Введение 3
Глава 1. Историография проблемы 16
1.1. Анализ официальных документов 18
1.2. Российская историография 29
1.3. Зарубежная историография 49
Глава 2. Российско - американские отношения на современном этапе в отечественной учебной литературе 71
2.1. Анализ нормативных документов 71
2.2. Российско - американские отношения в учебной исторической
литературе основного общего образования 77
2.3. Российско - американские отношения в учебной исторической
литературе среднего общего образования 99
2.4. Российско - американские отношения в учебной исторической
литературе высшего образования 125
Заключение 150
Список источников и литературы 154
Приложение 180
После окончания Второй мировой войны противостояние СССР и США стало главным фактором мировой политики и международных отношений. Соперничество двух сверхдержав во многом определило их историю и развитие на протяжении второй половины XX века и в значительной степени повлияло на внутриполитическую жизнь, экономическое, научно-техническое и культурное развитие всего мира. После завершения холодной войны и распада СССР, в мире стала утверждаться однополярная политическая модель во главе с единственной сверхдержавой - Соединенными Штатами. В 1990-е гг. общепризнанная наследница Советского Союза - Россия, встав на путь либеральных преобразований по американскому образцу, утратила значительную часть своего экономического и политического потенциала, вступив тем самым в полосу масштабных социальных потрясений. При конструировании новой политической и экономической системы России руководство страны взяло за ориентир модель рыночной демократии, созданной в США, в чем ему помогали многочисленные заокеанские советники, консультировавшие первых лиц государства в середине 90-х годов. Вашингтон стал пользоваться большим влиянием на российские элиты, получил и начал использовать различные рычаги для воздействия на внешнюю политику Москвы и фактически участвовал в формировании внутренней политики России.
Но, последние события в мире показали, что российско-американские отношения вновь, как и полвека назад, находятся в состоянии серьезного кризиса. Ситуация в отношениях между двумя странами сильно отличается от той, какой она была сразу после крушения Советского Союза в начале 90 - х годов. Дружелюбное или даже можно сказать «партнерское» отношение части американского истеблишмента в конце XX века к ведущей республике бывшего СССР в начале века XXI-го сменилось агрессивными настроениями. За последние двадцать пять лет отношения России и США претерпели серьезные изменения и сейчас переживают не лучшие свои времена. Тем не менее, развитие сотрудничества между двумя ведущими ядерными державами крайне важно для поддержания стабильности и баланса сил на планете.
Все эти события серьезно затрагиваются в процессе преподавании новейшей истории стран Запада и России в средней и высшей школе. Особая значимость им придается абсолютно всеми авторами учебной литературы. Существующая отечественная учебная литература, по-разному подходят к оценке состояния российско-американских отношений. Приводимые точки зрения, вероятнее всего, зависят от личного отношения и политических взглядов авторов учебных работ, а так же от позиции государства по освещаемому вопросу, поэтому крайне важно сравнить и проанализировать имеющиеся точки зрения и взгляды на данную проблему. Достаточно интересным представляется исследование школьных и вузовских учебных пособий по истории на предмет того, как представлена в них проблема российско-американских отношений, а так же эволюции взглядов и подходов отечественных авторов на нее с учетом последних событий.
Обращение к проблеме российско-американских отношений посредством работы с учебной литературой по истории в средней школе является, пожалуй, ключевым моментом при знакомстве учащимися с событиями международных отношений современного этапа развития истории. Во многом от того как эта информация преподносится учащимся и с какими информационными источниками они работают, зависит то, как будет выстроена их собственная картина мира, мировоззрение и понимание событий, происходящих сегодня. Что сегодня имеет особую значимость, с учетом требований, предъявляемых к выпускнику, в плане усвоения «гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур »1. В этой связи, важно изучить доступную отечественную учебную литературу по истории, чтобы понять, как рассматриваемая тема в ней представлена. Это позволит понять то, на какие проблемы при освещении исследуемой темы указывают современные авторы. Полученные выводы позволят составить рекомендации, по преподаванию вопросов связанных с современными международными отношениями в общей школе (см. приложение). Все вышеизложенное определяет актуальность настоящего исследования.
Объектом исследования выступает отечественная школьная и вузовская учебная литература по новейшему периоду истории, затрагивающая проблемы международных отношений конца XX - начала XXI века.
