ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ 6
1.1 Развитие теоретических представления о ценностных ориентациях личности 6
1.2 Особенности ценностных ориентаций молодежи 17
1.3 Особенности ценностных ориентаций представителей молодежных
субкультур 24
Выводы по главе 1 31
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МОЛОДЕЖНОЙ
СУБКУЛЬТУРЫ «АНИМЕ» 32
2.1 Организация эмпирического исследования 32
2.2. Описание результатов эмпирического исследования 34
Выводы по главе 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
Актуальность данной исследовательской работы заключается в том, что в наше время все больше и сильнее распространяется влияние зарубежной культуры, особенно на такой поддающийся влиянию разных идеологий слой общества как молодежь, оставляя свои следы на ее ценностных ориентирах. Содержание ценностно-мотивационной сферы личности определяет жизненную позицию, направление жизнедеятельности, то, к чему будет стремиться личность. В связи с тем, что молодежь является главным носителем прогресса во всех сферах жизни нашего общества, необходимо знать и понимать, на что она ориентирована, чтобы прогнозировать дальнейшее развитие общества.
Объект - ценностные ориентации личности.
Предмет - ценностные ориентации молодежи, являющейся представителями молодежной субкультуры «аниме».
Цель - выявить особенности ценностных ориентаций молодежи, являющейся представителями молодежной субкультуры «аниме».
Задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по теме ценностных ориентаций личности.
2. Провести эмпирическое исследование ценностных ориентаций молодежи, состоящей и не состоящей в неформальных группах.
3. Провести анализ эмпирических данных, описать результаты и сделать выводы.
Гипотеза - ценностные ориентации молодежи, являющейся и не являющейся представителями молодежной субкультуры «аниме» имеют различия.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• подход к группировке ценностей О. И. Моткова и Т. А. Огневой, основанный на теории самодетерминации личности Эдварда Диси и Ричарда Райана;
• исследования структуры ценностных ориентаций С. С. Бубновой в рамках системного подхода к изучению психических феноменов;
• теория психосоциального развития Эрика Эриксона, в частности возрастные периоды развития личности - юность и молодость, во время которых происходит формирование ценностно-смысловой сферы личности;
Методологическая база исследования:
1. Теоретические методы - анализ научной литературы по исследуемой тематике, сравнение, систематизация психологических знаний по исследуемой теме.
2. Эмпирические методы - тестирование, психологическое измерение. Методики (описание методик в приложении):
• Диагностика индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности С. С. Бубновой;
• Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах Е. Б. Фанталовой;
• Ценностные ориентации О. И. Моткова и Т. А. Огневой.
3. Методы обработки данных - методы математической статистики (U-критерий Манна-Уитни).
Практическая значимость: результаты данного исследования могут применяться в психологической практике при работе с подростками и юношами, являющимися представителями молодежных субкультур, для профилактики и коррекции девиантного поведения, нарушений психологического развития личности, характерных для данного возраста.
Теоретическая значимость: состоит в расширении представлений и знаний об особенностях ценностно-смысловых ориентаций представителей молодежных субкультур, в частности молодых людей, являющихся представителями молодежной субкультуры «аниме».
Цель нашей работы состояла в выявлении ценностных ориентаций представителей молодежной субкультуры «аниме».
В ходе реализации цели был проведен теоретический анализ литературы по изучаемой нами теме, в результате которого можно сделать выводы:
Формирование ценностно-смысловой сферы у молодежи происходит хаотично и зависит от множества факторов и условий, важнейшим из которых являются психологические и личностные изменения, переживаемые в период юношества, самый сензитивный для формирования личности период.
Субкультура - это неотъемлемая часть основной культуры общества. Ее формирование связано с возрастными психологическими особенностями развития и формирования личности ее основных участников.
Субкультура «аниме» - это субкультура досуговой направленности, связана с искусством, ее представители не несут какой-либо угрозы или опасности обществу, неагрессивны и, в большинстве своем, миролюбивы, имеют повышенные духовные и нравственные ценности.
На основании теоретических выводов была выдвинута гипотеза о существовании различий между ценностными ориентациями молодых людей, представляющих субкультуру «аниме» и не представляющих ее.
