Презентация диссеминационных продуктов дошкольной образовательной организации как средство обеспечения изменений в системе управления в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 16
1.1. Особенности и свойства системы управления
организации 16
1.2. Изменения в системе управления образовательной
организации 26
1.3. Диссеминация как средство распространения инноваций 35
Выводы по первой главе 53
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО
ВЫЯВЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ДИССЕМИНАЦИОННОГО ПРОДУКТА НА СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 55
2.1. Анализ системы управления МАДОУ 394 55
2.2. Презентация диссеминационного продукта и
изменения в системе управления ДОО 69
2.3. Сравнительный анализ по результатам презентации
диссеминационного продукта в МАДОУ 394 79
Выводы по второй главе 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 16
1.1. Особенности и свойства системы управления
организации 16
1.2. Изменения в системе управления образовательной
организации 26
1.3. Диссеминация как средство распространения инноваций 35
Выводы по первой главе 53
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО
ВЫЯВЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ДИССЕМИНАЦИОННОГО ПРОДУКТА НА СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 55
2.1. Анализ системы управления МАДОУ 394 55
2.2. Презентация диссеминационного продукта и
изменения в системе управления ДОО 69
2.3. Сравнительный анализ по результатам презентации
диссеминационного продукта в МАДОУ 394 79
Выводы по второй главе 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Актуальность проблемы исследования. За последние годы в дошкольном образовании произошли значительные реформы, обеспечившие изменение концептуальных основ данного вида образования, приняты важные решения, не только расширяющие права и возможности педагогов, но и повышающие уровень требований к современному воспитателю дошкольной образовательной организации, определены основные направления по достижению принципиально нового качества дошкольного образования.
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" отмечено, что дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. Это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка - с одной стороны, и повышение уровня требований к организации и качеству дошкольного образования с другой. Уровень требований, которым должно соответствовать современное дошкольное образовании сегодня нормативно закреплен в ряде документов федерального уровня. Основными из них являются Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее по тексту ФГОС ДО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17октября 2013г. № 1155, профессиональный стандарт педагога: воспитателя, учителя, осуществляющих педагогическую деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н., профессиональный стандарт руководителя образовательной организации (управление в сфере образования), утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 января 2013 г. № 23.
Предполагается, что введение названных документов обеспечит значительные позитивные изменения всего дошкольного образования за счет повышения уровня профессиональной компетентности руководителей и педагогов дошкольных образовательных организаций (далее ДОО), смены приоритетов в деятельности современных ДОО, обновления содержания дошкольного образования. Одним из важнейших результатов действия этих документов видится изменение организационного аспекта управления, а именно: основным направлением деятельности руководителя ДОО должен стать постоянный поиск новых форм, методов и содержания организационно-управленческой работы с целью обеспечения повышения результативности дошкольного образования и получения принципиально нового его качества. Возникновение разнообразных и вариативных систем управления ДОО должно привести к эффективному решению поставленных задач.
Систему управления ДОО можно рассматривать как совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, скоординированных, взаимосвязанных между собой управленческих процессов, применение эффективных методов управления, направленных на достижение значимой цели организации с одной стороны и как совокупность составляющих ее подсистем: структурно-функциональной, информационно-поведенческой и подсистемы саморазвития с другой.
Структурно-функциональная подсистема представляет собой совокупность административно-управленческих подразделений, исполнителей и методов, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие. Информационно-поведенческая подсистема отражает идеологию, интересы и устремления работников управления, характер управленческого труда и степень его организованности. Подсистема саморазвития отражает наличие в системе управления таких качеств, как стремление к самосовершенствованию, гибкость и адаптивность к изменениям, ориентация на новшества, поиск, разработка и ускоренное внедрение прогрессивных идей в практику.
Поэтому в современных социально экономических условиях и условиях реализации ФГОС ДО именно подсистема саморазвития способна обеспечить режим развития ДОО и ее изменения, направленные на получение нового качественного состояния.
Каждый руководитель ДОО систему управления вверенной ему образовательной организации обязан организовать на основе требований государства и уполномочен делать это в соответствии с собственными представлениями о миссии, целях, задачах и стратегии современной образовательной организации, которые должны быть основаны на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности.
Целевая ориентация деятельности руководителя и всей организации, где цель организации представляется в виде конкретного образа желаемого (ожидаемого) результата, который организация реально может достичь к четко определенному моменту времени [57]. Стратегия организации — это основные ориентиры в деятельности организации и используемые для этого ресурсы. В объединенном виде цели и стратегия представлены миссией организации. Миссия организации это видение ее предназначения, определение того, ради чего она существует, определение черт своеобразия и оригинальности своей деятельности [35].
Исполнение требований федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012 г.), профессионального стандарта руководителя образовательной организации (управление в сфере образования) и ряда других современных нормативных актов требует от руководителей образовательных организаций высокого уровня профессионализма, широкого диапазона знаний, наличия новых управленческих навыков и готовности применять новые методы управления.
Иными словами, руководитель дошкольной организации «...должен управлять деятельностью и развитием образовательной организации в соответствии с миссией и стратегическими целями образования; обязан обеспечивать реализацию федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; непрерывно повышать качество образования образовательной организации; создавать условия для внедрения инноваций; обеспечивать формирование и реализацию инициатив работников образовательного учреждения, направленных на улучшение работы образовательного учреждения и повышение качества образования; управлять маркетинговой деятельностью образовательной организации; руководить изменениями и инновациями деятельности образовательной организации; поддерживать благоприятный морально-психологический климат в коллективе; формировать эффективный стиль собственного поведения и поведения педагогов для осуществления изменений в образовательной организации» [58].