Предметом исследования выступают российско-американские отношения рубежа конца XX - начала XXI вв., в отечественной учебной исторической литературе.
Цель исследования: выяснить, как освещается проблема российско- американских отношений конца XX - начала XXI вв., в отечественной учебной литературе.
Задачи исследования:
1) проанализировать отечественную и зарубежную историографию темы, для обозначения существующих в ней проблем;
2) определить позицию государства в вопросе преподавания российско - американских отношений современного периода в средней школе;
3) исследовать источниковую базу и определить на ее основе оценки и подходы авторов к исследуемой проблеме;
4) разработать рекомендации по преподаванию проблемы российско - американских отношений в средней школе.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1991 года до настоящего времени. Распад Советского Союза создал условия для тесного сотрудничества между руководством бывшей ведущей республики и американской администрацией. Начало 90-х годов ознаменовалось существенным улучшением отношений между нашими странами, однако изменения, случившиеся в конце 90-ых г. в российской политике привели к тому, что некогда «партнерские» отношения преодолели череду кризисов, и к настоящему времени находятся в наихудшем своем состоянии со времен окончания «холодной войны».
Целесообразно выделить вторые хронологические рамки, связанные с первым упоминанием исследуемой темы в учебной литературе. Освещение событий российско-американских на современном этапе отношений в учебной литературе начинается с середины 90-х годов ХХ века, а последние работы вышли в свет в 2016 году.
Географические рамки исследования определяются территориями, где российско-американские отношения проявлялись наиболее часто и последовательно. Сюда можно отнести территорию бывшего Советского Союза (страны СНГ), Восточную и Западную Европу, Северную Америку, Ближний Восток, Азию и Латинскую Америку.
Методологическая база представлена совокупностью научных методов, используемых в большинстве современных исторических исследований.
Принцип историзма являлся определяющим при написании данной работы. Он предполагает рассмотрение всех исторических процессов и событий исследуемой темы во взаимосвязи и взаимовлиянии, а также в системе непрерывной цепи причинно-следственных связей; в свою очередь все исторические явления рассматриваются в их конкретном проявлении и с учетом конкретной ситуации и существовавшего определенного контекста. Все явления рассматриваются в строгой хронологической последовательности и их история хронологически детерминирована. Как следствие, принцип историзма предполагает формулирование суждений и выводов на основе всестороннего осмысления имеющихся данных использованных источников.
Большое значение при написании работы имел принцип научной объективности. Согласно ему, при работе с источниками принималась во внимание определенная субъективность имеющихся выводов, во избежание искажения реального положения дел. Это стало возможным благодаря сопоставлению имеющихся точек зрения на проблему, а так же их сравнения.
Среди общенаучных методов, в первую очередь были использованы общенаучные методы анализа и синтеза информации, метод индукции, дедуктивный метод, метод классификации, позволивший обработать подобранные источники.
В данном исследовании так же были использованы методы исторического исследования, такие как: историко-генетический метод;
метод исторической реконструкции; сравнительно -исторический метод; сравнительно-типологический метод; метод периодизации; историко-системный метод.
Степень изученности проблемы. Несмотря на актуальность проблемы российско-американских отношений в постбиполярную эпоху и наличия огромного количества научных работ самого разного спектра и проблематики, в отечественной науке отсутствуют работы, в которых бы рассматривались вопросы преподавания исследуемой темы. Так же отсутствуют работы связанные с анализом учебных пособий на предмет представленности в них соответствующего фактологического и теоретического материала по проблеме и его осмысления. Все вышесказанное дополнительно придает значимость представленной работе.
В рамках выполнения задач, поставленных в исследовании, нами были использованы работы, в которых проводится всесторонний анализ российско-американских отношений в конце ХХ - начале XXI веков. Значимыми для решения цели и задач исследования, в понимании современных проблем двусторонних отношений, стали публикации современных российских историков по проблематике российско- американских отношений, а так же международным отношениям изучаемого периода в целом.
