Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственных представлений на материале русских народных сказок

Работа №99247

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы56
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
189
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НРАВСТВЕННЫХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА МАТЕРИАЛЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК.. .7
1.1. Характеристика понятия «нравственные представления» 7
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования нравственных
представлений у детей старшего дошкольного возраста 12
1.3. Возможности русских народных сказок в формировании нравственных
представлений у детей 17
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА МАТЕРИАЛЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК..21
2.1. Диагностическое исследование сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы 21
2.2. Содержание работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста нравственных представлений на материале русских народных
сказок 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49

В настоящее время проблема нравственного воспитания детей остро стоит перед обществом. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромное количество информации: СМИ, школа, детский сад, кино, интернет. Все чаще встречаются примеры жестокости детей, агрессии друг к другу, к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Все это побуждает педагогов находить эффективные способы формирования нравственных представлений у детей с раннего возраста.
В дошкольный период закладывается фундамент для приобретения любых социальных навыков и знаний в будущем и формируется общий характер поведения. Старший дошкольный возраст является важным этапом в развитии нравственного облика ребенка, когда он входит в мир социальных отношений, усваивает элементарные морально-нравственных требования и обучает их реализации. На этом этапе возраста формируются дружеские отношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине. Нравственное воспитание - это основа знакомства ребенка с культурой, с помощью которого обеспечивается овладение норм и правил взаимодействия с природой и окружающими людьми [44].
Русские народные сказки отражают исторически сложившиеся традиции, обычаи народа во всей своей совокупности средств художественной выразительности, эмоциональности, яркости, колоритности. Опора на эти образы помогает формировать лучшие аспекты личности, её нравственность, красоту, гражданственность, чего так не хватает в жизни, в общении друг с другом [18].
Сказка - неотъемлемая часть фольклора. По словам К.Д. Ушинского, «сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности отношений между людьми. Передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка...» [42]. В.П.Аникин исследователь русского фольклора написал: «В мысли, которая живит сказки, многогранно проявился ум народа, кристаллами отложилась его история, быт, мировоззрение.» [18].
Каждый народ имеет свои народные сказания, связанные друг с другом. В. Я. Пропп, русский лингвист, исследователь сказок писал: "Сказка - символ единства народов. Народы понимают друг друга в своих сказках. Независимо от языковых или территориальных или государственных границ сказки широко переходят от одного народа к другому. Народы как бы сообща создают и развивают свое поэтическое богатство." [26].
Актуальность проблемы исследования обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы: " Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственных представлений на материале русских народных сказок ".
Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать комплекс занятий, направленный на формирование нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста на материале народной сказки.
Объектом исследования является процесс формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является комплекс занятий по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале русских народных сказок в условиях дошкольной образовательной организации.
Задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы охарактеризовать содержание понятия «нравственные представления».
2. Выявить психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
3. Раскрыть возможности русских народных сказок в формировании нравственных представлений у детей
4. Провести диагностическое исследование сформированногсти нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы
5. Разработать на материале сказки комплекс занятий, направленный на формирование у дошкольников нравственных представлений, и подтвердить его эффективность в опытно-поисковой работе.
Методологическая основа.
В исследованиях мыслителей, педагогов (В.Г.Белинский, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ш.А.Амонашвили, О.С.Богданова, Н.А.Баринова, Л.С. Высотина, А.А. Гусейнов, Л.А.Матвеева, А.М. Прихожан, Л.И. Рувинский, М.Г. Яновская и др.) нравственное развитие ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка. В трудах Л.С. Выготского акцентируется внимание на том, что переживание выступает единицей взаимодействия человека со средой, и подчеркивается его значимость в развитии личности. Важное значение для определения концептуальных основ исследуемой проблемы имеет теория о деятельности и общении как факторах социально-нравственного развития личности (С.Л Рубинштейн, А.Н Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.Р. Лурия и др.)
