Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование готовности педагога дошкольной образовательной организации к работе с детьми с отклонениями в состоянии здоровья

Работа №99117

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы149
Год сдачи2017
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
216
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1. Понятие «педагогическая готовность» в психолого-педагогических
исследованиях 9
1. 2. Особенности профессиональной деятельности педагога ДОО в системе инклюзивного образования 23
1.3. Пути совершенствования педагогической готовности педагогов к работе в системе инклюзивного образования 36
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОО 42
2.1. Анализ результатов исследования уровня педагогической готовности
педагогов к работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОО на констатирующем этапе эксперимента 42
2.2. Организация деятельности по формированию готовности педагогов к
работе с детьми с ОВЗ и анализ её результативности 59
2.3. Анализ результатов эффективности работы по формированию
педагогической готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОО 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Актуальность исследования: В последние годы доля здоровых детей среди новорожденных снижается, в то время как число детей, получающих инвалидность растет. Это связано с тем, что качество медицинской помощи недоношенным младенцам улучшается и, одновременно, все меньше семей отказываются от ребенка с нарушениями (например, с синдромом Дауна). Для социализации в общество детей с разного рода ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), им необходима поддержка и содействие. Одно из основных условий успешной социализации детей с ОВЗ является инклюзивное обучение, позволяющее существенно сократить процессы маргинализации детей, а впоследствии взрослых.
Изменение представления государства и общества о правах и возможностях детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) привело к вопросу о целесообразности введения инклюзивного обучения. Данные нововведения закономерно повлекли за собой повышение требований к деятельности педагогов, изменению профессионально значимых и личностных характеристик, расширению их функциональных обязанностей. В профессиональном стандарте педагогов говорится о том, что в обновленных социальных условиях возникает новое требование — готовность и способность педагогов работать как со здоровыми детьми, так и с детьми с ОВЗ.
Социально-педагогический аспект актуальности обусловлен тем, что современному обществу необходимо построение инклюзивного образования на всех уровнях, включая дошкольное, что будет способствовать развитию толерантности. Это достигается готовностью и способностью педагогов учить всех без исключения детей, вне зависимости от их способностей развития, склонностей, ограниченных возможностей.
Научно-теоретический аспект актуальности обусловлен потребностью в формировании готовности педагогов дошкольной образовательной организации к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья наряду с детьми без патологий.
Обзор теоретических и практических материалов позволил выявить ряд противоречий:
- на социально-педагогическом уровне - между социальным заказом общества на выполнение дошкольным образованием функций, связанных с обучением и воспитанием детей с ОВЗ, и недостаточной готовностью образовательных структур к их реализации;
- на научно-теоретическом уровне: между необходимостью образования и обучения и детей в условиях инклюзии и недостаточной разработанностью теоретико-методологических и технологических основ осуществления деятельности по совместному обучению здоровых детей с детьми с ОВЗ педагогов;
- на научно-методическом уровне: между объективно растущими требованиями к уровню готовности педагогических кадров к реализации образования детей с ОВЗ и традиционной системой методического сопровождения, преимущественно ориентированной на освоение новых образовательных стандартов, технологий, критериев качества, но не учитывающей готовности педагогов.
Выявленные противоречия позволили обосновать выбор темы исследования: «Формирование готовности педагога дошкольной образовательной организации к работе с детьми с отклонениями в состоянии здоровья».
Цель исследования: выявить условия, способствующие формированию готовности педагогов к реализации инклюзивного образования детей в ДОО и определить эффективность их реализации в практике работы ДОО.
Объект исследования: образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: готовность педагогов к реализации образования детей с ограниченными возможностями здоровья в детской образовательной организации.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ проблемы подготовки педагогов ДОО к реализации образования детей с ОВЗ в ДОО;
2) оценить готовность педагогов ДОО к реализации образования детей с ОВЗ в ДОО;
3) разработать программу формирования педагогической готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОО.
