ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПЛАСТЕЛИНОГРАФИИ 6
1.1. Характеристика понятия «трудолюбие» 6
1.2. Психолого-педагогические особенности развития трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста 12
1.3. Возможности занятий пластилинографией в развитии трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2.ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИИ ПЛАСТЕЛИНОГРАФИИ 27
2.1. Диагностическое исследование развития трудолюбия я у
детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы 27
2.2. Название параграфа Комплекс работ по развитию трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста на занятиях пластилинографии 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 53
Кризисные явления современного социума сказались на состоянии системы образования, в частности, это выразилось в девальвации задач и практики воспитания. Общество столкнулось с рядом социальных проблем развития подрастающего поколения: недостаточная подготовленность к самостоятельной жизнедеятельности, не сформированная готовность к напряженной работе и ответственности за выбор средств достижения цели, приверженность определенной части молодежи к «легкой жизни», иждивенчеству.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначена цель трудового воспитания детей дошкольного возраста: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. В «Концепции дошкольного воспитания» подчёркивается, что трудовая деятельность соответствует основному руслу психического развития ребёнка-дошкольника в связи с её привлекательностью и возможностью проявить свою автономность и независимость от взрослого использования технологий приобщения дошкольников к труду. Ряд показателей трудолюбия (осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоционально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.
Пластилинография - один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность ребёнку ощутить себя мастером и творцом. Одним из несомненных достоинств занятий пластилинографией с детьми дошкольного возраста является развитие трудолюбия. Пластилинография позволяет научить детей получить желаемое через свой труд. Занятия пластилинографией воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца. Все эти навыки пригодятся не только в школе, но и помогут ребёнку стать гармоничной и творческой личностью.
В то же время воспитательный потенциал занятий пластилинографией не реализован в достаточной мере в практике дошкольного образования.
Для решения этой проблемы определилась тема исследования: «Развитие трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста на занятиях пластилинографией».
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать в опытно-поисковой работе эффективность комплекса занятий пластилинографией, направленного на развитие трудолюбия у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий пластилинографией,
направленный на развитие трудолюбия у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. На основе анализа литературы дать характеристику понятию «трудолюбие».
2. Выявить особенности развития трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности занятий пластилинографией в развитии трудолюбия у дошкольников.
4. Разработать комплекс занятий пластелинографией, направленный на развитие трудолюбия у детей дошкольного возраста и проверить его эффективность в опытно-поисковой работе.
Теоретическая основа исследования: исследования по проблеме развития трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста (И.В. Житко, З.М. Асланова, Г.М. Киселева, Ф. И. Иващенко и других).
Научные труды, отражающие воспитательные возможности художественно-практической деятельности детей, (Г.Н. Година, Р.С. Буре, Д.В. Сергеева, М.В. Крулехт, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова);
Методические подходы к организации изобразительной деятельности детей (Р. Арнхейм, Т.Н. Доронова, С.А. Козлова, Т.А. Комарова, О.А. Куревина, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская).
Методы исследования: теоретический метод (анализ психолого-педагогической литературы), эмпирический метод (наблюдение за деятельностью детей, беседы с детьми, анкетирование родителей, изучение продуктов детской деятельности, опытно-экспериментальная работа), математический метод (обработка полученных данных).
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3» «Радуга» г. Североуральск.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста на занятиях пластелинографией, позволил установить, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике и требует дальнейшего теоретического осмысления.
В процессе исследования решены следующие поставленные задачи:
1. На основе анализа литературы была дана характеристика понятию «трудолюбие».
Трудолюбие - нравственная черта личности, характеризующая не только отношение человека к труду, но и его нравственный облик. Оно служит базой, на основе которой возникают такие ценные качества, как упорство в достижении поставленной цели, сила воли, деловитость, инициатива и др. [81].
Характер трудолюбия как нравственного качества - сложный. Структура его до сих пор четко не определена. Исследователи единодушны в том, что трудолюбие - это, прежде всего, внутренняя потребность, влечение к труду.
Анализ литературы позволил определить содержание понятия «трудолюбие»: это интегрированное качество личности, включающее
компоненты: познавательный (наличие знаний, относящихся к области трудовой деятельности), практический (наличие трудовых умений и навыков), эмоционально-волевой (желание и готовность трудиться, преодолевать трудности, получать удовольствие при достижения поставленной цели).
2. Выявлены особенности развития трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста:
- умение ставить цель.
- умение действовать под влиянием общественно значимых мотивов.
- умение планировать работу.
- умение достигать результата и оценивать его.
Трудовая деятельность дошкольников - это развивающая деятельность.