Для анализа взглядов и существующих проблем в изучении российско - американских отношений были изучены как монографии, так и отдельные статьи российских специалистов. Стоит особо подчеркнуто то, что сегодня существует великое множество публикаций по разным проблемам. Среди отечественных авторов стоит отметить: Э.Я. Баталова, В.И. Батюка, А.Д. Богатурова, В.В. Журкина, А.А. Кокошина , Н.А. Косолапова, В.А. Кременюка, А. Ю. Мельвиля, В. А. Никонова, В. О Печатнова, П.Т. Подлесного, С. М. Рогова, В. В Согрина, А. В. Торкунова, М. А. Троицкого, А. П. Цыганкова, П. А. Цыганкова, А. И. Уткина, Т. А. Шаклеиной.
Особое значение при выполнении работы было предано работам, в которых помимо исследуемой проблематики анализируются вопросы глобальной безопасности, продвижения НАТО на Восток, распространения и контроля над оружием массового уничтожения (ОМУ), формирование глобальной системы ПРО, которые оказывали и продолжают оказывать существенное влияние на российско-американские отношения. Это работы А. Г. Арбатова, В. И. Батюка, Ф. Г. Войтоловского, В. И. Есина, П. С. Золотарева, В. М. Кулагина, С. М. Рогова, Л. С. Семейко, Н. А. Симония, А. В. Фененко и др.
Большое количество ценной информации для анализа существующих проблем двусторонних отношений, предоставляют работы зарубежных специалистов. Среди таких работ стоит отметить аналитические доклады американских научно-исследовательских центров, рассматривающих актуальные проблемы с позиций самых разных взглядов и по -разному оценивающих российско-американские отношения. Среди таких работ можно отметить доклад: «Неверный путь России: что США должны и могут сделать» , вызвавший широкую дискуссию, как в отечественных, так и в зарубежных научных кругах. Обширные сведения предоставляют доклады ведущих специалистов Фонда Карнеги, Центра стратегических и международных исследований, Фонда «Наследие», Корпорации РЭНД, специализирующихся по проблематикам связанным с Россией .
Пролить свет на состояние российско-американских отношений на современном этапе позволяют работы известных американских специалистов по международным отношениям. Среди них: З. Бжезинский, Ф. Закария , Т. Карозерс, Ч. Купчан, Р. Кэйган, К. Лэйн, М. Мэнделбаум, Дж. Сиринсион, Ф. Фукуяма, Р. Хаасс, С. Хантингтон и др.
Здесь же можно упомянуть статьи и работы бывших американских чиновников и госслужащих, которые появляются в периодической печати. Среди них стоит отметить Г. Киссинджера и Дж. Шульца имеющих большой авторитет среди американской политической элиты. Более подробный и развернутый анализ историографии представлен в главе I.
Источниковая база исследования. Для того чтобы понять, как тема российско-американских отношений представлена в отечественной учебной литературе, необходимо привлечение широкого круга источников. Важнейшее место среди них занимают нормативно -правовые документы, в соответствии с которыми в отечественной средней школе осуществлялся процесс преподавания истории. Обращение к этим документам позволит определить позицию государства в вопросе преподавания тем, связанных с историей международных отношений в школе. Основой для написания данного исследования послужили многочисленные учебники по истории России и всеобщей истории, рассматривающих новейший период времени, разных лет издания, начиная с середины 90-х годов ХХ века.
Исходя из вышесказанного, мы предлагаем классифицировать имеющиеся источники в рамках исследования и разделить их на несколько рассматриваемых категорий. В первую группу входят федеральные нормативно-правовые документы, стандарты и приказы в соответствии с которыми осуществляется процесс преподавания и что составляет нашу правовую базу работы. Во вторую группу входят учебные пособия для 9-х45 и 11-х46 классов по всеобщей истории и истории России. Данная группа является самой массово представленной в исследовании. Стоит уточнить, что в связи с переходом средней школы с концентрической модели преподавания истории на линейную, для полноты исследования необходимо будет задействовать учебные пособия по истории для учащихся 10-х классов.
Отдельную группу источников составляют учебные пособия для вузов . Подробный анализ нормативных документов и учебной литературы дан в главе II.
Помимо вышеуказанных источников, для понимания существующих историографических проблем, было осуществлено обращение к некоторым дипломатическим документам , позволяющим более детально раскрыть особенности некоторых крайне значимых фактов.
