Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи детей в разновозрастной группе

Работа №99100

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2017
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
189
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ 6
1.1. Особенности речевого развития детей младшего возраста 6
1.2. Содержание деятельности педагога по формированию ЗКР у детей
младшего возраста в разновозрастной группе 12
1.3. Методы и приемы ЗКР у детей младшего возраста 23
1.4. Основные подходы к организации деятельности педагога по
развитию речи детей дошкольного возраста в разновозрастной группе 33
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ 39
2.1. Выявление готовности педагога к развитию ЗКР детей в
разновозрастной группе 39
2.2. Комплекс мероприятий по организации деятельности педагога по
формированию звуковой культуры речи в разновозрастной группе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65


Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.
Бытующее мнение о том, что звуко произносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых - будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, - глубоко ошибочно.
В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования.
Принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), в котором одним из приоритетных направлений в педагогике в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Невозможность полноценного речевого общения, бедный словарный запас и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка.
У детей могут возникнуть замкнутость, неуверенность в себе, негативизм. В свою очередь, отклонения в развитии личности ребенка с нарушениями речи в известной мере усугубляет речевой дефект. Такие дети, как правило, либо стараются меньше говорить, либо замыкаются совсем. В результате нарушается одна из основных функций речи - коммуникативная, что еще в большей степени затормаживает речевое развитие.
Развитие речи, в частности - ее звуковой культуры - одна из основных задач дошкольного обучения и воспитания.
Формирование звуковой культуры речи - основополагающий этап в овладении языком как средством общения и познания.
Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. К сожалению, на наш взгляд, механизм формирования звуковой культуры речи младших дошкольников в психолого - педагогической и методической литературе описан в недостаточной степени.
Таким образом, можно обозначить противоречие: с одной стороны, есть потребность в воспитании звуковой культуры речи младших дошкольников, с другой - недостаточное описание механизмов реализации его в образовательном процессе.
Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каким образом можно организовать процесс воспитания звуковой культуры речи на учебных занятиях с младшими дошкольниками,
Объектом исследования является содержание деятельности педагога по формированию ЗКР детей в разновозрастной группе
Предмет исследования: совокупность мероприятий по формированию ЗКР детей в разновозрастной группе.
Цель: теоретически обосновать организацию деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи детей в разновозрастной группе и разработать комплекс мероприятий по формированию звуковой культу речи детей в разновозрастной группе.
Задачи:
1. анализ литературы по теме исследования;
2. подбор диагностического материала;
3. разработка комплекса мероприятий по организации деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи детей в разновозрастной группе.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение за детьми, практический метод (игровые упражнения, исследование артикуляционного аппарата), беседа с воспитателем.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы (50 источников), приложений (2 ед.).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие речи, в частности - ее звуковой культуры - одна из основных задач дошкольного обучения и воспитания. Формирование звуковой культуры речи - основополагающий этап в овладении языком как средством общения и познания.
К концу третьего года речь ребенка начинает выполнять свою основную функцию - использоваться как средство общения с другими людьми и, прежде всего, с взрослыми. Причины для обращения к взрослым весьма разнообразны: это просьба помочь в чем-то, как жалоба, так и выражение своих желаний. Предпосылкой проявления речевой активности ребенка является игровая, двигательная активность, общение со взрослым, организация специальных занятий, способствующих развитию речи.
Чем младше дети, тем меньше они способны анализировать свое произношение. Их интересует содержание речи, их привлекают ее интонации, выразительность, они не замечают недостатков произношения отдельных звуков. После 2-3 года дети уже могут заметить неправильное произношение своих друзей и только потом начинают обращать внимание на свое произношение и постепенно совершенствовать его.
В ФГОС ДО выделяют 4 основные направления развития детей и 10 образовательных областей, которые не должны реализовываться в ДОУ в «чистом» виде:
- коммуникативно-личностное развитие;
- познавательно-речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Выделяют следующие методы и методики воспитания звуковой культуры речи:
- дидактические игры;
- хороводные или подвижные игры;
- дидактические рассказы с включением учебных заданий для детей (повторять слова со сложным звуком, изменять высоту голоса и т. д.);
- метод упражнений (запоминание и повторение знакомых упражнений на языке, игра «Подуем на пух» и т. д.).