Гипотеза исследования:
Готовность педагогов ДОО к обучению детей с ОВЗ возрастет при соблюдении следующих педагогических условий:
1) в условиях ДОО будет обеспечено психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ОВЗ;
2) обеспечено повышение профессиональной готовности педагогов по проблеме обучения и воспитания детей с ОВЗ.
База исследования: исследовательская работа осуществлялась в следующих дошкольных образовательных организациях г. Сатки Челябинской области:
- МКДОУ «ЦРР - Д/С № 40»;
- МКДОУ «ЦРР - Д/С № 41»;
- МКДОУ «Д/С №1»;
- МОУ «Центр диагностики и консультирования» для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
В ходе исследования для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач применялись следующие методы:
- теоретические: анализ философской, педагогической, психологической, методической литературы; изучение нормативно-правовых актов по проблеме исследования; сравнение и обобщение передового отечественного и зарубежного опыта; систематизирование теоретических материалов исследования.
- эмпирические: анализ электронных образовательных ресурсов, опытно-экспериментальная работа, педагогическое наблюдение, опрос, анкетирование, беседа, качественный и количественный анализ результатов исследования, статистическая обработка результатов, графическое отображение данных.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: отечественные личностно-ориентированные теории развития и обучения личности (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.); психолого-педагогические и социологические исследования семьи и семейного воспитания (А.И. Захаров, А.Н. Демидова, В.Я. Титаренко, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова и др.); психолого-педагогические положения о взаимодействии (Б.М. Кедров, Я.А. Пономарев, И.Т. Фролов; JI.B. Байбородова, H.H. Обозов, Б.Д. Парыгин, Е.И. Рогов, Д.А. Леонтьев; В.И Загвязинский, Е.В. Коротаева, C.B. Белова и др.); гуманизация взаимодействия, признание ценности личности (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова, и др.); теория информационного общества (Д. Белл, М. Кастельс, И.С. Мелюхин, Г.Р. Громов, Ф. Уэбстер и др.); результаты исследований в области специальной психологии и коррекционной педагогики в контексте изучения инклюзивного подхода к образованию (Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Т.Н. Князева, И.Ю. Левченко, Ю.А. Разенкова, Е.В. Стребелева, Н.Д. Шматко, У.В. Ульенкова, Н.В. Шутова, Л.М. Шипицына и др.); особенностей личностного становления детей с особенностями в здоровье и, в частности, специфики их взаимодействия со взрослыми и сверстниками (Н.Л. Белопольская, Е.Л. Гончарова, Е.Е. Дмитриева); проблема профессиональной готовности и подготовки педагога: С.Н. Архангельский, Ю.К. Бабанский, Л.А. Кандыбович, А.Г. Ковалева, В.А. Сластенин, Д.Н. Узнадзе, Е. Р. Ярская-Смирнова, J.-R. Kim, A. и др.
Нормативно - правовую базу исследования составили: Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., «Концепция дошкольного воспитания», «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
Теоретическая значимость: заключается в обобщении теоретических знаний об обучении детей с ОВЗ в ДОО, определена сущность понятий «готовность», «педагогическая готовность», охарактеризованы особенности инклюзивного образования в ДОО.
Практическая значимость: изучены организационно-методические условия подготовки педагогов к реализации инклюзивного образования в ДОО и разработана программа формирования педагогической готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОО.
Научная новизна исследования: разработана и апробирована авторская методика определения готовности педагогов ДОО к работе с детьми с ОВЗ, определены условия, способствующие формированию готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ.
На защиту выносятся следующие положения:
- В современных условиях система российского образования ставит перед собой приоритетные цели и задачи, решения которых требует адекватной подготовки педагогов дошкольных образовательных организаций к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Данная подготовка характеризуется совокупностью теоретико-методологических знаний о деятельности и способах ее осуществления при работе с детьми с ОВЗ, обеспечивающих в своем диалектическом единстве эффективную реализацию системообразующих функций, влияющая на качество подготовки будущих специалистов.
