Модель системы дополнительного образования в организации высшего образования
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы системы дополнительного образования в организации высшего образования 11
1.1. Система дополнительного образования в организации высшего
образования: понятие, структура, значение на современном этапе 11
1.2. Требования к системе дополнительного образования в организации
высшего образования в современных условиях 20
1.3. Этапы создания модели дополнительного образования в организации
высшего образования 32
Выводы по первой главе 44
Глава 2. Результаты опытно - поисковой работы по созданию модели дополнительного образования в учебном подразделении (ИМиП) педагогического университета 45
2.1. Анализ деятельности Института менеджмента и права в системе
дополнительного профессионального образования 46
2.2. Новая модель системы дополнительного образования в Институте
менеджмента и права УрГПУ 65
2.3. Методические рекомендации по реализации модели системы
дополнительного образования в организации высшего образования 75
Выводы по второй главе 91
Заключение 93
Список Использованной литературы 98
Глава 1. Теоретические основы системы дополнительного образования в организации высшего образования 11
1.1. Система дополнительного образования в организации высшего
образования: понятие, структура, значение на современном этапе 11
1.2. Требования к системе дополнительного образования в организации
высшего образования в современных условиях 20
1.3. Этапы создания модели дополнительного образования в организации
высшего образования 32
Выводы по первой главе 44
Глава 2. Результаты опытно - поисковой работы по созданию модели дополнительного образования в учебном подразделении (ИМиП) педагогического университета 45
2.1. Анализ деятельности Института менеджмента и права в системе
дополнительного профессионального образования 46
2.2. Новая модель системы дополнительного образования в Институте
менеджмента и права УрГПУ 65
2.3. Методические рекомендации по реализации модели системы
дополнительного образования в организации высшего образования 75
Выводы по второй главе 91
Заключение 93
Список Использованной литературы 98
В современных социально-экономических условиях, когда жизнь предъявляет все более жесткие требования как к профессиональным качествам, так и к личностным, когда скорость обновления информации во всех сферах деятельности человека становится всё выше, создаются все предпосылки для развития и деятельности организаций в области дополнительного образования, которые могут удовлетворить запросы потребителей на разных этапах их жизни. Больше всего на эту роль, на наш взгляд, подходят организации дополнительного образования в вузах, имеющие давнюю историю и огромный ресурсный потенциал, но, к сожалению зачастую являющиеся очень инертными в своей деятельности в силу традиционности подходов в организации образовательного процесса.
Степень научной разработанности проблемы.
Анализируя научно-теоретические и практические материалы по проблеме моделирования системы дополнительного образования в организации высшего образования, мы пришли к выводу, что наиболее целесообразным представляется комплексный подход к проблеме через классификацию источников по следующим направлениям:
- компетентностью подход в образовании (В.И. Байденко, Э.Ф.Зеер, И.А. Зимняя, А.К.Маркова, А.В. Хуторской и др.);
- дополнительное профессиональное образование (Б. Г. Ананьев, Э.Ф.Зеер, С.И. Змеев, М. Т. Матвеева, А.М.Новиков, И.Д. Чечил и др.);
- менеджмента и маркетинга (И. В. Алешина, В. Р. Веснин, П. Ф. Друкер, М. X. Мескон, Г.Минцберг, А.П. Панкрухин и др);
- непрерывного дополнительного образования (А.Г. Асмолов, В.И. Байденко, А.В. Мудрик, А.М. Новиков, В.А. Сластенин, А.И. Субетто и др.);
- развития личности в дополнительном образовании ( В. А. Березина, А. К. Бруднов, В. А. Горский, М. Б. Коваль );
- тюторства (Л. В. Бендова, Ю. Л. Деражне,С. И. Змеев, Т. М. Ковалева, Н. В. Рыбалкина, С. А. Щенников и др.);
- бизнес-моделирования (Г. Чесбро, А. Остервальдер, М. Портер, Г. Хамел, М.Хаммер, Дж.Чампи и др).
В то же время, анализ специальной литературы показал, что вопросы разработки комплексной модели в системе дополнительного образования в организациях высшего образования с учетом всех современных требований непрерывного образования не получили достаточного отражения.
Изложенное выше, позволило выделить следующие противоречия:
- между необходимостью проектирования и внедрения современной и эффективной системы дополнительного непрерывного образования как системы, направленной на развитие личности в целом, на протяжении всей жизни, а не только профессиональных компетенций в поствузовском образовании, и неразработанностью методов и подходов, необходимых для ее эффективной организации;
- между современными запросами потребителей в образовательных услугах и оперативности реакции системы дополнительного образования вуза в готовности их предоставить;
- между современными тенденциями в области образовательных технологий и существующими традиционными подходами.