Структура работы полностью обусловлена поставленными перед автором работы задачами. Исследование состоит из введения, двух глав, приложения, списка использованных источников и литературы. Первая глава предполагает обзорный анализ современной отечественной и зарубежной историографии в хронологическом ключе, т.е., по мере выхода работ в публикацию с целью установления существующих современных проблем и дискуссий. Во второй главе представлен анализ школьной и вузовской исторической литературы по исследуемой проблеме. В основе проводимого анализа лежит хронологический подход, который поможет установить особенности эволюции материалов по проблеме в источниках. Помимо этого, в ней представлены анализ нормативной документации (стандартов и прочей нормативной документации), для определения позиции государства в этом вопросе. В конце основной части находится приложение, которое содержит разработанные рекомендации по изучению проблемы отношений России и США и в целом международных отношений на современном этапе в рамках средней общеобразовательной школы.
В данной работе мы определили то, как представлена тема российско - американских отношений конца ХХ - начала XXI века, в отечественной учебной исторической литературе. В этой связи можно отметить то, что проблема российско-американских отношений в постбиполярную эпоху при рассмотрении истории современных международных отношений авторами отечественных учебных пособий занимает если не центральное, то ключевое место.
При оценке различных фактов российско-американских отношений, в разные годы, у авторов практически всех рассмотренных учебных пособий, независимо от ступени образования, не наблюдается существенного разброса в оценках событий. При этом стоит учитывать разброс взглядов на проблему российско-американских отношений, имеющийся как в отечественной, так и в зарубежной историографии. Серьезные дискуссии вызывают ранние годы после крушения СССР, причины трансформации подходов к сотрудничеству в конце 90-х годов у обоих государств, а так же перспективы дальнейшего сотрудничества. Здесь мнения историков и специалистов по международным отношениям существенно разнятся при оценке разных фактов двустороннего сотрудничества. Однако, это не налагает существенного отпечатка на то, как представлена тема в учебной литературе. Несомненно, что существенным подспорьем при этом, являются нормативно правовые документы и стандарты, носящие обязательный характер и решающие проблему того, как авторам подходить к рассмотрению проблемы, а чему придется уделить ключевое внимание при рассмотрении того или иного вопроса. Это особенно заметно в современных пособиях.
Если говорить о различиях в подаче материала в учебниках для ступени основного общего и среднего общего образования, то учебники для девятого класса в этом плане больше сосредоточены на перечислении и комментировании фактов двустороннего сотрудничества. Учебное пособие для одиннадцатого класса выглядит более основательно, т.к., там помимо перечисления фактов, в большинстве из них содержится значительный теоретический материал, что предполагает то, что учащиеся уже знакомы с фактологией рассматриваемой темы, а значит, повторное изучение проблемы будет способствовать лучшему усвоению и пониманию причин различных событий и процессов. В свою очередь материал пособий для высшего образования, за исключением учебников для гуманитарных специальностей, носит обзорный характер. Чаще всего, в них все рассмотрение сводится к сухому перечислению фактов.
При изложении материала, отечественные учебники разных лет и для разных ступеней образования объединяют общие черты. Так, можно особо отметить государственнический подход при подборе и комментировании ключевых фактов российско-американского сотрудничества, что проявляется в подчеркивании доминирующего значения интересов страны. В этой связи довольно часто проявляется откровенная субъективность и открытое сочувствие российской стороне, а иногда и оправдание неоднозначных поступков российских политиков и дипломатов. Эмоции, проявляемые авторами, существенно сказываются на формируемых взглядах учащихся, работающих с книгой, но есть и работы, где авторам удалось этого избежать и текст отражает жесткую констатацию фактов, что делает его сложным для восприятия.
Однако, вопреки вышесказанному, излагаемы факты, предельно понятно указывают на роль России в современных мировых процессах как наследницы СССР, проигравшей стороны в идеологической войне, желающей преодолеть наследие советской эпохи. У учащихся в процессе работы с исследованной литературой совершенно точно сложится однозначная картина, что не противоречит выводам, содержащимся на страницах работ большинства отечественных историков и специалистов по международным отношениям.