- Готовность педагога к деятельности в условиях инклюзии можно определить как целостный психологический феномен, представляющий единство когнитивного (знание принципов образовательной инклюзии, способов их применения в практике дошкольного образования), аффективного (положительное отношение к инклюзии, эмпатия, преобладание положительных эмоций в профессиональной деятельности) и деятельностного компонентов.
- Педагоги ДОО испытывают меньше трудностей при общении с детьми с ОВЗ, так как уровень психологической и методической помощи, оказанной педагогам, повысился. Основными трудностями, возникающими у педагогов можно назвать следующие: низкий уровень теоретических знаний об особенностях и преимуществах различных вариантов специального образования для разных групп детей ограниченными возможностями здоровья.
Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялись посредством: личного участия автора в проектировании и осуществлении опытно-поисковой работы; создания и апробирования методического обеспечения и рекомендаций к формированию готовности педагогов ДОО к работе с детьми с ОВЗ; участия в педагогических советах, семинарах, конференциях; личного участия и публикаций автора в научно-практических и научно-методических конференциях различного уровня - международного, федерального и регионального. Возможность распространения опыта и его практического внедрения обеспечивается публикациями автора в сборниках материалов конференций различного уровня. Всего по теме исследования опубликовано 2 работы, включенных в перечень РИНЦ.
Структура работы и ее объем. Диссертационная работа включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения, иллюстрирована таблицами и схемами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Цель диссертационного исследования заключалась в выявлении условий, способствующих формированию готовности педагогов к реализации инклюзивного образования детей в ДОО и определении эффективности их реализации в практике работы ДОО.
Для достижения поставленной цели нами был решен ряд задач.
Проведя теоретический анализ проблемы подготовки педагогов ДОО к реализации образования детей с ОВЗ в ДОО, нами было установлено, что специфика инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями требует большего внимания к индивидуализации образовательного процесса с учетом социальной и психолого-педагогической компенсации трудностей развития и обучения.
Следовательно, профессиональная подготовка и повышение квалификации современного педагога дошкольной образовательной организации должны быть направлены на формирование специальных умений для работы с детьми с психофизическими нарушениями и психологической готовности овладевать этими умениями.
Совершенствованию профессиональной готовности педагогов будет способствовать внедрение инновационных дополнительных профессиональных программ, организация стажировки, в процессе которой специалисты на практике будут осваивать необходимые умения и навыки, формировать компетенции. Наличие подготовленных педагогов дошкольной образовательной организации, обладающих профессиональной готовностью к реализации инклюзивного образования, позволит достичь одну из важнейших целей государственной политики - обеспечение полноценного образования, интеграции в социум лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Оценив готовность педагогов ДОО к реализации образования детей с ОВЗ в ДОО, было выявлено, что преимуществами развивающего обучения
детей с ОВЗ в отдельных ДО по сравнению с инклюзивным образованием и развитием в отдельных группах ДО педагоги (60%) назвали оптимальные психолого-педагогические условия (высококвалифицированный педагогический коллектив; динамический мониторинг результативности развития; возможность реализации индивидуальных программ развития в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями детей.
Возможность перераспределения часов воспитательно-образовательного процесса по годам и изменения последовательности их развития; возможность облегчения программы от стандарта; доступность дидактического материала и оптимальное методическое оснащение воспитательно-образовательного процесса; тесная связь с родителями; благоприятный психологический климат; щадящий режим;
функционирование «ДО полной недели»; занятия в ДО с логопедом, дефектологом, психологом и др.
Вопросы анкеты показали, что педагоги ДОО не полностью готовы к реализации задач инклюзивного образования, у многих из опрошенных отсутствуют знания о психологических особенностях детей с ОВЗ, нераскрытыми являются и медицинские аспекты данного вопроса.
На основании проведенного анкетного исследования, нами была разработана программа формирования педагогической готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОО.
Одним и важнейших компонентов данной программы - это повышение профессиональной готовности педагогов по проблеме обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Задача педагогов так организовать образовательную работу, чтобы в каждом возрасте ребенку с ОВЗ предлагалось осваивать знания, умения и навыки, адекватные его возрасту, психофизическому и речевому развитию и возможностям. Составляющие развития ребенка с ОВЗ (физическое, психическое, умственное и социальное) представлены как целевой ориентир, сформированный в процессе обучения и воспитания его в ДОУ в соответствии с возможностями ребенка
Управляющими параметрами в организации ДОУ являются состояние предметно-развивающей, коррекционно-развивающей и коммуникативной сред.
