ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ 6
1.1 Развитие теоретических представления о ценностных ориентациях личности 6
1.2 Особенности ценностных ориентаций молодежи 17
1.3 Особенности ценностных ориентаций представителей молодежных
субкультур 24
Выводы по главе 1 31
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МОЛОДЕЖНОЙ
СУБКУЛЬТУРЫ «АНИМЕ» 32
2.1 Организация эмпирического исследования 32
2.2. Описание результатов эмпирического исследования 34
Выводы по главе 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ 6
1.1 Развитие теоретических представления о ценностных ориентациях личности 6
1.2 Особенности ценностных ориентаций молодежи 17
1.3 Особенности ценностных ориентаций представителей молодежных
субкультур 24
Выводы по главе 1 31
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МОЛОДЕЖНОЙ
СУБКУЛЬТУРЫ «АНИМЕ» 32
2.1 Организация эмпирического исследования 32
2.2. Описание результатов эмпирического исследования 34
Выводы по главе 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
Актуальность данной исследовательской работы заключается в том, что в наше время все больше и сильнее распространяется влияние зарубежной культуры, особенно на такой поддающийся влиянию разных идеологий слой общества как молодежь, оставляя свои следы на ее ценностных ориентирах. Содержание ценностно-мотивационной сферы личности определяет жизненную позицию, направление жизнедеятельности, то, к чему будет стремиться личность. В связи с тем, что молодежь является главным носителем прогресса во всех сферах жизни нашего общества, необходимо знать и понимать, на что она ориентирована, чтобы прогнозировать дальнейшее развитие общества.
Объект - ценностные ориентации личности.
Предмет - ценностные ориентации молодежи, являющейся представителями молодежной субкультуры «аниме».
Цель - выявить особенности ценностных ориентаций молодежи, являющейся представителями молодежной субкультуры «аниме».
Задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по теме ценностных ориентаций личности.
2. Провести эмпирическое исследование ценностных ориентаций молодежи, состоящей и не состоящей в неформальных группах.
3. Провести анализ эмпирических данных, описать результаты и сделать выводы.
Гипотеза - ценностные ориентации молодежи, являющейся и не являющейся представителями молодежной субкультуры «аниме» имеют различия.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• подход к группировке ценностей О. И. Моткова и Т. А. Огневой, основанный на теории самодетерминации личности Эдварда Диси и Ричарда Райана;
• исследования структуры ценностных ориентаций С. С. Бубновой в рамках системного подхода к изучению психических феноменов;
• теория психосоциального развития Эрика Эриксона, в частности возрастные периоды развития личности - юность и молодость, во время которых происходит формирование ценностно-смысловой сферы личности;
Методологическая база исследования:
1. Теоретические методы - анализ научной литературы по исследуемой тематике, сравнение, систематизация психологических знаний по исследуемой теме.
2. Эмпирические методы - тестирование, психологическое измерение. Методики (описание методик в приложении):
• Диагностика индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности С. С. Бубновой;
• Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах Е. Б. Фанталовой;
• Ценностные ориентации О. И. Моткова и Т. А. Огневой.
3. Методы обработки данных - методы математической статистики (U-критерий Манна-Уитни).
Практическая значимость: результаты данного исследования могут применяться в психологической практике при работе с подростками и юношами, являющимися представителями молодежных субкультур, для профилактики и коррекции девиантного поведения, нарушений психологического развития личности, характерных для данного возраста.
Теоретическая значимость: состоит в расширении представлений и знаний об особенностях ценностно-смысловых ориентаций представителей молодежных субкультур, в частности молодых людей, являющихся представителями молодежной субкультуры «аниме».
Объект - ценностные ориентации личности.
Предмет - ценностные ориентации молодежи, являющейся представителями молодежной субкультуры «аниме».
Цель - выявить особенности ценностных ориентаций молодежи, являющейся представителями молодежной субкультуры «аниме».
Задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по теме ценностных ориентаций личности.
2. Провести эмпирическое исследование ценностных ориентаций молодежи, состоящей и не состоящей в неформальных группах.
3. Провести анализ эмпирических данных, описать результаты и сделать выводы.
Гипотеза - ценностные ориентации молодежи, являющейся и не являющейся представителями молодежной субкультуры «аниме» имеют различия.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• подход к группировке ценностей О. И. Моткова и Т. А. Огневой, основанный на теории самодетерминации личности Эдварда Диси и Ричарда Райана;
• исследования структуры ценностных ориентаций С. С. Бубновой в рамках системного подхода к изучению психических феноменов;
• теория психосоциального развития Эрика Эриксона, в частности возрастные периоды развития личности - юность и молодость, во время которых происходит формирование ценностно-смысловой сферы личности;
Методологическая база исследования:
1. Теоретические методы - анализ научной литературы по исследуемой тематике, сравнение, систематизация психологических знаний по исследуемой теме.
2. Эмпирические методы - тестирование, психологическое измерение. Методики (описание методик в приложении):
• Диагностика индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности С. С. Бубновой;
• Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах Е. Б. Фанталовой;
• Ценностные ориентации О. И. Моткова и Т. А. Огневой.
3. Методы обработки данных - методы математической статистики (U-критерий Манна-Уитни).
Практическая значимость: результаты данного исследования могут применяться в психологической практике при работе с подростками и юношами, являющимися представителями молодежных субкультур, для профилактики и коррекции девиантного поведения, нарушений психологического развития личности, характерных для данного возраста.
