Формирование готовности педагога дошкольной образовательной организации к работе с детьми с отклонениями в состоянии здоровья
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1. Понятие «педагогическая готовность» в психолого-педагогических
исследованиях 9
1. 2. Особенности профессиональной деятельности педагога ДОО в системе инклюзивного образования 23
1.3. Пути совершенствования педагогической готовности педагогов к работе в системе инклюзивного образования 36
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОО 42
2.1. Анализ результатов исследования уровня педагогической готовности
педагогов к работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОО на констатирующем этапе эксперимента 42
2.2. Организация деятельности по формированию готовности педагогов к
работе с детьми с ОВЗ и анализ её результативности 59
2.3. Анализ результатов эффективности работы по формированию
педагогической готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОО 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1. Понятие «педагогическая готовность» в психолого-педагогических
исследованиях 9
1. 2. Особенности профессиональной деятельности педагога ДОО в системе инклюзивного образования 23
1.3. Пути совершенствования педагогической готовности педагогов к работе в системе инклюзивного образования 36
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОО 42
2.1. Анализ результатов исследования уровня педагогической готовности
педагогов к работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОО на констатирующем этапе эксперимента 42
2.2. Организация деятельности по формированию готовности педагогов к
работе с детьми с ОВЗ и анализ её результативности 59
2.3. Анализ результатов эффективности работы по формированию
педагогической готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОО 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Актуальность исследования: В последние годы доля здоровых детей среди новорожденных снижается, в то время как число детей, получающих инвалидность растет. Это связано с тем, что качество медицинской помощи недоношенным младенцам улучшается и, одновременно, все меньше семей отказываются от ребенка с нарушениями (например, с синдромом Дауна). Для социализации в общество детей с разного рода ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), им необходима поддержка и содействие. Одно из основных условий успешной социализации детей с ОВЗ является инклюзивное обучение, позволяющее существенно сократить процессы маргинализации детей, а впоследствии взрослых.
Изменение представления государства и общества о правах и возможностях детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) привело к вопросу о целесообразности введения инклюзивного обучения. Данные нововведения закономерно повлекли за собой повышение требований к деятельности педагогов, изменению профессионально значимых и личностных характеристик, расширению их функциональных обязанностей. В профессиональном стандарте педагогов говорится о том, что в обновленных социальных условиях возникает новое требование — готовность и способность педагогов работать как со здоровыми детьми, так и с детьми с ОВЗ.
Социально-педагогический аспект актуальности обусловлен тем, что современному обществу необходимо построение инклюзивного образования на всех уровнях, включая дошкольное, что будет способствовать развитию толерантности. Это достигается готовностью и способностью педагогов учить всех без исключения детей, вне зависимости от их способностей развития, склонностей, ограниченных возможностей.
Научно-теоретический аспект актуальности обусловлен потребностью в формировании готовности педагогов дошкольной образовательной организации к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья наряду с детьми без патологий.
Обзор теоретических и практических материалов позволил выявить ряд противоречий:
- на социально-педагогическом уровне - между социальным заказом общества на выполнение дошкольным образованием функций, связанных с обучением и воспитанием детей с ОВЗ, и недостаточной готовностью образовательных структур к их реализации;
- на научно-теоретическом уровне: между необходимостью образования и обучения и детей в условиях инклюзии и недостаточной разработанностью теоретико-методологических и технологических основ осуществления деятельности по совместному обучению здоровых детей с детьми с ОВЗ педагогов;
- на научно-методическом уровне: между объективно растущими требованиями к уровню готовности педагогических кадров к реализации образования детей с ОВЗ и традиционной системой методического сопровождения, преимущественно ориентированной на освоение новых образовательных стандартов, технологий, критериев качества, но не учитывающей готовности педагогов.
Выявленные противоречия позволили обосновать выбор темы исследования: «Формирование готовности педагога дошкольной образовательной организации к работе с детьми с отклонениями в состоянии здоровья».
Цель исследования: выявить условия, способствующие формированию готовности педагогов к реализации инклюзивного образования детей в ДОО и определить эффективность их реализации в практике работы ДОО.
