ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ 7
1.1. Здоровый образ жизни как предмет психолого-педагогического исследования 7
1.2. Проблема формирования представлений о здоровом образе
жизни в теории и практике дошкольного образования 12
1.3. Характеристика программно-методического обеспечения в
аспекте формирования у детей-дошкольников представлений о здоровом образе жизни 26
1.4 Условия формирования у детей представлений о здоровом образе в жизни процессе ознакомления с природой 35
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ 48
2.1. Диагностика уровня сформированности у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни 48
2.2. Реализация педагогических условий формирования у детей
дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни в процессе ознакомления с природой 58
2.3 Результаты опытно-поисковой работы по формированию у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
В настоящее время, проблема формирования представлений о здоровом образе жизни рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного и школьного возраста. Примеры образа жизни человека, с которыми ежедневно сталкивается ребенок, не всегда выступает образцом, и у формирующейся личности могут сформироваться неверные представления о здоровом образе жизни или разрушиться уже сложившиеся представления.
На процесс формирования направленности личности на здоровый образ жизни влияют особенности развития государства, экологическая обстановка, общественное мнение, технология воспитательно-образовательного процесса, личности педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания.
Проблемой формирования представлений здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В. Н. Дубровский, Ю. П. Лисицин, Б. Н. Чумаков); психологии (О. С. Осадчук), экологии (А. Ф. Аменд, З. И. Тюмасева) и педагогики (В. Г. Алямовская, Г. К. Зайцев, Ю. Ф. Змановский, М. Лазарев, О. В. Морозова, Т. В. Поштарева, Л. Г. Татарникова, О. Ю. Толстова, О. С. Шнейдер и др.).
Исследования педагогов, психологов последнего десятилетия направлены на разработку идеи ценности здоровья в работе с детьми дошкольного возраста в таких аспектах: апробация педагогических условий формирования ценностного отношения к здоровью детей дошкольного возраста (Г. А. Хакимова) [59]; внедрение системы воспитания привычек здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста (Е. В. Купавцева) [30]; формирование здоровьесберегающей компетентности у детей старшего дошкольного возраста (Н. Г. Быкова, Л. Г. Касьянова, Л. П. Кузнецова) [7]; реализация программы взаимодействия ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста (Н. А. Андреева).
Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет успешным, если определено содержание понятия «здоровый образ жизни средствами экологического образования, то есть через познание природы [39].
Вопросы формирования у дошкольников здорового образа жизни освещены в научно-педагогической литературе, однако теоретическое осмысление формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников в научной литературе представлено недостаточно и не являлось предметом специального изучения. Поэтому проблема формирования представлений о здоровом образе жизни у детей- дошкольников средствами ознакомления с природой вызывает особенный интерес и является одной из актуальных проблем методики.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью формирования представлений у дошкольников здорового образа жизни и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по формированию представлений в процессе ознакомления с природой.
Этим противоречием определяется проблема исследования: какие педагогические условия обеспечивают формирование у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни?
Актуальность проблемы позволила сформулировать тему исследования: «Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни в процессе ознакомления с природой».
Цель исследования - определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни.
Объект исследования - процесс ознакомления детей дошкольного возраста с природой.
Предмет исследования - педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа научной литературы определить сущность представлений о здоровом образе жизни.
2. Исследовать проблему формирования представлений о здоровом образе жизни в теории и практике дошкольного образования.
3. Подобрать диагностический комплекс для диагностического исследования уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни и провести диагностическое обследование.
4. Разработать методические рекомендации для воспитателей направленные на формирование представлений о здоровом образе жизни в процессе ознакомления с природой.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, качественный и количественный анализ результатов исследования.
Теоретической основой исследования послужили работы, посвященные:
- формированию представлений ребенка о себе и о здоровом образе жизни (В. Г. Алямовская, Г. К. Зайцев, Ю. Ф. Змановский, М. Лазарев и др.);
- экологическому аспекту взаимосвязи среды и организма человека (Е. Г. Кушнина, О. А. Овсянникова, Т. В. Поштарева);
База исследования: МАДОУ детский сад №4, Свердловская обл., г. Североуральска. В исследовании приняли участие 20 старших дошкольников.
Структура работы продиктована логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Объем работы 99 страниц. Текст работы иллюстрирован таблицами (3), рисунками (10).
Выпускная квалификационная работа была посвящена проблеме, какие педагогические условия обеспечивают формирование у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни.