В исследованиях О.В. Акуловой, Т.В. Зуевой, А. В. Крестовского, Д.И. Латышиной, В.Я. Проппа, И.И.Тихомировой, Л.Б.Фесюковой, Т.А. Филиппова, И.В. Цикушевой изучается воспитательный потенциал сказки. Работы О.С. Богдановой, И.А. Каирова, А.С. Метелягина раскрываютя критерии и показатели сформированности нравственных представлений у школьников. Разработки диагностических заданий по нравственному воспитанию детей представлены в работах Ю.А Афонькиной, И.Б. Дермановой, Н.Г. Куприной, Г.А. Урунтаевой, Н.Е. Щурковой.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; наблюдение за детьми; беседы; диагностики уровня сформированности нравственных представлений, качественный и количественный анализ полученных данных, их табличное и графическое изображение.
База исследования: дети подготовительной группы Детского сада № 20 г. Каменск-Уральского.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В начале нами были поставлены пять задач:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы охарактеризовано содержание понятия «нравственные представления».
Вопросы нравственности волновали представителей философской мысли в разных странах. Нравственность, согласно С.И. Ожегову, выражается в соблюдении этических норм, правил поведения. Аристотель называл нравственным человека, наделенного такими качествами, как справедливость, мужественность, благоразумность. У Ф. Ницше находим, что нравственный тот, кто повинуется издревле установленным законам и обычаям». Нравственность, как указывает Э.В. Ильенков, выражается в реальном способе отношений людей друг к другу и самому себе, проявляясь в осознанном следовании принципам нравственности и нравственном поведении.
Можно сделать вывод, что основу нравственности составляют сформированные нравственные представления и усвоенные принципы нравственного поведения. Сформированность представлений о таких понятиях как совесть, сопереживание, добро и зло - является ядром нравственности.
2. Выявлены психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. В этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности. Для старших дошкольников характерны живой интерес к окружающей жизни, жажде ее познания. Они очень впечатлительны, эмоциональны и внушаемы. Именно влияя на эти чувства, родители и воспитатели могут успешнее вызвать у них желание «поступать хорошо и не делать плохо».
В старшем дошкольном возрасте ребенок переходит от ситуативного поведения к деятельности, подчиненной социальным нормам и требованиям. В этот период вместо познавательного типа общения ребенка со взрослым на первый план выступает личностный, в центре которого лежит интерес к человеческим взаимоотношениям.
Старший дошкольный возраст является сензитивным для морального развития. Это период, когда закладываются основы морального поведения и отношения. В этом возрасте формируется интерес к традициям
3. Раскрыты возможности русских народных сказок в формировании нравственных представлений у детей:
Ребёнок получает жизненный опыт на примере сказочных персонажей. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Она учит детей добру, но делает это в ненавязчивой форме.
Народные сказки впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро и счастье человека. Главное назначение сказки - привить любовь к прекрасному в слове, выработать эстетические взгляды и вкусы, т.е. эстетическое воспитание. Сказка осуществляла и другие стороны формирования личности, сказки - комплексное средство воздействия на личность ребенка.
Народные сказки воплощают в образной форме эталоны нравственного поведения, помогая ребенку четко и предельно понятно различать добро и зло, учат быть добрым и великодушным.
Сказка оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие на ребёнка: сопереживая сказочным героям, он как бы становится соучастником событий, обретает эмоциональный опыт, в чём и состоит особая ценность сказочного вымысла. Через сказки ребёнок получает не только знания о мире, о взаимоотношении людей, о проблемах, возникающих у человека в жизни, но и о путях выхода из трудных ситуаций.
4. Проведено диагностическое исследование сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы. По когнитивному показателю для диагностирования были предложены: беседа о дружбе; чтение и беседа по русской народной сказке «Гуси-лебеди», разработанная В. И. Петровой и Н.М. Трофимовой. По ценностно-мотивационному показателю детям были предложены следующие задания: «Сюжетные картинки» (диагностическая методика И.Б. Дермановой); игра «Цветик-семицветик», разработанная Л.В. Ладыгиной. По деятельностному показателю была выбрана методика Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной «Незаконченный рассказ».
В результате проведенной работы с детьми по вышеуказанным методикам, мы выявили следующие результаты: четыре ребенка из шестнадцати - 25% находятся на высоком уровне сформированности
нравственных представлений. Средний уровень у семерых детей - 43,75%. Низкий уровень имеют пять детей - 31,25%.
Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что с детьми необходимо проводить целенаправленную работу по формированию, развитию и закреплению нравственных представлений. Необходимо проводить работу по разъяснению дошкольниками значения пословиц, по определению у сказочных героев положительных и отрицательных черт, учить оценивать поступки героев народных сказок.
5. Разработан на материале сказки комплекс занятий, направленный на формирование у дошкольников нравственных представлений.
Темы занятий: «Фока воду кипятит и как зеркало блестит»; «Заюшкина избушка»; «Хозяйкины помощники»; «Сказочная путаница»; «Чудесный сундучок»; «Как у нашего кота»; «Котик, котик, поиграй»; «Колобок»; «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»; «Морозко»; ««Сундучок Деда Мороза»». Использовались такие методы и приёмы как беседа, пересказ, разыгрывание и драматизация сказки, кукольный театр, разучивание потешек, дидактические и подвижные игры, художественная деятельность,
Таким образом, под влиянием созданных педагогических условий, у детей были сформированы навыки культурного поведения и общения; уважительного отношения к окружающим взрослым и детям. Повысилась самооценка; снизилась агрессивность. После проведённого комплекса занятий у детей произошли значительные изменения в уровне сформированности нравственных представлений. Было замечено обогащение содержания дружеских взаимоотношений, изменения их мотивов.
Цель нашего исследования была достигнута, задачи, выполнены. Педагогические исследования по этой теме подтверждают гипотезу: процесс формирования нравственных представлений должен носить комплексный характер, присутствовать во всех видах деятельности дошкольника, осуществляться на специально организованных занятиях. Наличие таких занятий является эффективным условием формирования правильных нравственных представлений.


1. Азбука нравственного воспитания [Текст] : пособие для учите - ля / под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. - М. : Просвещение, 1979. - 318 с.
2. Александрова, О. Разыгрываем сказку [Текст] / О. Александро¬ва // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 1. - С. 44-51.
3. Аристотель [Текст] / под ред. П. А. Лебедева. - М. : Издат. дом Ш. Амонашвили, 2002. - 224 с.
4. Ахияров, К. Ш. Народная педагогика и современная школа [Текст] : монография / К. Ш. Ахияров. - Уфа : БашГПУ, 2000. - 328 с.
5. Архангельский, Н. В. Нравственное воспитание [Текст] / Н. В. Архангельский. - М. : Просвещение, 1979. - 176 с.
6. Божович, Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст] / Л. И. Божович, Т. Е. Конникова // Вопроы психологии. - 1975. - № 1. - С. 80-89.
7. Волков, Г. Н. Этнопедагогика [Текст] : учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков. - М. : Академия, 2000. - 176 с.
8. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С Выготский,. - М. : Апрель-Пресс ; Эксмо-Пресс, 2000. - 1008 с.
9. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития [Текст] : психодиагностич. метод. / И.Б. Дерманова - М. : Речь, 2002. - 90-91 с.
10. Дивногорцева, С. Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры [Текст] / С. Ю. Дивногор¬цева. - М. : Православ. Свято-Тихонов. гуманит. ун-т, 2007. - 239 с.
11. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие для пед. училищ / под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 1986. - 416 с.
12. Измайлов, А. Э. Народная педагогика [Текст] : пед. воззрения народов Ср. Азии и Казахстана / А. Э. Измайлов. - М. : Педагогика, 1991. - 256 с.
13. Ильин, И. А. Духовный смысл сказки [Текст] / И. А. Ильин // Литература в школе. - 1992. - № 1. - С. 3-10.
14. Каменец, А. В. «Сказка - ложь, да в ней намек...» [Текст] : социал.-пед. анализ рус. сказоч. фольклора / А. В. Каменец. - М. : Квант Медиа, 2016. - 286 с.
15. Кокуева, Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего города [Текст] : метод. пособие / Л. В. Кокуева. - М. : Аркти, 2005. - 144 с.
16. Колпакова, Н. П. Сокровище народа. Русское народное поэти - ческое творчество [Текст] / Н. П. Колпакова. - М. : Дет. лит., 1957. - 270 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