Теоретическая значимость: состоит в расширении представлений и знаний об особенностях ценностно-смысловых ориентаций представителей молодежных субкультур, в частности молодых людей, являющихся представителями молодежной субкультуры «аниме».
Цель нашей работы состояла в выявлении ценностных ориентаций представителей молодежной субкультуры «аниме».
В ходе реализации цели был проведен теоретический анализ литературы по изучаемой нами теме, в результате которого можно сделать выводы:
Формирование ценностно-смысловой сферы у молодежи происходит хаотично и зависит от множества факторов и условий, важнейшим из которых являются психологические и личностные изменения, переживаемые в период юношества, самый сензитивный для формирования личности период.
Субкультура - это неотъемлемая часть основной культуры общества. Ее формирование связано с возрастными психологическими особенностями развития и формирования личности ее основных участников.
Субкультура «аниме» - это субкультура досуговой направленности, связана с искусством, ее представители не несут какой-либо угрозы или опасности обществу, неагрессивны и, в большинстве своем, миролюбивы, имеют повышенные духовные и нравственные ценности.
На основании теоретических выводов была выдвинута гипотеза о существовании различий между ценностными ориентациями молодых людей, представляющих субкультуру «аниме» и не представляющих ее.
В исследовании, проведенном на 50 молодых людях (27 девушек и 23 юноши), разделенных на две равные по количеству людей выборки (представители «аниме» и не представители «аниме»), были применены методики: «диагностика индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности» С. С. Бубновой; «уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е. Б. Фанталовой; «ценностные ориентации» О. И. Моткова и Т. А. Огневой.
На основании проведенного эмпирического исследования были сделаны выводы:
1. Респонденты, представляющие и не представляющие субкультуру «аниме» имеют различия в таких ценностях, как высокое материальное благосостояние, любовь, высокий социальный статус и управление людьми, общение, здоровье, материально обеспеченная жизнь, реализация здоровья, реализация уверенности в себе и преобладание внешних или внутренних ценностей.
2. Для представителей «аниме» субкультуры характерна низкая значимость материальных или внешних ценностей, таких как материальное благосостояние, любовь, высокий социальный статус и управление людьми, и высокая значимость ценности творчества и ее реализации.
Таким образом, наша гипотеза о том, что существуют различия в ценностных ориентациях молодежи, являющейся и не являющейся представителями молодежной субкультуры «аниме», подтвердилась.
Результаты данного исследования могут применяться в психологической практике при работе с подростками и юношами, являющимися представителями молодежных субкультур, для профилактики и коррекции девиантного поведения, нарушений психологического развития личности, характерных для данного возраста.
В ходе реализации цели был проведен теоретический анализ литературы по изучаемой нами теме, в результате которого можно сделать выводы:
Формирование ценностно-смысловой сферы у молодежи происходит хаотично и зависит от множества факторов и условий, важнейшим из которых являются психологические и личностные изменения, переживаемые в период юношества, самый сензитивный для формирования личности период.
Субкультура - это неотъемлемая часть основной культуры общества. Ее формирование связано с возрастными психологическими особенностями развития и формирования личности ее основных участников.
Субкультура «аниме» - это субкультура досуговой направленности, связана с искусством, ее представители не несут какой-либо угрозы или опасности обществу, неагрессивны и, в большинстве своем, миролюбивы, имеют повышенные духовные и нравственные ценности.
На основании теоретических выводов была выдвинута гипотеза о существовании различий между ценностными ориентациями молодых людей, представляющих субкультуру «аниме» и не представляющих ее.
В исследовании, проведенном на 50 молодых людях (27 девушек и 23 юноши), разделенных на две равные по количеству людей выборки (представители «аниме» и не представители «аниме»), были применены методики: «диагностика индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности» С. С. Бубновой; «уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е. Б. Фанталовой; «ценностные ориентации» О. И. Моткова и Т. А. Огневой.
На основании проведенного эмпирического исследования были сделаны выводы:
1. Респонденты, представляющие и не представляющие субкультуру «аниме» имеют различия в таких ценностях, как высокое материальное благосостояние, любовь, высокий социальный статус и управление людьми, общение, здоровье, материально обеспеченная жизнь, реализация здоровья, реализация уверенности в себе и преобладание внешних или внутренних ценностей.
2. Для представителей «аниме» субкультуры характерна низкая значимость материальных или внешних ценностей, таких как материальное благосостояние, любовь, высокий социальный статус и управление людьми, и высокая значимость ценности творчества и ее реализации.
Таким образом, наша гипотеза о том, что существуют различия в ценностных ориентациях молодежи, являющейся и не являющейся представителями молодежной субкультуры «аниме», подтвердилась.
Результаты данного исследования могут применяться в психологической практике при работе с подростками и юношами, являющимися представителями молодежных субкультур, для профилактики и коррекции девиантного поведения, нарушений психологического развития личности, характерных для данного возраста.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ КИТАЙСКИХ И РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2023 - Основы исследования ценностных ориентаций современных подростков-неформалов
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2020 - ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ МОЛОДЁЖНЫХ
СУБКУЛЬТУР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
(на примере СОШ №3, г.Елабуга)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Психологические особенности субкультуры готов
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЧЛЕНОВ
НЕФОРМАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ НА ПРИМЕРЕ ПАРКУРА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Психологические особенности лиц юношеского возраста, принадлежащих к неформальным субкультурам
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2022 - Ценности и личностные смыслы у представителей разных субкультур
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Геймерство как субкультура в современном российском обществе: анализ ценностных ориентаций и поведенческих практик
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Психологические особенности представителей разных субкультур на примере подросткового возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2022