Таким образом, успешность решения образовательной организацией, задач определяющих политику государства в сфере образования зависит от умения, способности, готовности и руководителя оперативно и избирательно ориентироваться на рынке нововведений. Совершенствование подсистемы саморазвития определяет главное направление в деятельности современного руководителя - это умение работать с инновациями, которое предполагает не только непосредственное внедрение инноваций. Для получения желаемого результата, а в данном случае достижения позитивных изменений в системе управления ДОО работа с инновациями должна характеризоваться системностью, упорядоченностью и прогнозируемостью, и включать в себя самый широкий спектр видов деятельности с ними: поиск, разработку, анализ, отбор, апробацию, распространение, мониторинг результативности и полученных эффектов [27].
Вопросы управления системой образования являлись и до сих пор являются предметом исследований достаточно большого количества ученых - В. Г. Алямовской, К. Ю. Белой, О. А. Князевой, Р. М. Литвиновой, Е. М. Марича, И. А. Марича, И. А. Малашихиной, М. Д. Маханевой, Т. П. Морозовой, А. И. Остроуховой, Л. В. Поздняка, В. С. Собкина и других.
Труды ученых исследователей, таких как Г. Мицберг, О. С. Виханский, К. В. Антипов, М. А.Чернышева, А. М. Долгоруков, И. К.Ларионов и др. посвящены рассмотрению общих вопросов управления организацией и выявлению закономерностей ее развития, попытки обосновать и разработать концепция научного управления содержатся в работах Ф. Тейлора, А. Файоля, В. Г. Афанасьева и др.
Методологические подходы к эффективному управлению образованием, подходы к организации деятельности руководителя с целью повышения качества образования и развития культуры управленческой деятельности достаточно подробно рассмотрены учеными М.В. Богуславским, Ю. А. Зубок, М. П. Карпенко, А. П. Егоршиным, В. П.Фоминой, Н. М. Яковлевым, Б. С. Касаевым, К. Ю. Белой, Т. И. Шамовой и др.
Инновационные процессы, их особенности, закономерности, эффекты в образовании интересуют и продолжают интересовать таких ученых как Л. Н. Абдуллина, К. Ангеловски, А. В. Бельков, Е. Г. Ефимова, Г. В. Ильяхинская, М. В. Кларин, Т. М. Ковалёв, С. А. Кузнецова, В. Я. Ляудис, В. С.Лазарев, Н. П. Макаркин, Л.В. Моисеева, Л. С. Подымова, М. М. Поташник, С. К. Сергеев, В. И. Слободчиков, О. Г. Хомерик, А. В. Хуторской, В. А. Шаповалов, Т. И. Шамова, Н. Р. Юсуфбекова, Е. А. Ямбург.
Таким образом, вопросы управления системой дошкольного образования на сегодняшний день учеными исследователями рассмотрены с разных сторон: и с точки зрения системного подхода, и функций управленческой деятельности, и факторов и механизмов, обеспечивающих качество деятельности учреждения, и проблем достижения и оценки результата дошкольного образования и т.д. и т.п.
Однако, в ходе проведенного нами ретроспективного анализа литературы, посвященной проблемам обеспечения изменений в системе управления образовательных организаций, нами было выявлено, что исследований, в которых бы закономерности и условия подсистемы саморазвития рассматривались в качестве приоритетных, как обеспечивающих инновационное развитие ДОО очень немного. А работы, посвященные рассмотрению современных и наиболее эффективных способов, форм и средств распространения инноваций с целью изменений в системе управления образовательной организации практически отсутствуют.
В Концепции Федеральной программы развития образования на 2016 - 2020 годы по этому поводу отмечается: «За последнее десятилетие в Российской Федерации успешно завершена целая серия проектов в области образования, финансирование которых проходило как из бюджетных, так и из внебюджетных источников. Общим существенным недостатком этих проектов является отсутствие средств и механизмов распространения их результатов, слабое внедрение в образовательную практику» [37].
В этой связи актуальность и значимость рассмотрения круга проблем, связанных с эффективным распространением и освоением современных образовательных ресурсов, инновационная направленность которых служит достижению современного качества образования не вызывает сомнений.
Распространение в широкие массы педагогической общественности: инновационного педагогического опыта может и должен обеспечить системные изменения по основным направлениям развития дошкольного образования. Поэтому поиск эффективных способов и средств пропаганды и распространения инновационного педагогического опыта с целью его дальнейшего применения в повседневной педагогической деятельности достаточно серьезная задача научной общественности, органов управления образованием, методических формирований различного уровня.
Таким образом, актуальность рассматриваемой проблемы социально-педагогическом уровне обусловлена потребностью дошкольной педагогики в разработке и внедрению лучших образцов педагогической практики с целью получения нового качества дошкольного образования, соответствующего требованиям ФГОС ДО.
На научно-теоретическом уровне актуальность проблемы обусловлена недостатком теоретических разработок и исследований, связанных с определением критериальной основы инноваций, которые позволили бы педагогам практикам выявить такие предложения, которые действительно могут обеспечить инновационные изменения.