Предметно-развивающая среда — система материальных объектов и средств деятельности ребенка с ОВЗ, функционально моделирующая содержание его обучения, воспитания и развития.
Коррекционно-развивающая среда предполагает создание искусственной среды со специально организованной деятельностью, соответствующей выявленному уровню развития ребенка с ОВЗ, т.е. это среда, в которой деятельность ребенка будет успешной.
Коммуникативная среда - совокупность условий, позволяющих ребенку, педагогу и взрослому (субъекты среды) реализовывать желание и необходимость обмена информацией путем прямого обращения друг к другу.
Образовательная модель обучения и воспитания представляет собой показатели психического, физического, умственного и социального здоровья детей с ОВЗ, которые являются ведущими в модели, объединяющими все элементы в целостное единство.
Функции и позиции взрослого по отношению к ребенку представлены в виде управляющих действий. Управляющие действия идут в направлении от педагога и взрослого к ребенку, коррекционно-рефлексивные действия осуществляются в обоих направлениях.
Анкетирование педагогов на контрольном этапе показало, что 80% опрошенных педагогов знают об особенностях и преимуществах различных вариантов специального образования для разных групп детей ограниченными возможностями здоровья, педагоги с уверенностью указывали на них и называли: мониторинг результатов обучения,
высококвалифицированный педагогический коллектив, возможность пересмотра программы обучения и облегчение ее основных подпунктов в соответствии с потребностями ребенка с ОВЗ, доступность дидактического материала и оптимальное методическое оснащение воспитательно-образовательного процесса; тесная связь с родителями; благоприятный психологический климат; щадящий режим.
Таким образом, поставленная нами гипотеза о том, что готовность педагогов ДОО к обучению детей с ОВЗ возрастет при обеспечении психолого-педагогического сопровождения развития детей с ОВЗ и будет обеспечено повышение профессиональной готовности педагогов по проблеме обучения и воспитания детей с ОВЗ, нашла свое подтверждение.



1. Аввакумова, Е. И. Подготовка педагогов дошкольных
учреждений к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Е.И. Авакумова // Молодой ученый. - 2017. - №25. - С. 274-277.
2. Айбазова, М.Ю. Образование детей с ограниченными
возможностями здоровья в условиях детских домов [Текст] / М.Ю. Айбазова, К.Ю. Лавринец // Вестник Университета Российской Академии Образования. - 2011. - № 1. - С. 144-148.
3. Алехина, С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании [Текст] / С.В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. - 2013. - № 1. - С. 83-92.
4. Алёхина, С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике [Текст] / С.В. Алехина // Психологическая наука и образование. - 2016. - Т. 21. - №1. - C. 136-145.
5. Ахметова, Д.З. Подходы к внедрению инклюзивного образования с учетом обеспечения преемственности разных уровней образовательной системы [Текст] / Д.З. Ахметова // Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования: материал второй междунар. науч.-практ. конф. Казань: Познание; ИЭ УП, 2014. - С. 11-19.
6. Артюшенко, Н.П. Выявление, отбор, устройство в образовательное учреждение и курирование образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Артюшенко Н. П. // Школьный логопед. - 2007. - № 6. - С. 64-67.
7. Артюшенко, Н.П. Организация процесса включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения [Текст] / Н. П. Артюшенко // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2011. - № 1. - С. 57-76.
8. Ауппе, И.М., Морозова И.С., Чепракова Е.А. Сопровождение педагогов в процессе инклюзивного образования [Текст] / И.М. Ауппе, И.С.
Морозова, Е.А. Чепракова // Справочник педагога-психолога. - 2014. - №4. - с.4.
