ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ
КАМЕРАЛЬНЫХ НАЛОГВОЫХ ПРВОЕРОК РФ 7
1.1 СУЩНОСТЬ И ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ КАМЕРАЛЬНОЙ
НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ 7
1.2 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ
ПРОВЕРКИ И ПРИВЛЕЧЕНИЯ К НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ... 14
1.3 ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ
ПРОВЕРКИ В РФ 29
2 АНАЛИЗ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК (НА ПРИМЕРЕ МЕЖРАЙОННОЙ ИФНС №24 РОССИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ) 35
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖРАЙОННОЙ ИФНС
РОССИИ №24 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ КАМЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ 35
2.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ, ПРОБЛЕМЫ КАМЕРАЛЬНЫХ
НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК В МЕЖРАЙОННОЙ ИФНС РОССИИ №24 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 42
3 ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ И
ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 54
3.1 СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ ПО ОЦЕНКЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ 54
3.2. МЕХАНИЗМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 64
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что несмотря на все расширяющийся круг задач, которые ставятся государством перед налоговыми органами, основной из них остается контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов, который проводится в процессе выполнения налоговыми органами четко прописанных Налоговым Кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) мероприятий налогового контроля [1, ст. 82].
Несмотря на сравнительно широкий спектр форм налогового контроля, основными из них являются налоговые проверки. Последние делятся на выездные и камеральные.
К тому же, большое внимание налоговые органы уделают непосредственно повышению эффективности камеральных налоговых проверок. Это связанно с тем, что выездные налоговые проверки являются наиболее трудоемким, затратным по времени, по этой причине, этой формой налогового контроля охвачено малое количество налогоплательщиков. При отсутствии камеральной налоговой проверки, налогоплательщики, сдающие налоговую отчетность, остались бы без контроля. Именно с помощью камеральных проверок, налоговые органы дают почувствовать налогоплательщикам контроль над собой.
Кроме этого, как автором было отмечено выше, именно камеральные проверки выявляют из числа налогоплательщиков тех, деятельность которых потребует длительной затраты времени для анализа в процессе выездных проверок.
В связи с выше изложенным можно считать, что именно камеральные налоговые проверки, являются главным звеном, усилив его, налоговая служба сможет повысить эффективность своей работы.
Целью исследовательской работы является изучение теоретических положений и разработка практических рекомендаций по повышению результативности налогового контроля.
Для достижения поставленной цели в работе нужно решить следующие основные задачи:
• раскрыть алгоритм проведения камеральной налоговой проверки;
• изучить порядок оформления результатов камеральных налоговых проверок и привлечение налогоплательщиков к ответственности по результатам проверки;
• дать характеристику деятельности межрайонной ИФНС России №24 по Свердловской области и отделов, осуществляющих камеральные налоговые проверки;
• провести анализ результативности камеральных налоговых проверок межрайонной ИФНС России №24 по Свердловской области ;
• определить проблемы проведения камеральных налоговых проверок в Межрайонной ИФНС России №24 по Свердловской области и пути их решения;
• дать характеристику современным методам и подходам по оценке эффективности налогового администрирования;
• изучить механизм совершенствования контрольной деятельности, выявить проблемы предложить пути их решения и рассчитать экономическую эффективность предложенных автором мероприятий.
Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в процессе оценки результативности камеральных налоговых проверок на примере межрайонной ИФНС России №24 по Свердловской области.
Объектом исследования является межрайонной ИФНС России №24 по Свердловской области.
Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания, предопределяющий изучение камеральных налоговых проверок. В работе использованы общенаучные методы сравнительного анализа, а также методы научной абстракции, индукции и дедукции, статистические методы сбора и обработки информации.
Теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных ученых, публикации по исследуемой проблеме в периодической печати, Налоговый кодекс РФ, законы, методические рекомендации, инструкции и другие нормативные акты в области осуществления налогового контроля...
Целью исследовательской работы являлась изучение теоретических положений и разработка практических рекомендаций по повышению результативности камерального налогового контроля.
Для достижения поставленной цели автором были проработаны следующие основные задачи:
• раскрыт алгоритм проведения камеральной налоговой проверки;
• изучены показатели результативности камеральных налоговых проверок в РФ;
• дана характеристика деятельности Межрайонной ИФНС России №24 по Свердловской области, осуществляющих камеральные налоговые проверки;
• проведен анализ результативности камеральных налоговых проверок в Межрайонной ИФНС России №24 по Свердловской области;
• определены проблемы проведения камеральных налоговых проверок в Межрайонной ИФНС России №24 по Свердловской области и пути их решения;
• дать характеристику современным методам и подходам по оценке эффективности налогового администрирования;
• изучить механизм совершенствования контрольной деятельности, выявить проблемы предложить пути их решения и рассчитать экономическую эффективность предложенных автором мероприятий.