На научно-методическом уровне актуальность проблемы обусловлена необходимостью успешной диссеминации инновационной практики в широкие массы педагогической общественности и отсутствием разработанных и апробированных технологий процессов распространения инновационных идей, методов осуществления распространения продуктов и (или) результатов опыта инновационной деятельности до целевой аудитории.
Анализ нормативных и концептуальных документов, литературных источников по теме исследования, особенностей разных систем управления современной образовательной организацией, факторов влияющих на процесс изменений в системе управления позволили выявить факт отсутствия целостной системы в дошкольном образовании распространения инновационного педагогического опыта. Так нами было выявлено следующее противоречие: с одной стороны необходимость реализации ФГОС ДО путем внедрения инноваций, обеспечивающих изменения в системе управления и отсутствием единых требований к содержанию и качеству инновационного педагогического опыта, а также к его технологичному представлению педагогическому сообществу с использованием обновлённых форм диссеминации с другой.
Данное противоречие позволило определить проблему настоящего исследования: отсутствие разработанной технологии диссеминации инновационного продукта в профессионально педагогической среде, приводящей к изменениям системы управления ДОО.
Относительно недавно появившийся в педагогическом лексиконе термин диссеминация означает «распространение результатов, обобщение опыта и распространение полученных результатов в процессе сотрудничества» [23].
Недостаточный уровень развития диссеминационных процессов, необходимость осуществления диссеминации с целью изменений системы управления ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО, поиск наиболее эффективных средств и форм диссеминации - в совокупности эти факторы определили тему нашего исследования: «Презентация диссеминационных продуктов ДОО как средство обеспечения изменений в системе управления в условиях внедрения ФГОС».
Основная идея настоящего исследования состоит в определении роли, разработке технологии и требований к презентации инновационных продуктов, вызывающих такие изменения в системе управления ДОО, которые способствуют достижению определенного ФГОС ДО уровня дошкольного образования.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать методические рекомендации к осуществлению процесса диссеминации, обеспечивающего изменения в системе управления дошкольной образовательной организации с целью повышения качества образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Объект исследования - система управления ДОО.
Предмет исследования - диссеминация инновационного продукта как средство изменений в системе управления ДОО.
Гипотеза исследования: в условиях внедрения ФГОС презентация диссеминационных продуктов будет являться эффективным средством обеспечивающим изменения в системе управления если:
— будут определены факторы инновационных изменений в системе управленческой деятельности руководителя образовательной организации;
— диссеминация будет рассмотрена как фактор, обеспечивающий изменения в системе управления современной дошкольной образовательной организацией;
— будет разработаны методические рекомендации диссеминационного процесса.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности и свойства системы управления дошкольной образовательной организацией и факторы, обеспечивающие ее изменение.
2. Выявить признаки и критерии инновационных продуктов обеспечивающих изменения в системе управления дошкольной образовательной организацией.
3. Выявить сущность процесса диссеминации как современного средства обеспечения инновационных изменений в системе управления ДОО на примере МАДОУ № 394.
4. Рассмотреть презентацию как эффективное средство диссеминации инновационного педагогического опыта .
5. Разработать методические рекомендации к разработке презентации диссеминационных продуктов.
Теоретико - методологическую основу исследования составляют:
— теоретические положения, определяющие управление как целеустремлённую деятельность всех субъектов, направленную на обеспечение становления, стабилизацию, оптимального функционирования и обязательного развития дошкольной организации (Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко);
— основные подходы к оптимизации управления отражены в работах исследователей В. П. Симонова, Р. Л. Кричевского, Т. И. Шамовой;
— сущность управления, отмечают многие авторы (В. С. Лазарев, М. М. Поташник, Т. И. Шамова, Н. В. Кузьмина) выражается через его функции, в которых определён круг деятельности, её содержание, виды, назначение и роль;
— исследователи Бианкина А. О, Казенков О. Ю., Орехов В. И.,
Орехова Т. Р., Яковлев С. С. отмечают, что изменения целей организации в первую очередь коснутся ее структуры.
Нормативно - правовую базу исследования составили: Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., «Концепция дошкольного воспитания», «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
Основные этапы опытно-поисковой деятельности и база исследования. Опытно-поисковая деятельность проходила на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения г. Екатеринбурга детский сад №394.
На первом этапе, проблемно-поисковом, происходило всестороннее рассмотрение современного состояния проблемы методического обеспечения диссеминационных процессов в системе дошкольного образования ; были изучены философские, нормативно-правовые и психолого-педагогические научно-исследовательские материалы по проблеме исследования; определены основные направления и аспекты исследования, разработан план исследования, проанализированы основополагающие научные термины и понятия, отражающие суть исследования, сделано теоретическое обоснование возможности инновационных изменений в системе управления современной дошкольной образовательной организацией средствами диссеминации.
На втором этапе, опытно-поисковом, была проанализирована система управления МАДОУ №394, определены методические подходы к процессу диссеминации инноваций, были разработаны методические рекомендации к презентации диссеминационных продуктов в ДОО.
На третьем, рефлексивно-обобщающем, были сделаны выводы о практической возможности достижения инновационных изменений в системе управления современной дошкольной образовательной организацией средствами диссеминации, о продуктивности и эффективности процесса диссеминации при условии соблюдения и выполнения требований и правил презентации диссеминационных продуктов.