9. Бгажнокова, И.М. Общее и специальное образование: пути взаимодействия и интеграции [Текст] / И.М. Бгажнокова // Вопросы образования. - 2006. - № 2. - С.30-38.
10. Борисова, Н.В. Инклюзивное образование: право, принципы, практика [Текст] / Н. В. Борисова, С. А. Прушинский. Москва, 2009. - 127 с.
11. Бубеева, Б.Н. Проблема инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Б.Н. Бубеева // Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. - Вып. 1. - С. 221-225.
12. Бутенко, В.Н. Межличностные отношения детей в инклюзивных группах детского сада [Текст] / В. Н. Бутенко // Психология обучения. - 2010. - № 10. - С. 46-56.
13. Василенко, А. Ю. Экзистенциональная позиция личности
педагога как фактор реализации инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями [Текст] / А. Ю. Василенко // Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения: материалы
международной научно-практической конференции (сентябрь 2011). -
Якутск: Офсет, 2011. - С. 209 - 211.
14. Вахтель, Г. Инклюзивное обучение детей с проблемами в развитии как актуальное направление образовательной политики и подготовки кадров в Германии [Текст] / Г. Вахтель // Социальная педагогика. - 2009. - № 1. - С. 24-27.
15. Волосовец, Т.В. Инклюзивная практика в дошкольном образовании [Текст] / Т.П. Волосовец, Е.Н. Кутепова. - М.: Мозаика - Синтез, 2011. - 142.
16. Григорьева, Г.Ф. Дети должны учиться вместе [Текст] / Г.Ф. Григорьева // Национальные проекты. - 2009. - № 12. - С. 70-71.
17. Грозная, Н.С. Включающее образование. История и зарубежный опыт [Текст] / Н.С. Грозная //Вопросы образования. - 2006. - № 2. - С.89¬104.
18. Давыдова, Л.Н. Каким должен быть путь России к инклюзивному образованию? [Текст] / Л. Н. Давыдова, Т. Н. Симонова // Гуманитарные исследования. - 2009. - № 3 (31). - С. 254-256.
19. Дмитриев, А.А. О некоторых проблемах интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями [Текст] / А.А. Дмитриев //Дефектология. - 2005. - № 4. - С. 4-8.
20. Дорофеева, И.И. . Из опыта работы интеграции детей с нарушенным слухом [Текст] / И.И. Дорфеева, Е.А. Гиндина, И.А. Теплоухова, Л.Л. Лосева //Дефектология. - 2003. - № 1. - С. 54-60.
21. Дорохова, Е.С. Организация инклюзивного образования в системе ДОО [Текст] / Е.С. Дорохова // Дополнительное образование и воспитание. - 2010. - № 1. - С. 27-33.
22. Жаворонков, Р.Н. Механизм реализации права инвалидов на образование, закрепленный в конвенции о правах инвалидов [Текст] / Р. Н. Жаворонков // Дефектология. - 2009. - № 4. - С. 81-90.
23. Жигунова, Г.В. Интолерантность в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде [Текст] / Г.В. Жигунова. // Гуманизация образования. - 2010. - № 1. - С.24-29.
24. Жиркова, С. Г. Формы и особенности применения инклюзивного образования [Текст] / С. Г. Жиркова // Научное обозрение. - 2010. - № 1. - С. 79-83.
25. Зайцев, Д.В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Д.В. Зайцев // Педагогика. - 2003. - № 1. - С.21-30.
26. Зарецкий, В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей - десять шагов от инновации к норме [Текст] / В.К. Зарецкий // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 1. - С. 83-95.
Т1. Инклюзивное образование: практика, исследования, методология [Текст]: сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. С. В. Алехина. — Москва: Буки Веди, 2013. - 712 с.
28. Кафьян, Э.М. Интегрированное обучение и воспитание детей с отклонениями развития в Армении [Текст] / Э.М. Кафьян, А.Р. Азарян //Дефектология. - 2006. - № 3. - С.73-11.
29. Коган, Е., Косарева У. Региональная политика в области специального образования: «отверженных» не будет [Текст] / Е.Коган, У.Косарева // Народное образование. - 2004. - № 9. - С.12-19.