Объект исследования: образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: готовность педагогов к реализации образования детей с ограниченными возможностями здоровья в детской образовательной организации.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ проблемы подготовки педагогов ДОО к реализации образования детей с ОВЗ в ДОО;
2) оценить готовность педагогов ДОО к реализации образования детей с ОВЗ в ДОО;
3) разработать программу формирования педагогической готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОО.
Гипотеза исследования:
Готовность педагогов ДОО к обучению детей с ОВЗ возрастет при соблюдении следующих педагогических условий:
1) в условиях ДОО будет обеспечено психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ОВЗ;
2) обеспечено повышение профессиональной готовности педагогов по проблеме обучения и воспитания детей с ОВЗ.
База исследования: исследовательская работа осуществлялась в следующих дошкольных образовательных организациях г. Сатки Челябинской области:
- МКДОУ «ЦРР - Д/С № 40»;
- МКДОУ «ЦРР - Д/С № 41»;
- МКДОУ «Д/С №1»;
- МОУ «Центр диагностики и консультирования» для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
В ходе исследования для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач применялись следующие методы:
- теоретические: анализ философской, педагогической, психологической, методической литературы; изучение нормативно-правовых актов по проблеме исследования; сравнение и обобщение передового отечественного и зарубежного опыта; систематизирование теоретических материалов исследования.
- эмпирические: анализ электронных образовательных ресурсов, опытно-экспериментальная работа, педагогическое наблюдение, опрос, анкетирование, беседа, качественный и количественный анализ результатов исследования, статистическая обработка результатов, графическое отображение данных.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: отечественные личностно-ориентированные теории развития и обучения личности (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.); психолого-педагогические и социологические исследования семьи и семейного воспитания (А.И. Захаров, А.Н. Демидова, В.Я. Титаренко, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова и др.); психолого-педагогические положения о взаимодействии (Б.М. Кедров, Я.А. Пономарев, И.Т. Фролов; JI.B. Байбородова, H.H. Обозов, Б.Д. Парыгин, Е.И. Рогов, Д.А. Леонтьев; В.И Загвязинский, Е.В. Коротаева, C.B. Белова и др.); гуманизация взаимодействия, признание ценности личности (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова, и др.); теория информационного общества (Д. Белл, М. Кастельс, И.С. Мелюхин, Г.Р. Громов, Ф. Уэбстер и др.); результаты исследований в области специальной психологии и коррекционной педагогики в контексте изучения инклюзивного подхода к образованию (Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Т.Н. Князева, И.Ю. Левченко, Ю.А. Разенкова, Е.В. Стребелева, Н.Д. Шматко, У.В. Ульенкова, Н.В. Шутова, Л.М. Шипицына и др.); особенностей личностного становления детей с особенностями в здоровье и, в частности, специфики их взаимодействия со взрослыми и сверстниками (Н.Л. Белопольская, Е.Л. Гончарова, Е.Е. Дмитриева); проблема профессиональной готовности и подготовки педагога: С.Н. Архангельский, Ю.К. Бабанский, Л.А. Кандыбович, А.Г. Ковалева, В.А. Сластенин, Д.Н. Узнадзе, Е. Р. Ярская-Смирнова, J.-R. Kim, A. и др.
Нормативно - правовую базу исследования составили: Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., «Концепция дошкольного воспитания», «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
Теоретическая значимость: заключается в обобщении теоретических знаний об обучении детей с ОВЗ в ДОО, определена сущность понятий «готовность», «педагогическая готовность», охарактеризованы особенности инклюзивного образования в ДОО.
Практическая значимость: изучены организационно-методические условия подготовки педагогов к реализации инклюзивного образования в ДОО и разработана программа формирования педагогической готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОО.
Научная новизна исследования: разработана и апробирована авторская методика определения готовности педагогов ДОО к работе с детьми с ОВЗ, определены условия, способствующие формированию готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ.
