Использование логических приемов мышления при формировании геометрических представлений у дошкольников
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ МЫШЛЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Формирование логических приемов мышления у детей дошкольного
возраста 6
1.2 Условия использования логических приемов мышления при формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста 15
1.3 Анализ программ для ДОУ с точки зрения формирования геометрических
представлений у детей дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ МЫШЛЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ 27
2.1 Изучение начального уровня сформированности геометрических
представлений в группе старших дошкольников 5-6 лет 27
2.2 Экспериментальное обоснование методики по развитию геометрических
представлений на примере старшей группы детского сада 5-6 лет 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ МЫШЛЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Формирование логических приемов мышления у детей дошкольного
возраста 6
1.2 Условия использования логических приемов мышления при формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста 15
1.3 Анализ программ для ДОУ с точки зрения формирования геометрических
представлений у детей дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ МЫШЛЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ 27
2.1 Изучение начального уровня сформированности геометрических
представлений в группе старших дошкольников 5-6 лет 27
2.2 Экспериментальное обоснование методики по развитию геометрических
представлений на примере старшей группы детского сада 5-6 лет 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Развитие мышления у детей дошкольного возраста имеет не маловажное значение для будущего школьника и очень важно в наши дни. Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе. Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил.
В соответствии с ФГОС, в дошкольном образовании выделены основные цели обучения - обучение воспитанников приемам мышления и методам познания, формирование у них качеств логического мышления, логических мыслительных способностей и умений [58]. Важность исследований отмеченных проблем усиливается возрастающим значением применения логики в различных областях науки, экономики и производства.
Необходимость развития логического мышления дошкольника на современном этапе обусловлено тем, что на протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей.
Одним из приемов, где используется логическое мышление, является формирование геометрических представлений у дошкольников, являющейся задачей дошкольного воспитания как формирование представлений о геометрических фигурах. Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и формой предмета, рассматривали такие педагоги как: Т.С. Будько, Т.И. Ерофеева, А.М. Леушина, А.А. Столяр, Л.А. Парамонова. Были разработаны методики ознакомления детей с геометрическими фигурами.
Развитие мышления у детей дошкольного возраста имеет не маловажное значение для будущего школьника и очень важно в наши дни. Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе. Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил.
Проблема исследования: каковы условия для использования логических приемов мышления при формировании геометрических представлений у дошкольников.
Цель данной работы: выявить и обосновать условия использования логических приемов мышления при формировании геометрических представлений у дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия использования логических приемов мышления при формировании геометрических представлений у детей дошкольного возраста.
Задачи.
1. Изучить теоретическую литературу по данной проблеме, раскрыть содержание геометрических представлений, изучаемых в дошкольных учреждениях.
2. Описать условия использования логических приемов мышления при формировании геометрических представлений у детей дошкольного возраста.
3. Проанализировать программы для ДОУ с точки зрения формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста.
4. Провести опытно-поисковую работу, направленную на формирование геометрических представлений у детей дошкольного возраста с помощью использования логических приемов мышления.
5. Проанализировать полученные результаты.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы являются труды таких педагогов-методистов, как Л.Б. Баряева, А.В. Белошистая, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Е.С. Демина, М. Монтессори, А.А. Столяр, Е.И. Щербакова, З.А. Михайлова, Л.С. Метлина.
Тема, цель, задачи исследования обусловили выбор совокупности методов:
- теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы;
- эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, формирующего и контрольного этапов опытно-поисковой работы, включали: наблюдение и тестирование;
- методы количественной обработки данных: сравнительный и графический анализ.
База опытной работы: МБДОУ № 239 г. Екатеринбург, старшая группа.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный и апробированный комплекс заданий по формированию геометрических представлений с помощью использования логических приемов мышления может быть использован педагогами дошкольных организаций в учебно-воспитательном процессе.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В соответствии с ФГОС, в дошкольном образовании выделены основные цели обучения - обучение воспитанников приемам мышления и методам познания, формирование у них качеств логического мышления, логических мыслительных способностей и умений [58]. Важность исследований отмеченных проблем усиливается возрастающим значением применения логики в различных областях науки, экономики и производства.