30. Котова, С. Понятие дискриминации инвалидов // [Электронный ресурс] URL: https://aupam.ru/pages/zakonodatelstvo/prava_inv_iiz/page_06.htm(дата обращения: 01.10.2011)
31. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс] (Заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006) Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» URL: http://base.garant.ru/2565085/(дата обращения: 01.10.2017)
32. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6- ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - N 9. - Ст. 851. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» URL: http://constitution.garant.ru/(дата обращения: 01.10.2017)
33. Кривых, С.В. Инновационные процессы проектирования изменений педагогического образования в контексте реализации компетентностного подхода [Текст] / С.В. Кривых, Н.Н. Суртаева, О.В. Ройтблант, Н.Г. Милованова // Образование и современность: коллективная монография. - СПб.: Тюмень: ТОГИР-РО, 2012. - С. 115-138.
34. Кузьмина, О.С. Актуальные вопросы подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования [Текст] / О.С. Кузьмина // Вестник Омского университета. - 2013. - № 2. - С. 24-21.
35. Кутепова, Е. Н. Готовность педагога к деятельности в условиях инклюзивной практики [Текст] / Е. Н. Кутепова, Ж. Н. Черенкова // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сборник материалов II Междунар.науч.-практ. конф. / отв. ред.: С. В. Алехина. - Москва, 2013. - С. 588-592.
36. Лапп, Е. А. Интеграция общего и специального образования: региональный контекст: итоги проекта «Включенное образование - стратегия образования для всех» [Текст] / Е. А. Лапп// Социальная педагогика. - 2010. - № 5. - С. 107-113.
37. Лахмоткина, В. И., Дорохина О. В. Формирование готовности педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде [Текст] / В.И. Лахмоткина, О.В. Дорохина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 26. - С. 121-125.
38. Малофеев, Н. Н. Западноевропейский опыт сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения (по материалам Доклада Европейского агентства по развитию специального образования) [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2005. - №5. - С.3-18.
39. Митчелл, Д. Эффективные педагогические технологии
специального и инклюзивного образования [Текст] / Д. Митчел. Пер. И.С. Аникеева, Н.В. Борисоваа // Использование научно обоснованных стратегий обучения в инклюзивном образовательном пространстве. - М., 2009. С. 156 - 175.
40. Назарова, Н.М. Специальная педагогика [Текст] / Н.М. Назарова. М.: AKADEMA, 2001. - 394с.
41. О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями). Письмо Министерства образования Российской Федерации от 16.04.2001 № 29/1524-6 // Сборник нормативных документов:
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения / Сост.А.Ю.
Исаков, О.И.Грибова, А.Р. Малер. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.:
АПКиППРО, 2005. - С.183-188.
42. Организация и содержание подготовки педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования [Текст]: монография / О.С. Кузьмина, Н. В. Чекалева, Т. Ю. Четверикова / под общ.ред. Н. В. Чекалевой. - Омск: Издатель-Полиграфист, 2014. - 242 с.
43. Печенкин, В.В. Проблемы образования в представлениях
инвалидов [Текст] / В.В. Печенкин, Д.В. Зайцев // Социологически исследования. - 2008. - № 3. - С. 34-36.
44. Проблемы современной школы и пути их решения: инклюзивное образование [Текст]: материалы международной научно-практической конференции18-20 июня 2008 года. Под научной редакцией С.И. Ануфриева, Л.В.Ахметовой. - Томск: Томский ЦНТИ, 2008. - 482 с.
45. Ратнер, Ф.Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей [Текст] / Ф.Л. Ратнер, А.Ю. Юсупов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 176 с.
46. Сабельникова, С.И. Развитие инклюзивного образования / С.И. Сабельникова // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2009. - № 1. - С. 42-54.
47. Самсонова, Е.В. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения, реализующего инклюзивную 52 практику [Текст] / Е.В. Самсонова. - Москва, 2011 // Инклюзивное образование: методология, практика, технология : материалы международной научно- практической конференции 20-22.06.2011 / ред. О.Н. Ертанова, М.М. Гордон. - Москва: Московский городской психолого-педагогический университет, 2011. - С. 239.