В процессе анализа литературы было установлено, что в аспекте психолого-педагогического исследования здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Здоровый образ жизни - это реализация комплекса действий во всех основных формах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой. С точки зрения взаимосвязи между здоровьем и образом жизни наиболее оптимальная модель поведения человека определяется через понятие «здорового образа жизни». По мнению академика Ю. П. Лисицина, образ жизни является главной причиной сохранения человеком своего здоровья. Здоровый образ жизни - это деятельность людей, которая направлена на укрепление, улучшение и сохранение своего здоровья, предупреждение возникновения и развития заболеваний. Как целостная система, здоровый образ жизни складывается из трех основных взаимосвязанных элементов, или трех культур: культуры питания, культуры движения и культуры эмоций.
Также было выявлено, что проблема формирования представлений заключается в том, что психический процесс отражения предметов или явлений, в данный момент не воспринимаются, но потом воссоздаются на основе предыдущего опыта.
Большинство проводимых исследований показало, что дошкольник, как правило, мыслит наглядно, образами. Память в этом возрасте также в значительной степени строится на воспроизведении представлений, поэтому первые воспоминания, носят характер картин, наглядных образов. Часто представления о здоровом образе жизни, накапливающиеся у детей в процессе их жизненного опыта, не обобщаются и не имеют выражения в слове. Для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, с воспитанием у них любви к чистоте, опрятности, порядку укрепляющие здоровье детей, подкрепляющее практикой теоретическое их понимание. У каждого ребенка разный круг представлений, сформировавшийся под влиянием неодинаковых условий жизни и воспитания. Для выявления уровня представлений педагог должен, прежде всего, выяснить, каков круг представлений о здоровом образе жизни у каждого воспитанника, установить отдельные недостатки в развитии их представлений и всячески содействовать расширению круга представлений о здоровом образе жизни.
Анализ некоторых образовательных программ дошкольного образования позволил установить, не во всех программах базовой основой является формирование здорового образа жизни у дошкольников. В программе «Детство» предполагается интеграция образовательно содержательных связей при решении воспитательно-образовательных задач формирования представлений о здоровом образе жизни, однако ни в одной программе не предусмотрено целенаправленного формирования представлений о здоровом образе в процессе ознакомления с природой.
Формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни успешно, если создан и реализован комплекс педагогических условий включающий: дополнение программного содержания модулями, включение детей в разные виды деятельности; ориентированными на формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни.
В опытно-поисковой работе были выделены начальный, формирующий и заключительный (контрольный) этапы.
На начальном этапе проводилась педагогическая диагностика сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольников. Выбранный диагностический инструментарий выявил уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста по показателям: полнота, осознанность, обобщенность, доказательность, инициативность. Проведенная диагностика показала недостаточный уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни. Этим была вызвана необходимость составления комплекса занятий для детей старшего дошкольного возраста, направленных на формирование представлений.
На формирующем этапе был составлен и апробирован комплекс методических разработок направленных на формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни в процессе ознакомления с природой.
После проведения повторной диагностики сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни осуществлялся сравнительный анализ результатов.
На каждом этапе занятий формировались те или иные представления о здоровом образе жизни.
Повторная диагностика подтвердила положительную динамику формирования представлений о здоровом образе жизни детей, и это доказывает эффективность составленного методического комплекса.
Таким образом, поставленные в работе задачи решены. Цель достигнута.
1. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В. И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, 1988. - 238 с.
2. Андреева, Н. А. Педагогические аспекты проблемы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста [Текст] / Н. А. Андреева // Интеграционные процессы в науке в современных условиях : сборник статей международной научно-практической конференции. (20 сентября 2016 г., г. Казань). В 2 ч. Ч.1 / - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. С. 120-123.
3. Антонов, Ю. Е. Здоровый дошкольник[Текст] : социально-оздоровительная технология XXI в. / Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова и др. - М.: Гардарики, 2008. - 164 с.
4. Антропова, М. В. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста [Текст] / М. В. Антропова, М. М. Кольцова. - М. : Педагогика, 2013.- 160с.
5. Байер, К. Здоровый образ жизни [Текст] / К. Байер, Л. Шейнберг : Пер. с англ.- М. : Мир, 2011.- 160 с.
6. Беликов, В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект [Текст] : монография / В. А. Беликов.- М. : Владос, 2004. - 357 с.
7. Быкова, Н. Г. Формирование культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в ДОУ «открытого типа» [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. Г. Быкова; Ставроп. гос. ун-т. - Ставрополь, 2005. 21с.