В современных условиях, налоги являются основным источником существования государства, поэтому государство крайне заинтересовано в том, чтобы все налогоплательщики исполняли надлежащим образом все предписания, закрепленные в соответствующих нормативных актах налогового законодательства. Для выполнения этой задачи государство постоянно осуществляет контроль, через существующие механизмы управления. Значимость налогового контроля состоит в том, что с помощью него происходит проверка соблюдения налогового законодательства, выявляются и устраняются допущенные правонарушения.
Исходя из проведенного анализа деятельности ФНС России и её территориального органа Межрайонной ИФНС России № 24 по Свердловской области, можно сделать вывод, что система ФНС достаточно эффективно проводит работу по выявлению недобросовестных налогоплательщиков, увеличивая доначисления и одновременно снижая суммы недоимок по налогам и сборам. Результатом чего является увеличение поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет РФ.
Исходя из проведенного анализа налоговых поступлений, можно сделать вывод, что основные поступления приходятся на федеральные налоги, но так же заметно и снижение местных и региональных налогов. Поэтому для исправления этой ситуации необходимо усиливать контроль в части собираемости региональных и местных налогов, ведь увеличение поступлений этих налогов является рычагом для поднятия экономики субъектов нашей страны.
В настоящее время необходимым направлением совершенствования процедуры налогового контроля является внедрение автоматизированных систем сопровождения. Использование таких программ позволяет выявлять сферы возможных налоговых правонарушений и определять потенциальный размер доначислений, следовательно, позволяя сконцентрировать внимание на соответствующих направлениях для проведения проверки. Таким образом, развитие автоматизации в налоговой сфере является приоритетным направлением.
Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы является совершенствование действующих процедур контрольных проверок. Необходимыми признаками любой действенной системы налогового контроля являются: наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков; применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок. Совершенствование каждого элемента позволит улучшить организацию налогового контроля в целом тем самым обеспечив полный контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей в бюджет.
Как известно результаты собираемости налогов напрямую зависят от четкости изложения методик налогообложения, технической оснащенности налоговых инспекций, профессиональной подготовленности их работников, а также от уровня знаний гражданами и организациями налогового законодательства.
Таким образом, в настоящее время необходимо проводить совершенствование системы налогового контроля. И лишь в этом случае будет достигнут баланс в бюджете и российская экономика сможет подняться на более высокий уровень. Следствием чего будет достигнута стабильность финансовой системы.
Так же необходимо отметить, что одним из наиболее эффективных средств уменьшения нарушений налогового законодательства, является повышение сознательности налогоплательщиков.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая от 31.07.1998 г. №146-ФЗ (с изменениями от 03.07.2016г.), часть вторая от 05.08.2000 г. №117- ФЗ (с изменениями от 04.05.2016 г.).
2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402- ФЗ (ред. от23.05.2016).
3. Приказ Федеральной налоговой службы«О внесении изменений в приказы Федеральной налоговой службы от 6 марта 2007 г. № ММ-3-06/106, от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338 и от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892» от 23 июля 2012 г. № ММВ-7-2/511».
4. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.07.2007 г. № 2662/07 (с изменением от 18.05.2016 г. № 7307/08).
5. Письмо Федеральной налоговой службы от 17 июля 2013 г. № АС-4- 2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками». Текст письма опубликован в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 13-19 августа 2013 г. № 29, от 20-26 августа 2013 г. № 30, от 27 августа - 2 сентября 2013 г. № 31, от 3-9 сентября 2013 г. № 32, от 10-16 сентября 2013 г. № 33».
6. Приказ Минфина РФ № 20н, МНС РФ № ГБ-3-04/39 от 10.03.1999 г. «Об утверждении Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке».
7. Приказ ФНС РФ № ММ-3-06/333 от 30.05.2007 г. «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок».
8. Приказ ФНС РФ № ММВ-7-2/189@ от 28.05.2015 г.«Об утверждении форм документов, предусмотренных НК РФ и используемыми налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения камеральной налоговой проверки, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях».
9. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2005 г. № 98.
10. Актуальные вопросы современного налогового контроля: анализ ситуаций и судебная практика / под ред. А.В. Брызгалина. // «Налоги и финансовое право», Москва: КНОРУС, 2014. - 295 с.
11. Глухов, В.В. Налоги. Теория и практика. / Глухов В.В., Дольде И.В., Некрасов Т.П., - Санкт-Петербург, 2011. - 376 с.
12. Глухов, В.В., Дольде И.В., Некрасова Т.П. Налоги. Теория и практика, - Санкт-Петербург, 2011. - 83 с.
13. Клейменова, М.О. Налоговое право: учебное пособие / М.О. Клейменова. - Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013. - 299 с.
14. Комарова, Г.П. Налоги и налогообложение / Г.П. Комарова. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2014. - 202 с.
15. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (частям первой и второй) / [Горшкова Л.Л., Борисов Ю.К., Кудрявцева А.Л., Годунова Н.С.]; отв. ред. Л.Л. Горшковой», Москва: Юрайт, 2015. С. 62 - 105...