Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Функции библиотеки как социального института

Работа №99148

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

библиотечное дело

Объем работы30
Год сдачи2022
Стоимость350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
191
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БИБЛИОТЕЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. Понятие «библиотека» и ее научные основы 5
1.2 Значение и история библиотеки 8
ГЛАВА 2. ПОСЛЕДСТВИЯ НОВШЕСТВ ДЛЯ БИБЛИОТЕК – СЕТЬ
ИНТЕРНЕТ 12
2.1 Социальная роль библиотеки в обществе… 12
2.2 Социо-культурный подход к библиотеке как феномену культуры 16
2.3 Функции библиотеки, связанные с обслуживанием читателей 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29


Специфика библиотеки по сравнению с другими институтами культуры заключается в том, что приобщение к культуре происходит через документы, в которых отражены, закреплены элементы культурной реальности. Функционерами института являются библиотекарь и абонент. Библиотекарь — профессионал по обработке информации в библиотечной и информационной науках, который выполняет организацию и управление информационными услугами и материалами для всех, кому требуется эта информация. Библиотекарь занимается библиотечной деятельностью, то есть выполнением функций. Абонент библиотеки – каждый, кто реализует потребность приобщиться к культуре через библиотечную модель этой культуры. Чаще всего (но не всегда) потребность реализуется в библиотечном запросе.
Актуальность данной темы подчеркивает одна сторона дела, на которую следует обратить наше внимание. В каждом обществе создаются свои условия существования политических, общественных и культурных

организаций, способствующие их развитию, подъему или упадку. Кризис того или иного явления, по существу, проявляется в том, что новые ценности и новые формы организации жизни сменяют старые. Но при этом не всегда происходит их переосмысление. Сегодня существует мнение о том, что традиционная библиотека изживает себя, что она отчасти утратила свое истинное предназначение, и уже не удовлетворяет тем требованиям, которые к ней предъявляет современное общество и поэтому ее вскоре вытеснит электронная или как ее еще называют «виртуальная библиотека». В данной работе предпринимается попытка анализа социальных функций библиотеки.
Целями данной работы являются:
определение библиотеки, как социального института;
выявление проблем и перспектив развития библиотеки в информационном обществе;
рассмотрение библиотеки, как системы каналов удовлетворения личностных потребностей читателей.
Объект: библиотека как социальный институт.
Предмет изучения: социальные функции библиотеки.
Структура итоговой аттестационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Методологическая основа исследования: изучение и анализ литературных источников, статей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В своей деятельности библиотека использует убеждение, внушение, психическое заражение и т.п. рычаги социализации.
Нежесткость влияния библиотеки определяется и тем, что подразумевает абсолютно добровольный и свободный приход читателя в библиотеку, отсутствие какой-либо иерархии отношений, авторитарности.
Девятое. Влияние библиотеки на процесс социализации проявляется не только через непосредственный контакт с пользователем, не может опосредован книгой, библиотечной услугой.
Десятое. Социализирующее влияние библиотеки проявляются и в том, что библиотека (детская, юношеская, учебная, специальная, научная, массовая) сопутствует личности на протяжении всей ее жизни, на всех стадиях социализации; а чтение как социализирующий процесс занимает значительное место в жизни, как ребенка, так и старика.

Проведенное исследование показывает, что осуществление стабилизационной роли библиотеки, как субъективного фактора в условиях неблагоприятного воздействия объективных социально-экономических факторов, в отношении российского читателя определяется следующими моментами:
- усложнением современных условий социализации российского читателя, возрастанием роли информации в этом процессе;
- увеличивающейся потребностью российского читателя в помощи для усиления своих позиций, в том числе и через получение знаний, информации;
- высокой степенью доверия, оказываемого российским читателем библиотеке как социальному институту.
Очевидно, таким образом, что эффективность стабилизационной роли библиотеки находится в прямой зависимости от ее реальной помощи процессу социализации читателя, т.е. от того, насколько библиотечное обслуживание отвечает потребностям читателя.
Библиотека должна быть осмысленна профессиональным сознанием не только как социальный, но социализирующий институт, деятельность которого необходимо рассматриваться в рамках теории социализации личности.