В этой связи следует отметить достаточно внятную и последовательную политику государства в вопросе регулирования преподавания истории международных отношений. Поступки российского руководства, особенно начиная с конца 90-х годов, объясняются желанием защитить национальные интересы страны. Однако, данный подход крайне противоречив и имеет обратную сторону. Так стоит отметить некоторый перекос, возникающий при освещении событий в сторону политического и военно-стратегического сотрудничества между двумя странами. Менее значительное внимание уделено вопросам экономики и экономического сотрудничества. Такой подход практически полностью лишает возможности авторов уделить более значительное внимание освещению вопросов науки и образования, культурных связей, на которые попросту не остается места в книге и без того пресыщенной разнообразными фактами связанными с другими темами.
Однобокостью так же отличается рассмотрение вопросов связанных с экономическим сотрудничеством двух стран. Освещение этой стороны российско-американских отношений сводится к получению Россией американской финансовой помощи и абсолютно не упоминается об ответных поставках различного вида сырья и товаров, имеющих интерес на американском рынке, а так же имеющих спрос в военной области. Здесь невольно складывается ощущение, что России при таком угле рассмотрения отводится роль просящего, что в корне не верно, т.к. заинтересованность во взаимном увеличении товарооборота существовала и продолжает существовать с обеих сторон.
Сведение всей темы российско-американских отношений только лишь к описанию государственной истории, лишает работающего с книгой учащегося возможности узнать и убедиться в том, что за последние двадцать пять лет в российской общественной жизни произошла настоящая революция в сознании людей. Колоссальные изменения, вызванные не чем иным как сильнейшим влиянием западной и прежде всего американской культуры, что стало возможным благодаря стиранию идеологических границ. Не все, что было воспринято российским обществом, можно назвать влиянием со знаком плюс. К сожалению, подобным темам, прекрасно нашедшим отражение в историографии, совершенно не нашлось места на страницах школьных учебников. Отсюда можно предположить, что у учащихся возникнет непонимание окружающей действительности и происходящих повседневных процессов.
Суммируя все вышесказанное, можно подчеркнуть тот факт, что отражение проблемы российско-американских отношений на современном этапе в отечественной учебной литературе проходит свою эволюцию, постепенно из незначительного пункта параграфа посвященного внешней политике России, перерастая в особую тему, требующей углубленного внимания. Отталкиваясь от современных событий, существует определенная уверенность в том, что в будущем авторами учебников будет преодолена однобокость и фрагментарность при рассмотрении исследованной темы. Это позволит представить рассматриваемую проблему более полноценно и последовательно, тем самым ликвидировав существующие в изложении темы пробелы и недостатки.
1. Приказ Минобразования РФ от 19.05.1998 N 1236 «Об утверждении Временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. URL:
http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrazovanija-rf-ot-19051998-n-1236/ (дата
обращения: 11.06.2017).
2. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» [Электронный ресурс] // Информационно -правовое обеспечение Гарант. URL: http://base.garant.ru/6150599/#friends(дата обращения: 11.06.2017).
3. Проект Историко-культурного стандарта [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: http://минобрнауки.рф/документы/3483 (дата обращения: 14.06.2017).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования (5-9 кл.) [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. URL:
http://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 07.08.2017).
5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Российская Газета. URL: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html(дата обращения: 10.06.2016).
6. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. - 48 с.
1.2. Школьная историческая литература
1.2.1. Учебная литература ступени основного общего образования
1. Данилов, А. А. История России, XX - начало XXI века: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2003. - 302 с.
2. Данилов, А. А. История России, ХХ - начало XXI века. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. - М. : Просвещение, 2013. - 400 с.
3. Данилов, А. А. История. Россия в ХХ - начале XXI века. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. - М. : Просвещение, 2011, - 224 с.
4. Данилов, А. А., Косулина, Л. Г., История России. XX век: Учеб. кн. Для 9 кл. общеобразоват. Учреждений. - М. : Просвещение, 1995. - 366 с.
5. Данилов, Д. Д. Всеобщая история. История Новейшего времени. 9 кл.: учеб. для организаций, осуществляющих образовательную деятельность / Д. Д. Данилов, А. В. Кузнецов, C. С. Кузнецова, В. А. Рогожкин, Н. С. Павлова.
- М. : Баласс, 2015. - 304 с.
6. Данилов, Д. Д., Кузнецов, А. В., Кузнецова С. С., Рогожкин, В. А., Павлова, Н. С. Всеобщая история. Новейшая история. XX - начало XXI века: Учебник для 9-го класс основной школы. - Изд. 2-е испр. - М. : Баласс, 2011.
