УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА
|
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ДОШКОЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДСКОГО ОКРУГА 17
1.1 Образовательные услуги дошкольного учреждения как вид
муниципальных услуг 17
1.2 Нормативно-правовые основы управления качеством
образовательных услуг в дошкольном учреждении 30
ГЛАВА 2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В НЕВЬЯНСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ 61
2.1 Структура и субъекты управления качеством дошкольного
образования в Невьянском городском округе 61
2.2 Оценка качества образовательных услуг основными субъектами
дошкольного образования в Невьянском городском округе 84
2.3 Социальный проект по повышению качества образовательных услуг в дошкольных учреждениях Невьянского городского округа 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 119
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 121
ПРИЛОЖЕНИЯ 128
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ДОШКОЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДСКОГО ОКРУГА 17
1.1 Образовательные услуги дошкольного учреждения как вид
муниципальных услуг 17
1.2 Нормативно-правовые основы управления качеством
образовательных услуг в дошкольном учреждении 30
ГЛАВА 2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В НЕВЬЯНСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ 61
2.1 Структура и субъекты управления качеством дошкольного
образования в Невьянском городском округе 61
2.2 Оценка качества образовательных услуг основными субъектами
дошкольного образования в Невьянском городском округе 84
2.3 Социальный проект по повышению качества образовательных услуг в дошкольных учреждениях Невьянского городского округа 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 119
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 121
ПРИЛОЖЕНИЯ 128
Актуальность темы. Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного.
В настоящее время коллективы дошкольных образовательных учреждений самостоятельны в выборе форм, средств и методов обучения и воспитания в пределах, определённых законами РФ. В связи с чем, актуальным является вопрос управления качеством услуг дошкольных учреждений для обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении воспитанников детских садов в школу, соответствия услуг дошкольного образования предъявляемым требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и ожиданиям родителей.
Актуальность темы магистерской диссертации обусловлена остротой проблемы отсутствия эффективной системы управления качеством дошкольного образования в Невьянском городском округе. Качество образования, как залог становления человека в обществе и успешного развития его, доступность для разных социальных групп населения, остаются приоритетными задачами образовательной политики Российской Федерации. Вопрос о качестве дошкольного образования можно назвать дискуссионным, а проблему его определения - нерешенной до настоящего времени.
Качество дошкольного образования в целом - это многомерное синтетическое понятие. Именно эта многогранность определяет подходы и задает логику формирования информационной базы его оценки. Р. Киплинг, английский писатель, утверждал: «Образование - важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно»1.
Степень разработанности проблемы. Современная наука не определила сущность термина «качество образования», его оценка остается сложнейшей проблемой российской науки. В связи с многозначностью слова «качество» предпринимались многочисленные попытки дать ему определение. Можно выделить две основные трактовки понятия «качество»:
• качество - это признак, свойство, отличающее один предмет от другого2;
• качество - степень ценности, пригодности чего-либо3.
Последнее значение «качества» определяется исходя из целей образования, стандартов и эталонов.
Во многих исследованиях качество рассматривается как совокупность характеристик объекта, способное удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Согласно данного определения качества, главным становится понятие «качества услуги», то есть то, что удовлетворяет требованиям потребителя. Так, М. М. Калейчик определил «качество, как совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением»4.
П. И. Пидкасистый трактует качество образования как качество образовательных услуг и качество образовательной подготовки ученика, совокупность полученных (освоенных) в ходе образовательного процесса знаний, умений и навыков5.
Н. А. Виноградова, К. Ю. Белая, С. Г. Воровщиков, А. А. Дмитриенко, Н. В. Микляева, Д. В. Татьянченко, И. С. Клейман и другие исследователи выделяют подходы, в рамках которых качество деятельности дошкольного образовательного учреждения можно определить через качество основных условий образовательного процесса, качество реализации образовательного процесса, качество результатов образовательного процесса6.
Исследователи осуществляли разработку понятия качества образования в рамках различных и теоретических и методологических подходов. Анализ литературы показал следующие подходы:
- качество определяется уровнем развития личности в личностноориентированной модели образования;
• качество определяется системой знаний и готовность выпускника к вхождению в новую образовательную систему в системном подходе;
• качество определяется готовностью выпускника к выполнению новых функций, умений в деятельностном подходе;
• в программно-целевом подходе качество определяется с точки зрения реализации целей;
• в затратном подходе с точки зрения финансовых, материальных, трудовых ресурсов на достижение результата.
В условиях рыночной экономики качество определяется с позиции потребителя, в отличии от командно-административной экономики, где качество определялось с позиции производителя. Однако немногие руководители изучают спрос родителей при выборе программ обучения, методов воспитания и обучения детей.
Степень разработанности темы нашей магистерской диссертации характеризует тот факт, что на сегодняшний день единых подходов к определению параметров качества образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения и его результатов у нас нет...
