Организация деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи детей в разновозрастной группе
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ 6
1.1. Особенности речевого развития детей младшего возраста 6
1.2. Содержание деятельности педагога по формированию ЗКР у детей
младшего возраста в разновозрастной группе 12
1.3. Методы и приемы ЗКР у детей младшего возраста 23
1.4. Основные подходы к организации деятельности педагога по
развитию речи детей дошкольного возраста в разновозрастной группе 33
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ 39
2.1. Выявление готовности педагога к развитию ЗКР детей в
разновозрастной группе 39
2.2. Комплекс мероприятий по организации деятельности педагога по
формированию звуковой культуры речи в разновозрастной группе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ 6
1.1. Особенности речевого развития детей младшего возраста 6
1.2. Содержание деятельности педагога по формированию ЗКР у детей
младшего возраста в разновозрастной группе 12
1.3. Методы и приемы ЗКР у детей младшего возраста 23
1.4. Основные подходы к организации деятельности педагога по
развитию речи детей дошкольного возраста в разновозрастной группе 33
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ 39
2.1. Выявление готовности педагога к развитию ЗКР детей в
разновозрастной группе 39
2.2. Комплекс мероприятий по организации деятельности педагога по
формированию звуковой культуры речи в разновозрастной группе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.
Бытующее мнение о том, что звуко произносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых - будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, - глубоко ошибочно.
В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования.
Принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), в котором одним из приоритетных направлений в педагогике в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Невозможность полноценного речевого общения, бедный словарный запас и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка.
У детей могут возникнуть замкнутость, неуверенность в себе, негативизм. В свою очередь, отклонения в развитии личности ребенка с нарушениями речи в известной мере усугубляет речевой дефект. Такие дети, как правило, либо стараются меньше говорить, либо замыкаются совсем. В результате нарушается одна из основных функций речи - коммуникативная, что еще в большей степени затормаживает речевое развитие.
Развитие речи, в частности - ее звуковой культуры - одна из основных задач дошкольного обучения и воспитания.
Формирование звуковой культуры речи - основополагающий этап в овладении языком как средством общения и познания.
Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. К сожалению, на наш взгляд, механизм формирования звуковой культуры речи младших дошкольников в психолого - педагогической и методической литературе описан в недостаточной степени.
Таким образом, можно обозначить противоречие: с одной стороны, есть потребность в воспитании звуковой культуры речи младших дошкольников, с другой - недостаточное описание механизмов реализации его в образовательном процессе.
Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каким образом можно организовать процесс воспитания звуковой культуры речи на учебных занятиях с младшими дошкольниками,
Объектом исследования является содержание деятельности педагога по формированию ЗКР детей в разновозрастной группе
Предмет исследования: совокупность мероприятий по формированию ЗКР детей в разновозрастной группе.
Цель: теоретически обосновать организацию деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи детей в разновозрастной группе и разработать комплекс мероприятий по формированию звуковой культу речи детей в разновозрастной группе.
Задачи:
1. анализ литературы по теме исследования;
2. подбор диагностического материала;
3. разработка комплекса мероприятий по организации деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи детей в разновозрастной группе.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение за детьми, практический метод (игровые упражнения, исследование артикуляционного аппарата), беседа с воспитателем.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы (50 источников), приложений (2 ед.).
Бытующее мнение о том, что звуко произносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых - будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, - глубоко ошибочно.
В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования.
Принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), в котором одним из приоритетных направлений в педагогике в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Невозможность полноценного речевого общения, бедный словарный запас и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка.
У детей могут возникнуть замкнутость, неуверенность в себе, негативизм. В свою очередь, отклонения в развитии личности ребенка с нарушениями речи в известной мере усугубляет речевой дефект. Такие дети, как правило, либо стараются меньше говорить, либо замыкаются совсем. В результате нарушается одна из основных функций речи - коммуникативная, что еще в большей степени затормаживает речевое развитие.
Развитие речи, в частности - ее звуковой культуры - одна из основных задач дошкольного обучения и воспитания.
Формирование звуковой культуры речи - основополагающий этап в овладении языком как средством общения и познания.
Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. К сожалению, на наш взгляд, механизм формирования звуковой культуры речи младших дошкольников в психолого - педагогической и методической литературе описан в недостаточной степени.
Таким образом, можно обозначить противоречие: с одной стороны, есть потребность в воспитании звуковой культуры речи младших дошкольников, с другой - недостаточное описание механизмов реализации его в образовательном процессе.
Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каким образом можно организовать процесс воспитания звуковой культуры речи на учебных занятиях с младшими дошкольниками,
Объектом исследования является содержание деятельности педагога по формированию ЗКР детей в разновозрастной группе
Предмет исследования: совокупность мероприятий по формированию ЗКР детей в разновозрастной группе.
Цель: теоретически обосновать организацию деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи детей в разновозрастной группе и разработать комплекс мероприятий по формированию звуковой культу речи детей в разновозрастной группе.
Задачи:
1. анализ литературы по теме исследования;
2. подбор диагностического материала;
3. разработка комплекса мероприятий по организации деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи детей в разновозрастной группе.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение за детьми, практический метод (игровые упражнения, исследование артикуляционного аппарата), беседа с воспитателем.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы (50 источников), приложений (2 ед.).