- 304 с.
7. Загладин, Н. В. Всеобщая история. Новейшая история. XX - начало XXI века: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Н. В. Загладин. - 2-е изд. - М. : ООО «Русское слово - учебник», 2014. - 328 с.
8. Загладин, Н. В. Всеобщая история. Новейшая история. XX век: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - 8-е изд., - М. : ООО «ТИД Русское слово - РС», 2007. - 336 с.
9. Загладин, Н. В. Новейшая история зарубежных стран. XX век: Учебник для школьников 9 класса. - М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово - PC», 1999. - 352 с.
10. Измозик, В. С. История России: 9 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений / В. С. Измозик, О. Н. Журавлева, С. Н. Рудник; под общ. ред. чл.-корр. РАН Р.Ш. Ганелина. - М. : Вентана-Граф, 2012. - 352 с.
11. История России. XX - начало XXI века. 9 кл. : учеб. для. общеобразоват. учреждений / О. В. Волобуев, В. В Журавлев, А. П. Ненароков, А. Т. Степанищев. - 8-еизд. стереотип. - М. : Дрофа, 2010. - 318 с.
12. История России. ХХ - начало XXI века: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Н. В. Загладин (отв. редактор), С. Т. Минаков, С. И. Козленко, Ю. А. Петров. - 11-е изд. - М. : ООО «Русское слово - учебник», 2013. - 328 с.
13. Киселев, А. Ф. История России. XX - начало XXI века. 9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / А. Ф. Киселев, В. П. Попов. - 2-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2013. - 304 с.
14. Пашков, Б. Г. История России. XX век. 9 кл. : Учебн. для общеобразоват. учеб. заведений. - 2 изд., дораб. И доп. - М. : Дрофа, 2002. - 430 с.
15. Сергеев, Е. Ю. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. / Е. Ю. Сергеев; под ред. А. О. Чубарьяна; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 4-е изд. дораб. - М. : Просвещение, 2011. - 239 с.
16. Сороко-Цюпа, О. С., Сороко-Цюпа, А. О. Всеобщая история.
Новейшая история. 9 класс. - М. : «Просвещение», 2011. - 304 с.
17. Шестаков, В. А. XX - начало XXI века. 9 класс: учеб. для
общеобразоват. учреждений / В. А. Шестаков, М. М. Горинов, Е. Е. Вяземский; под ред. А. Н. Сахарова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. - 7-е изд., М. : просвещение, 2011, - 351 с.
1.2.2. Учебная литература ступени среднего общего образования
1. Алексашкина, Л. Н., Данилов, А. А., Косулина, Л. Г. История. Россия и мир в XX - начале XXI века. 11 класс: учеб. для обще-образоват. учреждений: базовый уровень - 5-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 431 с.
2. Волобуев, О. В. История России: начало XX - начало XXI в. 10 кл.: учебник / О. В. Волобуев, С. П. Карпачев, Н. П. Романов. - М. : Дрофа, 2016. - 367 с.
3. Волобуев, О. В., Пономарев, М. В., Рогожкин, В. А. Всеобщая история. XX - начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень. - М. : Дрофа, 2014. - 200 с.
4. Горинов, М. М., Данилов, А. А., Моруков, М. Ю. и др. История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 3 ч. Ч. 3 / под ред.
А. В. Торкунова. - М. : Просвещение, 2016. - 160 с.
5. Данилов, Д. Д. История. Середина XIX - начало XXI в. 11 кл.: учеб. для организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Базовый и углублённый уровни. В 2 ч. Ч. 2 / Д. Д. Данилов, В. Г. Петрович, Д. Ю. Беличенко, П. И. Селинов, В. М. Антонов, А. В. Кузнецов, Д. В. Лисейцев. - М. : Баласс, 2016. - 400 с.
6. Загладин, Н. В. (отв. редактор), Козленко, С. И., Минаков, С. Т., Петров, Ю. А., История России. XX - начало XXI века: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - 5-е изд. - М. : ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007. - 480 с.
7. Загладин, Н. В. Всемирная история: XX век. Учебник для школьников
10-11 классов. Второе издание. М. : ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово - PC», 2000. - 400 с.