48. Семаго, М.М. К использованию представлений об узловых моментах в психологии развития [Текст] / М.М. Семаго // Образование и наука. Известия УрО РАО. - 2007. - №2 (44). - С. 23-25.
49. Семаго И.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст [Текст] / Семаго И.Я, Семаго М.М. СПб., 2005. - 214 с.
50. Соломин, В.П. Актуальные проблемы модернизации педагогического образования [Текст] / В.П. Соломин // Проблемы развития методики обучения биологии и экологии в условиях социокультурной модернизации образования сб. мат-лов междунар. конф. - СПб.: ТЕССА, 2013. - С. 11-22.
51. Слободчиков, В.И. Проблема научного обеспечения
инновационной деятельности в образовании [Текст] / В.И. Слободчиков. - Киров: КОГУП, 2003. - 32 с.
52. Суслова, Ю.М. О социализации молодых инвалидов [Текст] / Ю.М. Суслова // Социологические исследования. - 2000. - № 6. - С. 137-139.
53. Специальная педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Н.М.Назаровой. - 3-е изд., испр. - М.: Академия, 2004. -Раздел 4. Гл. 2. - С. 352-371.
54. Суворова, С.Ф. Коррекционная школа - проблема детей или всего общества? [Текст] / С.Ф. Суворова //Директор школы. - 2006. - № 2. - С.12-18.
55. Тимошенко, И.В. Организация образовательных услуг для детей с нарушениями слуха в малонаселенном регионе [Текст] / И.В. Тимошенко //Дефектология. - 2006. - № 5. - С.79-82.
56. Ткаченко, Е.В. Примерное содержание программ
дополнительной подготовки в области инклюзивного образования. Для педагогических работников и родителей [Текст] / Е.В. Ткаченко. - М.: АНО Центр ИРПО, 2010.-100 С.
57. Ткаченко, Е.В. Принципы воспитания будущего педагога в современных условиях / Научно- методический сборник [Текст] / Е.В. Ткаченко. - М.: Типографский отдел НП «АПО», 2009. - 98 С.
58. Трофимова, В. Воспитание гуманных взаимоотношений нормально развивающихся детей и их сверстников с ограниченными возможностями [Текст] / В. Трофимова //Воспитание школьников. - 2007. - № 6. - С.23-27.
59. Уфимцева, Л.П. Опыт работы по интеграции детей с нарушениями слуха в общеобразовательную школу [Текст] / Л.П. Уфимцева, И.И. Куншина, О.Л. Беляева, Н.Г. Хомич //Дефектология. - 2005. - № 4. - С.63¬67.
60. Федеральный закон «Об образовании»» № 273 - ФЗ, от
29.12.2012 [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Консультант» URL: http://base.consultant.ru(дата обращения: 01.10.2017):
61. Федеральные государственные требования к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования. М.,2014 .
[Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Консультант» URL: http://base.consultant.ru(дата обращения: 01.10.2017):
62. Федеральный Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ. [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Консультант» URL: http://base.consultant.ru(дата обращения: 01.10.2017):
63. Фуряева, Т.В. Интеграция особых детей в общество [Текст] / Т.В. Фуряева //Педагогика. - 2006. - № 7. - С.29-38.
64. Фуряева Т.В. Интегрированный подход к организации
воспитания и обучения детей дошкольного возраста с проблемами в развитии (зарубежный опыт) [Текст] / Т.В. Фуряева // Дефектология. - 1999. - №1. - С.64-71.
65. Хайдарпашич, М. Р. Некоторые особенности познавательного развития нормально развивающихся дошкольников, находящихся в смешанных группах ДОУ [Текст] / М.Р. Хайдарпашич // Дефектология. - 2008. - № 5. - С. 52-59.
66. Хафизуллина, И.Н. Формирование инклюзивной компетенции будущих учителей в процессе профессиональной подготовки. Дис. ... канд. пед. наук [Текст]: 13.00.08: Астрахань, 2008. - 211 C.