Научно-теоретическая новизна работы состоит в:
— расширении представлений о способах и средствах внедрения инноваций в образовательную среду дошкольных образовательных организаций;
— определении диссеминации как фактора, обеспечивающего инновационное изменение системы управления образовательной организацией;
— обосновании возможности удовлетворения требований ФГОС ДО средствами диссеминации инноваций, обеспечивающих изменения в системе управления образовательной организации.
Практическая значимость исследования заключается в
— доказательстве результативности диссеминации как
современного средства распространения инновационного опыта, обеспечивающего изменения в системе управления;
— в разработке и апробации методических рекомендаций к презентации диссеминационных продуктов в ДОО с целью распространения и освоения передового педагогического опыта и достижению современного качества образования.
Результаты исследования могут быть использованы руководителями образовательных организаций, а также в программах профессиональной подготовки и переподготовки руководителей и педагогов в целях распространения инновационной практики на широкие массы педагогической общественности. Инновационный педагогический опыт может и должен служить обеспечению системных изменений по основным направлениям развития образования в Российской Федерации.
На защиту выносятся следующие положения:
— Изменения в системе управления дошкольной образовательной организацией являются фактором, способствующим достижению нового качества образования.
— Диссеминация является эффективным средством распространения инноваций, обеспечивающих изменения в системе управления ДОО.
— Для достижения изменений в системе управления дошкольной организацией, обеспечивающих новое качество дошкольного образования презентация диссеминационных продуктов должна соответствовать определенным требованиям и правилам.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается соответствием проблемы и методологии ее исследования, полнотой рассмотрения объекта исследования, как на теоретическом, так и экспериментальном уровнях, охватывающих его сущностные характеристики, применением комплекса методов, адекватных предмету исследования, продолжительностью и тщательной подготовкой практического этапа исследования.
Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялись посредством:
— личного участия автора в проектировании и осуществлении опытно-поисковой работы в учреждении, выступающем базой исследования;
— создания и апробирования методического обеспечения и рекомендаций к презентации диссеминационных продуктов ДОУ;
— участия в педагогических советах, семинарах, конференциях, организуемых в учреждениях, выступающих базой исследования и проведения обучающих семинаров и занятий для педагогов МАДОУ «Детский сад №394» г. Екатеринбург;
— личного участия и публикаций автора в научно-практических и научно-методических конференциях различного уровня - международного, федерального и регионального. Возможность распространения опыта и его практического внедрения обеспечивается публикациями автора в сборниках материалов конференций различного уровня. Всего по теме исследования опубликовано 2 работы, включенных в перечень РИНЦ.
Структура работы и ее объем. Диссертационная работа включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения, содержит таблицы и схемы.
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" отмечено, что дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. Это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка - с одной стороны, и повышение уровня требований к организации и качеству дошкольного образования с другой. Уровень требований, которым должно соответствовать современное дошкольное образовании сегодня нормативно закреплен в ряде документов федерального уровня. Основными из них являются Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее по тексту ФГОС ДО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17октября 2013г. № 1155, профессиональный стандарт педагога: воспитателя, учителя, осуществляющих педагогическую деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н., профессиональный стандарт руководителя образовательной организации (управление в сфере образования), утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 января 2013 г. № 23.
Предполагается, что введение названных документов обеспечит значительные позитивные изменения всего дошкольного образования за счет повышения уровня профессиональной компетентности руководителей и педагогов дошкольных образовательных организаций (далее ДОО), смены приоритетов в деятельности современных ДОО, обновления содержания дошкольного образования. Одним из важнейших результатов действия этих документов видится изменение организационного аспекта управления, а именно: основным направлением деятельности руководителя ДОО должен стать постоянный поиск новых форм, методов и содержания организационно-управленческой работы с целью обеспечения повышения результативности дошкольного образования и получения принципиально нового его качества. Возникновение разнообразных и вариативных систем управления ДОО должно привести к эффективному решению поставленных задач.
Систему управления ДОО можно рассматривать как совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, скоординированных, взаимосвязанных между собой управленческих процессов, применение эффективных методов управления, направленных на достижение значимой цели организации с одной стороны и как совокупность составляющих ее подсистем: структурно-функциональной, информационно-поведенческой и подсистемы саморазвития с другой.
Структурно-функциональная подсистема представляет собой совокупность административно-управленческих подразделений, исполнителей и методов, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие. Информационно-поведенческая подсистема отражает идеологию, интересы и устремления работников управления, характер управленческого труда и степень его организованности. Подсистема саморазвития отражает наличие в системе управления таких качеств, как стремление к самосовершенствованию, гибкость и адаптивность к изменениям, ориентация на новшества, поиск, разработка и ускоренное внедрение прогрессивных идей в практику.
Поэтому в современных социально экономических условиях и условиях реализации ФГОС ДО именно подсистема саморазвития способна обеспечить режим развития ДОО и ее изменения, направленные на получение нового качественного состояния.
Каждый руководитель ДОО систему управления вверенной ему образовательной организации обязан организовать на основе требований государства и уполномочен делать это в соответствии с собственными представлениями о миссии, целях, задачах и стратегии современной образовательной организации, которые должны быть основаны на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности.