На защиту выносятся следующие положения:
- В современных условиях система российского образования ставит перед собой приоритетные цели и задачи, решения которых требует адекватной подготовки педагогов дошкольных образовательных организаций к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Данная подготовка характеризуется совокупностью теоретико-методологических знаний о деятельности и способах ее осуществления при работе с детьми с ОВЗ, обеспечивающих в своем диалектическом единстве эффективную реализацию системообразующих функций, влияющая на качество подготовки будущих специалистов.
- Готовность педагога к деятельности в условиях инклюзии можно определить как целостный психологический феномен, представляющий единство когнитивного (знание принципов образовательной инклюзии, способов их применения в практике дошкольного образования), аффективного (положительное отношение к инклюзии, эмпатия, преобладание положительных эмоций в профессиональной деятельности) и деятельностного компонентов.
- Педагоги ДОО испытывают меньше трудностей при общении с детьми с ОВЗ, так как уровень психологической и методической помощи, оказанной педагогам, повысился. Основными трудностями, возникающими у педагогов можно назвать следующие: низкий уровень теоретических знаний об особенностях и преимуществах различных вариантов специального образования для разных групп детей ограниченными возможностями здоровья.
Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялись посредством: личного участия автора в проектировании и осуществлении опытно-поисковой работы; создания и апробирования методического обеспечения и рекомендаций к формированию готовности педагогов ДОО к работе с детьми с ОВЗ; участия в педагогических советах, семинарах, конференциях; личного участия и публикаций автора в научно-практических и научно-методических конференциях различного уровня - международного, федерального и регионального. Возможность распространения опыта и его практического внедрения обеспечивается публикациями автора в сборниках материалов конференций различного уровня. Всего по теме исследования опубликовано 2 работы, включенных в перечень РИНЦ.
Структура работы и ее объем. Диссертационная работа включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения, иллюстрирована таблицами и схемами.
Изменение представления государства и общества о правах и возможностях детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) привело к вопросу о целесообразности введения инклюзивного обучения. Данные нововведения закономерно повлекли за собой повышение требований к деятельности педагогов, изменению профессионально значимых и личностных характеристик, расширению их функциональных обязанностей. В профессиональном стандарте педагогов говорится о том, что в обновленных социальных условиях возникает новое требование — готовность и способность педагогов работать как со здоровыми детьми, так и с детьми с ОВЗ.
Социально-педагогический аспект актуальности обусловлен тем, что современному обществу необходимо построение инклюзивного образования на всех уровнях, включая дошкольное, что будет способствовать развитию толерантности. Это достигается готовностью и способностью педагогов учить всех без исключения детей, вне зависимости от их способностей развития, склонностей, ограниченных возможностей.
Научно-теоретический аспект актуальности обусловлен потребностью в формировании готовности педагогов дошкольной образовательной организации к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья наряду с детьми без патологий.
Обзор теоретических и практических материалов позволил выявить ряд противоречий:
- на социально-педагогическом уровне - между социальным заказом общества на выполнение дошкольным образованием функций, связанных с обучением и воспитанием детей с ОВЗ, и недостаточной готовностью образовательных структур к их реализации;
- на научно-теоретическом уровне: между необходимостью образования и обучения и детей в условиях инклюзии и недостаточной разработанностью теоретико-методологических и технологических основ осуществления деятельности по совместному обучению здоровых детей с детьми с ОВЗ педагогов;
- на научно-методическом уровне: между объективно растущими требованиями к уровню готовности педагогических кадров к реализации образования детей с ОВЗ и традиционной системой методического сопровождения, преимущественно ориентированной на освоение новых образовательных стандартов, технологий, критериев качества, но не учитывающей готовности педагогов.
Выявленные противоречия позволили обосновать выбор темы исследования: «Формирование готовности педагога дошкольной образовательной организации к работе с детьми с отклонениями в состоянии здоровья».
Цель исследования: выявить условия, способствующие формированию готовности педагогов к реализации инклюзивного образования детей в ДОО и определить эффективность их реализации в практике работы ДОО.