8. Брехман, И. И. Введение в валеологию - науку о здоровье [Текст] / И. И. Брехман - Л. : Наука, 1987. - 113 с.
9. Вайнер, Э. Н. Валеология [Текст] : Учебник для вузов / Э. Н. Вайнер. - М. : Флинта : Наука, 2001. - 416 с.
10. Васильева, О. С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки [Текст] : Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. - М. : Издат. центр Академия, 2001. - 352с.
11. Васильева, О. С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки [Текст] : Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. - М.: Издат. центр Академия, 2001. - 352с.
12. Выготский, T. C. Обучение и развитие в дошкольном возрасте [Текст] // Избран. Психол. Исследов. / Т. С. Выгодский. - М.: АПН РСФСР, 2011. - 540 с.
13. Грехова, Л. И. В союзе с природой: Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми [Текст] : Учеб. - метод. пособие / Л. И. Грехова. - М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2001. - 285 с.
14. Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС [Электронный ресурс] : материалы областной заочной научно-практической конференции педагогов дошкольных образовательных организаций от 18 апреля 2014 г. URL: http://mpc-murmansk.ru/img/all/75_sbornik_01. (дата обращения 26.10.2017).
15. Журавская, Н. В. Профессиональная подготовка специалистов пожарной безопасности в вузах нефтегазовой отрасли с использованием индивидуально-дифференцированного подхода [Текст] : автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. пед. наук: спец. 13.00.08. ''Теория и методика профессионального образования'' / Н. В. Журавская. - СПб., 2011. - 26 с.
16. Зверева, М. В. О понятии "дидактические условия" [Текст] // Новые исследования в педагогических науках. / М. В. Зверева. - М. : Педагогика. -
1987. - №1. - С. 29-32.
17. Ипполитова, Н. В. Анализ понятия « Педагогические условия» : сущность, классификации [Электронный ресурс] // General and Professional Education - 2012 - №1. URL: http://genproedu.com/paper/2012-01/full_008- 014.pdf(дата обращения: 26.10.2017).
18. Истоки [Текст] : примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Алиева [и др.] ; науч. Ред. Л. А. Парамонова [и др.] ; под ред. Л.А. Парамоновой. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 320 с.
19. История дошкольной педагогики [Текст] / Под ред. Л. H. Литвина. 2 изд. Дораб. - М. : Просвещение, 2011. - 352с.
20. История зарубежной дошкольной педагогики [Текст] / Сост. Н. Б. Мчедлидзе [и др.]. - 2 изд., доп. - М. : Просвещение, 2010. - 464с.
21. Карепова, Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы [Текст] / Т. Г. Карепова. - Волгоград : Учитель, 2010. - 170 с.
22. Касьянова, Л. Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.07 / Л.Г. Касьянова; Шадринский гос. пед. институт. - Шадринск, 2004.- 219с.
23. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике [Текст] / Г. А. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М. : МарТ, 2005. - 448 с.
24. Козырева, Е. И. Школа педагога-исследователя как условие развития педагогической культуры [Текст] / Е. И. Козырева // Методология и методика естественных наук: [сб. науч. тр.]. - Вып. 4. - Омск : Изд-во Ом ГПУ, 1999. - 24 с.
25. Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду [Текст]: Сценарии занятий. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.
26. Коменский, Ян Амос. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Я. А. Коменский. - М., Учпедгиз, 2013. - 376с.
27. Комратова, Н. Проектная деятельность: культура и экология [Текст] // Дошкольное воспитание. / Н. Комратова. - 2007. - № 2. - С. 34-39.
28. Кудрявцев, В. Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы, стратегия развития [Текст] / В.Т. Кудрявцев // Дошкольное
воспитание. - 2000. - №1. - С. 65-72.
29. Кудрявцев, В. Г. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) [Текст] : Программно-метод. пособие / В. Г. Кудрявцев, Г. Б. Егоров. - М.: Линка-Пресс, 2000. - 296 с.
30. Кулявина, М. Н. Формирование основ здорового образа жизни у
детей дошкольного возраста [Текст] / М. Н. Кулявина, Ю. А. Шапиро // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития:
материалы IV Междунар. науч-практ. конф. (Чебоксары, 19 февр. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 244-247.
31. Купавцева, Е.В. Воспитание привычек здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста [Текст] : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.В. Купавцева ; Барнаул. гос. пед. ун-т. - Барнаул, 2002. - 19 с.
32. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 2012.- 307 с.
33. Леонтьева, Х. Осень золото роняет [Текст] / Х. Леонтьева, Р. Валиулина // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 9. - С. 125-126
34. Лисицын, Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст]: учебник / Ю. П. Лисицын. - 2-е изд. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 512 с.: ил.
35. Маклаков, А. Г. Общая психология. Учебник для вузов [Текст] / А. Г. Маклаков. - СПб : Питер, 2001. - 582с.
36. Мартыненко, А. В. Формирование здорового образа жизни молодежи: медико-социальные аспекты [Текст] / А. В. Мартыненко, Ю. В. Валенина. - М.,1998. - 118 с.
37. Мац А. Н. Врачам об антипрививочном движении и его вымыслах в СМИ [Текст] // Педиатрическая фармакология. - 2009. - Т. 6. - № 6. - С. 32¬35с.
38. Методика ознакомления детей с природой в детском саду [Текст] : учеб. пособие для пед. училищ / под ред. П. Г. Саморуковой. - Москва : Просвещение, 1992. - 222 с.
39. Методические указания к самостоятельной работе студентов по курсу «Теория и методика природоведческой работы в детском саду» [Текст] / Сост.- П. Г. Саморукова [и др.]. - Санкт- Петербург, 1991. - С.38-39.
40. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические
основы коррекционной педагогики [Текст] : учебное пособие /
Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. - М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2008, - 263 с.
41. Мир природы и ребёнок (Методика экологического воспитания дошкольников) [Текст] / Под ред. Л. М. Маневцевой. - С-Пб, Акцидент, 1998. - 319 с.
42. Немов, Р. С. Психология [Текст] : словарь-справочник: в 2 ч. / Р. С. Немов. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - Ч. 2. - 352 с.
43. Нежина, Н. В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Нежина // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С. 14-17.
44. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет [Текст] / И.М. Новикова. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 96 с.
45. Новикова И. М. Изучение способностей становления самосохранительного поведения в условиях мегаполиса [Текст] / И. М. Новикова // Экология и промышленность России. - 2006. - Декабрь. - С. 41¬45.
46. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] : ок. 53000 слов / С.И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М. : ООО «Издательство Оникс» : ООО «Издательство Мир и образование», 2007. - 640 с.
47. Осяк, С. А. Формирование представлений о здоровом образе жизни
у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2. URL:
https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20207(дата обращения: 26.10.2017).
48. От рождения до школы [Текст] : примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 333 с.
49. Педагогика [Текст] : Учебное пособие для студентов
педагогических институтов / под ред. Ю. К. Бабанского. - М. : Педагогика, 1988. - 432 с.
50. Педагогика: Большая современная энциклопедия [Текст] / сост. Е. С. Рапацевич. - М. : Современное слово, 2005. - 116 с.
51. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / В. М. Полонский. - М. : Высш. шк. 2004. - 512 с.
52. Практикум по возрастной и педагогической психологии [Текст] : Для студ. сред. пед. учеб. заведений / Авт. - сост. Е. Е. Данилова; под ред. И.В. Дубровиной. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.
53. Детство [Текст]: Примерная образовательная программа
дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. - 352 с.
54. Сивцева, А. С. Определение содержания понятия «Педагогические условия» методом контент-анализа [Электронный ресурс] / А. С. Сивцева // Вестник Житомирского государственного университета имени Ивана Франка «Педагогические науки» - 2014. - №4. URL: http://eprints.zu.edu.ua/13972/(дата обращения: 26.10.2016).
55. Соловьев, Г. М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры [Текст] / Г. М. Соловьев. - Ставрополь: СГУ, 2007. - 111 с.
56. Сухарев, А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков [Текст] / А. Г. Сухарев. - М.: Медицина, 2003. - 270 с.
57. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну [Текст] / В. А. Сухомлинский. - К. : Радяньска школа, 1985. - 557 с.
58. Философский энциклопедический словарь [Текст] / гл. редакция:
Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. - М.: Сов.
энциклопедия, 1983. - 840 с.
59. Хакимова, Г. А. Формирование ценностного отношения к здоровью
у детей [Текст] : Монография / Г. А. Хакимова, Г.Н. Гребенюк. -
Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010. - 175 с.
60. Шишкина В. А. В детский сад - за здоровьем [Текст] : пособие для педагогов, обеспечивающих дошкольное образование / В. А. Шишкина. - Мн.: Зорны верасень, 2006.- 3 - 18с., 24-165с.