Выявленные противоречия помогли определить проблему исследования, которая заключается, в необходимости создания модели дополнительного образования в системе высшего образования удовлетворяющую требованиям государства и запросам потребителей в получении образовательных услуг и продуктов, в условиях не разработанности методологии построения таких моделей.
Объект исследования - система дополнительного образования в организации высшего образования.
Предмет исследования - принципы, условия, факторы, способствующие созданию современной модели дополнительного образования в системе высшего образования.
Цель - разработка модели системы дополнительного образования в организации высшего образования.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
- дать анализ системы дополнительного образования в Российской Федерации на современном этапе развития;
- определить требования к системе дополнительного образования в организации высшего образования в современных условиях;
- рассмотреть этапы создания модели дополнительного образования в организации высшего образования;
- проанализировать деятельность ЦНО ИМиП УрГПУ в системе дополнительного образования организации высшего образования;
- разработать концепцию и новую модель дополнительного образования ЦНО ИМиП УрГПУ;
- разработать рекомендации по внедрению разработанной модели ЦНО ИМиП УрГПУ.
Исследовательская гипотеза исследования заключается в том, что модель дополнительного образования в системе высшего образования будет эффективной при наличии следующих условий:
- повышения эффективности работы за счет организационных изменений в менеджменте организации;
- привлечения большего количества потребителей образовательных услуг за счет ориентированности на потребности и запросы различных слоев населения в дополнительном образовании в целом, а не только в дополнительном профессиональном образовании;
- создания конкурентоспособный образовательный продукт, за счет использования внутреннего кадрового потенциала, современных педагогических и IT технологий;
- завоевания новой целевой аудитории за счет изменения маркетинговых стратегий по продвижению образовательных услуг;
- создание системы нацеленной на удержание клиентов, переход от предложения разовой образовательной услуги (одной образовательной программы) к предложению набора образовательных программ, составляющих индивидуальную траекторию обучения.
Основные этапы проведенного исследования:
На первом этапе (2015-2016 гг.) проводилось исследование теоретических основ проблемы, изучалась законодательная литература, методическая, диссертационные исследования, освещающие различные аспекты проблемы создания и функционирования моделей организаций. На основании проведенного анализа существующих концепций и теорий формулировались исходные позиции исследования. Проанализированы особенности создания модели дополнительного образования в системе высшего образования.
На втором этапе (конец 2016-начало 2017 гг.) на основе проведенных наблюдений и анализе документов, была разработана существующая модель дополнительного образования в вузе, на базе Центра непрерывного образования ИМиП УрГПУ. Проводился сбор и анализ данных потребностей в образовательных услугах. Проанализированы современные методы продвижения образовательных услуг. Определены перспективные направления образовательных услуг.
На третьем этапе (середина 2017 года) на основе проведенных исследований была разработана современная модель дополнительного образования в вузе, предложены методические рекомендации по внедрению разработанной модели в ЦНО ИМиП УрГПУ.
Методы исследования:
В работе использованы теоретические методы анализа научной литературы, анализа документов, статей и монографий, материалов научных конференций и семинаров, нормативных документов государственных органов власти Российской Федерации, эмпирические методы: наблюдение, первичный анализ статистических данных и вторичный результатов ранее проведенных исследований; метод моделирования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
- разработаны и теоретически обоснованы современные принципы организации дополнительного образования в вузе, такие как:
1) принцип сквозного информального образования личности, на протяжении всей жизни, через индивидуальную образовательную траекторию и как следствие введение института тьюторства в систему дополнительного образования;
2) принцип постоянства клиентов, переход к представлению комплекса образовательных услуг (продуктов), учитывающих потребности личности, на разных этапах жизни;
3) принцип равномерного развития всех компетенций, в том числе личных и социальных компетенций, а не только профессиональных;
4) принцип эффективности работы сотрудников, через введение системы KPI в мотивации сотрудников.
Все эти принципы позволяют организовать эффективную работу организации, расширить спектр образовательных услуг и охватить большую целевую аудиторию.
- на базе разработанных принципов предложена современная бизнес- модель дополнительного образования в условиях системы высшего образования, включающая в себя современные подходы к структуре, менеджменту организации, образовательному процессу и маркетингу.
Практическая значимость. Представленная модель дополнительного образования в организации высшего образования (ДО ВО), что может выступить основой для модернизации системы дополнительного образования в образовательных учреждениях ВО.
Положения, выносимые на защиту:
В отличие от распространенной модели дополнительного образования в системе высшего образования, особенно региональных вузов, в которой реализуется дополнительное профессиональное образование после получения базового профессионального образования, мы утверждаем, что современная модель системы дополнительного образования в вузе должна быть направлена на:
- многовекторный компетентность^ подход развития личности на протяжении всей его жизни, структурированный, через индивидуальную образовательную траекторию;
- внедрение в работу современных образовательных технологий, организационно-управленческих технологий, методов и форм взаимодействия с потребителями образовательных услуг.