В настоящее время коллективы дошкольных образовательных учреждений самостоятельны в выборе форм, средств и методов обучения и воспитания в пределах, определённых законами РФ. В связи с чем, актуальным является вопрос управления качеством услуг дошкольных учреждений для обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении воспитанников детских садов в школу, соответствия услуг дошкольного образования предъявляемым требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и ожиданиям родителей.
Актуальность темы магистерской диссертации обусловлена остротой проблемы отсутствия эффективной системы управления качеством дошкольного образования в Невьянском городском округе. Качество образования, как залог становления человека в обществе и успешного развития его, доступность для разных социальных групп населения, остаются приоритетными задачами образовательной политики Российской Федерации. Вопрос о качестве дошкольного образования можно назвать дискуссионным, а проблему его определения - нерешенной до настоящего времени.
Качество дошкольного образования в целом - это многомерное синтетическое понятие. Именно эта многогранность определяет подходы и задает логику формирования информационной базы его оценки. Р. Киплинг, английский писатель, утверждал: «Образование - важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно»1.
Степень разработанности проблемы. Современная наука не определила сущность термина «качество образования», его оценка остается сложнейшей проблемой российской науки. В связи с многозначностью слова «качество» предпринимались многочисленные попытки дать ему определение. Можно выделить две основные трактовки понятия «качество»:
• качество - это признак, свойство, отличающее один предмет от другого2;
• качество - степень ценности, пригодности чего-либо3.
Последнее значение «качества» определяется исходя из целей образования, стандартов и эталонов.
Во многих исследованиях качество рассматривается как совокупность характеристик объекта, способное удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Согласно данного определения качества, главным становится понятие «качества услуги», то есть то, что удовлетворяет требованиям потребителя. Так, М. М. Калейчик определил «качество, как совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением»4.
П. И. Пидкасистый трактует качество образования как качество образовательных услуг и качество образовательной подготовки ученика, совокупность полученных (освоенных) в ходе образовательного процесса знаний, умений и навыков5.
Н. А. Виноградова, К. Ю. Белая, С. Г. Воровщиков, А. А. Дмитриенко, Н. В. Микляева, Д. В. Татьянченко, И. С. Клейман и другие исследователи выделяют подходы, в рамках которых качество деятельности дошкольного образовательного учреждения можно определить через качество основных условий образовательного процесса, качество реализации образовательного процесса, качество результатов образовательного процесса6.
Исследователи осуществляли разработку понятия качества образования в рамках различных и теоретических и методологических подходов. Анализ литературы показал следующие подходы:
- качество определяется уровнем развития личности в личностноориентированной модели образования;
• качество определяется системой знаний и готовность выпускника к вхождению в новую образовательную систему в системном подходе;
• качество определяется готовностью выпускника к выполнению новых функций, умений в деятельностном подходе;
• в программно-целевом подходе качество определяется с точки зрения реализации целей;
• в затратном подходе с точки зрения финансовых, материальных, трудовых ресурсов на достижение результата.
В условиях рыночной экономики качество определяется с позиции потребителя, в отличии от командно-административной экономики, где качество определялось с позиции производителя. Однако немногие руководители изучают спрос родителей при выборе программ обучения, методов воспитания и обучения детей.
Степень разработанности темы нашей магистерской диссертации характеризует тот факт, что на сегодняшний день единых подходов к определению параметров качества образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения и его результатов у нас нет...
В результате проведенных исследований нами было доказано, что актуальность магистерской диссертации «Управление качеством дошкольного образования городского округа» не вызывает сомнений. В рамках поставленных задач были получены следующие основные выводы.
Качество дошкольного образования в целом - это многомерное синтетическое понятие. Именно эта многогранность определяет подходы и задает логику формирования информационной базы его оценки. На сегодняшний день единых подходов к определению параметров качества образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения и его результатов нет.
В последнее время нормативно-правовая база, регулирующая сферу дошкольного образования, меняется, что конкретизирует требования государства к качеству услуг дошкольного образования. Однако на сегодняшний день так и не определены единые подходы, механизмы и инструментарии оценки качества дошкольного образования.
Ответственность за успешное развитие системы дошкольного образования в значительной степени ложится на муниципальные органы управления. Именно управление образования должно создать определенные организационно-педагогические условия, которые позволят системе дошкольного образования городского округа стабильно функционировать и развиваться.
В ходе исследования проанализированы сложившиеся управленческие подходы к обеспечению качества образовательных услуг, дана оценка качества образовательных услуг в муниципальных дошкольных учреждениях Невьянского городского округа. Анализ результатов исследования позволил выявить отсутствие эффективной системы управления качеством дошкольного образования в НГО и основную причину создавшейся ситуации - отсутствие у сотрудников управления образования достаточной квалификации, позволяющей решать сложные задачи управления.