Для выявления готовности педагога к развитию ЗКР детей в разновозрастной группе использовался опросник, включающий 9 вопросов.
В целом педагоги владеют информацией о формировании ЗКР детей младшего возраста, но не владеют информацией о решении задач по формированию ЗКР в разновозрастной группе. Для воспитателей были разработаны следующие рекомендации.
1. Педагогам применять в практике работы современные технологии по развитию ЗКР дошкольников. Использовать разнообразные методы и приемы ЗКР, точно формулировать вопросы и добиваться от детей правильных ответов на поставленный вопрос.
2. В свободном общении взрослых с детьми работу по формированию мотивации к речевым действиям, планируя словесные игры, игры-упражнения для детей на формирование навыка использования правильной интонации в собственной речи, на развитие восприятия тембровой окраски голоса, использовать упражнения на дыхание, использовать познавательные и речевые игры.
3. Воспитателям проявлять активную позицию в вопросах самообразования.
4. Принимать участие в консультациях, педагогических часах, семинарах, тренингах организуемых в ДОУ. Обращаться за методической помощью к старшим воспитателям и специалистам ДОУ.



1. Алексеева, М. М., Яшина, В. И. Методика развития речи и
обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
[Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.rU/Books/4/0018 (дата обращения: 30.10.2017).
2. Алёхина, Ю. В. Инновационные технологии когнитивного развития детей в процессе логопедических занятий [Текст] / Ю. В. Алёхина // Науковедение. - 2013. - № 5 (18). - С. 1-9.
3. Алиева, К. И. Чтение художественной литературы как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста [Текст] / К. И. Алиева // Пед. опыт: теория, методика, практика. - 2016. - № 4 (9). - С. 219-221.
4. Антропова, Т. А. Страна чудесных слов [Текст] : методическое пособие / Т. А. Антропова, Г. А. Мареева. - М. : ТЦ Сфера, 2017. - 64 с.
5. Арсеньева, М. В. Изучение особенностей репродуктивной и
творческой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием произведений детской художественной литературы и определение путей их коррекции / М. В. Арсеньева // Вестн. Томск. гос. пед. ун-та. - 2015. - № - 7. - С. 16-20. [Электронный ресурс]. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=23788627 (дата обращения: 28.10.2017).
6. Арсеньева, М. В. Изучение творческой деятельности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с использованием произведений детской художественной литературы [Текст] / М. В. Арсеньева, Л. Б. Баряева // Вестн. Томск. гос. пед. ун-та. - 2014. - № 1. - С. 100-104.
7. Афанасьева, О. В. Организация работы по развитию речи детей дошкольного возраста в Монтессори-образовании / О. В. Афанасьева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 

https://elibrary.ru/item.asp?id=21156242 (дата обращения: 28.10.2017).
8. Балаева, Е. С. Предпосылки внедрения инновационных
технологии в содержание традиционного дошкольного образования / Е. С. Балаева // European science review. - 2014. - №1-2. - С. 61-65.
[Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21650288 (дата обращения: 26.10.2017).
9. Баранова, В. В. Содержание и методы развития связной речи детей в изобразительной деятельности / В. В. Баранова // Научно - методический электронный журнал Концепт. - 2014. - № 5. - С. 81-85. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21577617 (дата обращения 07.10.2017).
10. Барташкина, Г. В. Сказка как средство развития связной повествовательной речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Г. В. Барташкина // Научное сообщество студентов : сб. материалов IX Междунар. студ. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». - 2016. - С. 68-70.
11. Белова, А. А. Формирование у младших школьников умений коммуникативного взаимодействия на уроках литературного чтения / А. А. Белова // Время науки - The Times of Science. - 2014. - № 2. - С. 65-69. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7formirovanie-u- mladshih-shkolnikov-umeniy-kommunikativnogo-vzaimodeystviya-na-urokah- literaturnogo-chteniya(дата обращения 07.10.2017).
12. Галкина, И. А. Индивидуальный подход в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И. А. Галкина // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Сер.: Педагогика, психология. - 2013. - № 2 (13). - С. 69-71.