Утверждаем, что для более эффективной работы системы дополнительного образования в вузе необходимо пересмотреть содержательное наполнение группы взаимосвязанных компонентов:
- целевая аудитория или потребители (развитие системы и её компонентов с учетом запросов потенциальных потребителей и инновационных процессов проходящих в обществе и в образовании);
- организационно-управленческого (менеджмент) (обеспечение организационного развития системы);
- образовательного процесса (обеспечение современных форм и методов образовательного процесса);
- маркетингового (продвижение образовательных услуг и продуктов), в концепции 4P (PRODUCT- Продукт; PRICE - Стоимость; PLACE - Место реализации; PROMOTIONAL - Продвижение).
Публикации. По теме работы автором опубликованы 4 научные статьи, в том числе 1 - в издании из рекомендованного списка ВАК.
Структура работы:
ВКР изложена на 131 страницах печатного текста (в том числе 21 страница приложений), включает 30 таблиц, 17 рисунков, 6 приложений и 86 библиографических источников.
Основное содержание ВКР:
Во «Введении» обоснована актуальность исследования, сформулированы объект и предмет, цель и задачи работы, этапы исследования, определена научная новизна, теоретическая и практическая значимость ВКР, сформулированы положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические основы системы дополнительного образования в организации высшего образования» произведен анализ таких базовых понятий как дополнительное образование, дополнительное профессиональное образование, непрерывное образование, дополнительное непрерывное образование, их основных компонентов и функций, раскрыта структура дополнительного образования, требования, предъявляемы к дополнительному образованию. Рассмотрены этапы создания модели дополнительного образования в организации высшего образования.
Во второй главе «Результаты опытно - поисковой работы по созданию модели дополнительного образования в учебном подразделении (ИМиП) педагогического университета» приведены результаты опытно - поисковой работы по созданию модели дополнительного образования в учебном подразделении (ИМ и П) педагогического университета, даны методические рекомендации по реализации модели системы дополнительного образования в организации высшего образования.
В «Заключении» сформулированы основные выводы по исследованию ВКР.
Список публикаций в рамках написания ВКР:
1. Гаврилов, Д. Е. Проблемы применения стратегического подхода к управлению образовательными учреждениями высшего образования в современных условиях [Электронный ресурс] / Д. Е. Гаврилов, А. Б. Хрусталев, Ю. В. Хрусталева // Globus. Серия: Психология и Педагогика. - 2017. - Вып. 6 (21). - С. 4-10. - URL : http://globus-science.ru/Archive/new/Psikhologia_i_pedagogika_june_2017.pdf (дата обращения: 28.05.2017).
2. Хрусталев, А. Б. Модель дополнительного профессионального образования для организации профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / А. Б. Хрусталев, Ю. В. Хрусталева // Образование взрослых в условиях современности: проблемы и перспективы : сб. науч. ст. : IV Междунар. науч.-практ. конф. / Урал. гос. пед. ун-т ; под науч. ред. А. А. Симоновой, С. Л. Фоменко. - Екатеринбург, 2016. - С. 217-223.
3. Хрусталев, А. Б. Смарт-технологии в системе высшего профессионального образования: через игровые симуляторы к компетенциям [Текст] / А. Б. Хрусталев, Ю. В. Хрусталева // Инновационное обеспечение уровневого образования студентов в высших учебных заведениях : сб. науч. ст. / Курган. гос. ун-т ; отв. ред. Г. М. Федосимов. - Курган, 2017. - С. 287-291.
4. Хрусталева, Ю. В. Структурные элементы системы ДПО и их роль в повышении эффективности их работы [Текст] / Ю. В. Хрусталев // Молодежь в XXI веке: философия, психология, право, педагогика, экономика и менеджмент : сб. науч. ст. / Урал. гос. пед. ун-т ; под науч. ред. И. А. Симоновой, М. С. Кривощековой. - Екатеринбург, 2016. - С.248-252.
Степень научной разработанности проблемы.
Анализируя научно-теоретические и практические материалы по проблеме моделирования системы дополнительного образования в организации высшего образования, мы пришли к выводу, что наиболее целесообразным представляется комплексный подход к проблеме через классификацию источников по следующим направлениям:
- компетентностью подход в образовании (В.И. Байденко, Э.Ф.Зеер, И.А. Зимняя, А.К.Маркова, А.В. Хуторской и др.);
- дополнительное профессиональное образование (Б. Г. Ананьев, Э.Ф.Зеер, С.И. Змеев, М. Т. Матвеева, А.М.Новиков, И.Д. Чечил и др.);
- менеджмента и маркетинга (И. В. Алешина, В. Р. Веснин, П. Ф. Друкер, М. X. Мескон, Г.Минцберг, А.П. Панкрухин и др);
- непрерывного дополнительного образования (А.Г. Асмолов, В.И. Байденко, А.В. Мудрик, А.М. Новиков, В.А. Сластенин, А.И. Субетто и др.);
- развития личности в дополнительном образовании ( В. А. Березина, А. К. Бруднов, В. А. Горский, М. Б. Коваль );
- тюторства (Л. В. Бендова, Ю. Л. Деражне,С. И. Змеев, Т. М. Ковалева, Н. В. Рыбалкина, С. А. Щенников и др.);
- бизнес-моделирования (Г. Чесбро, А. Остервальдер, М. Портер, Г. Хамел, М.Хаммер, Дж.Чампи и др).