В исследовании, проведенном на 50 молодых людях (27 девушек и 23 юноши), разделенных на две равные по количеству людей выборки (представители «аниме» и не представители «аниме»), были применены методики: «диагностика индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности» С. С. Бубновой; «уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е. Б. Фанталовой; «ценностные ориентации» О. И. Моткова и Т. А. Огневой.
На основании проведенного эмпирического исследования были сделаны выводы:
1. Респонденты, представляющие и не представляющие субкультуру «аниме» имеют различия в таких ценностях, как высокое материальное благосостояние, любовь, высокий социальный статус и управление людьми, общение, здоровье, материально обеспеченная жизнь, реализация здоровья, реализация уверенности в себе и преобладание внешних или внутренних ценностей.
2. Для представителей «аниме» субкультуры характерна низкая значимость материальных или внешних ценностей, таких как материальное благосостояние, любовь, высокий социальный статус и управление людьми, и высокая значимость ценности творчества и ее реализации.
Таким образом, наша гипотеза о том, что существуют различия в ценностных ориентациях молодежи, являющейся и не являющейся представителями молодежной субкультуры «аниме», подтвердилась.
Результаты данного исследования могут применяться в психологической практике при работе с подростками и юношами, являющимися представителями молодежных субкультур, для профилактики и коррекции девиантного поведения, нарушений психологического развития личности, характерных для данного возраста.
1. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы / под ред. Т. Парсонса: Пер. С англ. - М.: Прогресс, 1972. - 392 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные труды: В 2-х т., Т. I. - М., 1980. - 232 с.
3. Аристотель. Сочинения: в 4 т. - М.: Мысль, 1984. - Т.4. -830 с.
4. Большова А. И. Ценностные ориентации современной российской молодежи - Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2010 г, г. Уфа
5. Выжлецов Г. П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. - 1995. - № 6. - С.61-73.
6. Громов Д.В. Основные параметры и закономерности формирования
молодежных субкультур, 2012 г. -URL:
http://postnauka.ru/longreads/2491
7. Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов педагогических Институтов. - М.: Просвещение, 1979. - 288с.
8. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль, 1986. - 571 с.
9. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение: Пер. С франц. - М.: Канон, 1995. - 352 с.
10.Загребин В. В. Подходы к определению категории «молодёжь» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - №
2 (февраль). - С. 26-30. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14030.htm.
11. Кант И. Сочинения: в 6 т: Пер. С нем. -М.: Мысль, 1965. -Т.4. - Ч.2. - 544 с.
12. Китайская философия: Энциклопедический словарь / под ред. М. Л. Титаренко. - М.: Мысль, 1994. - 573 с.
13. Контркультура и проблемы современной молодежи / Под ред. З.Н Асадова - 2014. - № 8 - 172 с.
14. Конфуций. Изречения / Перевод, предисловие и комментарии И. И. Семененко. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 128 с.
15. Краткая философская энциклопедия. - М.: Издат. группа
«Прогресс» - «Энциклопедия», 1994. -576 с.
16. Культурология: Учебник для студ. техн. вузов (Под ред. Н.Г. Багдасарьян). - М.:Высш. школа, 1999.
17. Левикова С. И. Феномен молодежной субкультуры (социально¬философский аспект)/ Московский Г осударственный
Педагогический Университет. - 2003 г.
18. Лисовский В.Т. Социология молодежи: Учебное пособие. - СПб: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. - 460 с.
19. Логвинов И. Н., Логвинова М. И., Логвинова Т. И. Ценностные ориентации представителей современных молодежных субкультур досуговой и учебно-профессинальной направленности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 20. - С. 2666-2670. - URL: http://e-koncept.ru/2014/54797.htm.
20. Лосский Н. О. Бог и мировое зло. - М.: Республика, 1994. -432 с.
21. Малисова И.Ю. Психологические знания как фактор формирования ценностных ориентаций личности // Психолог. журн. - 1994. - т. 14. - № 4. - С. 94-102.
22. Масалов А.Г. Теоретические подходы к определению сущности молодежи. - Интернет журнал Cyberleninka.ru, выпуск №2/2012 г.
23. Маслоу А. Психология бытия: Пер. С англ. - М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997. - 304 с.
24. Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма/ Под редакцией Козлова А.А., Канаяна В.А. - Спб, 2008
25. Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей: Пер. С нем. - М.: РЕРЬЬоок, 1994. -352 с.