8. Загладин, Н. В. Всеобщая история. ХХ век: Учебник для 11 класса
общеобразовательных учреждений. - 9-е изд. - М. : ООО «ТИД Русское слово - РС», 2007. - 400 с.
9. Загладин, Н. В. Петров, Ю. А. История. Конец XIX - начало XXI века: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / Н. В. Загладин, Ю. А. Петров. - М. : ООО «Русское слово - учебник», 2014. - 488 с.
10. Киселев, А. Ф. История России. XX - начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Ф. Киселев, В. П. Попов. - 5-е изд. стереотип. - М. : Дрофа, 2012. - 318 с.
11. Киселев, А. Ф. История России. XX - начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Ф. Киселев, В. П. Попов. - 5-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2012. - 318 с.
12. Левандовский, А. А. История России, ХХ начало XXI века. 11 класс:
учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. А.
Левандовский, Ю. А. Щетинов, С. В. Мироненко; под ред. С. П. Карпова. - М. : Просвещение, 2013. - 384 с.
13. Левандовский, А. А., Щетинов, Ю. А. Россия в XX веке: Учеб. для 10 - 11 кл. общеобразоват. учреждений. - М. : Просвещение, 1997. - 384 с.
14. Левандовский, А. А., Щетинов, Ю. А., Россия в XX веке. 10-11 классы. - М. : Просвещение, 2002. - 368 с.
15. Пленков, О. Ю., Андреевская, Т. П., Шевченко, С. В. Всеобщая
история: 11 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных
учреждений / под общ. ред. академика РАН В. С. Мясникова. - М. : Вентана- Граф, 2011. - 366 с.
16. Рябикин, С. П. Новейшая история России (1991 -1997): Пособие для учителей, старшеклассников, абитуриентов и студентов. - СПб. : Издательский дом «Нева», 1997. - 256 с.
17. Филиппов, А. В. Новейшая история России, 1945-2006 гг.: кн. для учителя / А. В. Филиппов. - М. : Просвещение, 2007. - 494 с.
18. Чубарьян, А. О., Данилов, А. А., Пивовар, Е. И., и др. История России, XX - начало XXI века. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. и базовый уровни / под ред. А. О. Чубарьяна; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, - 5-е изд. дораб. и доп. - М. : Просвещение, 2011. - 302 с.
19. Шестаков, В. А. История России, XX - начало XXI века. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профильный уровень / под ред. А. Н.
Сахарова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, - 5-е изд. - М.
Просвещение, 2012. - 399 с.
1.2.3. Учебная литература высшего образования
1. Валиуллин, К. Б., Зарипова, Р. К. История России. XX век. Часть 2: Учебное пособие. Уфа: РИО БашГУ, 2002. - 234 с.
2. Гарусова, Л. Н. Внешняя политика Соединенных Штатов Америки: основные тенденции и направления (1990-2000-е гг.): Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2004. - 152 с.
3. Деревянко, А. П., Шабельникова, Н. А. История России : учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 560 с.
4. Иванян, Э. А. История США. - М. : Дрофа, 2004. - 576 с.
5. История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945-2000 гг.: Учебник для студентов вузов по специальности «История» / Л. С. Белоусов,
B. П. Смирнов, А. И. Строганов и др. ; Под. ред. Е. Ф. Язькова. М. : «Простор», 2003. - 480 с.
6. История России XX-XXI вв. / Терещенко, Ю. Я. М. Филологическое общество «СЛОВО»; - Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 2004. - 448 с.
7. История России с древнейших времен до наших дней: учебник /А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. - М. : Проспект, 2011. - 768 с.
8. История России ХХ - начала XXI века / А. С. Барсенков, А. И. Вдовин,
C. В. Воронкова; под. ред. Л. В. Милова, - М. : Эксмо, 2006. - 960 с.
9. История России. 1917-2009 / А. С. Барсенков, А. И. Вдовин. - 3е изд., расш. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 846 с.
10. История стран Европы и Америки в Новейшее время / Пономарев М. В.; Учебник. - М., 2010. - 416 с.
11. Моисеева, Л. А. История цивилизаций. Курс лекций. Ростов -на-Дону, 2000. - 415 с.
12. Новейшая история России с нач. XX в. и до сегодняшнего дня / Шестаков, В. А. - М., 2008. - 480с.