В то же время, анализ специальной литературы показал, что вопросы разработки комплексной модели в системе дополнительного образования в организациях высшего образования с учетом всех современных требований непрерывного образования не получили достаточного отражения.
Изложенное выше, позволило выделить следующие противоречия:
- между необходимостью проектирования и внедрения современной и эффективной системы дополнительного непрерывного образования как системы, направленной на развитие личности в целом, на протяжении всей жизни, а не только профессиональных компетенций в поствузовском образовании, и неразработанностью методов и подходов, необходимых для ее эффективной организации;
- между современными запросами потребителей в образовательных услугах и оперативности реакции системы дополнительного образования вуза в готовности их предоставить;
- между современными тенденциями в области образовательных технологий и существующими традиционными подходами.
Выявленные противоречия помогли определить проблему исследования, которая заключается, в необходимости создания модели дополнительного образования в системе высшего образования удовлетворяющую требованиям государства и запросам потребителей в получении образовательных услуг и продуктов, в условиях не разработанности методологии построения таких моделей.
Объект исследования - система дополнительного образования в организации высшего образования.
Предмет исследования - принципы, условия, факторы, способствующие созданию современной модели дополнительного образования в системе высшего образования.
Цель - разработка модели системы дополнительного образования в организации высшего образования.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
- дать анализ системы дополнительного образования в Российской Федерации на современном этапе развития;
- определить требования к системе дополнительного образования в организации высшего образования в современных условиях;
- рассмотреть этапы создания модели дополнительного образования в организации высшего образования;
- проанализировать деятельность ЦНО ИМиП УрГПУ в системе дополнительного образования организации высшего образования;
- разработать концепцию и новую модель дополнительного образования ЦНО ИМиП УрГПУ;
- разработать рекомендации по внедрению разработанной модели ЦНО ИМиП УрГПУ.
Исследовательская гипотеза исследования заключается в том, что модель дополнительного образования в системе высшего образования будет эффективной при наличии следующих условий:
- повышения эффективности работы за счет организационных изменений в менеджменте организации;
- привлечения большего количества потребителей образовательных услуг за счет ориентированности на потребности и запросы различных слоев населения в дополнительном образовании в целом, а не только в дополнительном профессиональном образовании;
- создания конкурентоспособный образовательный продукт, за счет использования внутреннего кадрового потенциала, современных педагогических и IT технологий;
- завоевания новой целевой аудитории за счет изменения маркетинговых стратегий по продвижению образовательных услуг;
- создание системы нацеленной на удержание клиентов, переход от предложения разовой образовательной услуги (одной образовательной программы) к предложению набора образовательных программ, составляющих индивидуальную траекторию обучения.
Основные этапы проведенного исследования:
На первом этапе (2015-2016 гг.) проводилось исследование теоретических основ проблемы, изучалась законодательная литература, методическая, диссертационные исследования, освещающие различные аспекты проблемы создания и функционирования моделей организаций. На основании проведенного анализа существующих концепций и теорий формулировались исходные позиции исследования. Проанализированы особенности создания модели дополнительного образования в системе высшего образования.
На втором этапе (конец 2016-начало 2017 гг.) на основе проведенных наблюдений и анализе документов, была разработана существующая модель дополнительного образования в вузе, на базе Центра непрерывного образования ИМиП УрГПУ. Проводился сбор и анализ данных потребностей в образовательных услугах. Проанализированы современные методы продвижения образовательных услуг. Определены перспективные направления образовательных услуг.
На третьем этапе (середина 2017 года) на основе проведенных исследований была разработана современная модель дополнительного образования в вузе, предложены методические рекомендации по внедрению разработанной модели в ЦНО ИМиП УрГПУ.