Целевая ориентация деятельности руководителя и всей организации, где цель организации представляется в виде конкретного образа желаемого (ожидаемого) результата, который организация реально может достичь к четко определенному моменту времени [57]. Стратегия организации — это основные ориентиры в деятельности организации и используемые для этого ресурсы. В объединенном виде цели и стратегия представлены миссией организации. Миссия организации это видение ее предназначения, определение того, ради чего она существует, определение черт своеобразия и оригинальности своей деятельности [35].
Исполнение требований федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012 г.), профессионального стандарта руководителя образовательной организации (управление в сфере образования) и ряда других современных нормативных актов требует от руководителей образовательных организаций высокого уровня профессионализма, широкого диапазона знаний, наличия новых управленческих навыков и готовности применять новые методы управления.
Иными словами, руководитель дошкольной организации «...должен управлять деятельностью и развитием образовательной организации в соответствии с миссией и стратегическими целями образования; обязан обеспечивать реализацию федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; непрерывно повышать качество образования образовательной организации; создавать условия для внедрения инноваций; обеспечивать формирование и реализацию инициатив работников образовательного учреждения, направленных на улучшение работы образовательного учреждения и повышение качества образования; управлять маркетинговой деятельностью образовательной организации; руководить изменениями и инновациями деятельности образовательной организации; поддерживать благоприятный морально-психологический климат в коллективе; формировать эффективный стиль собственного поведения и поведения педагогов для осуществления изменений в образовательной организации» [58].
Таким образом, успешность решения образовательной организацией, задач определяющих политику государства в сфере образования зависит от умения, способности, готовности и руководителя оперативно и избирательно ориентироваться на рынке нововведений. Совершенствование подсистемы саморазвития определяет главное направление в деятельности современного руководителя - это умение работать с инновациями, которое предполагает не только непосредственное внедрение инноваций. Для получения желаемого результата, а в данном случае достижения позитивных изменений в системе управления ДОО работа с инновациями должна характеризоваться системностью, упорядоченностью и прогнозируемостью, и включать в себя самый широкий спектр видов деятельности с ними: поиск, разработку, анализ, отбор, апробацию, распространение, мониторинг результативности и полученных эффектов [27].
Вопросы управления системой образования являлись и до сих пор являются предметом исследований достаточно большого количества ученых - В. Г. Алямовской, К. Ю. Белой, О. А. Князевой, Р. М. Литвиновой, Е. М. Марича, И. А. Марича, И. А. Малашихиной, М. Д. Маханевой, Т. П. Морозовой, А. И. Остроуховой, Л. В. Поздняка, В. С. Собкина и других.
Труды ученых исследователей, таких как Г. Мицберг, О. С. Виханский, К. В. Антипов, М. А.Чернышева, А. М. Долгоруков, И. К.Ларионов и др. посвящены рассмотрению общих вопросов управления организацией и выявлению закономерностей ее развития, попытки обосновать и разработать концепция научного управления содержатся в работах Ф. Тейлора, А. Файоля, В. Г. Афанасьева и др.
Методологические подходы к эффективному управлению образованием, подходы к организации деятельности руководителя с целью повышения качества образования и развития культуры управленческой деятельности достаточно подробно рассмотрены учеными М.В. Богуславским, Ю. А. Зубок, М. П. Карпенко, А. П. Егоршиным, В. П.Фоминой, Н. М. Яковлевым, Б. С. Касаевым, К. Ю. Белой, Т. И. Шамовой и др.
Инновационные процессы, их особенности, закономерности, эффекты в образовании интересуют и продолжают интересовать таких ученых как Л. Н. Абдуллина, К. Ангеловски, А. В. Бельков, Е. Г. Ефимова, Г. В. Ильяхинская, М. В. Кларин, Т. М. Ковалёв, С. А. Кузнецова, В. Я. Ляудис, В. С.Лазарев, Н. П. Макаркин, Л.В. Моисеева, Л. С. Подымова, М. М. Поташник, С. К. Сергеев, В. И. Слободчиков, О. Г. Хомерик, А. В. Хуторской, В. А. Шаповалов, Т. И. Шамова, Н. Р. Юсуфбекова, Е. А. Ямбург.
Таким образом, вопросы управления системой дошкольного образования на сегодняшний день учеными исследователями рассмотрены с разных сторон: и с точки зрения системного подхода, и функций управленческой деятельности, и факторов и механизмов, обеспечивающих качество деятельности учреждения, и проблем достижения и оценки результата дошкольного образования и т.д. и т.п.
Однако, в ходе проведенного нами ретроспективного анализа литературы, посвященной проблемам обеспечения изменений в системе управления образовательных организаций, нами было выявлено, что исследований, в которых бы закономерности и условия подсистемы саморазвития рассматривались в качестве приоритетных, как обеспечивающих инновационное развитие ДОО очень немного. А работы, посвященные рассмотрению современных и наиболее эффективных способов, форм и средств распространения инноваций с целью изменений в системе управления образовательной организации практически отсутствуют.
В Концепции Федеральной программы развития образования на 2016 - 2020 годы по этому поводу отмечается: «За последнее десятилетие в Российской Федерации успешно завершена целая серия проектов в области образования, финансирование которых проходило как из бюджетных, так и из внебюджетных источников. Общим существенным недостатком этих проектов является отсутствие средств и механизмов распространения их результатов, слабое внедрение в образовательную практику» [37].