Объект исследования: образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: готовность педагогов к реализации образования детей с ограниченными возможностями здоровья в детской образовательной организации.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ проблемы подготовки педагогов ДОО к реализации образования детей с ОВЗ в ДОО;
2) оценить готовность педагогов ДОО к реализации образования детей с ОВЗ в ДОО;
3) разработать программу формирования педагогической готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОО.
Гипотеза исследования:
Готовность педагогов ДОО к обучению детей с ОВЗ возрастет при соблюдении следующих педагогических условий:
1) в условиях ДОО будет обеспечено психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ОВЗ;
2) обеспечено повышение профессиональной готовности педагогов по проблеме обучения и воспитания детей с ОВЗ.
База исследования: исследовательская работа осуществлялась в следующих дошкольных образовательных организациях г. Сатки Челябинской области:
- МКДОУ «ЦРР - Д/С № 40»;
- МКДОУ «ЦРР - Д/С № 41»;
- МКДОУ «Д/С №1»;
- МОУ «Центр диагностики и консультирования» для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
В ходе исследования для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач применялись следующие методы:
- теоретические: анализ философской, педагогической, психологической, методической литературы; изучение нормативно-правовых актов по проблеме исследования; сравнение и обобщение передового отечественного и зарубежного опыта; систематизирование теоретических материалов исследования.
- эмпирические: анализ электронных образовательных ресурсов, опытно-экспериментальная работа, педагогическое наблюдение, опрос, анкетирование, беседа, качественный и количественный анализ результатов исследования, статистическая обработка результатов, графическое отображение данных.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: отечественные личностно-ориентированные теории развития и обучения личности (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.); психолого-педагогические и социологические исследования семьи и семейного воспитания (А.И. Захаров, А.Н. Демидова, В.Я. Титаренко, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова и др.); психолого-педагогические положения о взаимодействии (Б.М. Кедров, Я.А. Пономарев, И.Т. Фролов; JI.B. Байбородова, H.H. Обозов, Б.Д. Парыгин, Е.И. Рогов, Д.А. Леонтьев; В.И Загвязинский, Е.В. Коротаева, C.B. Белова и др.); гуманизация взаимодействия, признание ценности личности (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова, и др.); теория информационного общества (Д. Белл, М. Кастельс, И.С. Мелюхин, Г.Р. Громов, Ф. Уэбстер и др.); результаты исследований в области специальной психологии и коррекционной педагогики в контексте изучения инклюзивного подхода к образованию (Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Т.Н. Князева, И.Ю. Левченко, Ю.А. Разенкова, Е.В. Стребелева, Н.Д. Шматко, У.В. Ульенкова, Н.В. Шутова, Л.М. Шипицына и др.); особенностей личностного становления детей с особенностями в здоровье и, в частности, специфики их взаимодействия со взрослыми и сверстниками (Н.Л. Белопольская, Е.Л. Гончарова, Е.Е. Дмитриева); проблема профессиональной готовности и подготовки педагога: С.Н. Архангельский, Ю.К. Бабанский, Л.А. Кандыбович, А.Г. Ковалева, В.А. Сластенин, Д.Н. Узнадзе, Е. Р. Ярская-Смирнова, J.-R. Kim, A. и др.
Нормативно - правовую базу исследования составили: Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., «Концепция дошкольного воспитания», «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
Теоретическая значимость: заключается в обобщении теоретических знаний об обучении детей с ОВЗ в ДОО, определена сущность понятий «готовность», «педагогическая готовность», охарактеризованы особенности инклюзивного образования в ДОО.
Практическая значимость: изучены организационно-методические условия подготовки педагогов к реализации инклюзивного образования в ДОО и разработана программа формирования педагогической готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОО.
Научная новизна исследования: разработана и апробирована авторская методика определения готовности педагогов ДОО к работе с детьми с ОВЗ, определены условия, способствующие формированию готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ.
На защиту выносятся следующие положения:
- В современных условиях система российского образования ставит перед собой приоритетные цели и задачи, решения которых требует адекватной подготовки педагогов дошкольных образовательных организаций к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Данная подготовка характеризуется совокупностью теоретико-методологических знаний о деятельности и способах ее осуществления при работе с детьми с ОВЗ, обеспечивающих в своем диалектическом единстве эффективную реализацию системообразующих функций, влияющая на качество подготовки будущих специалистов.