Методы исследования:
В работе использованы теоретические методы анализа научной литературы, анализа документов, статей и монографий, материалов научных конференций и семинаров, нормативных документов государственных органов власти Российской Федерации, эмпирические методы: наблюдение, первичный анализ статистических данных и вторичный результатов ранее проведенных исследований; метод моделирования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
- разработаны и теоретически обоснованы современные принципы организации дополнительного образования в вузе, такие как:
1) принцип сквозного информального образования личности, на протяжении всей жизни, через индивидуальную образовательную траекторию и как следствие введение института тьюторства в систему дополнительного образования;
2) принцип постоянства клиентов, переход к представлению комплекса образовательных услуг (продуктов), учитывающих потребности личности, на разных этапах жизни;
3) принцип равномерного развития всех компетенций, в том числе личных и социальных компетенций, а не только профессиональных;
4) принцип эффективности работы сотрудников, через введение системы KPI в мотивации сотрудников.
Все эти принципы позволяют организовать эффективную работу организации, расширить спектр образовательных услуг и охватить большую целевую аудиторию.
- на базе разработанных принципов предложена современная бизнес- модель дополнительного образования в условиях системы высшего образования, включающая в себя современные подходы к структуре, менеджменту организации, образовательному процессу и маркетингу.
Практическая значимость. Представленная модель дополнительного образования в организации высшего образования (ДО ВО), что может выступить основой для модернизации системы дополнительного образования в образовательных учреждениях ВО.
Положения, выносимые на защиту:
В отличие от распространенной модели дополнительного образования в системе высшего образования, особенно региональных вузов, в которой реализуется дополнительное профессиональное образование после получения базового профессионального образования, мы утверждаем, что современная модель системы дополнительного образования в вузе должна быть направлена на:
- многовекторный компетентность^ подход развития личности на протяжении всей его жизни, структурированный, через индивидуальную образовательную траекторию;
- внедрение в работу современных образовательных технологий, организационно-управленческих технологий, методов и форм взаимодействия с потребителями образовательных услуг.
Утверждаем, что для более эффективной работы системы дополнительного образования в вузе необходимо пересмотреть содержательное наполнение группы взаимосвязанных компонентов:
- целевая аудитория или потребители (развитие системы и её компонентов с учетом запросов потенциальных потребителей и инновационных процессов проходящих в обществе и в образовании);
- организационно-управленческого (менеджмент) (обеспечение организационного развития системы);
- образовательного процесса (обеспечение современных форм и методов образовательного процесса);
- маркетингового (продвижение образовательных услуг и продуктов), в концепции 4P (PRODUCT- Продукт; PRICE - Стоимость; PLACE - Место реализации; PROMOTIONAL - Продвижение).
Публикации. По теме работы автором опубликованы 4 научные статьи, в том числе 1 - в издании из рекомендованного списка ВАК.
Структура работы:
ВКР изложена на 131 страницах печатного текста (в том числе 21 страница приложений), включает 30 таблиц, 17 рисунков, 6 приложений и 86 библиографических источников.
Основное содержание ВКР:
Во «Введении» обоснована актуальность исследования, сформулированы объект и предмет, цель и задачи работы, этапы исследования, определена научная новизна, теоретическая и практическая значимость ВКР, сформулированы положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические основы системы дополнительного образования в организации высшего образования» произведен анализ таких базовых понятий как дополнительное образование, дополнительное профессиональное образование, непрерывное образование, дополнительное непрерывное образование, их основных компонентов и функций, раскрыта структура дополнительного образования, требования, предъявляемы к дополнительному образованию. Рассмотрены этапы создания модели дополнительного образования в организации высшего образования.
Во второй главе «Результаты опытно - поисковой работы по созданию модели дополнительного образования в учебном подразделении (ИМиП) педагогического университета» приведены результаты опытно - поисковой работы по созданию модели дополнительного образования в учебном подразделении (ИМ и П) педагогического университета, даны методические рекомендации по реализации модели системы дополнительного образования в организации высшего образования.
В «Заключении» сформулированы основные выводы по исследованию ВКР.
Список публикаций в рамках написания ВКР:
1. Гаврилов, Д. Е. Проблемы применения стратегического подхода к управлению образовательными учреждениями высшего образования в современных условиях [Электронный ресурс] / Д. Е. Гаврилов, А. Б. Хрусталев, Ю. В. Хрусталева // Globus. Серия: Психология и Педагогика. - 2017. - Вып. 6 (21). - С. 4-10. - URL : http://globus-science.ru/Archive/new/Psikhologia_i_pedagogika_june_2017.pdf (дата обращения: 28.05.2017).
2. Хрусталев, А. Б. Модель дополнительного профессионального образования для организации профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / А. Б. Хрусталев, Ю. В. Хрусталева // Образование взрослых в условиях современности: проблемы и перспективы : сб. науч. ст. : IV Междунар. науч.-практ. конф. / Урал. гос. пед. ун-т ; под науч. ред. А. А. Симоновой, С. Л. Фоменко. - Екатеринбург, 2016. - С. 217-223.
