ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖБАНКОВСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ НА
РЫНКЕ БАНКОВСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ 10
1.1. Экономическая сущность и основные элементы межбанковской конкуренции 10
1.2. Формы и значение межбанковской конкуренции на рынке банковских технологий 19
1.3. Основные направления конкурентной среды на рынке банковских
технологий 31
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРИМЕРЕ ПАО «СБЕРБАН
КА» 38
2.1. Характеристика банка и виды банковских технологий 38
2.2. Анализ банковских технологий ПАО «Сбербанк» 45
3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПАО «СБЕРБАНК» В УСЛОВИЯХ МЕЖБАНКОВСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЕ А 94
Актуальность темы исследования. Одной из ключевых составляющих механизма функционирования рыночного хозяйства является конкуренция. В современной экономической науке продолжает сохраняться интерес к изучению содержания и сущности конкуренции, поскольку именно она выступает главным элементом системы рыночных отношений и залогом лучшего использования потенциала общества. Развитие теории рыночной конкуренции находит самое широкое практическое применение. От степени изученности законов, методов, форм и инструментов конкуренции, от глубины выявления ее особенностей применительно к современной экономике зависит возможность дальнейшего совершенствования стратегии и тактики деятельности на рынке. Отечественная экономика находится на этапе формирования и становления институциональных основ конкуренции и развития ее во всех сферах хозяйствования, включая банковский сектор. Новый импульс развитию конкурентного механизма в банковской сфере придает развитие современных технологий, в силу чего изучение влияния 1Т - технологий на систему конкуренции весьма своевременно и важно.
В идеале результатом действия конкурентных сил между кредитными организациями на рынке должно стать уравновешение спроса и предложения на банковские услуги, при котором стимулируется результативный оборот ресурсов аккумулируемых коммерческими банками, и создаются условия для удовлетворения текущих и инвестиционных потребностей субъектов и населения. В настоящее время коммерческие банки все больше внимания уделяют повышению качества сервисного обслуживания своих клиентов. Скорость, внимательность и удобство обслуживания выходят на лидирующие позиции в конкурентной борьбе за новых клиентов.
В современных условиях развитие банковского бизнеса неразрывно связано с автоматизацией, внедрением новейших технических средств и передовых банковских технологий по продвижению на рынок банковских продуктов и услуг, а также с поиском инструментов, которые повышают привлекательность банковских услуг, чему способствуют инновации. На данном этапе развития России становится очень актуальным и выгодным использование всех возможностей современного развития технологий, во всех сферах экономики, хозяйства и т.п.
К настоящему времени вопросам развития конкурентных отношений в банковском секторе экономики России посвящено не так много научных публикаций. Кроме того официальные органы управления сравнительно недавно сделали первые шаги в области защиты от недобросовестной конкуренции на финансовых рынках и рынке банковских услуг. В тоже время отечественное банковское сообщество готовится к скорому «вторжению» зарубежных банков на российский рынок. В этой связи проблемы межбанковской конкуренции окажутся в разряде приоритетных и одновременно тормозящих процессы на денежных и финансовых рынках. Сегодня - это тот фактор, который должен побудить участников российского рынка банковских услуг к созданию эффективного механизма, стимулирующего конкуренцию в банковском секторе. Его элементами должны быть не только саморегуляторы, но и организационные и экономические инструменты и методы, с помощью которых обеспечивается баланс управляемости и стихийности в конкуренции.
Актуальность научного исследования заключается в том, что достижение высоких результатов в межбанковской конкуренции невозможно без эффективных банковских технологий.
Вышесказанное определяет актуальность и дискуссионность теоретических и практических основ межбанковской конкуренции на рынке банковских технологий, высокая практическая значимость конкурентной среды в кластере банковских технологий в современной экономической системе предопределили цель и задачи, обусловили выбор объекта и предмета исследования.
Основной целью магистерской диссертации является разработка комплексной концепции совершенствования банковских технологий в условиях межбанковской конкуренции на основе изучения теоретических и практических аспектов конкурентной среды на рынке банковских технологий.
Поставленная в магистерской диссертации цель потребовала решения конкретных теоретических и практических задач исследования:
• систематизировать существующие научные положения теории межбанковской конкуренции в экономической системе с целью формирования авторской позиции уровней банковской конкуренции;
• провести детальный анализ деятельности коммерческого банка на рынке банковских технологий;
• разработать практические рекомендации по совершенствованию развития банковских технологий в условиях межбанковской конкуренции.
Объектом исследования является ПАО Сбербанк, Россия.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие между коммерческими банками на рынке банковских технологий в условиях межбанковской конкуренции...
В ходе проведенного анализа были достигнуты следующие результаты:
1. В рамках развития теории рыночной конкуренции рассмотрены содержание и сущность межбанковской конкуренции, выявлены ее особенности в современных условиях развития банковских технологий;
2. Показано, что зрелая современная межбанковская конкуренция, ее структура в РФ находится в процессе формирования: процесс начался с развития монополий (Сбербанк);
3. На примере ПАО «Сбербанк» исследованы современные банковские технологии, которые оказывают влияние на уровень конкурентоспособности компании;
4. Представлены основные направления развития компании с использованием банковских технологий.
В заключении хотела бы еще раз отметить, что ПАО «Сбербанк» является одним из надежных банков России. Сбербанк - крупнейший банк и один из ведущих глобальных финансовых институтов. На долю Банка приходится около трети активов всего российского банковского сектора. Сбербанк является ключевым кредитором для национальной экономики и занимает крупнейшую долю на рынке вкладов. На его долю приходится 46% вкладов населения, 38,7% кредитов физическим лицам и 32,2% кредитов юридическим лицам.