В этой связи актуальность и значимость рассмотрения круга проблем, связанных с эффективным распространением и освоением современных образовательных ресурсов, инновационная направленность которых служит достижению современного качества образования не вызывает сомнений.
Распространение в широкие массы педагогической общественности: инновационного педагогического опыта может и должен обеспечить системные изменения по основным направлениям развития дошкольного образования. Поэтому поиск эффективных способов и средств пропаганды и распространения инновационного педагогического опыта с целью его дальнейшего применения в повседневной педагогической деятельности достаточно серьезная задача научной общественности, органов управления образованием, методических формирований различного уровня.
Таким образом, актуальность рассматриваемой проблемы социально-педагогическом уровне обусловлена потребностью дошкольной педагогики в разработке и внедрению лучших образцов педагогической практики с целью получения нового качества дошкольного образования, соответствующего требованиям ФГОС ДО.
На научно-теоретическом уровне актуальность проблемы обусловлена недостатком теоретических разработок и исследований, связанных с определением критериальной основы инноваций, которые позволили бы педагогам практикам выявить такие предложения, которые действительно могут обеспечить инновационные изменения.
На научно-методическом уровне актуальность проблемы обусловлена необходимостью успешной диссеминации инновационной практики в широкие массы педагогической общественности и отсутствием разработанных и апробированных технологий процессов распространения инновационных идей, методов осуществления распространения продуктов и (или) результатов опыта инновационной деятельности до целевой аудитории.
Анализ нормативных и концептуальных документов, литературных источников по теме исследования, особенностей разных систем управления современной образовательной организацией, факторов влияющих на процесс изменений в системе управления позволили выявить факт отсутствия целостной системы в дошкольном образовании распространения инновационного педагогического опыта. Так нами было выявлено следующее противоречие: с одной стороны необходимость реализации ФГОС ДО путем внедрения инноваций, обеспечивающих изменения в системе управления и отсутствием единых требований к содержанию и качеству инновационного педагогического опыта, а также к его технологичному представлению педагогическому сообществу с использованием обновлённых форм диссеминации с другой.
Данное противоречие позволило определить проблему настоящего исследования: отсутствие разработанной технологии диссеминации инновационного продукта в профессионально педагогической среде, приводящей к изменениям системы управления ДОО.
Относительно недавно появившийся в педагогическом лексиконе термин диссеминация означает «распространение результатов, обобщение опыта и распространение полученных результатов в процессе сотрудничества» [23].
Недостаточный уровень развития диссеминационных процессов, необходимость осуществления диссеминации с целью изменений системы управления ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО, поиск наиболее эффективных средств и форм диссеминации - в совокупности эти факторы определили тему нашего исследования: «Презентация диссеминационных продуктов ДОО как средство обеспечения изменений в системе управления в условиях внедрения ФГОС».
Основная идея настоящего исследования состоит в определении роли, разработке технологии и требований к презентации инновационных продуктов, вызывающих такие изменения в системе управления ДОО, которые способствуют достижению определенного ФГОС ДО уровня дошкольного образования.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать методические рекомендации к осуществлению процесса диссеминации, обеспечивающего изменения в системе управления дошкольной образовательной организации с целью повышения качества образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Объект исследования - система управления ДОО.
Предмет исследования - диссеминация инновационного продукта как средство изменений в системе управления ДОО.
Гипотеза исследования: в условиях внедрения ФГОС презентация диссеминационных продуктов будет являться эффективным средством обеспечивающим изменения в системе управления если:
— будут определены факторы инновационных изменений в системе управленческой деятельности руководителя образовательной организации;
— диссеминация будет рассмотрена как фактор, обеспечивающий изменения в системе управления современной дошкольной образовательной организацией;
— будет разработаны методические рекомендации диссеминационного процесса.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности и свойства системы управления дошкольной образовательной организацией и факторы, обеспечивающие ее изменение.
2. Выявить признаки и критерии инновационных продуктов обеспечивающих изменения в системе управления дошкольной образовательной организацией.
3. Выявить сущность процесса диссеминации как современного средства обеспечения инновационных изменений в системе управления ДОО на примере МАДОУ № 394.
4. Рассмотреть презентацию как эффективное средство диссеминации инновационного педагогического опыта .
5. Разработать методические рекомендации к разработке презентации диссеминационных продуктов.
Теоретико - методологическую основу исследования составляют:
— теоретические положения, определяющие управление как целеустремлённую деятельность всех субъектов, направленную на обеспечение становления, стабилизацию, оптимального функционирования и обязательного развития дошкольной организации (Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко);
— основные подходы к оптимизации управления отражены в работах исследователей В. П. Симонова, Р. Л. Кричевского, Т. И. Шамовой;
— сущность управления, отмечают многие авторы (В. С. Лазарев, М. М. Поташник, Т. И. Шамова, Н. В. Кузьмина) выражается через его функции, в которых определён круг деятельности, её содержание, виды, назначение и роль;
— исследователи Бианкина А. О, Казенков О. Ю., Орехов В. И.,
Орехова Т. Р., Яковлев С. С. отмечают, что изменения целей организации в первую очередь коснутся ее структуры.
Нормативно - правовую базу исследования составили: Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., «Концепция дошкольного воспитания», «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
Основные этапы опытно-поисковой деятельности и база исследования. Опытно-поисковая деятельность проходила на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения г. Екатеринбурга детский сад №394.