67. Хижняк, Л. А. Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Л.А. Хижняк // Вестник Московского государственного областного университета. - 2015. - № 2. - С. 21.
68. Шевчук, Л.Е. Интегрированное обучение учащихся с
особенностями развития в общеобразовательном учреждении [Текст] / Л.Е. Шевчук //Дефектология. - 2004. -№ 6. - С. 28-31.
69. Шилов, В. С. Инклюзивное образование: российская специфика [Текст] / В.С. Шилов // Социальная педагогика. - 2009. - № 1. - С. 14-15.
70. Шедько, Е.А. Деятельность родительской ассоциации по организации интегрированного обучения детей с нарушенным слухом [Текст] / Е.А. Шедько //Дефектология. - 2005. - № 5. - С.41-43.
71. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта [Текст] / Л.М. Шипицына. - СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. - Гл. 8, 9. - С. 259-337.
72. Шипицына, Л.М. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Л.М. Шипицына // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 2. - С.7-9.
73. Шматко, Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение [Текст] / Н.Д. Шматко //Дефектология. 1999. - №
1. - С. 41-46, №. 2. - С.49-56.
74. Шматко, Н.Д. Совместное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся дошкольников [Текст] / Н.Д. Шматко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 5. - С. 12-19.
75. Ярская-Смирнова Е.Р. Инклюзивное образование детей- инвалидов [Текст] / Е.Р. Ярская-Смирнова, И.И. Лошаков // Социологические исследования. - 2003. - № 5. - С. 100-106.
76. Яковлева, И.М. Подготовка педагогов к реализации инклюзивного образования [Текст] / И.М. Яковлева // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Моск. гор. психол.-пед. ун-т; редкол.: С.В. Алехина [и др.]. - Москва, 2011. - С. 242-243.
77. Яковлева, И.М. Профессионально-личностная готовность
педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / И.М. Яковлева // Вестник МГОПУ. Серия «Педагогика». - 2009. - №6. - С. 140-144.
78. Яковлева, Н.Н. Инклюзивное образование: социально¬психологический аспект [Текст] / Н.Н. Яковлева // Инклюзивное
образование: методология, практика, технология: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Моск. гор. психол.-пед. ун-т; редкол.: С.В. Алехина [и др.]. - Москва, 2011. - С. 240-242.
79. Corbet, J. Inlusive education and school culture [Инклюзивное
образование и школьная культура] [Электронный ресурс] // International Journal of Inclusive Educaition. 2015. URL:
http://www.taKodfoKoliKoe.com/doi/abs/10.1080/136031199285183 (дата
обращения: 17.01.2017).
80. Jennifer Kurth1 an d Ann M. Mastergeorge. Individual Education Plan
Goals and Services for Adolescents with Autism: Impact of Age and Educational Setting [Постановка целей и услуги для подростков с аутизмом в рамках индивидуального образовательного плана: влияние возраста и учебной установки] [Электронный ресурс] // The Journal of Special Education 44(3) 146-160. 2014. URL: http://sed.sagepub.com/co№te№t/44/3/146(дата
обращения: 05.08.2016).
81. Neuville Thomas J. 40 years towards school inclusion in the us:
lessons learned and the promise of the future [Электронный ресурс] // International Journal of Inclusive Education. 2013. URL: http://edu-
open.ru/Default.aspx?tabid=527 (дата обращения: 25.07.2016).
82. Porter, J. Special educational Needs and inclusion in a broader context. Learning Needs and difficulties among children of primary school age: definition, identification, provision and issues [Электронный ресурс] // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология. 2015. URL: http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=528(дата обращения: 25.07.2016).
83. Resch A.-J., Mireles G., Benz M.-R., Grenwelge Ch., Peterson R., Zhang D. Giving Parents a Voice: A Qualitative Study of the Challenges Experienced by Parents of Children With Disabilities [Электронный ресурс] // Rehabilitation Psychology. 2010. URL: https://link.springer.com/article/10.1007(дата обращения: 10.03.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