Учредителем и основным акционером ПАО «Сбербанк России» является Центральный банк Российской Федерации, владеющий 50% уставного капитала плюс одна голосующая акция. Сбербанк сегодня - это 16 территориальных банков и более 17 тысяч отделений по всей стране, в 83 субъектах РФ, расположенных на территории 11 часовых поясов. Только в России у Сбербанка более 110 миллионов клиентов - больше половины населения страны, а за рубежом услугами Сбербанка пользуются около 11 миллионов человек.
Спектр услуг Сбербанка для розничных клиентов максимально широк: от традиционных депозитов и различных видов кредитования до банковских карт, денежных переводов, банковского страхования и брокерских услуг.
Развитие дистанционных каналов, а именно мобильных решений, неизбежно приведет к сокращению других ресурсов Сбербанка, в том числе и человеческих. Новые технологии для розницы и для юридических лиц — это их будущее. На сегодняшний день у Сбербанка около 30 млн. клиентов активно пользуются дистанционными каналами. Компания старается чаще предлагать новые продукты, которые доступны без посещения банковского отделения. Задача Сбербанка на ближайшие три года — существенно увеличить число операций, которые полностью проходят без вмешательства человека. Кроме того, кредитная организация планирует внедрять идентификацию по голосу и внешности. Это позволит отказаться от пластиковых карт уже через 2-3 года.
Применительно к инновационной политике кредитных организаций, можно так же отметить, что в банковской сфере сложно создать абсолютно новый продукт или услугу, чаще всего происходит заимствование инновации из другой сферы либо модернизация уже существующих предложений, исходя из требований клиента и постоянно развивающегося рынка. Помимо этого, кредитные организации сталкиваются с еще одной проблемой при внедрении инноваций. Дело в том, что банковские услуги невозможно запатентовать, можно только создать торговую марку. Поэтому инновационные продукты и услуги, внедренные в работу кредитной организации быстро копируются конкурентами, в связи, с чем продукт или услуга уже не являются инновационными и уникальными.
Таким образом, становится ясно, что линейка банковских продуктов и услуг должна постоянно развиваться, чтобы в полной мере удовлетворять потребности клиентов, развивать банковский бизнес в целом на основе создания и типолизации продуктовых, технологических, организационных и коммуникационных инноваций.
Помимо всего сказанного, сдерживающим фактором при внедрении инноваций в деятельность кредитной организации являются ограничения Центрального банка РФ. Это связано с тем, что ЦБ РФ стремится к стабильному, максимально безопасному функционированию банков. Так же деятельность кредитной организации затрагивает права клиентов (как физических, так и юридических лиц), в связи, с чем ЦБ РФ тщательно осуществляет контроль за их соблюдением, и как следствие инновационная политика кредитных организаций должна полностью соответствовать нормативным требованиям ЦБ РФ.
Внедрение инновационных процессов в деятельность кредитной организации - сложный и противоречивый процесс. Тем не менее, конкурентоспособность кредитной организации во многом зависит от внедрения нововведений в ее деятельность, так как они способствуют, ускорению, улучшению качества обслуживания клиентов, отлаживают внутреннюю работу банка.
1. Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию террориз- ма":принят Государственной Думой 13 июля 2001 года: одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 года - Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (последняя редакция).
2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» : Федеральный закон от 2.12.1990 г. N 395-1 - ФЗ (последняя редакция).
3. Федеральный закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»: принят Госдумой 27.06.2002г. - N 86 - ФЗ (последняя версия).
4. Федеральный закон от 23.06.1999 № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (с изм и доп., от 01.07.2002).
5. Приказ ГКАП РФ от 20.12.1996 N 169 "Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках"
6. Приказ МАП РФ от 28.10.2003 № 374 «Порядок определения доминирующего положения финансовых организаций на рынке банковских услуг».
7. Приказ МАП РФ от 31.03.2003 N 86 "Об утверждении методических рекомендаций по порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг"
8. Баталов, А. Г. Банковская конкуренция / А. Г. Баталов, Г. О. Самойлов.
• М.: Экзамен, 2015.
9. Белоглазова Г. Н. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка: учебник / Г. Н. Белоглазова, Л. П. Кроливецкая ; С.- Петерб. гос. ун-т экономики и финансов (ФИНЭК). - М. : Юрайт, 2013.
• 422 с.
10. Вертакова Ю. В., СимоненкоЕ. С. Управление инновациями: теория и практика / Ю. В. Вертакова, Е. С. Симоненко. М.: Эксмо, 2014. - 432 с. .
11. Дика В.В. Банковские информационные системы / под ред. М.: Маркет ДС, 2016. - 816 с.
12. Жарковская Е.П. Банковское дело: учебное пособие / Е.П.Жарковская.- М: Омега- Л, 2013.- 479 с.
13. Колесников, В.И. Банковское дело : учеб. пособие для студентов вузов / В.И. Колесников, Л.П. Кроливецкая. - М. : Финансы и статистика, 2012. - 480с.
14. Кох Л.В. Инновации в банковском бизнесе. /Л.В. Кох, Е.Н. Смольянинова, В.С. Просалова. - СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2014. - 49 с
15. Кох Л.В. Принципы и механизмы повышения эффективности банковской деятельности на основе использования инноваций : автореф. дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.10 / Кох Лариса Вячеславовна. - Иваново, 2014. - 42 с...