- Готовность педагога к деятельности в условиях инклюзии можно определить как целостный психологический феномен, представляющий единство когнитивного (знание принципов образовательной инклюзии, способов их применения в практике дошкольного образования), аффективного (положительное отношение к инклюзии, эмпатия, преобладание положительных эмоций в профессиональной деятельности) и деятельностного компонентов.
- Педагоги ДОО испытывают меньше трудностей при общении с детьми с ОВЗ, так как уровень психологической и методической помощи, оказанной педагогам, повысился. Основными трудностями, возникающими у педагогов можно назвать следующие: низкий уровень теоретических знаний об особенностях и преимуществах различных вариантов специального образования для разных групп детей ограниченными возможностями здоровья.
Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялись посредством: личного участия автора в проектировании и осуществлении опытно-поисковой работы; создания и апробирования методического обеспечения и рекомендаций к формированию готовности педагогов ДОО к работе с детьми с ОВЗ; участия в педагогических советах, семинарах, конференциях; личного участия и публикаций автора в научно-практических и научно-методических конференциях различного уровня - международного, федерального и регионального. Возможность распространения опыта и его практического внедрения обеспечивается публикациями автора в сборниках материалов конференций различного уровня. Всего по теме исследования опубликовано 2 работы, включенных в перечень РИНЦ.
Структура работы и ее объем. Диссертационная работа включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения, иллюстрирована таблицами и схемами.
Цель диссертационного исследования заключалась в выявлении условий, способствующих формированию готовности педагогов к реализации инклюзивного образования детей в ДОО и определении эффективности их реализации в практике работы ДОО.
Для достижения поставленной цели нами был решен ряд задач.
Проведя теоретический анализ проблемы подготовки педагогов ДОО к реализации образования детей с ОВЗ в ДОО, нами было установлено, что специфика инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями требует большего внимания к индивидуализации образовательного процесса с учетом социальной и психолого-педагогической компенсации трудностей развития и обучения.
Следовательно, профессиональная подготовка и повышение квалификации современного педагога дошкольной образовательной организации должны быть направлены на формирование специальных умений для работы с детьми с психофизическими нарушениями и психологической готовности овладевать этими умениями.
Совершенствованию профессиональной готовности педагогов будет способствовать внедрение инновационных дополнительных профессиональных программ, организация стажировки, в процессе которой специалисты на практике будут осваивать необходимые умения и навыки, формировать компетенции. Наличие подготовленных педагогов дошкольной образовательной организации, обладающих профессиональной готовностью к реализации инклюзивного образования, позволит достичь одну из важнейших целей государственной политики - обеспечение полноценного образования, интеграции в социум лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Оценив готовность педагогов ДОО к реализации образования детей с ОВЗ в ДОО, было выявлено, что преимуществами развивающего обучения
детей с ОВЗ в отдельных ДО по сравнению с инклюзивным образованием и развитием в отдельных группах ДО педагоги (60%) назвали оптимальные психолого-педагогические условия (высококвалифицированный педагогический коллектив; динамический мониторинг результативности развития; возможность реализации индивидуальных программ развития в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями детей.
Возможность перераспределения часов воспитательно-образовательного процесса по годам и изменения последовательности их развития; возможность облегчения программы от стандарта; доступность дидактического материала и оптимальное методическое оснащение воспитательно-образовательного процесса; тесная связь с родителями; благоприятный психологический климат; щадящий режим;
функционирование «ДО полной недели»; занятия в ДО с логопедом, дефектологом, психологом и др.
Вопросы анкеты показали, что педагоги ДОО не полностью готовы к реализации задач инклюзивного образования, у многих из опрошенных отсутствуют знания о психологических особенностях детей с ОВЗ, нераскрытыми являются и медицинские аспекты данного вопроса.