13. Гетманова, Е. В. Формирование способности к сочинению сказок как метод речевого развития дошкольников [Текст] / Е. В. Гетманова, Н. А. Коптева // Психология и педагогика: методика и проблемы практ. применения. - 2015. - № 43. - С. 164-168.
14. Гризик, Т. И. Речевое развитие детей 3-4 лет [Текст] : метод. пособие для воспитателей / Т. И. Гризик. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2017. - 78 с.
15. Груздева, М. В. Особенности развития образной речи у детей дошкольного возраста [Текст] / М. В. Груздева // Царскосельские чтения: материалы XIX междунар. науч. конф. - СПб., 2015. - С. 31-35.
16. Гурова, И. В. Технология обучения детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок [Текст] / И. В. Гурова // Самар. науч. вестн. - 2013. - № 4. - С. 63-65.
17. Гуськова, А. А. Речевое развитие детей 6-7 лет на основе пересказа [Текст] : пособие в 2 ч. / А. А. Гуськова. - М. : ТЦ Сфера, 2016.
18. Далидович, А. И. Самая первая книга малыша: все темы, необходимые для развития малыша! Для чтения взрослыми детям [Текст] /
А. И. Далидович. - М. : Эксмодетство Эксмо, 2016. - 158 с.
19. Ельцова, О. М. Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета [Текст] / О. М. Ельцова, Л. В. Прокопьева. - СПб. : Детство-Пресс,
2016. - 191 с.
20. Занятия по развитию речи детей 4-5 лет [Текст] : метод. пособие / О. Е Громова, А. Ю. Кабушко, Г. Н. Соломатина. - М. : ТЦ Сфера, 2017. - 172 с.
21. Зинченко, Г. П. Значимость сказки в психологическом развитии
дошкольников / Г. П. Зинченко, И. С. Булах // European Journal of Education and Applied Psychology. - 2015. - № 1. - С. 59-63. [Электронный ресурс]. URL: http://ew-a.org/upload/iblock/aee/Psychology_1 -2015.pdf (дата
обращения: 04.09.2017).
22. Колодезникова, С. И. Особенности восприятия литературного произведения младшими школьниками [Текст] / С. И. Колодезников // Сиб. пед. журн. - 2006. - № 6. - С. 139-143.
23. Кондрашина, О. Е. Педагогические условия речевого развития дошкольников [Текст] / О. Е. Кондрашина // Вестн. ТГУ. - 2013. - № 5. - С. 112-116.
24. Крупенчук, О. И. Стихи для развития речи: развитие интеллекта, улучшение координации движений, тренировка памяти, коррекция произношения: для детей 4-6 лет [Текст] / О. И. Крупенчук. - СПб. : Литера, 2016. - 61 с.
25. Лебедева, И. Н. Связная речь: речь в общении и речь в деятельности [Текст] / И. Н. Лебедева // Специальное образование. - 2011. - № 4. - С. 138-166.
26. Левшина, Н. И. Современные подходы к методике развития
связной речи дошкольников / Н. И. Левшина, Л. В. Градусова // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2, ч. 9. - С. 1988-1992.
[Электронный ресурс]. URL: https://fundamental-
research.ru/ru/article/view?id=37347(дата обращения: 25.10.2017).
27. Максаков, А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений / А. И. Максаков. - 2-е изд. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 64 с.
28. Машковцева, Л. М. К вопросу изучения возможностей сочинения сказок детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / Л. М. Машковцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 27. - С. 36-40.
29. Османова, Г. А. Стихи для улучшения произношения и развития речи: для детей 5+ лет [Текст] / Г. А. Османова. - СПб. : Литера, 2016. - 30 с.
30. Павлова, Е. А. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Павлова, Л. В. Попова // Междунар. студ. науч. вестн. - 2016. - № 5-3. - С. 384.
31. Пеньковская, Г. А. Роль информационно-коммуникационных технологий как инновационного аспекта в реализации ФГОС ДО [Текст] / Г. А. Пеньковская, Т. А. Сидина, А. А. Тараканова // Вестн. Бурятского гос. ун-та. - 2014. - № 1/4. - С. 26-31.