На первом этапе, проблемно-поисковом, происходило всестороннее рассмотрение современного состояния проблемы методического обеспечения диссеминационных процессов в системе дошкольного образования ; были изучены философские, нормативно-правовые и психолого-педагогические научно-исследовательские материалы по проблеме исследования; определены основные направления и аспекты исследования, разработан план исследования, проанализированы основополагающие научные термины и понятия, отражающие суть исследования, сделано теоретическое обоснование возможности инновационных изменений в системе управления современной дошкольной образовательной организацией средствами диссеминации.
На втором этапе, опытно-поисковом, была проанализирована система управления МАДОУ №394, определены методические подходы к процессу диссеминации инноваций, были разработаны методические рекомендации к презентации диссеминационных продуктов в ДОО.
На третьем, рефлексивно-обобщающем, были сделаны выводы о практической возможности достижения инновационных изменений в системе управления современной дошкольной образовательной организацией средствами диссеминации, о продуктивности и эффективности процесса диссеминации при условии соблюдения и выполнения требований и правил презентации диссеминационных продуктов.
Научно-теоретическая новизна работы состоит в:
— расширении представлений о способах и средствах внедрения инноваций в образовательную среду дошкольных образовательных организаций;
— определении диссеминации как фактора, обеспечивающего инновационное изменение системы управления образовательной организацией;
— обосновании возможности удовлетворения требований ФГОС ДО средствами диссеминации инноваций, обеспечивающих изменения в системе управления образовательной организации.
Практическая значимость исследования заключается в
— доказательстве результативности диссеминации как
современного средства распространения инновационного опыта, обеспечивающего изменения в системе управления;
— в разработке и апробации методических рекомендаций к презентации диссеминационных продуктов в ДОО с целью распространения и освоения передового педагогического опыта и достижению современного качества образования.
Результаты исследования могут быть использованы руководителями образовательных организаций, а также в программах профессиональной подготовки и переподготовки руководителей и педагогов в целях распространения инновационной практики на широкие массы педагогической общественности. Инновационный педагогический опыт может и должен служить обеспечению системных изменений по основным направлениям развития образования в Российской Федерации.
На защиту выносятся следующие положения:
— Изменения в системе управления дошкольной образовательной организацией являются фактором, способствующим достижению нового качества образования.
— Диссеминация является эффективным средством распространения инноваций, обеспечивающих изменения в системе управления ДОО.
— Для достижения изменений в системе управления дошкольной организацией, обеспечивающих новое качество дошкольного образования презентация диссеминационных продуктов должна соответствовать определенным требованиям и правилам.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается соответствием проблемы и методологии ее исследования, полнотой рассмотрения объекта исследования, как на теоретическом, так и экспериментальном уровнях, охватывающих его сущностные характеристики, применением комплекса методов, адекватных предмету исследования, продолжительностью и тщательной подготовкой практического этапа исследования.
Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялись посредством:
— личного участия автора в проектировании и осуществлении опытно-поисковой работы в учреждении, выступающем базой исследования;
— создания и апробирования методического обеспечения и рекомендаций к презентации диссеминационных продуктов ДОУ;
— участия в педагогических советах, семинарах, конференциях, организуемых в учреждениях, выступающих базой исследования и проведения обучающих семинаров и занятий для педагогов МАДОУ «Детский сад №394» г. Екатеринбург;
— личного участия и публикаций автора в научно-практических и научно-методических конференциях различного уровня - международного, федерального и регионального. Возможность распространения опыта и его практического внедрения обеспечивается публикациями автора в сборниках материалов конференций различного уровня. Всего по теме исследования опубликовано 2 работы, включенных в перечень РИНЦ.
Структура работы и ее объем. Диссертационная работа включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения, содержит таблицы и схемы.
Постоянный поиск новых форм, методов и содержания организационно-управленческой работы в современных условиях является основным направлением деятельности руководителя в сфере дошкольного образования. Именно разработка, изучение, оценка, апробация и внедрение инноваций и передового педагогического опыта в повседневную практику способно обеспечить не только повышение уровня профессионализма педагогов, но и изменение результативности дошкольного образования, получения принципиально нового его качества, соответствующего требованиям ФГОС ДО.
Одной из современных явлений в педагогической среде, имеющее достаточно большой потенциал в решении поставленных государством перед системой дошкольного образования задач, является направление, характеризующееся активными формами распространения нововведений - так называемая диссеминация. Диссеминация - термин, не так давно появившийся в лексиконе педагогов, включает в себя также характеристику распространяемого продукта и способа его распространения. Продукту обязательно должны быть присущи черты новизны и обобщенности, а процесс распространения должен быть активным и двусторонним. Наличие этих характеристик позволило нам предположить, что использование презентации в процессе диссеминации может явиться достаточно действенным и эффективным способом инновационного изменения и трансформации системы управления дошкольной образовательной организации.
При условии рассмотрения системы управления дошкольной образовательной организации как совокупности составляющих ее подсистем (структурно-функциональной, информационно-поведенческой и подсистемы саморазвития) действие процесса диссеминации направлено на изменение именно подсистемы саморазвития, отвечающей за появление у педагогов стремления к самосовершенствованию, появлению у них гибкости и адаптивности к изменениям, ориентации на поиск, разработку и внедрение новшеств в практику. При этом, в соответствии с основными закономерностями систем, изменения в одной подсистеме неизбежно приводят к изменениям в других подсистемах (структурно-функциональная и информационно-поведенческой) приводя к трансформации всей системы в целом.