На основании проведенного анкетного исследования, нами была разработана программа формирования педагогической готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОО.
Одним и важнейших компонентов данной программы - это повышение профессиональной готовности педагогов по проблеме обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Задача педагогов так организовать образовательную работу, чтобы в каждом возрасте ребенку с ОВЗ предлагалось осваивать знания, умения и навыки, адекватные его возрасту, психофизическому и речевому развитию и возможностям. Составляющие развития ребенка с ОВЗ (физическое, психическое, умственное и социальное) представлены как целевой ориентир, сформированный в процессе обучения и воспитания его в ДОУ в соответствии с возможностями ребенка
Управляющими параметрами в организации ДОУ являются состояние предметно-развивающей, коррекционно-развивающей и коммуникативной сред.
Предметно-развивающая среда — система материальных объектов и средств деятельности ребенка с ОВЗ, функционально моделирующая содержание его обучения, воспитания и развития.
Коррекционно-развивающая среда предполагает создание искусственной среды со специально организованной деятельностью, соответствующей выявленному уровню развития ребенка с ОВЗ, т.е. это среда, в которой деятельность ребенка будет успешной.
Коммуникативная среда - совокупность условий, позволяющих ребенку, педагогу и взрослому (субъекты среды) реализовывать желание и необходимость обмена информацией путем прямого обращения друг к другу.
Образовательная модель обучения и воспитания представляет собой показатели психического, физического, умственного и социального здоровья детей с ОВЗ, которые являются ведущими в модели, объединяющими все элементы в целостное единство.
Функции и позиции взрослого по отношению к ребенку представлены в виде управляющих действий. Управляющие действия идут в направлении от педагога и взрослого к ребенку, коррекционно-рефлексивные действия осуществляются в обоих направлениях.
Анкетирование педагогов на контрольном этапе показало, что 80% опрошенных педагогов знают об особенностях и преимуществах различных вариантов специального образования для разных групп детей ограниченными возможностями здоровья, педагоги с уверенностью указывали на них и называли: мониторинг результатов обучения,
высококвалифицированный педагогический коллектив, возможность пересмотра программы обучения и облегчение ее основных подпунктов в соответствии с потребностями ребенка с ОВЗ, доступность дидактического материала и оптимальное методическое оснащение воспитательно-образовательного процесса; тесная связь с родителями; благоприятный психологический климат; щадящий режим.
Таким образом, поставленная нами гипотеза о том, что готовность педагогов ДОО к обучению детей с ОВЗ возрастет при обеспечении психолого-педагогического сопровождения развития детей с ОВЗ и будет обеспечено повышение профессиональной готовности педагогов по проблеме обучения и воспитания детей с ОВЗ, нашла свое подтверждение.
Для достижения поставленной цели нами был решен ряд задач.
Проведя теоретический анализ проблемы подготовки педагогов ДОО к реализации образования детей с ОВЗ в ДОО, нами было установлено, что специфика инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями требует большего внимания к индивидуализации образовательного процесса с учетом социальной и психолого-педагогической компенсации трудностей развития и обучения.
Следовательно, профессиональная подготовка и повышение квалификации современного педагога дошкольной образовательной организации должны быть направлены на формирование специальных умений для работы с детьми с психофизическими нарушениями и психологической готовности овладевать этими умениями.
Совершенствованию профессиональной готовности педагогов будет способствовать внедрение инновационных дополнительных профессиональных программ, организация стажировки, в процессе которой специалисты на практике будут осваивать необходимые умения и навыки, формировать компетенции. Наличие подготовленных педагогов дошкольной образовательной организации, обладающих профессиональной готовностью к реализации инклюзивного образования, позволит достичь одну из важнейших целей государственной политики - обеспечение полноценного образования, интеграции в социум лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Оценив готовность педагогов ДОО к реализации образования детей с ОВЗ в ДОО, было выявлено, что преимуществами развивающего обучения
детей с ОВЗ в отдельных ДО по сравнению с инклюзивным образованием и развитием в отдельных группах ДО педагоги (60%) назвали оптимальные психолого-педагогические условия (высококвалифицированный педагогический коллектив; динамический мониторинг результативности развития; возможность реализации индивидуальных программ развития в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями детей.