32. Привалова, С. Е. Роль речевого общения в личностном развитии дошкольника [Текст] / С. Е. Привалова // Педагогическое образование в России. - 2009. - № 2. - С. 92-99.
33. Развитие речи детей 6-7 лет : программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения [Текст] : учеб.-метод. пособие / авт.-сост. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : Вентана-Граф, 2016. - 287 с.
34. Русские народные сказки [Текст] : [для занятий взрослых с детьми (текст читают взрослые) : для дошкольного возраста : 0+] / [обработка О. Капицы ; пересказ В. Аникина, М. Михайлова ; худож. Б. Тржемецкий и др.]. - М. : АСТ, 2016. - 47 с.
35. Смольникова, Н. Г. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. Г. Смольникова // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 12. - С. 21-23.
36. Сотова, И. А. Дифференцированное обучение устному пересказу как особому виду творческой деятельности [Текст] / И. А. Сотова, Е. Л. Парфенова // Русский язык в школе. - 2012. - № 8. - С. 8-13.
37. Сохин, Ф. А. Задачи развития речи // Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 1984. - 223 с.
38. Теремкова, Н. Э. Перессказ - действенное средство развития связной речи у дошкольников [Текст] / Н. Э. Теремкова // Дошкольная педагогика. - 2015. - № 4. - С. 13-15.
39. Тихонова, Е. Б. Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. Б. Тихонова // Филологическое образование в период детства. - 2013. - Т. 20. - С. 110-112.
40. Томилова, С. Д. Теоретико-методические основы развития художественно-речевых умений ребенка старшего дошкольного возраста [Текст] / С. Д. Томилова // Образование и наука. - 2010. - № 1. - С. 70-84.
41. Томилова, С. Д. Формирование художественно -речевых умений старших дошкольников в процессе творческого рассказывания [Текст] / С. Д. Томилова // Педагогическое образование в России. - 2009. - № 2. - С. 100-107.
42. Уровни речевого развития дошкольников с предполагаемой речевой нормой, как помощь педагогу в реализации ФГОС [Текст] / А. В. Казанникова, Е. В. Буйнова, В. А. Свинухова, М. А. Фролова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.
-2014. - № 35, ч. 2. - С. 92-97.
43. Ушакова, О. С. Развитие речи детей 6-7 лет [Текст] : пособие для занятий с дошкольниками / О. С. Ушакова. - М. : Вентана-Граф, 2016. - 46с.
44. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : Учеб-метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Е. М. Струнина, О. С. Ушакова. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
45. Федосова, Н. А. От звука к слову : пособие для детей 4-5 лет [Текст] : для чтения взрослыми детям / Н. А. Федосова. - М. : Просвещение,
2017. - 31 с.
46. Шадрина, Л. Г. Особенности развития связной образной речи детей старшего дошкольного возраста и пути ее формирования [Текст] / Л. Г. Шадрина, Е. Н. Судакова // Сибирский педагогический журнал. - 2011.
- № 3. - С. 220-228.
47. Шадрина, Л. Г. Развитие предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Л. Г. Шадрина // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. Сер.: Педагогика, психология. - 2012. - № 4. - С. 326-329.
48. Шатрова, С. А. Влияние литературных произведений на развитие художественной речи дошкольника / С. А. Шатрова // Концепт. - 2013. - №8. 

https://cyberleninka.ru/article/n7vliyanie-literaturnyh-proizvedeniy-na-razvitie-hudozhestvennoy-rechi-doshkolnika (дата обращения: 29.10.2017).
49. Шорохова, О. А. Особенности подготовки воспитателей к развитию языковой личности дошкольника [Текст] / О. А. Шорохова // Научные исследования в образовании. - 2007. - № 1. - С. 140-143.
50. Яковенко, И. В. Применение инновационных технологий в процессе формирования предпосылок речевого развития у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта [Текст] / И. В. Яковенко,
B. В. Боброва // Педагогика и психология: тенденции и перспективы развития : сб. науч. тр. по итогам междунар. науч.-практ. конф. - 2015. -C. 89-92.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