Необходимость развития логического мышления дошкольника на современном этапе обусловлено тем, что на протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей.
Одним из приемов, где используется логическое мышление, является формирование геометрических представлений у дошкольников, являющейся задачей дошкольного воспитания как формирование представлений о геометрических фигурах. Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и формой предмета, рассматривали такие педагоги как: Т.С. Будько, Т.И. Ерофеева, А.М. Леушина, А.А. Столяр, Л.А. Парамонова. Были разработаны методики ознакомления детей с геометрическими фигурами.
Развитие мышления у детей дошкольного возраста имеет не маловажное значение для будущего школьника и очень важно в наши дни. Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе. Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил.
Проблема исследования: каковы условия для использования логических приемов мышления при формировании геометрических представлений у дошкольников.
Цель данной работы: выявить и обосновать условия использования логических приемов мышления при формировании геометрических представлений у дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия использования логических приемов мышления при формировании геометрических представлений у детей дошкольного возраста.
Задачи.
1. Изучить теоретическую литературу по данной проблеме, раскрыть содержание геометрических представлений, изучаемых в дошкольных учреждениях.
2. Описать условия использования логических приемов мышления при формировании геометрических представлений у детей дошкольного возраста.
3. Проанализировать программы для ДОУ с точки зрения формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста.
4. Провести опытно-поисковую работу, направленную на формирование геометрических представлений у детей дошкольного возраста с помощью использования логических приемов мышления.
5. Проанализировать полученные результаты.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы являются труды таких педагогов-методистов, как Л.Б. Баряева, А.В. Белошистая, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Е.С. Демина, М. Монтессори, А.А. Столяр, Е.И. Щербакова, З.А. Михайлова, Л.С. Метлина.
Тема, цель, задачи исследования обусловили выбор совокупности методов:
- теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы;
- эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, формирующего и контрольного этапов опытно-поисковой работы, включали: наблюдение и тестирование;
- методы количественной обработки данных: сравнительный и графический анализ.
База опытной работы: МБДОУ № 239 г. Екатеринбург, старшая группа.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный и апробированный комплекс заданий по формированию геометрических представлений с помощью использования логических приемов мышления может быть использован педагогами дошкольных организаций в учебно-воспитательном процессе.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В данной работе изучены проблемы формирования геометрических представлений у дошкольников с помощью использования логических приемов мышления.
В первой главе работы проведен анализ теоретических основ формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста при использовании логических приемов мышления.
На основе анализа литературы мы пришли к выводу, что основными дидактическими приемами развития логического мышления в дошкольном возрасте выступают: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация, смысловые соотнесения, закономерности и т. д.
Использование логических приемов мышления при формировании геометрических представлений способствует развитию самостоятельности, активности, творческого мышления, развитию зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций, внимания, памяти, мыслительных операция и т.д.
Формирование геометрических представлений у детей дошкольного возраста имеет большое значение для дальнейшего развития у них математических способностей, навыков детального рассмотрения объекта, умения анализировать, выделять главное, чувства положения объектов в пространстве, а также развития логического мышления.
В качественного основного вывода следует отметить, что использование логических приемов мышления - это целесообразная деятельность педагога, которая в непроизвольной форме способствует психологической комфортности.
Нами были определены критерии сформированности геометрических представлений у детей дошкольного возраста. Критерии оценивания сформированности геометрических представлений определялись по следующим умениям: умение называть и различать геометрические фигуры, их свойства и признаки; знание терминологии, способность выразить действие с помощью речи;) умение разделять изображения различных геометрических предметов на части и строить сложную форму из этих частей, умение использовать знания о геометрических фигурах для решения задач игрового характера.