Возможность перераспределения часов воспитательно-образовательного процесса по годам и изменения последовательности их развития; возможность облегчения программы от стандарта; доступность дидактического материала и оптимальное методическое оснащение воспитательно-образовательного процесса; тесная связь с родителями; благоприятный психологический климат; щадящий режим;
функционирование «ДО полной недели»; занятия в ДО с логопедом, дефектологом, психологом и др.
Вопросы анкеты показали, что педагоги ДОО не полностью готовы к реализации задач инклюзивного образования, у многих из опрошенных отсутствуют знания о психологических особенностях детей с ОВЗ, нераскрытыми являются и медицинские аспекты данного вопроса.
На основании проведенного анкетного исследования, нами была разработана программа формирования педагогической готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОО.
Одним и важнейших компонентов данной программы - это повышение профессиональной готовности педагогов по проблеме обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Задача педагогов так организовать образовательную работу, чтобы в каждом возрасте ребенку с ОВЗ предлагалось осваивать знания, умения и навыки, адекватные его возрасту, психофизическому и речевому развитию и возможностям. Составляющие развития ребенка с ОВЗ (физическое, психическое, умственное и социальное) представлены как целевой ориентир, сформированный в процессе обучения и воспитания его в ДОУ в соответствии с возможностями ребенка
Управляющими параметрами в организации ДОУ являются состояние предметно-развивающей, коррекционно-развивающей и коммуникативной сред.
Предметно-развивающая среда — система материальных объектов и средств деятельности ребенка с ОВЗ, функционально моделирующая содержание его обучения, воспитания и развития.
Коррекционно-развивающая среда предполагает создание искусственной среды со специально организованной деятельностью, соответствующей выявленному уровню развития ребенка с ОВЗ, т.е. это среда, в которой деятельность ребенка будет успешной.
Коммуникативная среда - совокупность условий, позволяющих ребенку, педагогу и взрослому (субъекты среды) реализовывать желание и необходимость обмена информацией путем прямого обращения друг к другу.
Образовательная модель обучения и воспитания представляет собой показатели психического, физического, умственного и социального здоровья детей с ОВЗ, которые являются ведущими в модели, объединяющими все элементы в целостное единство.
Функции и позиции взрослого по отношению к ребенку представлены в виде управляющих действий. Управляющие действия идут в направлении от педагога и взрослого к ребенку, коррекционно-рефлексивные действия осуществляются в обоих направлениях.
Анкетирование педагогов на контрольном этапе показало, что 80% опрошенных педагогов знают об особенностях и преимуществах различных вариантов специального образования для разных групп детей ограниченными возможностями здоровья, педагоги с уверенностью указывали на них и называли: мониторинг результатов обучения,
высококвалифицированный педагогический коллектив, возможность пересмотра программы обучения и облегчение ее основных подпунктов в соответствии с потребностями ребенка с ОВЗ, доступность дидактического материала и оптимальное методическое оснащение воспитательно-образовательного процесса; тесная связь с родителями; благоприятный психологический климат; щадящий режим.
Таким образом, поставленная нами гипотеза о том, что готовность педагогов ДОО к обучению детей с ОВЗ возрастет при обеспечении психолого-педагогического сопровождения развития детей с ОВЗ и будет обеспечено повышение профессиональной готовности педагогов по проблеме обучения и воспитания детей с ОВЗ, нашла свое подтверждение.
Подобные работы
- Воспитательная работа с детьми-инвалидами в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕКОТЕКИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2019 - Оценка сформированности инклюзивной культуры в образовательных организациях родителями учащихся с ограниченными
возможностями здоровья
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование навыков коммуникации у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью в процессе игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2022 - Формирование навыков коммуникации у детей дошкольного
возраста с умственной отсталостью в процессе игровой
деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧЕРЕЖДЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая готовность педагогов к профессиональной деятельности в инклюзивной образовательной среде
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С
РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2015