3. Хрусталев, А. Б. Смарт-технологии в системе высшего профессионального образования: через игровые симуляторы к компетенциям [Текст] / А. Б. Хрусталев, Ю. В. Хрусталева // Инновационное обеспечение уровневого образования студентов в высших учебных заведениях : сб. науч. ст. / Курган. гос. ун-т ; отв. ред. Г. М. Федосимов. - Курган, 2017. - С. 287-291.
4. Хрусталева, Ю. В. Структурные элементы системы ДПО и их роль в повышении эффективности их работы [Текст] / Ю. В. Хрусталев // Молодежь в XXI веке: философия, психология, право, педагогика, экономика и менеджмент : сб. науч. ст. / Урал. гос. пед. ун-т ; под науч. ред. И. А. Симоновой, М. С. Кривощековой. - Екатеринбург, 2016. - С.248-252.
Развитие общества не возможно без развития образования и изменения подходов к нему, так как образование есть ключ к становлению жизненных установок и приоритетов и норм нравственности каждого человека. На современном этапе дополнительное образование, как всё образование в целом, имеет стратегическое значение в развитии страны, поэтому государство, через нормативно-правовые акты определяет базовую структуру дополнительного образования, четко определяя место и назначение каждого вида дополнительного образования. В концепциях развития страны в различные периоды определяются вектора развития образования, и как следствие развития дополнительного образования как неотъемлемой части всей системы образования. В современных концепциях дополнительного образования личность становиться центральной фигурой в образовательном процессе:
- дополнительное образование направлено на совершенствование и всесторонне удовлетворение потребностей человека;
- дополнительное образование имеет важное значение для развития человека и соответствуют его интересам;
- дополнительное образование обеспечивает адаптацию к взрослой жизни детей, а так же людей попавших в тяжелую жизненную ситуацию для преодоления препятствий созданной этой ситуацией;
- дополнительное образование осуществляет профессиональную ориентацию молодежи и лиц, которые хотят сменить сферу своей профессиональной деятельности.
Система дополнительного образования в организации высшего образования является не только коммерческой организацией, но и социальным институтом, поэтому к нему предъявляются достаточно обширные требования со стороны государства, общества, слушателей и работодателей. Если на ранних моделях деятельности ДО ВО основными направлениями были дополнение к традиционному профессиональному образованию и восполнение знаний (формальное образование), то современное требование непрерывного образования в течении всей жизни обращается не только к формальному, но и неформальному и информальному образованию, которые должны давать обновленные современные знания и развивать социальные, личностные и профессиональные компетенции. С развитием информатизации общества ранее малодоступная информация становиться доступной для разных категорий граждан, без особых финансовых и временных затрат на поиск, поэтому профессорско- преподавательский состав должен стать аккумулятором и носителем уникальных знаний, способов и методов их практического применения, своевременно актуализировать образовательные программы, активно применять новые педагогические и образовательные инструменты на базе информационных технологий при проведении занятий. Информационные технологии активно влияют на доступность образования, которое перестает зависеть от удаленности образовательного учреждения к потребителю или физических особенностей слушателей, следовательно ДО ВО должно активно внедрять современные разработки в этой области в свою деятельность. Образование разных образовательных уровней перестает быть обособленным социальным институтом, и в их деятельности активно внедряется сетевое взаимодействии, которое при правильном подходе позволяет получить синергетический эффект от деятельности для всех участников процесса.
При создании модели дополнительного образования, было выявлено, что при слабой методологической проработке создания моделей образовательных организаций, можно применить, путем переноса, подходы, применяемые для создания моделей коммерческих организаций, с учетом специфики работы дополнительных образовательных организаций, которые помимо коммерческой нагрузки несут ещё и социальную нагрузку. В процессе работы любой организации наступает момент, когда необходимо пересмотреть базовые подходы в работе организации, что бы не терять конкурентоспособность, для чего необходимо определить цели моделирования, далее описать текущую модель «как есть» и после её анализа и структурирования перейти к формированию новой модели «как должно быть», после разработать рекомендации по внедрению и на основе выработанных рекомендаций приступить к внедрению новой модели. Определить какие подпроцессы входят такие базовые процессы как управления, обеспечивающие и вспомогательные, учитывая специфику работы организации и нормативные требования, накладывающие определенные требования к работе организации.
Анализ деятельности ЦНО ИМиП УрГПУ в системе дополнительного образования организации высшего образования позволил выявить проблемные зоны, произвести покомпонентную декомпозицию для построения модели «как есть», стратегический анализ PEST, SWOT и 5 сил Портера позволил определить перспективные направления деятельности организации, которые и были отражены в модели «как должно быть».
Центр непрерывного образования - это не просто предоставление услуг ДПО, это весь комплекс услуг и программ дополнительного образования удовлетворяющих требованиям непрерывного образования.
Модель системы дополнительного образования в организации высшего образования представляет собой совокупность элементов:
- организационно-управленческого;
- образовательного процесса;
- совокупности целевых аудиторий;
- маркетинговые стратегии.