Так же нами была проведена диагностика уровня сформированности геометрических представлений на начальном этапе. Результаты проведенного констатирующего этапа исследования показали, что в экспериментальной и контрольной группах у дошкольников преобладает средний уровень сформированности геометрических представлений.
Были составлены и апробированы условия по использованию логических приемов мышления при формировании геометрических представлений. Было реализовано три условия: целенаправленное использование логических приемов мышления, соблюдение этапов формирования логических приемов мышления, формирование логических приемов мышления в игровой деятельности.
На констатирующем этапе была проведена повторная диагностика. На основе итогов повторной диагностики, мы провели сравнительный анализ сформированности геометрических представлений у детей дошкольного возраста. Исследования доказали, что если реализовать условия, описанные выше, в образовательном процессе, то это позволит более эффективно решать проблему формирования геометрических представлений. Показатели по всем критериям в экспериментальной группе изменились в лучшую сторону. В контрольной группе, где формирующий этап исследования нами не проводился - показатели уровня сформированности геометрических остались на прежнем уровне.
В первой главе работы проведен анализ теоретических основ формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста при использовании логических приемов мышления.
На основе анализа литературы мы пришли к выводу, что основными дидактическими приемами развития логического мышления в дошкольном возрасте выступают: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация, смысловые соотнесения, закономерности и т. д.
Использование логических приемов мышления при формировании геометрических представлений способствует развитию самостоятельности, активности, творческого мышления, развитию зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций, внимания, памяти, мыслительных операция и т.д.
Формирование геометрических представлений у детей дошкольного возраста имеет большое значение для дальнейшего развития у них математических способностей, навыков детального рассмотрения объекта, умения анализировать, выделять главное, чувства положения объектов в пространстве, а также развития логического мышления.
В качественного основного вывода следует отметить, что использование логических приемов мышления - это целесообразная деятельность педагога, которая в непроизвольной форме способствует психологической комфортности.
Нами были определены критерии сформированности геометрических представлений у детей дошкольного возраста. Критерии оценивания сформированности геометрических представлений определялись по следующим умениям: умение называть и различать геометрические фигуры, их свойства и признаки; знание терминологии, способность выразить действие с помощью речи;) умение разделять изображения различных геометрических предметов на части и строить сложную форму из этих частей, умение использовать знания о геометрических фигурах для решения задач игрового характера.
Так же нами была проведена диагностика уровня сформированности геометрических представлений на начальном этапе. Результаты проведенного констатирующего этапа исследования показали, что в экспериментальной и контрольной группах у дошкольников преобладает средний уровень сформированности геометрических представлений.
Были составлены и апробированы условия по использованию логических приемов мышления при формировании геометрических представлений. Было реализовано три условия: целенаправленное использование логических приемов мышления, соблюдение этапов формирования логических приемов мышления, формирование логических приемов мышления в игровой деятельности.
На констатирующем этапе была проведена повторная диагностика. На основе итогов повторной диагностики, мы провели сравнительный анализ сформированности геометрических представлений у детей дошкольного возраста. Исследования доказали, что если реализовать условия, описанные выше, в образовательном процессе, то это позволит более эффективно решать проблему формирования геометрических представлений. Показатели по всем критериям в экспериментальной группе изменились в лучшую сторону. В контрольной группе, где формирующий этап исследования нами не проводился - показатели уровня сформированности геометрических остались на прежнем уровне.
Подобные работы
- Использование логических приемов мышления при формировании пространственных представлений у дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - Использование логических приёмов мышления при формировании геометрических представлений у дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - Управление процессом формирования геометрических представлений у дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - Формирование логических приемов мышления у старших дошкольников в процессе обучения счетной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2019 - Развитие мышления в процессе формирования геометрические
представлений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ У УЧАЩИХСЯ ТРЕТЬЕГО КЛАССА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - Формирование сенсорных представлений у детей 3-4 лет посредством дидактических игр
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