Развитие речи, в частности - ее звуковой культуры - одна из основных задач дошкольного обучения и воспитания. Формирование звуковой культуры речи - основополагающий этап в овладении языком как средством общения и познания.
К концу третьего года речь ребенка начинает выполнять свою основную функцию - использоваться как средство общения с другими людьми и, прежде всего, с взрослыми. Причины для обращения к взрослым весьма разнообразны: это просьба помочь в чем-то, как жалоба, так и выражение своих желаний. Предпосылкой проявления речевой активности ребенка является игровая, двигательная активность, общение со взрослым, организация специальных занятий, способствующих развитию речи.
Чем младше дети, тем меньше они способны анализировать свое произношение. Их интересует содержание речи, их привлекают ее интонации, выразительность, они не замечают недостатков произношения отдельных звуков. После 2-3 года дети уже могут заметить неправильное произношение своих друзей и только потом начинают обращать внимание на свое произношение и постепенно совершенствовать его.
В ФГОС ДО выделяют 4 основные направления развития детей и 10 образовательных областей, которые не должны реализовываться в ДОУ в «чистом» виде:
- коммуникативно-личностное развитие;
- познавательно-речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Выделяют следующие методы и методики воспитания звуковой культуры речи:
- дидактические игры;
- хороводные или подвижные игры;
- дидактические рассказы с включением учебных заданий для детей (повторять слова со сложным звуком, изменять высоту голоса и т. д.);
- метод упражнений (запоминание и повторение знакомых упражнений на языке, игра «Подуем на пух» и т. д.).
Для выявления готовности педагога к развитию ЗКР детей в разновозрастной группе использовался опросник, включающий 9 вопросов.
В целом педагоги владеют информацией о формировании ЗКР детей младшего возраста, но не владеют информацией о решении задач по формированию ЗКР в разновозрастной группе. Для воспитателей были разработаны следующие рекомендации.
1. Педагогам применять в практике работы современные технологии по развитию ЗКР дошкольников. Использовать разнообразные методы и приемы ЗКР, точно формулировать вопросы и добиваться от детей правильных ответов на поставленный вопрос.
2. В свободном общении взрослых с детьми работу по формированию мотивации к речевым действиям, планируя словесные игры, игры-упражнения для детей на формирование навыка использования правильной интонации в собственной речи, на развитие восприятия тембровой окраски голоса, использовать упражнения на дыхание, использовать познавательные и речевые игры.
3. Воспитателям проявлять активную позицию в вопросах самообразования.
4. Принимать участие в консультациях, педагогических часах, семинарах, тренингах организуемых в ДОУ. Обращаться за методической помощью к старшим воспитателям и специалистам ДОУ.
К концу третьего года речь ребенка начинает выполнять свою основную функцию - использоваться как средство общения с другими людьми и, прежде всего, с взрослыми. Причины для обращения к взрослым весьма разнообразны: это просьба помочь в чем-то, как жалоба, так и выражение своих желаний. Предпосылкой проявления речевой активности ребенка является игровая, двигательная активность, общение со взрослым, организация специальных занятий, способствующих развитию речи.
Чем младше дети, тем меньше они способны анализировать свое произношение. Их интересует содержание речи, их привлекают ее интонации, выразительность, они не замечают недостатков произношения отдельных звуков. После 2-3 года дети уже могут заметить неправильное произношение своих друзей и только потом начинают обращать внимание на свое произношение и постепенно совершенствовать его.
В ФГОС ДО выделяют 4 основные направления развития детей и 10 образовательных областей, которые не должны реализовываться в ДОУ в «чистом» виде:
- коммуникативно-личностное развитие;
- познавательно-речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Выделяют следующие методы и методики воспитания звуковой культуры речи:
- дидактические игры;
- хороводные или подвижные игры;
- дидактические рассказы с включением учебных заданий для детей (повторять слова со сложным звуком, изменять высоту голоса и т. д.);
- метод упражнений (запоминание и повторение знакомых упражнений на языке, игра «Подуем на пух» и т. д.).
Для выявления готовности педагога к развитию ЗКР детей в разновозрастной группе использовался опросник, включающий 9 вопросов.
В целом педагоги владеют информацией о формировании ЗКР детей младшего возраста, но не владеют информацией о решении задач по формированию ЗКР в разновозрастной группе. Для воспитателей были разработаны следующие рекомендации.
1. Педагогам применять в практике работы современные технологии по развитию ЗКР дошкольников. Использовать разнообразные методы и приемы ЗКР, точно формулировать вопросы и добиваться от детей правильных ответов на поставленный вопрос.
2. В свободном общении взрослых с детьми работу по формированию мотивации к речевым действиям, планируя словесные игры, игры-упражнения для детей на формирование навыка использования правильной интонации в собственной речи, на развитие восприятия тембровой окраски голоса, использовать упражнения на дыхание, использовать познавательные и речевые игры.
3. Воспитателям проявлять активную позицию в вопросах самообразования.
4. Принимать участие в консультациях, педагогических часах, семинарах, тренингах организуемых в ДОУ. Обращаться за методической помощью к старшим воспитателям и специалистам ДОУ.
Подобные работы
- Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности дошкольной образовательной организации по речевому развитию детей
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Формирование словаря детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Формирование лексикона ребенка младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017