Основываясь на результатах исследования в качестве рекомендаций управлению образования НГО предложены пути совершенствования системы управления качеством дошкольного образования НГО:
• «усилить» управление образования путем изменения структуры, перераспределения обязанностей сотрудников, повышения их квалификации, в том числе организацией изучения опыта близлежащих территорий (изучение сайтов, стажировки, встречи, организация совместных мероприятий);
• разработать документы стратегического характера: Программу развития дошкольного образования НГО, Стандарты качества образовательных услуг дошкольных образовательных учреждений НГО;
• внести изменения в Муниципальную систему оценки качества образования в части критериев, подходов к оцениванию и использованию полученных результатов с целью управления качеством;
• организовать инновационный процесс в ДОУ, обеспечив условия для развития ДОУ НГО в перспективных направлениях в соответствии с современными требованиями).
Одним из перспективных направлений повышения качества дошкольного образования НГО, по нашему мнению, может стать учет региональных особенностей. Разработанный нами проект «Юный инженер» призван инициировать в Невьянском городском округе процесс реализации проекта «Уральская инженерная школа» на уровне дошкольного образования.
Таким образом, на основании решения поставленных задач нами была достигнута цель: разработка управленческого подхода к повышению качества образовательных услуг в муниципальных дошкольных учреждениях Невьянского городского округа.
Качество дошкольного образования в целом - это многомерное синтетическое понятие. Именно эта многогранность определяет подходы и задает логику формирования информационной базы его оценки. На сегодняшний день единых подходов к определению параметров качества образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения и его результатов нет.
В последнее время нормативно-правовая база, регулирующая сферу дошкольного образования, меняется, что конкретизирует требования государства к качеству услуг дошкольного образования. Однако на сегодняшний день так и не определены единые подходы, механизмы и инструментарии оценки качества дошкольного образования.
Ответственность за успешное развитие системы дошкольного образования в значительной степени ложится на муниципальные органы управления. Именно управление образования должно создать определенные организационно-педагогические условия, которые позволят системе дошкольного образования городского округа стабильно функционировать и развиваться.
В ходе исследования проанализированы сложившиеся управленческие подходы к обеспечению качества образовательных услуг, дана оценка качества образовательных услуг в муниципальных дошкольных учреждениях Невьянского городского округа. Анализ результатов исследования позволил выявить отсутствие эффективной системы управления качеством дошкольного образования в НГО и основную причину создавшейся ситуации - отсутствие у сотрудников управления образования достаточной квалификации, позволяющей решать сложные задачи управления.
Основываясь на результатах исследования в качестве рекомендаций управлению образования НГО предложены пути совершенствования системы управления качеством дошкольного образования НГО:
• «усилить» управление образования путем изменения структуры, перераспределения обязанностей сотрудников, повышения их квалификации, в том числе организацией изучения опыта близлежащих территорий (изучение сайтов, стажировки, встречи, организация совместных мероприятий);
• разработать документы стратегического характера: Программу развития дошкольного образования НГО, Стандарты качества образовательных услуг дошкольных образовательных учреждений НГО;
• внести изменения в Муниципальную систему оценки качества образования в части критериев, подходов к оцениванию и использованию полученных результатов с целью управления качеством;
• организовать инновационный процесс в ДОУ, обеспечив условия для развития ДОУ НГО в перспективных направлениях в соответствии с современными требованиями).
Одним из перспективных направлений повышения качества дошкольного образования НГО, по нашему мнению, может стать учет региональных особенностей. Разработанный нами проект «Юный инженер» призван инициировать в Невьянском городском округе процесс реализации проекта «Уральская инженерная школа» на уровне дошкольного образования.
Таким образом, на основании решения поставленных задач нами была достигнута цель: разработка управленческого подхода к повышению качества образовательных услуг в муниципальных дошкольных учреждениях Невьянского городского округа.
Подобные работы
- ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «АЛЕКСЕЕВСКИЙ РАЙОН И ГОРОД
АЛЕКСЕЕВКА»)
Дипломные работы, ВКР, специальная технология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Региональная политика в сфере дошкольного образования на примере Пензенской области
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018 - МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД
МУРАВЛЕНКО» ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016 - Управление развитием дошкольного образования в муниципальном образовании (на примере
Челябинского городского округа)
Дипломные работы, ВКР, Государственное и муниципальное управления. Язык работы: Русский. Цена: 4740 р. Год сдачи: 2018 - Управление дошкольным образованием в городском округе (Российская академия народного хозяйства и государственной службы)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2021 - УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2020 - Совершенствование государственной политики в сфере дошкольного образования (Уральский Государственный Экономический Университет)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2018 - Управление развитием системы дошкольного образования в муниципальном образовании (на примере Копейского городского округа)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016