Поэтому в современных социально экономических условиях и условиях реализации ФГОС ДО именно подсистема саморазвития способна обеспечить режим развития ДОО и получение нового качества дошкольного образования.
В соответствии с вышеизложенным, нами было сделано достаточно обоснованное предположение о том, что использование презентации в процессе диссеминации может явиться одним из достаточно эффективных способов изменения системы управления дошкольной образовательной организации.
С целью проверки и подтверждения данного предположения на базе МАДОУ № 394 было проведено настоящее исследование в результате которого нами было теоретически обоснованы и разработаны методические рекомендации по осуществлению процесса диссеминации и презентации диссеминационного продукта, обеспечивающего изменения в системе управления дошкольной образовательной организации.
В ходе проведения исследования нами последовательно решены все заявленные задачи. Проведение эксперимента и последующий анализ его результатов позволили с высокой долей вероятности утверждать, что презентация диссеминационного продукта, при обеспечении всех условий ее реализации является достаточно эффективным средством изменения системы управления дошкольной организации.
Такими условиями являются:
Предварительные поиск, оценка и подготовка диссеминационного продукта к презентации.
Активное воздействие на личность педагога во время презентации.
Организация активного взаимодействия субъектов диссеминации (участников презентации).
Продолжающееся методическое сопровождение, административная поддержка и контроль процесса диссеминации.
На экспериментальном этапе исследования было установлено, что в результате организованного и проведенного мероприятия в МАДОУ № 394 по презентации диссеминационного продукта («Метеоплощадка в ДОО») уровень профессиональной компетентности педагогов повысился, и мотивация на освоение передового педагогического опыта была сформирована.
Таким образом, результаты исследования дают основания сделать следующий вывод: выдвинутая гипотеза о том, что в процессе внедрения ФГОС презентация диссеминационных продуктов при наличии определенных факторов может являться средством изменения в системе управления, подтвердилась.
Одной из современных явлений в педагогической среде, имеющее достаточно большой потенциал в решении поставленных государством перед системой дошкольного образования задач, является направление, характеризующееся активными формами распространения нововведений - так называемая диссеминация. Диссеминация - термин, не так давно появившийся в лексиконе педагогов, включает в себя также характеристику распространяемого продукта и способа его распространения. Продукту обязательно должны быть присущи черты новизны и обобщенности, а процесс распространения должен быть активным и двусторонним. Наличие этих характеристик позволило нам предположить, что использование презентации в процессе диссеминации может явиться достаточно действенным и эффективным способом инновационного изменения и трансформации системы управления дошкольной образовательной организации.
При условии рассмотрения системы управления дошкольной образовательной организации как совокупности составляющих ее подсистем (структурно-функциональной, информационно-поведенческой и подсистемы саморазвития) действие процесса диссеминации направлено на изменение именно подсистемы саморазвития, отвечающей за появление у педагогов стремления к самосовершенствованию, появлению у них гибкости и адаптивности к изменениям, ориентации на поиск, разработку и внедрение новшеств в практику. При этом, в соответствии с основными закономерностями систем, изменения в одной подсистеме неизбежно приводят к изменениям в других подсистемах (структурно-функциональная и информационно-поведенческой) приводя к трансформации всей системы в целом.
Поэтому в современных социально экономических условиях и условиях реализации ФГОС ДО именно подсистема саморазвития способна обеспечить режим развития ДОО и получение нового качества дошкольного образования.
В соответствии с вышеизложенным, нами было сделано достаточно обоснованное предположение о том, что использование презентации в процессе диссеминации может явиться одним из достаточно эффективных способов изменения системы управления дошкольной образовательной организации.
С целью проверки и подтверждения данного предположения на базе МАДОУ № 394 было проведено настоящее исследование в результате которого нами было теоретически обоснованы и разработаны методические рекомендации по осуществлению процесса диссеминации и презентации диссеминационного продукта, обеспечивающего изменения в системе управления дошкольной образовательной организации.
В ходе проведения исследования нами последовательно решены все заявленные задачи. Проведение эксперимента и последующий анализ его результатов позволили с высокой долей вероятности утверждать, что презентация диссеминационного продукта, при обеспечении всех условий ее реализации является достаточно эффективным средством изменения системы управления дошкольной организации.
Такими условиями являются:
Предварительные поиск, оценка и подготовка диссеминационного продукта к презентации.
Активное воздействие на личность педагога во время презентации.
Организация активного взаимодействия субъектов диссеминации (участников презентации).
Продолжающееся методическое сопровождение, административная поддержка и контроль процесса диссеминации.
На экспериментальном этапе исследования было установлено, что в результате организованного и проведенного мероприятия в МАДОУ № 394 по презентации диссеминационного продукта («Метеоплощадка в ДОО») уровень профессиональной компетентности педагогов повысился, и мотивация на освоение передового педагогического опыта была сформирована.
Таким образом, результаты исследования дают основания сделать следующий вывод: выдвинутая гипотеза о том, что в процессе внедрения ФГОС презентация диссеминационных продуктов при наличии определенных факторов может являться средством изменения в системе управления, подтвердилась.