Каждый из компонентов деятельности изменяется с возрастом ребенка. Важно заметить, что особенности трудолюбия у старших дошкольников проявляются в активности, целеустремлённости, инициативности, добросовестности, организованности, увлеченности и удовлетворённости самим процессом труда, а также в ответственности перед коллективом за своё поведения и действия. Основной задачей педагога является научить ребенка видеть и понимать смысл и результат своего труда.
3. Раскрыты возможности занятий пластилинографией в развитии трудолюбия у дошкольников. Они заключаются в воспитании терпения, усидчивости, аккуратности, умении планировать и доводить начатое дело до конца. Все эти навыки пригодятся не только в школе, но и помогут ребёнку стать гармоничной и творческой личностью.
Развитие трудолюбия необходимо рассматривать как одно из основных условий развития у ребят стремления и умения трудиться. Какой бы ни был дошкольник заинтересован целью труда, не обладая трудовыми навыками, он никогда не сможет достигнуть результата. Сформированные трудовые способности служат основой развития у ребят ответственного отношения к делу, привычки к трудовому усилию, стремления заниматься и включаться в труд по собственному желанию, а также успешно завершать начатую работу. Воспитатель четко должен, знать какими навыками должны владеть его воспитанники группы.
Выделены и описаны показатели трудолюбия, которые развивались на занятиях развитию трудолюбия с помощью пластилинографии в условиях дошкольного образовательного учреждения.
4. В ходе опытно-поисковой работы был разработан комплекс диагностических заданий, выявлены показатели и определены уровни развития у дошкольников трудолюбия в процессе педагогического эксперимента.
Также были определены показатели развития трудолюбия у детей такие как:
1. Когнитивный - знаний о труде, относящихся к области трудовой деятельности, систематическое стремление к их совершенствованию.
2. Эмоционально-ценностный - отношение к труду, чувство ожидания нового успеха, чувство радости в труде, наслаждение им, желание и умение преодолевать трудности, переносить чувство утомления ради достижения поставленной цели, добровольное совершение трудовых дел.
3. Деятельностно-практический - навыки и умения трудовой деятельности, которые определяют умение трудиться, сознательно ставить и успешно решать трудовые задачи.
4. Умение достигать результата и оценивать его.
В соответствии с показателями были разработаны диагностические задания, проведена опытно-поисковая работа.
В процессе реализации программы разработанных нами занятий пластилиногрфии, мы развивали последовательно у детей умение ставить цель, умение действовать под влиянием общественно значимых мотивов (осуществлять дежурство и помогать товарищам), умение планировать работу (поясняли последовательность выполнения и предлагали детям спланировать последовательность своих действий в выполнении работы).
В ходе проведённого диагностического исследования на констатирующем этапе были следующие результаты: по 7% детей показали высокий и низкий уровень развития трудолюбия, а остальные 86% средний уровень.
Таким образом, все поставленные задачи в работе были выполнены.
1. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы (под ред. А.В. Запорожца и В.В.Давыдова)[Текст], - Москва: Просвещение, 1968. 147 с.
2. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика[Текст]/ Т.М.Бабунова. - Москва: Сфера, 2007. 204 с.
3. Белобрыкина, О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста [Текст],- Новосибирск: ГЦРО, 2000.
4. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст],- М.: Прогресс, 1986. - 422с.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст], - М.: Просвещение, 1968. - 400с.
6. Божович, Л.И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека [Текст] // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии[Текст]/ Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1978. № 4. - С. 168-179.
7. Буре, Р.С., Загик Л.В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде [Текст],- 3-е изд., испр., доп.- М., 1983. с.84-124
8. Буре, Р.С. Организация труда детей и методика руководства//
Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду [Текст]. - М.:
Просвещение, 1987. 96с.
9. Буре, Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: учебно-методическое пособие[Текст]. Санкт-Петербург. Детство - Пресс, 2004. 144с.
10. Буре, Р.С. Учите детей трудиться[Текст] / Р.С. Буре, Г.Н. Година. Москва: Просвещение, 1983. 144 с.
11. Буре, Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей дошкольников [Текст], - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Ювента, 2001. 176 с.
12. Васильева, М.А. Трудовое воспитание [Текст] / М.А. Васильева // Дошкольное воспитание. 2005. №4. С.18.
13. Веденов, А.В. Воспитание воли у ребенка в семье [Текст], Москва, 1957.
14. Волоков, В.С. Детская психология: Логические схемы [Текст]. - М.:Гуманит. изд. центр Владом, 2003. - 256 с.
15. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского [Текст]. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1979. - 288с
...