предметно-пространственная среда в условиях реализации ФГОС дошкольного образования [Текст] / Н.А. Абрамова // Научный поиск. - 2015. - № 3.5. - С. 20-22.
2. Аляутдинова, Р.Н. Мониторинг как основа модели управления качеством обучения в дошкольном учреждении [Текст] / Р.Н. Аляутдинова //Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - № 5. С. 81 - 85.
3. Артамонова, О. В. Предметно-пространственная среда: её роль в воспитании личности [Текст] / О. В. Артамонова//Дошкольное воспитание.- 1995.-№ 4. - С. 22-27.
4. Алексеева, В.Ю. Предметно-развивающая среда в дошкольной образовательной организации как условие развития детей дошкольного возраста [Текст]/ В.Ю. Алексеева // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества:материалы VI международной научной конференции. Санкт- Петербург, 2016. С. 74-77.
5. Ахтырская, Ю.В. Развивающий потенциал игр В.В. Воскобовича в контексте реализации ФГОС ДО (из практики работы ДОО «Организация
предметно-пространственной среды») [Текст] / Ахтырская, Ю.В // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. - 2016. - № 1 (7). - С. 98-99.
6. Бережнова, О. В., Проектируем основную образовательную программу дошкольного образования: организационный раздел [Текст]/
О.В. Бережнова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2015. - № 5. - С. 18-32.
7. Боденко, Л.А. Педагогические условия общекультурного становления младшего школьника в образовательной среде [Текст] автореф.дис...канд.пед.наук: Л.А. Боденко; - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 45 с.
8. Вербенец, А. М., Особенности и условия развития дизайн- деятельности старших дошкольников [Текст]/ А. М. Вербенец// Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 10. - С. 50-69.
9. Виноградова, Н.А., Мониторинг в современном детском саду [Текст] / Н.А. Виноградова. - ТЦ Сфера. - 2011. - 64 с.
10. Власов, В.Г. Иллюстрированный художественный словарь [Текст] / В.Г. Власов - СПб., 1993. - 272 с.
11. Гайдукевич, С.Е. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения [Текст]/ С.Е. Гайдукевич - Минск, 2006. -98 с.
12. Галкина, И.П. Предметно-развивающая среда: модульный подход [Текст] / Галкина, И.П. // Обруч: образование, ребенок, ученик. -
2014. - № 4. - С. 7-10.
13. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст] / Н.Ф. Губанова. - М.: Мозаика- Синтез. - 2006. - 128 с.
14. Демидова, Е.Н. Организация развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст]/ Е.Н.Демидова // Инновации в современной науке Материалы VII Международного зимнего симпозиума. Центр научной мысли. Москва, 2015. С. 83-86.
15. Доронова, Т.Н. Игрушки для развития детей раннего возраста [Текст] / Т.Н. Доронова - М: Детям XXI века. - 2005. - 62 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