которые подчинены современным принципам организации дополнительного образования в вузе являются: принцип сквозного информального образования личности ( образование на протяжении всей жизни); принцип постоянства клиентов, ( представление комплекса образовательных услуг (продуктов), на разных этапах жизни); принцип равномерного развития всех видов компетенций ( личных, социальных и профессиональных);; принцип эффективности работы сотрудников ДО, (введение системы KPI в мотивации сотрудников); Все эти принципы позволяют организовать эффективную работу организации, расширить спектр образовательных услуг и охватить большую целевую аудиторию.
Разработка модели ЦНО ИМиП УрГПУ опиралась на исследованиях потребностей различных целевых аудиторий проведенных в ведущих вузах страны. Данные исследования показали, что для развития дополнительного образования вузе имеются большие перспективы и именно вуз может в должной мере ответить на запросы граждан в дополнительном образовании, так как имеет большой кадровый потенциал, развитую ресурсную базу и бренд учебного заведения, сложившийся годами. Из всех образовательных учреждений различных ступеней, именно вуз имеет большой опыт работы с разными возрастными категориями от абитуриентов (школьников) до людей с большим жизненным опытом, приходящим в вуз для получения требуемых профессиональных компетенций.
Преимущество дополнительного образования перед традиционным формальным (школа, вуз, аспирантура) в его мобильности в изменяющемся мире, тогда как традиционное образование более инертно к изменениям.
Для внедрения новой модели и достижения поставленных целей необходимо сконцентрироваться на выполнении поставленных задач: разработка новых образовательных продуктов и услуг; выход с предложением на новые целевые аудитории (рынки сбыта); активное создание и внедрение электронных образовательных ресурсов; повысить эффективность использования информационных технологий; для привлечения и удержания клиентов провести целевое изменение структуры штатных должностей и четким распределением служебных обязанностей между всеми сотрудниками; разработать и внедрить гибкую целевую политику и новые маркетинговые подходы по продвижению образовательных продуктов и услуг.
Таким образом, реализация предложенной модели позволит ЦНО ИМиП не только вернуть утраченные позиции, но и завоевать новые, выйти
на новый организационный уровень, который станет устойчивой платформой для развития системы дополнительного образования в вузе в соответствии с современными требованиями личности, общества и государства.
Проведенные работы по исследованию теоретической базы по созданию современной модели системы дополнительного образования в организации высшего образования и последующее создание этой модели позволил определить стратегические направления работы ЦНО ИМиП УрГПУ в ближайшей перспективе и сформулировать этапы внедрения модели, по результатам которого ЦНО ИМиП УрГПУ сможет эффективно конкурировать на рынке дополнительных образовательных услуг.
- дополнительное образование направлено на совершенствование и всесторонне удовлетворение потребностей человека;
- дополнительное образование имеет важное значение для развития человека и соответствуют его интересам;
- дополнительное образование обеспечивает адаптацию к взрослой жизни детей, а так же людей попавших в тяжелую жизненную ситуацию для преодоления препятствий созданной этой ситуацией;
- дополнительное образование осуществляет профессиональную ориентацию молодежи и лиц, которые хотят сменить сферу своей профессиональной деятельности.
Система дополнительного образования в организации высшего образования является не только коммерческой организацией, но и социальным институтом, поэтому к нему предъявляются достаточно обширные требования со стороны государства, общества, слушателей и работодателей. Если на ранних моделях деятельности ДО ВО основными направлениями были дополнение к традиционному профессиональному образованию и восполнение знаний (формальное образование), то современное требование непрерывного образования в течении всей жизни обращается не только к формальному, но и неформальному и информальному образованию, которые должны давать обновленные современные знания и развивать социальные, личностные и профессиональные компетенции. С развитием информатизации общества ранее малодоступная информация становиться доступной для разных категорий граждан, без особых финансовых и временных затрат на поиск, поэтому профессорско- преподавательский состав должен стать аккумулятором и носителем уникальных знаний, способов и методов их практического применения, своевременно актуализировать образовательные программы, активно применять новые педагогические и образовательные инструменты на базе информационных технологий при проведении занятий. Информационные технологии активно влияют на доступность образования, которое перестает зависеть от удаленности образовательного учреждения к потребителю или физических особенностей слушателей, следовательно ДО ВО должно активно внедрять современные разработки в этой области в свою деятельность. Образование разных образовательных уровней перестает быть обособленным социальным институтом, и в их деятельности активно внедряется сетевое взаимодействии, которое при правильном подходе позволяет получить синергетический эффект от деятельности для всех участников процесса.