13. Новейшая история стран Европы и Америки: ХХ век: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 3 ч. / Под ред. А. М. Родригеса и М. В. Пономарева.
- М., 2001. Ч. 2: 1945-2000. - 336 с.
14. Новейшая отечественная история. XX - начало XXI века. В 2-х кн. Кн.
2. : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям 020700
«История» и 032600 «История» / под ред. Э. М. Щагина. - 2-е изд., испр. и доп. - М . : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 560 с.
15. Отечественная история России новейшего времени. 1985-2005 гг. / под ред. Безбородова, А. Б. - М., 2007. - 804 с.
16. Отечественная история. IX-XX вв. : Учеб. пособие / В. С. Измозик, Ю. С. Куликов. - СПб. : СЗТУ, 2004. - 343 с.
17. Плохих, С. В., Ковалева З. А. История отечества. Уч. пос. ДВГУ, 2002.
- 169 с.
18. Фортунатов, В. В. История: учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. - СПб. : Питер, 2012. - 464 с.
19. Фортунатов, В. В. Отечественная история: учебное пособие для гуманитарных вузов. - СПб. : Питер, 2010. - 352 с.
1.3. Официальные документы
1. Выступление помощника президента США по вопросам национальной
безопасности Энтони Лейка в Школе перспективных международных исследований Университета Джонса Гопкинса [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер - история. URL:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/nov_history_evropa_usa/27.php(дата обращения: 17.08.2016).
2. Дипломатический вестник. Визит М. Олбрайт в Россию [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: http://archive.mid.ru//bdomp/dip_vest.nsf/99b2ddc4f717c733c32567370042ee43/a
5eeff14c8938b75c32568870049a41b!OpenDocument (дата обращения:
10.08.2016).
3. Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер - история. URL: http://www.armscontrol.ru/start/rus/docs/dogovor.htm(дата обращения: 14.08.2016).
4. Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами
Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов [Электронный ресурс] // Armcontrol. URL:
https://www.armscontrol.ru/start/rus/docs/sort.htm(дата обращения: 16.06.2016).
5. Концепция внешней политики Российской Федерации (2000 г.)
[Электронный ресурс] // Электронный фонд. URL:
http://docs.cntd.ru/document/901764263(дата обращения: 16.05.2016).
6. Концепция внешней политики Российской Федерации (2013 г.)
[Электронный ресурс] // Электронный фонд. URL:
http://docs.cntd.ru/document/499003797(дата обращения: 04.05.2016).
7. Кэмп-Дэвидская декларация Президента США Дж. Буша и Президента
РФ Б.Н. Ельцина о новых отношениях. 1 февраля 1992 г. [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер - история. URL:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/nov_history_evropa_usa/27.php(дата обращения: 12.08.2016).
8. Письмо министра иностранных дел России А. Козырева госсекретарю
США Л. Иглбергеру (СНВ-2) [Электронный ресурс] // Российский правовой портал. URL: http://arhiv.inpravo.ru/data/base304/text304v880i641.htm(дата
обращения: 01.08.2016).
9. Речь В. Путина в Мюнхене (2007г.) [Электронный ресурс] // Ракурс.
URL: http://www.rakurs-art.ru/rech-putina-v-myunkhene-2007g/ (дата
обращения: 15.05.2016).
10. Совместное заявление президента Российской Федерации В.В. Путина
и президента Соединенных Штатов Америки Дж. Буша о новых отношениях между Россией и США Вашингтон. 13 ноября 2001 г. [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер - история. URL:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/nov_history_evropa_usa/27.php(дата обращения: 12.06.2016).
11. Стратегия национальной безопасности США. Белый дом, 17 сентября 2002 г. [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер - история. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/nov_history_evropa_usa/27.php(дата обращения: 14.05.2016).
12. Текст договора СНВ-3 [Электронный ресурс] // Взгляд. URL:
https://www.vz.rU/information/2010/4/8/391154.html (дата обращения:
11.06.2016).
13. Хартия российско-американского партнерства и дружбы [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер - история. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/nov_history_evropa_usa/27.php(дата обращения: 14.08.2016).
14. National Security Strategy for A New Century (1997) [Электронный ресурс] // National Security Council. URL: http://history.defense.gov/Historical- Sources/National-Security-Strategy/(дата обращения 01.06.2016).