1. Анилина М.И. Философия современной библиотеки / М.И. Акилина
// Библиотековедение. – 1996. – №4/5.
2. Беспалова Э.К. Функции библиотечной и библиографичекой систем
// Науч. и техн. б-ки СССР. — 1984. — №6.
3. Берестова Т.Ф.Библиотека как элемент информационного пространства (к разработке концепции)// Библиотековедение. – 2004. – № 6.
4. Васильев И. Г., Крейденко В. С., Старовойтова О. Р. Методы исследования пользователей русскоязычных ресурсов Интернета // Библиосфера. – 2007.
5. Ванеев А. Н. Съезды библиотечные и библиографические // Библиотечная энциклопедия. – М., 2007.
6. Гордукалова Г. Библиотека в условиях социальной реальности // Библиотечное дело, 2003, №1.
7. Дворкина М.Я. Информационное обслуживание: социокультурный подход / МГУКИ. – М.: Профиздат, 2001. – 111 с.
8. Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание:
новая реальность. Лекции. М.: Издательство Московского государственного университета культуры и искусств, 2003. — 48с.
9. Джерелиевская И.К. Библиотечная коммуникация как феномен рыночных отношений // Науч. и техн. б-ки. — 1993. — № 5.
10. Ершова Т.В. Информационное общество и библиотека // Общество и книга: от Гуттенберга до Интернета. – М., 2001.
11. Жадько Н.В. Статус и функции библиотек // Науч. и техн. б-ки. — 1994. — №3.
12. Кожевникова Л.А Виблиотека в структуре базовых социально- экономических процессов территории монография Л.А.

Кожевникова; науч. ред П.В. Шеметов; ГПНТВ СО РАН. Новосибирск, 2004. -178 с.
13. Крейденко В. С. Методология библиотековедения // Библиотечная энциклопедия. – М., 2007.
14. Леонтьев А.Н.. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
15. Майстрович Т.В. Основы координации формирования электронных библиотек // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды VI Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 3 - 6 ноября 2003 г. - СПб.: Изд-во Филологического ф-та СПбГУ, 2003.
16. Маркова В.Н. Управление библиотекой в условиях информатизации вуза дис. канд. социол. наук В.Н. Маркова. Белгород: Изд-во Белгород, гос. техн. ун-та им. В.Г. Шухова, 2004. -207 с.
17. Мелентъева Ю.П. Библиотека и юношество: поиски взаимопонимания // Ин-т психологии РАН. — М., 1999. — 164 с.
18. Мотульский Р.С. Библиотека как социальный институт / Р.С. Мотульский, Бел. гос. ун-т культуры. – Мн., 2002. – 374 с.
19. Селиверстова Е.О функциях библиотек // Библиотека. — 1992. — № 1.
20. Старовойтова О. Р. Повышение уровня информационной культуры учителей в условиях информационно-аналитического центра // Формирование информационной культуры в библиотеках образовательных учреждений: проблемы и перспективы : сб. статей и материалов. – Псков, 2006.
21. Столяров Ю.Н. Сущностно-функциональный анализ библиотеки как системы — теоретико-методологическая основа повышения эффективности и качества библиотечного обслуживания: Автореф. дис. докт. пед. наук. — М., 1982. — 29с.

22. Столяров Ю.Н. У нашей науки есть особые функции // Библиотека.
— 1998. — №10.
23. Тюлина Н. И. Стратегическое планирование как метод управления библиотекой / Н. И. Тюлина // Библиотековедение. – 1994. - № 1.
24. Фарсов В.Р. Социальная роль — социальные функции — библиотечная деятельность // Методолог. аспекты изучения процессов функционирования библ. систем: Сб. науч. тр. / ГПБ им. М.Е.Салтыкова-Щедрина. — Л.. 1982.
25. Фирсов В.Р. Сущностные функции библиотечной деятельности.
Культурологический подход // Науч. и техн. б-ки СССР. — 1985. —
№5.
26. Чернов А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы – Монография//М., 2003, «Дашков и К°» . - 232 с.
27. Яцкунас Ж.С.Методологические принципы определения фукций библиотек // Науч. и техн. б-ки СССР. — 1986. — №4.

ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ:
1. http://www.spsl.nsc.ru/win/vbkexp/ppt/Librarianship_Part_1.files/frame. htm
2. http://community.livejournal.com/bibliotekari_rf/1524.html
3. http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb96/10/fl05.html
4. http://www.library.ru/1/sociolog/text/article.php?a_uid=65
5. http://corporate.gpntb.ru/
6. http://kosilova.textdriven.com/narod/studia2/cassirer.htm

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