При создании модели дополнительного образования, было выявлено, что при слабой методологической проработке создания моделей образовательных организаций, можно применить, путем переноса, подходы, применяемые для создания моделей коммерческих организаций, с учетом специфики работы дополнительных образовательных организаций, которые помимо коммерческой нагрузки несут ещё и социальную нагрузку. В процессе работы любой организации наступает момент, когда необходимо пересмотреть базовые подходы в работе организации, что бы не терять конкурентоспособность, для чего необходимо определить цели моделирования, далее описать текущую модель «как есть» и после её анализа и структурирования перейти к формированию новой модели «как должно быть», после разработать рекомендации по внедрению и на основе выработанных рекомендаций приступить к внедрению новой модели. Определить какие подпроцессы входят такие базовые процессы как управления, обеспечивающие и вспомогательные, учитывая специфику работы организации и нормативные требования, накладывающие определенные требования к работе организации.
Анализ деятельности ЦНО ИМиП УрГПУ в системе дополнительного образования организации высшего образования позволил выявить проблемные зоны, произвести покомпонентную декомпозицию для построения модели «как есть», стратегический анализ PEST, SWOT и 5 сил Портера позволил определить перспективные направления деятельности организации, которые и были отражены в модели «как должно быть».
Центр непрерывного образования - это не просто предоставление услуг ДПО, это весь комплекс услуг и программ дополнительного образования удовлетворяющих требованиям непрерывного образования.
Модель системы дополнительного образования в организации высшего образования представляет собой совокупность элементов:
- организационно-управленческого;
- образовательного процесса;
- совокупности целевых аудиторий;
- маркетинговые стратегии.
которые подчинены современным принципам организации дополнительного образования в вузе являются: принцип сквозного информального образования личности ( образование на протяжении всей жизни); принцип постоянства клиентов, ( представление комплекса образовательных услуг (продуктов), на разных этапах жизни); принцип равномерного развития всех видов компетенций ( личных, социальных и профессиональных);; принцип эффективности работы сотрудников ДО, (введение системы KPI в мотивации сотрудников); Все эти принципы позволяют организовать эффективную работу организации, расширить спектр образовательных услуг и охватить большую целевую аудиторию.
Разработка модели ЦНО ИМиП УрГПУ опиралась на исследованиях потребностей различных целевых аудиторий проведенных в ведущих вузах страны. Данные исследования показали, что для развития дополнительного образования вузе имеются большие перспективы и именно вуз может в должной мере ответить на запросы граждан в дополнительном образовании, так как имеет большой кадровый потенциал, развитую ресурсную базу и бренд учебного заведения, сложившийся годами. Из всех образовательных учреждений различных ступеней, именно вуз имеет большой опыт работы с разными возрастными категориями от абитуриентов (школьников) до людей с большим жизненным опытом, приходящим в вуз для получения требуемых профессиональных компетенций.
Преимущество дополнительного образования перед традиционным формальным (школа, вуз, аспирантура) в его мобильности в изменяющемся мире, тогда как традиционное образование более инертно к изменениям.
Для внедрения новой модели и достижения поставленных целей необходимо сконцентрироваться на выполнении поставленных задач: разработка новых образовательных продуктов и услуг; выход с предложением на новые целевые аудитории (рынки сбыта); активное создание и внедрение электронных образовательных ресурсов; повысить эффективность использования информационных технологий; для привлечения и удержания клиентов провести целевое изменение структуры штатных должностей и четким распределением служебных обязанностей между всеми сотрудниками; разработать и внедрить гибкую целевую политику и новые маркетинговые подходы по продвижению образовательных продуктов и услуг.
Таким образом, реализация предложенной модели позволит ЦНО ИМиП не только вернуть утраченные позиции, но и завоевать новые, выйти
на новый организационный уровень, который станет устойчивой платформой для развития системы дополнительного образования в вузе в соответствии с современными требованиями личности, общества и государства.
Проведенные работы по исследованию теоретической базы по созданию современной модели системы дополнительного образования в организации высшего образования и последующее создание этой модели позволил определить стратегические направления работы ЦНО ИМиП УрГПУ в ближайшей перспективе и сформулировать этапы внедрения модели, по результатам которого ЦНО ИМиП УрГПУ сможет эффективно конкурировать на рынке дополнительных образовательных услуг.
Подобные работы
- МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ) (13.00.01 )
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Моделирование системы дополнительного образования (на примере инновационного образовательного учреждения)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - Методическое обеспечение программы дополнительной профессиональной подготовки «Основы педагогики и андрагогики»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Реинжиниринг процессов управления качеством
в учреждениях общего среднего образования
Магистерская диссертация, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ АРТ-МЕНЕДЖМЕНТА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.КРАСНОЯРСКА
Магистерская диссертация, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ШКОЛЕ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Государственное регулирование качества образовательных услуг в образовательных организациях высшего образования
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ)
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ РЕДАКТОРОВ В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ТЕХНИКЕ ХОЛОДНОГО И ГОРЯЧЕГО БАТИКА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



